Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Якутский государственный университет
имени М.К. Аммосова»
Финансово-экономический институт
Кафедра социологии и управления персоналом
Кафедра экономики труда
Курсовая работа
по предмету «Социология»
на тему «Социальное взаимодействие
как основной вопрос социологии»
Выполнил студент
Парфенов Станислав Олегович
II-гокурса группы Экономика труда-06
Научный руководитель:
Луковцев Валентин Степанович,
доктор философских наук,
профессор кафедры социологии
и управления персоналом ФЭИ ЯГУ
Работа представлена: "__"______2008г.
Работа оценена: "__" ______________
Якутск 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность социального взаимодействия
1.1 Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения
1.2 Микроуровень и макроуровень
Глава 2. Основные теориимежличностного взаимодействия
2.1 Джордж Хоуманс: «Взаимодействие как обмен».
2.2 Джордж Герберт Мид: «Символическийинтеракционизм»
2.3 Эрвин Гоффман: " Управление впечатлениями"
2.4 Зигмунд Фрейд: «Психоаналитическая теория»
Заключение
Литература
Введение
В повседневной жизни мы совершаем огромное множествоэлементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том.
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говоримприветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей; читаемкниги и смотрим телевизор. Все это — акты социального взаимодействия.
Социологическая наука проявляла интерес к проблемесоциального взаимодействия с самого своего зарождения, но и по сей день, этапроблема остается актуальной. Мы можем обратиться к трудам любого из классиковили современных теоретиков социологической науки, и мы убедимся, что в нихзначительное внимание уделяется проблеме социального взаимодействия. Прирассмотрении проблемы социального взаимодействия возникает множество вопросов.
Вопрос социального взаимодействия является центральным всоциологии, возникло множество социологических теорий, разрабатывающих итрактующих разнообразные его проблемы на двух основных уровнях исследования, намикро — и макроуровне. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевымпонятием для целого ряда социологических теорий. В своей работе я сосредоточувнимание на микроуровне, и подвергну разбору взаимодействие между двумя лицами.
Глава 1. Сущность социального взаимодействия1.1 Понятие социального взаимодействия и условияего возникновения
"Под социальным взаимодействием понимаетсясистема взаимообусловленных социальных действий, связанных циклическойпричинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являютсяодновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов"[1].Это означает, что любое действие человека вызывается предшествующим действиемчеловека и одновременно является причиной последующих действий. Например, любойчеловек, общаясь с друзьями, родственниками, коллегами постоянно осуществляетсоциальные взаимодействия, которые еще разнообразны по формам проявления.
Для возникновения социального взаимодействия необходимочтобы были даны три основных условия. П.А. Сорокин рассматривает и анализируеттри таких условия, которые он называет «элементами явления взаимодействия»:
наличие двух или более индивидов, обуславливающих поведениеи переживания друг друга;
совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимныепереживания и поступки;
наличие проводников, передающих эти влияния и воздействияиндивидов друг на друга[2].
Но А.И. Кравченко еще добавил сюда четвертое условие,которое Сорокин не упоминает:
4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения[3].
Без этих условий явление социального взаимодействия не можетпроизойти.
Рассмотрим все четыре условия.
1. В пустом пространстве не может произойти никакогосоциального взаимодействия. Взаимодействие не может произойти там, где всеголишь один человеческий индивид. Например, отношения Робинзона с его попугаем икозой нельзя назвать партнерами социального взаимодействия. Наличие двухиндивидов недостаточно для того, чтобы между ними произошло взаимодействие. Кромеэтого, эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать другна друга и отреагировать на такое воздействие.
2. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшеймере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, иначе говоря,совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого. На самомделе, можно представить себе сколь угодное число людей, собранных на однойтерритории в пределах непосредственной досягаемости, т.е. видимости, слышимостидруг на друга, но при этом совершенно не образующих друг на друга никакоговнимания, занятых исключительно собой и своими внутренними переживаниями. Вэтом случае мы не можем сказать, что между этими людьми возникает социальноевзаимодействие.
3. Условия наличия особых проводников, передающихраздражающее воздействие от одних участников взаимодействия к другим,достаточно близко связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействияинформация всегда запечатлена на таких материальных носителях.
Грубо говоря, вне материальных носителей информация вообщесуществовать не может. Даже на самом глубинном уровне информация записана наматериальных носителях, например в молекулах ДНК. Информация, которойобмениваются между собой животные и насекомые, также передаются с помощьюматериальных носителей. В любой стае, например, в волчьей или грачиной, сигналытревоги, т.е. предупреждения о потенциальной опасности передаются ивоспринимаются членами стаи с помощью звуковых волн. То же самое относится кпризывным трелям самца соловья, воспринимаемым самкой с помощью колебанийвоздуха. Муравьи общаются между собою, выделяя особыми железами порцииопределенных пахучих веществ, органы обоняния насекомых воспринимают молекулытого или иного вещества как запах, расшифровывая содержащую в ней информацию.
