Федеральное агентство по образованиюРФ
Российский государственныйуниверситет имени И. Канта
Факультет психологии и социальнойработы
Самостоятельная работа по
«Содержанию и методикепсихосоциальной работы»
Выполнила:студентка 4 курса
специальностисоциальная работа
СудареваН.В.
Проверила:Пехова Л.С.
Калининград 2010г.
Введение
Социальнаяработа — это совокупность видов деятельности (профессиональной инепрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальныхпотребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью ксоциальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется какклиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы.Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу илисообщество.
Стеоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновениев потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попыткаее удовлетворения.
Междутем высказываются соображения о более широких задачах социальной работы повзаимодействию социального работника с окружающей средой. При этом социальномуработнику отводится роль способствовать расширению компетенции людей, а такжеразвитию их способностей в плане решения жизненных проблем; помогать людямполучить доступ к ресурсам; побуждать организации внимательно относиться клюдям; способствовать взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто ихокружает; добиваться взаимосвязи между организациями и учреждениями,оказывающими социальную помощь и поддержку; оказывать влияние на социальнуюполитику и политику в области окружающей среды.
Психосоциальнаяработа является длямногих достаточно расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии онаопределялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какоезначение имеют социальная организация и формы человеческого общения дляпсихического развития и благополучия индивида».
Психосоциальнаяработа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое вниманиепсихологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.
Социальныйработник — представители особой, деликатной и гуманной профессии. Ихпрофессиональное предназначение — согласование личных и общественных интересовклиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника вовзаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействиепосредством социального развития клиента и преобразования социума. Ихдеятельность строится с учетом экономического, политического, законодательногои социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.
Требованияк профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать взависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектовсоциальной защиты населения.
Совершенноочевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность,бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведениевзрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являютсяважнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста ипредопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.
Врамках данной проблемы основным клиентом для меня, как для социальногоработника, является пожилой человек.
Цельюнашей работы является разрешение сложившейся проблемной ситуации клиента.
Всоответствии с поставленной целью мы можем выделить основные задачи:
1. определение проблемклиента, в интересах которого будет планироваться вся последующая работа;
2. разработкапрограммы психосоциальной работы с проблемой в конкретной организационнойструктуре;
3. подбор методов иметодик по реализации программы;
4. выявлению иобъяснению всех встречающихся в данном задании социальному работникутрудностей.
5. описаниепредполагаемых результатов работы в соответствии с поставленными целями.
Теоретическийанализ проблемной ситуации
Посещаяпожилого человека, клиента социального обеспечения, Вы обнаруживаете, что егоздоровье ухудшилось, память стала хуже, появились симптомы старческогосклероза. Хотя в том же районе проживают две его замужние дочери, по состояниюего квартиры видно, что он долгое время жил в плохих условиях и нуждается вприсмотре и уходе. Вы обсуждаете с ним это, но он резко отрицает любыепредложения переезда в дом престарелых.
Преждечем рассмотреть основные проблемы клиента, на разрешение которых и будетнаправлена наша работа, мы приступим к характеристике социально-психологическихособенностей пожилого возраста, одиночеству как основной проблеме моегоклиента, ненужности близким, результатом которой может быть протест и отказ отпомощи в оказании социального обслуживания.
Спереходом в категорию пожилых людей, зачастую коренным образом изменяется нетолько взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры,как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни,распорядок дня, цели и задачи, круг общения.
Новозраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой и изменение привычныхжизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые людиоказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальныхтрудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностяхпсихологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни,сужение круга общения и сфер деятельности — все это ведет к обеднению жизни,уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности.
Социальныепроблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как отобъективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условнообъединить их в несколько групп — это проблемы материально-финансовогохарактера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучияпожилых.
Переходв категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознаниемчеловеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Вперединеизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничениежизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежностиприближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причемуровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, кпсихологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилогочеловека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностейдля общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива,больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья,родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новыхдрузей становиться затруднительным.
Хроническиезаболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могутвозникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми ивнуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью,обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству,уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие — но нужно помнить, что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.
Проблемаодиночества пожилых людей сегодня становится острой проблемой. Лица старшеговозраста попадают в состояние одиночества по многим причинам, из-за такихфеноменов как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение. Личностьв состоянии одиночества трагически переживает свою заброшенность в социум изатерянность в нем. Одиночество может вызывать различную реакцию – отболезненного страдания до активного протеста. Состояние одиночества, какправило, вызвано какими-то событиями в прошлом. Замкнутость как черта характераможет стать причиной одиночества. Одинокий человек всегда держится обособленнои отстраненно.
Ощущениеодиночества характеризуется как «покинутость всеми», заброшенность, ненужность,одиноких избегают, сторонятся. Пожилые люди чувствуют себя одинокими, когдаосознают, что никому не нужны и всеми брошены.
