Реферат по предмету "Социология"


Социализация молодежи в современном Российском обществе

Федеральноегосударственное общеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Оренбургскийгосударственный аграрный университет
Юридическийфакультет
Кафедрасоциологии и социальной работы
Курсоваяработа
  Социализациямолодежи в современном российском обществе
Выполнил:
студентюридического факультета
отделениясоциальной работы
21соц. группыИскиндиров Р.К.
Проверил:
преподавательСпасенкова С.В.
Оренбург 2007

Содержание:
 
Введение…………………………………………………………………………...2
I.            Теоретические аспектысоциализации………………………………........4
1.1.          Основныеположения теории социализации………………….............4
1.2.          Фазы социализации………………………………………………...…...5
1.3.          Основные подходык периодизации социализации……………….....8
II.         Социализациямолодежи в современном российском обществе…..........14
2.1.          Каналысоциализации современной российской молодежи…….….14
2.2.          Механизмсоциализации молодых людей…………………………...20
2.3.          Проблемысоциализации молодежи в современном
               Российском обществе………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..27
Список используемой литературы………………………………………….…..30
Приложение №1……………………………………………………………….…32
Приложение №2……………………………………………………………….....35

Введение
Анализ проблем и особенностей социализациимолодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не толькобудущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характербудущего, насколько несет в себе «духнового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь».Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными,социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаютсяуровнем социально-экономического, культурного развития, особенностямисоциализации в российском обществе.[1]Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователямивыделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности;специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесссоциализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.[2]
Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальноеизменение традиционных каналов социализацииподрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количествамолодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различныхпричин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги,«профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовыхучреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения исоциальные институты, изучениеособенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но ипрактических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей.
В связи с этим целью, на рассмотрение которойнаправлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как анализспецифики и особенностей социализации молодежи как социально-демографическойгруппы в современном российском обществе, когда последнее находится вусловиях становления рыночных отношений, с учетом демографическойситуации в мире и стране.
Мой интерес к даннойпроблематике объясняется тем, что я являюсь одним из представителей настоящегопоколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современномроссийском обществе, что оказалопротиворечивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить даннуюпроблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моемжизненном пути и жизненном пути моих друзей — сверстников.

                                             I.   Теоретическиеаспекты социализации
      Основныеположения теории социализации
Социализация охватываетвсе процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которыхчеловек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальнойжизни.[3]
Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации.Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческогоорганизма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида ссоциальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенныев человеке природные психобиологические задатки, с другой — онитрансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования ивоспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позициисоциализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе еевзаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями.Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специальноне подчеркивается и не выделяется.[4]
Склоняясь больше к последней точке зрения, всамом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностьюобразцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальныхобщностях.  Социализация может быть представлена как процесс освоениясоциальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не врезультате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следоватьим. Это — один аспект социализации.
Второй аспект касается характеристики ее каксущественного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что людихотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазахдругих, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями.Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.[5]
Такая интерпретация социализации широкораспространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс иР. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессоввзаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичнойсоциализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры. [6]
Таким образом, можносделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоениеиндивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, системусоциальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводстваиндивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности,активного включения в социальную среду.
Следует сказать также, что одним из важнейшихв теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. Припристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное,а фазы, как правило, рассматриваются одни ите же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те жефазы, что присущи другим этапам.
 
