Реферат по предмету "Социология"


Социализация личности, ее фазы и этапы

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Кафедра психологиии социологии
Контрольнаяработа по курсу
Социология
На тему:Социализация личности, ее фазы и этапы
Выполнил: студент 1 курса
факультета ГМУ (группа 2, бюджет,
второе высшее образование)
Шайхетдинов Рустам Фаритович
Проверила: Изиляева Л.О.
Уфа — 2007

Оглавление
 
Введение.3
Понятие«Социализация личности». 4
Фазыи этапы социализации личности. 7
Детство. 8
Подростковый возраст. 10
Ранняя зрелость, или молодость. 12
Средний возраст, или зрелость. 17
Пожилой возраст, или старость. 19
Смерть. 22
Заключение. 25
Списоклитературы… 26
Введение.
Известно, что младенецвступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этотмомент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенокстановится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, ссимпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения иответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человекдостигает этого состояния с помощью процесса, который мы называемсоциализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Тема моей контрольнойработы: «Социализация личности, ее фазы и этапы». Объектом исследованияявляется личность как социальное существо. Предмет исследования: социализацияличности, ее фазы и этапы.
Цель работы: рассмотретьсодержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержаниепонятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы иэтапы социализации личности.
Понятие«Социализация личности»
В условиях усложнениясоциальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальнуюцелостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, котороеописывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человекустать членом общества.
Под социализациейпонимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения всоциальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельствообусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, егоспособностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, нои изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация — процесс,посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, чточерез формирование собственного «Я» проявляется уникальность данногоиндивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения,социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования вданном обществе.  
Процесс социализациинепрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мирменяется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность невысекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательносформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация,процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы врамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новыеработники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамкахсозданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты,а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все обществаимеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть достадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органическоговозраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей;45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще толькопродвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если онпрофессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возрастаобычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок.Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальныеединицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смертьявляются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придаеткаждому из них вполне определенное социальное значение.
Человек – существосоциальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества.Интеграция индивида в общество – длительный и сложный  процесс. Он включает всебя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двумвзаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в системусоциальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, егоценности и нормы. В данном случае он является объектом общественноговоздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнееучаствует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь онвыступает уже как субъект социальных отношении.[1]
В структуру социализациивключаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная ивторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийсясоциализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека.Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являютсяинституты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учрежденияобразования, культуры средства массовой информации, общественные организации.Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида:родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведениеявляется агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действиясоциализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующимвоздействием.[2]
Социализация – этопроцесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержаниеи направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичнуюсоциализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формированиязрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных сразделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть доформирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости ипродолжается всю жизнь.  Как правило, со вторичной социализацией связаныпроцессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказличности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализациясводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.
Итак, под социализациейпонимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себякак биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида всоциальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение,овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей,так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей ит.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира;изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее игармоничное развитие.Фазы и этапысоциализации личности
Процесс социализацииличности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е.осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть каквсе, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фазахарактеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации,воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, приблагоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда онпредставлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей естьпотребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальныесвойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуютобщему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированностьвторой фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативнымпоследствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеетзащитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальнуюгруппу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизнивходит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит всетри фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться иинтегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальныекачества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы иличность постоянно изменяются.
Социализация включает всебя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решаетсянеоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую ипослетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию»(от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную сперестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точкизрения.[3]Детство
В средние века тойконцепции детства, которая характерна для нашего времени, просто несуществовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведенияискусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детейвместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых попреимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок,игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появилсясравнительно недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских языках слова,обозначающие молодых людей мужского пола – “boy” (в английском языке), “garson”(во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как“мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущегонезависимый образ жизни. Специальных слов для обозначения детей и подростковмужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок”выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в началеXVII в. началось формирование новой концепции детства.
Какие бы определения нидавали общества категории детства, социализация детей начинается на самойранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируетсячеловеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Вдетстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самыйнезащищенный ее этап.[4]
Большинство детей –довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти иразвиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностейпоистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российскихдетей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способныучаствовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскимикультурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на оченьранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы ужепринимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы– на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этимпредметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не толькопонимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но такжеуверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявилиинтерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно онаживая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способностьпредставлять других людей в качестве независимых агентов (или акторов).Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнениенескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании имисоциальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу).В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинироватьигровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач иодновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что ониодновременно выполняют несколько ролей.
В дошкольном возрастедети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальныне потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека своичувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственногоЯ и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами.Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях,постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеетместо в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализациизамедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают болеезначительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.Подростковый возраст
В большинстве странподростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном циклеиндивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения,связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себяобязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращениянаселения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменяласьи роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономическойфункции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением летобязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридическиеуложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковыйвозраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В подростковый период уиндивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считатьпоистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимыхот взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению,росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органовдеторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнениюнеофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периодасостоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизнилюди вступают во взаимодействие друг с другом обычно не на основании того,какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о другихлюдях и самих себе. Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувствоидентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. “Этомуощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственноготела, чувство “понимания того, что человеку нужно”, и внутренняя уверенность вполучении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей”, поэтому дляподростков поиск собственной личности приобретает особую остроту. Подобноакробатам на трапеции, подросткам предстоит оторваться от страховавшей их лонжидетства и, балансируя в воздухе, добраться до следующей страхующей лонжи –взрослости – и покрепче ухватиться за нее. В этот период юным людям свойственнопутать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточночетки. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежнойопоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают вовсяческие группировки, шайки, с головой бросаются в любовные приключения илиобщественные движения.[5]
Взгляд Эриксона наподростков согласуется с давней психологической традицией, описывающейподростковый возраст как период “бурь и стрессов”. Ученые, занимающиесяобщественными дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому взападных нациях переход от детства к подростковому возрасту протекает особеннотрудно. При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестаютсчитаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами.Определения подростков, даваемые им в обществах, представляютсянепоследовательными. В традиционных обществах переход к новому статусуосуществляется с помощью четко установленных ритуалов посвящения в мужчины илиженщины – церемоний инициации, символизирующих переход детей во взрослоесостояние. Во время таких ритуалов подростки могут подвергаться неприятным,болезненным и унизительным процедурам, но по их завершении дети провозглашаютсявзрослыми. Мальчиков часто запугивают, наносят на их лица и тела ритуальныерисунки и надрезы; девочек в период их первой менструации часто держат визоляции от остальных членов сообщества. Однако задачи подобных ритуалов четкоопределены, и молодые люди знают, что если они успешно пройдут все положенныеиспытания, то станут по-настоящему взрослыми. Ритуалы вступления в возрастполовой зрелости в видоизмененной форме существуют и в странах западного мира:это церемонии “бар мицва” и “бат мицва” в Израиле, церемония конфирмации укатоликов, церемония выпуска в школах и высших учебных заведениях.
Хотя средства массовойинформации энергично муссируют тему разницы поколений – противоречий междуподростками и их родителями, проблема “разрыва между поколениями” в целомпредставляется слишком упрощенно. Исследования позволяют предположить, что исемья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинстваподростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросахформирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка, в некоторыхслучаях это влияние может оказаться негативным, связанным с курением марихуаныи выпивкой. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речьзаходит о выборе профессии, будущих жизненных целях, о фундаментальных моделяхповедения и основных жизненных ценностях. Во многих случаях значительная частьмолодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностейсвоих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объясненотем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды,согласующиеся с взглядами членов их семей.Ранняя зрелость, или молодость
Последние тенденции вразвитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения ичрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе –удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношенияхсовременное общество, как представляется, вырабатывает новый статус междуподростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодыедевушки и юноши в возрасте выпускников школы. Возраст 16 лет – самыйкритический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий,существующих в современном мире[6].Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могутизбрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру службу вармии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могутустроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. Вэтом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остатьсяжить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодыелюди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новыесоциальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретаютбольшую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести вжизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома.
Задачи будущего развития,стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило,концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, каклюбовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опытмолодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослыхиндивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человекомв отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могутсожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак иобзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьерыили сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут такжебесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.
Прокладывая себе путь вжизни в юные годы, а также в среднем и более зрелом возрасте, индивидыиспытывают сильное влияние возрастных норм – правил, предписывающих, чего и вкаком возрасте надлежит достичь человеку. Культурный циферблат диктует, в какомвозрасте для мужчины или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться вплане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокоеположение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Индивидыстараются настроить свои личные “часы” по этому социальному времени, ибольшинство людей с готовностью отмечают, какие главные события произошли в ихжизни “раньше” социального времени, в чем они “опоздали”, а где “справились вовремя”.
