Реферат по предмету "Социология"


Профилактика раннего материнства и ранего брака

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Исторические взгляды на семейный брак. 4
1.1. Семья и брак в процессе исторического развития –эволюция семейно-брачных отношений. 4
1.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение. 5
1.3. Семья в библейские времена. 6
Глава 2. Сущность, структура и функции современной семьи.Проблемы современной семьи. 11
2.1. Взаимосвязь функций семьи. 16
2.2. Проблемы современной семьи. 21
Глава 3. Причины и последствия раннего брака и материнства. 24
3.1. Последствия раннего материнства и отцовства. 26
3.2. Социальная работа по профилактике раннего брака иматеринства. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
Список литературы. 31ВВЕДЕНИЕ
Данная темаявляется актуальной на сегодня. Цель работы выяснить причины раннего брака иматеринства, рассмотреть поставленные задачи.
Во все временачеловек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимоот социально-экономических условий и государственных режимов именно семьяявлялась основой общества. А лучше сказать, семья и есть самое первоначальноеобщество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждойконкретной личности.
          В семье человек получает истинное и существенное воспитание иначинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни вцелом. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации игосударства прямо пропорционально относится и всецело находится в зависимостиот наличия и уровня нравственных идей и их реализации в семье. Пугающейпредставляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкогораспространения информации эротического и сексологического содержания.Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетиястановятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены,предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность,которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек,заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такойнеграмотности. Многие матери отказываются от своих детей. В основном какотмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты,на юных матерей оказывают давление родители, они же настаивают на прерываниибеременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которыезакладываются в семье будущей матери. Полноценно развиваться и осваиватьокружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самаяважная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору вжизни.
         Наркомания, пьянство,отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные порокиповергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этихразрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективусохранения русского народа.
          То, что ребенок вдетские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующейжизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в нейребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительностисвоего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не можетсравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и кпоступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Глава 1. Исторические взгляды насемейный брак.1.1. Семья и брак в процессеисторического развития – эволюция семейно-брачных отношений.
В ходекультурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачныхотношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем иженой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носилокачественный характер.
Брак вдревности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма ичтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в ДревнемВавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж долженбыл выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение ибрак-сделка были обычным явлением.
В ДревнемЕгипте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям.Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю илинаследуемые семьей государственные посты.
Перваяисторическая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом,включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знаети эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занималаженщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу накровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как ужеотмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, чтомужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактическиневозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать былотолько мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее,материнский, род.
В периодматриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашенияхсобственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоныженились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогалосохранить трон, династию и наследство.
Так Клеопатра(69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем послеего смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владетьЕгиптом.
Первые законыримского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. Всоответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узамибрака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись всеправа мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характерусвоих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом.Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, атакже ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много вековспустя Римское право легло в основу английского законодательства, котороепо-прежнему закрепляло за мужьями большие права.
В периодрабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы –служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны –респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», заизмену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни,являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные женщины(так называемые «женщины для наслаждения»).
Нравы вДревней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать вполовую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил.Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннегомужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик).Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, котораязаключалась в рождении детей.
Приведем словаФ. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческимпоражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена былалишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, впростое орудие деторождения».
С появлениемчастной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой смногочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжатьсяличным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в домепереходила к сыну. По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужемложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько головрогатого скота.1.2. Европейский брак всредневековье и Возрождение.
 На протяженииIV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров,которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, всоответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружескаяневерность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французскиеплемена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. Приэтом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи,ради сексуального и экономического удобства.
С переходом отплеменной к национальной общности, по мере усиления королевской власти,феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе иправо принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние векаовеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующимобразом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу бракбыл социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» своюдевственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательствасодержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак былполитическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То жесамое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековыхгородов и среди купечества.
Представленияо серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали подокном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены,под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление отрубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.
К эпохеВозрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольномсоюзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения набрак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс, посуществу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламеннойчувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, видеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшимидобродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детейприносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием закакой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко». 1.3. Семья в библейские времена.
 Исследователидревнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главойявляется старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален.Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имелабсолютную власть над потомством.
Семья не былазамкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы,приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились подзащитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, чтотребовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя».Месть могла осуществляться в виде «вендетты» — кровной мести.
«Брачныйсговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Женихуплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) – отчасти чтобы как-токомпенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которыхона в будущем родит, будут членами семьи мужа. В большинстве случаев жених невидел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходилобмен дарами.
И мужчины иженщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но непоощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей изособ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блудполагалось наказание.
Существовалочеткое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большейсвободой и ценностью в глазах общества.     Предназначением женщины быловынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Онадолжна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и вовсем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, ивсе решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многиеженщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях.Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств– гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».
