Навстречу выборам УДК 316. 344. 233 Социологический взгляд на бедность. КАСУМОВ Тофик Касумович – канд.филос.наук, доцент МГОУ, e-mail: kasumovrk@mail.ru Сочувствие – неважная милостыня. Г. К. Лихтенберг. В данной статье бедность «работающих» рассматривается как объект двойного конструирования, где определяющая роль принадлежит не индивиду, а государству. Основываясь на концептах бедности западных социологов, автор анализирует бедность «бюджетников» как категорию политического дискурса и действия Ключевые слова. Бедность. Бедная страна. Бедность в обществе. Социально исключённые люди. Бедность как неприспособленность. Новая бедность. Работающие бедные. Интеллектуализация бедности. Бедность как стигматизированная категория. Манера не быть бедным. Эвфемизация (смягчение) словаря для обозначения «бедных». Бедность как мир переживаний. Бедность как категория политического дискурса. Практики бедности. Бедность в контексте политических действий. Концептуализация бедности в социологии: предметность и причинность. Тематизируя бедность, социолог пытается по существу выяснить два вопроса – что есть бедность? (человек бедности) и что за нею стоит? (бедность как объект конструирования). К этим, исконно социологическим вопросам, связанным с предметностью и причинностью, следует добавить третий, прогностический, сформулировав его так: чем обернётся обществу невнимание к проблемам бедности? Поставленные в такой плоскости вопросы предполагают концептуализацию бедности: «сборку» в целостность взаимозависимых элементов (состояний, причин, оценок, смыслов), и выделение доминирующего фактора, обеспечивающего сохранение единства предмета. Здесь различение исследуемых вопросов не означает их противостояние, они органически связаны и вытекают одна из другой как следствие из причины. В определении полноты их взаимодействий, то есть в выделении внутренних и внешних причинно следственных связей, большое значение имеет то, как изначально определяется предметность бедности. Собственно в её раскрытии и состоит суть социологического взгляда на бедность, рассмотрение её в контексте личных проблем (продукт индивидуального конструирования) и социально – экономических процессов (продукт государственного конструирования). В первом случае речь идёт о непосредственном проблемном поле бедности, замыкающейся на субъективные процессы, связанные с индивидом. Здесь надо указать на не достаточные способности и деловые качества индивида, и что не менее важно, на его психические и физические состояния, а также факты биографии. Сочетание этих факторов делают неизбежными риски бедности. Во – втором, следует говорить об опосредованном проблемном поле бедности, которое задаётся социальными, экономическими и политическими процессами, связанными с государством. Здесь имеется в виду оплата труда в контексте налоговой политики государства, увеличения тарифов и ценообразования. Мы полагаем, что структура и «мера» бедности работающих во многом зависит от внешнего проблемного поля бедности. Иными словами социально – экономические процессы обеднения есть институционализация хозяйственного и управленческого действия. Попытаемся обосновать данное положение, исходя из поставленных вопросов. 1.Что есть бедность. Бедность – это социальная конструкция, она предполагает объективацию крайне неблагоприятных для индивида или группы социально — экономических и субъективных процессов, которые становятся фактически значимой основой повседневной жизни. В обыденном понимании этого слова бедность есть нужда материального порядка, именно в силу действия такого доминирующего фактора, она каждый раз обретает свою целостность, что выражается по существу в трёх взаимосвязанных контекстах: экономическом, социальном и психологическом. В данном «триединстве» социальности принадлежит особая роль, ибо экономика может оправдать бедность, а психология с ней смириться. И только социальность непримирима к бедности, она борется с ней, показывая всю её неприглядность в обществе. В то же время не следует забывать, что бедность «официально» рождена экономикой, и что она (экономика) служит оправданием её существованию. Поэтому несколько замечаний об экономических аспектах проблемы бедности представляются вначале вполне уместными. Бедность как политэкономическая категория получает свою предметность и основательную формализацию в