Министерство образования РФ
Воронежский архитектурно-строительный университет
Кафедра ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИЯ
НА ТЕМУ: «Социология как наука. Предмет и функции социологии»
Выполнил: студент IVкурса ФЗО
Специальности ЭУС Сидоров Владимир
Проверил:_____________________
Воронеж 2002 г
Содержание
1. Социология—наука об обществе 3
1.1. Понятиесоциологии в структуре социальных 3
1.2.Социология— система знаний 6
1.3. Структурасоциологии 8
2. Предмет и объект социологии. Функциисоциологии 11
2.1.Социология— наука о социальныхотношениях
общества 12
2.2.Социологические исследования— инструментпознания
социальной реальности 13
2.3. Методысоциального познания 14
2.4. Законы икатегории социологии 16
2.5. Функциисоциологии 18
2.6.Социология в системе социальных наук 21
Литература 24
1.Социология— наука об обществе
1.1.Понятие социологии вструктуре социальных
Каждая из отраслей науки имеет предмет,раскрываемый в содержании, системетеорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции поотношению к практике, исследуетопределенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, вобщем все общество. Существуетопределенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь отдругих наук и от понимаемых в широком смысле потребностейпрактики, то нельзя не уяснить функции отдельнойнауки. Именно потребности практики выдвигают на каждомэтапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов иструктур, социальных сфер политики, экономики, анечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучаетобщество во всех его аспектах. Такойнаукой и есть социология— наука обобществе.
Что же икак изучает социология? Социология (фр.sociologie,латин.Societas— общество и греч.— Logos— наука об обществе)— наука об обществе,отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено внаучный оборот еще в серединеXIX в.основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением временипредмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепеннымотделением социологии от философии. Дело в том, что к серединеXIX в. потребности социального развития ивнутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формированиятипа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданскогообщества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическуюнезависимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистскогоустройства общества с его жесточайшей тотальной регламентациейобщественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширениепределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выборапробуждали интерес человека к знаниюоснов жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с цельюрационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция вэкономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей— от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отрасльюзнаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Ведь социология изучала общество,социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотяи изучает личность и социальные общностикак объекты и субъекты деятельности, ноделает это на высоком уровне обобщения— на уровне раскрытия их сущности, а не вразвертывании сущности вдействительности, выявлении жизни вовсем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретическихсоциологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить вположениях, теориях ее многоцветье ивнутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недрсоциальной философии, перенимаетфилософскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостногоконцептуального осмысления социальныхявлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности,которую обнаруживает философия прианализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм— сводивший социальное к природному, антипозитивизм— настаивающий на специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает,что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении,отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологиопределяют социологию как науку обобществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цельтакого изучения—понять и объяснить причины социального поведенияили взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха деКостра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессеих деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненныевопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективыбезработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенноужасным —это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочьлюдям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология— это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут,несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, нопрежде познав. И здесь-то на помощь приходит наукасоциология.
Современная социология— это множество теченийи научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разномуотвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определениясоциологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» даетопределение социологии как науки о законах становления, функционирования,развития общества, социальных отношенийи социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию какнауку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностямии личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология— это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определенийимеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесьможно возразить. Общественные явленияизучаются не только социологией, но ирядом других наук— теорией права,политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположностьспециальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, аизучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельностьобщества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства— только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных,правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видамиобщественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболееобщие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объектсоциологии.
Следовательно, социология— это наука о родовых свойствах и основныхзакономерностях общественных явлений. Социология не просто выбираетэмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. Споявлением социологии открылись и 'новыевозможности проникновения во внутренниймир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однакосоциология изучает не человека вообще, а его конкретный мир— социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Неуменьшая значения многочисленныхотраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть миркак целостную систему. При чем системарассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, нои как переживающая состояние глубокогокризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найтипути выхода из кризиса общества.Основные проблемы современной социологии—выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшуюступень развития. Решение проблемсоциология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальныхинститутов и объединений, социальногоповедения отдельной личности. Социология—наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического иэмпирического знания.
Что же представляют макро- и микроуровни социологии?Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социальныхструктур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подходне требует детального рассмотренияконкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологическийподход к явлениям связан с общественнымимировыми системами и их взаимодействием,с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, сглобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как целостный социальныйорганизм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальныепроцессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению,межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.
Социология—наука о становлении, развитии ифункционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью,наука об обществе и общественных отношениях.