Языческаясемья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русскаясемья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не наотношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», какподчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи»
Женщинаобладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только властьотца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться кматери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» — старшая наиболеетрудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ейподчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал завнешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннемпространстве – доме и семье.
Аналогичнуюкартину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве другихязыческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдаетсяпаритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между нимисложны и неоднозначны, включая и борьбу. В отношениях же родителей и детей детизанимали подчиненное положение.
Христианскаямодель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуетсясменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннегохристианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, подзапретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершегожениться на его вдове.
Во времена первых христианконцепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главнойфигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – главарода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя,как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
В примитивном,дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть(а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания,делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественныхотношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и,далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель –Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отцасемьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее иБогу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости,умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, какточно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит стольважное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенноинтересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Какотмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две моделисемьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.
Идеальнаяхристианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земнаясемья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария.Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь,здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отцагенетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модельхристианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.
Интересно, чтов католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив,почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль.Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина кнаследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 –1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью бракаявляется рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности.Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферыотношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландиии Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовноеединство мужа и жены.
Некоторыеограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесеныв Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическоеосуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев,особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторскиеустановки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периодаколонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занималибесправное, подчиненное положение.
По мере тогокак в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикальноменялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, ав дальнейшем набирающее силу феминистское движение. В христианском писаниибольшее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детейи тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежнаяданность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальныхотношений:
«А о чем выписали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежаниеблуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь другот друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, апотом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление»(1-Коринф.) И повозможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем,как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене»[1-еКоринф. 7,32.33]
Внутрисемейныеотношения по «Домострою». В российском религиозном мировоззрении корниязычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православноехристианство встало в борьбе между двумя языческими началами – женским имужским – на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированиюмужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролейв семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, амужу.
Термин семья вее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом»,обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которогонаходятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми длянормальной жизни домашнего организма.
Обязанностьглавы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе идуховном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всюдомашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, оназанимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанностьотца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимаютсовместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Роль жены иматери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регуляторомэмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейнуюблаготворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то естьпоступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что всемейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие исрамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»
Любовь к детямв Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как изабота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота одуховном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам,чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушаниев детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежитцерковному отлучению и смертной казни.  
К настоящемумоменту появились такие семьи, описание которых в историческом контексте несоответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатирназывает их нетрадиционными: неполные семьи и смешанные (по определению В.Сатир это семьи которые объединяют части ранее существовавших).  
Генезис семейно-брачных отношенийпроисходит в соответствии со сменой культурно-исторических эпох, общественныхотношений и религиозных представлений. Глава 2. Сущность, структура ифункции современной семьи/>. Проблемы современной семьи.
Семья— один из наиболее древних социальных инсти­тутов: она возникла в недрахпервобытного общества зна­чительно раньше классов, наций и государств.Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроиз­водством»непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуальногосознания.
В процессе историческогоразвития отношения семьи и общества, семьи и личности систематическиизменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществеспособа производства, образа жизни и обществен­ных отношений. Прогресс обществав значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминацииженщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачномзаконодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий длясовершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитатель­ногопотенциала.
Семьяявляется ячейкой общества, поэтому на ее фун­кционирование влияют всесоциально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так инегативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояниенепосредственно воздействуют факторы окружающей соци­альной среды, то, что мынаблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.
Анализ реальноскладывающейся ситуации в семье по­казывает, что наряду с общимихарактеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и ролиженщины в семейной жизни.
Семья— малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе иродственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), насовместном ве­дении общего хозяйства и взаимной моральной ответствен­ности[1].
Жизньсемьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семьюсменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, атакже от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культураобщества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятиесемья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложнуюсистему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и ихдетей, других родственников.
Внастоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семейсостоят из супругов с детьми. За пе­риод между переписями с 1970 по 1979 г. вСССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов.В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс.брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей[2].Следует от­метить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всехсемей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% [3].
Внутрисемейныеотношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) таки групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в большихсемьях).
Сущностьсемьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная,хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная. Репродуктивнаяфункция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е.принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобычерез 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо,чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к.иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своихродителей. В целом 1000 человек населения, состоящего  из 2-х детных семей,через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике длявоспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей.В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличениязанятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает.Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Такимобразом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться одинработник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетныхсемей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности спозиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями,перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населенияи других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличениедеторождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.
Сейчассредняя семья в Рос­сии состоит из 2-3 человека. Этот показатель существенноразличается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеетнаселение Таджикистана и Азер­байджана (средняя численность детей составляет5—6 че­ловек), а наименьший показатель — население стран При­балтики,Белоруссии. Здесь значительный удельный вес за­нимает семья с одним ребенком.Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. Ихотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простоевоспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен,сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионовстраны.
Нарепродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество неможет безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придаетсяздоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствуетстатистика, до 15% семей страдают беспло­дием, причем 40% из них по причинебесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживаетсяне только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями иправовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в1997 г. смертность превысила рождаемость в России. На поведении молодежиотражаются знания обо всех сто­ронах семейной жизни. Как показываютсоциологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений междусупругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильныхустановок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих ихвоспи­тания (И.С. Кон).
Сегоднязначительная часть молодежи или совсем не по­лучает информацию о семье, об этойсложной стороне от­ношений, или получает ее очень недостаточно, что отрица­тельносказывается и на дееспособности семьи, и на ста­бильности браков. К сожалению,подготовка к браку сво­дится лишь к теоретическим изложениям некоторых догмсемейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональ­ной, психологическойготовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладыватьсемья. Такая эмо­циональная подготовленность — основа умения любить, бе­режно,внимательно, чутко относиться к ближнему, старать­ся понимать других иправильно оценивать свое поведение.
Оптимизироватьпроцесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же,не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспита­ния,включая и искусство, и массовую информацию, и об­щественное мнение, иобщественные организации. Что касается хозяйственно-потребительской функциисемьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше­ний, как ведениедомашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функцииможно особо вы­делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при егоподготовке к будущей самостоятельной жизни.
Тенденцияк установлению равноправия в семье пози­тивна по своей сути. В то же время перекосв сторону фе­минизации семейного управления в связи с возросшей эко­номическойсамостоятельностью женщины, ее определяю­щей ролью в воспитании детей ведет кнарушению психо­логического комфорта. Семья как первичная ячейка являетсявоспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываютсядети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развиваетсяумение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях,родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ,накапливает опыт общения с деньгами.
Лучшийпример — это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражениемродителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можноговорить и о самовоспитании в семье.
Если говорить о ребенке, тов семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы­ваетпомощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, аглавное, учится разумному потребле­нию материальных и духовных благ. Эффективностьсемейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономическогопотенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата [4].
Семьяоказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль всамом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные,психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая со­циальнаягруппа, семья обладает огромным диапазоном вос­питательного воздействия. Этоособенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами,наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей,совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитетродителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем ит.д.
Семьялегче и эффективнее всего осуществляет индиви­дуальный подход к человеку,вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулируетпрояв­ляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется сотрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годыжизни ребенка прихо­дится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций,познавательной активности, характера), то значение семей­ного воспитанияоказывается практически незаменимым компонентом среди других социальныхинститутов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в до­школьныегоды, семья часто лишается их вообще.
Конечно,у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работыс детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованностии общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей тогоили иного родителя (они могут быть на­правлены и на воспитание ханжеских икорыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностьюдуховно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ееморально-психологической атмосферой. Подлинный авторитет завоевывается непросто дидакти­ческими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особеннов школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет неподвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легкопереходит в свою противоположность, как только лишается своих под­порок.Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянииего наказать. Или молодой человек начинает сам, любыми путями, поройнечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками,заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблеманравственного внутрисемейного ав­торитета очень важна и актуальна, так как еерешение выходит далеко за рамки семьи и школы.
Настоящеевоспитание в семье — большой труд: и фи­зический, когда мать ухаживает замалышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению,это требование в должной мере не осознается обществом (вос­питание недостаточностимулируется материально, а нрав­ственная и социальная ценность трудаматери-воспитатель­ницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в тру­довомзаконодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая частовоспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием». Восстановительная функциясемьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга иотдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправенадеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется нетолько нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда иотдыха, режима питания и прочее.
         Организация досугаиграет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановленияфизических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему.Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом.Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит большездоровья для семьи в целом и каждого её членов. Под структурой семьи понимаетсясовокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства исистему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти,авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся наавторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные,матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий моментзанимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие всемье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи поотношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивалэкономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний деньподавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности,экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественныхрешениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности,равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости иувеличению числа разводов. Основой современного брака становятся неэкономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений./>2.1. Взаимосвязьфункций семьи.
Основноеназначение семьи — удовлетворение общест­венных, групповых и индивидуальныхпотребностей. Яв­ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд еговажнейших потребностей, в том числе и в воспро­изводстве населения. В то жевремя она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а такжеобщесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы­текают основные функциисоциалистической семьи: репро­дуктивная, экономическая, воспитательная,коммуникатив­ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест­вует теснаявзаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо­полняемость.
