Реферат по предмету "Социология"


Семейно-брачные отношения: история и современность

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Что такое семья, типы семей
2. Семья в античности
3. Семья в России
А). Древнерусская семья
Б). Развитие семейных отношений впоследующие периоды российской истории
4. Семейный конфликт, еговозникновения
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Сфера отношений в семье,и брак, как социальный институт, в той или иной мере являются предметомисследования многих наук — философии, социологии, психологии и некоторыхдругих. И, разумеется, большой вклад вносит литература, так или иначе, в стихахи в прозе, затрагивающая семейно -брачные отношения. Каждая из наук изучаетспецифические стороны функционирования и развития института брака, даёт общеепредставление о семейно -брачных отношениях в рамках своей области научногознания. Кроме того, вопросы семьи и брака постоянно присутствуют в сознаниилюдей благодаря телевидению, кино, театру, религии, искусству и другимобщественным институтам.
В течение многих вековсуществования человечества люди стремятся жить семьями. За это время появлялисьи отмирали другие формы совместного проживания, но семья, объединяющая мужа,жену, детей и других родственников остаётся основной единицей человеческихсообществ.
Человек, не имеющийсемьи, бобыль, одиночка, в старину считался ущербным, обиженным судьбой ибогом. Иметь семью, детей было необходимо и естественно, так же, как есть,пить.
А вы обращали внимание нато, чем заканчивается подавляющее большинство сказок? После различныхприключений героев ожидает свадебный пир. На котором рассказчик был, «мёд -пивопил, по усам текло, а в рот не попало». Далее этого знаменательного события — свадьбы или венчания – сказка не продолжается. Почему же? Не потому ли, чтосказки кончаются на том моменте, где начинаются будни? Совместная жизнь двухлюдей — это довольно серьёзная психологическая работа, и если один из партнёровк ней не готов, брак распадается или превращается в страдания. Причём страдают,на только муж, жена, но и все окружающие родственники, особенно дети.
Таким образом,романтическим, сказочным ореолом окружён период ухаживания и стремления ксчастью совместного проживания, но то, что будет дальше и, собственно должнодлиться гораздо дольше — само это счастье, — оказывается покрытым мракомнеизвестности. В своей контрольной работе я предлагаю заглянуть за эту занавесуи постараться понять, что такое брак и семья в сегодняшнем понимании. Так жепопробуем разобрать проблемы молодой семьи, от чего они происходят.
Брак подразумеваетопределённую совместную психологическую работу, позволяющую приспособиться другк другу и сохранить длительное время преобладающий позитивный настрой,необходимый для комфортного совместного проживания. Существуют многочисленныеварианты положительного отношения друг к другу, от дружбы и симпатии до любви истрасти. Есть такая народная мудрость: «Любовь — как хлеб, её нужно печь каждыйдень». То есть это постоянные совместные усилия, труд по поддерживаниюкомфортных отношений.

1.ЧТОТАКОЕ СЕМЬЯ, ТИПЫ СЕМЬИ
В жизни каждого человекасемья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, с первых лет своей жизниусваивающий нормы общежития, человеческих отношений, впитывая из семьи и доброи зло. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье ихродителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье онполучает опыт нравственности. Моральных норм поведения. Осуществляя социальнуюфункцию, семья формирует личность в зависимости от её культурного, социальногои духового уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни -всёзависит от социальной политики государства, а от состояния семьи зависитсостояние государства.
Основные понятия иактуальные социально -психологические вопросы семьи нельзя рассматривать беззнания таких понятий, как личность, социум, общество, семья, брак, супружество…
Семья — ячейка общества,важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе иродственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой,родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущимивместе и ведущими общее хозяйство.
Личность — феноменобщественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием исамосознанием.
Социум — это своеобразнаясоциально -профессиональная община, жизнедеятельность которой протекает не вабстрактном, а в конкретном, как правило, условно ограниченном и замкнутомпространстве и всецело обусловлена характером доминирующих в ней межличностных,межгрупповых отношений и профессиональной деятельностью.
Общество — понятие восновном политико-социологическое, характеризуется совокупностью сложившихся встране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья. Атакже социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальныегруппы, а также государство.
Супружество — это личноевзаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемоеприсущими ему ценностями.
Брак — историческиизменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой. Посредствомкоторой общество упорядочивает их супружеские родительские права и обязанности.Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья — более сложная системаотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей,родственников, близких.
Семья — важнейшийинститут социализации подрастающих поколений и являет собой персональную средужизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяетсяпараметрами конкретной семьи:
 -демографический — структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная,включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная,мало — или многодетная);
 -социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
 -социально-экономический- имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
 -технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семья как малаясоциальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных толькодля неё:
-наличие не одной, а рядаобщесемейных ценностей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
-наличие диады (супружескойпары), взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характервзаимодействия в семье;
-включённость в неёпредставителей разных поколений гораздо больший срок близкого знакомства междуеё членами, чем в других группах;
-несвязанность совместнойпроизводственной деятельностью.
Семейные отношениярегулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак — легитимноепризнание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождениемдетей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.Важными условиями семьи являются совместная деятельность и определённаяпространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическаяоснова её жизни. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейнойдеятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства –родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения ипреемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержкучленов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предметаизучения. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семей:
-моногамная семья состоитиз брачной пары — мужа и жены;
-полигамная — это бракодного с несколькими;
-нуклеарная семья,состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений;
-расширенная семьяобъединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трёхи более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков);
патриархальная(традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи: в ней много детейи совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строгособлюдаются национальные и религиозные обычаи;
 -неполные, материнские,«пустые гнёзда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящиеиз двух человек;
 -альтернативные семьи:основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны,гетеросексуальные пары.

