Реферат по предмету "Социология"


Социальное прогнозирование

Содержание
Введение
1.         Возникновениесоциального прогнозирования
2.     Основысоциального прогнозирования
3.     Методысоциального прогнозирования
4.   Принципы действия и условиянадежности социального прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Общественныепреобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблемупрогностических исследований в социальной сфере.
Выход России из кризиса,обоснование стратегии социального развития, определение ближайших идальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления,основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важноеместо как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Сейчас перед учеными ипрактиками встает необходимость осознать возможности влияния человека наразвитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, содной стороны, человеческого воздействия на них – с другой. От этого зависитконцептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначениеразвивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогнозс учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиесятенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.
  Сущность данногонаучного направления состоит в систематическом анализе социальных процессовчерез призму теоретико-методологических принципов для выявления проблем итенденций общественного развития, определения путей решения социальных задач.
  В современных условияхумение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять насоциальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодогоспециалиста.

1.       Возникновениесоциального прогнозирования
 
Интерес общества ксоциальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидениянаступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. Вусловиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических иполитических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века,обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайныйхарактер. Научная потребность в прогнозировании была сформулированаамериканским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия.В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимисяугрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем ипромышленником А.Печчеи был основан «Римский клуб» — международная организацияученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечениивнимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития.[8, с.1]Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером,  Д.Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
В развитиипрогнозирования можно выделить основные временные этапы.
Начало прогностическихисследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простыепрогнозные модели. В 1960 – 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бумпрогнозирования» — разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданысложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующийэтап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются вдеятельности предприятий и организаций разного профиля. [4, с.256]
Сегодня социальное прогнозированиеявляется важнейшей технологией социальной работы.
2. Основысоциального прогнозирования
  Для российскогообщества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис,обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимостьвыработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальныхзадач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснованиясоциальной практики.
  Сегодня как никогданеобходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющийувидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.
  Прогнозирование– этосоциальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии сцелым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иноймере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разныхуровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование егопроблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется нанаучных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальныхявлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемыхпрактических мер.
  Следует учитывать, чтодля успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходимопределенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначеневозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделироватьварианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития,учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или инойподсистемы социальной сферы и для общества в целом.
  Основными понятиямиданной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование»,«принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике»и др.
Прогностика – наука о системе нашего мышления обудущем, о способах и методах исследования будущего. Методологияпрогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретическиедостижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование– это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотретьвозможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предметаанализа.
В основе методологиипрогнозного исследования лежит принцип целостного, системного,комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности,его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (сосмежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.
 Не менее важным принципомявляется четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозныхисследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основеимеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживатьсяединообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессеобобщения результатов добиваться максимального возможной объективности,достоверности и точности.
Практическое назначениепрогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ,рекомендаций и оценок о том:
     — в какомнаправлении желательно развитие объектов в исследуемой области;
     — как действительноможет протекать развитие;
     — каков механизмпреодоления негативных тенденций.
 В обобщенном плане можноговорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития;определение средств, способов, путей достижения целей.
Полный цикл прогнозногоисследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и напрактике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач;выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающихнеобходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальнойпроверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводови предложений.
Прогноз есть многовариантная гипотеза овозможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли,вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы накруг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Социальноепрогнозирование –прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом,общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Зарубежный опыт (вчастности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимаетведущее место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрамсоотношение исследований в процентах таково: на 5 – 10 лет – 52%; на 5 – 25 лет– 64%; на 10 – 25 и более лет – 26%.[5, с.10-11]
В зависимости от периодавремени, на который составляется прогноз, они бывают:
   — краткосрочные (от 1месяца до 1 года);
   — среднесрочные (от 1года до 5 лет);
   — долгосрочные (от 5лет до 15 лет);
   — дальнесрочные (свыше15 лет).
Сам процесспрогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализапрогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительныйанализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявлениепроблем:
— уже решенных, но ихвнедрение и реализация только начинаются;
— тех проблем, которыерешены, но не нашли практического использования;
— оценки экспертов поведущим научным исследованиям в данной области.
При проведениисоциального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываютсяметодологические и организационные характеристики, а также специфическиеособенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.
Методологические аспектывключают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы набазе ретроспективного исследования исторических аналогий.
Неотъемлемой составнойчастью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такиекак:
— создание временноготворческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена вотдельности;
— определение методов,объектов исследования;
— разработка методикипрогнозирования;
— определение методовисследования ЭВМ, социологические исследования.
Таким образом, социальноепрогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранятьпричины возникновения социальных проблем.
 
