СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основыпроектирования в сфере трудоустройства инвалидов
1.1 Понятиеи технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов
1.2 Правовыеосновы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов
Глава 2. Разработка программы,содействующей трудоустройству инвалидов в городе Москве
2.1 Оценка действующих программ в сферетрудоустройства инвалидов в городе Москве
2.2. Разработка программы потрудоустройству инвалидов: «Ты нам нужен»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Согласно Конституции, РоссийскаяФедерация является социальным государством, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Однако такиепроблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, сегодня все чаще становятсяобъектом исследований. Организация современного общества во многом противоречитинтересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность.Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее,чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностейгражданского общества, как толерантность, уважение человеческого достоинства,гуманизм, равенство прав.
В целом рядезарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаютсяобъектами заботы — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиесяо них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход,который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет оформировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте навзаимную помощь и поддержку[2].
Выбормною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности всовременном российском обществе. На 01.01.09 г. в России проживает около 12миллионов инвалидов, из них 30-35% являются инвалидами трудоспособного возраста.Статистика по разным регионам показывает, что только 10-20% инвалидовтрудоспособного возраста имеют работу[3].Из-за особенностей учета, в число трудоустроенных попадают и те инвалиды,которые были направлены на дополнительное обучение, т.е. процент реальнотрудоустроенных инвалидов на самом деле еще меньше.
Несмотряна то, что появляются государственные программы по трудоустройству, многие изних не ведут к улучшению ситуации и не помогают трудоустроенным инвалидам сохранятьсвое рабочее место. Также государственные программы имеют тенденцию к«масштабности», когда приоритет получают предприятия, создающие 50-100 рабочихмест вместо того, чтобы помогать инвалидам индивидуально и создавать рабочееместо с учетом его особенностей и потребностей.
Цель курсовой работы –разработка проекта по организации трудоустройства инвалидов в Москве.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические и правовые основы проектнойдеятельности в сфере трудоустройства инвалидов
выявить проблемы действующих программ в сферетрудоустройства инвалидов в городе Москве и разработатьпрограмму, содействующую трудоустройству инвалидов в городе Москве.
Объект курсовогопроекта – система трудоустройства инвалидов, предмет — процесс разработки ивнедрения программ и проектов, направленных на обеспечение трудоустройстваинвалидов.
Работа состоит извведения, двух глав, заключения и библиографии.
В Iглаве раскрываются определения основных терминов: инвалиды, трудоустройство, проектирование,социальное проектирование в сфере трудоустройства инвалидов; рассматривается методологияи технология разработки программ в социальной сфере.
IIглава посвящена непосредственно вопросам организации трудоустройства инвалидовв Москве. Проведена оценка действующих программ в области трудоустройстваинвалидов. А также разработан проект по совершенствованию современной системы.
Глава 1. Теоретическиеи правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов
1.1 Понятие итехнология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов
Термин «проектирование»происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа,прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическаядеятельность, результатом которой является научно-теоретически и практическиобоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новыхпроцессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, котораяпозволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторогопроцесса[4].
Социальноепроектирование — это проектирование социальных объектов,социальных качеств, социальных процессов и отношений.[5] В отличиеот проектирования таких объектов, при изменении которых не учитываетсясубъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор долженучитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социальногопроектирования. При этом в основания социального проектирования должны бытьзаложены следующие параметры:
- противоречивостьсоциального объекта;
- многовекторностьразвития социального объекта;
- наличиемножества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущегов отношении развития социального объекта;
- субъективныефакторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социальногопроектирования;
- факторы,определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Перечисленные вышефакторы характеризуют то, что проектирование социальных объектов кореннымобразом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладаютуказанными чертами.
Социальноепроектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза,разработать научно обоснованный план социального развития.
Проектированиесоциальных процессов направлено на внесение изменений в социальную средучеловека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляютсяпоследующей реализацией проекта.
Социальноепроектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технологиясоциального проектирования должна конструироваться на основе представленийметодологии проектирования и методологии социальных наук.[6] Только вэтом случае удастся преодолеть два основных недостатка социальногопроектирования. Один недостаток — низкая проектосообразность (социальныепроекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой —потеря социальных параметров.
Субъектомсоциального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носителиуправленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации,трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей цельюорганизованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесспроектирования) называют системы, процессы организации социальных связей,взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиесявоздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этоговоздействия[7].Объектом социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов являютсятрудоспособные инвалиды.
Согласно Федеральномузакону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N181-ФЗ, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойкимрасстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиямитравм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты»[8].
Ограничениежизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицомспособности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельнопередвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Социальная защитаинвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных иправовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание имравных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества[9].
Трудоустройство- это система организационных, экономических и правовых мероприятий,направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком значениитрудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, которые непротиворечат законодательству, включая самостоятельное обеспечение себяработой, в том числе индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательство,фермерство и т.п… В узком значении под трудоустройством понимают такие формытрудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии органовгосударства или негосударственных организаций на основе лицензирования, т.е.,иными словами, в совокупности трудоустройство является именно реализациейгарантии права на труд.
Такимобразом, социальное проектирование в сфере трудоустройства инвалидов — это научно-теоретическая иодновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов в сферетрудоустройства инвалидов на основе социального предвидения, прогнозирования ипланирования, направленная на преодоление существующих социальных проблем всфере трудоустройства инвалидов, на позитивные изменения, на развитиесоциальной ситуации.
Анализобъекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационныймассив», который является главным источником социального проектирования.Информационный массив — это система определенных на научной основе параметров,факторов, комплексно характеризующих объект проектирования.
Основная цельсоциального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальныйпроект как источник информации представляет собой связанные определеннойзависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики,дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы илипроцесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, котороевозникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых,трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числеинтеллектуальных, познавательных, ценностных.
Этапыпроектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций созданиясоциального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социальногопроектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ —социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз —нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт —проект.
1. Уяснение проблемы.Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальноепротиворечие, требующее организации целенаправленных действий для егоустранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ.Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшейсоциальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективноефункционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
3. Паспортизацияобъекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание ихсостояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, вкотором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющиена функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. Всоциальном паспорте должны содержаться основные сведения об измененияхсоциальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных икультурно-бытовых условий и т. п.
4. Цели. Обоснованиецели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; вкаждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указатьсроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели иотдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которыемогут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность втом, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, ктоэти цели установил.
Важно уже на стадииопределения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежатьдальнейших конфликтов, т, е. уже на этом этапе проектирования необходимоустановить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.
5. После определенияцелей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие передсоциальной системой.
Задачи проектированияформируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных,трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенныхсоциальных потребностей.
6. Прогнозирование — одиниз важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле — предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле —специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективыразвития явлений.
Главная задачапрогнозирования — научная разработка прогнозов. Практическое назначениепрогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ,рекомендаций и оценок о том:
— в каком направлениижелательно развитие объектов в исследуемой области;
— как действительноможет протекать развитие;
— каков механизмпреодоления негативных тенденций.
7. Нормативный прогноз— это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование наоснове заданных целей, задач, норм, идеалов.
На основемногочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производитсямоделирование будущих состояний систем и процессов. В проектной деятельностимодели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикамопределенную информацию о системе, формируют информационный образ будущихобъектов.
8. Конструкт — этоформирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбратьнаиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затратыпри достижении запланированного эффекта, — конструкт социальной системы.
9. Проект системы. Наэтом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяютсяпроективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельныхэлементов, уточняются связи, наличествующие в ней.
1.2 Правовые основыпроектирования в сфере трудоустройства инвалидов
Несмотря на то, чтоинвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемоеправо инвалида — право на труд[10].Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ и Федеральным законом «Озанятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1,направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной,приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы ихреализации.