2. СЕМЬЯ ВАНТИЧНОСТИ
В Древней Греции и Римепатриархальная и моногамная семья являлась единственной формой семейныхотношений. Греки считали, что вводить в дом много жён — варварский обычай, этоне достойно благородного эллина. Рождение детей для древних греков и римлянбыло выполнением долга перед государством, так как пополнялись ряды защитников,полезных граждан и воинов. Кроме того, это был важный долг перед родом исемьёй, потому что дети сохраняли и поддерживали семейные традиции, воздавалидолжные почести предкам. Наличие детей обеспечивало также и личную цель — сохранение семейного имущества путём наследования и обретение опоры и поддержкив старости. Люди женатые и имеющие детей пользовались в Греко -римскихобществах большим уважением и почётом, чем холостые и бездетные. С развитиемгреческой государственности семья стала выполнять и другие значимые функции:обеспечивала передачу традиций, нравственных ценностей, гражданских идеалов,всего того, что давало статус полноправного гражданина.
Отсутствие семьи и детейу мужчины в репродуктивном возрасте всячески порицалось и общественным мнением,и государством. На этот счёт были даже специальные законы. В древней Спарте,например, безбрачие означало личной и гражданской чести. Существовали особыештрафы за безбрачие и позорные ритуалы. Взрослые спартанцы, не состоящие вбраке, по распоряжению властей должны были в холодное время года раздетымипроходить по рыночной площади, распевая песню, в которой говорилось о том, чтоони не признавали законы и наказаны по заслугам.
Брачные обычаи отличалисьв разных культурах и даже местностях, но основным было то, что мужа для дочеривыбирал отец или старший мужчина в семье. В 7 -6 вв. до н.э. существовал обычайв состоятельных семьях приглашать погостить одновременно несколькихпретендентов в мужья в дом невесты. Для них устраивались различные состязания ииспытания, они соперничали в силе, ловкости, богатстве, привозили дары отцуневесты и ей самой. Отец наблюдал за ними и оценивал их характер, манерудержаться, другие достоинства, и потом выбирал жениха. Чем богаче и знатнеебыла невеста, тем более длительными и пышными были эти отборы и затем свадебныеобряды. Отвергнутым женихам предлагались отступные дары, чтобы они нечувствовали себя униженными.
В то время браки оченьредко заключались по любви. Решающими были социально -экономические,политические, родовые и иерархические мотивы. Дочери правителей использовалисьдля заключения в выгодных династических браков. Жена должна быть здорова,физически хорошо развита, чтобы произвести на свет крепкое потомство. Семьяневесты должна быть достаточно обеспеченной, чтобы дать приданое. Такоеположение дел свидетельствовало о более низкой «ценности» женщины по сравнениюс мужчиной — именно семье женщины приходилось платить за то, чтобы её взяли вжены. Фактически женщина при заключении брака переходила из -под власти отца вовласть супруга и не имела практически никаких прав.
Роль женщины в семье иобщественно -политической жизни, её свобода — ограничивалась. Женщины обиталиисключительно на женской половине дома, не могли без сопровождения появлятьсяна улице, посещать общественные мероприятия, получать образование вгосударственных школах, участвовать в спортивных состязаниях.
В Древнем Риме женщиныобладали несколько большей светской свободой. Римские жены могли ходить в гостии принимать гостей, появляться в обществе, бывать на торжественных приёмах. Но,несмотря на уважение, проявляемое к женщинам в доме, в обществе, в целомсохранялась безраздельная власть и главенство отца и мужа. Постепенно, особеннов эпоху Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщиныполучали больше прав, в том числе возможность разводиться и иметь мужей, иметьличную собственность и распоряжаться ею, получать образование. Осуждалисьсупружеские измены, при этом женщины наказывались строже, чем мужчины. Муж имелправо убить любовника жены.
В Древнем Риме почтидвенадцать веков поддерживался и сохранялся культ домашних божеств, духов — покровителей,связанных с почитанием предков. Центром этого культа являлся домашний очаг. Кнему возлагали ежедневное жертвоприношение в виде пищи, трижды в месяц — цветыи плоды. Эти ритуалы посвящались духам предков, их мифическим воплощениям — пенатам и ларам, а также духу — «двойнику» каждого домочадца — его доброму охраняющемугению.
Лары и пенатыпокровительствовали семье, её быту и благосостоянию. Важнейшие семейные события- рождение ребёнка, бракосочетание или смерть члена семьи — требовалиспециальных обрядов, которыми незримо руководили духи и младшие божества.
Бездетность в браке могласлужить основанием для принудительного развода.
Брачным возрастом умужчин считался период с 25 до 35 лет. У женщин он был значительно ниже — девушка могла быть невестой уже с 12 -15 лет. Оптимальным для брака у женщинысчитался возраст 18 -20 лет.
Несмотря на стремлениесохранить чистоту рода, из-за недостаточного количества женщин былираспространены полиэтнические браки. Молодые мужчины — солдаты отправлялись взавоевательные походы и экспедиции в новые земли и зачастую там оставались,выбирая в жёны местных уроженок. Часто это были пленные или украденные с цельюбрака женщины.
