Реферат по предмету "Социология"


Социальный конфликт: содержание, причины, кумулятивная природа, структура, механизмы разрешения

Московскийинститут права
Юридическийфакультет
Дисциплина:Социология

Курсоваяработа
СтудентаЛарионовой Анны Дмитриевны
 
На тему: «Социальный конфликт: содержание, причины,кумулятивная природа, структура, механизмы разрешения»
Москва
Содержание    Введение
1.   Понятиео социальном конфликте
1.1.    Сущностьконфликта и его функции
1.2.    Видыконфликтов
1.3.    Особенностисоциальных конфликтов в современном российском обществе2.  Основныехарактеристики социальных конфликтов2.1.    Причинысоциальных конфликтов
          2.2.    Структура социального конфликта
2.3.    Этапыи стадии развития социальных конфликтов
      3. Механизмыразрешения социального конфликта
3.1.    Технологияпредупреждения конфликтов
3.2.    Формыи критерии завершения конфликта
3.3.    Условияи факторы, влияющие на успешное разрешение социального  конфликта
Заключение
Список литературы
Введение
Каждыйчеловек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтамиразного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой.Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы несмогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кеммы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либоцель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбранынеудачно, либо мы не смогли  верно оценить сложившуюся ситуацию иобстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенноперерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности,социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты всовременном российском обществе органически связаны с его переходным состояниеми противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из нихлежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода крыночным отношениям.
 Образованиеновых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущеенеравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новоесоциальное противоречие в обществе
междуэлитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массойнарода, которого отстранили от собственности и от власти.
 Конфликтыв современных условиях отличаются остротой и частым  применением насилия. Наоснове углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениямразличных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатомстановятся социальные конфликты.
 Конфликтыформируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются какполитические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все ониотносятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой видборьбы и противоборства между общностями и социальными силами.
Знаниеконфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только болееспокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.Этим и объясняется актуальностьвыбранной темы.В рамках социологии дажесложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социологияконфликта”. Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьмабогатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоениетеоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направлениясоциологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливалисьзнания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, обэкономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить вниманиена социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны,общетеоретические проблемы конфликта, а с другой — практические методы анализаи разрешения конфликтов разного рода.
Всовременной литературе по социальным конфликтам сложившиеся социологическиенаправления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какоеместо в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта.Такое подразделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного историкасоциологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из нынеживущих  — Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которыхпроблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальныхпроцессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное вниманиеуделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы нестолько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
Этоделение направлений социологических теорий можно признать верным лишь сопределенной долей условности. Главным образом оно основывается напротивопоставлении  функционализма и социологии конфликта, сформулированнымРальфом Дарендорфом. Тему социальных конфликтов можно отнести к числу хорошоразработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося обществаэта проблема не может быть решена раз и навсегда, социальные конфликтыпо-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуютновых подходов к своему решению.Исходяиз этих предпосылок и актуальности темы мы можем определить основную цельнастоящей работы – изучить социальный конфликт как комплексное социальноеявление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующиеконкретные задачи:·    Определитьместо социального конфликта в современном мире и в российском обществе вчастности·    изучить  и дать краткуюхарактеристику существующим теориям социальных конфликтов·    на основе изученных  различныхконцепций и теоретических подходов к пониманию социального конфликта дать своекомплексное определение данного термина·    рассмотреть  основныехарактеристики социальных конфликтов, причины и последствия, структуру, этапы·    выявить способы разрешениясоциальных конфликтов, как классические, универсальные, так и методы решения специфических социальных конфликтов, возникающих в современном российскомобществе на фоне его коренной реформацииТакимобразом, в ходе работы будет уделяться особое внимание социальным конфликтам всовременном, сложном, постоянно меняющемся российском обществе.
1.Понятиео социальном конфликте
1.1.    Сущность конфликта и его функции
Наиболееширокое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одномиз них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьмашироко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомнимантичных философов).
Другой подход заключается впонимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такоеопределение конфликта дает психологический словарь.
Мывозьмем за основу следующее определение конфликта:
под конфликтомпонимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающихв процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликтаи обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Необходимымии достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектовсоциального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. Атакже состояние противоборства между ними.
Еслисубъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативныхэмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляютих,  то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействиесубъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении,деятельности.
Функцииконфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может игратьположительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующихсторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своегоразвития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликтконструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может бытьустранение противоречия, то целью другой стороны может  быть  сохранениестатус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия безпротивоборства.
Итак,по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные идеструктивные функции.
Конструктивныефункции[1]:
·   Конфликтустраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства  организации  деятельности, ошибок управления, выполненияобязанностей и т.п.
·   Конфликтпозволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенностилюдей,  участвующих в нем..
·   Конфликт позволяет  ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакциейучастников на конфликтную ситуацию.
·   Конфликтслужит источником развития  личности,  межличностных отношений.  
·   Конфликт может  улучшить  качество индивидуальной деятельности.
·   Приотстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников,заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. 
·   Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждениюличности.
Деструктивныефункции:
·    Выраженноенегативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояниеучастников. 
·    Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием,  травмированием оппонентов.
·    Конфликт сопровождается  стрессом. 
·    Конфликт формирует  негативный  образ другого — «образ врага».

