Реферат по предмету "Социология"


Социологическая школа права Росии: М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин

ВВЕДЕНИЕ
СоциологическаяШкола Права, одно из направлений науки права 20 в. Сторонники социологическойшколы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватныэкономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значениесвободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормамидля защиты интересов личности.
Право, помнению представителей данной школы, состоит из отдельных норм, которыеустанавливают непосредственно судьи, причем важную роль отводиться психическимпереживаниям судьи по поводу того, что есть право при разрешение данного дела.Исходя из вышесказанного, получается, что представители социологической школыобосновывают и оправдывают административный и судебный произвол, как “право вдействие”, “живое право”, в процессе применения. То сущность права проистекаетиз тех правоотношений, возникающих в реальной жизни. Но ведь так можно возвестив ранг закона любое произвольное решение чиновника, и юридическая практикаосуществляется здесь в крайне широких пределах.
         Сформировавшиеся в постклассической науке подходы к пониманию права, характеризуютсястремлением преодолеть свойственным классическим типам правопониманияразрыв между правом и человеком и представляют собой попытку ответить навопрос, как право связано с субъектом. Большинство современных правовых теорийисходит из того, что правоведение имеет дело с антропосоциогеннойреальностью, а не с аналогом природных объектов. Утверждение этогопринципиального положения оказалось неразрывно связанным с коренным пересмотромклассических методологических подходов к познанию права и формированием наоснове неклассических методов новых представлений о бытии права как явления,имеющего свой собственный смысл, а не просто генетически связанного с«природой», «государством» или «обществом».Правовые теории, сформировавшиеся в кратковременный период«ренессанса» отечественного правоведения рубежа XIX–XXвв., внесли неоценимый вклад в обновление методологии правовой науки. Одна изпервых попыток отойти как от рационалистического метода классического юснатурализма, так и от эмпирического метода позитивизма, ина этой основе обосновать новый взгляд на право принадлежит Льву Иосифовичу Петражицкому. По мнению его ученика Г. Д. Гурвича, «Л. И. Петражицкий принадлежит к числу тех первостепенныхмыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали свою эпоху, что ихистинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени».Интерпретация разработанной ученым психологической теории права в контексте«глубоких изменений, характерных для современной философской и юридическоймысли»[1, с.339], позволяет понять оригинальность и новизну предложенного имрешения проблемы прав человека.
В современной социологии правадостаточно прочно утвердилось представление отом, что вее задачу входит изучение как воздействия социальной жизни на право, так ивоздействия права как одного из социальных феноменов на социальную жизнь. Каксовершенно правильно отмечается в учебнике по современнойсоциологии права,социология права как новое научноенаправление в отечественном обществознаниисформироваласьна основе признания того, что в его задачу входит исследованиесвязи между правом как социальным феноменом и обществом,социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических нормв социальноеповедение на всех уровнях — общества, различных социальных слоев, коллективов,групп и личности [2, с.118-119].
                             ГЛАВА 1 «ПЕТРАЖИЦКИЙ Л.И.»
Среди множества социологическихтеорий, появлявшихся в России конца ХIX — начала ХХ вв., концепция Л. И. Петражицкого, профессора юридического факультетаСанкт-Петербургского университета, выделялась своей необычностью инеоднозначностью. Социология как наука в то время в силу сложившейсяполитической ситуации официальными властями не поощрялась, и поэтому своивзгляды на общество и действующие в нем законы ученые включали в состав тойнауки, которой они непосредственно занимались. В результате большинствосоциологических понятий, вопросов и проблем приобретало историческую,психологическую, философскую, юридическую окраску. Происхождение права, егодействие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовыхпереживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей средыи формирующих его поведение.
ЛевИосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. вродовом поместье Коллонтаево Витебской губернии.Учился в Киевском университете, по окончании которого был командирован в Берлиндля подготовки к профессорскому званию. В Германии вышли две его монографии,которые принесли Петражицкому широкую известность вюридических кругах и использовались затем для составления германскогоГражданского Уложения. Вернувшись в Россию, Петражицкийзащитил диссертацию «Деление дотальных плодов поримскому праву» (1896г.) и почти сразу вслед за этим докторскуюдиссертацию «Права добросовестного владельца на доходы» (1897г.) Вэтой работе он впервые говорит о необходимости создания науки политики правадля сознательного целенаправленного регулирования социальных отношений спомощью психологического воздействия права на человеческое сознание. С 1897 г.он становится профессором энциклопедии и философии права Петербургскогоуниверситета. Кроме преподавательской и научной работы, Петражицкийпринимал активное участие в общественной деятельности, был депутатом             1 Государственной думы, гдезарекомендовал себя как один из идеологов конституционно-демократической партиии блестящий оратор. В Петербургском университете он руководил студенческимкружком философии права, а на его лекции всегда приходило столько студентов,что аудитории не могли вместить всех желающих. В своих многочисленныхвыступлениях на страницах газет и журналов Петражицкийодним из первых заявил о кризисе правосознания в России и необходимостиформирования положительного отношения к праву как регулятору социальныхотношений.