Согласно даннымзаконам, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий,способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) осуществленияльготной финансово-кредитной политики в отношении специализированныхпредприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организацийобщественных объединений инвалидов; 2) установления в организациях независимоот организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работуинвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 3)резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим длятрудоустройства инвалидов;
4)стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациямидополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройстваинвалидов;
5) созданияинвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программамиреабилитации инвалидов;
6) созданияусловий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7) организации обученияинвалидов новым профессиям[11].
Согласно статье 5 Федеральногозакона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N181-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в области социальной защиты инвалидоввключает в себя:
· участиев реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов,
· разработкуи финансирование региональных программ в указанной области.
В Указе Президента РФ«О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от25 марта 1993 г. рекомендовано правительствам республик в составе РоссийскойФедерации, органам исполнительной субъектов РФ разработать региональные целевыепрограммы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;Занятостьинвалидов в городе Москве регулируется Законом города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».
Целями Закона являются:
1)создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц сограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональнойдеятельности;
2)возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации;
3)улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.
Согласностатье 6 данного закона людям с ограниченнымиспособностями предоставляется содействие в обеспечении трудовойзанятости.Органы государственной власти города Москвы впределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятостиинвалидов путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости,создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включаяорганизации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям,наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты дляприема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентациии адаптации, посредством организации обучения по специальным программам, атакже другими мерами.
Инвалиды впервоочередном порядке проходят профессиональную подготовку, переподготовку иповышают квалификацию./>
Инвалиду в целяхобеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданиемнеобходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программойреабилитации[12].
Такимобразом, можно сделать вывод, что в России заложена основа правовой базысоциальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспеченияинвалидам дополнительных гарантий трудоустройства, однако, на практике далеконе всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное идостигать обозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов имеханизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшемсовершенствовании. Для этого необходимо предпринять следующие действия:
1. Важнопредусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защитеинвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся взаконодательстве условий и норм социальной защиты инвалидов, вслед затрансформацией социально-экономических условий в стране.
2. Ввестибезусловное финансирование федеральных целевых программ социальной защитыинвалидов и ужесточить ответственность Правительства Российской Федерации занеисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этомувопросу.
3. Изменитьсоотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличивфинансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируяреабилитационные меры.
4. Усилитьработу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению кинвалидам и стимулировать малый и средний бизнес к созданию доступнойсоциокультурной среды.
5. Вобласти профессиональной реабилитации необходимо обеспечить гарантированноеадресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой.
6. Внести в российскоезаконодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, отнеобоснованного отказа в приеме на работу;
7. Установитьповышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов,увольняемых по инициативе работодателя;
8. Развивать системунепрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов,расширение возможностей самообучения;
9. Ввести системустимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса,индивидуальной трудовой деятельности инвалидов;
Глава 2. Разработкапрограммы, содействующей трудоустройству инвалидов в городе Москве
2.1 Оценка действующихпрограмм в сфере трудоустройства инвалидов в городе Москве
В Москвепроживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из нихимеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. болееполовины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу[13].
Для инвалидовсуществует несколько способов устроится на работу.
Во-первых,при общероссийских организациях инвалидов существуют производственныепредприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий –10, у Всероссийского Общества Глухих – 2, у Всероссийского Общества Инвалидов –2. Также в Москве существует организации Горспецпрома – городской компанииспециализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятийв Москве 29[14].В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную,низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей,работа штамповщика или шлифовщика и т.п.
Второй способнайти работу для инвалида – встать на учет в центре занятости населения поместу жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, ипотенциальные работодатели «побаиваются» известного термина«специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей иреже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически толькона себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москвесвидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляютникаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотяофициально такие программы есть.
Естьвозможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их вобщественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалидупочувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы – это работадля денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.
Еще однойвозможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поискчерез знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных,мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний деньне так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянииобъяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и егоинвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность приусловии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многиеинвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.
Безусловно,нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидовк работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должнореализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данномнаправлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы.Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Ещеодной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитацииинвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытатьсянайти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиесявозможности, многие просто не получили должного образования и не имеютвостребованных рынком навыков.