1.2. Социология— система знаний
Известно, что система— это совокупность элементов, образующих целостность. Наличие определенной структуры— устойчивых связей междуэлементами— одно из важнейших свойств системы.Устойчивость связи обеспечиваетцелостность и тождественность системы, сохраняют ее основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука—система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура— связь между ними. Определить социологию как систему знаний— значит датьконкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов ит. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества.Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малаягруппа, социальный слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но ее нельзя понять,абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе с темсуществует и «обратное» движение: представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальныхобщностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи иотношения.
Восхождение от абстрактного к конкретномусовершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и впределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теориик другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т.д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта исубъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию еедеятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих,анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности,поведения и общения, глубокого познанияличности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельностиличности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теориии практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связываетсяс раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями. Современнаясоциология рассматривает личности, различные общности и социальные системы нетолько как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системесоциологических знаний важное местозанимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки— все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд врелигии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если несоблюдена процедура вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным.Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективныйхарактер. Игнорирование такогообстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология— не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теорииобщностей, теорий об обществе, обобщественных отношениях и т. п.
1.3. Структурасоциологии
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она. ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социологиярешает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальнойдействительности, описанием, объяснением и пониманием процессовсоциального развития, разработкойсоциологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфереформирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую,фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанныес преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного,целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по тойцели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
Социологические знания— единство теории и. практики. Теоретические исследованияобъясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций еефункционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологическиеисследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явленийи процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых спомощью общенаучных методов, настатистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания— знания универсальные,эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое,не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическимикомпонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знаниятеоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.
Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствованиянаучных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретнойсоциологической проблемы.
На основетеоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социологияможет давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы.Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, непротивостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология— совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития обществаи дающие им интерпретацию.Единственной концепцией, объединяющейспецифику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества.признавался марксизм, а именно— исторический материализм. Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли систорическим материализмом. В действительности же человечество выработалоогромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и спецификуразвития человеческой цивилизации. Уже в серединеXX века широко распространяются концепции социальной стратификации, индустриальногообщества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология— это множество возможных течений, школ, направлений сосвоих методологический позиций объясняющих специфику развития общества. Чтоже касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угластавят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные жесоциологические теории— это отдельныесферы социологического знания, которыеимеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те илииные основные закономерности развитияобщества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом втех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты и социальныепроцессы. Именно, поэтому-то в структуресоциологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретическиеподсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективныевзаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) сцелостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические дляпредметной сферы внутренние взаимосвязии закономерности. Социальныесоциологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.
В современном мире существует большоеразнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и самтермин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др.Развитие специальных социологических теорий вXXвеке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,Толкотта Парсонса, ПоляЛазарсфельда и др. Специальныесоциологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию формобщественного сознания, их общие, аособенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие отсоциологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрениисоциальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия иобщественного сознания на уровнеобщества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теориярассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс какотносительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения,функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теориярассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальныхотношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределахсоциологии труда. Моральная система любого общества изучается социологиейморали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальнаясистема изучается социологией управления и т. д.
В современной социологии выделяется несколько группсоциально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологическиетеории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социологиядосуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыкесоциологии и гуманитарных наук. Это— социология права, экономическая социология,социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальнуюструктуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологическиетеории классов и социальных групп,социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельностьсоциальных институтов. Это социологияуправления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теорииотклонения поведения и аномальныеявления и т. п.
Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории— изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории—самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследованияи отношения к изучающему объекту.
2.Предмет и объектсоциологии. Функции социологии
Что же представляет объект и предмет научногопознания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета— те стороны, связи и отношения,составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук— социальная реальность, а поэтому социология— наука об обществе. Но еще недостаточно дляопределения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования,который часто совпадает с объектом других общественных наук (история,этнография, право, философия и др.).Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостноморганизме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть определеннаясфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различнымиобъектами наук выступают природа иобщества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами.Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объектагуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определеннуюобщественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляетсяв виде базиса и надстройки, совокупностьэкономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, преждевсего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы,ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человекаосуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различныхсоциально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества,на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истокиэкономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей,отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев,групп, индивидов, а саму историю какдеятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целеобразнаядеятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов.Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего втом, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем,чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализациидеятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей,которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречиямежду стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественногоразвития полученный результат отличаетсяот исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высокихцелей направлена на удовлетворениевозрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный историческийпроцесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, аобщество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп,индивидов, то крайне важным становитсяанализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретаетраскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев ииндивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности,социальных общностей, групп в общественной жизни