1.2. Фазы социализации
Фазы имеют предметный, конкретный характер,по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принятоопределять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации).Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника —члена трудового коллектива, в любом случае придетсяанализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательноэтапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.
Фаза адаптации.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии,означает приспособление живого организма кусловиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека кусловиям социальной среды.[7]
Смыслом этого освоения выступаетпринятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальнаяобщность, организация, институт, включение человека в различныеформы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальныхобразованиях. Адаптация — это начальныйэтап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду,основанный на реальном, повседневном,регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительностабильных условий среды, решениеповторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация выступает как недостаточноглубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретаяпри этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается встремлении личности не только понять и освоить нормы иценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия,принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним,часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить.Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом»принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им.Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чемунужно приспосабливаться.
Сутью адаптационных процессов выступаетвзаимодействие личности — субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеетпозитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбираетсебе адаптационную «нишу» изконсервативных элементов среды, либо когдавоздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта инадолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которогозависит не столько от субъективныхкачеств и свойств личности, предпринятыхею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.
Если эта среда обеспечивает ряд необходимыхусловий для достижения совместимости с нею адаптанта, то его действия будутнаправляться на ускорение темпов этого процесса, сознательноеовладение теми или иными способами адаптивной деятельности. Витоге признакиадаптированности будут нарастать, а социализация — благополучно осуществляться.
Следовательно, процесс адаптации может бытьуспешным и безуспешным, что выражается в соответствующихсоциологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальныйи профессиональный статус индивида, его удовлетворенностьсодержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальнойсредой. Во втором случае эти показатели будут диаметральнопротивоположными, крайней же формой безуспешной адаптациистанет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристикидезадаптации и выступаютдесоциализирующими факторами.
Адаптация молодых людей имеет большоевидовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая,социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная.[8] В основу этой классификацииположено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, вобъективной реальности все названные направления адаптации неизолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В условиях современной России, переживающейпереходное состояние от социализма и постсоветского общества к новомусоциальному обустройству, проблема адаптации молодежиприобретает особое значение в рамках общего процесса их социализации.Адаптация превращается в социальную и психологическую способность молодых людейпережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественныхпорядков к другим.  
Фаза интернализации.
Второй фазой социализации личности являетсяинтернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное,глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, чтопроисходит органичное превращение норм, стандартов, стереотиповповедения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю«принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований вовнутренние установки человека.
Интернализация как фаза социализацииосуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более«затянутой» по времени своего осуществления, болеедлительной и фундаментальной. В результате интернализации у личностипоявляется система твердых социальных регуляторов поведения,соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальнойобщности (либо социального института, организации).
Интернализация личности означает полное еевключение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаевдаже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когдадеятельность какой-либо конкретной структуры трудно представитьсебе без того или иного человека. Это может быть руководитель илиоснователь данной структуры (хотя, в общем, такое совсем необязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым втой или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствуетоб успешности его интериоризации. Ее важным фактором являетсяактивное и плотное взаимодействие с членами данной социальнойсреды по поводу осуществления того или иного вида предметнойдеятельности.
1.3.    Основныеподходы к периодизации социализации
Теперь необходимо рассмотреть этапысоциализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том,имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ееэтапов. В отношении первого есть две основные точки зрения. Одни авторы — их подавляющеебольшинство — полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного путии завершается лишь с его смертью. Другие считают,что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершаетсяпериодом достижения социальной зрелостии вступления в этаппрофессионально-трудовой деятельности.
Еще большее разнообразие взглядов связано свопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности.Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существуеттри основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой(связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружитьприсутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известныйтезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такойподход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право насуществование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местомявляется значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самомделе в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протеканияпериодов социализации.
Такой же уязвимостью отличается и другойподход, в соответствии с которым его авторам более целесообразнымпредставляется выделением первичной и вторичной социализации (илиресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период отрождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичнойсоциализации (ресоциализации) – период ее социальной зрелости.
Говоря о критериях этапов социализации,нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социальногосозревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этимкритериями можно выделить следующие этапы социализации:[9]
Первый – младенчество (от рождения допримерно трехлетнего возраста), основная формадеятельности на этом этапе – общение. По мнению некоторых исследователей(достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доноситдо ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья,ближайшие родственники.
Второй — детство(от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формойдеятельности, становится игра, причем,прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различныесоциальные роли — мамы, папы, воспитательницыдетского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци­ализации— дошкольное образовательное учреждение.
Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет.В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен,настоящих переломов, характеризующихособенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности:вместо игры (хотя oнaчасто про­должает сохранять значительноеместо, в жизни ребенка) появляется учеба,которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольномуучреждению приходит институт школыкак основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходитполовое созревание, накладывающеесвою особую печать на процесс социализации.
Четвертый этапимеетнижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временнойнеопределенностью верхнего рубежа. Всодержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходитв 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельностьи общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.
В рамках именно этого этапа происходит выборпрофессии, способа достижения карьеры, путей построениядальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессесоциализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии,адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения.Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимоотметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резковозрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения.
Пятый этап охватывает временные рамкифункционирования со­циально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризу­ется ее (как правило) высокой активностью впрофессиональной сфере, созданиемсобственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходитполное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствоватьосновные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, нарядус профессио­нально-трудовой, могутбыть семейно-бытовая, образовательная, об­щественно-политическая, досуговая, деятельностьобщения.
Шестой этапсвязан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65лет, т.е. от времени пика зрелости до выходана «заслуженный отдых» пенсионерскогобытия.Некоторые ученыепридают этому этапу социализа­ции чрезвычайное значение. Так, Э.Эриксон (США) считает, что имен­но в это время проявляетсяярко выраженное стремление человека либо к активному развитию,творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особуюроль приобретает институт рабо­ты и его способность создать условия дляинтересного, насыщенного, активного труда.
Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой,являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая,досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменованинтересом к труду и активной профессиональной деятельности, товозникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановятпроцесс саморазвития и станут гибельными для личности.
Наконец, завершающий, седьмой этапсоциализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности отактивной профессионально-трудовой деятельности.Большоезначение в процессе социализации может иметь переключениечеловека на иные формы деятельности, которые могли бы стать длянего доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.
На этом этапе происходит осмыслениепройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить кпоследствиям двоякого порядка: имеет место либо осознаниеидентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею идаже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никомупользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванноевозрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубитьсяпсихологически и привести к невротизации.[10]
При рассмотрении социализациимолодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности,либо — профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируетсясамосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития напротяжении последующей жизни. Дляэтого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практиче­скив любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженныйвоспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведениявоспитательной функции через официальные институты приводит к деформациисоциализации, до­минированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного,аспекта. Эта тенденция особенно опасна длясоциализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четкихсоциальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи,«в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемыхнорм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, приотсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительностик уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности илиразного видам откло­няющегося поведения».[11]
В настоящее время особуюроль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обученияв вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличаетсясодержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийноговзаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляетсобой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (влице ли членов семьи, учителя или целого института — религии, вуза) изна­чальноимеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.[12]
В условиях спадапроизводства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебныезаведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формированиепрофессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у тойгруппы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарногослоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектордальнейшего социального развития.[13]
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализацияпредставляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, которыйосуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чембольше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее иинтенсивнее он протекает.