Однако в настройкесоциальных часов могут наблюдаться некоторые вариации. Так, чем выше социальныйкласс, к которому принадлежит индивид, тем более замедляется время наступленияосновных жизненно важных событий, связанных с возрастом, в частности у молодыхлюдей среднего класса юность обычно продолжается дольше, чем у молодых людей израбочей среды. Кроме того, жизненный цикл в современном обществе становитсяболее гибким; ряд традиционных норм и ожиданий меняется, а возраст теряетмногие из своих привычных значений. В результате мы можем стать свидетелямитого, что социолог Бернис И. Нойгартен определила как “общество, не зависящееот возраста” (“age-irrelevant society”), в котором не существует единойвозрастной нормы для принятия на себя какой-то конкретной роли. Она отмечает,что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летнийуправляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодойотец и 70-летний студент. Некоторые психологи, например Э. Эриксон, проводилиисследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы врамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательностьэтапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней. Эриксонделает основной упор на психологическом развитии, которое он делит на 8основных этапов (см. табл.). Каждый этап ставит перед индивидом уникальнуюзадачу, сконцентрированную вокруг некоего кризисного, или поворотного, моментав жизни индивида, характеризующегося повышенной уязвимостью и жизненнымпотенциалом индивида. По теории Эриксона, кризис, угрожающий человеку на каждомжизненном этапе, должен быть успешно разрешен для того, чтобы дальнейшееразвитие индивида шло по “здоровому” пути. Следовательно, имеющее место взаимодействиемежду индивидом и обществом на каждом этапе может изменить ход развитияличности в положительном или отрицательном направлении. Совершая переходы содного этапа на другой, каждый индивид приобретает новые силы и формируетаутентичную личность.
Этапы развития личности по Эриксону[7]
Этап развития
Психологический кризис
Доминирующая социальная среда
Благоприятный результат 1 2 3 4 Младенчество Основы доверия в противовес недоверию Семья У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру Раннее детство Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям Семья Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению Возраст 4-5 лет Инициатива в противовес чувству вины Семья Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости Соседи; школа Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях Подростковый период Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями Группа сверстников и внешние группы Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я Юность Любовь в противовес одиночеству Друзья и партнеры Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения Взрослый Творческий потенциал в противовес застою Новая семья, работа Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом Пожилой возраст Целостность в противовес отчаянию
Выход на пенсию и близящаяся
смерть Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью
Дэниэл Дж. Левинсон такжепридерживается мнения о поэтапном развитии взрослого индивида. Он и его коллегииз Йельского университета провели исследование 40 мужчин в возрастеприблизительно от 35 до 45 лет. Ученые выявили шесть периодов, начиная свозраста 18 лет – 21 год и кончая возрастом под 50 лет. По мнению Левинсона,первостепенная задача, стоящая перед индивидом в течение всей его взрослойжизни, заключается в выстраивании собственной структуры жизни. Однако этаструктура не создается раз и навсегда; она должна непрерывно подвергатьсямодификации и переоценке. Переходные периоды имеют тенденцию вырисовыватьсячерез два-три года после имеющих символическое значение круглых дат жизни – 20,30, 40, 50 и 60 лет. В ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивиднамечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения ипересматривает базовые посылки.
Некоторые социологипридерживаются мнения о том, что неожиданные события, происходящие в жизнилюдей, оказывают гораздо большее воздействие на их развитие, чем прогнозируемыепереходы от одного этапа к другому, например брак, рождение ребенка или выходна пенсию. Эти социологи утверждают, что теории поэтапного развития игнорируютколоссальные различия, характерные для жизненного опыта разных людей. Взрослаяжизнь неодинакова для мужчин и женщин, богатых и бедных. Даже эпоха, в которуючеловек живет, имеет значение – Первая мировая война, Октябрьская революция1917 г., коллективизация, Вторая мировая война или перестройка. Более того, этисоциологи утверждают, что возрастные нормы и “социальные часы” обеспечиваютподготовку людей к основным переходным периодам в жизни. Следовательно, людиобычно рассматривают эти периоды как естественный ход жизни и не воспринимаютих в качестве кризисных или стрессовых ситуаций.
Люди рассчитываютотпущенный им жизненный срок с точки зрения не только социального расписания,но и жизненных событий – поворотных моментов, в которые они меняют направлениедействий или жизненный курс. Некоторые подобные события связаны с “социальнымичасами”, но далеко не все; к примеру, серьезная травма, полученная в аварии;изнасилование; выигрыш в лотерею; обращение в новую веру; жизнь в период послеафганской войны. Одни жизненные события связаны с факторами внутреннего ростаили старения, например половое созревание или преклонный возраст; другиеявляются следствиями групповой жизни, включая войны, национальные экономическиекризисы и революции; третьи обусловлены стихийными природными явлениями –пожарами, ураганами, наводнениями, землетрясениями или горными обвалами. А внекоторых событиях заключен глубокий внутренний или психологический элемент:религиозное откровение; развод с супругом или супругой; смерть родногочеловека.Средний возраст, или зрелость
Зрелый возраст лишен тойконкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Этовсеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости”используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когда мужчины иженщины предположительно уже “определились” со своими семьями ипрофессиональными карьерами. Но этот термин также используется для обозначенияиндивидов “среднего возраста” – тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бызначение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаютсятакими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности имолодости, и связаны с любовью и работой. (Здесь мы не будем обсуждать “факторлюбви”, поскольку это – главная тема гл. 8 – роль любви и дружбы в жизни людейи варианты жизненных стилей.)
