Тема:Социальная структура современного Украинского общества.
План.
1. Основные элементы социальной структуры.
2. Скрытые и явные элементы социальной структуры.
3. Теория социальной стратификации и ее роль в исследованиисоциальной структуры современного украинского общества.
Основныеэлементы социальной структуры.
Любоеобщество всегда структурировано по многим основаниям – национальным,социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование –принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным,социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Дажеестественные генетические или физические различия между людьми могут статьосновой для формирования неравных отношений! Неравенство есть непреходящий фактвсякого общества. Ральф Дарендорф писал: «Даже в процветающем обществе неравноеположение людей остается важным непреходящим явлением… Конечно, эти различиябольше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которыхдержалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее,помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа ивласти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий – стольтонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновениивсех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать,по меньшей мере, скептически».
Общество– это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневнойдеятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным илипроизвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью.Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей вповторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Она находитсвое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Существуетдве общепризнанные парадигмы рассмотрения социальной структуры: 1) теориисоциальных институтов и 2) теории социального неравенства.
Социальныеинституты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства»социальных отношений и связей, т.е. под институтами, в общем подразумеваютсяопределенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованыобществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Социальные институты – этоспецифические образования, которые обеспечивают относительную устойчивостьсвязей и отношений в границах социальной организации общества, историческиобусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Социальныеинституты – исторически сложившиеся стойкие формы организации совместной деятельностилюдей. Они должны обеспечить надежность, регулярность удовлетворенияпотребностей индивидов, круп, общества в целом. Социальные институты определяютжизнедеятельность любого общества. Употребляя понятия «социальный институт»,чаще всего имеют в виду различного рода упорядочения, формализацию общественныхсвязей и отношений, овладение такими чертами, как:
постоянствои степень взаимодействий между участниками связей и отношений;
четкоеопределение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействиекаждого из участников связей;
регламентацияи контроль за взаимодействием субъектов, наличие специально подготовленныхкадров, которые обеспечивают функционирование социальных институтов.
Длятого чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальныйинститут, нужны особые условия:
1) вобществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая,будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная),становится главной предпосылкой становления нового института;
2) должныбыть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е.сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций,частных целей, реализующий новую потребность;
3) чтобыинститут мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами(материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые обществодолжно стабильно пополнять;
4) дляобеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурнаясреда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особаясистема знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей,принадлежащих этому институту).
Социальные институты многообразны:
— политические институты (государство, партия, армия);
— экономические институты (распределение труда, собственность, налоги и т.п.)
— институты родственности, брака, семьи;
— институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовыекоммуникации) и пр.
Социальноенеравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределениеобщественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию илиубыванию какого-либо признака).
Теориисоциального неравенства подразделяются на два принципиальных направления:функционалистское и конфликтологическое.
Функционализм,в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического(природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обученияи профессиональной специализации).
Вмарксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства иэксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычноподчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводствадифференцирующих отношений собственности и власти.
Итак,социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей иотношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей поповоду экономических, социальных, политических и духовных условий ихжизнедеятельности, а основными ее элементами являются:
o социальныеобщности (большие и малые группы);
o профессиональныегруппы;
o социально-демографическиегруппы;
o социально-территориальныеобщности.
Типысоциальных структур различаются в зависимости от уровня развития разделениятруда и социально-экономических отношений.
Таксоциальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов ирабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободныекрестьяне, представители умственной деятельности – ученые, философы, поэты,жрецы, учителя, врачи и т.д.
Социальнаяструктура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов– феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных группинтеллигенции. Указанные класс, где бы они ни возникли, различаются между собойпо их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономическихотношений. Особое место в ней занимают сословия. Сословия – это социальныегруппы, место которых в обществе определяется не только их положением в системесоциально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовымиактами.
ВРоссии, например, существовали такие сословия, как дворянство, духовенство,крестьянство, купечество, мещанство.
Сложнуюсоциальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. Врамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группыбуржуазии, так называемого среднего класса и рабочих.
