РЕФЕРАТ
подисциплине
«СОЦИАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯ»
натему: «Проблема группы в социальной психологии»
Содержание:
Введение
1. Спецификасоциально-психологического подхода
2. Основныехарактеристики группы
3. Классификациягрупп
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Психология иповедение каждого индивида существенно зависят от его социального окружения,или среды. Социальная среда является сложно устроенным обществом, состоящим измногочисленных, разнообразных, более или менее устойчивых объединений людей,называемых группами.
Существуютгруппы, различные по величине, по характеру и структуре отношений, существующихмежду их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм иправил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям,целям и содержанию деятельности, т.е. эти характеристики непостоянны. Общиеправила поведения, которых обязаны придерживаться все члены группы, называютсягрупповыми нормами. Все данные характеристики являются основными параметрами,по которым выделяют, разделяют и изучают группы в социальной психологии.
1. Спецификасоциально-психологического подхода
Люди, имеющиеобщий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторойдеятельности, объединяются в группы. Проблема групп в социологии и социальнойпсихологии является важнейшим вопросом.
Вчеловеческом обществе возникает множество различного рода объединений, ипоэтому принципиальный вопрос социологического анализа – это вопрос о том, покакому критерию из них надо вычленять группы. В социальных науках понятие«группа» может быть использовано по-разному. В демографическом анализе илистатистике, например, имеются ввиду группы условные.
Условныегруппы – произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку,необходимому в данной системе анализа.
Т. е. группойсчитается несколько людей, имеющих какой-либо общий признак, давшихопределенные показатели и т.д.
В другихнауках же под группой подразумевается реально существующее образование. В такойгруппе люди объединены каким-либо общим признаком, видом совместной деятельности,либо помещены в какие либо идентичные условия, обстоятельства в процессежизнедеятельности. При этом люди осознанно относят себя к данной группе (вразной степени).
Социальнаяпсихология имеет дело преимущественно с реально существующими группами. В этомплане ее подход и отличается от социологического. Главная проблемасоциологического подхода – найти объективный критерий различения групп. Эти различиямогут быть в религиозных, политических, этнических характеристиках. С точкизрения какого-либо объективного критерия, принятого в качестве основного длякаждой системы социологического знания, социология анализирует каждуюсоциальную группу, ее отношения с обществом и межличностные отношения еечленов.
В процессесвоей жизнедеятельности человек выполняет различные социальные функции, и можетявляться членом различных социальных групп. Поэтому социально-психологическийподход рассматривает человека как точку пересечения различных групповыхвлияний. Т. е. человек формируется в пересечении этих групп. Это определяетместо личности в системе социальной деятельности, а также сказывается наформировании сознания личности. Личность включена в систему взглядов,ценностей, представлений, норм различных групп, в которых он состоит. Важноопределить равнодействующую всех групповых влияний. А для этого необходимоустановить значение группы для человека в психологическом плане, какие именнохарактеристики важны для данного члена группы. Здесь в социальной психологиинеобходимо соотнесение социологического подхода и психологического.
Еслисоциологический подход характеризуется поиском объективных критериев дляразличения реально существующих социальных групп, то для психологическогохарактерно преимущественно рассмотрение самого факта наличия множества лиц, вусловиях которого и протекает деятельность личности. В таком случае интересакцентируется не на содержательной деятельности группы, а на форме действийданного человека в условиях присутствия других людей и взаимодействия с ними.Вопрос ставился так в социально-психологических исследованиях на ранних этапахразвития социальной психологии. Группа здесь не считается реальной социальнойячейкой общества, микросредой формирования личности. Однако для некоторых целейнеобходим именно такой подход, особенно в рамках общепсихологического анализа.Вопрос в том, является ли достаточным для социальной психологии данный подход.Определение группы как простого множества, элементом которого является человек,или как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностейи находящихся в определенных отношениях друг к другу, является лишьконстатацией наличия многих людей, действующих рядом или совместно. Это определениеникак не характеризует группу, а в анализе нет содержательной стороны этогомножества лиц. Слова о наличии внутри группы определенных отношений также малоо чем говорят: важно наличие отношений в каком-либо объединении, однако безописания характера данных отношений это дополнение является несущественным.Когда отношения являются характеристикой социальной группы, включенной внекоторую систему общественной деятельности, тогда можно определить значимостьэтих отношений для личности.