Существенным отличием человеческого, т.е. социальноговзаимодействия от общения животных между собой является наличие второйсигнальной системы. Это свойственно лишь человеку, система условно-рефлекторныхсвязей, формирующихся при взаимодействии речевых сигналов, т.е. не самогонепосредственного раздражителя — звукового или светового, а его символическогословесного обозначения.
Если нет каких-либо проводников, выступающих переносчикамиматериальных носителей информации, то никакого взаимодействия не может возникнуть.Но когда проводники налицо, ни пространство, ни время не могут бытьпрепятствием для осуществления взаимодействия. Например, мы можем позвонить изЯкутска в любой уголок мира, здесь проводником является телефонный кабель илирадиоволны, передаваемые с помощью искусственного спутника Земли, или можемнаписать письмо, в этом случае проводником становится бумага и средствапочтовой доставки. Таким образом, мы вступаем во взаимодействие. Кроме этого,мы еще можем взаимодействовать с великим якутским писателем олонхосутом ПлатономАлексеевичем Ойунским, которого давно нет в живых. Мы взаимодействуем с ним, читаяего книги. В этом случае между нами пролегает длинная цепь взаимодействий, сюдавключено много социальных субъектов: редакторы, наборщики, издатели,книготорговцы, библиотекари. Они в свою очередь вступают проводниками этоговзаимодействия. Таким образом, при наличии проводников «фактически нипространство, ни время не являются препятствием для взаимодействия людей»[4].
4. А.И. Кравченко посчитал необходимым дополнитьпредложенный П.А. Сорокиным перечень условий возникновений социальноговзаимодействия еще одним — тем, что назвал «наличием общей основы дляконтактов между социальными субъектами»[5].Это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнутьлишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Должна быть единаялингвистическая база общения и одинаковое понимание норм, правил, принципов,которыми руководствуется партнер по взаимодействию. В противном случаевзаимодействие может остаться неосуществленным или привести к результату,который не ожидают обе стороны.
Для понимания сущности социального взаимодействия необходимосоставить определенную типологию взаимодействия. П.А. Сорокин выделяет триглавных признака, с помощью которых можно разработать соответственно три разныхподхода к типологии социальных взаимодействий. Вот краткий разбор типологий:
1. Типология социальных взаимодействий составляется взависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессевзаимодействия. Есть три варианта взаимодействий: а) происходящие между двумяодиночными индивидами; b) между одиночным индивидом игруппой; с) между двумя группами. Каждый из этих типов обладает собственнойспецификой и существенно отличается по своему характеру от других, какподчеркнул Сорокин, «даже при предпосылке качественной однородностииндивидов»[6].
Критерий качества указывает на необходимость учитыватьоднородность или разнородность вступающих во взаимодействие субъектов. Критериеводнородности или разнородности существует огромное множество.
Поэтому Сорокин приводит перечень наиболее важных из них.
Особо следует выделять принадлежность к:
a) одной семье а’)разным семьям
b) одному государству b’) разным государствам
c) одной расе c’) разным расам
d) одной языковой группе d’) разным языковым группам
e) одному полу e’) разным полам
f) одному возрасту f’) разным возрастам
m) сходным по профессии, степени богатства,религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным,художественным, литературным вкусам и т. д.
m’) Различным по профессии,имущественному положению, религии, объему прав, политической партии и т. д.
«Сходство или различие взаимодействующих индивидов водном из этих отношений имеет громадное значение для характера взаимодействия[7]».
2. Типология социальных взаимодействий составляется взависимости от характера актов, т.е. действий, совершаемых взаимодействующимисубъектами. Существует большое количество вариантов, из них Сорокин разбираетнаиболее важные. Я просто назову эти варианты:
в зависимости от делания и неделания (воздержания и терпения);
взаимодействие одностороннее и двустороннее;
взаимодействие длительное и временное;
взаимодействие антагонистическое и солидаристическое;
взаимодействие шаблонное и нешаблонное;
взаимодействие сознательное и бессознательное;
взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.
3. Типология социальных взаимодействий составляется взависимости от проводников. Здесь Сорокин выделяет: а) формы взаимодействия взависимости от природы проводников (звуковое, свето-цветовое, двигательно-мимическое,предметно-символическое, посредством химических реагентов, механическое,электрическое, тепловое); b) взаимодействиенепосредственное и опосредованное.
1.2 Микроуровень и макроуровень
Социальное взаимодействие изучается и исследуется на двухосновных уровнях: микроуровень и макроуровень.