Несмотря нагосударственное поощрение многодетности семьи старались не заводить более двухили трёх детей, чтобы не дробить наследство. Таким образом, дети могли бытьболее обеспечены. В связи с этим в греческих полисах и Риме со временемначалась убыль населения, наблюдалось снижение численности жителей городов вотсутствие войн и болезней.
Семья была не толькоячейкой общества, она являлась и своеобразной основой любого производства. Впериод Античности, затем Средневековья и вплоть до 19 в. Семейные компании восновном связаны были совместной собственностью на земельные угодья, законамикровного родства. И хотя постепенно, по мере развития экономики ипромышленности, на первое место в организации семейных отношений вышлипрофессиональные интересы, вложенный в производственно -торговые или банковскиепредприятия капитал, семья и родственные связи долгое время являлись важнымфактором организации хозяйственной, общественной и политической жизни общества.
Многие профессии сталисемейными. Дело и капитал, мастерство и клиентура передавались от отца к сыну.Отношения в семье регулировались религиозными установками и скрепляются брачнымконтрактом, приобретающим вид торговой сделки, и невесте без приданого довольнотрудно было выйти замуж. Бесприданница обречена на несчастную судьбу. Поэтомукопить приданое начинали уже с рождения дочери.
 

3. СЕМЬЯ ВРОССИИ
 
А).Древнерусская семья
Отличительной чертойтрадиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколеннымисемьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. Вдореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья былиподчинены патриархальным отношениям. Мужчина — добытчик, кормилец и защитниктрадиционно противопоставляется женщине — матери, хранительнице домашнегоочага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, введении женщины — весь уклад и внутренний мир семьи.
В то время впатриархальных русских семьях существовала своя специфика: жена главы семьи,«большуха», имела достаточно серьёзное влияние на других членов семьи и намужа. Недаром издавна существует пословица: «Муж в доме голова, а жена — шея,как повернет — так и будет».
В древней русской семьехарактерны были три вида отношений: кровное родство, усыновление -удочерение исвойство. Свойство подразумевало родство по браку, то есть отношения междуодним супругом и кровными родственниками другого супруга, а также междуродственниками супругов. Браки между свойственниками не допускались, так же,как и между кровными родственниками.
В разные периоды русскойистории существовало несколько форм заключения брака. В дохристианский период вславянских племенах было распространено насильственное похищение — «умыкание»невесты. С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенаминасильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственникамии невестой. Именно с тех, языческих, времён сохранился до сегодняшнего дняшутливый обычай прятать невесту на свадьбе, когда жених должен её отыскать идаже заплатить выкуп. В некоторых национальных культурах обряд похищенияневесты жив до сих пор.
Надо сказать, что изначительно позже, уже в христианский период время заключения браковувязывалось с календарём сельскохозяйственных работ. За этим строго следилацерковь, запрещая или разрешая играть свадьбы в определённое время года.
Существовала ещё однаформа заключения брака — приведение. Она заключалась в том, что невесту вели вдом к жениху с приданым и оставляли там.
Необходимо помнить, что вто время, да и много позже знакомство невесты и жениха было необязательным.Любовь и взаимная симпатия никогда не считались необходимыми для брака. С техпор дошла до нас поговорка: «Стерпится — слюбится». Станут молодые мужем иженой, а любовь или привычка потом придут.
Необязательностьзнакомство невесты и жениха до брака была распространённой нормой отношенийпрактически в большинстве стран. Поэтому во все века поэты, сказители, писателивоспевали другие, хотя и очень редкие отношения, основанные на любви и взаимномжелании быть вместе. По этой же причине до нас дошло так много волнующих,трагических историй о неземной любви и возможности быть рядом из -запротиводействия родителей и родственников или нелюбимого, несвязанного противволи мужа. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Анна Каренина и Вронский – этипримеры стали уже хрестоматийными.
Другой распространеннойформой заключения брака была купля -продажа, «покупка». Это уже был брак подоговорённости, со сватовством, сговором и свадьбой. Традиционная формула,произносимая сватами: « У вас есть товар — у нас есть купец». При этом женихдолжен был давать определённую плату за невесту — выкуп. Чем выше быласоциальная ценность невесты, тем выше цена. Оплата женихом невесты происходилаиз ранней формы обрядности — похищения. Это было символическое примирениежениха -похитителя с родом невесты и возмещение ущерба за уведённые из семьирабочие руки.
Реже встречалсяосуждаемый и обществом и религией самовольный брак, который совершалсяпосредством убегания из дома против воли родителей — «самокрутка». В этомслучае речь шла о сердечной привязанности и тайной договорённости между женихоми невестой. Обычно к таким бракам готовились тайно, совершали их без соблюдениятрадиционных обычаев, чтобы обойти сопротивление родителей, не дававшим на негосогласия. После тайного венчания молодые приходили в родительский дом и просилипростить их за самовольный поступок. Родители мужа довольн6о часто даровалисвоё прощение, ведь такие браки обходились намного дешевле, чем обычные. Сродителями невесты было сложнее. Чем богаче были родители, тем дольше они немогли идти на согласие и примирение, особенно если у них были другие планы надругой, более выгодный брак дочери. Могли и вовсе не простить, а отсутствиеродительского благословения на брак нередко приводило к трагедиям.