3. Методысоциального прогнозирования
 
Социальноепрогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опираетсяна множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяютсяосновные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации;принципу действия; способу получения информации.
Степень формализации вметодах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может бытьразличной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следуетотнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ,вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективнойгенерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д.Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методыэкстраполяции, моделирования и экспертизы.
Экстраполяция означает распространение выводов,касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление вцелом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранеевыявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например,вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениямза ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциямпрошлого.
Экстраполяционный методотличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическаяэкстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один изважнейших методов современного социального прогнозирования. 
Моделирование – это метод исследования объектовпознания на их аналогах – вещественных или мысленных.
Аналогом объекта можетбыть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чащеиспользуются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенестиэкспериментирование с реального социального объекта на его мысленносконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного длялюдей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит втом, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практическисостоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (каканалог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Онаможет выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение ккоторому может быть желательно для создателей проекта.
Самый практикуемый методпрогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой,«экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, котороеосуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста,способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемомувопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на«здравый смысл».[7, с.488] 
Существуют такие сферысоциальной жизни, в которых невозможно использовать другие методыпрогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, гдеотсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.
При экспертной оценкесостояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либоее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований.Прежде всего – оценка исходной ситуации:
— факторы,предопределяющие неудовлетворительное состояние;
— направления, тенденции,наиболее характерные для данного состояния ситуации;
— особенности, спецификаразвития наиболее важных составных;
— наиболее характерныеформы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.
Второй блок вопросоввключает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которыеосуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлениютенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.
Экспертную оценкупроводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитическиецентры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.
Методика экспертнойработы включает в себя ряд этапов:
— определяется круг экспертов;
— выявляются проблемы;
— намечается план и времядействий;
— разрабатываютсякритерии для экспертных оценок;
— обозначаются формы испособы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка,«круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).
Итак,  социальноепрогнозирование опирается на различные методы исследования, основными изкоторых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.
 
4.Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования
Эффективность инадежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе исоблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.
К числу важнейших из нихотносятся:
— выбор основных факторови элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальнойсфере;
— выявление на основеанализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы,социальной защиты и т.д.);
— экстраполяция этихтенденций на будущее;
— синтез этих будущихтраекторий в настоящих социальных процессах;
— интеграция с прогнозамив других сферах общественной деятельности;
— составлениекомплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессами направлениям;
— непрерывнаякорректировка прогнозов.
К числу основных условийнадежности прогнозов следует отнести:
а) глубину иобъективность анализа;
б) знание конкретныхусловий;
в) оперативность,компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.
Особое значение всоциальном прогнозировании имеет информация, банк данных статистическогоматериала.
В теоретико-методологическомотношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:
— восприятие социальныхпроцессов как объективной реальности;
— использованиецелостного, системного подхода к исследованию;
— историческийдетерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данныхпроцессов.

Заключение
 
  Прогнозирование – одиниз важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы,сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала – охота и собирание, потом –переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, отсел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д.Прогнозирование в широком смысле – предвидение, вообще полученной любой информациио будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметомкоторого выступают перспективы развития явлений.
  Одним из важнейшихвидов прогнозирования является социальное прогнозирование – это предвидениетенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов,общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могутбыть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнениюЖ.П.Тощенко, «социальное прогнозирование – это определение вариантов развития ивидов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени исоциальных сил, способных обеспечить их реализацию». [6, с.402]
  Прогнозированиеявляется составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве отпроектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальноепрогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развитиясоциальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать болеесовершенным управление, эффективным – проектирование.

Списокиспользованной литературы
1.        Добров Г.М.Рабочая книга по прогнозированию. -  М.: 1998
2.        Курбатов В.И.Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007 – 480с. – (Бакалавр)
3.        Луков В.А.Социальное проектирование.  — М.: 1997
4.        Основы социальнойработы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
5.        Сафронова В.М.Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
6.        Тощенко Ж.Т.Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
7.        Холостова Е.И.Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.
8.        Ядов В.А.Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995
9.        http//www.i– u.ru/biblio/archive/socprogn
10.     http//www.planetadisser.com/see/dis_54366.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.