На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами,находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействиепроисходит в пределах малых групп. Например, представим двух людей, сидящих застолом напротив друг друга. Один из них понимающе подмигивает другому, тот вответ понимающе кивает, а затем оба выразительно улыбаются. Если бы общение втакой форме наблюдалось во время званого ужина при свечах, можно было быпредположить, что это сцена ухаживания. Если бы это произошло на деловомзаседании, можно было бы подумать, что начальник опять сказал какую-то глупость.Такой вид межличностного взаимодействия как бессловесный играет такую же важнуюроль как словесный. Без этого бы люди не могли бы воспитывать детей, дружить слюдьми, распространять новости или вступать в деловые отношения.
На макроуровне социального взаимодействия возникаетвзаимодействие крупных социальных групп и структур. Здесь социологи проявляютинтерес к изучению социальных институтов, например, крупные структуры какправительство, торговля или церковь. На этом уровне рассматриваются такиеглобальные корпорации как «Кока-Кола», которые имеют сложнуюструктуру, которая включает акционеров, торговые центры, конкурентов,профсоюзы, департамент налогов и сборов с другие правительственные организации.
На макроуровне находятся крупные общественные структуры. Намикроуровне изучается взаимодействие друг с другом, иногда в группах, иногда впарах. Но в любом социальном взаимодействии сочетаются элементы обоих уровней. Например,повседневное общение между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то жевремя семья является социальным институтом, которая изучается на макроуровне,где связана с рынком рабочей силы и законодательной системой.
Глава 2. Основные теории межличностноговзаимодействия
В социологии существует много теорий межличностноговзаимодействия. В этой главе я попытаюсь описать четыре теории. Эти основные теорииН. Смелзер кратко суммирует в таблицу[8].Теория Теоретик Основная идея Теория обмена Джордж Хоуманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты Символический интеракционизм
Джордж Герберт Мид,
Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают Управление впечатлениями Эрвин Гофман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления Психоаналитическая теория Зигмунд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период 2.1 Джордж Хоуманс: «Взаимодействие как обмен».
На повседневный вопрос: «Как вы поживаете?» или«Как дела?», большинство людей отвечают: «Спасибо, отлично»,даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость иудобство в общении. Люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга. Каждыйиз нас проявляет определенное усилие для получения вознаграждения, чтобыудовлетворить свою потребность. Проще говоря, каждый из нас стремитсяуравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым иприятным. Подобные обменные взаимоотношения постоянно имеют место в людскихвзаимодействиях, и в этом заключается сущность теории Хоуманса. Согласно еготеории, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждалисьли поступки человека в прошлом. Здесь можно выделить четыре принципа теории:
Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он будетповторяться. Например, если мы играем в карты и после этого выигрываем,наверное, мы снова захотим поиграть. Если каждая наша игра заканчиваетсянеудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию.
Если вознаграждение зависит от каких-то условий, то человекстремится воссоздать эти условия. Например, если мы идем на рыбалку. Рыбная ловлябывает более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах,вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Есливознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.Если рыбак знает место, где богатый улов, он будет готов пробраться сквозьзаросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Когдапотребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагатьусилия для их удовлетворения. Например, играя в карты, мы подряд выигрываемнесколько раз, вероятно, уже в десятой партии мы будем меньше увлечены игрой,чем в первый. Хоуманс применяет эти принципы на все виды взаимодействия людей,таким образом можно анализировать даже его сложные виды: отношения власти,переговорный процесс и т.д.
2.2 Джордж Герберт Мид: «Символическийинтеракционизм»
Другая важная теория была предложена Джорджем ГербертомМидом, он отрицал, что поведение людей является пассивной реакцией навознаграждение и наказание. Мид рассматривал поступки человека как социальноеповедение, сформированное на коммуникации. Он считал, что люди реагируют нетолько на поступки людей, но и на их намерения. Например, когда ваш знакомыйчеловек подмигивает, вас заинтересует, что он подразумевает. Может быть, онстремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чье-топоведение, а может даже быть, что у него просто такой нервный тик. По мнениюМида, люди разгадывают намерения других людей, анализируя их поступки и опираясьна свой прошлый опыт в подобных ситуациях.
Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляетсобой автоматический рефлекс вроде моргания. По мнению Мида, более важную рольиграет значимый жест. В этом случае человек не реагирует автоматически навоздействия извне. Он разгадывает значение поступка, прежде чем ответить нанего. Например, когда два мальчика дерутся и один из них замахивается надругого, второй стремится уклониться от удара. Он действует автоматически, т.е.совершает при этом незначимое действие. Рассмотрим другой пример, два боксерасражаются на ринге в более сложной ситуации. Боксер, может быть, не станетуклоняться от удара, если он истолковал удар противника как ложный удар. Вместоэтого, воспользовавшись ситуацией, он может сам нанести удар. Это значимоедействие, так как оно связано с осмыслением поступков и намерений.