Основныеработы Петражицкого, особенно «Введение визучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905) и«Теория права и государства в связи с теорией нравственности» в 2-хтомах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, напримерБ. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др., так и широкой общественности. Такойживой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого,выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российскомгосударстве и обществе. На страницах журнала «Юридический Вестник»развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношенииестественного и позитивного права.
Основноепротиворечие заключалось в том, что под естественным правом, за возрождениекоторого выступали многие прогрессивные юристы, в том числе Петражицкий,понимался объективный, независимый от исторической эволюции и субъективныхвзглядов людей абсолютный идеал, к которому должно стремиться человечество.Этот идеал недостижим, однако позитивное право, существующее в конкретномобществе, должно ему максимально соответствовать. Это представление кореннымобразом противоречило юридической практике в пореформенной России ираспространенному в общественном сознании убеждению, что право — лишьинструмент насилия государственной власти над гражданами. Оно противоречилотакже и юридическому позитивизму, согласно которому право меняется взависимости от исторического периода и деятельности законодателей, которые всилу своей субъективности могут творить любой произвол.
Отечественнаяюриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей,выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно созданиеидеала общественного устройства. Особое значение придавалось положению о том,что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы,исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтомуправо представало как нравственность.
           Для эффективности законодательства преждевсего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию.Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведениелюдей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, егоправовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.
Такимобразом, Петражицкий отошел от классическогопонимания науки о праве только как систематизации и классификации юридическихнорм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие напсихологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологическийподход к праву.
          ЗаслугиПетражицкого, особенно в области критики юридическихтеорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право наодносторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотряна отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания,которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегосярусского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву вроссийском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральнойинтеллигенции призыв Петражицкого различатьинтуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещеннаячасть общества остро ощущала противоречие между существующим государственнымстроем и своими моральными убеждениями.
 Умер Л.И.Петражицкийв Варшаве 15 мая 1931 года.
          Изюридической школы Петражицкого вышли такие известныеученые, как П.Сорокин,  Г.Гинс, К. Соколов,А. Круглевский,  Н. Тимашеви др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей болееобъективный характер.
                                              ГЛАВА 2 «П.А. СОРОКИН»
Питирим Александрович Сорокин(1889—1968) — выдающийся социолог ХХ столетия и неординарный мыслитель, до сихпор остающийся заметной и до конца не понятой творческой личностью, особенно всвете мировоззренческих и футурологических концепций последних десятилетий.После окончания юридического факультета он в 1919 г. становится профессором Петроградского университета, где читает первыйсистематизированный курс социологии. С 1922 г. — в вынужденной эмиграции. В1930 г. становится профессором Гарвардского университета, где возглавляетсоциологический факультет. Свою научную и преподавательскую деятельность онначинал в традиции социологической школы права, но затем круг его интересовперемещается в область социологии культуры как теории социальноговзаимодействия общества, культуры, личности, права.
В области правоведения творческийвклад социолога состоит из работ, исполненных в жанре юридической социологии и социологизированной общей теории права (до вынужденногоотъезда из России, 1912—1922 гг.), и затем, во время американского периода еготворческой биографии (1923—1968), — из работ в жанре общей и специальнойсоциологии, в которых право (а также государство и политика) предстает в теснойвзаимосвязи, сосуществовании и взаимодействии с другими классами и системамисоциально-культурных явлений — прежде всего моралью, религией, нравами,психологией, политикой, экономикой и др.