Основнымиэлементами социалистического общества являются рабочий класс, кооперативноекрестьянство, интеллигенция, профессиональные и демографические группы инациональные общности.
Почтивсе элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередьделятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементысоциальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют вовзаимодействии с другими субъектами.
Социальныегруппы – это относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей,которые отличаются по роли и месту в системе социальных связей историческиопределенного общества.
Социологиотличают социальные группы от агрегаций, тем, что первые объединяются на основеобъективных обстоятельств и принадлежность к группе связана с объективнымположением людей в системе социальных связей, выполнением определенныхсоциальных ролей, а вторые – некоторое количество людей, которое собралось вопределенном физическом пространстве и не осуществляет сознательныхвзаимодействий. Для того, чтобы совокупность людей признавалась группой,необходимо взаимодействие между ее членами и наличие ожиданий, разделяемыхкаждым членом крупы относительно других ее членов.
Различаютформальную и неформальную группы:
Формальнаягруппа – это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаясячастью социального института, организации, имеющая целью достижениеопределенного результата в рамках разделения труда в данном институте,организации». Важным является то, что для формальной группы характернаопределенная иерархическая структура соподчиненности.
Неформальнаягруппа – это такая социальная общность, которая сформирована на основемежличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного,утвержденного статуса. Форма существования неформальных групп может бытьразной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутыесоциальные общности и могут складываться внутри официальных групп, бытьсоставной частью официальной группы.
Попризнаку принадлежности индивида можно различать ингруппу и аутгруппу.
Ингруппы– это те группы к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых онидентифицируется с другими членами, то есть понимает членов ингруппы как «мы».Другие группы, к которым индивид не относится, являются для него аутгруппами,то есть «они».
Кромеингруппы и аутгруппы выделяют также референтную группу, что означает реальнуюили условно-социальную общность, с которой индивид соотносит себя как сэталоном и на нормы, взгляды, ценности и оценки которой он ориентируется всвоем поведении и самооценке. Различают нормативную и сравнительную референтныефункции группы. Первая проявляется в том, что группа выступает источником нормповедения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.
Другая(сравнительная функция) проявляется в том, что референтная группа выступает какэталон, благодаря которому индивид может оценивать себя и других.
Похарактеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичныегруппы. В первичной группе каждый член видит других членов группы как личностейи индивидуальностей. Члены таких групп как друзья, семья стремятся сделатьсоциальные взаимоотношения неформальными и смягченными.
Вовторичных группах социальные контакты являются безличными и имеют утилитарныйодносторонний характер. Все контакты являются функциональными соответственносоциальным ролям.
Дляанализа социальной структуры общества используется такая элементарная частьобщества, которая сосредоточивает в себе все виды социальных связей – этомалая социальная группа, общественные отношения которой проявляются в форменепосредственных личных контактов. Малая группа может быть как первичной, так ивторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между еечленами. Большая же группа может быть только вторичной. При изучении малыхгрупп можно проследить зарождение социальных процессов, механизмы сплоченности,возникновение лидерства, ролевых взаимоотношений.
Вобществе существует большое количество социальных групп, различающихся своимположением в системе социальных связей. Самыми важными социальными общностямиявляются национально-этнические образования, которые возникают на основеобщности историко-географического происхождения и культуры; демографические,которые связаны социально-биологической природой человека.
Кэтническим общностям относятся семья, род, клан, племя, народности, нация. Ониобъединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку,началом которой выступает семья.
Семья– наименьшая кровнородственная группа людей связанных общностью происхождения.Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы,состоящих из группы кровных родственников и носящих имя предполагаемого предка.Несколько объединившихся кланов составляют племя, которое представляет собойболее высокую форму организации, охватывающей большое число родов и кланов, обладающихсобственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией, общими церемониями.
Входе дальнейшего экономического и культурного развития племенапреобразовывались в народности, которые на высших стадиях развития превращалисьв нации.
Нация– это исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на сменународности. Она характеризуется общностью экономических условий жизни,территории, языка, известных черт психологии, а также общностью национальногосклада характера, проявляющегося в особенностях культуры и быта.