Все сказанноепозволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточнапростая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-тоотношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так)«общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальнаяпсихология, прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельностилюдей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, то надопризнать и то, что фокус анализа — именно содержательная характеристика такихгрупп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальнойгруппы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановкалогична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности.Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа — этоопределенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественногоразделения труда и потому сама выступает субъектом определенного видадеятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.
Для тогочтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо оперетьсяна результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться к тем реальнымсоциальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждомданном типе общества, а потом уже на этой основе осуществить описаниепсихологических характеристик каждой группы, их значимости для каждогоотдельного члена группы. Важной составной частью такого анализа является,конечно, и механизм образования психологических характеристик группы.
Если принятьпредложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то,очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъектудеятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общностьпсихологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповоесознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикамгруппы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповыеинтересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповоемнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальнойпсихологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащениемдля анализа всех этих образований, крайне важно поставить вопрос о «законности»такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа впсихологическом плане отличается от другой. Для индивида, входящего в группу,осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этиххарактеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности сдругими членами данной социальной группы, что и позволяет емуидентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группывоспринимается как граница этой психической общности. При анализе развитиягрупп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, чтоглавной, чисто психологической характеристикой группы является наличие такназываемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципомпсихического оформления общности является различение для индивидов, входящих вгруппу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они».«Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой иявляется своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторойгруппе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности кгруппе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяярассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез»реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группыименно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологииреальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которыев совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждомуее члену идентифицировать себя с группой.
При такойтрактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группаможет быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемойцели, общность, которая объективно выступает как субъект действия». Степеньподробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики такойобщности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например,некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповыххарактеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом,такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление ит.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических иэкспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.
В то времякак последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того,относятся ли они к психологическому описанию группы, другие, как, например,групповые нормы или групповые ценности, групповые решения исследуются всоциальной психологии именно как принадлежащие к особым групповым образованиям.Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретнораскрыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личностьименно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповыевлияния выступают посредником между личностью и обществом. Но для того, чтобывыполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», акак реальную ячейку общества, включенную в широкий контекст социальнойдеятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признакомсоциальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповойдеятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и,таким образом, при этом условии группа действительно становитсясоциально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальнойпсихологии.
Большоевнимание в истории социальной психологии уделялось исследованиям характеристикгрупп, их воздействия на индивида. Есть несколько характерных черт такихисследований.
1. Групповойподход рассматривается как один из вариантов социально-психологического подхода.В американской психологии существует также и индивидуальный подход. Оба этиподхода – следствие двух источников происхождения социальной психологии:социологии и психологии. Сторонники и группового, и индивидуального подходанаходят причины социального поведения людей. Но для сторонников индивидуальногоподхода характерен поиск только ближайших причин такого поведения. Группа важнадял них лишь как факт наличия многих людей, но вне широкой социальной системы,в которую она включена. Здесь – чисто формальное понимание группы.
Групповой жеподход проникает преимущественно за пределы группы, где данная личность черпаетнормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений. Вевропейской социальной психологии такой подход распространен. В ней обоснованаидея необходимости социального контекста в любом исследовании. Здеськритикуется такое исследование групп, когда все групповые процессы делятся наразличные фрагменты, при этом утрачивается значение содержательной деятельностигруппы.
2. Многиеавторы, дающие определение группе, разъединяют два основных блокасоциально-психологических исследований. Первый блок характеризуется изучениемпроцессов, которые характеризуют общение и взаимодействие человека –коммуникации, интеракции, аттракции, перцепции и т.д. Подразумевается, что всеэти процессы происходят в группе, однако в исследованиях не представлена такаяпеременная как групповая деятельность. Второй блок исследований связан сизучением самих групп. Он изучает размер группы, ее композицию, структуру.Упоминаются и групповые процессы, изученные в первом блоке, но вне связи ссовместной групповой деятельностью. Следовательно описание процессов получаетсяизолированным, исключаются существенные параметры группы при изучении еевнутренних процессов.
3. Всевнимание в традиционной социальной психологии уделяется только определенномутипу групп – малым группам. В большей степени в них изучаются складывающиесямежличностные отношения, но не выясняется, как они зависят от характерагрупповой деятельности и как связаны с общественными отношениями.
