Реферат по предмету "Социология"


Социальные конфликты

План
1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
2.Динамика социальных конфликтов.
3.Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов в
    современной России.
                                                                        1
  Социальнаянеоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и  т. д.нередко  приводят  к конфликтам.  Конфликты  являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликтысовременная жизнь российского  общества.Все это  обуславливает  пристальное внимание  социологов к исследованию конфликтов.
     В нашей  стране сложилась  традиция объяснения  социальных конфликтов через объективное противоречие интересов  большихсоциальных  групп, которые  диктуют сторонам  логику, продолжительность,  степень напряженности борьбы за удовлетворение  насущных потребностей. Но не следует  объективные противоречия  социальных группотождествлять  с конфликтами.  Конфликт всегда  связан с  субъективным осознанием  людьми противоречивости  своих интересов как членов тех или иныхсоциальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты  только тогда,  когда они глубокопереживаются людьми, осознаются как не-совместимость интересов, целей.
  Противоречияпронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную.Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества.Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержа-нии и формах  жизни различных социальных групп, серьезноенарушение механизма коннтроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной  напряженности.Социальное  напряжение нередкоперерастает в конфликт. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентовили субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс  дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду ре-альную  борьбу между действующими людьми илигруппами, независимо от того, ка-ковы истоки этой борьбы, ее  способы исредства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт — это повсеместное явление.Каждое общество, каждая социальная группа, социальная  общность в той или иной  степени  подвержены конфликтам.  Широкоераспространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученыхспособствовали  возникновению  специальной отрасли  социологического  знания — конфликтологии.
        Передконфликтологией  поставлены многие  вопросы, но самые  важные из них: возможно ли существованиеобщества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункцииорганизаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий вобщественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социальноговзаимодействия между людьми? На рисунке 1 показаны основные темыисследования  конфликтов в  современной конфликтологии. Конфликтыклассифицированы по своей структуре и по направлениям исследований.
     Некоторыесоциологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, чтоконфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодоленорациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровняобщественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.
     Большинство  же социологов немарксистской  ориентациисклоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Ониподдерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт являетсянеотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А этозначит, что кон-фликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений междулюдьми, необхо-димый элемент социальной жизни, который дает выход социальнойнапряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различногомасштаба.
Элемты конфликта
Социальное
Международное
Индустриальное в США
 Организационные
Группы
Группы по интересам. Классы
Нации. Национальные элиты
Организованные группы работников (управляющих)
Индивиды. Малые группы. Группы, представленные индивидами.
Стадии разногласия
Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия.
Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия.
Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия.
Несовместимые различия. Процесс, составленный из стадий. Вмешивающееся поведение.
Причины
Доминирование, приводящие к дефициту позиций и ресурсов.
Дефицит ресурсов. Идеологические различия. Доминирование.
Структурная дифференциация.
Понимание. Дифференциация. Коммуникация. Личностные различия.
Социальный контекст
Укоренившаяся социальная система.
Открытое и мобильное общество.
Установившаяся система соперничества.
Установившаяся система кооперации.
Ценности
Групповая идентичность. Социальное изменение. Поддержка системы.
Продвижение национальных и субнациопальных интересов.
Разрешение споров. Уменьшение скрытых напряжений. Поддержка организаций.
Инновация. Организационное изменение. Поддержка организаций.
Управление конфликтом
Мобилизация групп. Социальный контроль. Управление силами.
Предопвращение войны. Развитие альтернатив войне.
Баланс сил. Коллективные переговоры.
Понимание проблемы. Стратегия согласования несовместимых различий. Решение проблем.
Рис. 1Реобладающие темы в исследовании конфликтов
   Наиболее ярко этапозиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа иамериканского социолога Л. Козера. Основное положение те-ории конфликта Г.Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм  разногласия, в то же время  представляет собой  социализирующую  силу, объединяющую противоборствующие стороныи способствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической  работе  “Функции социальных конфликтов” подчеркивал,что кофликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, внем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функцииконфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальномсостоянии  общества и способствуют  его развитию: а) образование групп,установление и поддержание нормативных  ифизических границ групп; б) установление и поддержание  относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в)социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание иподдержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации  об окружающей среде (сигнализирует  о тех или иных проблемах и недостатках); е)стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствованиесозданию новых социальных институтов.
   Одна из важнейшихпроблем конфликтологии состоит в уяснении вопроса о природе и  основных участниках  социального конфликта. И здесь  также имеютместо различные подходы. Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии какглавной движущей силе социальных изменений, которые в условияхклассово-антагонистических формаций в социально-экономической и политическихсферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении — это прежде всего экономическая реальность, поскольку классообразующим признакомвыступают отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов,согласно марксизму, составляет борьба засобственность. В марксистской литературе различаются два вида борьбы,возникающие на основе противоречия экономических интересов. Первый тип — социальное противоборство за изменение принципов распределения материальныхблаг, второй — за изменение критериев их распределения в рамках сложившейсяобщественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразованияоснов социального порядка и может найти свое разрешение лишь в результатесоциальной революции. Изменение критериев распределения — это реформистскийпуть совершенствования общественных отношений.