экономике, сохранив при этом суть своего определения. Экономисты также традиционно исходят из того, что бедность, как недостаток важных ресурсов в жизнедеятельности определённых социальных групп, есть продукт взаимодействия общественных структур. Её воспроизводство и устойчивость объясняется идеями объективации богатства и бедности как явлений, в которых движущий импульс одних, и факт претерпевания других, находятся в определённой зависимости. Свидетельством тому, например, будет, то, что численность бедных выше там, где выше численность богатых. Здесь богатство и бедность предстают реальностями разного уровня и организаций, противостояние которых объясняется их природой, основанной, прежде всего, на страхе одних (не потерять) и желании других (приобрести). На практике это ведёт к тому, что богатство накапливается лишь на одном полюсе, тогда как другой полюс опустошается и разрушается для бедности. Парето выразил такое неравенство правилом 80:20, утверждая, что 80% богатства страны обычно принадлежат 20% населения. Выявленная итальянским учёным тенденция к поляризации богатых и бедных ныне всё больше даёт о себе знать. Увеличение на одном полюсе богатств, связанных с неравномерностью в распределении национального дохода, экономисты объясняют деловыми качествами преуспевающих людей, которые могут иметь также и общественно значимую ценность. Так, эконом либералы России в «девяностые» полагали, что вначале должны «всплыть» (разбогатеть) люди, «умеющие» быть богатыми, а уже потом они смогут помочь утопающим бедным, придав динамизма общественному развитию. Однако они забыли (или хотели забыть) о вечной человеческой страсти к обогащению, этой единственной и всепоглощающей цели, действующий как закон богатства, вопреки страху и совести. «Человек верует в то, писал П. Ж. Прудон (1809- 1865), что он называет богатством, так же как он верует в наслаждение и во все иллюзии идеала. Именно вследствие того, что он обязан производить то, что он потребляет, он смотрит на накопление богатств и вытекающее из него наслаждение как на свою цель». Но накопление богатств есть достижимая цель лишь немногих, которые имеют для этого необходимые ресурсы и власть. Массы же обречены жить по законам бедности. «Бедность есть закон нашей природы, — провозглашает Прудон, — который заставляя нас производить то, что мы должны потребить, однако ж, не даёт нам за труд ничего более самого необходимого». Что изменилось со времён Прудона, действует ли также необходимо закон накопления богатств, и закон бедности? Да, действуют, но с существенными дополнениями. Основанием для концентрации богатств, как и ранее, остаётся экономическая (материальная) выгода. Однако теперь она практически не связана с предельной полезностью, а то и вовсе сомнительна по происхождению. Хорошо известно, что в России концентрация богатств осуществлялась с использованием «высоких» должностей, личных деловых связей и «звериной» хватки. Это было явно не протестантское накопление богатств, основанное на честном труде и бережливости, на что указывал Вебер. Здесь правильнее было бы говорить о новом витке экспроприации масс по Марксу. Экспроприаторами стали лидеры всех мастей (бизнеса, политики, бюрократии и пр.), понимающие своё лидирующее положение как право на обладание. Так, было положено начало «бизнес лихорадки» в России. Бизнес как «делание» денег на должности и совести получил повсеместное распространение в обществе. Стало обыденным поведение чиновника высокого ранга, своего рода лидера бюрократии (скажем, мэра города), который имея в своём распоряжении вполне «легализованные» механизмы для экспроприаций богатств общества, использует их во всю как выпавший ему личный шанс. Способствует росту власти олигархов также то, что источником богатств уже в большей мере становится производство и использование информации. Они служат своеобразной «завесой», прикрывающей экспроприаторскую сущность новых лидеров. В этих условиях, бедность, как побочный продукт производства богатств, продолжает воспроизводить себя в качестве «нежелательного» элемента общества. Её предметность определяется экономистами с позиций допустимых «издержек» производства богатств, с одной стороны, и оптимизации уровня жизни в обществе, с другой. Социологи, в отличие от экономистов, разрабатывают свои теории и концепты бедности. В них бедность предстаёт