Репродуктивнаяфункция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвуетне только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на­селения.Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурнымдостижениям челове­чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот­вращением«воспроизведения в новых поколениях различ­ного рода биологических аномалий»[5].В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современнойсемье иметь детей, на эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур­налов.Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал такимактуальным. Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим тольконекоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен типмногодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо­лее половинывсех семей имеют одного ребенка или вооб­ще не имеют детей, значительноуменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причинвозникновения такой ситуации демогра­фы называют распространение городскогообраза жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во­семьсемей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населениястраны. Немало сельских се­мей ведут городской образ жизни. Производственная за­нятостьженщины, рост культуры людей, взрыв потребно­стей — это тоже относят к числууказанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова­тельностьдруг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными итонкими психологиче­ски, в их основе на первом месте —нравственные нормы, а неэкономическая зависимость, как было раньше. Меняет­ся и отношение к детям. Имеявесьма скромный прожи­точный минимум и более чем скромные жилищные усло­вия,многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьмиобзаводятся крайне ред­ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро­шоодеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.
Однако часть социологов идемографов главную при­чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на­блюдаласьвысокая детская смертность. Она компенсиро­валась высокой рождаемостью.Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились какк вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Длявоспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперьдостаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертностисократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла­нировать столько детей,сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что неодин ре­бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десятидоживут до свадьбы. Такое планирование мно­гие родители фактически ужеосуществляют.
Нетруднозаметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаютсяв еди­ный комплекс, который и привел к снижению рождае­мости. Вместе соснижением рождаемости изменяется и струк­тура семей. Они в основном состоят издвух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ­единяюттри-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв­ления закономерны и не должны вызыватьбеспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в которомзаинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводстванаселения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становитсяотцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что населе­ние, состоящее издвухдетных семей, примерно через трид­цать лет теряет третью часть своейчисленности. Для про­стого воспроизводства для населения нашей страны необходи­мо,чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь­ные по двое. Однако обществозаинтересовано в том, что­бы численность населения возрастала, а не только вос­производилась.Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодыхродителей на­много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодоленосовместными усилиями общества, семьи и лич­ности. Тут необходимывзаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологическиемеры.
Заложенныйот природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребностьиметь детей, ра­стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб­ностичеловек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Еслисупружество пробуждает в лю­дях новые силы и новые чувства, то появление детейпре­ображает супругов. В них пробуждается родительская лю­бовь и развиваетсяцелая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться срождением детей: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство.
Ав чем суть общесемейных интересов, связанных с ре­продуктивной функцией? Ониимеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей,то появляются естественные условия для формирования пол­ноценного семейногоколлектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятнуюобстанов­ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ­ции. В семье,где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколькодетей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, естьза кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активноевзаимовоспитание детей, в жиз­ни каждого ребенка естественным образомвоспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това­риществаи дружбы, любовь к брату или сестре.
Итак,семья — единственный и незаменимый производи­тель самого человека, продолжениярода. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни,восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведетсвое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Всеэто, вместе взятое, составляет экономическую функ­цию семьи. Продолжительноевремя ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут котмиранию не­посредственного участия семьи в производстве средств к жизни, чтоее участие в общественном производстве долж­но сводиться только к тому, чтобывзрослые члены труди­лись на государственных предприятиях и таким образомобеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход внастоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей вкооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, раз­витиесемейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производствоматериальных благ, в улуч­шение благосостояния семьи, расширяют ее воспитатель­ныйпотенциал.
Влияниеэкономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может бытьдвояким: спра­ведливое распределение домашних обязанностей в семье междусупругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствуетукреплению супружеских от­ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей.При несправедливом распределении домашних обязанно­стей в семье, когда онивзваливаются в основном на жен­щину, мужчина выступает в роли «патриарха», адети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не­благоприятным.
Сэкономической функцией тесно связана проблема уп­равления семьей, то естьвопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньшеприсущи чер­ты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраз­дельная власть,встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь вруках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо­точенсемейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такоеположение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливаетсянепомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушаетсяпсихологическое равновесие. Для большинст­ва семей характерно примерно равноеучастие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про­грессивныйпринцип семейного управления. При этом ра­венство супругов должно бытьпримерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле­жатьпервенство, а в ряде других вопросов право решаю­щего голоса может принадлежатьмужчине. К этому надо стремиться каждой семье.
Всемье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет еевлияние на подрастающее по­коление. Успех выполнения воспитательная функциисемьи зависит от воспита­тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп­лексусловий и средств, определяющих педагогические воз­можности семьи. Этоткомплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структурусемьи, раз­витость семейного коллектива и характер отношений меж­ду егочленами. Он включает идейно-нравственную, эмо­ционально-психологическую итрудовую атмосферу, жиз­ненный опыт, образование и профессиональные качества,родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи.Следует учитывать характер об­щения в семье и ее общение с окружающими, уровеньпе­дагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца),распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи сошколой и обществен­ностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самогопроцесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со днярожде­ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственнынепрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ниодин другой воспитатель­ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи надетей в различные периоды их жизни неодинаково. Са­ма естественная жизнь всемье учит дошкольника, а за­тем и школьника очень и очень многому. Так каксемейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответногочувства детей к родителям, оно более эмоцио­нально по своему характеру, чемлюбое другое воспита­ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не­редкос разными профессиональными интересами. Это по­зволяет ребенку наиболее полнопроявлять свои эмоцио­нальные и интеллектуальные возможности.
