Реферат по предмету "Социология"


Семья и демографическая политика

Алматинский институт энергетики и связи
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа
Семья и демографическая политика
По дисциплине «Социология»
Выполнила:ст. гр. БВТ-06-4
АсубаеваД.К.
Проверила:Орынбекова Д.С.
Алматы 2008

Содержание
Введение
Жизненныйцикл семьи
Демографическаяполитика Казахстана и социологическое развитие семьи
Женщинаи семья. Пути укрепления семьи
Заключение
Литература

Введение
Мировую демографическуюнауку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, какуникальный социальный институт, специфической функцией которого являетсярождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом.
Семья как первичнаяячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образомвоспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У негоразвивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботыо родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различныхматериальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Современная семья весьмасущественно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономическойфункцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций.Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясьвсе более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной ихпривязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно детистановятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, неупрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Основойсовременного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональныестороны межличностных отношений.
Актуальность, цели изадачи настоящей семестровой работы обусловлены следующими теоретическимиположениями. Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним ведином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общиецели.
Проблема семьи занимаетцентральное место в данной семестровой работе.
Особое внимание в даннойкурсовой работе уделим вопросам социальных проблем в семье. Родители должныуметь максимально использовать ее соучастие и прилагать дополнительные усилиядля того, чтобы сформировать у ребенка стремление быть коллективистом,патриотом, гражданином своей Родины.
Огромная роль семьи вдуховном становлении человека понятна. Конечно, ребенок всегда одновременно илипоследовательно член нескольких оказывающих на нее влияние коллективов:классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит вкомпанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочкимогут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишьодин коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании — устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая — ееразносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.

Жизненный цикл семьи
В настоящее время понятие«жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерныхдля нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события додругого называется «стадией жизненного цикла».
Существуют различныеподходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросахпериодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служиткритерием для деления.
Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил ЖЦС на восемь стадий:
Вовлечение. Встреча будущих супругов, ихэмоциональное притяжение друг к другу.
1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брач ныеотношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиесябеременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.
2. Появление в семьедетей (возраст ребенка — до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота оправильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей какродителей, так и детей.
3. Семья сдетьми-дошкольниками (возрастстаршего ребенка — от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основнымпотребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию;преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личногопространства.
А Семьи с детьми — младшимишкольниками (возрастстарших — от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьмишкольного возраста; побуждение детей к достижению успехов учебе.
5. Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет).Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой иответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных сродительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
6. Уход молодых людей изсемьи (от ухода первогоребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии:ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духаподдержки как основы семьи.
7. Средний возрастродителей (от «пустогогнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений;поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.
8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоихсупругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелойутраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.
В социологическойлитературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают какорганизованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадийродительства. С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными ученымивыделяются примерно одни и те же этапы. Так, П. Сорокин выделял 4 стадии:
·         брачная пара вмомент образования;
·         семья смаленькими зависимыми детьми;
·         семья, по крайнеймере, с одним взрослым ребенком;
·         стадия отделениявсех детей.
Российский социолог А.И.Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождениепервенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детейили, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супруговпрародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
·         стадияпредродительства;
·         стадиярепродуктивного родительства;
·         стадиясоциализированного родительства;
·         стадияпрародительства.
Содержание стадийследующее.
Стадия предродительства — это период вступления в брак,зачатие первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью встрогом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детейпревращает брачную пару в семью».
Стадия репродуктивного родительстваэто стадия, на которойпоявляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — взависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче илидлиннее в связи с числом рождений.
Стадия социализированногородительства — это стадия воспитания детей, котораядля многих родителей может не закончиться никогда, но которую следуетограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделенияпоследнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделениидетей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать«продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в бракоткладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжнаясоциализация», когда взрослый человек остается холостяцком, продолжая жить сосвоими родителями.
Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука,что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотяэто не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если всемье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смертисупругов.
Подобный цикл А.И.Антонов именует полным циклом.
Следует отметить, что запоследние 50-100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так ипо характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, ноизменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла.Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсиюродителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периодапродолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминахА.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детейв семье.
В психологическойлитературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являютсяизменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейнойкоммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателейпроисходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяютсяследующие:
Ø  период добрачногоухаживания;
Ø  молодая брачнаяпара без детей;
Ø  семья смаленькими детьми;
Ø  семья сдетьми-школьниками или подростками;
Ø  отделение детейот родителей;
Ø  супружество в позднемвозрасте.
При прохождении семьи отстадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем,которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.
