Реферат по предмету "Социология"


Службы социальной помощи населению

Содержание.
1.  Введение                                                                                        2
2.  Службы социальнойпомощи в России                                       4 
3.  Службы социальнойпомощи за рубежом.                                12
4.  Заключение                                                                                  17 
5.  Литература                                                                                   19    


Введение.
Современная социально-экономическая, морально-психологическаяи духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет местонестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета,практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума,усиливается дифференсация населения по доходам, повышается напряженность нарынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальныхпособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальныедевиации.
Сложившаяся ситуация требует отгосударства и неправительственных организаций, общественных объединенийпринятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защитынаселения и обеспечения социальной безопасности.
В 90-е годы одной из наиболеесущественных тенденций социальной политики является становление системысоциального обслуживания, широкое применение в работе с населением современныхтехнологий и методик.[1]
Целью моего реферата являетсяознакомление с службами социальной помощи в России и за рубежом. В моей работесодержится анализ функционирования служб социальной помощи(социально-психологические, психолого-педагогические, центры социальной помощи,«телефон доверия» и т.п.) населению в Российской Федерации и примерфункционирования служб социальной помощи и поддержки на муниципальном уровне вНорвегии.

Службы социальной помощи в России.
Социальное обслуживание населения водних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, вдругих – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказыватьрезультативную социальную поддержку гражданам в условиях сложнойсоциально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельностьчеловека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный секторсоциальной сферы.
Возможность осуществления социальногообслуживания населения в условиях современной России становится реальной иощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб ибыстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и другихспециалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практическойпсихологии.[2]
   Представление о сущностисоциального обслуживания внесли федеральные законы «об основах социальногообслуживания населения Российской Федерации» и «О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995г.
В федеральном законе «об основахсоциального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельностьсоциальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг иматериальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,находящихся в трудной жизненной ситуации».
Социальное обслуживание основывается на принципах:адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетностьпредставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам,находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическаянаправленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всехвидов социального обслуживания.
Российская система социального обслуживаниянаходится на стадии становления. Важнейшим признаком становления системыявляется её динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерациисоциальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных,полустационарных и нестационарных).
Таблица 1. Развитие служб социальной помощи населениюТип службы 1991 1993 1995 1996 Центры социального обслуживания 86 321 1376 1435 Службы срочной социальной помощи 59 1050 1585 1732
Сегодня значительная часть центров социальногообслуживания – это многопрофильные учреждения, способные представитьпрестарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включаясоциально-медицинские, социально-бытовые и торговые.[3]
В половине всех центров социальной помощифункционируют отделения дневного пребывания (711), в трети – отделениясоциальной помощи семье и детям. В 1996 г. в этих центрах обслужено более 296тыс. пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов,обслуженных на дому, составил 1 млн.
В ведении органов социальной защиты населениясубъектов РФ действует свыше 1000 стационарных учреждений социальной помощиразличных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов)для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальныхдомов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказаниеза совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра,151 детскийдом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов с тяжелымифизическими недостатками.[4]
Таблица 2. Примерное штатное расписание Центра психолого-педагогическойпомощи населению[5]должность Количество штатных единиц 1.   Директор центра 1,0 2.  заместитель директора 1,0 3.  специалист по социальной работе
1,0 ставки на 5 тыс. жителей в городе, районе[6] 4.  педагог-психолог
1,0 ставки на 10 тыс. жителей в городе, районе[7] 5.  врач-психотерапевт 1,0 6.  бухгалтер 1,0 7.  заведующий хозяйством 0,5 8.  секретарь 1,0 9.  техник 0,5 10.  уборщик служебных помещений 1,0
С 1989 года в Москве работает «телефон доверия» длямолодёжи и обучающий центр при этом телефоне. «Телефон доверия» — наиболееоперативная и, пожалуй, наиболее эффективная служба психолого-педагогическойпомощи. Сейчас в России насчитывается более 40 телефонов доверия. В 1991 годусоздана ассоциация российских телефонов доверия, основная задача которой –создание культуры консультирования, то есть создание сети центров, которыевзяли на себя подготовку консультантов для телефонов доверия, подготовкуруководителей, подготовку супервизоров, и подготовку тех, кто сам будетподготавливать, т.е. учителей.
Таблица 3. Примерное штатное расписание Центра экстреннойпсихологической помощи по телефону[8]должность Количество штатных единиц 1.  директор 1,0 2.  заместитель директора 1,0 3.  специалист по социальной работе 18,0 из расчета круглосуточной работы Центра (при 8-ми часовой смене), бригада из двух специалистов через сутки на третьи 4.  бухгалтер 1,0 5.  заведующий хозяйством 1,0 6.  секретарь 1,0 7.  техник 1,0 8.  уборщик служебных помещений 1,0
Но действующая сеть стационарных учрежденийсоциального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.
По прежнему особо острой остается проблема лиц безопределённого места жительства и занятий, «бомжей», не имеющих средств ксуществованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы,достигших  пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органыуправления и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия пооказанию социальной помощи таким людям. Для них создается сеть социальныхучреждений – специальных домов-инернатов, домов ночного пребывания.
Процесс становления системы учреждений нового типавесьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитиютерриториальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практическиосуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной, хорошоразвитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нужды населенияможно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ.[9]
Примерно четверть субъектов РФ имеют всего 3-5учреждений социальной помощи семьям и детям, причем они в основном созданы вкраевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, топреимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в1995 г. предпринимались попытки создания центров социальной помощь семье идетям (около 170), а в центрах социального обслуживания – отделений помощисемье и детям (их около 200).
Не может не тревожить тот факт, что, не смотря наочевидное для подавляющей части  территорий обострение социальных проблем, усилениесоциально-психологического давления, слабо развиваются центрыпсихолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 г. их быловсего 200, хотя в системе образования психологические службы получили большоераспространение.
В условиях жесточайшего дефицита финансовых средствво многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства,открывая многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения(не редко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. Вряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учрежденийсоциальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силукрайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицитасовременных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации врегионе. 
К сожалению, в отдельных регионах не продуманосоздание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемыесоциальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям внезависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому созданиеспециализированных учреждений, например для девочек, создает трудности воказании помощи другим детям.
Несогласованность действий учрежденийпросматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые немогут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствиелицензирования вызывает трудности в выработке определённых единых требований ккадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.[10]
В настоящее время министерства и ведомства, имеющиесоциальные службы, опираясь на государственные органы субъектов РоссийскойФедерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу,связанную с развитием созданной сети социальных учреждений, оказывающихнаселению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социальноуязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности вповседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуютразличные факторы:
·    Слабая правовая база системы социального обслуживания;
·    Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении управительственных органов не федеральном и региональном уровнях, дефицитсредств у органов местного самоуправления;
·    Отсутствие координации деятельности министерств и ведомств всфере социального обслуживания;
·    Дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой всфере социальной работы;
·    Низкий социальный статус и неадекватная заработная платаработников социальных служб;
·    Недостаточное использование финансовых, экономических иинтеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
По мере формирования территориальных службсоциального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений,оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не можетразвиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которогоявляется всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (пообъему  и  качеству).