Характернаяособенность воспитательного влияния се­мьи на детей — его устойчивость. Обычноправильное от­ношение родителей к воспитанию детей раннего и дош­кольноговозраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественнойактивности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детейпреддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на ихобщественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активнейшеевоздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальнуюнаправленность лично­сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде­льюобщества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальныхустановок и формирова­ния жизненных планов. Общественные правила впервыеосознаются в семье, культурные ценности общества потреб­ляются через семью,познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи навоспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Еслисемья имеет несколько детей, то появляются есте­ственные условия дляформирования полноценного семей­ного коллектива. И это обогащает жизнь каждогочлена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно­го выполнения семьейвоспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется.А.С. Ма­каренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитаниеединственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Дажев том слу­чае, если семья испытывает некоторые материальные за­труднения,нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функцияорганически слива­ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и междудругими функциями. Все большее значение социологи придавали и при­даюткоммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации(телевидение, радио, периодическая печать), ли­тературой и искусством; влияниесемьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и нахарактер ее восприятия; организация внутрисемейного об­щения. Если семьяуделяет выполнению этой функции доста­точное внимание, то это заметно усиливаетее воспитатель­ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя­зывают(иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданиюпсихологического климата се­мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашудина­мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси­хологической ячейки.Поэтому эти вопросы подробно рас­сматриваются в последующих главах. В настоящеевремя заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Ворганизации семейного досуга обнаруживается не­мало ошибок: слишком многовремени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за­частуюнедостаточно уделяют времени своим детям, ссы­лаясь на занятость, усталость ит. п. Преодолеть эти ошиб­ки — задача современной молодой семьи.
Жизньсемьи многогранна. Мной кратко рассмотрены только ее предназначения и основныефункции. Но и этот анализ показывает, что она удовлетворяет и многообраз­ныеиндивидуальные потребности личности (материаль­ные, духовные, физиологические идр.), и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности об­щества.Как общество влияет на семью, создавая опреде­ленный ее тип, так и семьяоказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежитважная роль в ускорении экономического и социального развития общества, ввоспитании подрастающего поколе­ния, в достижении счастья каждым человеком.Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки обществаневозможно—необходимость семьи обус­ловлена потребностью человеческого обществав духов/>ном и физическом воспроизводстве самогочеловека.2.2. Проблемы современной семьи.
Сам фактвступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью,продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18 %супружеских пар не желают вообще иметь детей. Сложные экономические условиярадость от рождения ребенка превращают в борьбу за выживание.
Распад семьи,разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количестворазводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1млн. в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый годсовместной жизни, а 2/3 — на первые 5 лет. С ростом разводов растет иколичество неполных семей, чаще с одной матерью. Это приводит ко многим другимпроблемам и к повышенной занятости матери, вынужденной обеспечивать себя иребенка, и к растущей отчужденности ребенка, так как мама не может уделять емудостаточного внимания, и как уже говорилось неполноценному развитию личности.
Другаяпроблема – это маскулинизация женщин, связанная с развитием бизнеса в России идругих странах. Женщины, занимающие ключевые руководящие посты, в борьбе завыживание в жестоком мире бизнеса постепенно теряют свои исконно женские чертыи все больше становятся похожими на мужчин. Ведь женщинам приходится жертвоватьтакими ценностями как личными отношениями, семьей, детьми. А такжеуступчивостью, покладистостью, беззаботностью и нежностью. Как показываютисследования, треть женщин занимающих руководящие посты в наиболеепреуспевающих компаниях, не имеют детей, в то время как большинство их коллегмужчин являются счастливыми отцами и мужьями.
Экономическаясамостоятельность женщины привела к тому, что мужчина перестал бытьединственным кормиль­цем семьи, и это сказалось на семье не лучшим образом. Всвое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играетинструментальную роль (он — кормилец и защита семьи от давления внешних обстоя­тельств),а мать —экспрессивную (она—хранительница очага и мира в семье, ее эмоциональныйцентр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и пере­грузоквнешнего мира). Ныне работающая мать также ока­зывается способной выполнятьинструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказы­ваетсяпод вопросом либо отец вовсе устраняется. Глубо­кое нарушение взаимодействиямежду супругами приводит, в конце концов, к тому, что одна только женщина имеетвласть над домочадцами. В такой семье бытует вариант домашнего поведения(«игры») «Я одна везу этот воз» или «Чуткий коготь» (заглавие одной из статей в«Литературной газете» О.Чайковской), когда жена и мать «вкалывает, как лошадь»,и на производстве, и дома. И хозяйство, и воспита­ние детей, и школа, иобщественные поручения — все на ней. Муж у такой женщины — «порочный»: всевремя про­водит у телевизора, в курении на лестничной площадке, за выпивкой;дети по углам не смеют пикнуть. Ссоры, попре­ки, несчастна жена, несчастен муж,несчастны дети — инфантилы со сломленной волей.