Практическиво всех семьях хотя бы один из членов семьи — пожилой человек. Проблемы людейтретьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенномвнимании общества и государства, и представляют собой специфический объектсоциальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старымилюдьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населениясохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилымилюдьми имеет общегосударственное значение. Важной социальной проблемой пожилыхлюдей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привелок тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение.Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и, поэтому им бывает непод силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством.
Изменениеположения пожилых людей в семьях ныне во многом предопределяется изменениями вмире. В современных условиях, когда происходит НТР, накопленный опыт старшегопоколения не имеет прежней практической значимости. Более образованная молодежьиначе смотрит на старшее поколение, не проявляя прежнего почтения. Однакочуткость, внимание к старшим, взаимное уважение в семье определяются, преждевсего, общей культурой членов семьи, той атмосферой, которая складывается вобществе на различных этапах его функционирования.
Пожилойчеловек нуждается в семье, прежде всего, в связи с потребностью в общении,взаимопомощи, в связи с необходимостью организации и поддержания жизни. Этообъясняется тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, прежней энергии,не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании, в уходеза собой.
Приоказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящихк одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальнаядеятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству дляоказания помощи одиноким.
Помощьодиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а неличность.
Рассмотревпроблему одиночества как одной из основных проблем, от разрешения которойзависит успех социальной работы с данным клиентом, мы приступаем к анализупсихосоциальной работы в данном направлении.
Главнаяцель психосоциальной работы — продуктивная социализация личности в изменившихсяусловиях. Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуетсяобщественное или индивидуальное воздействие, цель которого — забота о здоровье,создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме,коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения,общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности. Психологическоевоздействие специалиста подчинено определенной цели и направлено на изменениепсихологического состояния клиента, находящегося в критической ситуации приусловии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции идепривации.
Однаков задачу специалиста не входит существенное изменение личности, еемежличностных и социальных отношений, даже если эффект от контактов с клиентомв определенной степени приводит к такому результату.
Вшироком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальнойработы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи,социальной поддержки и содействия людям, находящимся трудной жизненнойситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человекав изменившихся условиях жизнедеятельности.
Вузком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста посоциальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциальногоравновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды дляпреодоления трудностей в жизненной ситуации. Таким образом, основная цельпсихосоциальной работы — это оказание первичной психологической помощинаселению, поиск и оптимизация совпадающих ресурсов.
Вфункциональные обязанности специалиста входят такие формы работы, как ведениегрупп и консультирование, направленные на оказание помощи клиенту вкритических, напряженных и психотравмирующих ситуациях, на расширение у негодиапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решениявозникающих проблем и преодоления трудностей.
Такимобразом, объект психосоциальной работы — часть населения, которая в данныймомент времени находится в трудной жизненной ситуации.
Основныеметоды психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как методиндивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы ссообществом: семьей, группой, коллективом.
Содержаниепсихологической помощи заключаетсяв обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки(возвращение доверия к миру, установление открытых и искренних отношений)человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностногоили социального бытия. Психологическая помощь оказывается в том случае, когдачеловек не может справиться с трудностями, потерями, одиночеством, не можетбыть в ладу с самим собой, обрести внутреннюю гармонию, когда у него, повыражению А. А. Бадхена, «болит душа».
Содержаниедеятельности составляют: объективация и рефлексия ситуации; структурированиесовладающих процессов; создание условий для изживания психосоциальных травм иконфликтов.
Психологическаяпомощь ограничивается рамками внемедицинской, психосоциальной терапии.
Цельюи соответственно результатом психологической помощи личности в психосоциальнойпрактике:
— эмоциональное реагирование (снятие стресса и напряжения, обретение когнитивногоконтроля и т.п.; выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональнойтравмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов, что возможно только вусловиях групповой работы или психотерапии);
— осознаниеклиентом собственной проблемы (эта цель может быть достигнута только в процессевторичной психологической помощи или психотерапии, реализуемойпсихологом-консультантом или психотерапевтом);
— осознание и обращение клиента к собственным внутренним ресурсам личности;
— осознание и обращение клиента к ресурсам социальной среды, принятие этойпомощи;
— продуктивная адаптация клиента в сообществе.
Главныепрофессиональные инструменты специалиста по психосоциальной работе — слово ипостроение уникальных, помогающих «Я—Ты»-отношений, а также его внутренняяготовность к встрече с клиентом.
Социальныйработник выступает в роли советчика, друга, компаньона, «реального» человека. Специалистпо социальной работе выступает в роли посредника с целью активизацииподдерживающих систем, привлечения внимания формальных поддерживающих систем кпроблемам клиента.
Качествомежличностных отношений клиента и консультанта — более важный фактор, чем то,какую философию, метод или технику исповедует и используетпомощник-консультант. Существует также взаимосвязь эффективности помощника иего эмпатии, уважения к клиенту и подлинности его поведения.