1.2.Виды конфликтов
Классификацияконфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов.Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требуетопределенной тактики его разрешения или предупреждения.
Вконфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли этопсихики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базиснаяклассификация конфликта производится именно по характеру и особенностямучаствующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядитследующим образом: ТИП
Конфликты с участием человека
зооконфликты
 
социальные
 
Внутриличностные
 
интерапсихические
 
зоосоциальные
В
 
И
 
Д Межличностные Между «хочу» и «хочу» Между двумя животными Между личностью и группой Между «могу» и «не могу» Между малыми социальными группами Между «хочу» и «не могу» Между животным и группой Между средними социальными группами Между «нужно» и «нужно» Между большими социальными группами Между «хочу» и «нужно» Между группами животных Межгосударственные Между «нужно» и «не могу» Межкоалиционные
Крометого, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, заудовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархиейпотребностей А.Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать,выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности изащищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.
Вслучае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в видепотребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтовбудет иметь еще и следующий вид: Тип конфликта ресурсный Статусно-ролевой из-за идей, норм и принципов
Объект удовлетворения потребностей ресурсы Статус в группе, роль в межличностных отношениях Идея, норма, принцип
потребности материальные социальные духовные
Существуетмножество классических типологий социальных конфликтов.
   Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделитьна реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).
   А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну  схему,выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры.
   Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и    деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные,     антагоническиеи компромиссные.
 Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных  обществах.
Такимобразом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по совейприроде, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаевявляется столкновением интересов человека как части общества, следовательно, всамом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным. Рассмотримособенности социальных конфликтов, их отличия от других видов столкновений вследующей главе. Особое внимание будет уделено социальным конфликтам вроссийском обществе.

