ВВЕДЕНИЕ
Легко ли бытьмолодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжныхпроблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергиябьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны,но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег,здоровья.
И в этотнеповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше.Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность.Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способамиучат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бымолодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного)воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы вприроду хаоса, беспорядка и раскола.
Наверное,каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодостиобременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как нехочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо. Можнотакже сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений,живая связь между прошлым и будущим. Хотя молодёжь не всегда рассматриваласькак особая общественная группа – поколение, но проблема конфликтом ипреемственности поколений постоянно вставала в обществе.
Еще во второйполовине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой “техногенной цивилизации”возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась намолодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни,слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперьвсё изменилось. Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностныхориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни вцелом.
Поэтомупроцесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степениможно вести посредством своего досуга. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудьпроводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» ответыраспределились следующим образом: нес кем пойти (2,2%), не умею организоватьсвое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем ворганизации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%).
Разницасостоит в том, как именно молодежь проводит свой досуг. А проводит она егопо-разному: кто-то просто «просиживает штаны» дома, возле телевизора или компьютера,другие предпочитают просто погулять и пообщаться со своими друзьями. Некоторыемолодые парни и девушки помимо учебы занимаются в каких-то секциях или студияхи занятия там являются для них не менее занимательным времяпровождением, другиеотдают предпочтение дискотекам, а некоторые уже сделали синонимом слова «погулять»такие понятия как напиться, накуриться и т.п. Поэтому для начала я решилапровести среди учащихся старших классов своей и других школ в моем районенебольшой опрос, чтобы посмотреть, как они предпочитают отдыхать. И уже на базеопроса выявить наиболее актуальные проблемы организации досуга средиподростков.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ ИИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для того чтобы выяснить, чему жена самом деле отдают предпочтение подростки, я провела анкетирование средиучащихся 9-11 классов. Всего я опросила 100 человек и получила такие данные:
1) Каквы проводите свое свободное время? (Рис.1)1
а) Гуляюс друзьями, хожу на дискотеки (20%)
б) Смотрютелевизор, сижу за компьютером (56%)
в) Ямного времени провожу в секции, кружке и т.п. (4%)
г) Учууроки, занимаюсь дополнительно (16%)
д) Да яб пошла гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома (4%)
2) Посещаетели вы какие-либо секции или студии? (Рис.2)2
а) Да(36%)
б) Нет(64%)
3) Есливы не ходите не в какие кружки, то почему? (Рис.3)3
а) Мнеэто не нравится (4%)
б) Нетвремени (48%)
в) Дакому это надо (16%)
4) Какваши родители относятся к тому, как вы проводите свободное время? (Рис.4)4
а) Незнаю (4%)
б) Не ввосторге но не запрещают (36%)
в) Онипротив (8%)
г) Онипротив, но кто их слушать будет? (24%)
д) Хорошоотносятся (28%)
5) Каквы можете охарактеризовать современную молодежь? (Рис.5)5
а) Незнаю, люди, как люди (48%)
б) Агрессивные,боюсь по улице вечером идти (28%)
в) Восновном их вообще ничего не интересует (24%)
6) Чемуты и твои друзья отдают предпочтение на досуге? (Рис.6)6
а) Пиво,сигареты (36%)
б) Дискотеки(20%)
в) Оченьлюблю читать (4%)
г) Компьютер,телевизор (28%)
д) Уменя вообще нет свободного времени (12%)
/>
Параллельно, я провела опрос среди людей старшего поколения, причем всех опрошенных(их также было 100 человек) я разделила еще на две группы: на тех у кого естьдети-подростки (60 человек) и те у кого их нет (40 человек).
Подсчитав результаты опроса у взрослых имеющихдетей-подростков я получила следующее:
1) Каквы можете охарактеризовать современную молодежь (подростков)? (Рис.7)7
а) Аморальная,агрессивная, неуправляемая.(16%)
б) Ничемне интересующаяся, ленивая, безответственная (17%)
в) Нашебудущее в надежных руках (16%)
г) Ничегоне могу сказать, дети как дети.(51%)
2) Еслиу вас есть дети-подростки, то как они проводят свое свободное время? (Рис.8)8
а) Шатаютсяпо улице целыми вечерами, даже не знаю где?
б) Сидятдома – я их никуда не пускаю
в) Целымиднями сидит за компьютером или перед телевизором(36%)
г) Учитуроки или занимается дополнительно (40%)
д) Многосвободного времени проводит в кружке (секции)
е) Помогаетмне по дому (24%)
3) Есливы ответили отрицательно, то как вы считаете, кто виноват в таком поведенииподростков? (Рис.9)9
а) Плохаякомпания (50%)
б) Родители
в) Телевидение(16%)
г) Незнаю (34%)
д) Самивиноваты
4) Каквы считаете, чему отдают предпочтение современные подростки? (Рис.10)10
а) Алкоголь,наркотики, хулиганство (20%)
б) Различныенаправления в музыке
в) Компьютер(80%)
г) Книги
д) Различныехобби, занятия в кружках
е) Даих вообще, по-моему, ничего не интересует.
Подсчитав же результаты опроса у взрослых, не имеющихдетей-подростков, я получила немного иные результаты:
1) Каквы можете охарактеризовать современную молодежь (подростков)? (Рис.7.1)11
а) Аморальная,агрессивная, неуправляемая.(25%)
б) Ничемне интересуется, ленивая, безответственная (50%)
в) Нашебудущее в надежных руках (25%)
г) Ничегоне могу сказать, дети как дети.
2) Каквы считаете, как они проводят свободное время? (Рис.8.1)12
а) Ходитпо дискотекам или шатается где-то целыми вечерами. (25%)
б) Целымиднями сидит за компьютером или перед телевизором (61%)
в) Учитуроки или занимается дополнительно (14%)
г) Многосвободного времени проводит в кружке (секции)
д) Помогаютпо дому
3) Есливы ответили отрицательно, то, как вы считаете, кто виноват в таком поведении подростков?(Рис.9.1)13
а) Плохаякомпания (70%)
б) Родители
в) Телевидение(15%)
г) Незнаю (15%)
д) Самивиноваты
4) Каквы считаете, чему отдают предпочтение современные подростки? (Рис.10.1)14
а) Алкоголь,наркотики, хулиганство (15%)
б) Различныенаправления в музыке
в) Компьютер(85%)
г) Книги
д) Различныехобби, занятия в кружках
е) Даих вообще, по-моему, ничего не интересует.
Как видим, ответы в этих группахзначительно отличаются.
/>
Таким образом, проанализироваввсе ответы на поставленные мной вопросы, я выделила такие проблемы:
1. Оченьмногие из тех ребят, которых я опрашивала, говорили, что большую часть временипроводят, играя в компьютерные игры. А здесь необходимо вспомнить о такойпроблеме, как насилие в компьютерных играх и их влияние на психику подростка.
2. Употреблениеспиртных напитков среди подростков.
Естественно, это, возможно,далеко не единственные проблемы, связанные с организацией досуга подростков, нот.к. передо мной стоит задача, выявления проблем непосредственно в моем районе,то я рассмотрю в своем проекте только две эти проблемы.
Влияние насилия в компьютерныхиграх на подрастающего поколения
Насилие в компьютерных играх – насущная для общественности (а особенно дляигровой) проблема. Однозначного мнения по этому вопросу нет до сих пор. Можно лисчитать его положительным фактором или требуется считать отрицательным? Каквиртуальное насилие влияет на играющего, и влияет ли вообще?
Как известно, наиболее кровожадными, особенно впоследнее время, являются игры, относящиеся к жанру Action. Люди,обсуждающие данную проблему, делятся на два лагеря. Одни полагают, что виртуальноенасилие (надо подчеркнуть – речь идет именно о виртуальном насилии)действует на людей отрицательно и его следует запретить. То есть это плохо.Другие считают, что наоборот, кровавые компьютерные игры являются безопаснойальтернативой насилию реальному. То есть это хорошо. Есть и третья категориялюдей, но они ни о чем не рассуждают — они просто играют.
/>Рассматривая эту проблему, я так жепровела небольшой опрос среди подростков. Я задавала им всего один вопрос:играете ли вы в компьютерные игры и если да, то какой жанр игры предпочитаете. Всегоя опросила, 100 человек, 64 мальчика и 36 девочек и вот что у меня получилось(Рис.10.2)15:
Мальчики:
1. Жанр RPG – 15,6%
2. Жанр Action – 43,8%
3. Симуляторы – 25%
4. Стратегии – 15,6%
Девочки:
1. Жанр RPG – 33,3%
2. Жанр Action – 11,2%
3. Симуляторы – 22,2%
4. Стратегии – 33,3%
Итак, хорошо или плохо? Добро или Зло? Попытаюсьпроанализировать сложившуюся к нынешнему времени ситуацию и дать ответ на этотвопрос.
Мы все привыкли считать насилие злом. Это вполнесоответствует реальности. И вот представьте себе ситуацию. Взрослый человек,будь то отец или мать, немало повидавший на своем веку, сидит и размышляет надтем, куда катится наш с вами мир. И вот он видит, как его ненаглядный отпрыск,которому был куплен компьютер «для учебы», с утра до ночи просиживает передмонитором и разбрызгивает кровь по стенам, удовлетворенно при этом улыбаясь.
Понять чувства родителя несложно. Кем вырастет егосын (или дочь)? Каким жутким чудовищем он станет? Еще вчера он был малышом, добрыми невинным. Сейчас он азартно расстреливает нарисованных людей и монстров. Аспустя несколько лет он возьмет в руки настоящий автомат и так же безжалостноубьет вполне настоящего человека. Примкнет к теневым слоям общества, куголовному миру. И потом закончит жизнь где-нибудь в тюрьме, а то и чегопохуже…
Неужели нет добрых, светлых тем, укрепляющих в ребенкеверу в жизнь, развивающих его эрудицию!
Это, конечно, утрировано. Но согласитесь, примернотаков ход мыслей многих родителей – слишком многих, чтобы не обращать на этовнимания. А поскольку значительную массу игроков составляют несовершеннолетние,то мнение их родителей в данном вопросе играет весомую роль. На манер законодательнойи исполнительной власти в одном лице.
Но все же хочется рассмотреть все «за» и «против».
На раннем этапе развития человеческого общества людиодевались в шкуры, выясняли преимущества жареной пищи над сырой и хаживали скопьями на мамонта. В те времена агрессия и способность к безраздумному насилиюбыли необходимым средством для выживания. Человечество развивалось – но механизмыагрессии, заложенные в нем изначально, сохранялись. Компьютерные игры позволяютприменить существующие в человеке разрушительные наклонности в более подходящейдля этого сфере, нежели человеческое общество. Убивать не на городских улицах,а на экране монитора, грубо говоря.
Подавлять в себе «демона», гасить в себеразрушительные инстинкты – значит, бороться с собственной природой. Такаяборьба заранее обречена на неуспех. И единственным выходом в данной ситуации являетсявыплескивание скапливающейся негативной энергии на условного противника,каковой и предстает в мире компьютерных игр.
Магия игры имеет очень глубокие корни. Так илииначе, но все без исключения нормальные живые существа любят играть. В них естьтакой инстинкт, «инстинкт интереса», который заставляет их отыскивать для себяинтересные занятия. И в этом плане взрослые и дети равны, так как им одинаковонеинтересно то, что неинтересно, и интересно то, что интересно. Различие в том,что взрослые вынуждены заниматься «важными делами», чтобы зарабатывать напроживание, а подрастающее поколение обычно живет за счет родителей, чтопозволяет ему (если забыть про всякие школы и институты) развлекаться с утра довечера, забыв о таком понятии как ответственность. Степень ответственности –вот что так привлекательно в играх. Она там практически нулевая, поэтому игратьвсегда так легко и приятно.
Но что же тогда получается? Ведь ответственностьявляется неотъемлемой частью реальной жизни каждого человека. И чему женаучится ребенок, который с малых лет привык забывать об ответственности, ведьв игре все просто – что-то не получилось – можно начать заново, исправитьошибки. Как он поймет, что в реальной жизни второго шанса чаще всего не будет ине всегда можно исправить свои ошибки, а если и можно, то это все равно оставитсвои следы.