Поздняя, одобряемаяхристианской этикой форма заключения брака — соглашение между сторонами,представляющими жениха и невесту. Согласие последних не очень требовалось. Нозаключение брака брала на себя церковь через обряд венчания.
Церковь стремиласьукрепить брак, придать ему характер таинства, то есть духовно осмысленногодействия, угодного богу. В этом случае подразумевалось добровольное и обоюдноесогласие жениха и невесты на брак перед священником и церковью. Но на делемногие браки по -прежнему заключались по принуждению родственников.
В силу долгого господствана Руси крепостного права брак между подневольными крестьянами обычноосуществлялся по воле и согласию помещика. Господин выполнял более древниефункции главы рода и принимал решения о целесообразности того или иного брака.В этом случае свадебные ритуалы сокращались и упрощались.
В целом же средисвободного населения соблюдение принятых для определенной местности свадебныхобрядов гарантировало дальнейшую счастливую жизнь будущих супругов.
К тому времени ужесложился обычай собирать для невесты приданое, то есть её собственноеимущество, которое она приносила с собой в новую семью. В составе приданогообычно были предметы одежды и обихода, хозяйственные вещи, украшения, некаясумма денег. Размер приданого увеличивал ценность невесты. Жених тоже обязанбыл расплатиться с невестой и её родственниками. Если жених был беден и не могзаплатить, он мог отработать определённое время в семье невесты, чтобы такимобразом получить разрешение на брак.
Наиболее полное описаниепредсвадебного ритуала содержит следующие обряды: выбор невесты, сватовство,показ дома жениха, смотрины невесты, сговор, скрепляемый рукобитием, обручение,подготовка приданого, девичник и мальчишник, обрядовое мытьё невесты в бане.Затем следовало венчание и собственно свадьба, также обставленныемногочисленными ритуалами. Кстати девичники и мальчишники сохранились до сейпоры, как символическое расставание с холостой и незамужней жизнью.
Выбором невесты исватовством занимались люди специально выбранные — свахи и сваты. Это частобыли крёстный отец или крёстная мать жениха, либо его ближайшие родственники:дядя, женатый брат и т.д. Позднее сватовство стало самостоятельной профессиональнойдеятельностью. Профессиональная сваха предоставляла в распоряжение женихасведения о возрасте, красоте, приданом невесты, её нравственности,происхождении и осуществляла саму процедуру сватовства.
Из византийского брачногоправа пришла к нам процедура обручения, предваряющая брак. Смысл обручения — такой же, как у помолвки: соглашение осуществить брак на деле, скрепление передбогом и людьми взаимных обещаний.
Мужчины могли вступать вбрак с 15 лет, женщины с 12 -14, но обручение могло быть совершенно раннее, ужес 7 лет.
Препятствием для бракамогло быть несогласие родителей, наличие каких -либо степеней родства илисвойства, состояние в другом браке или помолвка с другим партнёром. Сокончательным принятием христианства на территории Руси постепенно устанавливаетсяпринцип единобрачия. В целом церковь проводила идею о нерасторжимости брачныхуз и о вечности брака. Самовольные разводы — запрещались.
В дохристианские временаславяне заключали браки у воды, и у воды могли же расторгать нежеланный союз. Существовалтакой обряд: муж и жена становились на противоположных берегах реки или ручьяи, взявши за концы тонкую холстину, тянули её до тех пор, пока она неразрывалась. После этого они считались свободными от брачных обязательств.
 
Б)Развитие семейных отношений в последующие периоды российской истории
Патриархальная системасемейных отношений, сложившаяся ещё в Киевской Руси, сохранилась практическибез изменений до начала 18 в.
Основными чертамипатриархальной семейной системы в России, как впрочем, и в других странахЕвропы были: абсолютное превосходство мужчин во всех сферах жизни надженщинами, и нерушимая иерархия в семейной жизни. В такой семье вся власть иполный контроль над всеми домочадцами находились в руках старшего мужчины.
У русских крестьян до 18в. Понятие семьи было практически полностью слито с понятием дома,домохозяйства, и, как следствие, семьёй считалась группа родственников, живущаяв одном доме.
Нуклеарная, или малая,семья в России начала формироваться с 18 в., однако это касалось прежде всегодворянского сословия и горожан, а у крестьян традиционная форма семьисохранялась до второй половины 19 в., и стала меняться только после отменыкрепостного права и других реформ.
Значительную роль в стольмедленном развитии семейной системы играло то, что до середины 20 в. Россияоставалась преимущественно крестьянской страной, где были очень сильны древнитрадиции. Лишь начиная с 20 -х годов 20 в., в связи с революцией, началосьактивное переустройство семьи как системы.
На государственном уровнебыло провозглашено уравнение женщин в правах с мужчинами, резко осуждаласьбуржуазно -патриархальная семья, особое внимание стало уделяться материальнойподдержке женщины -матери, несмотря на то, что общей целенаправленнойгосударственной программы демократизации семьи не было.
Период с 1917 до начала1930 -х годов считается временем наиболее радикальных изменений в структурероссийской семьи. В это время перестали быть абсолютно запретными многие вещи — добрачные и внебрачные сексуальные связи, искусственное прерываниебеременности, гражданские браки, разводы. Женщины получили свободный доступ кобразованию, получили возможность работать и обеспечивать себя, что не моглосказаться на семейном устройстве.
В этот же период началоменяться и отношение к детям. Благодаря разрешению на аборты количество детей всемьях сократилось, а государственная политика, направленная на воспитаниеновых достойных членов социалистического общества, заставила родителей большевнимания обращать на детей.