                     II.            Социализациямолодежи в современном российском обществе
 
2.1.    Каналысоциализации современной российской молодежи
Прежде всего, на мой взгляд,целесообразней будет рассмотреть в данной главе теоретические аспекты факторовоказывающих влияние на процесс социализации, чтобы затем, рассматривая каналысоциализации современной российской молодежи иметь четкое представление омеханизме воздействия.
Факторы социализации можно рассматривать вих различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо — и микрофакторов, влияющихна социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты,средства массовой информации. Кмезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местныесредства массовой информации,предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает илиучится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторамиявляются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности:семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив,иные структуры, с которыми человекнепосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.
Макро — и мезофакторы могут влиять насоциализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы.Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс егосоциализации без всяких «посредников». Однако значительнаядоля этого влияния распространяется путем его трансформации черезфакторы конкретного социума, через агентов социализации,т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно,что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентовсоциализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всегоближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), атакже друзья или близкие товарищи.[14]
Теперь разобравшись стеоретическими предпосылками каналов социализации можно перейти к освещениюпроблемы факторов оказывающих влияние на социализацию молодежи в современномобществе.
На основе вышеназваннойтипологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов,определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.
Факторы макроуровня — социально-экономические исоциально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственнозависит возможность освоения молодымпоколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.
Факторы среднего уровня — система высшегообразования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения ввысшей школе и смысл образовательной деятельности.
Наконец, к факторам микроуровня можно отнестивлияние процесса организации учеб­нойдеятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. Отэтой группы причин непосредственнозависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.[15]
Выделенные три группыфакторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое ихгармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условияхсистемного кризиса российского общества, бесспорно, домини­рующая роль впроцессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней. Боль­шой интерес представляет не только изучениеконкретного развертывания процесса социали­зации, но и анализ егопротиворечий.[16]
Рассмотримэти факторы более подробно. Быстрыетемпы радикальных перемен в жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастическихтенденций в социальном бытиинаселения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенноактуализируют процессывыживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи,главного богатства любого общества.[17]
Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российскомобществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процессасоциализации, о сходстве и различии впроцессах воспитания, образования иобучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующеговремени.
В последние десятилетия в современной России,как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации,оказывающие сильное влияние на процессыформирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболеезначимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства,информатизация всех сфер социальнойжизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. Вэтих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикатороврыночных отношений, чтообусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которыемогут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей,во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиямиотносительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные иделовые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень«обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активнойэкономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром,с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе инестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всемиинститутами общества, где происходит социализация молодежи.[18]
В условиях современной России, наблюдаетсяпостоянно сокращающаяся численность молодежи, котораяставит перед российскими институтами власти другое проблемы, связанныес замещением существующих рабочих мест необходимыми работниками,в связи, с чем на ближайшие три десятилетия будет ускоренными темпамиосуществляться иммиграция в РФ, со всеми связанными с этимкомплексными социально-культурными проблемами, в том числе и социокультурнойадаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся этмоциональных отношений российской молодежи к иммигрантам.
В настоящее время изменилась рольтрадиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболеезначимых социальных институтов, осуществляющих социализациюмолодежи постсоциалистических стран, существенно изменился вусловиях транзитивности: семья становится более нестабильной ималодетной, коммерциализируются все звенья системы образования,которое становится сервисноориентированной сферой деятельности,а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Самообразование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностьюподрастающих поколений,но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистическихстранах. Обучаясь на коммерческой основе, я сформировал свое мнение на даннуюпроблему. На мой взгляд, маркетизация образования особенно высшего в условиях,когда большая часть общества являются относительно бедными, принимает обличьепаразитизма, некой формой общественного каннибализма. Кроме того,коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы егогуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщениик знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.[19]Высшее учебное заведение в том виде существующей сейчас – это учебное заведениедля хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью.Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характеробучения. Государство, не находя применениевысокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальныевозможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них награнь бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом,поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, ононеизбежно толкает их в криминальные структуры.[20]
Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в.стало включение России в глобальное информационное пространство. Средствамассовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этомпространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа,аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализациимолодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили инормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которойнеобходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.
Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать икак отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализациятелеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западныхфильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительноеместо на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типоввидеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора,открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типапронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы вразличных институтах социализации.
Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией»из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерныхигр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления,социальное общение.
Принципиальное отличие советского телевидения от нынешнего российскогоиллюстрирует трансформацию одной из сторон социальной действительности. Новоспитанный на доверии к СМИ, человек российского общества, склонный доверятьинформации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для себя.[21]
Распространенным феноменом российской действительности стала молодежнаясубкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающеесущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности всоциальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некоесоциокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носителимолодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастаеттогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья,школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные иотличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесспоиска себя, обретения социального статуса.[22]
Таким образом, из всего вышесказанного можносделать генеральный вывод, что среди новых каналов социализации молодежинаибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. Вроли мощных каналов социализациивыступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологиисовременных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающихпоколений, что необходимо учитывать впроцессе работы с молодежью.
2.2.    Механизмсоциализации молодых людей
Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимоотметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализациимолодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразнаяавтокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают илиотвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности,правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двухпланах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляютсобой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду,общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы ит.д.) и с различными собственными Я.