Между тем длянормального существования супружест­ва и оптимальной социализации детейнеобходимо наличие, совместное участие и ответственность обоих супругов. Зна­чениеотца в воспитании детей имеет тем большее значение, что без него подготовкаребенка к роли супруга и родителя оказывается неполноценной. В этом планевлияние родите­лей (не только их подход к ребенку, но и то, как они самивыполняют свою половую роль, каковы их супружеские от­ношения и т. п.)оказывает прочное воздействие на после­дующую жизнь человека. В дальнейшемвозможны сущест­венные изменения, но они никогда не бывают тотальными. Пугающейпредставляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкогораспространения информации эротического и сексологического содержания.Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетиястановятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены,предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность,которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек,заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такойнеграмотности.
Настоящимбедствием в стране стали аборты. Известный итальянский юрист РафаэльБаллестрини писал сто лет тому назад: «Самым верным доказательством полногонравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться деломпривычным и абсолютно приемлемым». Это страшное предсказание стало у нас фактомповседневной жизни. При молчаливом попустительстве общества, по официальнойстатистике, в стране ежегодно убиваются 8 млн. детей. Аборты превратились вмассовый террор против собственных детей.
Многие материотказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давлениеродители, они же наслаивают на прерывании беременности. Вот почему большоезначение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери.Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе слюбящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана срождения, то человек просто теряет опору в жизни.
Наркомания,пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественныепороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этихразрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективусохранения русского народа. В противоположность Западу цивилизация в Россииносит преимущественно духовный характер. Идея совершенствования души,преодоление греховной природы тела, постижение высшего смысла земной жизни длярусского человека всегда были ближе материального благополучия. АрхимандритИларион (Троицкий) достаточно глубоко, на наш взгляд, подметил: «Идеалправославия есть не прогресс, но преображение…. Новый завет не знает прогрессав европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той жеплоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствиеэтого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Следовательно, противоречие двухцивилизаций не вызвано какими-то конкретными несовпадениями отдельных сторонжизни. Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, системценностей.Глава 3. Причины ипоследствия раннего брака и материнства.
        Вступление в половыеотношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующимобстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желаниепривлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средстводоказать свою взрослость, насилие.
Чаще всего эти половые связи приводят к такимпоследствиям:  

   — ранняя беременность, которая чаще всегозаканчивается абортом со всеми его негативнымипоследствиями;  
   — браки, заключенные между юношами и девушками, недостигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся утаких родителей, — слабыми;  
   — воспалительные заболевания половых путей и опасностьзаражения болезнями, передающимися половым путем;  
   — гинекологические заболевания как следствие аборта,беременности и родов в подростковом возрасте;
   — трудноразрешимые социальные и морально-этическиепроблемы, связанные с ранним материнством;  
   — ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит кнарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этомвозрасте только налаживается.



        Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуждаютдевушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Замужняя школьница,обремененная семейными проблемами, становится привычным явлением для нашегообщества, где в последние годы все большее распространение приобрело раннеевступление в брак. Если в свое время раннее вступление в брак было характернойособенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретитьи в городе.
        Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинствеслучаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обрядабракосочетания берет на себя духовенство. И лишь когда в семье рождаетсяребенок, и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родителиприходят в ЗАГС. Обратная сторона раннего замужества — это частые разводы.
Для малолетнихневест замужество неизменно означает раннюю беременность, что становится самойраспространенной причиной смерти девушек до 19 лет. Ранние браки, особенно длядевочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15-16 лет,девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика,характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтомусемейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и впоследствии всегоэтого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его.
По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав — права на образование, которое необходимо для полноценного вступления вовзрослую жизнь.
Когдасегодняшний подросток что есть силы стремится выскочить замуж (жениться),иногда даже не дожидаясь разрешенного возраста — это для многих родителей,конечно, проблема. Причем зачастую неожиданная. Родители и педагоги начинаютзадавать вопрос о причинах ранних браков.
Ранний брак — это брак, заключенный до наступления брачного возраста поспециальному разрешению административных органов. Но интересно то, что сегоднязачастую браки, заключенные в 18-20 лет, тоже считаются ранними. Так что можетбыть, именно с точки зрения психологической, а не юридической, не стоитпривязываться в этом вопросе к конкретному возрасту. 