Консультированиев социальной работе — выбор более активной позиции консультанта, чем в другихвидах консультирования, и, что наиболее важно, это «позволение людям услышать самихсебя».
Умениеслушать является ролевой особенностью социальных работников, фактором успешноготерапевтического вмешательства. Клиенты могут выражать различные эмоциональныепроявления, отрицать наличие конфликта и проблемы, блокировать процессвзаимодействия.
Косновным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинатьбеседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным,чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуациюглазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человекатаким, как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться,чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да»или «нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, несуетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно этовремя, когда клиент напряженно думает).
Планирование.Этапы и методы психосоциальной работы с клиентом
Воснове диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:
социальнаяпомощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;
помощьнаправлена на улучшение социальной жизни человека.
Этидва взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.
Диагностическаястадия работы с клиентом
Социальноерегулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами,которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюдадвойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана синдивидуальностью и социальным окружением. И если в первом случае действиеосуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действиеокружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода следуетсформулировать так: чтобы определить трудности, их необходимо осмыслить поотношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших.
Беседас клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) иливзаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся сэтой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных итайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знаниеэтого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Тольковнимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможетпревратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения,включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различныеуровни общения.
Каждаябеседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например,исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношенияхи т.д. Беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину,конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироватьсяна содержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные иливидеозаписи.
Беседа-интервьюсоциального работника отличается от повседневных бесед тем, что она имеет тему,направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бываютопределены, предполагается положительное или отрицательное развитиевзаимоотношений.
Пятишаговаямодель консультирования. Процесс консультирования
Перваястадия беседы — структурирование и достижение взаимопонимания — знакомство.Продолжается от нескольких секунд до десяти минут. Специалист устанавливаетконтакт с обратившимся за консультацией, чему способствуют:
— удобное помещение, исключающее возникновение внешних
помех(наличие посторонних лиц, шума);
— обращение к собеседнику по имени и отчеству (имени);
— демонстрация радости от общения;
— комфортная межличностная дистанция;
— демонстрация уважения к личности клиента;
— искреннее переживание.
Втораястадия беседы — сбор информации о самой проблеме, условиях ее возникновения ипроявления. Главная задача специалиста — выяснить, что привело к нему данногоклиента, как он видит свою проблему, в каком контексте она проявляется.Проблема, возникающая у человека, обратившегося за консультацией, должна бытьописана с помощью характеристик: содержание проблемы; сфера, к которой онаотносится (служебная, семейная, бытовая); уровень владения проблемой; возможнаястепень влияния проблемы на поведение клиента; временные параметры (как долгосуществует данная проблема).
Третьястадия беседы — желаемый результат. Выясняется, что клиент хочет иметь врезультате взаимодействия со специалистом.
Четвертуюстадию беседы принято называть альтернативной. Обсуждаются иные вариантырешения поставленной задачи. Именно за клиентом следует оставить право выбора,в каком направлении и с какой скоростью он должен измениться.
Напятой стадии происходит обобщение данных всех предыдущих этапов под девизом «Заработу!». Происходит переход от обучения к действию. Выполняется процедура,называемая «присоединение к будущему». Клиенту предлагают представитьпсихотравмирующую ситуацию и рассказать о визуальных представлениях, мыслях ичувствах, которые возникнут при этом. Если негативная окраска этих психическихпроцессов уменьшилась или исчезла, можно сделать вывод, что результатконсультаций успешен.
Наначальной стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природуего трудностей и ту помощь, которую он просит. Интервьюирование носитспонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставитьклиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрытьосновные социальные и психологические факторы. Начальная стадия может иметьпролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создатьатмосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения.
Наначальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждатьвлияние его родственников. Это дает возможность оценить степень воздействияокружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадиисоциальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье,отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.
Предварительноеобсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которыесоздают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, таккак проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.
Ноне только познание социального окружения в центре внимания социальногоработника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности. Оценкаструктуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцовповедения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, еготревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять видыпомощи клиенту.
Впроцессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемыклиента. Причем социальный работник вырабатывает стратегии для устраненияпрепятствий, как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решаетпсихологические трудности клиента.
Многообразиесоциальных и психологических факторов создает бесчисленные комбинации ситуацийклиента, накладывает отпечаток на стратегии и цели лечения. Отношения вдиагностическом подходе рассматриваются как среда, позволяющая найти новые путирешения проблемы клиента. Терапевтическое влияние среды зависит от социальногоработника, который на основе диагноза и целей лечения выстраивает отношения вопределенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самаяпростая форма отношений социального работника и клиента когда клиент может бытьвыслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть создана даже на основеединственного контакта.
Послеустановления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействиес клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться ипересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте,наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести кцентральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностямилибо со средовыми факторами.