По мнению социологов, существуют не только рефлексивный,но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следуетпонимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условиясоциальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят отрадиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьминорм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения(товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называютмежличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человекасо «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями).Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» изопределенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личностьне идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.
Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей,характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт,типичных для тех или иных молодежныхгрупп. Субкульту­ра способна надолгостать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.
Особо следует сказать об институциональноммеханизме социализации, что означает, как это следует из самоготермина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальнымиинститутами, созданными как специально для этой цели, так и попутнореализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следуетотнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производствен­ные, политические, учебные, религиозные,досуговые институты, СМИ и другие.
Значение социальных институтов для процессасоциализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что подих влиянием, в результате предлагаемых образцов поведенияпроисходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм,ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшеевлияние на личность оказывают институты семьи, образования ивоспитания. Однако с точки зрения задач социализации они нетождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностьюсоциокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтовобразования происходит освоение знания,аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарованийличности.[23]
Таким образом, можно сделать вывод, что молодойчеловек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальныекачества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества.Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможныев будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации — «врастания»молодых в мир взрослых. Первая — так называемая направленная социализация. Еесоздает социальная система. Вторая — система «стихийной»социализации.Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские иподростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг,искусства, и т.д. И третья система — самовоспитание личности, ее способностьк принятию грамотных решений.
2.3.    Проблемысоциализации молодежи в современном Российском обществе
Все механизмы социализации, так или иначе,касаются решения трех групп проблем: социально-психологических,естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологическиепроблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, ихсамоопределением, самоактуализацией, самоутверждением исаморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое,специфическое содержание, появляются разные способы ихрешения.  
Естественно-культурные проблемытакже оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современномРоссийском обществе. Его содержание связано с достижением человекомопределенного уровня физического и сексуального развития. Проблемыэти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического иполового созревания могут заметно разниться: на юге ониоказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурныепроблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталоновмужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемысоциализации имеют своим содержанием приобщение личности копределенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений инавыков.  
Все перечисленные проблемы социализации и ихрешения являются объективной необходимостью для личности. Вслучае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, приналичии необходимых объективных предпосылокдля этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития,субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что есликакие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ееэтапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным.Осмысление такой ситуации может заставить человека ставитьперед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно.Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы небудут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов впроцессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление,которое некоторые авторы применительно к такой личности определяюттермином «жертва социализации». Дело в том, что процесссоциализации противоречив. С одной стороны, он предполагаетуспешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой —спо­собность человека определенным образомпротивостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры)мешают удовле­творению его потребностей всоциализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификацияличности собществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, чтоона становится «жертвойсоциализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и«абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то емупротивостоять лич­ность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятиемногих социальных требований принципиальногодля общества характера спо­собнопревратить человека в борца против его устоев (что особенно ха­рактерно длятоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характеромобщества, но и процес­сасоциализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Подведем итог. В приведенных вышерассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание нафакторах, которые спо­собны сделать эффективным этот процесс.Между тем социализация предполагает высокую степень внутреннейактивности личности, необходимость ее самореализации. Другимисловами, много зависит от человека, его умения управлять собственнойдеятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когдаобъективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы,создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом исостоит существо перехода объективной детерминации личностнойдеятельности в субъективную.
Социализация связывает разные поколения,через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звеносоциализации — значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на«дискотечно — потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязываниепотребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующихцелей, культивированию сиюминутных гедонистическихудовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентногоповедения.[24]
Примером такого поведения может служить массовое распространениеалкоголизма среди молодежи. В результате анализа приведенного мною анкетногоисследования в общежитии №2 г.Оренбурга (приложение №1), я пришел к выводу, чтопристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи. Большинство молодыхлюдей подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 86% девушек. Основной целью потребления спиртных напитковявляется повышение настроения – 50% (53% — девушки, 46% — парни). Кроме того,46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию – также 46%;среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса – 53%. Отказаться от предложения выпить уже не могут 20%юношей и 6,7% девушек.
Степень зависимости от алкоголяпоказана следующими показателями:
·    ежедневноупотребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.
·    не более трёх разв неделю – 67% мужчин и 46% женщин.
·    не более трёх разв месяц – 33% мужчин и 46% женщин
Таким образом,на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующегоагента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежнымигруппами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнутьпринципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимымивзрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативноевоздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающеесяощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временностивсего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроенияхмолодежи. Самое главное и основное здесь — нарастание разочарованности вперспективах, психологии «ноувизма» («здесьи сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственныхкритериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванноепродолжать развитие на базе унаследованных матери­альных и духовныхценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять этуработу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своихотцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественныепротиворечия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированныйхарактер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждениямолодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальныхмолодежных программ, возможностей получения образования, работы, политическогоучастия.[25]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное отпрошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализацияраспадается, когда наряду с культивируемым веками должным(культ духа, традиции, пространства, качества)возникает, растет, оформляется как культ наличное(наружноевременное, повседневное, количественное). Социализация современного российскогообщества — это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на чтоне опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни — наконец — в настоящем, т.е. — существовать на базе вакуума. Социализация — процесс с отложенным эффектом. Нов переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потомуэффекта ждут недолго, стремятся к быстрой — лучше срочной «окупаемости затрат».Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет — и вместе сним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее.Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым — он отложен же набесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.

