Реферат по предмету "Социология"


Программа работы "Службы Социальной помощи молодежи" с педагогами школ по профилактике наркотической зависимости среди детей и подростков

Программа работы «Службы Социальной помощи молодежи» спедагогами школ по профилактике наркотической зависимости среди детей иподростков

Содержание
Введение
1. Паспортпрограммы
2. План работыпо программе 
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из направлений деятельности «Службы социальной помощимолодежи» является организация профилактики наркомании в молодежной среде.Актуальность и целесообразность данной работы не требует доказательств,поскольку употребление психоактивных веществ сегодня признаетсяобщенациональным бедствием, статистические данные, характеризующиераспространенность наркотических веществ среди подростков и молодежиопубликованы в ряде нормативных документов в области образования и молодежнойполитики. Исчерпывающая картина представлена в статье «Распространенностьпотребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростковв Российской Федерации», опубликованной в методическом пособии Государственногокомитета Российской Федерации по молодежной политике «Профилактика наркомании иалкоголизма в подростково–молодежной среде». Новосибирск — индустриальныйгород, значительная часть населения которого занята в сфере промышленногопроизводства. Снижение уровня производства, порождающее проблему занятостинаселения, тенденции социального расслоения в обществе, невротизация социумасоздают условия, благоприятствующие распространению наркотических веществ срединаселения. В этих условиях самой незащищенной частью оказываются подростки имолодежь, в среде которых растет число лиц, вовлеченных в употреблениенаркотиков.
С целью развития системы общественного сдерживания наркоманиив городе создана межведомственная комиссия по борьбе с распределениемнаркотиков и психоактивных средств, разработана городская комплекснаяпрограмма, обеспечивающая системное скоординированное взаимодействие всехгородских структур, ответственных за состояние наркоситуации в городе.
Специалистами «Службы социальной помощи молодежи» быларазработана программа профилактики химической зависимости, включающаяиндикативную интервенцию, направленную на группы риска,личностно-центрированную, предполагающую работу с детьми в целом, без выделениягрупп риска, универсальную: просвещение всех категорий населения — исредоцентрированную, в рамках которой выделили два направления: работу сродителями и работу с педагогами. Выбор последнего направления был продиктованследующими обстоятельствами. Профилактику наркомании мы рассматриваем как«процесс, побуждающий индивидуумов принять вызов, бросаемый жизненнымиобстоятельствами и изменениями путем создания условий, поддерживающих здоровыйобраз жизни». Одним из таких условий является целенаправленное педагогическоеруководство жизнью и деятельностью ребенка. Наличие взрослого, играющегопозитивную роль в жизни подростка, — фактор, влияющий на правильный выборпоследнего в отношении психоактивных веществ. Таким образом, очевидно, чтоответственность за организацию первичной профилактики возлагается на педагогов:школьных учителей, преподавателей профессиональных учебных заведений,организаторов детского и молодежного досуга. Именно они призваны обеспечить«изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формированиеличной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса напсихоактивные вещества».
Однако уже первые попытки совместной деятельности работников«Службы социальной помощи молодежи» с педагогами выявили следующие проблемы:
1. отсутствиеширокой и достоверной информации у педагогов о наркомании как болезни;
2. дистанцированностьбольшинства педагогов от антинаркогенной работы;
3. неумениепедагогов определить свою профессиональную нишу в борьбе с наркоманическойэпидемией;
4. низкуюкомпетентность педагогов, пытающихся организовать профилактическую работу сосвоими воспитанниками.
Более того, прежние стереотипы воспитания (в частностиустановка на «запугивание», запрет) неизбежно оказались неэффективными передлицом нынешнего социального кризиса. Типичность этих проблем подтверждаютслова: « Профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками — школьные учителя, психологи, инспекторы ИДН и т.д. также нуждаются в выработкесовершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того,чтобы обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивуюличность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить своюжизнь, требуется, во-первых, самому обладать необходимыми для этого качествамии демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с ребенком, аво-вторых, обладать знаниями, умениями, навыками обучения способностиэффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здоровогоповедения».
Попыткой решения проблемы стала разработанная работниками«Службы социальной помощи молодежи» программа работы с педагогами школ города иработниками Центра досуговой деятельности молодежи.
Всоздании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемыгруппового тренинга Трошихиной Е.Г., и Сидоренко Е.В. Большую пользу далиматериалы из книги Гарифуллина Р.Р. «Скрытая профилактика наркомании».
1. Паспорт программы
 
Назначение программы — развитие сети специалистов в области профилактикиподростковой наркомании, обеспеченных концептуально обоснованным системнымподходом к организации данной деятельности.
Компоненты программы. Программа включает в себя образовательный и психологическийкомпоненты.