Формированиенаций, как и более ранних общностей, связанно с осознанием принадлежности кобщности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувствоединства, которое выражается через противопоставление «мы – они». Если нетощущения принадлежности к общности, нет осознания отличительных особенностейэтнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания исамосознанию. Последнее, по мысли И.С. Кона, является главным признаком.
Социально-демографическаяструктура общества тесно связана с социально-поселенческой,национально-этнической, профессиональной, классовой подструктурами, результатомчего является их взаимовлияние и взаимодействие.
Социально-демографическуюподструктуру общества составляют определенные социальные группы, общности потаким основным критериям, как пол, возраст, семейное положение.
Оптимальнаяструктура по полу предусматривает равное распределение мужчин и женщин вобществе. В этом смысле важное значение приобретают такие категории, какбиологические и социальные половые признаки. Биологические – физические игенетические различия между мужчинами и женщинами. Социальные признаки – этосовокупность норм поведения и позиций, которые ассоциируются с лицами мужскогои женского пола в каждом обществе.
Типвозрастной структуры определяется в соотношении таких групп:
— дети и подростки до 16 лет;
— молодые люди от 16 до 36 лет;
— люди среднего возраста 36-55 лет;
— пожилые люди 55 лет и старше.
Посемейному положению различают, во-первых, принадлежность человека к семье, и,во-вторых, социальные роли, которые в ней выполняются.
Исходяиз этого, объектом анализа демографической подструктуры является количество икачество населения, что выражается в его численности и темпах роста,численности и составе семей, структуре населения по полу, возрасту и т.д.
Основнымикатегориями в рамках этой подструктуры являются рождаемость, смертность,брачность и миграция.
Рождаемость– это частота деторождения в той или иной совокупности людей, выражающаяся вотношении количества рожденных детей к численности одной или другой категориинаселения.
Смертность– это процесс вымирания населения, который складывается из совокупностиединичных смертей, происходящих в разном возрасте среди различных слоевнаселения и измеряющейся отношением количества умерших к численности всегонаселения или его отдельных групп, дифференцированных по полу, возрасту,социальной принадлежности, территории.
Брачность– это все процессы, которые характеризуют вступление в брак и его прекращение.Понятие брачности связано с процессами овдовения и развода и составляет вместес ними воспроизводство брачной структуры населения.
Спонятиями количества и качества населения тесно связана категория миграции,которые сопровождаются увеличение или сокращение численности населения,изменением его половозрастного, семейного, этнического состава, социальнойструктуры территориальных общностей как в местах выбывания, так и в местахпоселения мигрантов.
Украина– это достаточно разнообразная по этническому составу страна. В современныхусловиях здесь проживает более 100 национальностей из которых украинцы –главная составляющая национально-этнической структуры – около 75% всегонаселения и увеличивают свой удельный вес. Россияне составляют примерно 19%населения, а лица иного этнического происхождения – в границах 6%. Ониуменьшают свой удельный вес.
Наразвитие Украины на протяжении последнего времени огромное влияние оказывалавнешняя миграция. В конце 1980г. – в начале 1990г. XXв. украинцы и крымскиетатары массово возвращались в Украину. Вместе с украинцами прибывали ироссияне, удельный вес которых в национально-этнической структуре иммигрантовуступал удельному весу украинцев. После резкого снижения уровня жизни населенияв 1992-1993гг. на смену притягивающему фактору пришел фактор отталкивающий.Активизировалась эмиграция россиян.
Украинцыимеют богатый и целиком положительный опыт взаимодействия с иными этническимигруппами, с которыми им приходилось жить в составе единого государства.Социальные преобразования второй половины 80-х годов XXв. обусловили содержание национального самоутверждения и развитие национальнойкультуры. 28 октября 1989 г. был принят закон о языках в Украине, которыйпредоставляет государственный статус украинскому языку и гарантирует свободноефункционирование и развитие языков всех национальностей, которые проживают вУкраине.