Все трехмерные игрушки стали еще красочнее, объемнее,реалистичнее. Современная аппаратная техника позволяет рисовать в режимереального времени то, что каких-то пять лет назад казалось недоступным. Звукстал объемным, и в нем не ощущается недостатка, благодаря большому объемукомпакт дисков. Одним словом игры будут становиться еще более красочными иреалистичными. И еще более захватывающими...
Смертьпоказывается не просто как процесс — «стрельнул — и он исчез», напротив, в этойигре вы можете увидеть, как раненый вами человек, шатаясь, еще стоит на ногах,и вы можете его добить, нажав на кнопку, при этом есть сцены, где показываетсяразрывание тела на части, и эти самые части очень эффектно летят в вашусторону, а на полу остаются останки убитого в луже крови. И что же испытываетпоигравший в одну из таких игр часов эдак пять-шесть, кроме усталости в пальцахи тупой, животной и низкой радости? Да, возможно в некоторых из этих играх иразвивается в некоторой степени логика (если рассматривать сюжет игры) или ещечто-то, но ведь есть и такие игры, в которых даже особой логики нет. Насилиетам является главной целью. И это даже не самозащита, как в некоторых играх (мол,если ты не «убьешь», то тебя «убьют»), наоборот, ты сам являешься причинойдрак, убийств.
…И всю эту насыщенную визуальную информацию, в которойпреобладает красный цвет, воспринимает мозг играющего и эта информация «неулетает» из головы дальше – она остается в мозгу и накапливается там. Почему жеона задерживается в голове? Потому что наш мозг запоминает все наиболее яркое инеординарное, то, что случается не каждый день. А смерть и убийства, которыетем более происходят через расчленение, пробой, разрыв тела и т.п., уж никакнельзя назвать ординарным событием, и такое происходит отнюдь не каждый день.
Вся бедав том, что мы не можем приказать ничего нашему сознанию, тут мы бессильны; мыне замечаем, что именно не через призму сознания, а чисто объективно происходиту нас внутри. Это специально утрированное объяснение влияния игр на нас. Однимсловом, игры для нас бесследно не проходят. Они оставляют нам эмоции,переживания, чувства. И поэтому, чем негативнее будет игра, тем более негативный«осадок» остается в нашем сознании. А глядя на результаты опроса уподрастающего поколения «сильной половины» человечества, этот осадок будет немаленький.
В связи сэтим в некоторых странах (в частности, в Германии, США) уже делаются конкретныешаги и запрещают продажу игр, в которых проявляются насилие и убийства. Еслирассматривать нашу страну и конкретно наш город, то здесь никаких мер непредпринимается. Когда в прокат выходят новые фильмы, то им обязательно даютопределенную категорию, подразумевающую, какая группа людей может смотретьданный фильм. Так почему же считается, что насилие в компьютерных играх влияетна психику подростка меньше, чем тоже насилие в фильмах?
И, учитываярезультаты опроса, который я провела среди учащихся, а именно тот факт, что 56%опрошенных чаще всего проводят свое свободное время перед экранами мониторов, и55% из них предпочитают в играх убивать, как это не громко сказано, не сложносделать вывод, что вышеоговореная проблема является действительно актуальной. Иэто касается и подростков в нашем городе, и, в частности в моем районе.
Употреблениеспиртных напитков среди подростков
Ни для кого несекрет, что даже не большие дозы алкоголя губительно действуют на формирующийсямозг подростка. А в последнее время многие подростки (как показал опрос – 36%)употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного.Причин, по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки самыеразные: начиная от семейных( неблагополучные семьи, злоупотребление алкоголякем-то из родителей) и заканчивая личными психическими изменениями, но учитываятему моего проекта я бы хотела рассмотреть причину, непосредственно касающуюсявремяпровождения подростков. А именно то, что многие подростки начинаютупотреблять спиртные напитки в компаниях. В подростковом возрасте на какое-товремя главным смыслообразующим отношением становится отношение «я игруппа».