    Выдвигая напередний план экономические факторы социальных конфликтов, марксистскаясоциология полагает, что политические факторы являются их следствием ипроявлением. Но один из создателей современной конфликтологии,западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положилименно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, поДарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, гдеесть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфаи его последователей, является стремлениек доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению:человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социальногодоминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т.д.Иерархия социального доминирования, включая в себя определенную степеньдостижения социального доминирования, при определенных предпосылках могутпривести к конфликту. Непосредственными причинами возникновения конфликтовмогут послужить дефицит ресурсов, идеологические различия и т. д. Однакосклонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактоватькак их естественные, вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставленияположения одних людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт — это всегда следствие социального неравенства.Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развитияиндивидов, социальных групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтахР. Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемамсобственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопросконфликта: кто и каким образомраспоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсылает нас квопросу о власти, которая, по Р. Дарендорфу, представляет собой совокупностьсоциальных позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатамидеятельности других групп людей.
     П. А. Сорокинуказывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По егомнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека,без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностейв пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но исредства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности,который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встаетвопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но исопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.
    Итак, основными субъектами конфликта являютсякрупные социальные группы. Посколькуих потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только черезиспользование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимаюттакие политические организации, как государственный аппарат, партии,парламентские фракции, “группы давления” и т. д. Именно они являются выразителямиволи больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. Вконечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта большихсоциальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшегообострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров,которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществемеханизмов.
      Вместе с тем,следует отметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденнаяконфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных итересов. Крупныйконфликтолог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальныхгрупп. 1) Первичные группы — непосредственные участники конфликта, которыенаходятся в состоянии взаимодействия по поводу достижении объективно илисубъективно несовместимых целей. 2) Вторичные группы, которые стремятся бытьнезамешанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в разжиганиеконфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной.3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
                                                                       2
      Конфликтологиявыработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент надинамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта изодной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта.В структурной модели акцентпереносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих егодинамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которыевлияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
   Попробуемсовместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте вы-деляют 4 стадии:предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В своюочередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадияразбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированиемконфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системемежличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхожденияинтересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этойстадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
    Вторая фаза начинается с инцидента илиповода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движениеконфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующимисторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей,ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадиипереходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
    Конфликтное поведение — характеризуетвторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — этодействия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижениепротивостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в этуфазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположныхдругой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологическойготовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазыконфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острыхразногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятсяурегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структурынормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере этафаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности инеприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образеврага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фонпротекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулируетконфликтное поведение.
    В современнойконфликтологии большое внимани уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила — способность оппонентареализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает всебя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и техническиесредства, применяемую как инструмент насилия;2) информационно-цивилизованнуюформу применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализадокументов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полнотызнания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии итактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3)социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы,уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимитвремени, число сторонников и т. д. Стадия конфликтного поведенияхарактеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов,применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
  Немаловажное влияниена развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда,определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда можетвыступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либосдерживающим, либо нейтральным фактором.
   Первая стадияконфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она можетстимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающийперелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения.На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что доначала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации,представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней средыи т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а несама реальность, является непосредственной психологической действительностьюконфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия могсущественно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешнейсреде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них,исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом длявыработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно,фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.
     Конфликтующиегруппы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целейза счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степенинапряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтнуюситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположнойстороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третьяпрограмма поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадияразрешения.
    Разрешение конфликта осуществляется какчерез изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическуюперестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился увраждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полноеразрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта наобъективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образаконфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образпартнера”, а психологическая устаковка на борьбу сменяется ориентацией насотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнееконфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки кпродолжению противоборства,
сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либосанкцией третьей стороны. Логика процесса разрешения конфликта показана нарисунке 2.
Ситуация
Конфликт
Анализ конфликта
Выработка решения по разрешению конфликта
Уход от конфликта
Реализация решений
Исход конфликта
Анализ итогов конфликта
Рис. 2Модель процесса управления конфликтом
         Современнаяконфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешениесоциальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагаетвыявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенныйпод таким углом зрения анализ позволяет очертить ”деловую зону” конфликтнойситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованностьв преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой изсторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться отвраждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно наоснове цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющейпротивоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьимнепременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта.Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалогсторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей
стороны и т. д.
      Конфликтологиявыработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешенияконфликта:
1) во время переговоров приоритет должен отдаватьсяобсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятиюпсихологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрироватьвзаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремитьсяпревратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласнои доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферупубличного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должныпроявлять склонность к компромиссу. Компромисспредставляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующиестороны ре'ализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либоуступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказатьобоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своихпритязаний.
     Большое значениеимеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны бытьпредприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей,установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращеналюбая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшениюсоциально-психологических характеристик как отдельных групп, так имежгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышаетуровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе.Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам,позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
                                                                        3
     Анализ социальныхконфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные видыи формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфераобщественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов.Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических,культурных и других видах конфликтов.
    Политический конфликт — это конфликт поповоду распределения власти, доминирования, влияния, авторотета. Этот конфликтможет носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявленияв современное России является длящийся на протяжении всего времени послераспада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране вцелом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этотконфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и ВерховногоСовета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советовнародных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, какизвестно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешенияэтого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум попринятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта неустранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуетсяв новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а такжеисполнительной и законодательной власти в регионах.
     Следует отметить,что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничегопротивоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложеныопределенные противоречия целей и интесесов. Однако это противоречие переходитв конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов.Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствуетконфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции истремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы онперерастал в насильственные действия той или другой стороны.
    Заметное место всовременной жизни занимают национально-этническиеконфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических инациональных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными илитерриториальными претензиями. В нашей стране доминирующей идеей такихконфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы.Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение властимежду центральными органами государственной законодательной и исполнительнойвласти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблемакультурного самоопределения тех или иных национальных общностей. Однако внационально- этнических конфликтах имеет место много других наслоений. Всовременной России национально-этнические конфликты чаще всего носятполитический характер. В период перестройки в различных республиках и регионахРоссии на волне демократизации и формирования рыночных отношений выросли новыеэлитарные социальные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускалак процессу принятия решения представителей новой элиты. Поэтому последняя былавынуждена облекать свод притязания на власть в форму национально-историческихлозунгов и требований. Старая правящая элита, чтобы удержаться у власти иполучить большую свободу действий от центра, нередко поддерживали этитребования. В результате возникла своего рода “эпидемия суверенитетов”. По меретого, как укрепляются позиции центра и происходит проникновение новых элит квластным структурам, национально-этнические конфликты в такой форме ослабевают.Однако остается актуальной борьба за обладание властью, материальными идуховными ценностями между коренным населением и мигрантами, между этническимбольшинством и меньшинством.
       Большую роль всовременной жизни России играют социально-экономическиеконфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровнязаработной платы, использования профессионального и интеллектуальногопотенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благами иным ресурсам. Социально-экономические конфликты в современной России имеютобъективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства страны нарыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственностимежду различными социальными группами населения, обнищанием широких слоевнаселения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой илиоткрытой массовой безработицей и т. д. Значительную роль в этом конфликтеиграет и субъективный фактор: имеющие место перекосы в проведении реформ,ошибки налоговой политики, бюрократические извращения в институтах власти и т.д.
     Социальныеконфликты в различных сферах общественной жизни могут проте-кать в формевнутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов,принятия деклараций, законов и т. п. Наиболее яркой формой выражения конфликтаявляются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются вформе предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп,в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований илиальтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест — это активная формаконфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованногои стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системыненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политическиеорганизации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей поэкономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам.Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги,демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки.Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективнымсредством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социальногопротеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные целиставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иныхтребований. Лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, врядли может послужить основой для организации кампании гражданского неповиновения.Осознание четкости поставленных целей особенно важно в связи с организациейзабастовки. Современная забастовка — этозаранее подготовленная акция с четко сформулированными целями, предварительнообсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляемаяорганом руководства (стачкомом, рабочим комитетом), пользующимся поддержкойпрессы, какой-то части парламента и населения.
    В заключениеследует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужнонаучиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшимиздержкам для общества и участвующих в них личностей.
                                                      Литература:
РадугинА.А., Радугин К.А.  Социология. — М.:1996. Центр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Слагаемые успеха и высокой продуктивной деятельности руководителя
Реферат Международные организации по стандартизации
Реферат Бог и грех в романе Преступление и наказание
Реферат История бокса
Реферат Синтез частотно-избирательного фильтра
Реферат Abnormal Psychology Problem Excessive Use Of Marijuana
Реферат Математичнi моделi iнфляцii (Укр.)
Реферат Астафьев в. п. - Любовь в грохоте войны
Реферат Особливості розумового виховання учнів в педагогічній спадщині В. О. Сухомлинського
Реферат Экзаменационные вопросы по курсу "Международная торговля" укр
Реферат Теория кадрового планирования. Подбор персонала
Реферат Chicano Literature Essay Research Paper Contemporary Chicano
Реферат Методы стерилизации
Реферат Стратегическая основа управления туроператорской компанией
Реферат Управление процессом текущего ремонта в условиях автотранспортного предприятия