Службы социальнойпомощи за рубежом.[11]
Социальная помощь оказываетсямуниципалитетом, на территории которого поживает или находится нуждающийсячеловек. Этим занимается социальный отдел в составе муниципальной администрации- социальной помощи.
Муниципальный отдел социальной помощи может быть понят какгосударственное учреждение, выполняющее следующие общественно важные задачи: онпроводить работу, предупреждающую развитие социальных проблем, осуществлятьстрахование человека, помогая ему избегать в жизни тяжелых социальныхобстоятельств. Он является частью местной администрации на  уровне коммун ирегионов. Социальная работа осуществляется в пределах обязанностей отделасоциальной помощи на основе закона и строго по закону. Внимание обычнообращается на следующие проблемы:
·    Обеспечениефинансовой помощи конкретным людям, семьям, не имеющим достаточных средств,чтобы содержать себя материально, и/или тем, кто не имеет права на материальнуюпомощь, предоставляемую другими агентствами (например, пособие по безработице,пенсия по старости и т.д.). Основываясь на законе, эта помощь объединяется сконсультированием с целью помочь клиенту стать самостоятельным. Это такназываемая «помощь для самопомощи»;
·    Помощь иподдержка родителей, у которых возникают проблемы в обеспечении достаточнойзаботы о своих детях. В тех случаях, если предоставленная помощь неприводит к положительным изменениям, ребёнок (или дети) помещаются в домаприемных родителей или учреждения;
·    Помощьзлоупотребляющим алкоголем и наркотиками, проведение соответствующей работы вобществе для уменьшения зависимости от них;
предоставление различных видов помощи людям, семьям,которые нуждаются в дополнительных пособиях вследствие нетрудоспособности,старости или каких-то других причин.
Большинство отделов социальнойпомощи небольшие, в них трудятся от 10 до 20 работников.
Становится обычным деломразделение различных функций и услуг, которые предлагают работники социальнойпомощи. Социальные работники могут специализироваться только на работе с детьмии наблюдении за родителями, или оказании материальной помощи иконсультировании, или на поддержке семей с тяжело больными людьми – инвалидами,на работе со стариками, наконец, как консультанты для лиц, зависимых оталкоголя и наркотиков.
Законодательной основой деятельности отделов социальнойпомощи является закон о социальной помощи (1991 г.), целями которого являются:
·    содействие повышению экономического и социального обеспечения,улучшение условий жизни людей, оказавшихся в трудной ситуации, повышениестепени равенства в обществе и предупреждение социальных проблем;
·    развитие способностей людей, позволяющих жить самостоятельно,вести активную полноценную жизнь в их окружении (общине).
Первостепенное внимание законаобращено на создание сети обеспечения человека в обществе. Основной акцентделается на воспитание у человека способности, чтобы он в конце концов, могобойтись без экономической помощи со стороны служб социального обеспечения, былв состоянии помочь самому себе. Закон требует от социального работника, принимающегозаявление о помощи, провести обширное изучение для того, чтобы выяснитьпотребность заявителя в помощи и причины, почему он стал, зависим от социальнойпомощи. Собранная информация должна обеспечивать основу для общего измененияситуации заявителя и необходима при оказании помощи. Специалисту отдела всякийраз, когда изучается проблема человека, следует учитывать также индивидуальные факторы (физическое развитие,состояние здоровья, интеллект, чувства, психику, прошлые занятия),межличностные факторы (взаимоотношения заявителя с важными для него людьми,включая членов семьи, соседей, друзей по работе, школьных товарищей),социальные факторы (основные тенденции общества, влияющие на материальноеблагополучие заявителя, бытовые условия, работа, образование т.д.).
После того, как социальныйработник составит картину трудностей заявителя, он начинает работать внаправлении решения проблемы, обеспечивая информацию, совет и контрольпосредством обеспечения мер поддержки и других форм социальной помощи.
Вдополнение к обязанностям советовать, наблюдать в пределах его ответственности,социальный работник обязан консультировать, охватывая все вопросы социальногохарактера, начиная от информации о государственных и частных программахсоциальной помощи и кончая вопросами сугубо личного характера. От социальногоработника ожидают совета по самым разным проблемам.[12]
Человекможет требовать, чтобы ему оказали социальную помощь, если сам он «не всостоянии обеспечить своё собственное содержание». Помощь должна оказываться независимоот того, действительно или нет заявитель ответственен за создание существующейтрудной ситуации. Социальная помощь предоставляется, если присутствует одна издвух представленных проблем:
·    у заявителя отсутствуют средства, чтобыобеспечить своё собственное содержание;
·    заявитель не способен заботится о себеи нуждается в помощи по уходу или надзоре.
Требованияоб оказании материальной помощи является основанием для её предоставления. Всепотенциальные носители должны, прежде всего, использовать имеющиеся у нихвозможности, что бы попытаться самим обеспечить себя. Это обязательноепредварительное условие: они должны использовать все возможности прежде, чемзаявить о необходимости социальной помощи. Социальный работник обязанопределить, действительно или нет клиент имеет право получить социальнуюподдержку, муниципальное жилищное назначение, авансы или другие государственныепособия. Дееспособный человек обычно в состоянии обеспечить своё содержание.Если безработный нуждается в экономической помощи, то социальный работникдолжен, во первых, попытаться помочь человеку найти работу, чтобы таким образомтот сам мог себя содержать. В этом случае отдел занятости становится союзником,с которым сотрудничает отдел социальной помощи, чтобы помочь заявителю найтиподходящее занятие.
Экономическаяпомощь может быть оказана человеку, достигшему 18 летнего возраста. Этафинансовая поддержка покрывает расходы на питание и жильё, местный общественныйтранспорт, подписку на газеты и телевидение, одежду, медицинское обслуживание(включая лекарства), плату за телефон, проведение досуга. Стоимость жильядолжна подтверждаться документами. Денежная помощь уменьшается, если узаявителя есть источник доходов. Заявление об экономической помощи делается вписьменной форме, все доходы и расходы фиксируются таким же образом.Экономическая помощь предоставляется как субсидия и не требует возмещения. [13]
Отделсоциальной помощи может требовать информацию и документы о материальномположении заявителя: сведения о доходах, банковские документы, документы орасходах на жизнь и т.д. Если будет дана неправильная или неполная информация,заявителю могут предложить вернуть назад выплаченные деньги.