Существенным,а со временем и главным системообразующим моментом в этих отношения очень частостановится групповая выпивка, регулярное злоупотребление алкоголем, котороестановится не только особой, асоциальной по своей направленности деятельностью,не только ведет к оторванному от реальности иллюзорно-компенсаторномуудовлетворению потребностей, не только подавляет и перестраивает иерархиюмотивов, но и является опаснейшим ядом для детского организма, его нервнойсистемы, головного мозга. А это в свою очередь ведет к явлениям абстинентногосиндрома, компульсивного влечения, токсической энцефалопатии. Не случайнопоэтому, что по мере перерастания злоупотребления в болезнь и, особенно вовремя быстрого, «лавинообразного» врастания симптомов болезнигруппоцентрический уровень развития смысловой сферы, даже с его извращеннымсодержанием, становится слишком высоким для больных и происходит «сползание»на эгоцентрический уровень. Группа, своя компания как таковая остается, но онаперестает быть смысловым центром, целью, становясь все более лишь средством дляудовлетворения взрастающей потребности. Поэтому, в частности, больные перестаютдержаться только «своих ребят» и их интересов и начинают легкосходиться с любым злоупотребляющим, с любой, даже на короткое время возникшей,компанией пьющих людей.
Приведенныесоображения позволяют по-новому подойти к одному из самых распространенных и вто же время одному из самых туманных в психиатрии определений процессадеградации, а именно определению его как «снижения»,«уплощения» личности. Интуитивно термины «снижение»,«уплощение», как и многие другие термины клинического описания,кажутся понятными, правда, лишь при условии соотнесения их с конкретнымиобразами больных. Однако их содержание, равно как и содержание большинствадругих подобных терминов, остается в психиатрии очень неопределенным.Предложенный подход позволяет рассматривать «снижение» как термин,относимый к смысловой, нравственно-ценностной плоскости развития личности.
Итак, в ходеболезни происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих.Это в свою очередь неизбежно приводит к появлению и закреплению в структуреличности определенных установок, способов восприятия действительности,смысловых смещений, клише, которые начинают определять все, в том числе и«неалкогольные» аспекты поведения подростков, порождать ихспецифические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе иокружающим.
1. Употребляете ли вы алкоголь? (Рис.11)16
а) да (75%)
б) нет (25%)
2. Считаете ли вы алкогольжелательным элементом время провождения? (Рис.12)17
а) да (36%)
б) нет (55%)
в) по обстоятельствам (9%)
3. Любите ли вы проводить время вкомпании друзей? (Рис.13)18
а) да (80,6%)
б) нет (3,9%)
в) иногда (15,5%)
4. В какой обстановке употреблениеалкоголя доставляет вам наибольшее удовольствие?(Рис.14)19
/>а) в одиночестве (3,9%)
б) в компании (28,2%)
в) все равно (38,5%)
г) не употребляю (18%)
5. Как часто Вы употребляетеалкоголь? (Рис.15)20
а) редко (23%)
б) два раза в неделю и чаще (20,5%)
в) иногда (23%)
г) когда есть средства (15,5%)
е) не употребляю (18%)/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Я не хочусказать, что вся та часть подрастающего поколения, которая часто употребляетспиртные напитки обязательно доходит до такой стадии, когда их уже можноназвать больными или попросту алкоголиками, но по данным опроса, касающегосяименно этой темы, нельзя сказать, что данная тема не является актуальной ипроблематичной. Хочу добавить, что я не спроста определила эту тему, как однуиз проблем в моем проекте. Я считаю, что это непосредственно касается досугаподростков. Ведь подростки (многие из них) попросту считают употреблениеспиртных напитков в компании, лучшим для себя времяпровождением. И разве послеэтого нельзя сказать, что это проблема досуга молодежи?
Занятость подростков, их культурное развитие.
Занятость учащихся гимназии.
Когда я проводила опрос средивзрослых, то часто слышала высказывания о том, что современные подросткисовершенно не читают книги. « Вот я в их возрасте очень много читала. А они?Разве интересных книг стало меньше? Им просто это не интересно!» И, как нистранно, подобное я услышала ни от одного человека, а от очень многих. В чем жедело? Ведь на самом деле, и сейчас есть очень много литературы, котораяинтересна молодому поколению. В литературе, как и в любом другом виде искусствапостоянно появляются новые направления, например такое направление как «фэнтези».
Многиесчитают, что причиной является то, что в настоящее время сократиласьдоступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализациипрограмм целевого использования учреждений культуры. Слабое финансированиеучреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению.