Суммируя всевышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуацияс трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороныработодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоитотметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путемпроведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышениюконкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
Распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010годы» Объем финансирования Программы на 2006 — 2010 годы за счет средствфедерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей[15].
В ходе еереализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базыи развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современнойреабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколькофедеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производствоновые технические средства реабилитации. Общероссийским общественныморганизациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкциюсанаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности.Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы настроительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральныегосударственные унитарные предприятия) и Детскогореабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г.Санкт-Петербург).
В результатереализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидоввернулись к трудовой и общественной деятельности[16].
Анализэффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основысовременных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов иреабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решитьпроблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченнымивозможностями.
В настоящее время вМоскве также реализуется Комплексная целевая программа «Социальнаяинтеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности городаМосквы» на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются:
– реорганизациядеятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от«заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению ихпотребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсацииимеющихся ограничений жизнедеятельности;
– обеспечениебезусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениямижизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательствомгосударственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
– создание системы постоянногомониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодоговозраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качествапредоставляемых реабилитационных услуг;
– оптимизация сети реабилитационныхучреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной властигорода Москвы;
– повышениеэффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городскойинфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов,пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
– ускорение темповприспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
– усиление кадрового иинформационно-методического сопровождения проблемы;
– развитие партнерских отношенийс негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов идругих лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Но, несмотряна положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособноговозраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваютсясовременными техническими средствами реабилитации. Существующая сетьреабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитациидетей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детскихдомах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числедетей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективностьреабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность иустранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентаминвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев неприспособлены для доступа инвалидов[17].
В результатеанализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степенинацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос отрудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.
В Москве при поддержке ПравительстваМосквы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации побезопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройствоминвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов«Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:
1. Проект«Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».
Реализуетсяпри финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализациипроекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года.
Проект направлен наапробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностьюк процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станеторганизация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовкалюдей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будутусилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ«Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также ихучастием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения «Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей синвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди другихзаинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.
2. Проект «Билет наработу» — инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуетсяпри финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализациипроекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года.
В ходе проекта должнабыть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданногопункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшиткачество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будутотработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которыебудут тиражироваться для применения в других административных округах г.Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии потрудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всемзаинтересованным государственным и общественным организациям.
3. Проект «Представлениеи апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей синвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектовПосольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1октября 2008 года по 30 июня 2009 года.
Основными задачамипроекта являются:
- Представитьперед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а такжедругих регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в областитрудоустройства людей с инвалидностью.
- Опробоватьна базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людейс инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участиизарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
- Распространитьопыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практическойапробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ«Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих вданной сфере.
В ходе реализацииданных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов,пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, атакже сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодыхинвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получилииндивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодыхинвалидов[18].
Вместе с достижениямипроектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки,связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций.Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляетменее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров притрудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий иотсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди синвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально неработают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношениеработодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкойсамооценкой и мотивацией — часто они не готовы начать работать, а если онивсе-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи иподдержки.
Существующиегосударственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и непредлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с егоиндивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной иэффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние наотношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службыпо-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблемтрудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся кинвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидовуспешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблеминвалидов на рабочем месте.
2.2 Разработкапрограммы по трудоустройству инвалидов «Ты нам нужен»
Для того чтобы успешнопротивостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства,предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигатьмодель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующиецели и задачи:
- Разработатьмодель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в другихрегионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов сразными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальныхгрупп.
- Заменитьмассовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегоднягосударственными структурами.
- Сформироватьи поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможностидля трудоустройства молодых инвалидов
- Предоставитьподдержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе.
- Привлечьвнимание общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте,распространяя информацию об успешном опыте трудоустройства.
- Распространятьуспешный опыт и практику работы среди работодателей, государственных структур,университетов и других организаций инвалидов через организацию конференций,издание бюллетеней, веб-сайты, электронные рассылки и издание итогового пособияпо проекту.