Образовательный предполагает, с одной стороны, обеспечениепедагогов объективными знаниями о сущности наркозависимости (действиехимических веществ, изменяющих состояние сознания, механизмы развитиязаболевания во всех аспектах, последствия химической зависимости). С другой — формирование и развитие навыков проектировочной и аналитической деятельности науровне составления и реализации программ, рассчитанных на конкретноеобразовательное учреждение, частных программ классных руководителей иучителей-предметников.
Психологический компонент включает формированиепсихологической готовности педагога к данному виду деятельности. Многимвзрослым, работающим с детьми, прежде чем начать профилактическую работу,необходимо изменить собственные установки, отказаться от определенныхстереотипов. Существенное место отводится обучению педагогов установлениюпсихологически грамотной системы взаимоотношений с подопечными, развитиюэмпатии, способности к оказанию поддержки и другим необходимым умениям.
Кроме того программа несет значительную мотивационнуюнагрузку. В процессе занятий участники программных мероприятий определяютстепень личной заинтересованности в решении общей проблемы, уровень собственныхвозможностей и границы ответственности.
Цель программы — формирование и развитие готовности педагогов кантинаркогенной деятельности в рамках первичной профилактики, выработка единогоподхода к организации профилактической работы.
Задачи программы:
1. формированиепредставлений о химической зависимости в рамках био-психо-социо-духовноймодели;
2. ознакомление сосновными существующими подходами к проблеме лечения и профилактики химическойзависимости;
3. формированиепредставлений о роли и месте педагога в профилактике химической зависимости;
4. создание условий,способствующих принятию педагогом ответственности за осуществлениепрофилактической работы;
5. формирование иразвитие навыков проектировочной деятельности;
6. развитие навыковсамоанализа и механизмов рефлексии;
7. развитие навыковповедения, ведущего к здоровому образу жизни.
Структура программы. Обучение педагогов ведется по блочно-модульной схеме,включающей цикл трехдневных семинаров, сочетающих теоретические и практическиеформы работы, тренинг личностного роста, работу профессиональных групп в видепроблемных совещаний. Предполагается последующая методическая курированиепедагогов на уровне индивидуальных консультаций.
Программа состоит из двух разделов, каждый из которыхреализует определенное направление деятельности «Службы социальной помощи молодежи»:
а) работу сзаместителями директоров по воспитательной работы в школе;
б) работу спедагогами.
Реализацияпервого направления предполагает обучение заместителей директоров школ повоспитательной работе правилам и способам организации системнойпрофилактической работы в учебном заведении.
Назначениевторого направления — привлечение внимания к проблеме наркозависимости,обучение основам профилактической работы.
Содержание разделов перекликается в плане освещения некоторыхобщих вопросов (цель этого — формирование единого понимания проблемы ивыработка единых подходов к организации профилактической работы). Акцент приреализации первого направления делается на организационных моментахпрофилактической работы в школе, в работе же с учителями мы в первую очередьстремимся пробудить не только профессиональный, но и личный интерес к участию врешении проблемы, повысить компетентность педагогов, формировать готовность косуществлению нового вида деятельности.
Любой из разделов построен по блочно-модульной схеме.Смысловым стержнем блока является определенная проблема, но блоки логическисвязаны, каждый является продолжением предыдущего. Кроме того, организациятранслируемого материала предполагает мотивацию участников семинаров наосвоение последующего блока.
Формы работы. Обучение предполагает использование различных теоретическихи практических форм работы: семинаров, проблемно-деловых игр, тренингов, групппрофессионального роста, научно-практических конференций. После освоенияосновных блоков программы предполагается методическое курирование педагогов ввиде организации работы профессиональных групп и индивидуальных консультаций.
Ожидаемые результаты.
По завершению цикла занятий педагоги должны владетьследующими знаниями:
а) содержаниебио-психо-социо-духовной модели химической зависимости;
б) основные факторыи причины подросткового наркотизма как одной из форм девиантного поведения;
в) сущностьпрофилактической работы, основные цели, задачи, формы антинаркогеннойдеятельности педагога;
г) основные функциипедагога в организации профилактической работы;
д) основныетребования к составлению профилактических программ и организациипрофилактических мероприятий
Умения и навыки, приобретаемые педагогами в процессе освоенияпрограммы:
а) умениеспланировать работу, направленную на предотвращение девиантного поведенияподопечных;
б) умение напрактике применять в работе с детьми и родителями различные формы и методыпрофилактики;
в) умение определитьстратегию собственного поведения в работе с детьми;
г) умениеанализировать и вносить своевременные коррективы в собственную деятельность;
д) навыки оказанияпсихологической поддержки ребенку.
Социально-педагогическаядеятельность по реализации программы занимает:
1.Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе – 9, 5 часов.