Заключение:
Исходя из вышесказанного можно сделатьгенеральный вывод, что одним из важнейших универсальных аспектоввзаимоотношения поколений является социализациядетей и молодежи. Термин «социализация»обозначает совокупность всехсоциальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводитопределенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих емуфункционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так иличности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.
Социализация включает всебя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но истихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Таким образом, реформирование российскогообщества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи,совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей отпоколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российскоймолодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации(единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями,обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишьскладывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основныхинститутов социализации; регуляции и становление новой системы социальногоконтроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторонустихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширенияавтономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности,творчества и инициативы человека.
В трех докладах Правительству о положениимолодежи в 1993, 1994, 1996 гг. исследователи НИЦ подчеркивали, что при всей тяжестисоциально-экономического положения юношестванельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и«реформ» на молодое поколение. Главное достижение постсоветскогопериода, — отмечалось в первом докладе, — обретение молодежью свободы какнеобходимоеусловие плодотворной деятельности, самоутверждения каждого молодогочеловека и всей социально-демографической группы (молодежь получила экономическуюсвободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеж­дений, свободу вероисповедания).[26]
Можно сделать вывод, что значительнаячасть молодежи вписалась в программу экономического развития, вносит вклад в ееразвитии. Это проявляется сквозь не всегда очевидный, но от того неменее значимый результат перемен, которые вносятся в общественные отношения. Молодежьсоставляет важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственногосектора экономики (41—43% старших категорий молодежи), в процессе постепенного «омоложения» руководящейэлиты общества, в той «молодежнойволне» 30-40-летних, пришедших в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня; в том, что системаценностей развивающегося предприни­мательскогоСлоя, ее ориентиры становятся все более привлекательными для значи­тельной части подрастающего поколения (долясумевших открыть свое дело колеблет­ся от 2,5 до 3,5% от общего количествамолодежи, а изъявляют желание заняться бизнесом до 55% из числа опрошенных).Вместе с тем молодые бизнесмены становятся фактором«выращивания» и отбора высшего слоя предпринимателей, роста числен­ности среднего класса. Все в большей степениэкономическая активность молодежи реализуется в сфере новыхэкономических отношений — в торговле, посредничестве, бытовых услугах (16% — отчисла опрошенных).[27]
У большинства установки на патерналистскуюопеку государства и общества видоизменились, превратившись в ориентациина собственную самостоятельность. В ихсознании работают ценности, характерные для частного,приватного человека, — надежда на себя, своисилы, на свой дом, семью. Именно расчет на личную инициативу и активность, какпоказывает мировой опыт, реально развивает рынок. Исследования показывают, что происходит становлениерыночных стандартов поведения (экономическая свобода действий,предприимчивость, способность к риску). Устойчивость жизненных и ценностных ориентации прослеживается в ответахна вопрос о том, какими они хотели бы видеть себя через 15 лет (для17-летних), через 7-8 лет (для 24-летних) (исследование НИЦ при ИМ в 1998 г.), т.е. примерно к концу верхней границы молодежного возраста (Приложение №2).
На передовых и ответственных участках трансформации транзитивногообщества должна находится молодежь, которая через каналы социализации включенав инновационные процессы, ее деятельность направляют, формируют иорганизовывают старшие поколения, органически сочетая активность молодежи и еестремление к новому с существующими культурными традициямипостсоциалистического общества, с этнонационольными нормами и менталитетом.