Применениепрограммно-целевого метода в виде программы «« Ты нам нужен» на 2010 — 2015годы даст возможность в течение ближайших 5 лет увеличить показатель занятостии интеграции инвалидов в общество.
Программабудет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета городаМосквы и внебюджетных средств. Контроль за реализацией программы необходимо поручитьДепартаменту социальной защиты населения г. Москвы.
Целью Программыявляется создание условий для занятости и интеграции инвалидов в общество, атакже повышение уровня их жизни.
Длядостижения поставленной цели необходимо осуществить комплекс мероприятий последующим взаимосвязанным направлениям:
1. Дополнительноеобучение или переподготовка инвалидов.
2. Создание системыинформирования как для инвалидов о существующих возможностях трудоустройства игосударственных программах, так и для работодателей об ищущих работу инвалидах.
3. Организация иразвитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов.
4. Созданиересурсного центра для молодых инвалидов «Помощник», обеспечивающий молодыхинвалидов психолого-физиологическим сопровождением.
5. Повышениекачества работы государственных структур.
6. Модернизацияпредприятий с целью интеграции молодых инвалидов на обычных рабочих местах.
7. Строительство иреконструкция объектов реабилитации инвалидов.
Решение этихзадач позволит сократить количество безработных инвалидов и обеспечить ихвозвращение к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Далеко некаждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью,пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительноеобучение или переподготовка, поэтому в рамках первого направления необходимопроведение следующих мероприятий:
- Организация« Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройствуна основе Клубов ищущих работу, будет усилена повышением их профессиональныхнавыков через организации, например, постоянно действующих курсов компьютернойграмотности на базе РООИ «Перспектива», а также их участием в курсахпрофессиональной подготовки.
- Созданиеклубов молодых инвалидов, например, «Клуб компьютерных технологий».
- Развитиедистанционных образовательных программ (в т. ч. обучение по специальностям: программисты,юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и т.д.)
В рамках второгонаправления предусматривается создание и внедрение единой информационнойинтегрированной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие инвалидов,ищущих работу и работодателей. Намечается реализовать комплекс программныхмероприятий, включающих в себя:
- Созданиебазы данных для инвалидов, ищущих работу.
- Проведение ярмароквакансий для инвалидов, в т. ч. виртуальных.
- Созданиеспециальной биржи труда для людей с ограниченными возможностями. Также службабудет осуществлять их переподготовку по другим профессиям.
Дляорганизации и развития индивидуально-трудовой и предпринимательскойдеятельности инвалидов необходимо проведение следующих мероприятий:
- Проведениеконкурса среди молодых людей, имеющих инвалидность, для выявления талантливыхпредставителей, для того чтобы презентовать их способности в кругу бизнесструктур г. Москвы.
- Обучениеинвалидов основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих дляразличных категорий инвалидов;
- Предоставлениетаким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ(Государственный фонд занятости населения РФ) и других фондов;
- Создание«инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающимпредпринимательскую деятельность.
Четвертое направлениеподразумевает, что человеку, имеющему инвалидность, необходимо сопровождение.Например, транспортное сопровождение и помощь обученного водителя илиперсонального ассистента. Когда он находит работу, ему было бы полезнокураторское сопровождение, которое поможет интегрироваться в трудовойколлектив.
Повышениекачества работы государственных структур (пятое направление) будет организованопри помощи:
- организации тренинговпо вопросам инвалидности
- предоставленияинформации об инвалидах, ищущих работу и т.д.
Очевидно, чтосделать доступными все учреждения по всей стране за пять лет невозможно. Поэтомув рамках шестого направления, для первостепенного решения проблемы трудоустройстваинвалидов необходимо, во-первых, создание новых компьютеризированных рабочихмест, например, для диспетчеров, которые оказывают информационные услуги ипринимают заказы населения по доставке продуктов питания и предметов первойнеобходимости, во-вторых, модернизация предприятий Всероссийского обществаинвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих иОбщероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
Но человек сограниченными возможностями должен иметь право на все то, на что имеют праволюди без инвалидности. В противном случае это будет резервация, место дляработы только инвалидов, где не будет возможности для роста, для развития. Поэтомув течение всего периода реализации Программы будет осуществляться строительствои реконструкция объектов реабилитации инвалидов, а также модернизацияпредприятий города с целью интеграции и занятости инвалидов.