         И одна из причин ранних браков именно в том, что основная их причина — стремление сбежать от родителей. В тех семьях, где родители муштруют выросшихдетей, следят за ними, не уважают их достоинство, да если просто ребенку негде«голову приклонить», нет понимания, нет чувства дома — из таких семейподростки бегут куда угодно. И нередко самым простым выходом кажется раннийбрак (причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что какправило, жена уходит жить к мужу, но если мальчик может уйти жить в семью жены- то и он может жениться, чтобы спастись от родительского диктата). Следующаяпричина — выросшие дети убегают от тяжелого климата в семье, от постоянныхродительских распрей или от вечной войны между папой и мамой, когда даже всамом убранном и обустроенном доме постоянно ощущается не уют.
         При нынешней сексуальной информированности и достаточной свободе естьродители, которые всеми силами регламентируют интимную жизнь детей хотя весьинтерес детей к этой жизни определяется банальным любопытством. И оказывается,до сих пор имеется тенденция регистрации брака для того, чтобы получить правона интимную жизнь. Понятно, что как только любопытство удовлетворено, бракстановится не нужным и легко расторгается. Социологи и педагоги говорят:«Ранние браки непрочны....» Но в том и слабость такой статистики, чтобраки-то разные. И непрочны именно те из них, которые и браками назвать сложно- пожалуй только фиктивными, потому что в таких браках нет изначальногосерьезного намерения создать семью.
          Подросткам, которые серьезно готовятся к совместной семейной жизни,  бываетнелегко сохранить прочность своего брака — легко говорить об«ответственности за семью», а кто этому  научит. Ведь если в ранниебраки убегают дети из откровенно проблемных семей — то понятно, какую«школу» и какие впечатления они получили в доме родителей. И именнопо этой модели, даже бессознательно, они могут строить и свои семьи — потомучто другой-то модели для них нет.
Еще однойпроблемой раннего брака является так называемая игра в семью: именно потому,что негде научиться собственной семейной жизни, дети заключают такой брак какбы в шутку. Причем стремятся сделать это как можно раньше — чтобы было время в случаечего начать сначала.
      Если ранний брак заключается с целью убежать из родительской семьи,поставить эксперимент на себе или на партнере, а то и еще хуже — насолитьлюбимому (или любимой), который(ая) отверг(ла) чувства, — понятно, что из такогобрака получится мало чего хорошего, такие браки не долгие.

3.1. Последствия раннегоматеринства и отцовства.
     Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают даже больше, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, но некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом. Влияние раннего материнства на дальнейшее развитие девушки-подростка и как юные отцы справляются со своей ролью.
     Обычно юные матери преждевременно прекращают занятия в школе; они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах и испытывают большую неудовлетворенность своей работой. Они чаще попадают в зависимость от государственной поддержки. Юные матери должны продолжать свое собственное личностное и социальное развитие, в то же время пытаясь адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного  ребенка.
     Влияние раннего отцовства на жизнь юношей также может быть отрицательным и иметь отдаленные последствия. Многие ощущают давление, требующее от них оказания поддержки своим новым семьям, поэтому юные отцы часто бросают школу и обычно получают меньшее по объему образование, чем те их сверстники, которые не обзавелись детьми. Также для них более вероятно получить неквалифицированную низкооплачиваемую работу. С течением времени у них чаще возникают семейные проблемы, которые нередко приводят к разводу.
     Часто забеременевшие девушки-подростки сталкиваются с сильным неодобрением своей семьи или уже находятся в конфликте со своими родителями к моменту беременности. Однако если они не выходят замуж, то у них часто нет выбора, и им приходится во время беременности и после родов продолжать жить дома, находясь в зависимом положении. Поэтому, с целью избежать подобной ситуации, у некоторых девушек-подростков возникает мотивация вступить в брак и обзавестись собственным хозяйством. Но замужество не всегда является наилучшим решением проблем юной матери.
       Некоторые исследователи считают, что, несмотря на то что раннее материнство мешает взрослению, во многих случаях оно предпочтительнее раннего материнства в сочетании с ранним замужеством. По статистическим данным, вступление в брак в старшем подростковом возрасте чаще приводит к прекращению учебы в школе, чем подростковая беременность. Кроме того, те, кто вступает в брак в столь юном возрасте, разводятся чаще, чем те, кто сначала рожает ребенка, а замуж выходит позднее.
      Дети родителей-тинэйджеров также находятся в невыгодном положении по сравнению с детьми родителей более зрелого возраста. Они могут страдать от того, что их родителям не хватает опыта выполнения взрослых обязанностей и заботы о других. Поскольку эти юные родители испытывают стресс и фрустрацию, они чаще пренебрегают своими детьми или жестоко обращаются с ними. Дети юных родителей чаще отстают в развитии и когнитивном росте. Если в семье одновременно присутствуют такие факторы, как нищета, разногласия между супругами и плохое образование родителей, то шансы возникновения этих проблем у ребенка увеличиваются.
     Тем не менее некоторые юные родители отлично справляются с воспитанием своих детей в то время, как продолжают взрослеть сами. Для этого им почти всегда необходима помощь. Важнейшей социальной задачей остается помощь юным родителям и их детям, направленная на то, чтобы они успешно развивались и стали продуктивными членами общества. 3.2. Социальная работа попрофилактике раннего брака и материнства.