Семья получила статусважнейшего общественного института и, соответственно, контроль и опекагосударства и партии в регулировании семейных вопросов стали играть едва ли неключевую роль.
Была признана изаконодательно поощрялась роль женщины -матери, государство брало на себязначительную часть ответственности за воспитание, образование и здоровье детей,при этом на плечи женщины ложилась забота о семейном быте и сохранениицелостности семьи, о ребёнке. Таким образом, рождение и воспитание детей сталорассматриваться как одно из самых главных задач семьи, и соответственно, сталформироваться новый семейный уклад, в котором всё было направлено наобеспечение ребёнка и заботу о нём.
До начало 90 -х годов 20в. Основные принципы внутреннего устройства советской семьи почти неизменными.
В наше время постепенноуходит в прошлое взгляд на семью как на средство для рождения ребёнка, гораздочаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных иинтеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации, ускорениетемпов жизни семья часто рассматривается и как безопасный тыл, гарантиястабильности, иногда — как творческий или бизнес -союз.
Таким образом, в нашевремя Россия постепенно приходит к многообразию форм семейного устройства,среди которых встречаются как традиционные типы устройства, так и современные,кроме того, немалый вклад в разнообразие типов вносят особенности семейныхукладов национальных республик России./>

4. Семейный конфликт, его возникновения
Чем глубже ученые изучаютсупружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможностисуществования бесконфликтных семей. Супруги, особенно молодые, обычнодраматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода изтакой ситуации – развод.
В психологии под конфликтомпонимается противостояние -оппозиция -столкновение индексно противоположныхцелей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или жеконцепций субъектов -оппонентов в процессе общения -коммуникации. Или же –обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей,характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях,вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Конфликтнымисупружескими союзаминазывают такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где ихинтересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождаяособо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Конфликты бывают открытыеи скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т.д.Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннеенедовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чемвлияние открытых.
Конфликты также могутбыть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. Во первых причина может быть легкоустановлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже привыявлении причины, их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругамиостаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постаратьсяустранить как можно скорее.
Конфликт обычновызывается какой -то сложной для супругов проблемой. Конфликтные ситуацииспецифичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна рольконфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинаютприспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причиныконфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.
Причин семейныхконфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованныеожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянствоодного из супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношениедруг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытоваянеустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот;различия в духовных интересах и потребностях и т.п.
А.И. Кочетов, например,называет семь основных причин семейных конфликтов:
-          нарушение этикисупружеских отношений (измена, ревность);
-          биологическаянесовместимость;
-          неправильныевзаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми –родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д.;
-          несовместимостьинтересов и потребностей;
-          различиепедагогических позиций по отношению к ребенку;
-          наличие личностныхнедостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;
-          отсутствиевзаимопонимания между родителями и детьми.
В.А. Сысенко рассматривалте же причины, что и А.И Кочетов, только более подробно и конкретно:
-          неудовлетворенностьсексуальных потребностей одного из супругов;
-          неудовлетворенностьпотребности в ценности и значимости своего “Я” (нарушение чувства собственногодостоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительноеотношение, обиды, оскорбления, постоянная критика);
-          неудовлетворенностьпотребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях (отсутствиеласки, нежности, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждениесупругов друг от друга, эмоциональная холодность);
-          пристрастие одногоиз супругов к спиртным напиткам, азартным играм и тому подобным вещам,приводящим к большим затратам денежных средств;
-          финансовыеразногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вкладакаждого из партнеров в ее материальное обеспечение);
-          неудовлетворенностьпотребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, потребности в кооперации исотрудничестве, неудовлетворенность ведением домашнего хозяйства.
Как известно, очень частолюбая конфликтная ситуация сопровождается ссорой между супругами. Возникновениессор, которые никогда не проходят бесследно, – одно из самых губительныхпоследствий адаптации молодых супругов и их чувств. Люди обычно говорят: милыебранятся, только тешатся. Но это вовсе не так. Всякая ссора необратима, то естьнакладывает какой -то отпечаток на дальнейшие отношения.
Ссору обычно раздуваютрезкими словами, глупыми упреками, несправедливыми обвинениями. Чаще всегонеосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка.В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым инесдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это пониманиепродемонстрировать. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают,что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, какнравится, так и поступаю.
Конфликты – это несражение “не на жизнь, а на смерть”. В любой ссоре партнеру необходимопредоставить возможность спокойно высказаться. Нельзя терять в споре взаимногоуважения.
Внимательнопроанализировав все споры, молодые люди легко обнаружат, что большинства из нихможно было избежать или разумно разрешить, не доводя до столкновения. Поэтомунужно принять во внимание использование разработанной специалистами стратегииведения семейного спора.
Первым условием ведениякультурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть – не добиватьсяпобеды. Необходимо помнить: ваша победа – это поражение второго супруга,поражение любимого вами человека. И потом, побежденный – член той же семьи,следовательно, любая победа одного есть поражение всей семьи в целом.
На второе место можнопоставить уважение супруга, какая бы вина на нем ни лежала. Даже в минуты,когда одного из супругов душит обида, ревность, злость, надо помнить: ведь этоон (или она) еще недавно был (а) самым дорогим для него (нее) человеком.