Наличие проблем у членовсемьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадиюразвития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являютсястадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьинестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Дажепозитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные и особеннотравматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождениепозднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходуее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семьетакже увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменениябудут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваютсялибо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные»,наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь,бегство и др.
Таким образом, многиеисследователи в области изучения семьи имели схожие подходы к выделению стадийжизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуальногоразвития, обозначений стадий цикла семьи зависит от того, что служит критериемдля деления.
В социологическойлитературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают какорганизованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадийродительства.
Демографическаяполитика Казахстана и социологическое развитие семьи
Демографическая политикасоставляет основу внутренней политики любого подлинного независимогогосударства. Для одних является актуальной угроза перенаселения (Китай, Индия,Египет и др.), для других — недонаселенность (Австралия, Канада, Бразилия идр.), для третьих же явна угрозадепопуляции из-за низкой деторождаемости(Франция, Германия, Англия и др.)
Для независимогоКазахстана внутренняя демографическая ситуация осложняется еще и тем, чтофакторы перенаселенности в одних районах несут отпечаток прошлого колониальногопериода и имеют яркий этнический аспект, и это осложняет проблемународонаселения в республике выдвигая вопрос территориальной целостностимолодого унитарного государства.
Республика Казахстанимеет численность населения 15,8 млн. человек, при удельном весе с мировойплощади в 2% занимает лишь 0,33% населения мира. В достаточно плотномзаселенном Азиатском континенте ее доля в численности населения составляет0,4%, что в 31 раз ниже, чем площадь (6,1%).
Численность населения в Казахстане увеличилась в 2008 году на1,3% в связи с увеличением рождаемости и сокращением смертности в стране, сообщаетАгентство РК по статистике. Численность населения республики на 1 января 2009года по текущим данным составила 15 миллионов 778 тысяч человек, в том числегородского – 8 миллионов 423 тысяч (53,4%), сельского – 7 миллионов 354 тысячичеловек (46,6%). «По сравнению с январем прошлого года она увеличилась на 206,7тысяч человека, или на 1,3%, что обусловлено увеличением числа родившихся иснижением смертности населения», — констатирует агентство. Рост численностинаселения за этот период произошел во всех регионах страны, за исключениемАкмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. При этом,естественный прирост населения увеличился по сравнению с 2007 годом на 46,4тысяч и составил 204,2 тысяч человек. Общий коэффициент естественного прироста на 1000 человек составил13,0 промилле.
Территория республики заселена неравномерно. Наблюдаетсядовольно значительное колебание коэффициента плотности населения при среднемуровне его 5,8 человека на 1 кв. км, наименьшая плотность — 2,1 человека вМангыстауской области, что почти в 8 раз ниже самой густонаселеннойЮжно-Казахстанской области.
Население Казахстана сравнительное молодое — 46,3% моложе 30лет. Дети в возрасте до 15 лет составляют 10,5%, в развивающих странах- 40 и вразвитых — 21.
Также в Казахстане значительно возросла средняяпродолжительность жизни и за последние годы составляет 64,2 года, в том числемужчин — 59 лет, женщин — 70 лет. Дифференциация в средней продолжительностижизни между мужчинами и женщинами за эти годы составила 11 лет. Средняяпродолжительность трудовой деятельности мужчин на 6 и женщин на 8 лет короче,чем продолжительность трудоспособного возраста. Это связано с учебой, рождениемребенка, службой в армии и т.д. Данный показатель имеет немаловажное значение вформирование количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов вразрезе пола.
Демографическая обстановка в молодом государственепосредственно влияет на его экономику и политику, на социальную жизнедеятельностьи межнациональные отношения. Правильная оценка демографической ситуации инаучные прогнозы о ее возможных изменениях в ближащем и далеком будущем даютвозможность правильно определить тактические и стратегические задачи во внутреннейполитике нашей республике и тем самым избежать возможные межнациональныеконфликты.
Народы Казахстана сейчас находятся на различных стадияхвсеобщего демографиического перехода, что отражается в прошлой, настоящей ибудущей динамике их численности. Такие весьма существенных различия особенноярко выражены в сравнительной демографической динамике не только русских иказахов, как главных этносов, а также других диаспор, как украинцев, узбеков,немцев, уйгуров, поляков, евреев и др.
Восточные, в основном тюркоязычные народы, составляют большиесложные семьи, где много детей и подростков, а европейские, в основномславяноязычные этносы, живут в малых, так называемых нуклеарных (простых)семьях, где преобладают взрослые и пожилые люди.