Основную часть взрослойжизни и мужчины и женщины проводят на работе. Хотя доминируют экономическиесоображения, работа также помогает организовать время, является сферой общениячеловека с другими людьми, “лекарством от скуки”, поддерживает чувствонеобходимости и самоуважения. Если кто-то согласен платить за нашу работу,значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимаячасть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работаначинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целомудовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора ипринятия решений.
В возрасте 30 лет и чутьстарше мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются” в ней,“вьют гнездо”, а также строят долгосрочные планы и приступают к ихосуществлению. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других иутвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируютих и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишенытворческого воображения и агрессивны. Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинаютразмышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижениицелей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. Они могут ощутитьнесоответствие между “тем, что я имею сейчас” и “тем, чего бы мне действительнохотелось”, что влечет за собой период душевных терзаний. В 45 лет или околотого некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста.Согласно существующим стереотипам, мужчины в этом возрасте склонны кнеобдуманным, легкомысленным поступкам, по принципу “седина в голову, бес вребро” – они бросают жен ради молоденьких женщин, вполне годящихся им в дочери,оставляют работу и живут на случайные заработки или превращаются в горькихпьяниц. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом,они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями безсерьезных моральных переживаний и метаний.
Хотя интерес к развитиюзрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии взрослыхженщин, не так полны, как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данныепозволяют предполагать, что женщины проходят точно те же этапы развития, что имужчины (в исследовании Левинсона), и примерно в том же возрасте. Но хотявозрастное распределение периодов и характер задач развития одинаковы, подходык решению задач и достигаемые результаты у женщин иные. В значительной степени этиразличия проистекают из повышенной сложности женских представлений особственном будущем и тех трудностей, которые женщины испытывают в случаях,когда от этих представлений приходится отказываться. В отличие от мужчинбольшинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру;женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты(страховки) на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их бракокажется неудачным или если им придется жить в период экономическойнестабильности общества. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себяв центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей,детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость идух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” всложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.Пожилой возраст, или старость
Подобно другим периодамжизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяетсяпо-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило,невелика, и пожилой возраст начинается раньше. К примеру, один очевидецсообщал, что люди племени аравак из Гайаны (Южная Америка) редко живут больше50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более молодого возраста “всетело, за исключением живота, начинает съеживаться, жировые отложения исчезают икожа свисает уродливыми складками”. Литературные памятники также указывают нато, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрастеза 40 лет. В настоящее время во многих западных странах возникает новое делениена “молодых пожилых” и “старых пожилых”. “Молодые пожилые” – это люди, вышедшиена пенсию раньше принятого возраста, они бодры, полны энергии, получаютудовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматьсяобщественной деятельностью и самореализоваться в новой сфере.
Общества различаются потому, насколько уважительно они относятся к старости. Во многих аграрных обществах,включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом иуважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию,дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Людивыказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень.Молодые женщины искусственно “старили” свою внешность, поскольку почет ипривилегии были связаны с возрастом. По контрасту с этими культурными нормами взападных странах и в современной России самым привилегированным возрастомсчитается молодость. Мы ограничили число социальных ролей, доступных дляпожилых, и выказываем им мало почтения. Действительно, чем старше становятсялюди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распространяютсяна них неблагожелательные стереотипы, укоренившиеся в российском обществе.Стариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми иболезненными.
Пожилой возраст влечет засобой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное– пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсиюимеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающегочеловека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры длявзрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практическибесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера – решить, чемзаполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешнойсоциализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определялижизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется ещетем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей“бессмысленной ролью” – социальным статусом, лишенным всякой значимости вобществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилоговозраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобнымнормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни иполучение вознаграждений.