Важнейшимикомпонентами данного метода, характеризующими его специфику, выступают: клиент,проблема, место, процесс.
Клиент— это ядро социальной работы со случаем. Клиентами могут быть женщина, мужчинаили ребенок, которые испытывают потребности в различных видах помощи:материальной, социальной, консультативной и т.д. Человек, получающий помощь,называется клиентом.
Подпроблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состояниисамостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальноефункционирование.
Место— агентство, предназначенное для социального обслуживания населения. Цель этихагентств состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть социальные трудности вразличных ситуациях: «человек—человек», «человек—группа», «человек—ситуация». Вагентстве функции помогающего субъекта берет на себя социальный работник.
Подпроцессом понимают последовательную деятельность социального работника,направленную на развитие способностей клиента решать проблемы.
Проблема
Этотакая ситуация, которая либо имеет, либо не имеет решения. Дилемма решения/ нерешенияпроблемы постоянно ставит человека в ситуацию выбора. Такая ситуация требует отсубъекта определенных усилий для решения возникающих задач, которые либорешаются, либо нет. В том случае, когда клиент не может решить задачу, т. е. онне имеет определенных ресурсов, он просит помощи для решения возникшейпроблемы. Таким образом, клиенты, приходящие к социальному работнику, являютсятакими субъектами, которые не способны самостоятельно справиться с проблемамисоциального взаимодействия.
Основнойпроблемой во взаимодействии с клиентом является изменение его позиций по поводуоказания ему услуг социального обслуживания и совместной работы с дальнейшейразработкой альтернатив помощи. Проблемой же самого клиента является его слабоездоровье, плохое социально-бытовое положение, отсутствие помощи и поддержки состороны близких и иных лиц, т.е. ему необходима помощь в социальномобслуживании, (помощи в поправке здоровья, улучшения бытовых условий), психосоциальнаяработа.
Процедурыработы
Исходяих того, что на клиента оказывается внутреннее и внешнее давление,выстраиваются стратегии, позволяющие сбалансировать это давление.
Внешнеедавление возможно нейтрализовать, предоставив клиенту социальную помощь (решитьпроблемы с уходом за ним, помощь по дому и т.д.).
Внутреннеедавление, стресс, снимают за счет мер, позволяющих изменить поведение клиента,а также работой над воспоминаниями, причем используют следующие процедуры: вентилирование.Клиенту предлагается выразить подавленные чувства; корректирующие отношения,складывающиеся между социальным работником и клиентом, подобны отношениям междуматерью и ребенком. Это помогает понять прошлый негативный опыт отношений,пережить их вновь и сделать соответствующие выводы; оценка отношений.
Особоевнимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, т.е.формированию сети психосоциальной поддержки. У каждого человека должна бытьвозможность поделиться своими бедами, печалями и радостями, ощутить поддержку«значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социальноподдерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким,активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, укоторых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимыедругие), легче справляются с проблемами, могут эффективно преодолевать трудныежизненные ситуации.
Социальнаяподдержка — это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят,ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с нейвзаимные обязательства. Социальная поддержка определяется как обмен ресурсамимежду людьми, по крайней мере, двумя — донором поддержки ее реципиентом(получателем), и является функцией социальных сетей, которые характеризуютсоциальную среду личности.
Сетисоциальной поддержки это структуры, способные оказать человеку помощь. Онивключают различные взаимоотношения людей, помогающие поддерживать здоровье.
Люди,получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для нихлюдей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легчесправляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний, поэтомуважную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций играет официально-поддерживающийпроцесс, включающий в себя три звена:
1)поиск социальной поддержки (способность индивида находить людей, готовыхоказать ему помощь);
2)наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку, —членов семьи, друзей, значимых других членов общественных организаций и т.д.);
3)восприятие социальной поддержки (способность человека принимать помощь отокружающих).
Выделяютследующие типы социальной поддержки:
— эмоциональная, или интимная, — забота о другом, доверие, сопереживание ему;
— инструментальная, или материальная, — финансовая помощь, обеспечение ресурсами;
— информационная — содействие в разрешении проблемы путем предложения важнойинформации, совета;
— обратная связь или поддержка в форме оценки — оценка исполнения послеразрешения проблем.
Ккомпонентам социальной поддержки относятся структура (семейный статус, числодрузей, связи с родственниками, членами формальных и неформальных организаций ит.д.), функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная), эффект(удовлетворенность поддержкой).
Социальнаяподдержка смягчает воздействие стресса высокой интенсивности, выступает какбуфер между стрессором и человеком. Высокая социальная поддержка нейтрализуетнегативное влияние стресса высокой интенсивности и обеспечивает сохранениездоровья, низкая — при стрессе высокой интенсивности не оказывает буферногоэффекта, что приводит к ухудшению здоровья.