Как было отмечено выше, в Казахстане живут народы разногодемографического возраста. Этот существенный и уникальный факт долженосознаваться и оцениваться как весьма положительный для сохранения политическойстабильности в республике. Совместное проживание в Казахстане народов вдемографическом отношении «молодых» «постаревших» (такая характеристикасоответствует народам восточного и западного происхождения или тюркоязычными иславяноязычными этносам) при соответствующей разумной политике не затрудняет, анаоборот, облегчает намного установление стабильных межнациональных отношений.Здесь свою положительную роль играют демографо-психологические факторы ибольшие возрастные интервалы, хотя вовсе нельзя отрицать и другиесоциально-экономические и политико правовые моменты. К сожалению, этот важныйобъективный факт все еще остается неосознанным на высшем уровне управления, идо сих пор ошибочно приписывают его стабилизирующее значение фактам субъективным,хотя этого тоже нельзя отрицать.
Республике Казахстан, чтобы утверждать себя как молодое государство,необходимо вести эффективную демографическую политику. Она должна поддерживатьи содействовать полному проявлению исторически объективным тенденциям народонаселения.Основная политика нашего государства — это поддержание традиционных семейно-брачныхотношений, возвышении роли отца в семье и мужчины в обществе, одновременнозаботясь о материнстве и детстве. Необходимо в условиях резкого снижениядеторождаемости поддержать традицию народов Казахстана на многодетность семьи.
Демографические процессы всегда опережают прогнозыполитические, экологические, социальные, экономические, так как везде играютлюдские факторы, человеческие ресурсы. Поэтому многие научные прогнозы ипредпринимаемые новые законодательства, а также различные административныерешения молодого государства должны проходить через демографическую экспертизу,так как Казахстан все еще находится в состоянии демографического детерминизма.Именно здесь должна осуществляться целенаправленная политика народонаселения нарегиональном уровне со стратегией развития и планом конкретных действий.
Социологическое развитие семьи
Динамику социальногоразвития семьи в Казахстане, можно проследить по статье Алимбековой Г.Т.,кандидата социологических наук; ЦИОМ, Алматы, Казахстан.
В даннойстатье представлены результаты исследования состояния современной казахстанскойсемьи как социального института и малой социальной группы и перспектив ееразвития. Исследование было проведено Центром Изучения Общественного Мнения(ЦИОМ), Алматы, Казахстана по заказу ЮНФПА и при поддержке Национальнойкомиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте РеспубликиКазахстан. Исследование было проведено в сентябре-ноябре 2007 года.
Данноеисследование было количественным. Общий объем выборки – 3000 человек. Выборка,применяемая в данном исследовании, — многоступенчатая стратифицированнаяслучайная. В исследовании принимали участие жители всех областей Казахстана, а такжегг. Астана и Алматы.
Поотчету результатов исследования, на сегодняшний день среди казахстанцев семьяценится выше всего, причем, как показывает статистический анализ, здесь несуществует разницы между отношением к ней мужчин и женщин. Ответы большинствареспондентов позволяют сделать вывод о том, что казахстанская семья, какправило, детоцентристская. Однако, среди азиатов нацеленность на брак и семьюнесколько выше, чем у европейцев. Около 93% казахстанцев положительно относятсяк заключению брака. Среди разочарованных в браке большую долю составляютразведенные. Это говорит о том, что лишь незначительная часть казахстанцевимеет отрицательное отношение к браку перед первой женитьбой/замужеством всвоей жизни, как правило, это чувство приобретается после негативного опытасупружеских отношений.
Отметим,что современное казахстанское общество имеет тенденцию к уменьшению социальногонеодобрения к добрачным половым связям, к раннему вступлению в половую жизнь.Казахстанцы единодушны лишь в неодобрительном отношении к гомосексуальнымсвязям.
Казахстанскоеобщество нельзя назвать либеральным, поскольку высока доля населения,отрицательно относящаяся к абортам (44%), к регулированию количества детей(25%), к сексуальным отношениям до брака (37%). Но поскольку люди молодоговозраста терпимее относятся ко многим явлениям современного мира, можно предположить,что нашему обществу присуща тенденция к либерализации социальных норм.
Жителисел, Южных и Западных областей республики более консервативны в отношении кабортам, добрачным половым отношениям, в том числе, у подростков, гражданскомубраку, чем горожане, жители Севера, Востока и Центра.
Впоследние годы все больше браков совершается по религиозным канонам. Наиболееактивно эта тенденция развивается среди мусульман, составляющих около 43%населения страны.