Также вшестое направление предусматривает строительство общественно-делового центрадля инвалидов.
Дляметодического сопровождения Программы предполагается привлечь ведущие научные ипрактические учреждения, занимающиеся проблемами инвалидов, а такжеобщероссийские общественные организации инвалидов.
Реализациюпредлагаемой Программы планируется проводить в 3 этапа:
1. Первый этап (2010год) — научная проработка основных направлений Программы, разработка нормативныхдокументов реализация ряда других мероприятий, предусмотренных Программой, втом числе инвестиционных проектов;
2. Второй этап (2011- 2012 годы) — проведение пилотных внедрений и опытных разработок,предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий,а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности;
3. Третий этап(2013-2014 годы) — анализ, обобщение и распространение выработанныхинновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этаповсовершенствования системы трудоустройства инвалидов в городе Москве.
Основнымобъективным показателем поэтапного решения указанных проблем являетсяувеличение количества инвалидов, которым в результате осуществления комплексаспециально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий удалосьпреодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности и заняться трудовой иобщественной деятельностью.
социальное трудоустройство инвалид
Заключение
Инвалидность – это нетолько проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категорияграждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании ихпроблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарнойжалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Трудоустройствоинвалидов — сложная проблема, требующая комплексного подхода к решению всехвозникающих задач. Этот процесс требует обширной работы как с инвалидами,которые должны быть конкурентоспособны, образованы, так и с работодателями,которые не имеют опыта общения с людьми с инвалидностью и не воспринимают их,как потенциальных сотрудников.
В силусложившейся в российском обществе ситуации значительная часть инвалидов, желаятрудоустроиться на «обычных предприятиях» наравне с другимигражданами, не могут это сделать не только в силу объективных, но и в силусубъективных причин. А желание трудиться у людей с ограничениями по здоровью,особенно в молодом, трудоспособном возрасте, есть.
Не всеинвалиды ищут работу только ради заработка, — большинство из них стремятсявлиться в социальную среду, проводить время не только дома, но и в коллективе,участвовать в общественно полезном труде.
Насегодняшний день инвалиды не рассматриваются как резерв для экономики. Но, пооценкам экспертов, к 2025 году в развитых странах будет 20% людей старше 60лет. В условиях уменьшения рождаемости и старения нации, нехватки рабочей силы,особенно в негосударственном секторе, те люди, которые хотят работать исоздавать национальное богатство страны, а не просто его забирать в видепособий, должны поощряться.
В ходенаписания курсового проекта было проанализировано законодательство в сферетрудоустройства инвалидов, а также рассмотрены основные программы города Москвыв данной сфере.
Таким образом,можно сделать вывод, что в России заложена основа правовой базы социальнойзащиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидамдополнительных гарантий трудоустройства однако на практике далеко не всегдаможно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигатьобозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов и механизмобеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В результате анализаданных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены наадаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос отрудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.
При разработке проектапо трудоустройству инвалидов «Ты нам нужен» были учтены недостатки предыдущихпрограмм, а также охвачены все стороны данной проблемы: образование,переподготовка, адаптация, информированность и т.д. Таким образом, можносделать вывод, что реализация проекта «Ты нам нужен» будет способствовать болеескорому достижению общей цели – равного доступа к работе абсолютно для всехграждан.
Список использованнойлитературы
1. КонституцияРФ
2. Федеральныйзакон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N181-ФЗ
3. Федеральныйзакон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1
4. УказПрезидента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятостиинвалидов» от 25 марта 1993 г.5. Законгорода Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 «О дополнительных мерах социальнойподдержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городеМоскве»
6. Аршинов В.И Лепский В.Е. Проблемы субъектов социальногопроектирования и управления, М.: «Когито-Центр», 2006 – 196 с.
7. ДавлетбаеваЗ.К., Нуртдинова З.Н. Технологии социальной реабилитации: методическиерекомендации, Уфа — 2002 – 215 с.
8. КузнецоваВ.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам /Социальнаяработа, 1992 — 126.
9. КукушинВ.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы, Ростов-на-Дону- МарТ, 2004 — 398 с.
10. СафроноваВ.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие длястуд. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 192 с.
11. КурбатовВ.И. Социальное проектирование. — М., 2001 – 290 с.
12. ХолостоваЕ.И., Осадчих А.И Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста,М., 1996 – 240 стр.
13. ЯдовВ.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995 –242 с.
14. Ярская-СмирноваЕ.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп., Санкт-Петербург:Питер, 2004 — 320 с.
15. http://rabota.perspektiva-inva.ru/ — официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов«Перспектива»
16. www.mos.ru– официальный сайт Правительства города Москвы
17. По материаламинтервью Л. Швецовой от 03/09/2009 rabota.perspektiva-inva.ru/
18. «Российскаягазета» — Федеральный выпуск №4482 от 3 октября 2007 г.
Приложение 1Основные направления программы Конкретные мероприятия Дополнительное обучение или переподготовка инвалидов.
- Организация « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будет усилена повышением их профессиональных навыков через организации, например, постоянно действующих курсов компьютерной грамотности на базе РООИ «Перспектива», а также их участием в курсах профессиональной подготовки.
- Создание клубов молодых инвалидов, например, «Клуб компьютерных технологий».
- Развитие дистанционных образовательных программ (в т. ч. обучение по специальностям: программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и т.д.) Создание системы информирования как для инвалидов о существующих возможностях трудоустройства и государственных программах, так и для работодателей об ищущих работу инвалидах.
- Создание базы данных для инвалидов, ищущих работу.
- Проведение ярмарок вакансий для инвалидов, в т. ч. виртуальных.
- Создание специальной биржи труда для людей с ограниченными возможностями. Также служба будет осуществлять их переподготовку по другим профессиям. Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов.
- Проведение конкурса среди молодых людей, имеющих инвалидность, для выявления талантливых представителей, для того чтобы презентовать их способности в кругу бизнес структур г. Москвы.
- Обучение инвалидов основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов;
- Предоставление таким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ (Государственный фонд занятости населения РФ) и других фондов;
- Создание «инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающим предпринимательскую деятельность. Создание ресурсного центра для молодых инвалидов «Помощник», обеспечивающий молодых инвалидов психолого-физиологическим сопровождением. Человеку, имеющему инвалидность, необходимо сопровождение. Например, транспортное сопровождение и помощь обученного водителя или персонального ассистента. Когда он находит работу, ему было бы полезно кураторское сопровождение, которое поможет интегрироваться в трудовой коллектив. Повышение качества работы государственных структур.
- организации тренингов по вопросам инвалидности
- предоставления информации об инвалидах, ищущих работу и т.д. Модернизация предприятий с целью интеграции молодых инвалидов на обычных рабочих местах.
создание новых компьютеризированных рабочих мест, например, для диспетчеров, которые оказывают информационные услуги и принимают заказы населения по доставке продуктов питания и предметов первой необходимости
строительство общественно-делового центра для инвалидов.
модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
В течение всего периода реализации Программы будет осуществляться строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов, а также модернизация предприятий города с целью интеграции и занятости инвалидов.
Приложение 2
Этапыреализации программы
1. Первый этап (2010 год) — научнаяпроработка основных направлений Программы, разработка нормативных документовреализация ряда других мероприятий, предусмотренных Программой, в том числеинвестиционных проектов;
2. Второй этап (2011 — 2012 годы) — проведение пилотных внедрений и опытных разработок, предварительная их оценканаряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода ихвыполнения, эффективности и результативности;
3. Третий этап (2013-2014 годы) — анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологийреабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системытрудоустройства инвалидов в городе Москве.