В последние годы негативныйвзгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то,что меняется само отношение к работе и выходу на пенсию. Кроме того,исследования показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехваткиденег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный дляудовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем,когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-тоужасным. Многие пожилые также сталкиваются с потерей еще одной роли – статусазамужнего или женатого человека. Социологические исследования показывают, чточем выше уровень образования и социально-экономический класс женщины, тем болеедезорганизуются ее личность и жизнь после смерти мужа. Однако после того, какминует срок траура, у этих женщин появляется больше возможностей организоватьсвою жизнь по-новому. В целом негативные долгосрочные последствия вдовствавытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовствасамого по себе.Смерть
Осознание надвигающейсясмерти требует от индивида приспособления к новому определению собственнойсущности. Понятие “умирающий” предполагает нечто большее, чем просто протеканиекаких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социальногостатуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но иформируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу всоциальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определениюврачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различноервение в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковойсоциальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разныесоциальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизньмаленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. Инаконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальнуюреальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание спокойным и похороны.
Изменения в медицинскойтехнологии и социальных условиях привели к тому, что теперь смерть связана снесколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе частооказывается более длительным процессом, связанным с формальнымибюрократическими процедурами. Всего несколько поколений назад большинство людейумирало дома, и семья брала ответственность за ритуал прощания с покойным иподготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала окружатьсязапретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от“посторонних” глаз. В наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персоналдома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам иорганизуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителюразвитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвыеизолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертьюпревратился в повседневное и безличное занятие.
Институциональныйконтроль за умирающими ограничил индивидуальную автономию. Личные потребности ижелания зачастую подменяются организационными. На деле подход современныхорганизаций к уходу за смертельно больными людьми оставляет желать лучшего.Опросы общественного мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переходот жизни к смерти. Однако убеждение в том, что “чем быстрее человек отмучается,тем лучше для него”, противоречит изменившейся биомедицинской технологии,обеспечивающей пациентам “самый длинный путь” к смерти[8].Многие люди очень боятся оказаться в состоянии между жизнью и смертью и влачитьтак называемое растительное существование исключительно за счет системжизнеобеспечения.
За последнее десятилетиедвижению за создание хосписов удалось пробудить сочувствие в общественномсознании и убедить общество в необходимости более гуманного подхода к уходу занеизлечимо больными. Хоспис – это медицинское учреждение, в котором реализуетсяпрограмма по уходу за умирающими, стремящееся облегчить неизлечимо больнымлюдям последние дни их жизни и сделать соприкосновение с приближающейся смертьюменее эмоционально травмирующим как для пациентов, так и для их близких.Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы труднопринять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней ипродления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должныбыть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписовнастаивают на том, что для контактов со смертью требуются иныеинституциональные структуры.
За последние годыЭлизабет Кюблер-Росс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойногои гуманного отношения к смерти. По ее утверждению, когда медицинский персонал иродные знают о том, что пациент умирает, и пытаются скрыть от него правду, онивозводят барьер, препятствующий всем сторонам должным образом подготовиться ксмерти. Более того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чемего убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс считает, что возможность искреннеговыражения чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем толькопользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек предпочли бы узнатьправду в случае неизлечимой болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному –как и живут по-разному,– Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения снеминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта,что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу;попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия,или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходитчерез все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним итем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другиефакторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека,сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можнодо конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущихобстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональноеосознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчокболее гуманному отношению к смерти.Заключение
Резюмируя рассмотрениепонятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющимипсихологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, чтосоциализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных ипсихологических процессов, посредством которых индивид усваивает системузначений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качествеполноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные,контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанныепроцессы, так или иначе влияющие на формирование личности»[9]
Таким образом, в процессесоциализации, заложенные в человеке психобиологические способности не простореализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческойличности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре ипри самом активном его участии. При этом личность формирует свой«Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ееоценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личностьпринимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение исвой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личностьсоциализируется
   На основе этогоусвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств,свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособнымучастником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.
Списоклитературы
1.   Бороноева А.О. Основы социологии иполитологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.: Гардарики,2000.-С117
2.   Геннадий Овчинников//http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/44/t2.htm
3.   Жизненный цикл в разных культурах//http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259
4.   Клочко Ю.Н.Социализация личности, еёсоциальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// www.ncstu.ru
5.   Кравченко А.И. Социология. Учебноепособие/ А.И. Кравченко. – М.: Академя, 2002. – 416с.
6.   Куликов Л.М. Основы социологии иполитологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика,2000.
7.   Социализация личности//http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc.htm
8.   Харчева В. Основы социологии. Учебникдля студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. –  М.: Логос,1999. – 302 с.
9.   Яшина М.Н. Социализация личности какпроцесс // tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.