Втечение 80-90-х годов были открыты сотни факультетов по изучению польского,болгарского, греческого, еврейского, крымско-татарского и иных языков, издаютсясловари, разговорники и т.д. В Украине начали действовать многочисленныенациональные общества культуры национальных меньшинств. Основы национальнойполитики украинского демократического государства изложены в Декларации огосударственном суверенитете и Декларации прав национальностей Украины.Подчеркивая необходимость национально-культурного возрождения украинскогонарода, эти документы гарантируют всем этническим меньшинствам и отдельнымгражданам равные политические, экономические, социальные и культурные права.Документы стали правовой основой для сохранения межнационального согласия в Украине.
Оцениваясоциально-демографическую ситуацию в Украине, можно сказать, что общество насегодняшний день переживает состояние демографического кризиса. Такой выводпозволяют сделать наблюдаемые тенденции.
Во-первых,преобладание смертности над рождаемостью, причинами которого являютсядороговизна, инфляция, общий низкий уровень жизни населения, изменение системыценностей и т. д. Снижение уровня жизни и утрата надежды на поддержку привычныхсоциальных институтов, неуверенность в будущем семьи привели многих людей кпересмотру своих брачных и репродуктивных планов.
Во-вторых,и это является последствием первого, наблюдается старение населения, а значит –старение работающей части.
В-третьих,тенденции, связанные с рядом проблем семьи, которые характеризуютсявозрастанием альтернативных брачных форм семьи, большим количеством одинокихлюдей, переход к молодежной семье. Это связанно со снижением уровня жизни,потерей надежды на поддержку традиционных социальных институтов, неуверенностьюв будущем семьи.
В-четвертых,тенденция к эмиграции, что влияет на снижение численности населения Украины.
Существованиевышеназванных проблем свидетельствует о необходимости проведения определеннымобразом направленной демографической политики, которая является частью политикинародонаселения, которая включает экономические, социальные и юридическиепроцессы, и направлены на достижение в долгосрочной перспективе благоприятногохарактера процессов естественного воссоздания генераций.
Приоритетныминаправлениями демографической политики Украины должны быть:
— охрана материнства и детства;
— улучшение материального состояния многодетных малообеспеченных семей;
— организация и совершенствование службы быта;
— предоставление бесплатной медицинской помощи социально незащищенным слоямнаселения;
— предоставление льгот молодым семьям;
— создание благоприятных условий для творческого развития специалистов во всехотраслях общества и т.д.
Теория социальной стратификации и еероль в исследовании социальной структуры украинского общества.
Социальное неравенство в обществечаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп виерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию).
Термин «социальнаястратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затемизвестный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие изгеологии (от лат. Stratum, что первоначальноозначало «покрывало», «настил»; и ficatio, вид facio– делаю). В английском языке его стали понимать как пласт, слой (вомножественном числе – strata).Таким образом, стратификация – это наслоение, напластование групп, которыеимеют различный доступ к социальным благам вследствие их положения в социальнойиерархии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоеви имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию(богатство, власть, престиж и т.д.).
Теории социальногонеравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистскоеи конфликтологическое (марксистское).
Функционализм, втрадициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда:механического (природного, половозрастного) и органического (возникающеговследствие обучения и профессиональной специализации).
Поскольку стратификациярассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, чтосоциальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижемфункций, выполняемых для общества.
Если под этим угломзрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот выводокажется подтверждением в высокой степени. Действительно, профессия сталаопределяющим критерием социального расслоения и профессиональный статусотдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниямистратификации, как доходы, власть, положение и престиж. Исходя из этого,образование рассматривается как источник приращения социального капиталаличности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокийуровень жизни, обрести новый статус.
В марксизме основное вниманиеуделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующимобразом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль всистеме социального воспроизводства дифференцирующих отношений собственности ивласти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивнымобществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальнойструктуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти — собственности.