Заключение.
Поддержка экономических, политических и социальныхусловий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этихсфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этихсвязей ведёт к социальной дестабилизации.  С другой стороны, изменения в этойструктуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненныхусловий населения – вот чаще всего цель реформ. Но в России жизненные условияразличных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность всоциальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти по сей день.
Общий анализ показал, что службысоциальной помощи  являются неотъемлемой частью социальной политикисовременного Российского государства. Их необходимость – вопрос, не требующийобсуждения, их эффективность – проблема современной России. Налицо такие недостаткисоциальных служб в России, как:
·    зацикливаниеработы только на «социально незащищённых слоях населения», тогда как другиеобширные группы людей остаются без внимания;
·    отсутствие единойсоциальной политики;
·    низкая (скореенедостаточная) квалификация социальных работников;
·     скудный наборсоциальных услуг.
Службы социальной помощи за рубежом дают интересныйпример своего успешного функционирования. Я не заявляю, что «у них лучше», яимею в виду – «у них получилось». При научном подходе и трезвом контроле заситуацией, выполнении всех рекомендаций теоретиков и практиков социальнойработы, стабильном финансировании в России так же может быть достигнут высокийуровень социальной помощи населению.

 Литература.
1.   Актуальные проблемысостояния и перспектив социальной работы в России/материалы координационногосовещания, 12-14 октября, М., 1992
2.   Горячев М. Д. Социальнаяпедагогика и социальная работа за рубежом. Самара: Издательство «Самарскийуниверситет», 1997
3.   Законодательствозарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М., 1995
4.   Ромашов О.В. Социальная защитатрудящихся: проблемы, пути решения// Социологические исследования. – 1993. — №1.
5.   Содержание и организациядеятельности центров психолого-педагогической помощи населению/ под. Ред. А.С.Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 1997
6.   Территориальныесоциальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995
7.   Теория и практикасоциальной работы/ Е. Н. Барябина, М. Э. Ерютина, В. Т. Кривошеев, Е. Р.Смирнова и др. Под общей редакцией В. Н. Ярской; Российский учебный центр.Поволж. Филиал – Саратов: Изд-во Самар. Ун-та, 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творческий путь Ивана Шмелева
Реферат Предмет и метод СВЭС. Ее место в сист эк стат
Реферат "Герой нашего времени": время скрыто за одной строкой…
Реферат «Я так не хотела в землю с любимой моей земли…»
Реферат Читая Есенина
Реферат Традиции русской детской литературы
Реферат Абсурд (о творчестве Владимира Сорокина)
Реферат Освоение и осмысление профессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания
Реферат Bayes Theory Essay Research Paper REVIEW OF
Реферат «Взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических заболеваний»
Реферат «Басни Лафонтена» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Реферат Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»
Реферат Героика и трагизм в лирике А. Ахматовой 1941-1945 годов
Реферат Решение задач по планам горных выработок
Реферат Горький и Чехов