как социокультурное явление, результат позиций и принятых ценностей, и как своеобразный продукт макро и микроотношений. Последнее предполагает изучение механизмов бедности с позиций двух конституирующих сил: в – первых, с точки зрения самого индивида, его возможностей быть успешным или неуспешным (микроотношения), а во – вторых, с точки зрения государства, как главного распределителя национального продукта (макроотношения). В интерпретации социологов нужда выступает как код или принцип внутреннего определения границ бедности, с ростом которого увеличивается «мера» бедности. Коды «нужды» могут быть преобразованы в повседневный дискурс или протестные действия. Роль общества здесь состоит в переводе артикулированного несогласия в позитивную силу. Основной её формой является проведение политического дискурса с целью подчинения власти требованиям справедливого распределения национального продукта. Отсутствие же такого механизма институционализации политического дискурса ведёт к возрастанию протестных настроений и действий в обществе. Разрабатывая проблематику бедности в контексте протестных действий, социологи выделяют аспекты взаимодействий бедности с политической жизнью общества. В этой части социологов интересует «бедность в лицах», кто они есть (пол, возраст, образование, профессия, национальность и пр.) и как становятся бедными? Какова роль олигархов в «расширяющейся» бедности? Каков накал противостояний богатства и бедности в обществе? Ответы на эти вопросы имеют свою историю. Здесь уместно вспомнить «железный закон олигархии» Роберта Михельса (1876 — 1936), который объясняет происхождение власти и богатств олигархов, а значит и бедности, как продукта их деятельности. Согласно данному закону с ростом организации возрастает и власть немногих, ибо многие уже не могут обсуждать вопросы так, чтобы действовать. Этим всё больше занимаются лидеры, у которых с развитием организаций, возрастают не только власть, но и возможности для обогащений. В России данный закон проявился в ускоренном варианте, ибо организации не столько «растили», как захватывали. На спешно создаваемых рынках организации стали предметом купли и продажи. Их хозяевами становились люди, которые были далеки от производства и интересов работающих. Естественно, что в таких условиях новая бедность могла рассматриваться лишь в качестве «метафизического остатка», которому лучше никак не заявлять о себе. Так, работающим был навязан новый репертуар жизни, теперь им предстояло осваивать культуру бедности в стране, которая стала принадлежать богатым. Прежняя относительная бедность «равных индивидов», сменилась абсолютной бедностью многих в постсоветской России. На фоне этих трансформаций манера не казаться бедным, что могло свидетельствовать о неприятии бедности сознанием, желании скрыть её, нарочито вытесняется «гласностью» бедности в обществе, давая тем самым ей возможность твёрдо стать ногами в двух мирах – в мире общественного сознания и в мире вещных отношений. Об этих разительных переменах свидетельствуют данные, которые приводит Римашевская Н. М. Так, «если в конце 60-х годов доля малообеспеченных («бедных») составляла 29,6%, в конце 70-х годов – 32,1%, в конце 80-х годов – 30,7%, то в результате «шоковой терапии» проблема бедности как самостоятельная исчезает, замещаясь проблемой экономической разрухи, падения уровня экономического развития и, вследствие этого – жизненного уровня населения в целом». Бедность приобретает общественный статус и получает место постоянной прописки в интеллектуальных средах. Она становится стигмой таких профессий как педагог, врач, инженер, и даже учёный, когда уже одна принадлежность к ним определяет без всяких эвфеминизаций сущность и функциональную заданность их жизни. Педагог или врач всё одно — бедный. К бедности переходят функции контроля потребностей, заключающиеся в ограничении возможности его роста. Как «прокрустово ложе» для потребностей или принудительный фактор его ограничений, она вызывает рост ущербности и зависимости в обществе. Расширение таких «ущербных» практик бедности способствует дальнейшему развитию своеобразной психологии бедности, как «симбиоза» ненависти и зависти, а также униженности и апатичности. Такая бедность поистине «государственного масштаба», стала следствием превращения советского общества в постсоветское с элементами «дикого» капитализма. Как видим, богатство и бедность демонстрируют свои неизменные особенности, которые, так или иначе, находят своё отражение во взглядах экономистов и социологов. Но как бедность представлена в практической плоскости, каким образом государство определяет её масштабы, а также размеры оказываемой помощи. Начнём с того, что существуют разные методологии и методы изучения бедности, где главным вопросом является её измерение. В зависимости от уровня и способов определения, бедность как явление приобретает различные виды, смыслы и коннотации, она получает возможность конкретно выражаться посредством реальных субъектных признаков. Так, бедность может рассматриваться на уровне индивида или социальной группы (семьи), а то и всей страны. Бедность считается абсолютной, когда имеется явный недостаток ресурсов. Это маргинальная бедность, которая порой граничит с нищетой. Границы бедности, задаваемые безысходной нуждой, здесь зримы и устойчивы. В случае относительной бедности мы имеем уже другой расклад нужды, сутью которой является не соответствие стандартам референтных групп. Для неё характерны «плавающие» границы бедности. Как «частичная» бедность, она подпитывается тем, что сравнивает себя, с успешностью других. В ней меньше нужды, чем в абсолютной бедности, в то же время она имеет шансы на долгое существование в сравнительном плане. Исходя из сказанного, бедность и её виды можно будет выразить одной обшей формулой: Бедность = (минимальные потребности)/(минимальные средства) В этой формуле бедность как фиксируемое состояние ставится в зависимость от соотношения между минимумом потребностей и минимумом средств, имеющихся в распоряжении субъекта. Если числитель здесь будет больше знаменателя, то следует скорее говорить об абсолютной бедности как крайнем выражении нужды, когда не хватает средств даже на удовлетворение минимума потребностей. Если же числитель меньше знаменателя, то речь уже может идти о «начале» относительной бедности. В этом случае, остаются какие – то средства, за вычетом тех, которые были использованы на удовлетворение минимума потребностей. Их увеличение даёт возможность уходить от абсолютной бедности. Отсюда следует, что есть две главные дороги ухода от бедности: 1) активизация «достижительности» со стороны самого индивида (дополнительные приработки, смена профессии и пр.) и 2) усиление роли государства в увеличении суммы средств работающих в бюджетной сфере (повышение заработной платы и других выплат, политика «сдерживания» цен на основные товары потребления и пр.). Если в первом случае бедность могут преодолеть лишь «единицы», то во – втором — это уже будут массы, правда, для этого, необходима воля и целенаправленная политика государства, в основе которой должен лежать принцип справедливости в оплате труда. О справедливости заработной платы мы скажем позже. Здесь же следует подчеркнуть, что определение критериев бедности и расчёт её масштабов во многом задаются социальной политикой страны. Разработанные на этой основе методики определяют границы и контуры бедности. По ним определяется движение бедности в сторону абсолютного или относительного своего выражения. На их основе говорят об общих тенденциях бедности, её статичности для тех или иных социальных групп. Судят о том, как изживается абсолютная бедность, и наблюдается ли изменение «стандартов» относительной бедности? Эти исходные данные делают «зримыми» картину бедности в масштабе общества, и тем самым дают возможность общественности оценивать эффективность государственной политики в борьбе с бедностью. Меры государственной помощи (дотации, выплаты и пр.) бедствующим людям, могут быть разными и не совпадать по странам. Так, признанный бедным в одной стране, не может считаться таковым в другой, если порог бедности будет ниже. Однако при любом раскладе общим местом было и остаётся понимание того, что бедность чревата проблемами и жизненными ситуациями, препятствующими нормальному развитию людей. Центром тяжести здесь является «человек бедности», который живя в лабиринтах безысходности и имея в распоряжении слишком короткую «нить ариадны», не может из неё самостоятельно выбраться. Что вызывает такую бедность и кто в этом повинен? По первой части вопроса существует общее мнение, которое для краткости обозначим как «3б». Это безработица, вызванная невостребованностью рабочей