Необходимачеткая формулировка требований нового подхода к исследованию группы. Главнаязадача – более конкретно рассмотреть закономерности человеческого общения ивзаимодействия в реальных общественных ячейках, т.е. там, где они проявляются.Для выполнения этой задачи, кроме принятых определенных методологическихпринципов, следует и задать концептуальный аппарат. В его рамках может бытьисследована группа и описаны ее основные характеристики. Такая понятийная схеманеобходима, чтобы можно было сравнить группы между собой, а также получатьсопоставимые результаты в экспериментальных исследованиях.
социальныйгруппа психологический индивид
2. Основныехарактеристики группы
Элементарнымипараметрами любой группы являются: композиция группы (состав), групповыепроцессы, нормы, ценности, система санкций, структура группы. В зависимости оттого, какой тип группы изучается, любой из таких параметров может приобретатьразличное значение. Так как реальные группы довольно разнообразны, нет единогоплана описания, например, состава группы. Для его описания важно знать, какие вконкретном случае характеристики членов группы важны (профессиональные,социальные, возрастные и т.д.) и какая именно реальная группа выбирается вкачестве объекта исследования. Т. е. набор параметров для описания составагруппы задается только в зависимости от типа деятельности группы. Большие ималые социальные группы изучаются отдельно, так как их характеристикиразличаются.
Имеется инесколько формальных признаков структуры группы: структура предпочтений,структура «власти», структура коммуникаций.
Прирассмотрении группы как субъекта деятельности, к ее структуре также нужноподойти соответственно. Самым значимым является анализ структуры групповойдеятельности, включающий описание функций каждого члена группы. Очень важнахарактеристика эмоциональной структуры группы – структура межличностныхотношений, ее связь с функциональной структурой групповой деятельности(неформальные и формальные отношения в социальной психологии).
От углазрения исследователя и характера группы зависит составление перечня групповыхпроцессов. К ним относятся такие процессы, согласно методологическому принципу,которые организуют групповую деятельность. Рассматривать их следует в контекстеразвития группы. В отечественной социальной психологии разработано целостноепредставление о развитии группы, о характеристике групповых процессов. Правда,не исключается и исследование развития групповых норм, ценностей, межличностныхотношений и др.
Композиция(состав), структура группы, динамика групповой жизни (групповые процессы) – этообязательные параметры описания группы в социальной психологии.
Существует ииная часть понятийной схемы, используемая в исследованиях социальных групп. Онакасается положения индивида в группе в качестве ее члена. Место индивида всистеме групповой жизни обозначается понятием «статус» или «позиция». Терминыэти употребляются как синонимы, однако у некоторых авторов понятие «позиция»имеет несколько другое значение. Понятие «статус» применяется широко в описанииструктуры межличностных отношений, особенно в социометрической методике. Однаконельзя считать удовлетворительным получаемое таким образом обозначение статусаиндивида:
1. Значимото, насколько индивид пользуется привязанностью других членов группы, а такжекак он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. Место вгруппе индивида определяется не только его социометрическим статусом.
2. Статусомявляется единство объективно присущих индивиду характеристик, которыеопределяют его место в группе, и субъективного восприятия его другими членамигруппы. В социометрии предполагаются только компоненты эмоциональных отношенийи мало учитываются коммуникативный и гностический. Т.е. объективныехарактеристики отсутствуют.
3. Приопределении статуса индивида в группе социометрической методикой не учитываютсяотношения более широкой социальной системы, в которую входит данная группа, –«статус» самой группы. А этот показатель необходим для конкретного положениячлена группы. Только при теоретической разработке этого понятия может бытьрешен вопрос о разработке методического приема для определения статуса индивидав группе.
Следующаяхарактеристика индивида в группе – его «роль». Роль является динамическимаспектом статуса, который раскрывается через те функции, которые заданыличности группой, содержанием деятельности этой группы. На примере такой группыкак семья можно рассмотреть взаимоотношение между статусом (позицией) и ролью.Для каждого из членов семьи существуют различные статусные характеристики. Аесли описать набор функций, которые предписаны группой каждой позиции, тополучаем уже характеристику роли. Роль может быть динамичной, т. е. присохранении статуса набор соответствующих ему функций может изменяться воднотипных группах и в ходе развития самой группы, а также развития и болееширокой социальной структуры, в которую группа включена.
Важнымкомпонентом характеристики положения индивида в группе является система«групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий членгруппы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается,оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции,а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не толькопростой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа черезсистему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определеннымобразом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникатьрассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либоее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своейроли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группесуществуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповыесанкции.