Фактическийразмер казахстанской семьи (количество совместно проживающих в одномдомохозяйстве) равен примерно 4,18 человека, 2,04 из них – дети. Около 70%семей имеют в своем составе от 3 до 5 человек. На сегодняшний день, в среднейказахстанской семье воспитывается по 2,04 ребенка. В поколении родителей всреднем воспитывалось по 4 ребенка в семье. Таким образом, за одно поколениеколичество детей в семье уменьшилось почти в 2 раза. Идеальным количествомдетей в семье считается наличие 2,62 детей. В среднем, на каждую семейную парув Казахстане приходится 2,51 беременность, из них 0,47 заканчивается абортом. Восновном, причины абортов связаны с плохим состоянием здоровья женщин иматериальными проблемами. Нежелание иметь ребенка стало причиной только 19%абортов.
Около65% участников исследования работали на момент проведения опроса. Изнеработающих 9% составляют студенты, 17% домохозяйки, 8% безработные и 1%пенсионеры. Количество неработающих среди женщин выше, чем среди мужчин (45% и19% соответственно).
Подводяитоги, можно назвать современное казахстанское общество консервативным, вчастности это наиболее выражено в Южных и Западных регионах Казахстана.Наблюдается уменьшение количества детей в семье почти в 2 раза за однопоколение. У представителей европейских этносов, в которых рождаемость традиционнониже и количество детей в семье наблюдается меньшее. Азиатские семьидемонстрируют превышение простого воспроизводства, что в дальнейшем повлечетувеличение разрыва между количеством представителей европейских и азиатскихэтносов в Казахстане. В целом, казахстанской семье как институту присущи содной стороны консерватизм, с другой – тенденция к либеральности.
Женщина и семья.Пути укрепления семьи
Процессыглубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностныхприоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение вней женщины.
В условиях кризиса обостряется конфликт между социальнымиролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработицасущественно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая еезанятость в общественном производстве становится одним из основных факторовснижения рождаемости.
Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью присоздавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономикибольшинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четкоустановлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы исамообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.
Вызываетозабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающимженщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. Широкораспространенные патриархатные взгляды на место женщины в обществе создаютдополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами,между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детейуважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей,необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы.
Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагаетновую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равныхстартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. ВКонвенции, в статье 5, четко определена сущность этой модели.Государства-участники принимают все соответствующие меры для: изменениясоциальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искорененияпредрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны наидее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности ролимужчин и женщин.
Семья как социальный институт органически связана собществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самогообщества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, гдедействуют свои законы и свои функции.
Значительнуючасть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейшихфункций более подробно.
Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводствообщества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественныйбиологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так имужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только ссемьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль.Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметнообострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, чтопотребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Болеетого, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полнойсемьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.
Экономическая функция выполняется обоими родителями, если этополная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода неозначает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании.Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей впитании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеетприродно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческуюсторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнемдуховной культуры.
Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной,обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание наопределенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальныхпотребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализацииродителей в своих детях.
Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходек возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно впервые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственныхвзглядов, привычек родителей — залог воспитания, при обязательном присутствиисупружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а такжеумелого словесного воздействия.
Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение потребностей впище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми,совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления иуслуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практическивыполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, воснове которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональнуюподготовку, занятость на общественном производстве.
Функция первичного социального контроля — моральнаярегламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, атакже ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителямии детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется впервую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых иморальных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. Приудачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальнойгруппе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставлениесоциального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворенияиндивидуальных потребностей в социальном продвижении.
Досуговая функция — ее главная цель — общение, поддержаниегармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организациюрационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимноеобогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтениехудожественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио,посещение кино, театров, музеев и др.
Досуг — это смена деятельности, исключающая праздноевремяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители,особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, чтоорганизация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом,поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важноподдержать стремление детей к общению в клубах, походах и др. Пробудить любовьк природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту — чрезвычайно важныймомент в воспитательной деятельности семьи.
Сексуальная функция — соответствующий контроль занравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитанииу индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, сточки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкоераспространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин.Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактическиподдерживающие это тревожное социальное явление.
Многофункциональная роль женщины в современной семье не можетбыть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработатьнациональный механизм управления социальными процессами, определяющимиположение женщины в малой социальной группе, и создания условий дляпрактического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.
Путиукрепления семьи.
Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. Постатистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к.женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержатьсемью и не желает мириться с недостатками мужа. При социологических опросахбольше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишьнезначительная часть предпочли одиночество. Вразводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица — дети. Чем большеразводов — тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращаетвоспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большаяпсихологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, чтоони причиняют своим детям страдания, но не многие понимают, к чему они могутпривести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни.
Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если онизменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конецотрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов.
По мнению некоторых психологов, причина большинства семейныхпроблем и разводов заключается в отсутствии любви между супругами и душевногоспокойствия. Иными словами, причину таких социальных проблем, как насилие,измена, наркотическая или алкогольная зависимость и т.д. среди женатых мужчин изамужних женщин нужно искать в эмоциональной нищете. Именно поэтому многиесовременные мыслители ищут пути укрепления любви между супругами.
На государственном жеуровне с целью предотвращения разводов создают и расширяют систему подготовкимолодёжи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье иодиноким людям.
Еще в начале 70-х годов социолого-демографическиеисследования и опросы населения выявили смещение ценностей личности в сторону«материального фетишизма». В то время уже вопросы о семье и детях вызывалибесконечные жалобы на жилищные и материальные трудности. Но дети не рождаютсяисключительно по экономическим соображениям. Интенсивное использование ссылокна материальные препятствия к рождению детей, названное в социологическойдемографии и социологии семьи «концепцией помех», свидетельствует о всеобщностиотчуждения в этой сфере.
Трансформация экономических и политических основ (в еесегодняшних формах — без специальной семейной и демографической политики) присвоем возможном успешном развитии создаст лишь базу благополучия семьи, ноавтоматически не укрепит, не восстановит институт семьи в общественной жизни.Только специальная семейная политика, поощряющая семейный строй жизни иустраняющая последствия сложившегося при сталинизме подавления ценностейсемейных отношений ценностями идеологическими и государственными, способнаобеспечить бесперебойное осуществление двух фундаментальных семейных функций —рождения и воспитания необходимого числа детей.
Знание правил культуры общения позволяет избегать многихконфликтов и сохранять добрые отношения, даже если возникают серьезныеразногласия. Кроме того, при явно выраженном конфликтном поведении одного изсупругов или членов семьи применение правил другими значительно снижаетнапряжение, делает внутрисемейную обстановку гораздо более спокойной и создаетблагоприятную ситуацию для нормализации отношений. Умение найти компромисс – оченьважное умение. Откровенный эгоизм, неуступчивость, детское упрямство приводятлишь к большему обострению разногласий. Культура общения принадлежит к темредким проявлениям человеческой деятельности, которые нельзя заменить чем-тодругим; роль ее настолько значительна, настолько высока ее универсальность иэффективность в различных ситуациях семейной жизни. Таким образом, можносделать вывод, что удачные браки строятся не на том, что каждая сторонарассчитывает получить от этих взаимоотношений, — они строятся на основе того,что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезныеотношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченныхусилий.

Заключение
В заключение следует отметить, что семья являетсяфигурирующей ячейкой общества. Социальная необходимость семьи обусловленапотребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Нельзязабывать о том, что семья — это продукт общественной системы, она меняется сизменением этой системы. Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была— мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед нейстоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейномположении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
Обезличенные, обюрокраченные отношения людей, далеких отподлинной инициативы и активности, отразились и в семейных отношениях.Занимаясь большей частью имитацией служебной деятельности, люди, возвращаясь сработы домой, в семью, не могут не привнести сюда укоренившиеся шаблоныповедения, хотя именно в лоне семьи требуется принципиально иная стратегияжизни, где все следует делать всерьез, подлинно, без «халтуры». И прежде всего«инфицированию» подверглись те отношения, которые составляют сердцевину и — сутьсобственно семейной жизни — отношения «родители — дети», родительства;отношения между старшими и младшими поколениями.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности иобразует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурногозамещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всехчленов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомстваневозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.Семья — это главный критерий для улучшения демократической политики не толькоКазахстана, но и всего мира.

Литература
1.     Антонов А.,Борисов А. Кризис семьи и пути его преодоления. М 1990 г.
2.     Мацковский М.С.Социология семьи. М 1997г.
3.     Бисеков А.Демографическая ситуация в РК. Саясат 2000г. №12.
4.     Габдуллина К.Женщина и общество: социологические и политические исследования. Саясат 2003 г. №7
5.     Феминология,Семьеведение, МГСУ “Союз”, Москва, 1997.
6.     Мустафаев Н.Н.Социально- демографические процессы в Казахстане 1990-2000г.г. Саясат-2002г.№15.
7.     Татимов М.Влияние демографических и миграционных процессов на внутреннеполитическуюстабильность в РК. Саясат 1995г. №15
8.     Смелзер Н.Дж. Социология.// Социологические исследования. №10, 1992, с.79.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.