Каждое общество имеет свою системусоциальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и открытая.Закрытая стратификация предполагает существование жестких границ, страт,запрета перехода из одного слоя в другой. Однако в современном обществераспространена открытая стратификация, которая не имеет формальных ограниченийдля перехода из одного слоя в другой. Стратификация предполагает, что определенныесоциальные отличия между людьми приобретают характер иерархическогоранжирования, то есть расположения социальных позиций по их весомости.
Социальная стратификация основываетсяна социальной дифференциации, но не идентична ей. Социальная дифференциация –это процесс появления функционально специализированных институтов и разделениятруда. Термин «дифференциация» используется для классификации статусов, ролей,социальных институтов и организаций и включает в себя также такие социальныеотличия, которые не связаны с социальным неравенством. Другими словами, всоциальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но ненаоборот.
В теории стратификации в центревнимания постоянно находится проблема равенства – неравенства.
Первыми попытались объяснить природусоциального неравенства К. Маркс и М. Вебер. Маркс считал, что вкапиталистических обществах причиной социального расслоения является разделениена тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, — класскапиталистов-угнетателей, и тех, кто может продавать только свой труд, — угнетенный рабочий класс, или пролетариат. Для Маркса социальная стратификациясуществовала только в одном измерении.
Вебер, в отличие от Маркса,утверждал, что существуют и другие линии раздела, которые не зависят отклассовой принадлежности или экономического положения. И предложил многомерныйподход к стратификации, выделив три измерения: класс(экономическое положение),статус (престиж) и партию (власть). Каждый из этих измерений является отдельнымаспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны;они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.
Современные исследования основныхкомпонентов неравенства, как правило, начинается с понятия власти, котораярассматривается как возможность субъекта в своих интересах определять цели инаправления деятельности других социальных субъектов, распоряжатьсяматериальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать инавязывать правила и нормы поведения и т.д. В структуре властных отношенийосновой является распоряжение ресурсами, позволяющее субъекту подчинять себедругих людей.
Второй компонент социальногонеравенства – это собственность, которая выступает одним из важнейшихсоциальных институтов. Собственность раскрывается как процесс распоряжения,владения и присвоения. Это означает, что собственность является властнымиотношениями, формой экономической власти, то есть властью собственника предметанад теми, кто им (предметом) не обладает, но кому он необходим.
Третьим компонентом измерения неравенствавыступает социальный престиж, который определяется первыми двумя. Престиж –явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человекобычно стремится придать престижу ощутимость – присваивать титулы, соблюдаетритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить».Эти действия и объекты играют роль символов престижа, которым мы присваиваемсоциальную значимость. Престиж большинства современных людей определяется, какправило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение ибогатство имеют меньшее значение, чем сто лет назад. При этом личность иобщительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньгиважнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют внастоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.
Однако в обществе происходятпостоянные изменения, перемещение людей и социальных групп из одного класса(слоя) в другой, перемещение в границах одного слоя из одной группы в другую,изменение властных слоев, возникновение новых социальных групп и пр.
Все социальные перемещения личностиили социальной группы включаются в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида илисоциального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодарядеятельности, от одной социальной позиции к другой». Он различает два типасоциальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальнаямобильность – это переход от одной социальной позиции к другой, расположеннойна том же уровне. Индивид не изменяет социального статуса, он остается в том жесамом социальном слое.
Наиболее важной является вертикальнаямобильность, когда вследствие совокупности социальных взаимодействий индивидили социальный объект перемещается из одного слоя в другой. Общество можетповышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости отэтого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, то есть социальноевозвышение и социальный спад. Восходящие течения мобильности существуют в двухосновных формах: как индивидуальное восхождение и как создание новых группиндивидов с включением групп в высший слой наряду с существующими группамиэтого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в формевыталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие,а также в форме снижения социальных статусов целой группы.
В период качественного преобразованияобщества, существенных изменений социально-экономических и политическихотношений, процессы социальной мобильности являются особенно интенсивными. Этоможно проследить в нашей стране. Появились новые социальные группы – предприниматели,банкиры, фермеры, осуществляются изменения в политической элите и пр.