или интеллектуальной силы, большая семья и болезнь. Относительно второй части вопроса можно будет сослаться на концепты западных социологов, где ответственность за бедность чаще всего возлагается на самого индивида. Но так ли всё однозначно, когда речь идёт о богатых странах, в которой бедными являются работающие учителя, врачи и учёные. Ведь у них есть работа, они не болеют, да и семьи имеют не столь уж великие, Как в этом случае можно объяснить их бедность? Что здесь будет от индивида, а что от политики и властных решений? Да, бедность имеет свои резоны, о которых обществу не ведомо, но это совсем не означает, что ответственность за бедность должна всецело лежать на самом индивиде. Для разъяснения данной мысли нам необходимо будет определиться с понятиями «бедная страна», «богатая страна» и «бедность в обществе», имея в виду «конкретику» их наполнения соответствующими оценками, фактами и смыслами. И то, каким образом эти понятия интерпретируются в различных контекстах, какие они вызывают коннотации. Установление связей между этими понятиями, противопоставление их по содержанию позволит понять парадоксы бедности в богатой стране, а также даст возможность охарактеризовать роль власти и общества в существовании бедности. И снять, таким образом, ответственность за бедность с самих бедных. Понятия «бедная страна» и «богатая страна» констатируют определённые экономические состояния, исходя из макроэкономических показателей ВВП и ВНП. Так, будучи низкими, по причине отставания «модернити», они свидетельствуют о бедности страны. Здесь понятия «бедная страна» и «бедное общество» имеют практически одинаковое наполнение. По этому критерию в зону бедности, как правило, попадают страны третьего мира. Имея статус бедной страны, они получают помощь со стороны успешных государств, что выражается, например, в списании им долгов, получении кредитов и пр. Правда, такую помощь получают не все. Кому конкретно оказать помощь решает США, выражая, надо полагать, общую волю «восьмёрки». Так, например, статус бедной страны получает Боливия, а Кубе в этом отказывают, притом, что обе эти страны нуждаются в помощи. Конечно, здесь не обходится без большой политики. Статус бедной страны, полученный на экономических и политических основаниях, чаще всего вызывает коннотативный ряд, связанный с «отсталостью» и «лояльностью» к сильным мира сего… Исследуемое в такой плоскости явление бедности представляется как единое целое, выступающее видимым символом культурного отставания. Показателем бедности страны также будет преобладание абсолютной бедности. Иной расклад вещей мы имеем при использовании понятия «бедность в обществе», когда речь идёт о богатой стране. Здесь бедность уже не представлена в одной обозримой плоскости, она относительна, и в то же время многообразна и различима в своих причинно следственных связях. А потому и коннотации здесь будут иметь различные социальные подтексты, адресованные в той или иной мере власти. Так, если мы сопоставим «кальку» бедности в обществе с макроэкономическими показателями страны, например, России, то увидим, что бедность в обществе здесь не является следствием бедности страны. Она, скорее всего, имеет другие основания, которые следует искать в контексте социальных связей и отношений. Ведь внимая только валовым показателям или золотовалютным запасам, сложно понять живучесть абсолютной бедности в богатой стране. Поэтому концептуализации понятия «бедность в обществе» приобретает особый смысл, связанный с обнаружением множества «причинных» атомов, стоящих за ней. Любой такой атом во всевозможных своих сочетаниях может быть существенным при объяснении бедности в обществе. Их выявление является важной проблемой, которая разрабатывается в рамках социологической теории. Собственно, с этими разработками мы связываем ответы на второй наш вопрос. 2.