Социальнаяподдержка содействует процессам преодоления стресса в трех направлениях: засчет повышения самооценки; благодаря помощи других людей в изменении стрессовойситуации; путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняетэмоциональный ответ на действие стрессогенного фактора и позволяет увидетьситуацию «другими глазами». Социальная поддержка снижает негативное действиестресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиленияпрочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость кболезням. Феномену социальной поддержки и ее влиянию на адаптацию индивида встрессовой ситуации посвящено множество исследований.
Люди,получающие эффективную помощь (социальную поддержку) от семьи, друзей, значимыхдля них лиц и социальных групп, отличаются более крепким здоровьем, легчепереносят жизненные трудности, более устойчивы к развитию различныхзаболеваний. Важна роль социально-поддерживающего процесса в преодолениистрессовых и проблемных ситуаций.
Помимоработы с родственниками и ближайшим окружением необходим поиск возможностейоказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися ваналогичных ситуациях (работа с сообществом лиц, переживших кризис).
Крометого, эффективное решение проблем человека, находящегося в кризисной ситуации,требует комплексного подхода, широкого по охвату проблем и участников событий:вмешательства врачей, психологов, юристов, а также привлечения специалистовтаких учреждений, как Центр занятости населения, Управление социальной защитынаселения, Центр социального обслуживания населения и др.
Еслипроблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, чтоситуация может быть улучшена им самостоятельно, то этот этап может статьзаключительным. Если изменений не наблюдается или они незначительны, этот этапможет стать стартовым в проектировании процесса сопровождения (происходит возвратна первый этап либо даются рекомендации посещения группы взаимопомощи).
Основныезадачи консультанта — стараться наиболее глубоко понять другого человека,создать безопасное пространство, в котором клиент мог бы выразить себя наиболееполно, понять себя, осознать, в чем он нуждается, что мешает ему жить всогласии с самим собой, и определить, как, находясь в своей актуальнойжизненной ситуации, он может позаботиться о себе.
I.Тип ресурса:
1)социальное агентство,
2)общественная организация,
3)другое социальное агентство,
4)общественная организация:
а)нанимающая работников патронажа, но социальный работник не нанятый;
б)не нанимающая работников патронажа, при этом служащие находятся в отношениях склиентом: инструментальных; выразительных.
Основнойтрудностью может послужить отказ клиента от предоставляемой помощи, связанной споспешностью и непрофессионализмом социального работника, необходимостью болееглубокой работы с внутренним миром пожилого человека, его семьей. Необходимопостроить отношения на доверии, уважении права клиента на собственное мнение,партнерстве и поступательном движении к совместному принятию решения в помощи.
Результатамиработы должно стать — улучшение здоровья, создание условий нормальной адаптациии социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсацияутраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессежизнедеятельности.
Практическийанализ проблемной ситуации
Вбольшинстве профессионально-этических систем и соответствующих им кодексов втой или иной формулировке содержится принцип «Не навредить!», требующий отспециалиста в ситуации выбора решения из несколько возможных внимательности,осознания высокой ответственности за конечные результаты деятельности иизменения положения клиента в результате взаимодействия с ним. В определенныхслучаях это обязывает специалиста убеждать клиентов изменить точку зрения насодержание и количество потребных услуг, образ конечного результатадеятельности (взаимодействия).
Уклиента, возможно, есть обиды, недоверие, замкнутость, которые проецируются насоциального работника, моей задачей является расположение к себе пожилогочеловека, создание комфортной обстановки для совместной работы и дальнейшегопринятия совместного решения в отношении пожилого человека.
Основнойдилеммой в сложившейся ситуации, на разрешение которой будет направлена мояработа, является конфликт профессионального долга — помочь, и нежелание клиентаполучить ее, которое в свою же очередь является правом этого человека.
Первоначальнойзадачей является установление доверительных партнерских отношений, расположениек себе клиента. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как людиищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в частьмежличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, ихрасшифровку и реакцию на различные уровни общения.
Быстроепринятие решений в определении способа оказания помощи клиенту, снятие с себяответственности не позволят решить истинную проблему, лишь осложнят желаниесамого пожилого человека в поиске возможности ее разрешения. По некоторымоценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническимиотклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% — психическимизаболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5-6% пожилых, страдающихстарческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместес тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра,психолога, социального работника. Также понимая нынешнюю ситуацию в домахпрестарелых, «качество» и «полноту» оказываемых услуг, я не имею права обрекатьпожилого человека на некомфортное существование, так как можно найти болееэффективный метод улучшения психологической, медицинской, бытовой ситуаций.
Итак,первым этапом нашей совместной психосоциальной работы в поиске форм и средствпомощи является диагностика.
Необходиморазобраться с возникшими трудностями при помощи спонтанного интервью, беседы.На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждатьвлияние его родственников, точнее, отсутствие какой-либо поддержки и помощи сих стороны. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды,а также различные модели поддержки. На этой же стадии должна сложиться картинао финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейсяситуации и т.д.
Предварительноеобсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которыесоздают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, таккак проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.
Ноне только познание социального окружения в центре внимания социальногоработника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности. Оценкаструктуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцовповедения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, еготревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять видыпомощи клиенту.
Впроцессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемыклиента. Для выработки стратегии для устранения препятствий как в социальнойсреде, так и в «области чувств», т.е. решает психологические трудности клиента.
Задачейсоциального работника является создание атмосферы доверия, эмпатии,расположение к себе клиента для создания наиболее полной картины диагностики.
2этап
Всвязи с необходимостью быстрого разрешения создавшейся проблемной ситуации, сфераохвата должна быть расширена в связи с необходимостью вступить в контакт сродственниками клиента, принятие этого решения должна взять я, как социальныйработник.
Следуетпомнить, что принуждение к сотрудничеству в данном случае неуместно. Только припомощи разъяснения и убеждения специалист может привлечь членов социальногоокружения клиента к участию совместных действиях. Для первой встречи уместнопригласить близких людей в отделение социальной защиты — это позволит создатьсоответствующую обстановку для беседы. По итогам деятельности следуетпоблагодарить каждого участника совместной деятельности, подчеркнуть значимостьих роли в решении проблем клиента.
Такогорода контакты устанавливаются социальным работником по мере необходимости ссогласия клиента, поэтому инициатива в установлении контактов должна исходитьот него.
Длярешения проблем клиента может потребоваться помощь его родных, друзей, соседей.
Ясама должна предложить клиенту установить контакт с членами его окружения:далеко не каждый клиент знает, кто помимо социального работника может бытьпривлечен к решению его проблем. Необходимо разобраться в сложившейся ситуациии определить возможность вовлечения его близких в оказание необходимой помощи.
Частородители ощущают на себе недостаток внимания по объективным и субъективнымпричинам. Приведу два примера. В первом случае, когда дети с утра до вечеразаняты работой, общественной деятельностью, построением бизнеса и приходятдомой уставшими. У них нет сил даже заняться личными делами, уделить вниманиесвоей второй половине и собственным детям. Родители их ожидают с нетерпением,чтобы выговориться, рассказать о своем самочувствии, что-то спросить, но поройв ответ встречают безучастные, уставшие лица. В этом случае у пожилых людейпоявляется болезненная мнительность по поводу своей ненужности. Поэтому в такойситуации детям желательно находить хотя бы пять минут на общение. В то же времяотцам, матерям, дедушкам и бабушкам важно понимать загруженность близких. Здесьлучше объясниться друг с другом и наметить время для совместного приятноговремяпрепровождения — прогулки, просмотра кино, беседы об общих интересах,совместного приготовления блюд, воспоминаний, обсуждения житейских ситуаций.
Гораздосложнее картина в асоциальных семьях, в которых дети, внуки злоупотребляюталкоголем или наркозависимые. В столь запущенной ситуации пожилым людям за помощьюжелательно обращаться к родственникам и в центры социального обслуживания.
Длягармонии в отношениях между пожилыми родителями и повзрослевшими детьми должноприсутствовать желание понять друг друга, также доброе дело сыграют какие-тообщие интересы, увлечения. Детям важно понимать, что у родителей-пенсионеровосталось в жизни самое ценное — это общение со своими близкими, а не дорогиеподарки и деньги.
Параллельноэтой работе в налаживании контакта с социальными сетями, необходимо работать свнутренним миром клиента, ведь множество проблем, связано с утратой активности,одиночеством, отсутствием досуга, общением. Исходя из выявленного стоит строитьдальнейший план действий, решать проблемы и актуализировать потребности по мереих выявления.
Послесовместных бесед при достижении общего плана действий я как социальный работникпредоставлю клиенту и его родственникам альтернативы оказания социальных услуг.Самым оптимальным является возможность ухода самой семьей или соседями заклиентом, если пришли к такому заключению, то груз ответственности должен бытьвзят именно ими на себя. Если не будет налажен контакт, следует продолжитьработу в другом направлении, т.е. предоставлении помощи социальных служб.
Дляобеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, поддержания физических сил издоровья, обеспечения достойного ухода и внимания, необходимо рассмотретьвозможность предоставления социальных услуг на дому, которая остается самойвостребованной и максимально приближенной к нуждам пожилых людей и инвалидовформой работы.
Социальноеобслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания,направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилоговозраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социальногостатуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Гражданампожилого возраста и инвалидам, обслуживаемым на дому, предоставляется весьперечень гарантированных государством социальных услуг: услуги по организациипитания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг. В нашем случаепожилой человек живет отдельно от дочерей и поэтому ему не под силу справлятьсясо своими недомоганиями и одиночеством.
Альтернативойявляется отделение дневного пребывания.