а) Блок I. Обучающийсеминар «Основы профилактики наркомании» — 3 часа.
б) Блок II.Организационно-деятельностная игра «Система работы учебного заведения поорганизации профилактики подросткового наркотизма» – 3, 5 часа.
в) Блок III.Конференция «Опыт и проблемы организации профилактической работы в учебныхзаведениях города» – 3 часа.
2. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи – 9, 5часов
а) Блок I. Обучающийсеминар «Химическая зависимость как социально-психологический феномен. Подростоки наркотики» – 5 часов.
б) Блок II.Обучающий семинар «Основы организации антинаркогенной деятельности педагога» –2, 5 часа.
в) Блок III.Семинар-тренинг «Формирование навыков эффективного, социально-поддерживающегоповедения педагога в процессе взаимодействия с ребенком» – 2 часа.
Итого: 19 часов.2. План работы по программе
Наименование работы
Наименование блока
Основное содержание работы
Форма работы 1. Работа с заместителями директоров школ по воспитательной работе Блок I. Обучающий семинар «Основы профилактики наркомании»
1. Анкетирование участников.
2. Наркоманическая эпидемия — одна из основных проблем современного общества.
3. Наркомания как сложное, многоуровневое явление.
4. Подростковый наркотизм как форма девиантного поведения:
5. Сущность профилактической антинаркогенной деятельности.Основные подходы к профилактической работе.
6. Комплексный, системный подход как условие эффективности профилактической и реабилитационной работы. Необходимость координации усилий всех структур, система взаимодействия.
Анкетирование
Лекция
Лекция
Лекция, демонстрация видеофильма
Лекция
Групповое обсуждение
Блок II. Организационно-деятельностная игра «Система работы учебного
заведения по организации профилактики подросткового наркотизма».
1. Постановка проблемы «Функции школы в системе социально-педагогического взаимодействия городских структур».
2. Определение основных целей, задач, направлений деятельности. Определение механизмов взаимодействия школы с другими структурами.
3. Пленарное обсуждение субъективных представлений о месте и роли школы в организации профилактической работы.
4. Рефлексия заявленной проблемы.
5. Постановка проблемы «Система
профилактической работы школы.
Новые подходы к проектированию
воспитательного процесса».
6. Программа профилактической ра-
боты учебного заведения:
— принципы
— цели и задачи
— содержание и формы работы
— предполагаемые результаты.
7. Демонстрация и обсуждение наработок творческих групп.
8. Рефлексия заявленной проблемы.
9. Общегрупповая рефлексия игры.
Установочная лекция
Уабота в малых группах
Общегрупповая работа
Работа в малых группах
Установочная
лекция
Работа в малых группах
Общегрупповая работа работа в малых группах Блок III. Конференция «Опыт и проблемы организации профилактической работы в учебных заведениях города».
Содержание конференции:
1.  Состояние наркоситуации в городе на текущий период (доклад представителей Горздравотдела и правоохранительных органов).
2.  Анализ состояния профилактической работы в школах города. Проблемы комплексной профилактики в школе (доклад методиста по воспитательной работе).
3.  Опыт организации работы по профилактике наркомании Службой социальной помощи молодежи города.
4.  Опыт создания и реализации системы антинаркотического воспитания в учебных заведениях города (доклады организаторов профилактической работы в уч. заведениях).
5.  Из опыта антинаркогенной деятельности классного руководителя (доклады классных руководителей). Конференция 2. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи
Блок I. Обучающий семинар «Химическая зависимость как
социально-психологический феномен. Подросток и наркотики».
1. Анкетирование участников.
2. Наркоманическая эпидемия – одна из основных проблем современного общества. Актуальная наркоситуация в городе.
3. Наркомания как явление: выявление субъективных представлений участников семинара о сущности наркомании, выявление личного отношения к данной проблеме.
4. Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости:
а) Химическая зависимость как хроническое, неизлечимое и смертельное заболевание.
б) Биологический аспект химической зависимости: биологические предпосылки заболевания, механизм возникновения и развития зависимости.
в) Психологический аспект: психологические предпосылки употребления ПАВ: психологическая зависимость как»болезнь страха, стыда и вины», болезнь отрицания.
г) Социальный аспект: социальные предпосылки употребления ПАВ, проявление химической зависимости на социальном уровне.
д) Духовный аспект: понятие «духовность» как заполнитель духовного вакуума.
5. Классификация психоактивных веществ. Внешние признаки наркотического опьянения.
6. «Подросток и наркотики».
Анкетирование
Лекция
Дискуссия
Цикл лекций
Лекция
Демонстрация видео-
фильма Блок II. Обучающий семинар «Основы организации антинаркогенной деятельности педагога».