С другойстороны, существование огромного количества свободного времени (ранее онозаполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийнымисобраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи былорганизован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальнаянезадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечегоделать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств;употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом,молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемусяс нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественныепроцессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимостизаставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала. Вседозволенность,распущенность, наплевательский «пофигизм», желание позабавиться, «оторваться»,продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами посебе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой кжизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людеймолодого возраста.
Что жекасается занятости подростков в моем районе, то здесь все не так печально. Явзяла статистики, по занятости учащихся и выяснилось, что в среднем, по даннымпрошлого года различные студии, кружки и секции посещали 60% учащихся 8-11 классов (Приложение 1)21. Однако, учитывая данные моих социологическихопросов, которые, судя по всему я проводила (в большей части) среди подростков,которые не занимаются нигде, кроме гимназии, эти высокие показатели не даютвозможности утверждать, что проблемы досуга молодежи не касаются нашего района.
ВЫВОД
Таким образом, я считаю, чтопроблемы организации досуга касаются всего подрастающего поколения, и вотдельности подростков моего района. И я считаю, что занятость части подростковв каких либо секциях, кружках, студиях мало влияет на то, как они проводит своесвободное время.
В своем проекте, я попыталасьраскрыть две выявленные мной проблемы досуга подростков моего района, на мойвзгляд, эта проблема является очень актуальной на данный момент, но в тожевремя очень сложной, поэтому я во время работы над проектом я не смогла выявитькаких либо путей решения этой проблемы. Но открыла лично для себя одну простуюистину: народ имеет дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любоепроявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобнобумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большиепроблемы для настоящего и будущего общества. Поэтому пути решения проблемыдосуга молодежи в моем городе, как и все остальные необходимо решать, про нихнельзя забывать, иначе потом, их решение станет еще более сложным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Рис.1– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
2. Рис.2– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
3. Рис.3– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
4. Рис.4– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
5. Рис.5– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
6. Рис.6– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
7. Рис.7– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
8. Рис.8– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
9. Рис.9– диаграмма построена на основе проведенного мной социологического опроса.
10. Рис.10 – диаграмма построенана основе проведенного мной социологического опроса.
11. Рис.7.1 – диаграммапостроена на основе проведенного мной социологического опроса.
12. Рис.8.1 – диаграммапостроена на основе проведенного мной социологического опроса.
13. Рис.9.1 – диаграммапостроена на основе проведенного мной социологического опроса.
14. Рис.10.1 – диаграммапостроена на основе проведенного мной социологического опроса.
15. Рис.10.2 – диаграммапостроена на основе проведенного мной социологического опроса.
16. Рис.11 – диаграмма построенана основе проведенного мной социологического опроса.
17. Рис.12 – диаграмма построенана основе проведенного мной социологического опроса.
18. Рис.13 – диаграмма построенана основе проведенного мной социологического опроса.
19. Рис.14 – диаграмма построенана основе проведенного мной социологического опроса.
20. Рис.15 – диаграмма построенана основе проведенного мной социологического опроса.
21. Приложение 1 – графикпостроен на основе данных, взятых в гимназии.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И САЙТОВ ИНТЕРНЕТА
1. Научно-познавательныйсправочник «Древо познания», раздел « Организм человека»
2. Научно-познавательныйсправочник «Древо познания», раздел «Наука и техника»
3. Электронныйучебник по социологии (Кайгородова Л.А.): www.zakroma.narod.ru
4. Электронныйучебник по социологии (Терентьева И.Н.): www.social.narod.ru/sociology/uchebnik/
5. www.
6. www.kerch.com.ua/articlelist.aspx
7. www.12months.ru/pages/lagerya
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА молодежи
Выполнила:ученица 11-Б класса
ОхрименкоА.
Проверила:Маркелова И.В.
г. Керчь
2005 г.
ПЛАНВведение Опросы и их результаты Основные проблемы организации досуга молодежи:
а) Влияниенасилия в компьютерных играх на психику подростка
б)Употребление спиртных напитков подросткамиЗанятость подростков в кружках, секциях. Вывод Примечания Список используемой литература и сайтов Интернета.