Что стоит за бедностью. Для социолога трудность разработки проблемы бедности состоит в конструировании её как объекта. Его зависимость от политики государства и состояний общества очевидна. Так, французские социологи свели бедность в период экономического процветания (середина 1960 – х годов) к социально исключённым людям – никому не нужным потомственным субпролетариям. Вся ответственность за бедность сваливалась на самих индивидов, общество и государство оставались в стороне. В этой связи нельзя не вспомнить Г. Спенсера, который описывал бедных людей как экономических и политических маргиналов, находящихся за пределами социальной эволюции. В 1970 – е годы подходы социологов меняются – бедность уже рассматривается как неприспособленность. Это коллективный феномен, истоки которого надо искать в самом обществе, а не индивиде. В качестве социальных причин называется быстрая и беспорядочная урбанизация, дистанция между поколениями, насилие, которым изобилуют телепередачи, неадаптированность и стандартизация школьной системы, смена первичной среды, вызванная профессиональной мобильностью, неравенство в доходах и доступе к медицинскому обслуживанию и образованию. Особо подчёркивается тот факт, что бедность, это не маргинальный феномен, затрагивающий только слой субпролетариев, а процесс, который охватывает всё большее количество лиц. Однако понимание бедности как социальной неприспособленности также не выдерживает проверку временем. Французские социологи больше начинают говорить о неустойчивости бедности, которая вызывается безработицей, нестабильностью ситуации на рынке занятости. В середине 1980 – х годов социологи назовут этот феномен «новой бедностью». Новизна в том, что акцент уже делается не на маргинальных группах, считавшихся не¬приспособленными к прогрессу, а на тех «благополучных», которые рассматривались как адаптированные к современному об¬ществу, однако были «выбиты» из достойно жизни и стали жертвами экономической ситуации и кризиса занятости. Таким образом, ответственность за бедность уже разделяется между индивидом и обществом (точнее государством). Основательное объяснение тому, что бедность продолжает существовать и в относительно богатых обществах, дают английские социологи. Свои объяснения они разделяют на две основные категории: культурные объяснения, основанные на убеждении, что бедность является ре¬зультатом позиций, принятых ценностей и поведения, и структур¬ные объяснения, обусловливающие бедность экономическими, соци¬альными и политическими факторами внутри структуры общества. Если в первом случае упор в объяснении бедности делается на само¬го индивида, его поведение, черты характера, на так называемую «культуру бедности», которая воспроизводится; то во втором — на об¬щество, нуждающееся в структурных изменениях. Все эти конструкты бедности, так или иначе, выдержаны в духе её оптимизации. Однако в социологической практике не все так однозначно выступают за преодоление бедности, находя в ней какой-то «позитив» для общества в целом. Есть попытки оправдать бедность, приписав ей положительные функции. Так, социолог Г.Ганс категорично заявляет, что бедность нужна для «грязной работы». В более широком контексте, выделяя здесь «плюсы» и «минусы», показывает бедность Роберт Мертон. Прежде всего, он утверждает, что бедность нужна, потому что есть грязная работа, которую не хотят делать другие. Например, европейцы, у них «бедность» в дефиците, поэтому для выполнения грязной работы они «выписывают» бедных из других стран, где бедных в избытке. Бедность, то есть низкая плата, позволяет другим получать больше, субсидировать медицину и образование Бедные нужны по Мертону также, потому, что они покупают вещи, которые устарели или поддержанные, продукты, которые «зачерствели». Далее Мертон выделяет социальные функции бедности. Например, богатые получают наслаждение от того, что у них нет пороков бедняков. Или, кто-то ведь всегда должен быть внизу; а ещё бедные дают возможность богатым заниматься благотворительностью и «вбирают в себя отрицательные плоды прогресса. Среди политических функций бедности Мертон называет то, что бедняков используют в выборных кампаниях; если бедные за социализм, то они не будут популярны у среднего класса. Определившись с «позитивом» бедности Роберт Мертон называет негативные функции (дисфункции) бедности. Здесь он также обвиняет «бедных» в бедности. Так, занимаясь «грязной работой» они тормозят автоматизацию; они также повинны в торможении возникновения новых профессий; в том, что на рынке есть поддержанные вещи. Ну, а то, что бедность есть источник преступности в этом сомневаться не приходится. Не будет бедных, не будет и вредной отрицательности мобильности, можно будет обойтись без филантропии. И ещё. Бедность есть социальная база радикальной социологии в борьбе за изменение общества, что, видимо, также