В старых русскихинтеллигентных семьях существовал обычай: при ссорах и конфликтах супругипереходили от родственного “ты” к холодно -официальному “вы”. И кто можетсказать, от скольких бед и разводов спасло это “вы”. Потому что оно сохранялочувство собственного достоинства и не унижало достоинства другого человека. Иесли выяснялось, что причина ссоры не стоит выеденного яйца (а таких ссор,особенно в молодых семьях, большинство), то было просто вернуться к нормальнымвзаимоотношениям.
Наконец, третье важнейшееусловие мирного завершения семейной ссоры – не помнить о ней. Специалисты,изучающие психологию семейных отношений, утверждают: чем скорее забываетсяплохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению,категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которыеуже разобраны. Надо взять за правило: какова бы ни была обида, нанесенная однимсупругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступилоперемирие, забыть о ней навсегда.
Определение характераконфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитиюсупружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликтырассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы дляразвития отношений в семье) и деструктивные (препятствующие адаптационнымпроцессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение надлительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера всемьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозуразвода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношенияхпартнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинаютбережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга.Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.
По данным одного изсоциологических опросов наиболее общие кризисные моменты первых лет супружестваоказались весьма похожими у большинства молодых пар, хотя и существенноразличающимися для мужчин и женщин. Обнаружилось, что мужчины в целом, несмотряна традиционное отношение их к сильному полу, оказались более всегочувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физическойадаптации. Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью (сих точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувства любви и уважения,потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образжизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные сначалом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских парнеожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. О том, что дело обстоитименно так, свидетельствует авторитетное мнение А. Харчева и В. Мацковского,которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьяхотносят установку на брак как на нечто легкое. Проявляется эта установка вследующих четырех факторах:
-          неподготовленностьмолодых людей к резкому изменению образа жизни;
-          сложность отношениймежду поколениями;
-          гедонистическоеотношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей);
-          отсутствиеподготовки к выполнению всего комплекта функций, необходимых в семье.
Совместноепроживание молодых людей с родителями имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки отмысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том,что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть всвоем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать имсвою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношениямолодых. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекойродительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но ина деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном илидочерью. Мудрые родители тоже понимают молодым супругам, но делают это тактичнои деликатно. Но их, пожалуй, меньшинство.
Очень часто молодыедолжны быть готовы не только к тому, что им придется привыкать друг к другу,узнавать и открывать друг в друге порой “неожиданные” качества, но и к тому,что придется адаптироваться и к чужим родителям.
В наши дни многие ученыесчитают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше чем через 1 -2 годапосле свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это годы “притирки”, адаптациидруг к другу. В исследовании молодых семей только 57% мужчин и 60% женщинсогласились с утверждением: “Я почти всегда считаюсь с мнением супруга”. Толькополовина женщин и 76% мужей согласились с утверждением: “Я стараюсь спокойноразговаривать с супругом, даже если он не прав”.
Ухудшается, и поройвесьма чувствительно, материальное положение семьи. Резко возрастают нагрузкимолодых женщин. Особенно остро встает проблема справедливого распределенияобязанностей. Отношение женщины к мужу часто определяется тем, насколько онможет обеспечить семью материально и какую часть домашних хлопот берет на себя.
Сам дух семьи, характеротношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейнойатмосферой, которая представляет собой психологический климат семьи. Всущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущенияполноты супружества или его неполноценности.
Вирджиния Сатирутверждает, что атмосферу конфликтного супружеского союза можно почувствовать,как только попадаешь в такую семью. Лица и тела людей говорят об их страданиях,их тела скованы и напряжены, или они неуклюже сутулятся. Их лица кажутсямрачными, угрюмыми или печальными, могут ничего не выражать, словно маски.Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только невидят, но и не слышат. Голоса их звучат редко и скрипуче или почти не слышны.
Выдающийся ученый ДейлКарнеги утверждает, что трудно четко провести границу между тем, где кончаетсяромантическая любовь и начинается театр военных действий. В семье, гдеотношения напоминают боевые действия, состояние супругов аналогично состояниюлюдей на войне.
Для общества в целомхарактерны разводы. Их уровень довольно изменчив. В наше время молодые супругинередко излишне поспешно прибегают к разводу как к способу разрешения любыхконфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное “легкое” отношение краспаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденнымявлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, вслучае, если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью.Ясно, что такая установка стимулирует развод.
Так что же такое развод?Под разводом понимают расторжение законного брака при жизни обоих супругов,предоставляющее им свободу вступления в новый брак. В последнее время числоразводов в большинстве индустриальных обществ заметно возросло. Например, в1961г. В Британии было менее 3 разведенных на тысячу состоящих в браке, а в1981г. Этот показатель возрос почти до 12. Уровень разводов изменчив. Обычно вбраке остаются те люди, которые:
-          стали супругами ввозрасте не моложе 20 лет;
-          оба выросли встабильной семье с двумя родителями;
-          встречались втечение длительного периода времени до женитьбы;
-          хорошо обеспеченыи с примерно одинаковым образованием;
-          имеют хорошуюработу и стабильный доход;
-          живут в маленькомгородке или на ферме;
-          не имели сожитияи не забеременели до брака;
-          верующие;
-          одного возраста,вероисповедания и образования.