Первая крупная правоведческаяработа монографического характера была подготовлена в тот период, когдаСорокин, будучи 24 лет от роду, обучался на третьем курсе юридическогофакультета Санкт-Петербургского университета. Он опубликовал ее в 1913 г., хотяна обложке книги стоит 1914 год. Эта книга имеет редкое для юридическойлитературы начала века название, которое (особенно подзаголовок) характеризуетее проблематику как определенно относящуюся к социологическому направлению вправоведении: “Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд обосновных формах общественного поведения и морали”[3,c.32-156].Свой экскурс в историю поисков определенийпреступления Сорокин заключает несколько неожиданным реверансом в сторонупсихологической школы Петражицкого. Нельзя,утверждает он, признаки класса “преступных” актов искать вне психики. Другимисловами, нельзя искать признаки “преступности” в самом содержании (убийство илиспасение, кража или раздача, ложь или искренность) или в материальном характереактов. Чтобы определить класс преступных актов, надо охарактеризовать тепризнаки специальных психических переживаний, наличность которых в “душе”индивида обусловливают собой квалификацию им тех или иных актов как актовпреступных. В каждом преступном акте даны по крайней мере два элементапсихической жизни — представление “запрещенного” акта (представление об актекак противоречащем дозволительно-должному поведению) и “отталкивательнаяэмоция” (переживание, сопровождающееся отрицательным чувственным тоном,перерастающее в переживание оскорбления, вражды, ненависти, желания отомстить ит. д.). Эти специфические переживания, считает Сорокин, даны почти у всех людейвсех времен и народов, правда, за исключением людей, страдающих моральнойтупостью и моральным идиотизмом[3, c.74-76]Так было выстроено понятие класса преступных актов или преступлений, сильнорасходящееся с понятием догматики уголовного права и множеством другихавторитетных в начале века правоведческих школ и методологических подходов.
          Ужев работе “Преступление и кара, подвиг и награда” Сорокин поставил вопрос овозможном дополнении уголовного права его прямой противоположностью —“наградным правом” со всеми вытекающими последствиями для системы отраслейправа. Плодотворной и перспективной выглядит сегодня еще одна тема этой книги —тема о коллективном преступном поведении и о соответствующей карательнойполитике.
РаботаСорокина была снабжена благожелательным предисловием-напутствием М. М.Ковалевского, в ту пору признанного патриарха общей и политической социологии вроссийском обществоведении.
          Всовременной теоретико-правовой литературе имя Сорокина прочно утвердилось вдвух рубриках — в социологической теории уголовного права, социологии права ипсихологической теории права[4,c.615-619,680-681. Вполневероятно, что дань признательности этому исполинскому универсальному умунаучная общественность самых разных, в том числе новых, отраслей знания будетотдаваться и в последующем.
          ГЛАВА 3 «Ковалевский М.М.»
          МаксимеМаксимович Ковалевской. К этому человеку по праву применимы эпитеты: блестящий,выдающийся. Широк круг его интересов: история, право, социология, политология.Сейчас, когда в нашей стране возрождается цивилизованная политическая иобщественная жизнь, особую ценность приобретают уроки деятельности МаксимаМаксимовича, его работа в 1-й Государственной Думе и Государственном Совете.
            МаксимМаксимович Ковалевский родился 27 августа 1851 года (по старому стилю) всостоятельной дворянской семье.
Род Доленго-Ковалевских,к которому принадлежал Максим Максимович, перешел из Польши в Россию в 1650году и осел в Харьковской губернии. отец Ковалевского, тоже Максим Максимович,был полковником Кирасирского полка и участвовал в Отечественной войне 1812 годаи в войнах 1814 — 1815 годов.
После выхода в отставку МаксимМаксимович старший поселился у себя в имении в Харьковском уезде и сталзаниматься хозяйством. Он 25 лет предводительствовал у себя в уезде, возложиввоспитание сына на свою жену, Екатерину Игнатьевну, которая была на 25 летмоложе его. Это была умная и необыкновенно сердечная женщина, получившаяхорошее эстетическое воспитание. Она всецело посвятила себя заботам о сыне ибыла его первым учителем чтения и письма. Со своей стороны Максим Максимовичотвечал матери нежной привязанностью и сердечной преданностью, он сохранил кней любовь неизменной в течение всей своей жизни. Педагогический талантЕкатерины Игнатьевны рано развил в нем вкус к истории и этнографии. Немецкому ифранцузскому языкам его обучали гувернантки. Был также приглашен гувернер,швейцарец, с которым он прошел на французском языке курс древней и среднейистории, мифологии и истории французской литературы.
Вскорепосле смерти отца, Екатерина Игнатьевна собралась отдать Максима Максимовича вгимназию, но он оказался совершенно неподготовленным, так как не зналлатинского языка, славянской грамматики и некоторых отделов Закона Божьего.Имевшихся знаний едва хватало для поступления в З-йкласс. Возможность оказаться среди малышей задела самолюбие четырнадцатилетнегомальчика, и, после упорного труда в течение зимы, он в 1865 году блестящевыдержал экзамен в 5-й класс З-й Харьковскойгимназии. Ковалевскому была присуща способность глубоко и основательно изучатьвсякий предмет, он явно находил удовольствие в самом процессе изучения, впреодолении встречающихся при этом трудностей. Гимназический курс МаксимМаксимович закончил блестяще и получил золотую медаль.