Все групповыенормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления,модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп иих членов, поведения».
В более узкомсмысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой,приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы ихсовместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом,регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны сценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основаниипринятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждойгруппы складываются на основании выработки определенного отношения к социальнымявлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественныхотношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Хотя проблемаценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальнойпсихологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными всоциологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного родаценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение сценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактныхпонятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этомуровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могутбыть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию болееконкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование,культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценностиразличных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случаетрудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из такихценностей определяется местом социальной группы в системе общественныхотношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членовгруппы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правилаобыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы.Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, испецифические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности,выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечиваяупорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявленосоотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем вконкретном типе общества.
Формальныйподход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованияхвыясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, ноне содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен.Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявлениятого, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он такпоступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласованиенорм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться наценности, не совпадающие с нормами общества.
Важнаяпроблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляетсяпринятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает отсоблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна изфункций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что приих посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку какличности и члену той или иной группы, общности, общества». При этом необходиманализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своегочлена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные изапретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не длятого, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечитьсоблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализаконкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, апоследние обусловлены свойствами группы.
Такимобразом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляетсясоциально-психологическое описание группы, есть лишь определеннаяконцептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.
Такая сеткаполезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции,не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сеткуреальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шагпо пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являютсяпредметом рассмотрения в рамках социальной психологии.
3. Классификациягрупп
Классификациейявляется процесс группировки объектов исследования или наблюдения всоответствии с их общими признаками. В истории социальной психологиинеоднократно предпринимались попытки классифицирования групп. Э.Э. Юбэнк,американский исследователь, социолог, выделил семь принципов, на основаниикоторых строились эти классификации: уровень культурного развития, типструктуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. Впоследствии добавлялись и другие основания: время существования группы,принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и мн. др. Но вовсех предложенных классификациях была общая черта – формы жизнедеятельностигруппы. Если реальные группы рассматривать как субъекты социальнойдеятельности, тогда требуется иной принцип классификации. Ее основанием служитсоциологическая классификация групп в соответствии с их местом в системеобщественных отношений. Прежде чем дать классификацию, необходимосистематизировать понятия группы.
В социальнойпсихологии значимо разделение групп на условные и реальные. Свое научноеисследование она сосредотачивает на реальных группах. Среди них можно выделитьлабораторные и естественные. В общепсихологических исследованиях фигурируютчаще реальные лабораторные группы. Социально-психологический анализ может бытьотносительно любой из разновидностей реальных групп, но наибольшее значениеимеют реальные естественные группы.
По количествучленов в группе выделяют: большие, малые и микрогруппы. Микрогруппы состоят издвух (диада) или трех (триада) человек. Даже с таким малым количеством членовгруппы она все же обладает определенными характеристиками социальной группы. Всоциальной психологии такие группы рассматривают обычно через межличностныеотношения неформальной структуры. Связующие факторы данных групп: любовь,дружба, симпатии, общее дело.
Долгое времябольшие группы изучались лишь с точки зрения массовидных явлений психики иинтегральных психологических феноменов, возникающих в подобных больших объединениях.Большие в количественном отношении образования людей подразделяют на два вида:
1. Случайно, стихийновозникшие, достаточно кратковременно существующие общности. К ним относятсятолпа, публика, аудитория.
2. Социальные группы, — сложившиесяв ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системеобщественных отношений каждого конкретного типа общества и потомудолговременные, устойчивые в своем существовании. Сюда относят социальныеклассы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации),профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые людии т.д.).
Малой группев психологии уделяется наиболее пристальное внимание. Малая группа — основнаясоциальная микросфера жизни человека. Все члены малой группы знают друг другалично. Все существенные группы в жизни человека, оказывающие влияние на егоразвитие, формирование – это, в основном, малые группы. Один из важнейшихведущих факторов, который объединяет группу, — совместная деятельность и общаяцель.