1.3.Особенности социальных конфликтов в современномроссийском обществе
Социальнаянеоднородность общества, различие в уровне  доходов, власти, престиже и  т. д.нередко  приводят  к  конфликтам.  Конфликты  являются  неотъемлемой частьюобщественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это  обуславливает  пристальное внимание  социологов кисследованию конфликтов.
Внашей  стране сложилась  традиция объяснения  социальных  конфликтов черезобъективное  противоречие интересов  больших социальных  групп, которые диктуют сторонам  логику, продолжительность,  степень напряженности борьбы заудовлетворение  насущных потребностей. Но не следует  объективные противоречия  социальных групп отождествлять  с конфликтами.  Конфликт  всегда связан с  субъективным осознанием  людьми противоречивости  своих интересов какчленов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождаютоткрытые или закрытые конфликты  только  тогда,  когда они глубоко переживаютсялюдьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Противоречияпронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную.Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества.Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах  жизниразличных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике,политике, культуре. Проявлением  кризиса общества служит резкий  подъемсоциальной  напряженности. Социальное  напряжение нередко перерастает вконфликт.
Конфликт– «это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядовоппонентов или субъектов взаимодействия»[2].Английский социолог Э. Гидденс  дал такое  определение конфликта: “Подконфликтом я имею в виду реальную  борьбу между действующими людьми илигруппами, независимо от того, каковы истоки  этой борьбы, ее  способы исредства, мобилизуемые каждой из сторон”[3].Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа,социальная  общность  в той или иной  степени  подвержены  конфликтам.  Широкоераспространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученыхспособствовали  возникновению  специальной  отрасли  социологического  знания — конфликтологии.
Конфликтами охвачены все сферы жизни российскогообщества. Наиболее острыми и опасными являются конфликты в политической сфере,особенно в сферах власти, социально-экономических и межнациональных отношений.
Природа социальных конфликтов долгое время быласвязана с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основеконфликтов, развивающихся в новых условиях в новом российском государстве иобществе после распада СССР. Хотя в некоторых из них (например, вмежэтнических) можно обнаружить и “остаточные” противоречия, уходящие втоталитарное прошлое, но и они свои основные импульсы получили от процессовперехода к рынку и рыночным отношениям.
Глубокие корни конфликтной ситуации в Россиипрослеживаются, прежде всего, через отношения неравенства крупных социальных групп– субъектов соответствующих интересов. Интенсивное образование новых социальныхгрупп, прежде всего класса собственников и предпринимателей, “новых русских”,создавших свои политические организации, консолидация на новой основе бывшейноменклатуры и формирование соответствующей политической и правящей элиты ит.д., стало основой возникновения множества конфликтов. Действует новоесоциальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различныегруппы новых реальных собственников, господствующих в рыночных отношениях, иогромной массой народа, отстраненной в ходе приватизации от собственности, а входе политической борьбы за власть – от самой власти.
Конфликты в России отличаются особой остротой,частым применением насилия и т.д. И дело не только в отсутствииинституциональных основ регулирования и легитимности принятых решений. В Россииисторически утвердилась “конфронтационная политическая культура”, несущая всебе нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим. Тоталитарная идеология иформулы “кто не с нами, тот против нас”, “если враг не сдается, его уничтожают”и другие, пустили глубокие корни в обыденном сознании. Такая политическая“культура” как бы воспроизводится в различных структурах и институтах общества,государственной власти, не просто затрудняя, но и делая порой невозможнымпереход от состояния конфронтации к диалогу[4].
Социальный конфликт в переходном обществе Россииявился результатом и практическим выражением такого обострения социальныхпротиворечий в ходе углубления его кризисного состояния, которое приводит кстолкновению различных политических и социальных сил и общностей – классов,демографических и профессиональных групп, наций, этносов и этнических групп,движений и т.д. — на основе осознания индивидами, составляющими эти общности исилы, противоположности своих интересов, целей и социальных позиций в ихпротивостоянии с другой стороной[5].Именно в условиях кризиса и экономического упадка, разгула инфляции объективныепротивоположности быстро перерастают в субъективные противостояния. В ходеперерастания противоположностей в конфликт аморфные квазигруппы, объединенныепредполагаемым единством интересов, возникающих на основе общих социальныхпозиций, трансформируются в группы интересов с осознанными целями исформулированными программами.
Социальные конфликты в России обычно эмоциональносильно окрашены, в них много иррационального (особенного в межэтническихконфликтах), надуманного в представлениях индивида о своих интересах как опротивоположных интересам другой стороны[6].Но эти представления и составляют реальность, они двигают и обостряют конфликт.Они в любом случае реально выражают, пусть не всегда четко, полно, пусть дажедеформированно, суть, главные особенности социальных противоречий, лежащих воснове данного конфликта.
Наконец, конфликты в России называют социальными,хотя они формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются какполитические, социально-экономические, духовные, национальные и т.д. В широком,общетеоретическом смысле все они относятся к категории социального конфликта,под которым обычно понимают любой вид борьбы и противоборства между общностямии социальными силами, группами людей, если они преследуют какие-либо социальнозначимые цели. Важно, чтобы индивиды, участвующие в конфликте, выражали не своисугубо личные цели, интересы и ценности, а выступали как типичные представителибольшой социальной группы. Иначе конфликт носил бы не социальный, асоциально-психологический, межличностный, индивидуальный характер.