Цельюорганизации таких отделений было создание своеобразных центров досуга дляпожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечеромвозвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться вуютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать вразличных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питаниеи при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Анализ семейного положенияобследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие иодиноко проживающие граждане — 65,7%; 15,7% не получают от своих родственниковникакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людейпреимущественно натянутые или откровенно враждебные.
Применениеновых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получаетвсе более широкое распространение в связи с утверждающимся единымнравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному науважении к нему.
Четкоформулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современногосоциального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностейклиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основеиндивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельностисоциальных служб.
Стационарноесоциальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовойпомощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностьюутратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья впостоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включаетмеры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрастуи состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятиямедицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода имедицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Дляинвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельностьсоциальных работников также имеет широкий диапазон, начиная отсоциально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов вобщество.
Еслираньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее всечаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальнойзащиты.
Приоказании обслуживания на дому, также необходимо дать рекомендации родным и близкимпри посещении пожилого человека, контактов с внуками, совместноговремяпровождения.
Избегайтеспоров, конфликтов, резкой критики в разговоре с пожилым человеком.
Относитеськ своему старику, как к трудному ребенку: если он бунтует, значит, ему плохо.
Выяснитеподлинную причину его поведения. Относитесь серьезно к страхам и тревогамстарого человека. Помогите ему озвучить свои страхи, рассказать о них. Эточастично снимет психическое напряжение и будет служить толчком к поиску решенияпроблемы, вызвавшей страх. Нередко тревога пожилого человека связана сухудшением состояния здоровья. Его пугают мысли о том, что медицинская помощьне будет оказана вовремя.
Установитев квартире своего пожилого родственника медицинскуютревожную кнопку и Вы избавите его от этих страхов.
Выслушивайтепожилого человека при любых обстоятельствах до конца; если это невозможно,мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности.Никогда не навязывайте насильно своего общения пожилому человеку, но и не отказывайтеему в этом.
Всегдаобращайтесь к человеку в годах с уважением, произносите слова медленно,достаточно громко; отложите разговор, если он находится в состояниираздражения, гнева, обиды.
Никогдане заставляйте пожилого человека что-либо делать насильно. Уговаривайте иубеждайте, прибегайте к помощи людей, имеющих у него авторитет, приводитепримеры из книг, истории, жизни известных людей. Не забывайте о ласке — смотрите в глаза человеку, касайтесь рукой, обнимайте, садитесь рядом. Часто престарелыелюди, особенно плохо видящие и слышащие, нуждаются в тактильном контакте так жеостро, как и маленькие дети.
Поощряйтестремление пожилого человека к самостоятельному уходу за собой, чистоте,опрятности, обеспечьте возможности для этого: подберите удобную одежду, легкоснимающуюся и гигиеничную, укрепите вспомогательные приспособления в ваннойкомнате и туалете.
Еслипожилой человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно, пригласите кнему сестру-сиделку. Очень важно, чтобы пожилой человек доверял специалисту,который будет ему помогать. Лучше, если это будет профессиональная сестра-сиделка с медицинским образованиемили сиделка-компаньонка.
Незапрещайте пожилому человеку иметь свои меленькие «секреты»: укромные места дляхранения денег, конфет, памятных вещиц. Спокойно реагируйте на обвинения опропаже денег или вещей и, вооружившись терпением, помогайте найти их.
Непрепятствуйте общению пожилого по телефону с друзьями, помогайте ему выходитьна улицу для общения, прогулки, посещения магазина и т.д. Прогулки необходимы влюбое время года, для чего потребуется соответствующая одежда.
Задачасоциальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожиломучеловеку по мере возможности, со знанием и пониманием материальной и моральнойподдержки и уважения.
Работус клиентом я строю на принципах социальной работы:
1.Принятие человека таким, каков он есть
Клиентомсоциальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например,семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиентимеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любымсоциальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемойдолжности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальнойситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом и социальнымработником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «ненавреди».
Социальныйработник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумныйхарактер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизацииотношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практическилюбой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения ксамостоятельным действиям по разрешению своих проблем.
Ничтоне может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником,причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенностиклиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальнойпомощи.
Сосвоим клиентом мне необходимо тщательное налаживание контакта, принятие егорешения и разработку дальнейших путей изменения настроя пожилого человека ипринятия в отношении его ситуации конкретных решений.
2.Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапесовместных действий
Уважениеправа клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение егоправ. Человек, обратившийся за помощью к социальному работнику, имеет те жеправа, что и все остальные люди. Социальный работник не может оказывать помощьчеловеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеетправо отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатойработы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Онимеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений.
Поэтомумоей основной задачей как социального работника является согласование планадействий по разрешению сложившейся проблемной ситуации с планами самого клиента,его мнением по поводу этого плана.
3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом
Конфиденциальнойинформацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, еголичностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определеноклиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.