Ни одного из этихусловий, взятого отдельно, не достаточно для стабильного брака. Но если ни одноиз этих условий не соблюдается, можно почти с полной уверенностью утверждать,что брак распадется. Если же в браке соблюдены все эти условия, то вероятность,что супруги проживут вместе до самой смерти, велика. Англичане, возможно, былиправы, когда утверждали еще несколько столетий тому назад, что глупо считатьвременное опьянение страстной любовью достаточным основанием для принятиярешения о заключении брака. В супруги нужно выбирать человека, к которомуиспытываешь прочное чувство дружбы и с которым у тебя общее происхождение,интересы, привычки и ценности.
Трудно найти супружескуюпару, которая хотя бы р аз в жизни не задумывалась о разводе. Бывает, чторазводом просто грозит один из супругов, чтобы “припугнуть” свою “половину” иизменить ситуацию.
Каковы наиболеераспространенные причины и мотивы расторжения брака? Главными причинамиразводов являются: несовместимость характеров, неумение и нежелание подчинитьсвои интересы воле другого, невнимательность одного из супругов к другому ит.д. В последнее время все больше и больше причиной разводов называютпристрастие к спиртному одного из супругов. Г.П. Разумихина отмечает, что запоследние 15 -20 лет количество браков, распавшихся на почве алкоголизма,возросло с 40% до 55%. В настоящее время растет число разводов, в которых мужоставляет пьющую жену.
Около 25% семейраспадаются из-за супружеской неверности и примерно столько же из-за утратычувства любви. И в том, и в другом случаях очень сложно решить, нужно лирасторгать брак.
Сохранить любовь надолгие годы удается далеко не всем. В разные годы это чувство наполняется всеновым и новым содержанием. А человек нередко склонен принимать за любовь лишьстрастную чувствительность. Более спокойные ее проявления кажутся чем-то иным.Поэтому не всегда можно верить супругам со стажем, которые утверждают, чтолюбовь с годами ушла. Что касается первого случая, то измена измене рознь.Иногда в ее основе лежат необузданность и распущенность, порожденные алкоголем.Выпитое будоражит, отбивает волю, пробуждает самое низменное, побуждает забытьо чести и достоинстве. В других случаях внезапное сильное увлечение вдругослепляет человека, ослабевает его нравственный самоконтроль. Он (супруг) потомпорой сам мучается из-за содеянного, раскаивается, но вернуть что-либо ужепоздно.
Одним из частоупоминающихся мотивов развода является несходство характеров. Этот мотив трудноопределяемый. Чаще всего он скрывает за собой иные, более глубокие причинысемейного разлада. Как правило, к разводу супруги приходят постепенно,накапливая множество взаимных претензий. Неумение строить конструктивное, безссор общение чаще всего принимается мужем и женой как несходство характеров.
В последнее время всечаще говорят и пишут о том, что немало браков распадается из-за отсутствиясексуальной гармонии. Под сексуальной дисгармонией понимают любые недостаткипсихического, эмоционального и физического соответствия друг другу мужчины иженщины, которые приводят к нарушению гармонии сексуальной жизни партнерскойпары. Поэтому сегодня некоторые молодые люди решаются пожить вместе до свадьбы,чтобы “попробовать” и решить подходят ли они друг другу. В этом есть и своиплюсы, и свои минусы.
Плюс состоит в том, чтоза время совместной жизни молодые люди лучше узнают друг друга. Одно дело,когда они встречаются на “нейтральной территории” и проводят время вразвлечениях или занимаясь любовью, и другое, когда они вместе не только впостели, но и на кухне и в одной квартире. Они учатся налаживать быт ираспределять свои обязанности, учатся строить свой совместный бюджет, видят нетолько положительные качества, но и недостатки друг друга и учатся мириться сними.
Положительным является ито, что обычно молодые люди не сразу решаются завести детей. Многие официальныебраки молодых людей губит именно то, что они, только-только поженившись, сразуже обзаводятся ребенком. Контраст между их свободной и обеспеченной жизнью досвадьбы и резким изменением их жизненного стереотипа с появлением ребенкаразительный. Плюсом является и то, что есть возможность лучше узнатьсексуальные потребности друг друга.
А минус состоит в том,что молодые люди видят друг друга без прикрас. На свидания они ходилинарядными, а при совместной жизни молодой человек видит свою возлюбленную безкосметики, в обычной домашней одежде, с мокрыми после душа волосами, сбигудями.
Минус также и в том, чтов гражданском браке у людей те же проблемы, что и в официальном, – женщинадолжна вести домашнее хозяйство и настаивать на том, чтобы муж ей помогал. Они имеютвозможность увидеть и недостатки характера друг друга. Если в такой семьевозникают ссоры и затяжные конфликты, то им легче расстаться, чем супругам,состоящим в официальном браке, а душевная травма, которую они испытывают из -засвоего разрыва, не менее глубока и болезненна. Из -за этого можетсформироваться отрицательное отношение к браку.
Д.Е. Еникеева пишет, чтопо статистике, около 70% пар, которые живут в гражданском браке, со временемженятся. Чаще всего это связано с появлением или ожиданием ребенка. По даннымпроведенных исследований, проведенных английскими учеными, люди, состоящие вбраке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок врезультате смерти одного из супругов.
По некоторым даннымнеженатые мужчины менее счастливы, чем незамужние женщины, и можнопредполагать, что по сравнению с женщинами мужчины получают от брака большееудовлетворение.
Кроме того, М. Аргайлотмечает, что люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическимирасстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, чем супруги,живущие раздельно, чем разведенные или овдовевшие. И правда, если заглянуть вприемные врачей -невропатологов, в психотерапевтические клиники и консультации,да и в больничные палаты для сердечников и язвенников, то можно сделать вывод:значительную часть пациентов составляют жертвы разводов, одинокие люди.