Такой процесс кажется сложным, но он проявляется почти вовсех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что насс детства учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когдачеловек придает значение чему-либо, оно становится символом, т.е. понятие,действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действияили предмета. Символами могут быть слова, предметы, выражения лица и поступки. Символывыступают проводниками, которые в процессе длительного взаимодействияоказываются общими и понятными для нас. Это облегчает общение между людьми.
2.3 Эрвин Гоффман: " Управление впечатлениями"
Эрвин Гоффман в социальном взаимодействии отводит важнуюроль такому виду управления впечатлениями. Он считает, что сами люди создаютситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых онипроизводят хорошее впечатление на других. Эта концепция названадраматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации какдраматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене,используя как декорации окружающую обстановку для создания определенныхвпечатлений. Например, это особенно ярко проявляется во время предвыборныхкампаний. Человек стремится обеспечить достаточное согласие, чтобы можно былопродолжать взаимодействие. Или наоборот — обмануть, оттолкнуть, привести взамешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться сними. Несмотря на определенную цель, которую человек ставит перед собой,несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобырегулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Это регулированиеосуществляется путем его влияния на понимание ситуации другими, т.е. ондействует так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление. Например,важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всегопрочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить другим, чтобез них никакое мероприятие не состоится.
2.4 Зигмунд Фрейд: «Психоаналитическая теория»
Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана наубеждении, что в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт. Согласнотеории Фрейда, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенныев раннем детстве. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаютсятам потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Помнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидера, а вернеетем, что люди отождествляют их могущественными, богоподобными личностями,которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует иливозвращается к более ранней стадии развития.
Регрессия проходит главным образом в ситуациях, когдавзаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттлисследовал некоторые группы, образовавшиеся в Гарвардском университете. Онисостояли из студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, ихвозглавляли аспиранты или члены профессорско-преподавательского состава. Этигруппы встречались в назначенное время, но у них не было четкого планадеятельности. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданийспособствовало укреплению власти лидеров групп. Здесь действовали законыджунглей. В какой-то мере эти группы напоминали семьи в примитивных обществах: ихчлены семьи принимали на себя роли «отца», «матери» и«ребенка»; «родители» должны были «улаживать» проблемыи конфликты, происходившие в жизни «детей». «Улаживание» ситуациииногда требуется, например, когда руководитель на предприятии подвергаетнападкам коллегу только за то, что она напоминает ему нелюбимую сестру иликогда студентка плохо успевает по какому-то предмету, потому что ей не удаетсяочаровать преподавателя.
Заключение
В нескольких учебниках социологии я прочитал много теориймежличностного взаимодействия, прочитав книгу Н. Смелзера, я полностьюсогласился с его взглядом на теории. Он описал лишь четыре из множества теориймежличностного взаимодействия, предложенных многими учеными. В ходе своейработы в основном я ссылался на работу Смелзера.
В процессе моего исследования, я узнал очень много нового иинтересного, мне пришлось затратить большие усилия. Таким образом, по итогаммоей работы я пришел к таким выводам:
1. Простейшей моделью социального явления служитвзаимодействие двух индивидов.
2. Во всяком явлении взаимодействия имеются четыре элемента:
1) индивиды,
2) их акты, действия,
3) проводники,
4) общая основа для контакта.
3. Социологи изучают процесс взаимодействия на двух уровнях:микро — и макроуровне.
4. Существует три типологии взаимодействия в зависимости от выборасистемообразующих признаков:
1) количество и качество участников взаимодействия;
2) характер актов, совершаемых участниками взаимодействия;
3) природа проводников взаимодействия.
5. Разработан целый ряд социологических концепций, которыеописывают и объясняют механизмы социального взаимодействия. Согласно теорииобмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждалисьли поступки человека в прошлом. В соответствии с концепцией символическогоинтеракционизма социальная жизнь зависит от нaшeй способности воображать себя вдругих социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашейспособности к внутреннему разговору с самим собой. Концепция управлениявпечатлениями (драматургического интеракционизма) утверждает, что регулированиевзаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для нихсимволических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как онисчитают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Потеории Зигмунда Фрейда в процессе взаимодействия людей отражается их детскийопыт, люди применяют понятия, усвоенные в раннем детстве.
Литература
1. Борцов Ю.С. Социология. Учебноепособие. — Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2002. — 352 с.
2. Козлова О.Н. Социология. — М.: Изд-воОмега-Л, 2006. — 320 с.
3. Кравченко А.И. Социология: Учебникдля вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», Екатеринбург:«Деловая книга», 2000. — 382 с.
4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. — СПб.:Изд-во Питер, 2005. — 432 с.
5. Смелзер Н. Социология: пер. сангл. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
6. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1.Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социальногоявления. — М.: Наука, 1993. — 447 с.
7. Сорокин П.А. Общедоступный учебниксоциологии. Статьи разных лет. — М.: Наука, 1994. — 560 с.
8. Фролов С.С. Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2001 — 344 с.