Поокончании гимназии в августе 1868 года Ковалевский поступил в ХарьковскийУниверситет. При этом ему даже пришлось «схитрить», так как он недостиг еще 17 лет. В 1871 году Максим Максимович окончил университет состепенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д.И. Каченовскогопри университете на кафедре государственного права европейских держав послепредставления работы «О конституционных опытах Австрии и чешскойнациональной оппозиции» (много лет спустя эта работа с измененнымназванием была напечатана в «Вестнике Европы»).  Выдержал при Московском Университетемагистерский экзамен и затем защитил диссертацию. С 1877 года по 1887 годМаксим Максимович.читал лекции в Московском Университете по конституционномуправу, истории древнего уголовного права, истории сословий на Западе и вРоссии, сравнительной истории семьи и собственности.
Устранение МаксимаМаксимовича поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Ковалевскийбыл очень возмущен таким актом насилия и заявил, что он уезжает за границу и невернется жить в Россию, покуда в ней не будет введен конституционный строй,осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.
Семнадцатьдолгих лет провел Максим Максимович вне родины. Он не был в настоящем смыслеизгнанником или эмигрантом.
Максим Максимович вступил в число членов МеждународногоИнститута Социологии, стал его вице-председателем в1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членовОбщества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказалматериальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросамсоциологии, в тесном смысле этого слова, явились сочинения: «Современныесоциологи» и двухтомник «Социология».
Научныеработы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах немогли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русскоми для русских. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшейшколы Общественных Наук в Париже. Открытие школы состоялось. 1 ноября 1901года.
Днем торжества для негостало 17 октября 1905 года, когда он был избран в Первую Государственную Думу.Почти по каждому возникавшему на заседаниях вопросу он выходил на кафедру и вярких красках давал справки из истории парламентаризма и из действующегозаконодательства Англии, Америки и Франции. Например, он очень ярко и образнопредставил депутатам, в чем заключается отличие политической ответственности отответственности уголовной* и как вторая никогда не может заменить отсутствиепервой.
Максим Максимович стал инициатором поручения комиссии посоставлению наказов выработать форму выражения сочувствия Думы институтутретейского разбирательства в международных делах. Он первым откликнулся нателеграмму из Лондона, в которой 326 членов старейшего в мире парламентаприветствовали членов Думы и приглашали на межпарламентскую конференцию. В Думене было сомнений, что Ковалевский должен присутствовать на этой конференции.
Максим Максимович выступали по самым жгучим вопросам, обсуждавшимся в Первой Думе — о смертной казни и обамнистии. По вопросу о неприкосновенности личности он работал в комиссии.Разработка наказа по этому вопросу производилась под его председательством.Знамениты его выступления по вопросу о свободе собраний и по вопросу оположении печати. Значительная часть его работы проходила в комиссии законодательныхпредложений, куда он постоянно избирался в начале каждой сессии. Ковалевскийподходил к законодательной деятельности с научной точки зрения. Так оннеоднократно разъяснял права законодательных учреждений и условия ихдеятельности. Максим Максимович советовал лечить больные общественные порядкине наскоро, не в смутные времена, а в эпохи относительного затишья,предусмотрительно и основательно. Смущала его также и медлительностьзаконодательства.
 Для Максима Максимовича наступил новый периоджизни. Ему довелось целые 10 лет быть в самом центре государственныхзаконодательных и политических дел, сперва в качестве члена ГосударственнойДумы, затем — Государственного Совета. Но прежние симпатии к профессуре влеклиего к преподаванию в высших учебных заведениях. Он читает лекции в Петроградском Университете, на Высших Женских Курсах, вПолитехническом институте и в Психо-Неврологическоминституте. Научные вопросы также занимали Максима Максимовича: он продолжаетработать и создает ряд научных трудов. Научные интересы Ковалевского былишироки и разносторонни. Они были навеяны основными проблемами современной емурусской действительности но преломлялись, главным образом, сквозь призмузарубежного исторического опыта. Часть этих работ («История полицейскойадминистрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен досмерти Эдуарда III», «Общественный строй Англии в конце среднихвеков* и др.) была посвящена политическому и социальному развитию средневековойАнглии, к изучению которого Ковалевский приступил первым в ряду видных русскихисториков — П.Г. Виноградова, Д.М. Петрушевского, А.Н. Савина. Уже в первой изэтих работ Максим Максимович ставил своей задачей проследить влияниеэкономического прогресса и обусловливаемого им развития сословий и классов наорганизацию общественных и государственных учреждений. Во второй он исходил изтого, что земельная собственность является „одним из материальныхфундаментов всякого господства, общественного и политического“.