Малая группа– это ближайшая среда формирования личности, она влияет на потребности,социальную активность и психологическое состояние человека. Поэтому ееобозначают как первичную. Значимость малой группы зависит от устремленийиндивида. Если участник группы ориентируется на те же нормы, ценности, мнения,что и другие члены группы, то он соотносит себя с этой группой как с эталоном,определяющим нормы. Такая группа называется референтной и становится источникомсоциальных установок, ценностных ориентаций субъекта. Человек оценивает себя всоответствии с этими установками, свои поступки, образ жизни, идеалы,ориентируясь на референтную группу. Следовательно, референтная группа можетвыполнять две главные социальные функции: нормативную и сравнительную.
Следуетотметить, что референтная группа может реально и не существовать, она может выступатьлишь как воображаемая общность или условная общность. Но даже и воображаемаяиндивидом группа способна определять особенности его поведения и влиять напринятие решений. Некоторые социальные группы могут обладать ситуативнойреферентностью, которая со временем проходит. Так, для подростка группасверстников обладает обычно достаточно высокой референтностью, однако,взрослея, индивид постепенно перестает ориентироваться на ее нормы.
Группы такжерассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного — просоциалъные,либо негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошоорганизованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользуобществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией иавторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересовобщественным (например, хорошо организованная группа преступников).
Вотечественной психологии существует несколько классификаций уровней развитиягруппы.
Уровеньразвития группы – это такой качественный этап, который характеризует еесоциально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума –начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.
Так, Е.С.Кузьмин выделяет три уровня:
— Номинальнаягруппа,
— Кооперация,
— Коллектив.
Н.Н. Обозовподразделяет развитие группы на четыре этапа:
— Диффузнаягруппа.
— Ассоциация,
— Корпорация,
— Коллектив.
Л.И. Уманскийеще более дифференцированно подходит к данной классификации и вычленяет шестьуровней:
— Конгломерат,
— Номинальнаягруппа,
— Ассоциация,
— Кооператив,
— Автономия,
— Коллектив.
Нетруднозаметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группыначинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшимуровнем – коллектив.
Взяв заоснову классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную напрактике, опишем уровни развития группы, опираясь на три главных критерия:
— общностьцелей совместной деятельности;
— четкостьструктуры группы;
— динамикагрупповых процессов.
На основеэтих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелостьгруппы.
Конгломерат (лат. conglomerates –собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей,оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группыпреследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует.Структуры группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группымогут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса,салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно.Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается,когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.
Номинальнаягруппа(лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – это группа людей,собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например,поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получаютнаименование группы первокурсников. На производстве начальник цеха можетсобрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадойремонтников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы онаполучила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды еедеятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так,деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятельностьдругих групп рабочих, которые выполняют основную работу по производствупродукции.
Номинальнаягруппа может остаться группой – конгломератом, если собравшиеся вместе люди непримут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и невступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается.Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группаприступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития.Поэтому номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования.Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной,необходим организатор – один человек или целая организация, которые собрали былюдей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.
Основное, чемзанимаются члены номинальной группы, – это общение, т.е. знакомство друг сдругом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности.До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания исогласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместнойработе, группа переходит на другой уровень развития.
Ассоциация (лат. associatio –соединение) – это группа людей, которые объединены совместной деятельностью.
На этомуровне развития группы формируется структура группы, развивается групповаядинамика. С учетом интересов каждого из членов группы появляются новые общиеинтересы. Групповая динамика начинается с выработки требований к нормамповедения в группе и стимулируется совместной деятельностью, которая появиласьна данном этапе развития. Элементарные нормы чаще являются дисциплинарными иопределяют режим работы. Здесь же появляются симпатии и антипатии, т.е.развивается неформальная структура группы. Некоторые члены группы претендуют нароль популярного или делового лидера, поэтому появляются первые попыткилидерства.
Характернаяособенность группы-ассоциации – консолидация. На этом уровне уже становитсявозможным достижение таких состояний, как подготовленность к совместнойдеятельности и направленность на решение задачи. Ассоциацию обозначают какгруппу работников.
Когда группарешила уже хотя бы одну из поставленных задач, добилась первых результатовсовместной деятельности, она переходит уже на новый уровень развития. Т.е.происходящие групповые процессы стимулируют ее на этот переход.
Кооперация (лат. cooperatio –сотрудничество) – это группа активно взаимодействующих людей, которые могутдобиваться определенного результата в своей деятельности. С учетом своихсобственных целей и интересов, каждым участником группы происходит принятие,интериоризация общей цели группы. Для группы-кооперации характерны процессыконкуренции и лидерства. Выделяются лидеры, способные организовать группу длярешения еще более сложных задач. Четко обозначается структура. Каждый участникгруппы занимает свою позицию и играет роль, соответствующую этой позиции. Впроцессе конкуренции повышается общегрупповая активность. Группа организована ичетко структурирована.