Списокиспользуемой литературы:
 
1.        А.М. КараевСоциализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные исоциально-экономические науки. – 2005. №3 с 124-128.
2.        А.В.МаршакОсобенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи //Социологические исследования. 1998. №12.
3.        А.И.Ковалева,В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325с.
4.        Б.А. РучкинМолодежь и становление новой России – Социс. №5. 1998 г. — 90 с.
5.        В.В.Касьянов,В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. – 306 с.
6.        В.И. ЧупровСоциализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политическийжурнал, №6. 1996 г.
7.        В.Т.ЛисовскийСоциология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 – 141 с.
8.        Г.М.АндрееваСоциальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. идоп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
9.        Д.П.ДербеневСоциальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.
10.     Е.ЕмчураСовременная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московскогоуниверситета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 – 135 с.
11.     Е.С.ТопилинаОсобенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарныеи социально-экономические науки. 2006. №3 – 140 с.
12.     Е.П.Белинская,О.А.Тихомандрицкая Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001. – 573с.
13.     Л.Л.ШпакСоциокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы.Красноярск, 1991. – 21 с.
14.     Л.Г.Борисова,Г.С. Солодова Социология личности. Новосибирск, 1997. – 427 с.
15.     Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл.общеобраз. Учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2003. – 214 с.
16.     П.Д. ПавленокСоциология: Избранные работы 1991 – 2003 гг. / П.Д. Павленок. – М.: Издательско– Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. – 298 с.
17.     Т.Н. ГоряеваСоциализация молодежи – Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164 с.
18.      Т.В.Ковалева, С.П.СтепановПодростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников.Социологические исследования. 1998. №8.
19.     Университет-средасоциализации молодежи. Высшее образование в России. – 2006, №10 с 97-99.
20.     Ю.В. МугильНекоторые аспекты социального конфликта и условия его стабилизации. Социальноеобразование, социальная работа на селе: Материалы межвузовскойнаучно-практической конференции. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. –136 с.