Французский Институтвыбирает его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук — ординарнымакадемиком.
Вся жизнь Максима Максимовичасвидетельствует о большом уме этого человека и необычайных качествах его души.Поэтому Максим Максимович навсегда останется примером достойнейшего ученого иобщественного деятеля.
                 
         
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чем дальше развивается та или инаянаука, чем больше накапливает она своеположительноезнание, тем большее значение приобретают в ней общие теоретико-методологическиевопросы и тем большее внимание закономерно привлекают они уисследователей и преподавателей соответствующей научнойдисциплины. Это относится к любой отрасли научного знания, но особенно к тем,которые „отпочковались“сравнительнонедавно и утвердились на стыке разных наук. К числу таких, какизвестно, относится и социология права, в рамках которойособенно широко иглубоко проявляется взаимодействиесоциологии и правоведения.
В работе рассматривается вопрос оРусской социологии права и ряде ученых без которых было бы не возможноформирование данной дисциплины. Что же характерезуетсоциологию права и как должна формироваться, как социологическая дисциплина (отдельная отрасль общей социологии), икак юридическая дисциплина (отдельная отрасль юридической науки). Это положениеаргументируется примерами из работ и утверждений отдельных исследователейсоциологии права, крупными социологами, философами и юристами Х1Х-ХХ вв. какзарубежных, так и отечественных. Рассматриваются, в частности, легистско-позитивистские и либертарныеподходы к социологии права. Делается вывод об объективной социальной природеправа. Под правом в его социологическом выражении понимается формаосуществления социальных интересов по принципу формального равенства.Социальные интересы реализуются в правовой форме лишь тогда, когда свобода вреализации интересов одного субъекта допускает равную меру свободы реализацииинтереса другого субъекта.
         



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Гурвич Г. Д. «Юридический опыт и плюралистическаяфилософия права» // Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранныесочинения. СПб., 2004. С. 572.
2.    КудрявцевВ.Н. Казимирчук В.П. У к. соч. С. 8. См. также Право исоциология. С. 35; Кульчар К. Ук.соч.С. 118-119.
3.     СорокинП.А. «Преступление и кара, подвиг и награда». Социологический этюд об основныхформах общественного поведения и морали. —СПб.:Изд-во Я.Г. Долбышева, 1914. Эта работа цитируется поизданию: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост. и пред.А.Ю. Согомонов. —М.: Политиздат, 1992.С. 664.
4.    История политических и правовых учений.//под общей ред. акад. РАН, д.ю.н.проф. В.С.Нерсесянса Изд.2-е.М.: Норма,1998.С.879
5.    Сорокин П. А. Теория факторов М.М. Ковалевского //М.М.Ковалевский. Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Пг.: Т-во А.Ф. Маркса, 1917.
6.      Лапаева В.В.Социология права: в поисках новой парадигмы // Государство и право. 1992. № 7;Она же. Общественное мнение и законодатель // Социологические исследования.1997. № 9.






СОДЕРЖАНИЕ
1.   Введение
2.   Глава 1 «ПЕТРАЖИЦКИЙ Л.И.»
3.   Глава 2 «П.А. СОРОКИН»
4.   Глава 3 «Ковалевский М.М.»
5.   Заключение
6.   Список использованныхисточников


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Наука как форма общественного сознания.
Реферат Международная торговля
Реферат Проект реконструкции отделения "белой фильтрации" для ЗАО "Крымский Титан"
Реферат The Mexican War Essay Research Paper Against
Реферат Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики К
Реферат Педагогические технологии воспитательного воздействия на осужденных
Реферат Московская митрополия История Русской Церкви
Реферат Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Реферат К 450 лет добровольного вхождения Башкири в состав России
Реферат Работодатель как субъект трудового права
Реферат Средние века развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях
Реферат Технологическая оснастка для механической обработки детали Кронштейн
Реферат ENDURING ENDEARING NONSENSE By Andrew Green Essay
Реферат Экономические информационные системы
Реферат Русско-шведская война 1808 1809