2.Основные характеристики социальных конфликтов2.1.    Причинысоциальных конфликтов
Совершенноочевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не всостоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешногоразрешения и уж тем более для предупреждения.
Существуетчетыре группы причин конфликтов[7]:
/> объективные
организационно- управленческие
/>социально-психологические
личностные
объективные
субъективные
Объективныепричины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногдаони могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут толькоповодом, искусственно придуманным человеком.
Субъективныепричины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановкаперерастает  в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации учеловека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ееразрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностейчеловек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бываетодного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувствоответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно,сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, сначальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш«противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.
Разумеется,в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Граньпровести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людейконфликтогенна, для других — нет, поэтому и сами объективные причины во многомсубъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны,потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многомформируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.
И,тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.
Кчислу наиболее частныхобъективных причин можно отнести следующие[8]:
естественноестолкновение материальных и духовных интересов людей в процессежизнедеятельности.слабаяразработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.Втораягруппа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческийхарактер.  Этим причинам элемент субъективизма присущ  в  несколько  большейстепени по сравнению с объективными причинами.  Организационно-управленческиепричины конфликтов связаны  с  созданием и функционированием организаций,коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов  заключаютсяв несоответствии структуры организации  требованиям  деятельности, которой оназанимается. Структура организации должна определяться задачами, которые этаорганизация будет  решать  или  решает, структура создается  под задачи. Однакодобиться  идеального  соответствия структуры организации решаемым  задачампрактически невозможно.
Третьягруппа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причинстановятся возможные значительные потери информации и искажение информации впроцессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

 2.2.Структура социального конфликта Конфликт как многомерное явление  имеет  свою  структуру. Иногда структура  рассматривается   как  устройство,  порядок расположения элементов.Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так  как  наряду с тем,  чтоон является системой, конфликт представляет собой процесс.  поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта,обеспечивающих его целостность,  тождественность самому  себе, отличие отдругих явлений социальной жизни,  без которых он не может существовать какдинамически  взаимосвязанная  целостная система и процесс.
Каждаяконфликтная  ситуация  имеет  объективное  содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержанияконфликтной ситуации.1.  Участникиконфликта.  В любом  социальном  конфликте, будь то межличностный или межгосударственныйконфликт,  основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать вконфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликтпо  вертикали)  или  как  юридические  лица (представители учреждений  иорганизаций).  2.  Предмет конфликта. Как мы отмечали ранее, ядромлюбого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересови целей сторон. 3. Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждомслучае не всегда удается.  Объект является ядром  проблемы.  Объектом конфликтаможет   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная(идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятсяоба оппонента.
4.Микро-  и  макросреда — условия,  в которых действуютучастники. Микросреда — ближайшее окружение сторон. Макросреда — социальныегруппы, представителем которых является сторона и качества которых онаунаследовала.
Помимообъективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие — устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятиеконфликтной ситуации, т.е.  те информационные модели конфликта, которые имеютсяу каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют своеповедение в конфликте.  Теперь следует разобраться в некоторых составляющихсоциального конфликта, которые выделил С. Фролов. Любое вмешательство,создающее преграду в удовлетворении потребностей индивида или социальнойгруппы, можно назвать блокадой.      При появлении блокады от человека илисоциальной группы требуются переоценка ситуации, отказ от желаемой потребностиили постановка новой цели, принятие нового плана действий. Ситуацияблокирования — это всегда некоторое первоначальное замешательство различнойстепени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение кновым действиям, поиск обходных путей. Встреча человека или социальной группы снепреодолимым затруднением в удовлетворении желаемой потребности вызываетфрустрацию.   Реакция на фрустрацию может развиваться по двум вариантам:отступление от намеченных целей или агрессия. Агрессивное поведение может бытьнаправлено на другого человека, группу людей. С этого момента, собственно, иначинается социальный конфликт.     Однако далеко не всякое состояниефрустрации и вызванное им эмоциональное напряжение приводят к социальномуконфликту. Эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетвореннымипотребностями, должно перейти некую границу, за которой агрессия выступает в форменаправленного социального действия. Эта граница определяется состояниемобщественного страха, авторитетом властных структур, культурными нормами,действием социальных институтов. Если в обществе или социальной группепроисходят процессы дезорганизации, снижаются авторитет и эффективностьдействий социальных институтов, то участники социального конфликта легкопереходят грань, отделяющую их от самого конфликта.
2.3. Этапы и стадии развитиясоциальных конфликтов
Любойконфликт имеет временные границы — начало и окончание конфликта.   Началоконфликта  характеризуется  возникновением  первых актов противодействия.Конфликт считается  начавшимся  в  случае совпадения трех условий[9]:
    * один  участник  сознательно и активно действует в ущерб другому участнику(как физически, так и морально, информационно);
    * второй участник осознает, что указанные действия направлены против егоинтересов;
    * второй  участник  в связи  с этим предпринимает активные действия поотношению к первому участнику.
    Окончание конфликта  -  прекращение  действий друг против друга.     Вдинамике  конфликта  можно выделить следующие периоды и этапы:
    Латентный период (предконфликт) включает этапы:
    Возникновение объективной проблемной ситуации — существует противоречие междусубъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.
    Осознание объективной проблемной ситуации — восприятие реальности какпроблемной и понимание необходимости  предпринять какие-то действия.
    Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтнымиспособами(убеждением,  разъяснением, просьбами, информированием).
     Предконфликтная ситуация -  ситуация воспринимается  как наличие угрозы  безопасности,  общественным интересам однойиз сторон взаимодействия,  что провоцирует конфликтное поведение.
    Открытый период часто называют собственно конфликтом.  Он включаетследующие этапы:    инцидент и эскалация
      3. Механизмыразрешения социального конфликта
3.1.    Технология предупреждения конфликтов
Банальнаяфраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту несрабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам[10]:
1.  невсе конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, своинегативные импульсы мы должны отреагировать)
2.  дажете конфликты, которые вам необходимо предупредить, очень сложноспрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения(единственный верный способ – избегание).
Предупреждениеконфликта входит в понятие управление конфликтом.