         Важное значение имеет половоевоспитание — это комплекс воспитательных и просветительных воздействий наребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половыхролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половоевоспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узкомсмысле  понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни.
         Половое воспитание современных детей и подростков осуществляетсястихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных ипротиворечивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта рольими, как правило, недостаточно осознаётся. Главной задачу родители видят впредотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самымрасценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющихдетей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам,важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи.Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы,предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
        Важный канал полового воспитания — средства массовой информации,которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость,наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этогоканала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемыдля массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране;трудно также достичь попадания информации по точному адресу — детям иподросткам определённого пола, возраста.

        По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание можетбыть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ вобразовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятийпрактически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, чтоцеленаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков ипровоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программыосуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, чтополовое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, онообеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровыхустановок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаютсяпоказатели внебрачной беременности подростковой, ранних браков, абортов,венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.
       В 90-х гг. в Российской Федерации наметилась тенденция преодоленияупущений в области полового воспитания. В ряде школ введён экспериментальныйкурс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативныхслужб и центров, призванных способствовать половому воспитанию детей иподростков.
       При создании системы полового воспитания в образовательном заведенииперед педагогами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Полнаяпрограмма полового воспитания охватывает все звенья общего образования отдетского сада до старших классов. В начальной школе половое воспитание совпадаетс изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущихи изменяющихся людей. Детям сообщается, что мужчины отличаются от женщин и чтооба пола призваны вместе производить потомство. Учителя пытаются тактичноисправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классахпедагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста (разъясняютдетям проблемы менструаций, поллюций, изменений в их теле, связанных споявлением вторичных половых признаков и др.). Большинство подростков вступаетв период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интереск сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросамиответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней,передающихся половым путём. Важны также информация о социальных ипсихологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, атакже абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. Вполовом воспитание от учителей требуется особый педагогический такт,всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимойсоставной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными иматериальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей,которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этойсвязи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательнаяфункция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду,уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будетобщество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное напринципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важнообщение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формированияличности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важнынравственные принципы, главным из которых является — уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут бытьконфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чемменьше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Особенно велика роль планированиясемьи в снижении детской смертности благодаря увеличению интервалов междуродами, профилактике невынашивания беременности, улучшению условий жизнибеременных женщин. Чрезвычайно важное значение имеет работа по планированиюсемьи в сохранении здоровья подростков. Она включает в себя предоставлениеинформации о вреде раннего начала половой жизни, риска наступлениябеременности, особенностях исходов родов и абортов, обеспечениеконтрацептивами, анонимность услуг. Опыт показывает, что хорошо поставленнаяработа по планированию семьи с подростками приводит к снижению показателейматеринской заболеваемости и смертности, профилактике искусственных абортов,предупреждению заболеваний, связанных с ранним началом половой жизни, профилактикеСПИДа и венерических заболеваний.
      В обществе сложились различные подходы к половому просвещению детей июношества. Ряд граждан отрицает систему государственного полового просвещения инастаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей.Другие считают, что половое просвещение должно осуществляться в школе в формеполового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половыхразличиях и половом поведении. Однако отсутствие организованного в государственноммасштабе  чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, роступроституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов,появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-материнаиболее часто отказываются после родов. Система полового воспитания должнаобъединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и дажеправоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрануздоровья подрастающего населения.
       Вообще, никто, кроме родителей, не способен убедить своего ребенка не начинатьполовую жизнь слишком рано. Вот почему так важно не потерять контакт сребенком. Тон этих разговоров не должен быть нравоучительным. И все же надосмотреть на жизнь реально, поэтому обязательно рассказать  подростку о самыхраспространенных методах предохранения.

Списоклитературы.
1.  Аргайл М. Психология счастья. М.,1990.
2.  Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986.
3.  Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991.Кн. 2.
4.  Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографическийаспекты. Л., 1984
5.  Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство, 1984.
6.  Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л., 1991.
7.  Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.
8.  Литвинова Г. И. Человек после развода. М., 1993.
9.  Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.
10.     Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии иметодики. М., 1998.
11.     Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.
12.     Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.
13.     Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
14.     Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996.
15.     Чегот Д.М. Брак, семья, закон. Л., 1996.
16.     Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.
17.     Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.
18.     Харчев А.Г., Голод С.И.Профессиональная работа женщин и семья. Л.,1991
19.     Франк С. Л. Религия любви //Русский Эпос, или Философия любви в России. М., 1991.
20.     Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.
21.     Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования //Социологические исследования. 1987. №1. С.72.
22.     Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1995.
23.     Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992,с.79.
24.     Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическаяпарадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.
25.     Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1986. №2. С.100
26.     Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. // Социологическиеисследования. №6, 1994, с.90.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.