является недопустимым по Мертону. Все свои рассуждения метр социологии ведёт к тому, что бедность надо искоренять не за счёт уничтожения их как «класса», а в результате улучшения их жизни и пополнения рядов среднего класса лучшими из них. Как видим, про¬блема одна, а взгляды социологов — разные. Причём есть и такие суждения, в которых бедность «защищается, в силу её функциональной значимости. Однако общим всё же будет признание в западных обществах факта социальной поляризации между «глобальными бедными» и «глобальными богатыми». В условиях кризиса, охватившего практически все страны, положение с бедностью ещё более усугубляется. Сегодня социологи говорят уже об интегральной бедности, её слиянии с безработицей. Это и есть вечная проблема многих обществ не западного типа, которые вынуждены щедро поставлять бедняков преуспевающим обществам, когда последние не могут обойтись без них. Как же искоренять то (бедность), в чём есть потребность? Это часть глобальной проблемы бедности, который имеет двойственный смысл для богатых и бедных стран. Однако не менее важной представляется проблема бедности в богатых странах. Например, что придаёт ей устойчивость и стабильность в России? Как стало возможной развитие интеллектуальной бедности в российском обществе? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы будем исходить из того, что бедность работающего в России есть особый мир «предельного» существования и переживаний, который берёт начало в сфере экономических взаимоотношений индивида и государства, когда «получаемых» средств явно не достаточно для удовлетворения насущных потребностей. Это «серая зона» существования, где люди ещё как – то «сводят концы с концами». За чертой бедности находится «чёрная зона», проживающие в ней люди уже не в состоянии сводить «концы с концами». Это, так называемая абсолютная бедность. Мы будем говорить о людях «серой зоны», которые расположены скорее между абсолютной и относительной бедностью. Фактором их бедности является «маленькая зарплата». Вот с неё мы и начнём. 2.1.Заработная плата как низкая цена труда, обрекающая на бедность. Прежде отметим, что социологи изучают личные проблемы как часть общих социальных процессов, происходящих с людьми в сходных ситуациях, помятуя о том, что «личностное» пересекается с «общественным». Однако обыденное понимание социальных проблем, как правило, сводит их к проблемам личностным. Так, о причине бедности чаще всего можно услышать: беден человек, потому что ленив. В то время как проблема бедности имеет явно общественное звучание. Сегодня в России бедны учителя, врачи, учёные. В трудолюбии представителей этих профессий сомневаться не приходится, а бедны они потому, что общество не платит им по труду. Проблема бедности работающих это проблема минимизации доходов, которые для многих ограничивается заработной платой. Её низкий уровень придаёт устойчивость бедности, а постоянство — делает бедность «наследственной». Ибо выросшие в «стеснённых» условиях дети, скорее всего, будут не в состоянии конкурировать с более успешными сверстниками за высокие зарплаты и доходные места. Так, бедность становится «стигмой» образа жизни людей и воспроизводиться в новых поколениях как культура бедности, ведя «бедствующих» к маргинализации. В этой связи с особой остротой встаёт проблема справедливости заработной платы в обществе, понимание социального механизма её образования. Действительно, почему одни за свой труд получают высокую зарплату, а другие – нет. Почему тот, кто реклами¬рует собачий корм, имеет больше, чем, скажем, учитель, который учит наших детей или врач, которому мы вверяем самое дорогое, что у нас есть — здоровье, а то и жизнь. Одних ссылок на действие рыночного механизма здесь будет недостаточно. Нам надо знать, работает ли в этом случае социальный механизм и если да, то, как он «встроен» между экономикой и социальной сферой? Насколько это справедливо? В свое время, великий Адам Смит (1723 – 1790) задавался этим вопросом, пытаясь выяснить: почему англичане XVIII столетия, счи¬тают нормальным, что солдатам платят меньше, чем шахтерам? И сам же высказывался за этот порядок, приводя следующие аргументы. зарплата — это воздаяние за вклад; за равный вклад следует воздавать одинаково; различные компоненты входят в ценность вклада (вложение, тре¬буемое для того, чтобы произвести определенный