В такое время особую важностьприобретает проблема маргинальности. Ракурсы понимания маргинальности можноопределить ключевыми словами: окраинность, промежуточное положение,существование на границе различных культур, действия в роли, которая лежитмежду двумя рядом расположенными ролями.
Маргинал – это личность или группа,общность, которая формируется на границах социальных слоев и структур и врамках процессов перехода от одного типа социальности к другому, или в границаходного типа социальности вследствие ее серьезной деформации.
Основным критерием, определяющимсостояние маргинальности индивида или группы, является состояние, связанное спериодом перехода, которое оценивается как кризис. Второй базовый критерий –неопределенность социального положения, невключение или неполное включение всоциальные структуры или группы. Третий – это статусная несогласованность илинесовместимость.
Трудности адаптации к новойсоциокультурной среде порождают явления так называемой социальной фрустрации,то есть внутреннее напряжение, стрессы, ощущение глухого угла, безысходности.Все это может выражаться в форме девиантного поведения и повышать уровенькриминогенности общества.
Устойчивое развитие Украинскогогосударства означает осознание и достижение такого уровня культуры, которыйпризнает демократию единственно возможным государственно-общественным строем;такого уровня образования, при котором нация будет пополняться сильными,жизнерадостными, квалифицированными специалистами; такой научной и технологическойсостоятельности, которая обеспечивает полную и безотходную переработкуприродного сырья и получение конечного продукта, конкурентоспособного навнутреннем и внешнем рынках; такого уровня жизни и социального обеспечениянаселения, который отвечает европейскому уровню и при котором в Украине будетсоздаваться все больше хорошо оплачиваемых рабочих мест; такого национальногопатриотизма, который спонтанно обеспечивает дисциплину построения государства ипреданность Украине во всех проявлениях ее внутренней и внешней жизни; такойадминистративной и финансовой организации, которая осознается украинскимобществом как честная, надежная, справедливая и отвечающая европейским стандартам.
Конкурентоспособность украинскогообщества должна поддерживаться постоянно осуществляемыми инновациями. Основнымгенератором и носителем демократии и инновационного процесса в обществеявляется его средний класс. Поэтому одна из главнейших социальных проблем – эторазвитие среднего класса, который должен стать количественно преобладающим.
Уровень жизни среднего класса долженбыть таким же, как и в ЕС. Только благодаря этому украинское общество можетстать инновационным.
Господствующий средний класс служитосновой стабильного, справедливого государства. Создание цветущегодемократического государства Украина созвучно увеличению численности и ростублагосостояния среднего класса общества.
Проблеме построения справедливогообщества, общества с господствующим средним классом уделяется много внимания всовременных научных работах. Применяются различные методы исследований (методравновесной и неравновесной статистической термодинамики, метод машинного моделированияна мощный ЭВК, анализ решений систем уравнений баланса предложения и спроса ит.п.). С помощью этих методов описываются главные признаки функционированияразличных моделей общества.
Вывод
Исходя из вышеизложенного, можнозаключить, что создание господствующего среднего класса в Украине – этонаиболее важная стратегическая задача государства. Она рассчитана на годы. Темне менее, за нее необходимо браться сознательно, последовательно ибескомпромиссно. Но опыт показывает, что это не выгодно господствующим классами поэтому «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Если же ждать милостиот «народных избранников», которые заняты дележом власти и влияния, то среднийкласс никогда не сформируется, и мы останемся на уровне коррумпированногогосударства, где правит не закон, а власть и деньги. Через несколько поколенийв Украине сформируются наследственные династии, в руках которых сосредоточатсяосновные средства страны и которые будут в прямом смысле эксплуатировать массы,а это приведет к неизбежной революции, но уже не к «оранжевой», а к настоящей-народной.
Литература:
«Социология» Учебник Под ред. Н.Ф.Осиповой
«Социология» Волков Ю.Г., ДобреньковВ.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.
«Социология» Волков Ю.Г., МостоваяИ.Г.
Игорь Юхновский (академик НАНУкраины) статья.
Е. Головаха, Н. Панина Вестникобщественного мнения 19 марта 2007г.
«Социология» Под ред. ЛавриненкоВ.Н. Москва 2007