Приложение№1
 
Уважаемыйстудент!
Просим васответить на вопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальностьгарантируется. Большинство вопросов подразумевают выбор одного из предложенныхвариантов, не относящиеся к вам вопросы можете пропускаmь. Заранее благодарим!
 
Ваш пол
а) мужской
б) женский
 
1.       Употребляете ли вы алкоголь?
а) да
б) нет
 
2.       С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможнынесколько вариантов ответов)
а) чтобыснять напряжение (стресс)
б) чтобыповысить своё настроение
в) чтобыподдержать компанию
г) вашвариант ответа ________________________________________
___________________________________________________________
 
3.       Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?
а) да
б) нет
 
4.       Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
а)ежедневно
б) неболее трех раз в неделю
в) неболее двух раз в месяц
 
5.       Какие спиртные напитки вы предпочитаете?
а) водка
б) пиво
в) вино
г) джины,коктейли
д) свойвариант ______________________________________________
 
6.   Знаетели вы о вреде, наносимым организму алкоголем?
а) да
б) нет
 
7.       Считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напиткивредят вашему здоровью?
а) да
б) нет
 
8.       Нравится ли вам состояние алкогольного опьянения?
а) да
б) нет
 
9.       Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся отспиртного во время застолья?
а)удивление
б)недовольство
в) обиду,что отказывается выпить с вами
г) жалость
д) свойвариант _______________________________________________
 
10.     Во сколько лет вы впервые попробовали алкогольный напиток?
а) до 12лет
б) 12 – 16лет
в) 17 – 20лет
г) после 21
 
 

Таблица фиксации данных полученных в результате проведения анкетированиясреди жильцов Общежития №2 г. Оренбурга
 
Вопрос№
Вариант ответа
Кол-во ответов Процентное отношение
Общее процентное соотношение Муж. Жен. Муж. Жен. 1. а) 14 13 93% 86% 90% б) 1 2 7% 14% 10% 2. а) 5 7 33% 46% 40% б) 7 8 46% 53% 50% в) 7 3 46% 20% 30% г) 3 2 20% 13% 16,6% 3. а) 12 14 80% 93% 86,6% б) 3 1 20% 6,7% 13,3% 4. а) 1 6,7% 0% 3,3% б) 10 7 67% 46% 56,6% в) 5 7 33% 46% 40% 5. а) 5 33% 0% 16,6% б) 10 1 67% 6,7% 36,6% в) 4 26,7% 0% 13,3% г) 4 7 26,7% 46% 36,6% 6. а) 15 14 100% 93% 96,6% б) 0% 0% 0% 7. а) 5 6 33% 40% 36,6% б) 10 9 67% 60% 63,3% 8. а) 11 8 73,3% 53% 63,3% б) 4 7 26,7% 47% 36,6% 9. а) 5 4 33% 26,7% 30% б) 2 0% 13% 6,6% в) 1 2 6,7% 13% 10% г) 2 13% 0% 13,3% 10. а) 2 1 13% 6,7% 10% б) 10 12 67% 80% 73,3% в) 2 2 13% 13% 13,3% г) 0% 0% 0%

Приложение №2[28]
Хотят видеть себя в верхней границе молодежного возраста (в % кчислу опрошенных)Человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети 74,5 (1) 83.0(1) Материально хорошо обеспеченным 71,5 (2) 77,7 (2) Здоровым, физически сильным 44,5 (4) 55,5 (3) Профессионалом в своем деле 49, 5 (3) 43,5 (4) Свободным, независимым человеком 30,2 (2) 34,7 (5)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.