вид умения, риск, требующийся для реализации вклада, и т. д.); время вложения можно сопоставить в случае и с шахтером, и с солдатом. Чтобы подготовить и солдата, и шахтера, требуется примерно одинаковое количество времени и усилий. Эти две ра¬боты характеризуются примерно одинаковой степенью риска. Оба случая включают риск гибели; тем не мене существуют важные различия между двумя видами этих работ; солдат служит центральной функции общества, он сохраняет цело¬стность и само существование государства. Шахтер выполняет эко¬номическую деятельность, он является не более значимой фигу¬рой для общества, чем, скажем, работник текстильной отрасли; следовательно, смерть этих двух человек будет иметь разное со¬циальное объяснение. Смерть шахтера будет определена как несча¬стный случай, смерть солдата на поле сражения — как жертва; существует различие в социальной значимости их деятельности — солдат будет награжден медалями, уважением, знаками отличия, торжественными почестями в случае смерти на поле битвы; шахтер не получит этих знаков внимания; поскольку вклад этих двух категорий, с точки зрения риска и вложе¬ния, одинаков, равновесие между вкладом и воздаянием может быть восстановлено, если заработная плата шахтеров будет выше; эта система причин ответственна за то, что мы считаем, что шах¬теру следует платить больше, чем солдату. Как видим, при равном риске и вло¬жении одному следуют почести (солдату), а другому — высокая зар¬плата (шахтеру). Существующий социальный механизм, так блестя¬ще раскрытый нам А. Смитом, устраивал английское общество XVIII столетия. В России несколько иная картина — низкая оплата труда, прежде всего учителей и врачей, не может устраивать общество. К тому же противопоставлять им следует не солдат и даже не шахтеров (они тоже мало получают за свой труд), а всех тех, кто «занят» об¬служиванием предпринимателей (здесь можно вычленить много профессий, и не только «рекламотворителей»). Как с этих позиций следует объяснить действующий социальный механизм? Мы адресу¬ем этот вопрос обществу, следовательно, всем нам, а не государству, потому что в последнем случае ответ можно предвидеть. Нам ска¬жут, что государство не платит творцам реклам и посредникам — вот каким будет ответ. Более того нас станут убеждать в том, что ныне государство является всего лишь посредником между работодателем и человеком найма. Поэтому попытаемся сами для себя прояснить вопрос о социальном механизме исходя из собственных представле¬ний. Однако вначале ответим на три вопроса-теста. Что бы мы выбрали: индивидуальное, поштучное или массовое, серийное? Что бы нас больше привлекло: короткий контакт и ре¬зультат или длительный процесс, а потом результат? Наконец, ко¬му проще взять: тому, кто ближе расположен или тому, кто находится далеко? Если особо не задумываться и не вникать в де¬тали, что и как, то, скорее всего, мы выберем «поштучное», «быс¬трый результат» и ответим, что легче взять тому, кто ближе. Вот мы назвали причины, ответственные за то, что учителя получают меньше, чем те же творцы реклам, которые заняты поштучным трудом, быстро выходят на результат, к тому же ближе рас¬положены к благу. Так что существующий социальный механизм имеет глубокие корни в нашем сознании, и мы воспроизводим эти представления на всех ступенях власти и в обыденном сознании. Вот почему учителя не попали на общий праздник жизни, а имеют лишь один профессиональный праздник в году. И вряд ли удастся решить проблему учителей на путях «догоняющей зарплаты». На¬до в корне менять наши представления на сам труд и место учите¬ля в обществе. Сегодня мы считаем, что они заняты непроизводи¬тельным трудом, но такой подход характерен для промышленного, индустриального общества, которое уже уходит в прошлое. А Рос¬сия нацелилась в будущее, на информационное общество, где про¬дукцией в первую очередь уже является информация, а знание становится главным источником стоимости. Экономика, построенная на знаниях, может и должна прокладывать путь к новому качеству жизни, учат нас. Однако этот контекст будущего никак не связан с контекстом настоящего, а потому ещё долго придётся работать над соответствием наших представлений. Итак, значимость причины, по которой одной категории работа¬ющих людей надо платить больше, а другой меньше, есть функция контекс¬та реального. Сегодня наш когнитивный кон