По данным, полученнымамериканскими врачами, развод ослабляет иммунную систему женщины. Разведенныеженщины более подвержены инфекциям, в 6 раз чаще умирают от пневмонии (посещаютврачей на 30% чаще, чем женщины, имеющие нормальную семью). Правда, такие жепечальные показатели наблюдаются и у женщин, которые несчастливы в браке, т.е.любое неблагополучие, подтвержденное официальным документом или нет, равноболезненно отражается на женском организме.
Стойкость иммунитетамужчин в зависимости от семейного положения американские специалисты еще неизучили. Но наши отечественные исследователи располагают кое -какими сведениямио том, что на них (мужчин) семейные неурядицы или одиночество действуют ещехуже. Бессемейные умирают от болезней сердца в 3.5 раза чаще, чем живущие вкругу родных. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще.Самоубийством заканчивают жизнь холостяки и разведенные в целом чаще семейных в6 раз. Еще 150 лет назад было зафиксировано: ни один холостяк не попал в числодолгожителей. Даже в сравнительно молодом возрасте, в 20 -30 лет, смертностьсреди холостых мужчин на 25% выше, чем среди женатых.
Таким образом, широкобытующее представление, будто семья больше всего нужна женщине, неподтверждается жизнью. Одинокие женщины менее драматично переживают своеодиночество. Средняя продолжительность их жизни не намного отличается отпродолжительности жизни женщин, имеющих семью.
Итак, во многих случаяхразвод – это скорее зло, чем благо. Мы считаем, что нет таких разведенных,которые бы отрицали для себя необходимость семьи вообще. Люди говорили о том,что лучше жить одному, чем с плохим супругом в недружной семье. А в идеалекаждый надеялся заменить недружную семью дружной – создать хорошую семью. Нодалеко не каждому это удается.
В большинстве случаев кразводу приходят потому, что молодые люди оказались не в состоянии разрешитьсложные проблемы семейной жизни. Все остальные причины являются сопутствующими,хотя их подчас ставят на первый план: отсутствие квартиры, материальныезатруднения, длительная вынужденная разлука, отрицательное влияние третьих лиц(в первую очередь, родителей молодых супругов). Хотя, на самом деле,сопутствующие обстоятельства начинают действовать, если в полной мерепроявляется действие главных причин.
Итак, в период первичнойбрачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Какправило, это происходит в результате столкновения взглядов мужа и жены насемейную жизнь. Конфликт в молодой семье происходит из -за наличия у молодыхсупругов представлений о семейной жизни, в чем -то противоречащих друг другу. Авсе непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково –разводом./>/>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья занимает оченьважное место в жизни каждого из нас. Нужно с большей ответственностью относитсяк формированию семьи. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит,как правило, ещё до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять,полюбить всё, что дорого ему(ей). И в начале совместной жизни ярко проступаетжелание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлениюжить интересами друг друга. Однако, стабильная благополучная семья можетфункционировать только при определённой подготовке молодых людей к совместнойсемейной жизни. Нужно узнать, хорошо изучить друг друга, чтоб в последствии длявас не открывались какие -то нежелательные черты характера.
Известно, что семьи безконфликтов практически не существует, в особенности это относится к молодымсемьям. Человек находится в постоянном конфликте даже самим собой. Поэтому семьядолжна основываться на взаимной любви и понимании. Мы должны принимать людейтакими какие они есть, видя в каждом наилучшие качества. Взаимопонимание, намой взгляд, является залогом счастливой семьи.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Афанасьева, Т.М.Семья: учеб.пособие / Т.М. Афанасьева. — М.: Просвещение, 1988. — 285с.
2.        Бердникова, Ю.Семейная жизнь на 5+: книга / Ю. Бердникова. — Спб.: Наука и техника, 2008. -224с.
3.        Гребенников, И.В.Основы семейной жизни: учеб.пособие / И.В. Гребенников. — М.: Просвещение,1991. -157с.
4.        Еникеева, Д.Несчастливый брак: книга / Д. Еникеева. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. -224с.
5.        Прохорова, О.Г.Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок: книга / О.Г. Прохорова. — Спб.: КАРО,2008. -336с.
6.        Разумихина, П.П.Мир семьи: книга / П.П. Разумихина. — М.: Просвещение, 1986. -208с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Российские судебные ораторы второй половины XIX-начала XX века
Реферат Теория вероятностей и математическая статистика
Реферат Розрахунково - касові операції комерційного банку
Реферат Роздержавлення і приватизація
Реферат Оценка дорожных условий на участке УДС
Реферат Розхідник звичайний ромашка лікарська росичка круглолиста 2
Реферат Родина як фактор що патогенетично зумовлює неврози у дітей та підлітків
Реферат Роль НБУ на ринку цінних паперів
Реферат 25 апреля 2008 года состоялась научно-практическая конференция «Библиотеки вузов: традиции и инновации», организованная Научной библиотекой СамГУ, которая является Методическим центром вузовских библиотек г. Самары и Самарской области
Реферат «рецептуру»
Реферат Роль педагогічної думки О В Духновича в Україні
Реферат Розрахункові документи в банківських установах
Реферат Typical student
Реферат Планировка малого города
Реферат Розгром Ассирії і створення Нововавілонської держави