Этап конфликта
Содержание управления 1 предконфликт
Прогнозирование
Предупреждение /стимулирование 2 Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон Предупреждение /стимулирование 3 Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование 4 Эскалация конфликта Регулирование 5 Разрешение или затухание конфликта Разрешение
Этапыуправления конфликтом:
1.  симптоматика2.диагностика  3. прогнозирование 4. разрешение
Управляющиевоздействия[11]:
1.пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение
Всуществующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий сроки с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование былоосуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкиеобъяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликтупредшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен.Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничегосделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеетдостаточную для предупреждения продолжительность.

3.2.    Формы и критерии завершения конфликта
Общимпонятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта,т.е. это — прекращение его существования в любой форме.
Основныеформы завершения конфликта[12]:
n Разрешение- совместнаядеятельность его участников, направленная на прекращение противодействия ирешение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликтапредполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия иустранению причин конфликта.
n Урегулирование — в устранении противоречий принимает участие третья сторона
n Затухание — временное прекращение противодействия при сохранении основных признаковконфликта: противоречия и напряженных отношений.
Причинызатухания:
1.  истощениересурсов обоих сторон
2.  потерямотива к борьбе
3.  переориентациямотива
n Устранение — воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основныеструктурные компоненты.
Способыустранения:
1.  изъятиеиз конфликта одного из оппонентов
2.  исключениевзаимодействия оппонентов на длительное время
3.  устранениеобъекта
4.  устранениедефицита объекта
n Перерастаниев другой конфликт — в отношениях сторон возникает новое,более значимое противоречие                                                     Исход конфликта — результат борьбы с точки зрения сторон. Исходамиконфликта могут быть[13]:
n устранениеодной или обеих сторон
n приостановкаконфликта
n победаодной из сторон
n делениеобъекта конфликта
n согласиео правилах совместного использования объекта
n равнозначнаякомпенсация одной из сторон за овладение объектом другой
n отказобеих сторон от посягательств
n альтернативноеопределение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон
Основнойкритерий разрешенности конфликта — удовлетворенность сторон результатом. Дляокружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия,лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношенийсторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
 