Врамках разрешения создавшейся проблемы я обязана буду сообщить клиенту онеобходимости привлечь сторонние организации, близких лиц клиента, его соседей,представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать имнеобходимую информацию. В любом случае такая информация может быть переданатолько с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению егопроблем.
Внашей ситуации необходимо связаться с родственниками в содействии выработкиопределенных решений.
4.Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях
Соблюдениепринципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального работникаинформировать человека, обратившегося к ним за социальной помощью, обо всехдействиях, предпринимаемых ими для решения его проблем. Социальный работникответственны за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всейнеобходимой для него информации. Информирование клиента необходимо в целяхсоздания благоприятных условий для активизации его личностного потенциала.
Нашевзаимодействие с клиентом необходимо строить на основании партнерскихотношений; клиент, должен обладать статусом полноправного субъекта этоговзаимодействия, а, значит и правом на инициативу, уважение достоинства иполноту информации.
5.Ответственность социального работника за результаты своей деятельности
Социальныйработник, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственностьи перед обществом за результаты своей деятельности, за качество иэффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за еепоследствия.
Онпризван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальнойсреды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека,снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочьвосстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.
Нецелесообразноожидать только от социального работника личной ответственности за отдаленныерезультаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задачарешена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельновоспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности длярешения своих актуальных проблем; результат находится в зависимости отхарактера этих проблем и морального облика самого клиента и может бытьразличным.
6.Порядочность социального работника во взаимодействии с клиентом
Порядочностьсоциального работника является весьма важным принципом в связи с необходимостьюобеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и егосоциального окружения; профессионального сообщества социальных работников,общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других,реализовываться в ущерб кому-либо.
Личнаяпорядочность социального работника заключается в обеспечении разумного баланса,в гармонизации интересов всех заинтересованных сторон, умении предотвратитьустановление приоритета одних над другими, в том числе — приоритета обществанад интересами клиента и наоборот, своих личных интересов над интересамиклиента или общества.
Важнымусловием социальной работы является бескорыстие социального работника.Социальные работники делают для своего клиента все, что, по их мнению,необходимо для разрешения проблемы.
Согласованиеинтересов клиента и моих как социального работника является приоритетнымнаправлением в нашей совместной работе по принятию плана действия в отношениипожилого человека.
Таккак я имею дело с одиноким пожилым человеком, у которого существует комплекспроблем со здоровьем, проблемы бытового характера, необходимо строить оченьчуткие отношения, нельзя торопить ход событий.
Трудностимогут возникнуть на этапе становления отношений, главное, повторяюсь, неторопить ход событий, строить совместное взаимодействие на основе предпочтенийклиента и на основе принципа профессионального вмешательства.
Таккак необходимо налаживание отношений с родственниками, необходимо избежать проблем,которые могут возникнуть на данном этапе, действовать на основе компетенции.
Главноеизбежать травмирующих клиента событий, оказать психологическую поддержку иизбежать трудностей при выборе альтернативы социальной помощи.
Заключение
Психосоциальнаяработа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое вниманиепсихологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.
Вшироком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальнойработы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи,социальной поддержки и содействия людям, находящимся трудной жизненнойситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человекав изменившихся условиях жизнедеятельности. В узком смысле психосоциальнаяработа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная навосстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсовличности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненнойситуации. Таким образом, основная цель психосоциальной работы — это оказаниепервичной психологической помощи населению, поиск и оптимизация совпадающихресурсов.
Основнойдилеммой в сложившейся ситуации, на разрешение которой была направлена мояработа, является конфликт профессионального долга — помочь, и нежелание клиентаполучить ее. Проблемы моего клиента связаны со сложной жизненной ситуацией, вкоторой он находится: проблемы со здоровьем, бытовые условия, отсутствие ухода,заботы, одиночество.
Планработы строится на основе беседы, в том числе и терапевтической, методаинтервью, вовлечения социальных сетей. Работа ведется, как непосредственно ссамим пожилым человеком и его внутренним миром, так и с его родственниками, взаботе и помощи которых он очень нуждается.
Вплане действий также стоит изменении его отношения к социальной помощи, ксоциальным службам разных типов (стационарная, полустационарная, на дому).
Считаюизбранные альтернативы наиболее верными, в зависимости от течения работы и отвозникающих входе работы трудностей, выбирать один из планируемых вариантов
Списоклитературы:
1. Альперович В.Д.Геронтология, социокультурный портрет. – М., 2005
2. Содержание иметодика психосоциальной работы: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. В. Сафонова, М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Справочник социального работника / В.А. Альперович и др.;под общ. ред. Епатанова, В.А. Шапинского. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Федеральныйзакон от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов»
5. ФирсовМ.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методыпсихосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2002 с.
6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
7. Щукина Н.П. Рольинститута взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей // Отечественныйжурнал социальной работы. – 2005.