1. Проблемы комплексной профилактики наркомании в школе: основные положения Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
2. Сущность профилактической работы: выявление субъективных представлений участников семинара о характере профилактической работы, о задачах различных социальных структур в организации и развитии профилактики.
3. Субъективные затруднения педагогов в организации профилактической деятельности.
4. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания: причины низкой эффективности реализации зарубежных профилактических программ в России условия эфффективности профи-лактической работы.
5. Свобода выбора подростка как условие формирования адекватного отношения к проблеме химической зависимости.
6. Границы педагогического воздейсвия в условиях свободы выбора ребенка: роль и место педагога в организации профилактической работы.
Доклад методиста по воспитательной работе
Работа в малых группах с последующим совместным обсуждением
Работа в малых группах
Лекция
Групповая дискуссия
Работа в малых группах
Блок III. Семинар-тренинг
«Формирование навыков эффективного,
социально-поддерживающего поведения педагога в процессе взаимодействия с ребенком».
План семинара-тренинга:
1.            Ресурсы личности. Ресурс Я (Я-концепция). Точки соприкосновения педагога и ребенка, стратегии взаимного развития.
2.            Субъективный контроль над собственным поведением и поведением ребенка.
Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения.
3.            Общение. Психологическая поддержка, ее эффекты. Эмпатия. Аффилиация.
Социальная компетентность.
4.            Преодоление проблем, их разрешение. Осознание собственных поведенческих стратегий, путей их развития или изменения. Проблеморазрешающее поведение педагога и ребенка.
5.            Социально-поддерживающее поведение. Как сделать детский коллектив открытой и социально-поддерживающей системой. Семинар-тренинг

Заключение
Мы живем в эпоху, когда отстраненность значительной частинаших сограждан относительно проблем жизни общества является печальнойреальностью. Но истина в том, что какую бы позицию мы не занимали, происходящеевокруг рано или поздно сказывается на судьбе любого. Еще несколько лет назадбольшинство из нас демонстрировало полное безразличие к проблеме наркомании,полагая, что лично он и близкие ему люди не имеют никаких отношений спсихоактивными веществами. Сегодня даже при этом условии мы начинаем понимать,что это не чужая беда: современную ситуацию можно определить какнаркоманическую эпидемию. И любой здравомыслящий человек не может не понимать,что не только будущее, но и настоящее нас, наших детей зависит только от нассамих и не может уклоняться от участия в профилактической работе. Говоря опрофилактике, мы имеем в виду прежде всего подготовку растущего человека ксвободному, а значит осознаннному и ответственному выбору в пользу здоровогообраза жизни, формирование такой системы ценностей, которая бы позволила емусказать нет любому психоактивному веществу.
Львиная доля ответственности в этом случае возлагается наинституты воспитания человека: семью и школу. Школьные работники какпрофессиональные педагоги должны донести до детей и родителей объективныезнания о болезни химической зависимости, сформировать у тех и другихспособность определять верную стратегию собственного поведения.
Данная программа не претендует на всестороннесть освещенияпрофилактической антинаркогенной деятельности педагога, поскольку системадеятельности находится в стадии разработки, но автор надеется, что помещенныездесь материалы помогут многим педагогам, делающим первые шаги в указанномнаправлении, получить достоверную информацию о наркотиках и наркомании,определить собственную позицию и в различной форме донести эти сведения додетей.
Список литературы
1. Бочарова В.Г.Педагогика социальной работы. — М.: Аргус, 2004. – 207 с.
2. Гарифуллин Р.Р.Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов иродителей. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 235с.
3. Гуслякова Л.Г.Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы // Материалымежрегиональной научно-практической конференции «Теория, практика и образованиев социальной работе: реалии и перспективы». — Барнаул: Общий отделадминистрации Алтайского края, 2001. – 573 с.
4. Исмуков,Н.Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотическойи алкогольной зависимости. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384 с.
5. Методики оказаниясоциально-психологической помощи семье и детям // Российский фонд социальныхреформ. – М.: Просвещение, 2001. – 117 с.
6. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 448 с.
7. Потолова Л.М.Некоторые проблемы и особенности организации социально педагогической работы сдетьми из неблагополучных семей // Образование и социальное развитие региона. — 1995. — N 2.
8. Современные социальныетехнологии: теоретико-прикладные аспекты: Сборник научных трудов / Под науч.ред. Б. Ф. Усма-нова.— М.: МГСА, 2000.— 155 с.
9. Социальная работас подростками девиантного поведения // Проект алтайского краевого кризисногоцентра для мужчин. – Барнаул: UNICEF,2002. – 58 с.
10. Теория и практикасоциальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Под ред. В.М. Сафроновой. — М.: РГСИ, 1992. – 357 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.