3.3.    Способы разрешения конфликтов
Разрешениеконфликта — многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
1.  Аналитическийэтап — сбор и оценка информации по следующим проблемам:
-объектконфликта
-оппонент
-собственнаяпозиция
-причиныи непосредственный повод
-социальнаясреда
-вторичнаярефлексия
2.  Прогнозированиеварианта решения:
-наиболееблагоприятный
-наименееблагоприятный
-чтобудет, если просто прекратить действия
3.  Действияпо реализации намеченного плана
4.  Коррекцияплана
5.  Контрольэффективности действий
6.  Оценкарезультатов конфликта
Стратегииразрешения конфликта — основные линии действияоппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имееттри существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов ивыборе адекватных действий.
Во-первых,в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта.Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четыремвариантам:
Одностороннийвыигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.
Данные варианты нашли отражение в конкретныхстратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.
Путии способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей ихвозникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликтас удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежитв подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать.Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении,самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства ихудовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловленсоциальной организацией общества.
    В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться назнании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периодыразвития общества.
    Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение,умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такимиявлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них:неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основныхпоказателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов наработу, нарушений дисциплины, увольнений.
Впроизводственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживаниятаких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружкикачества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и дажерезиновый манекен администратора.

Заключение
Изучивосновные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большаячасть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контекстекрупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснениясоциокультурных изменений в современном  обществ.
Вместес тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуетсяшироким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдаетсястолкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практикеорганизации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции,коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдаетсянепосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилосьприкладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог- это специальная профессия, представители которой участвуют во многихпереговорных процессах, выезжают в «горячие  точки», где работают вкачестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях ив разных ситуациях.   
 Такжев качестве вывода мы можем сказать, что для нашего общества характернонарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, ростбезработицы — все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важнонакапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умениеуправлять ситуацией, находить компромиссы — необходимое качество для социолога,менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического илиобщественного деятеля.     Социальный конфликт — сложное социальноевзаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешениянепримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить безизменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует — разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.

Списоклитературы
1.   ВеренкоИ. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.
2.  ВидоевичЗ., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся   обществах. //Социс. — М., 1997, № 12. — С. 121-125.
3.  ДмитриевА.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2001. – 526 стр.
4.   ЗдравомысловА. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.
5.  КравченкоА.И. Социология. – М.: Акад. Проект, 2001
6.   ЛавриненкоВ. Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
7.    НадимоваА.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных   изменениях. М.,1990. — С.67,70.
8.  ПруйтД., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – М.:Прайм-Еврознак, 2000. — 352 стр.
9.   РадугинА. А., Радугин К. А. Социология. – М.: Центр, 1996.
10.     СоколовС. В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
11.       Социальныеконфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. — М.: РИЦ   ИСПИ РАН,1996. — 282 с.
12.     Социология.Учебное пособие. Издательство «Знание»,  г. Москва, 1995 г.
13.       ФроловС.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. — М.: Юристъ,   1997. — 239 с.
14.     ШабровО.Ф. Конфликт социальный и конфликт политический:       проблема управления //Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб.       статей. Вып.2. – М.: Луч,1994. – С.49-54.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Владислав Озеров
Реферат Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства и основных организационно-экономических механизмов поддержки ресурсного обеспечения апк олейникова Е. Н. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Реферат Дипломатичне і консульське право
Реферат Аудит расчетов по оплате труда
Реферат Жизнь и деятельность Пётра Францевича Лесгафта. Система физического образования
Реферат «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»
Реферат Армянские вооружённые формирования периода Карабахской войны
Реферат Гамлет Быть или не быть понятым Гамлету Зависимость адекватности интерпретации трагедии
Реферат Академия тыла и транспорта может уступить свои помещения подразделениям спбГУ
Реферат Применение компьютерных технологий при обучении учащихся физике
Реферат Революционно-демократические проекты социальной утопии в учениях А.И. Герцена и Чернышевского
Реферат Развитие банковской системы России в современных условиях
Реферат Потребители и предприниматели. Права потребителей и организация их защиты
Реферат Формирование культа личности и режима личной власти Сталина. Утверждение административно-командной системы управления
Реферат Автор(ы): Ф. И. О.(Смирнова Татьяна Сергеевна) Полное название образовательного учреждения