Начинаетвырабатываться внутригрупповая мораль – сложные нормы регуляции поведения,групповых ценностей, ценностных ориентаций. За нарушение групповых норм иправил применяются санкции. Этим характеризуется динамика группы на данномэтапе. И дальнейшее развитие группы зависит от того, какое направлениеприобретет внутригрупповая мораль.
В целом,группа-кооперция – это группа сотрудников, людей, совместными усилиямидобивающихся общих целей.
Автономия (от греч. autonomia) – целостнаяи обособленная группа людей. Такая группа работает для достижения общих целей иполучает материальный результат совместной деятельности и удовлетворение отучастия в ней.
В процессесовместной деятельности социальные потребности и интересы членов группыпрактически полностью удовлетворяются. В результате участия в совместнойдеятельности каждый участник достигает свои индивидуальные цели. Индивидуальныецели поглощаются общей групповой целью.
На этомуровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит ихэмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигаются состояниясплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификациячленов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности,автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» — наша группа, в отличие от «они» — другие группы.
Группа-автономияхарактеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:
— обособленностью, закрытостостью от других групп. Члены группы действуют всоответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа являетсядля них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятсяведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания вадрес своей группы не допускаются;
— внутреннейспаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг кдругу;
— внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы, во-первых,однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживатьсясложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий винтересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бываеткаким-либо образом наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы, доболее мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендациипродвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе,отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.).
Группу-автономиюможно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует какединое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя егоиндивидуальность.
С этогоуровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностьюподавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнутогармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, тосформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).
Корпорация (лат. corporatio –объединение, сообщество) – это группа, которая характеризуется гиперавтономией,замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинаетпротивопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности иинтересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счетинтересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткойгрупповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группепреобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорацияначинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается впреступную организацию.
Коллектив (от лат. collectivus) –это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихсяконечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых иобщественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессеколлективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности,ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективомможно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствуетудовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.
Достижениеуровня коллектива – трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группаможет подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив – этопик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное времяработать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических чертколлектива необходимо группе, прежде всего в трудных конфликтных, стрессовыхусловиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложнойзадачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильныйуровень — автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшегоуровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается натот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимостигруппа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня.Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе в нет необходимости,иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть.
Социальнаягруппа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени ипространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций — интеграции идифференциации. Первая тенденция направлена на противодействие конфликтам иситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Втораятенденция направлена на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную наразличии их ролей. В результате взаимодействия двух тенденций образование,функционирование и развитие группы носит противоречивый характер.Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокомууровню развития, так и наоборот — от высокого уровня развития до простойассоциации. Относительный баланс данных тенденций является закономерностью,обеспечивающей эффективность функционирования и развития группы.
Все, начинаяс рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследованиясоциальной психологии. Проанализированные выше общие закономерности общения ивзаимодействия людей должны быть рассмотрены в контексте тех реальных групп,где эти закономерности приобретают свое особое содержание.
Заключение
Выполняяразличные социальные функции, человек является членом многочисленных социальныхгрупп. Под их влиянием он формируется и развивается. Социальная психология,прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельности людей,обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы.
Под группойпонимают, с одной стороны, реально существующее образование, в котором люди собранывместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместнойдеятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства. Сдругой стороны, — произвольные объединения людей по какому-либо общемупризнаку, необходимому в данной системе анализа.
Социальнаягруппа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени ипространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций — интеграции идифференциации. Баланс данных тенденций является закономерностью, обеспечивающейэффективность функционирования и развития группы.
Списокиспользуемой литературы:
2. АндрееваГ.М. Социальная психология. — М: Аспект Пресс, 1999
3. АндриенкоЕ.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
4. БобневаМ.И. Социальные нормы как объект психологического исследования//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
5. БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.
6. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.
7. МосковиейС. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежнаясоциальная психология. Тексты… М., 1984.
8. ОбозовН.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.
9. ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
10. Шерковин Ю.А. Понятиегруппы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред.Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.