Основные показатели уровня жизни населения Контрольная работа студентки 3 курса заочного отделения группы Э - 3 - 4 по социальной статистике Научный руководитель Платонова В.В. Кашира 2008 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 2. ЗАДАЧА 7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, степень удовлетворения физических, материальных и духовных потребностей. Определение связывает понятие «уровень жизни» с развитием и удовлетворением личных потребностей людей. Принципы и подходы к классификации потребностей населения могут быть разными. С позиции предметной формы можно выделить две группы потребностей: потребность в материальных благах
(в продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, жилище) и потребность в услугах (бытовых, медицинских, образования, культуры, искусства, транспорта, связи и т.д.). В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает и условия жизни — условия труда, быта и досуга. Условия труда — это совокупность факторов, влияющих на работоспо¬собность и здоровье человека в процессе производственной деятельности. Сюда относят производственно-технические условии (оснащенность
производства техникой и средствами безопасности труда, организация труда и т.д.), санитарно-гигиенические условия труда (влажность и чистота воздуха на производстве, цветовой фон оборудования и помещения, санитарное состояние предприятии, рабочих мест и т.п.), охрану труда (продолжительность рабочего дня, рабочей недели, устранение на производстве вредных условий труда, наличие современных средств безопасности и т.п.). Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания
(бань, парикма¬херских, прокатных пунктов, ремонтных ателье и т.д.), состояние общественного транспорта, медицинского обслуживания, торговли и общественного питания. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — это часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных потребностей.
Уровень жизни населения — сложная и многогранная категория. Одной из важнейших задач статистического исследования уровня жизни населения является его комплексная оценка и анализ. Комплексная оценка может быть достигнута построением интегрального показателя и системы обобщающих показателей, хотя разработка методики расчета интегрального показателя связана с определенными трудностями. В настоящее время Госкомстат России совместно с
Центром уровня жизни при Министерстве труда и другими организациями работает над методологией его расчета. В специальной литературе, посвященной этой проблеме, часто отвергается необходимость и целесообразность определения уровня жизни посредством интегрального показателя. В качестве основного аргумента приводится довод о невозможности охвата всех аспектов многогранной и сложной категории «уровень жизни» в одном интегральном показателе.
Тем не менее, некоторые международные организации и национальные статистические службы уже продолжительное время осуществляют расчеты интегральных показателей уровня жизни населения с различной степенью агрегирования. Так, в рамках ООН исчисляется индекс человеческого развития, который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни населения. В российской статистике подобные расчеты практически не выполнялись. При отсутствии единого интегрального измерителя для оценки и анализа уровня жизни населения рассчитывается
ряд статисти¬ческих показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки. 1. Показатели доходов населения: • совокупные, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы; • оплата труда; • пенсии, стипендии, различные пособия; • покупательная способность заработной платы, пенсий, стипендий, пособий. 2. Показатели расходов и потребления: • денежные расходы; • потребительские расходы; • объем и структура потребления товаров и услуг; • потребление продуктов
питания, непродовольственных товаров и услуг (по социально-демографическим группам населения); • налоги; • сбережения населения. 3. Показатели накопленного личного имущества и обеспе¬ченности населения жильем: • накопленное личное имущество (или накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах); • обеспеченность населения жильем (количество общей и жилой площади, приходящейся на одного жителя); • жилищные условия и благоустройство жилья.
4. Показатели социально-экономической дифференциации населения: • показатели дифференциации доходов населения; • прожиточный минимум; • численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума ( уровень бедности); • минимальный размер заработной платы, пенсии; • индекс глубины бедности; • индекс остроты бедности. 5. Показатели, характеризующие условия жизнедеятельности населения: • показатели обеспеченности населения объектами социально- культурного назначения (школами, детскими
дошкольными и медицинскими учреждениями, театрами, библиотеками, объектами торговли и услуг); • показатели развития инфраструктуры; • показатели заболеваемости населения; • показатели, характеризующие состояние окружающей среды; • показатели численности зарегистрированных преступлений. 6. Обобщающие показатели: • валовой внутренний продукт; • индекс денежных доходов (по группам населения); • индекс потребительских цен; • индекс реальных доходов населения; • уровень бедности; • уровень безработицы;
• ожидаемая продолжительность жизни; • младенческая смертность; • уровень образования. Выводы: Многие из приведенной системы показателей используются не только для анализа и оценки уровня жизни населения, но и для характеристики экономического развития страны, для между¬народных сопоставлений социально-экономического развития разных стран, а также для разработки социальной программы государства и определения приоритетных направлений социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Уровень жизни населения во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах. ЗАДАЧА Рассчитайте уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода и объясните одновременный рост занятости и безработицы. Данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода в приведенной таблице (в тыс.чел.) показатели
Первый год Пятый год Занятые в составе экономически активного населения 80500 95000 безработные 4800 7000 Уровень занятости = занятые/занятые + безработные*100% Уровень безработицы = безработные / занятые + безработные*100% 1год Уровень безработицы = 4800/80500+4800*100%=0,06% 5год Уровень безработицы = 7000/95000+7000*100%=0,07% 2действие 1год
Уровень занятости=80500/80500+4800*100%=0,94% 5год Уровень занятости = 95000/95000+7000*100%=0,93 % Уровень безработицы – это отношение числа безработных к общему числу зарегистрированных рабочих и служащих. Рост занятости – это динамика ВВП, лишни работники оказались востребованными на стадии подъема экономики. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Статистика: Учебное пособие/
Харченко Л.П Долженкова В.Г Ионин В.Г. и др.; Под ред.кан.экон.наук В.Г.Ионина. – Изд. 2-е, перераб. и доп М.: ИНФРА – М, 2001. – 384с. – ( серия « Высшее образование»). 2. Экономическая статистика:учебник 3-е изд перераб.и доп./Под ред.Ю.Н.Иванова М.:ИНФРА-М,2007. 3. Годин А.М.Статистика:
Учебник М.ИТК"Дашков и К",2006.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |