Реферат по предмету "Социология"


Проблемы молодежи и роль социальной работы в их решении

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономическойстабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальноенеблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группынаселения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайнейбедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющихработу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которуюприобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
Отсюда умолодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит оналичии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь,к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи идетей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежнойпреступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабыкоторых приобрели беспрецедентный характер.
В целомсоциальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества,которое находится в переходном периоде.
Поэтомунеобходимо изучать проблемы молодежи, анализировать работу социальных служб длямолодежи. Так как молодежь– это часть современного общества, несущая особую, незаменимую другимисоциальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашейстраны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших ивоспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживаниенародов как культурно-исторических общностей
Объект исследования – социальные проблемы молодежи России и ЧувашскойРеспублики.
Предмет исследования – деятельность социальных служб для молодежи.
Цель данной работы – изучить проблемы молодежи и выявить рольсоциальной работы в их решении.
Задачи:
-   рассмотреть молодежь как особую социально-демографическую группу,
-   рассмотреть основные направления государственной поддержкимолодежи;
-   изучить структуру и задачи социальной службы для молодежи
-   проанализировать деятельность учреждений социального обслуживанияв Чувашской республике.

Глава 1. МОЛОДЕЖЬ.ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
 
1.1Молодежь как особая социально-демографическая группа
Переход крыночной экономике вызвал значительные изменения социального положенияразличных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считалисьносителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежитмолодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущееобщества.
В«Социологической энциклопедии» дается определение понятия «молодежь» в широкоми узком смысле. В широком смысле молодежь — это совокупность групповых общностей, образующихсяна основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В болееузком значении молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая наоснове обусловленных возрастом особенностей социального положения молодыхлюдей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфическихинтересов и ценностей.
Всоциологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса какобъективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С однойстороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуютособенности включения молодежи и социальную структуру общества, что сказываетсякак на формировании социального облика молодого поколения, так и на степениразвитости самой социальной структуры. С другой — факторы общественногопрогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности,интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечномсчете также отражается на социальном облике молодежи.
Молодежьхарактеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которыеопределяют ее как самостоятельную (относительно других)социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическаягруппа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективнойсущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией,которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а такжеспособностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиесяобщественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодогочеловека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основецелого комплекса специфических молодежных проблем.
В своейработе «Социология молодежи» В.Т. Лисовский выделяет две группы молодежныхпроблем. К первой он относит:
•   определение сущностимолодежи как общественной группы, ее роли в воспроизводстве общества;
•   установление критериев еевозрастных групп;
•   изучение запросов, потребностейи способов деятельности молодого поколения;
•   исследование специфики процессасоциализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации иадаптации в коллективе;
•   анализ социальных аспектовдеятельности и движений молодежи.
Во вторуюгруппу В.Т. Лисовский включает проблемы образования, семьи, брака, особенностии эффективность различных форм, средств и методов воспитания, развитиесоциальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурахвласти и др.
Перечисленныепроявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно вдругое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая се социальную сущность,которая реализуется посредством деятельности.
Таким образом, молодежь —это особая социально-демографическая группа, переживающая период становлениясоциальной зрелости, положение которой определено социально-экономическимсостоянием общества.
Границымолодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развитияобщества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей.Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей,расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастнаяграница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получаетправо выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить втехнический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцатигодам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершаетсяформирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.
В настоящеевремя число молодых граждан России в возрасте 14—29 лет составляет 35 390,3 тыс. человек, или 24,7% от всегонаселения страны. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к«старению» молодежи: увеличилась доля 25- 29 -летних. [24.]
По даннымгосударственной статистики, на конец 90-х гг. XX в. смертность средимолодежи в два раза больше, чем среди пожилых людей. Резко обострилась проблемаздоровья детей и молодежи. Число больных детей в подростковом возрасте ужепревышает 90%. Демографическая ситуация осложняется ростом числа убийств исамоубийств, увеличилась численность потребителей наркотиков (возрастнаякатегория наркоманов – 13 – 25 лет); в 6 – 8 раз возросла наркомания средишкольников и студентов в крупных городах. Данные статистики свидетельствуют отеснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом,вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями. За последние десять летчисло смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в42 раза. Широкое распространение получили токсикомания и алкоголизм. [27.c.340]
Остройостается проблема службы в армии. По данным ВЦИОМ, большинство россиян считаетглавной причиной, отпугивающей молодежь от армии, «дедовщину» — 70% опрошенных,на втором месте — угроза попасть в «горячие точки» — 42%. Ежегодно, по даннымобщественных и правозащитных организаций, от травм, полученных в результатенеуставных отношений, в армии гибнет около 3 тыс. солдат. В связи с этим растетдезертирство. По данным Ленинградского военного округа на 1 июля 2005 г., здесьпримерно 500 военнослужащих самовольно оставили части и подались в бега. Молодежьсоставляет почти 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народномхозяйстве занято около 22 млн. молодых людей. Однако доля молодежи, занятой внародном хозяйстве, постоянно снижается, особенно в промышленности,строительстве и на транспорте. В связи со структурными изменениями,происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере.Данные ученых за последние годы показывают, что деятельность 45% молодежи несоответствует их профессиональной подготовке. Численность молодежи на селе за 10лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрениерыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Всвязи с этим все более ощутимой характеристикой социально-экономическогоположения молодежи является рост в этой среде числа безработных. Остро стоитпроблема трудоустройства выпускников школ, ПТУ, средних специальных и высшихучебных заведений в связи с тем, что около 70% из них получают свободноераспределение. В различных регионах России доля молодежи от обшей численностибезработных колеблется в пределах от 35 до 70%. Молодые рабочие первымипопадают под сокращение и пополняют ряды безработных.
Особый размахприобрела скрытая безработица, создающаяся за счет простоев предприятий,вынужденных отпусков, сокращенной рабочей недели. Ею охвачено более однойчетверти молодежи, и она имеет тенденцию к росту. Продолжает увеличиватьсягруппа молодежи, которая нигде не работает и не учится. К началу 2004 г. еечисленность в целом по России превысила миллион.
Неудачнаякарьера, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, скромная зарплата,недовольство здоровьем явились результатом того, что «кризис среднего возраста»мужчин значительно помолодел. Если раньше он приходился на 40-50 лет, то теперьграница кризиса проходит по 30-летним, а иной раз даже по 25-летним.
К числу особотревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образованияот уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижаобщего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи,начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющейжелания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на«поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без уметатребований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной исредней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставаниематериально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижениеинтеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки,отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Молодежнаясреда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают такие неблагоприятныетенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Приэтом выросли не только количественные показатели, преступные деяния стали болеежестокими.
Из года в годрастет число «женских» преступлений. Большую треногу у правоохранительныхорганон вызывает тенденция к «омоложению» женской преступности. В трехимеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетнихсодержатся сегодня около 0,5 тыс. девочек-подростков. Большая их часть осужденаза тяжкие преступления, в том числе за детоубийство. Как правило, на убийство детейидут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств ксуществованию, без жилья.
Молодоепоколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров.Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальнойпредопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личнуюответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостьювыбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включитьсяв новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться неспособностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.Более половины молодых россиян считают, что ради достижения успеха можнопоступиться моральными принципами. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в 2005г… 62% вступающих в жизнь юношей и девушек (от 18 до 24 лет) соглашаются стем, что в определенных ситуациях можно переступать через моральные барьеры. Новместе с тем каждый третий из них заявил, что никогда так не поступит.[27.c.342]
Результатыобщероссийского мониторинга «Социальное развитие молодежи» показывают, что наконфликтогенность в молодежной среде доминирующее влияние оказываютсоциально-экономические и социально-политические факторы (см. таблицу).
Положениемолодежи в обществе во многом определяется отношением к ней государства. Вянваре 1992 г. была введена должность полномочного представителя ПравительстваРоссийской Федерации по делам молодежи. 16 сентября 1992 г. был создан Комитетпо делам молодежи при Правительстве РФ, реорганизованный в Комитет РоссийскойФедерации по делам молодежи, со значительным повышением статуса, 10 июня 1994г. был образован Совет по делам молодежи при Президенте РФ, который в 2000 г.был ликвидирован.
В августе1996 г. был создан Государственный комитет РФ по делам молодежи. 30 апреля 1998г. Указом Президента РФ его функции были переданы Департаменту по деламмолодежи в структуре
Молодежьо факторах, влияющих на социальную напряженность и конфликтность в обществе (в%)Конфликтогенные факторы Мужчины Женщины Социально-экономические 1. Рост цен 62,3 62,5 2. Снижение жизненного уровня 53,0 53,4 3. Плохие условия труда 33,2 35,8 4. Неудовлетворенность оплатой труда 56,2 51,5 5. Безработица 63,9 65,1 Социально-политические 1. Терроризм, агрессия 58.9 60,5 2. Рост криминальных явлений 46,9 54,3 3. Снижение уровня духовно-нравственной культуры 30,8 43,2 4. Смена политического курса 68,5 52,4
Министерстватруда и социального развития РФ. 25 мая 1999г. Госкомитет РФ по делам молодежибыл восстановлен. В соответствии с принятым положением ему предстоялозаниматься разработкой основных направлений государственной молодежной политикии обеспечением решения межотраслевых проблем в ней, а также их реализацией;методическим обеспечением деятельности органов исполнительной власти субъектовРФ по вопросам государственной молодежной политики; разработкой иосуществлением совместно с федеральными органами исполнительной власти мер пообеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, созданию условийдля решения их социальных, материальных и жизненных проблем, организацииобучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирования здорового образажизни; разработкой и осуществлением мер по поддержке молодой семьи, талантливоймолодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействия духовному ифизическому развитию молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.
Госкомитет поделам молодежи принимал активное участие в решении поставленных задач. Быласоздана широкая сеть центров по оказанию социально-психологической и правовойпомощи, трудоустройству, профилактике наркомании и реабилитации молодых людей.Проведена организационная работа по созданию и реализации федеральных целевыхпрограмм, направленных на решение самых острых проблем молодежи, а такжефизическое, духовное, патриотическое и политическое воспитание молодогопоколения.
В мае 2000 г.Указом Президента РФ на базе упраздненного Госкомитета был вновь созданДепартамент по делам молодежи в структуре Министерства образования РФ. ПриказомМинистерства образования РФ от 8 июня 2001 г. был создан Координационный советпо вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественнымиобъединениями, которых сегодня в стране насчитывается свыше 400.
В реализациигосударственной молодежной политики принимают участие органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, которые вместе с молодежнымиобъединениями только за последние годы провели Международный форум «30 летдвижению МЖК», Всероссийские форумы, съезды, конкурсы и слеты: «Шаг в XXI век», «СМИ — новоепоколение», Съезд православной молодежи. Всероссийский фестиваль молодежныхинициатив и др. Анализ деятельности Комитетов по делам молодежи поосуществлению государственной молодежной политики позволяет выделить следующиеосновные направления социальной работы с молодыми людьми:
•   создание системысоциального обслуживании молодежи какцелостной государственно-общественнойсистемы социально-психологического сопровождения человека;
•   выявление факторов,обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
•   оказание помощинесовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
•   увеличение степенисамостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективноразрешать возникающие проблемы;
•   создание условий, прикоторых молодой человек, несмотря нафизическое увечье, душевный срыв илижизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинстваиуважения к себе со стороны окружающих.
Молодежьменее критично, чем остальные возрастные группы, оценивает положение дел встране. Однако, если в 2000 г. 60—65% участников социологических опросовмолодежи были согласны с суждением, что реформы в России идут в неправильномнаправлении, то сегодня отношение молодого поколения к процессам, происходящимв стране, стало меняться.
Положительнойтенденцией последних лет является возрастание политической активности молодежи,ее стремление влиять на политику государства, связанную в первую очередь срешением важнейших социальных проблем. Сегодня среди 4004 российских депутатоврегиональных и муниципальных образований лишь 55 не достигли 30-летнеговозраста. В августе 2005 г. прошел 1-й съезд общероссийского молодежногообщественного движения «Энергия Жизни» — молодежного крыла Российской партииЖизни. За два года деятельности движения были проведены ряд мероприятий всовместной с Госнаркоконтролем акции «Спорт против наркотиков», в Москве открытдосуговый комплекс «Центр картинга». Активисты «Энергии Жизни» выступили заправа 13 млн глухих и слабослышащих.
К сожалению,существующие экономические и социальные программы практически мало учитываютспецифическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественногоразвития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемаммолодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы смолодым поколением.

1.2.Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи
 
В настоящеевремя социальная поддержка молодежи, осуществляемая в рамках государственноймолодежной политики, претерпевает значительные изменения. В зависимости оттого, что признается проблемами молодежи, как определяются границы и задачигосударственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциацияпо возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствуетсложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания,форм и направлений поддержки молодежи.
До 1920-х гг.во многих странах государственная политика поддержки молодежи не выделялась всамостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сферетруда. Забота о молодежи воспринималась как христианское вспомоществованиебеднякам[20]. Однако постепенно она стала рассматриваться как частьгосударственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. Всоответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствииидеи заботы о молодежи и надзора за ней сложились в концепцию помощи иподдержки молодежи, а любая инициатива в этой области стала регулироватьсязаконом. Правовая регламентация долгое время была направлена, главным образом,на сокращение масштабов юношеского производственного травматизма ипредупреждение роста преступности среди несовершеннолетних.
В 1920-х гг. всоветской России в рамках государственной молодежной политики начинаетразрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формированиярешающее значение имел III съезд Российского коммунистического союзамолодежи (октябрь 1920; с 1926 — ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежнаяобщественная организация — комсомол — приобрела особые полномочия попредставительству интересов молодежи и стала важнейшим элементомобщественно-государственной системы решения молодежных проблем.
По мереукрепления своих позиций комсомол выполнял задачи государственной молодежнойполитики, определяя актуальные направления социальной поддержки молодежи,причем всех ее категорий, а не только членов ВЛКСМ. В этой деятельностисочетались однозначная постановка общественно значимых целей, широкий охватмолодежных проблем, использование преимуществ, которые дает соединениегосударственных и общественных механизмов реализации крупномасштабных задач,учитывающих изменяющиеся условия развития новых поколений.
В советскийпериод существовало три направления социальной поддержки молодежи, обладающихправовым обеспечением: труд и занятость, образование, здравоохранение. Идеягосударственной молодежной политики, сформировавшаяся к концу 1980-х гг.,основывалась на том, что специальные ме-РЬ1, которые обязано предприниматьгосударство, должны способствовать созданию равных условий жизненного стартаМолодых людей, обеспечивать им равенство не только юридическое, но ифактическое, преодолевая рецидивы патернализма. Эта установка отразилась навсех федеральных документахконцептуального и юридического характера, ввторых определялись основы государственной молодежной политики в конце XX в. — сначала в СССР, затемв российской Федерации. Концептуальныеположения государственной молодежной политики были сформулированы вПостановлении ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направленияхгосударственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января2005 г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.
В этомдокументе были определены, во-первых, объекты государственной молодежнойполитики:
• граждане Российской Федерации, включая лицс двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
• иностранные граждане, лица без гражданствав возрасте от 14 до 30 лет в той мере, в какой их пребывание на территорииРоссийской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральныхгосударственных органов;
• молодые семьи — семьи впервые три годапосле заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительностибрака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, атакже неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
• молодежные объединения.
Во-вторых,субъекты государственной молодежной политики, к которым относятся;
• государственные органы и должностные лица(Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 Государственный комитет РФ помолодежной политике был упразднен, его функции переданы Министерствуобразования РФ);
• молодежные объединения и ассоциации;
• молодые граждане.
В-третьих,была сформулирована цель государственной молодежной политики — достижениекачественных сдвигов в характеристиках молодого поколения посредствомпревращения его в действительно активного и социально ответственного субъектаобщественной политики и социальной жизни.
В-четвертых,выделены два блока основных задач государственной молодежной политики:
блок 1 – созданиеоптимальных условий для решения социальных проблем молодежи, обеспечивающих еесоциально-профессиональное и жизненное самоопределение и самореализацию;
блок 2 —собственно решение конкретных задач и молодежных проблем.
В-пятых,перечислены принципы государственной молодежной политики:
• сочетание государственных, общественныхинтересов и прав личности в формировании и реализации государственноймолодежной политики;
• привлечение молодых граждан кнепосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихсямолодежи и общества в целом;
• обеспечение правовой и социальнойзащищенности молодых граждан;
• предоставление молодому гражданинугарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию,духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовкеи трудоустройству;
• приоритет общественных инициатив посравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учрежденийпри финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
В-шестых,обозначены основные направления реализации государственной молодежной политики:
•обеспечение соблюденияправ молодежи;
•обеспечение гарантий всфере труда и занятости молодежи;
•содействиепредпринимательской деятельности молодежи;
•государственная поддержкамолодой семьи;
•гарантированноепредоставление социальных услуг;
•поддержка талантливоймолодежи;
•формирование условий,направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
•поддержка деятельностимолодежных и детских объединений;
•содействие международныммолодежным обменам.
В-седьмых,указаны меры реализации государственной молодежной политики:
•принятие специальныхзаконодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти иуправления; ,
•внесение изменений идополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство ииные правовые акты;
•разработка ивыполнение государственных молодежных программ комплексного и целевогохарактера, а также включение соответствующих разделов в государственныепрограммы экономического, экологического, социального и культурного развития,осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;
•создание Российскогофонда федеральных молодежных программ для организационного и финансовогообеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичныхрегиональных и территориальных фондов;
•выделение в федеральном иместном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий вобласти молодежной политики;
•создание государственныхорганов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, атакже социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.
В 1994 г. наоснове этого постановления была принята Федеральная программа «МолодежьРоссии». Для создания механизма решения молодежных проблем предполагалосьпрежде всего выделение бюджетных средств на развитие приоритетных направлениймолодежной политики, согласование действий федеральных и местных органов властии управления и в то же время их автономность.
Но из-заслабо разработанной законодательно-нормативной базы государственной молодежнойполитики как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также из-заотсутствия устойчивых систем управленческих органов по делам молодежи всубъектах Российской Федерации и сложностей в организационном, материально-техническоми кадровом обеспечении общая стратегия реализации этой программы оказаласьнарушенной.
В 1998 г.принимается новая Федеральная программа «Молодежь России (1998—2000 годы)».Основная ее цель заключалась и формировании и укреплении правовых,экономических и организационных условий для гражданского становления исоциальной самореализации молодежи. В программе предусматривалось решениеследующих задач;
•формирование:
-   законодательно-нормативнойбазы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования ииных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования,поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашнимхозяйством;
-   системы органов,занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержкимолодежного предпринимательства;
-   условий длядуховно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становлениямолодежи, всестороннего развития личности;
•дальнейшееразвитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи,основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, втом числе международного;
• поддержка иразвитие различных форм художественного и технического творчества молодежи,молодежных и детских объединений.
В 2000 г. была утвержденацелевая программа «Молодежь России (2001—2005 годы)», направленная на созданиеи развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания умолодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночнойэкономики и правого государства, личностную самореализацию молодых как активныхучастников преобразований современного российского общества.
Задачи,поставленные этой программой, сводились к следующему:
-           созданиеусловий для патриотического и духовно-нравственного воспитания,интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации еенаучно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежныхи детских общественных объединений;
-   формирование у молодежиактивной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизнистраны и государственной деятельности;
-   выполнение программсодействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи нарынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
-   организация здоровогообраза жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов длямолодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности,наркомании и алкоголизма;
-   улучшение демографическойситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решениижилищных проблем молодых граждан;
-   развитие и поддержкафедеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базетрадиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.[4.]
Были такжевыделены пять основных направлений реализации государственной молодежнойполитики:
1)  формирование условий длягражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственноговоспитания молодежи;
2)  решениесоциально-экономических проблем молодежи;
3)  интеллектуальное ифизическое развитие молодежи;
4)  социальная поддержка изащита молодежи;
5)  обеспечение реализациипрограммы.
В 2005 г. наколлегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект Федеральнойцелевой программы «Молодежь России (2006—2010 годы)». Основная задача этойпрограммы — повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создавусловия для их самореализации. В Программе выделяется шесть направлений:«Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализммолодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационномпространстве». Для оценки эффективности программы разрабатывается системаиндикаторов на федеральном уровне. Предложена методика расчета показателейдостижения цели программы на федеральном уровне с учетом индекса развитиямолодежи по регионам РФ. Все это повышает значимость учета региональныхособенностей при реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России(2006-2010 годы)».
Анализчетырех программ позволяет заметить, что, если первые две программыориентированы прежде всего на создание правовой базы и системы социальных службдля молодежи, то в последней программе более четко выделяются направленияподдержки формирования и реализации индивидуальной и социальной субъектностимолодежи и — как особое направление — социальная поддержка и защита молодежи.
С 1 января2005 г. вступил в действие Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г. «Овнесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признанииутратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи спринятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральныйзакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики.Эта трансформация вызвана рядом причин. В частности, фактическим вытеснениеммолодежи из социальных структур и смещением ее отдельных групп в пограничныеслои общества. Прогрессирующая маргинализация молодежи обусловливаетэкономические лишения и различные варианты социального и культурногонеравенства. В результате возникают всевозможные дисфункции в форме распадасемей, бездомности, преступности, а также возрастает зависимость данныхкатегорий молодежи от государственной поддержки [16.] В этих условиях большоезначение приобретают особенности реализации государственной молодежной политикина региональном уровне. Каждый регион по-своему реализует направления поддержкимолодежи, что зависит от ряда факторов. Система социальной защиты молодежи всубъектах Российской Федерации имеет следующую утвержденную структурусоциального обслуживания, в которой определен обязательный минимум для каждогогорода, района:
•      комплексныйцентр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного,временного пребывания, срочной социальной помощи);
•      центрсоциальной помощи семье и детям;
•      социально-реабилитационныйцентр для несовершеннолетних;
•      социальнаягостиница;
•      социальныйприют для детей и подростков.
По содержаниюсоциальная поддержка молодежи может быть материально-экономической,организационно-правовой, коммуникативно-психологической,профессионально-трудовой, медико-социальной и т.д.; по времени, длительностиосуществления — постоянной, периодической и ситуационной. Социальная поддержкатакже дифференцируется по источникам (ими могут быть средства, находящиеся враспоряжении государства, общественных или частных лиц), по степениинституционализации ее форм (служба социального обеспечения и страхования, содной стороны, и пожертвования пострадавшим от стихийного бедствия — с другой)и по их направленности (мотивационно-стимулирующая, защитно-упреждающая,разрешающая и др.). Для разработки программ повышения эффективности социальнойподдержки молодежи необходимы комплексные исследования, в том числе мониторингформ и технологий социальной поддержки молодежи, проживающей в разных типахпоселения.

Глава 2. система социальной защиты молодежи. Анализсоциальной работы с молодежью в Чувашии.
 
2.1.Структура и задачи социальной службы для молодежи.
В 1995 г. был принятФедеральный закон «06 основах социального обслуживания населения РоссийскойФедерации», где социальное обслуживание определялось как деятельность служб посоциальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненнойситуации. Основными принципами социального обслуживания стали: адресность,доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставлениясоциальных услуг несовершеннолетним и находящимся в трудной жизненной ситуациии профилактическая направленность. С выходом Закона значительноактивизировалась и получила конкретную направленность инфраструктура социальныхслужб для молодежи. Социальная служба — это предпримите, учреждение,организация и отдельные юридические лица различных форм собственности,осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Сегоднясоциальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков имолодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстреннуюпсихологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальнойреабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаютсяпрофориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую ипочти 5% — информационную помощь молодежи.[27.c.346]
Система социальной защитымолодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учрежденийсоциального обслуживания.
1. Обязательный минимумучреждений для каждого города, района, куда входят;
а) центр социальногообслуживания (отделения; социальнойпомощи на дому, дневного, временногопребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальнойпомощи семье и детям;
в) социально-реабилитационныйцентр для несовершеннолетних;
г) социальная гостиница;
д) социальный приют длядетей и подростков.
2. Дополнительная сеть вгородах и районах, куда входят:
а) центрпсихолого-педагогической помощи;
б) центр экстреннойпсихологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационныецентры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей иподростков).
3. Республиканские,краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям,оставшимся без попечения родителей;
б) дома-интернаты:детские, психоневрологические, специальные;
в) общежития для лицеограниченными возможностями.
В сентябре 2002 г.Министерство образования России направило руководителям по делам молодежисубъектов РФ инструктивное письмо «О создании (функционировании) учрежденийсоциального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методическиерекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. Основныминаправлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:
•   воспитательно-профилактическая;
•   реабилитационная;
•   оздоровительная;
•   досуговая:
•   информационно-консультативная;
•   содействие занятости;
•   социальная поддержка молодогопоколения.
Изучение реальныхпотребностей молодежи в социальных услугах — ключевой элемент при формированиисистемы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждаетсяпрежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридическогоконсультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центрепомощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся вконфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи являетсятрудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношенияпредполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономическойактивности людей, формирование готовности и способности молодого поколения житьи работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категориймолодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация отпредпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многихсоциально-экономических проблем молодежи способствует молодежноепредпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная системаорганизаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры,бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др. В Российской Федерациинакоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Например, вСмоленской области адаптацией молодежи к новым социально-экономическим условиямзанимаются следующие социальные службы и органы:
•   местные органы власти, различныекомитеты и другие формирования на местах (комитеты по делам молодежи, комитеты помощимногодетным матерям и т.п.);
•   система профессиональной подготовки ипереподготовки кадров;
•   система социального обслуживания;
•   государственная служба занятости иразличные биржи труда-
•   государственная и альтернативная системыобщеобразовательной подготовки молодежи;
•   система социального страхования;
•   система социального кредитования.
Главный акцент здесьделается на минимальной стартовой поддержке. В рамках осуществлениягосударственной молодежной политики в Смоленске и Смоленской областиосуществляются следующие программы; «Правовая и социальная поддержка молодежи»,«Духовное и физическое развитие молодежи», «Поддержка молодых талантов илидеров», «Государственная поддержка детских и молодежных общественныхобъединений», «Развитие системы детского и молодежного отдыха», «Информационноеобеспечение государственной молодежной политики», «Международное молодежноесотрудничество», «Поддержка проектов программ органов по делам молодежиадминистрацией городов и районов». Социальные службы для молодежи осуществляютсвою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространеннымиуслугами, которые оказывают социальные службы, являютсяпсихолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи, экстреннаяпсихологическая помощь по телефону, социальная реабилитация, социокультурныеуслуги, информационная и правовая помощь. Используются индивидуальные игрупповые профориентационные консультации, клубы ищущих работу, программы икурсы социально-психологической адаптации. Безработная молодежь, имеющаяпрофессии, не востребованные на рынке труда, привлекается к участию в профориентационныхпрограммах «Выбор пути». «Поверь в успех», «Искусство трудоустройства».Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежьрассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия,социального обновления. В Ярославле принята областная социальная программа«Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационныхусловий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитиямолодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальнаяслужба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, обрестиуверенность в своих силах, учит самостоятельно находить выход из стрессовойситуации, снимать ее последствия. В деятельности службы предпочтение отдается такимвидам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам,семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т.д. ВЕкатеринбурге активно работает служба социально-психологической помощи детям иподросткам «Форпост». В Курске правовую помощь молодежи и молодой семьеоказывает Центр социальной поддержки молодежи. В Новосибирске профилактическуювоспитательную работу с несовершеннолетними осуществляет Комплекс службсоциальной помощи несовершеннолетним, а медицинскую и медико-социальную помощьмолодежи — Центр «Ювентус». Центры реабилитации и планирования семьи работают вХабаровске, информационного обеспечения социальных служб -в Кузбассе. Пермский«Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодымлюдям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам,вернувшимся из зоны боевых действий.
Основной задачеймосковского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правоваязащита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов ишкол-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться вжизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптацииподростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненныеориентации в трудовой семье, укрепляются познания в моральных и правовых нормахжизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесьоткрыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различныевиды работ и могут зарабатывать деньги. Однако в целом сегодня потребности вобеспечении молодежи услугами социальных служб удовлетворяются только на 10%.
Определенный опытнакоплен и в области управления социальными программами по работе с молодежью.Так, в Ярославской области администрация соответствующего предприятия (фирмы,МП, ООО, АООТ, АОЗТ и др.) формирует социальную службу молодежи на договорнойоснове, заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы специалистами.В Юго-Восточном административном округе г. Москвы все педагоги-организаторы,которые входят в состав дирекции единого заказчика районов (а их 61), проходятаттестацию в муниципальных районах, префектуре, комитете по делам семьи имолодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями поделам несовершеннолетних, привлекают в свои клубы трудных подростков, детей,стоящих на учете в милиции.
Сегодня появляются новыеинтересные формы социальной работы с молодежью.
2.2 Социальнаяработа с молодежью в Чувашcкой Республике
 
Насегодняшний день 26,3 % населения Чувашской Республики составляют граждане ввозрасте 14-30 лет (335 795), в том числе 48 % молодежи занято в экономикереспублики (161 700). По данным Чувашстата, в промышленности и строительствезанято более 60 тыс. чел. (37%) от общей численности работающей молодежи; вторговле и сфере услуг, в т.ч. финансовой деятельности – 43,3 тыс. чел. (27%);в сельском хозяйстве – более 24 тыс. чел. (15%); в здравоохранении иобразовании – 14 тыс. чел. (9 %).[23.]
Одной изосновных задач, стоящих перед обществом и государством является подготовкавысококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающихвысоким уровнем профессиональной компетенции и владеющих знаниями о современныхпроизводственных технологиях. В целях повышения качества подготовки рабочихкадров созданы 5 учебных комплексов, реализующих интегрированные программыначального и среднего профессионального образования, 3 техникума сталиструктурными подразделениями ведущих вузов России. Уменьшилась численность зарегистрированныхбезработных граждан среди молодежи (с 11871 человек на 1 января 2007 года до9673 человек на 1 января 2008 года). В целом по республике уровень безработицына 1 января 2008 года составил 1,4%. [23] Разрабатываются специальныепрограммы, направленные на обеспечение занятости студентов в свободное от учебывремя, такие, как «Творческая мастерская», «Курьерская служба». В вузахреспублики создаются юридические клиники, консалтинговые службы, центры потрудоустройству студентов и работе с выпускниками, которые проводятмаркетинговые исследования на рынке образовательных услуг Чувашии. В текущемгоду во всех районах и городах республики была организована работа 232подростковых трудовых бригад, в которых задействовано 4932 подростков, в томчисле 522 — из числа «трудных» подростков. В рамках реализации мероприятий поорганизации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от14 до 18 лет в свободное от учебы время молодежной биржей труда совместно с органамислужбы занятости было заключено 605 договоров на организацию 9421 временногорабочего места, на которых трудился 10921 учащийся (123,5 % к уровню прошлогогода). Доля учащихся общеобразовательных школ, принимавших участие во временныхработах, составляет 98,1%, учащихся учреждений начального профессиональногообразования – 1,2 %, воспитанников детских домов и домов-интернатов – 1,7%. ВЧувашии действует Чувашское региональное отделение Молодежного общероссийскогодвижения «Российские студенческие отряды», объединяющее строительные,педагогические и сервисные отряды. В 2008 году действуют 46 педагогических, 46строительных, 10 сельскохозяйственных и 23 сервисных отрядов (более 4000 чел.).Представители Чувашии работали в 9 регионах РФ и 4 зарубежных странах.
Пристальноевнимание к проблемам молодых работников активизировало в Чувашии процесссоздания общественных объединений. Если на 2005 год на предприятияхнасчитывалось 14 молодежных объединений, то в 2008 году возросло до 100.Наиболее активно формируются и развиваются молодежные объединения на«Химпроме», Шумерлинском заводе специализированных автомобилей, «Промтракторе»,Ишлейском заводе высоковольтной аппаратуры, Чебоксарском агрегатном заводе, МСО«Моргаушская» Моргаушского района; МОУ «Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района,ИП «Хайбуллин Рамиль Киямендинович» Ибресинского района, «Заводе электроприбор»г. Алатырь. Одним из направлений реализации государственной молодежной политикиявляется формирование условий для гражданского становления,военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающегопоколения. Сегодня в республике действуют около 30 военно-патриотических клубови объединений, 49 отрядов юных космонавтов. Итогом работы, проводимой в течениегода в учебных заведениях и патриотических клубах, являются республиканскиеюнармейские игры «Зарница» и «Орленок», в которых принимают участие около 1000юнармейцев со всей республики. Ежегодно (начиная с 2004 года) проводится слетюнармейских отделений, конкурс «Я — гражданин России», спартакиада допризывноймолодежи и др. В рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образжизни» (март-апрель, октябрь-ноябрь) ежегодно муниципалитетами проводится более1500 мероприятий (свыше 80 тысяч человек). В ходе акции проводятсясеминары–тренинги для педагогических работников (около 900 в ходе одной акции),классные часы, тематические вечера, «круглые столы», диспуты, беседы попрофилактике употребления ПАВ и формированию культуры здоровья с приглашениемспециалистов наркологических диспансеров (около 500), дни и уроки здоровья(более 650), социально-психологические тренинги, конкурсы творческих работ,книжные выставки, фестивали (более 200) и др. На сайтах администрацийоткрываются тематические баннеры, в муниципальных СМИ публикуется свыше 500статей. Получила развитие психологическая служба образования, котораяосуществляет адресную работу с детьми «группы социального риска». В республикефункционирует 30 центров/служб психолого-педагогической и медико-социальнойпомощи детям и подросткам (2000 г. — 10), работает 369 психологов, 325социальных педагогов, 211 логопедов, которые ведут активную работу поконсультированию (17,3 тыс. человек), диагностике (19,0 тыс. человек) икоррекции (4,5 тыс. человек) несовершеннолетних, относящихся к группе«социального риска»; в 11 городах и районах на базе муниципальныхпсихологических служб ведут прием «телефоны экстренной психологической помощи».На базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции МинобразованияЧувашии действует «Лаборатория здоровья», которой разработано 6 постояннодействующих модульных семинаров (обучено более 800 педагогов); проведеныконкурсы коррекционно-развивающих программ психолого – педагогическогосопровождения детей с отклоняющимся поведением (25 программ); мини-проектов«Урок здоровья» (62 урока), программ профилактики табакокурения «Дыши легко»(42 проекта); отрядов волонтерских команд. В школах используются программыфедерального (21), регионального (23) уровней, применяются авторские методики(123). 58 школ районов и городов республики системно внедряют принципыздоровьесбережения. С января 2008 г. реализуется проект – победительвсероссийского конкурса общероссийской общественной организации «Лига здоровьянации» (грант в сумме 1,5 млн. рублей) по формированию и развитию волонтерских командздоровья «Я, ты, он, она: МЫ – ЗДОРОВАЯ СТРАНА!» В рамках данного проекта Фонд«Чувашия» в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учреждениямиздравоохранения, общественными организациями осуществляет подготовку посетевому принципу волонтерских команд здоровья, создает ресурсные центрыразвития и поддержки волонтерского движения за здоровый образ жизни. В рамкахреализации международной программы проекта ХОУП «Профилактика ВИЧ/СПИД вучреждениях начального и среднего профессионального образования в регионахРоссийской Федерации» — «Полезная практика – реальные альтернативы» в 10профессиональных училищах и ссузах республики проведено более 750 занятий,лекций и тренингов, обучено 45 педагогических работников, более 2,1 тыс.учащихся.
В 2008 годузаключено Соглашение между Чувашской Республикой и Федеральным агентством пообразованию о предоставлении субсидии из федерального бюджета в объеме 5000,0тыс. на материально-техническое обеспечение центров психолого-педагогическойреабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.Значительное внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров,занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений среди детей имолодежи. В рамках различных семинаров с участием российских специалистовобучено более 500 педагогов по работе с «трудными» подростками.
В ЧувашскойРеспублике постоянно совершенствуется работа в области поддержки творческиустремленной молодежи. В целях поощрения молодых деятелей науки, техники ипроизводства, литературы, культуры и искусства, образования, воспитания имолодежной политики, здравоохранения, охраны окружающей среды и спорта ежегоднов 4 номинациях присуждаются Государственные молодежные премии ЧувашскойРеспублики. Проводятся молодежные творческие конкурсы, фестиваль языков,конференции, в которых принимает участие более 100 тыс. человек. В последниегоды отмечается повышение интереса подрастающего поколения к развитиюхудожественного творчества, к участию в различных видах музыкальных, хореографических,вокальных, фольклорных объединений, к техническим и прикладным видамтворчества. Стали традиционными республиканские конкурс творческих работ«Сердце матери», конференция – фестиваль «Эксельсиор», игры КВН и др. Внастоящее время в республике действует 56 команд КВН (2004 г. – 46, 2003 г. –39). Велась координационная работа по привлечению талантливой молодежи в науку.Всего в учреждениях высшего профессионального образованиянаучно-исследовательской работой охвачено более 50% учащейся молодежи.Развивалось и студенческое движение. В настоящее время во всех учрежденияхвысшего профессионального образования действует 25 студенческих клубов, тогдакак по базовому состоянию их было лишь 4. Ежегодно в сфере государственноймолодежной политики проводится более десятка крупных мероприятий, направленныхна духовное развитие молодежи. Стали традиционными республиканский фестивальстуденческого творчества «Студенческая весна», Международный фестивальмолодежной субкультуры регионов России «Кофемолка» и др.
В республикепроводится более 300 спортивных мероприятий разного уровня, количествоучастников в которых ежегодно возрастает. Сохранилась традиция проведенияреспубликанских турниров по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч»,«Футбол – игра народная», соревнований по пожарно-прикладному спорту и другимвидам спорта, спартакиады учебных заведений начального, среднего и высшегопрофессионального образования и др. Сохранена и развивается сеть спортивныхшкол, кружков, секций, групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки,продленного дня, в которых занимается около 77% школьников (103.589 тыс. чел.).Функционируют центры здоровья. В вузах республики организовано 67 спортивныхсекций, в которых занято более 1500 человек. Активная поддержка деятельностимолодежных и детских общественных объединений со стороны органовгосударственной власти республики привела к росту их количества. Сегодня вреспублике действует более 500 детских общественных объединений с охватом более120 тысяч человек и около 210 молодежных общественных объединений, в которыхсостоит свыше 23 тысяч человек. Каждый пятый школьник вовлечен в активнуюобщественную деятельность.[23]
Насегодняшний день в республике создана система подготовки лидеров ученического,студенческого самоуправления, детских, молодежных, общественных объединений,охватывающая около 80 000 человек. Ежегодно проводится около 120республиканских мероприятий, направленных на формирование лидерского потенциала,в том числе: ежеквартальные школы актива и ученического самоуправления, лагеряактивистов детских и молодежных общественных организаций и объединений «Лидер»,инструктивно-методические семинары и мастер-классы, детских и молодежныхобщественных организаций и объединений (номинация «Лидер»). Проводятся конкурсыдетских и молодежных общественных организаций, юных краеведов и экологов, юныхкосмонавтов, военно-патриотических и спортивных клубов. Разработаны иутверждены республиканские программы развития движения отрядов юныхкосмонавтов, юнармейских отделений, юных экологов, молодых лидеров,детско-юношеского геологического движения, юных инспекторов движения и др.
Важнейшимэлементом молодежной политики является создание системы информационногообеспечения молодежи, и это не дань моде, а жизненная необходимость. В решениипоставленных задач способствовали такие мероприятия, как выпускинформационно-методической литературы, брошюр, посвященных наиболее актуальнымпроблемам в сфере государственной молодежной политики. Среди них: сборник«Молодежь Чувашии», справочники — «Молодежные общественные объединенияЧувашской Республики», «Лучшие социальные проекты молодежи». На сайтахадминистраций муниципальных образований республики открыты баннеры помолодежной тематике, проводятся конкурсы на лучшие публикации и передачи,отражающие молодежную проблематику.

Заключение
 
В заключениесделать несколько выводов по данной работе.
Молодежьзанимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных идуховных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия всозидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства.В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолелопотребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировалоиждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируетсясубъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, ане что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходовсо стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы. Задачаобщества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежнымобщественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторонуобщественных интересов и интересов государственного развития. Государственнаямолодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должнаформировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здоровогообраза жизни. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировалсяособый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимномуважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основеиндивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должнаоказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должнастроиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самихмолодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед нимипроблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это– адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложениесредств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой,организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления ипрограммы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носитьсистемный, долгосрочный и стабильный характер.
Длякоординации и выработки основных направлений молодежной работы необходимосовершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального домуниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектахРоссийской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий,но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям вовсех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие вобщественном и государственном строительстве, защита их прав и законныхинтересов. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной.Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзядопустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуальногопотенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Конституция РоссийскойФедерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием/ Б.А. Старшун. –М.: Норма, 2007. – 128 с.
2.  ФЗ «О занятости населенияв Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1. – М.: ИНФРА-М, 2,,4. – 32с.
3.  ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г.№195-ФЗ// Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике. – Чеб.,2006. – с.1.
4.  Постановлениеправительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе«Молодежь России (2001-2005годы)»
5.  Постановление кабинета министровЧувашской Республики от 29 марта 2007 г. №53 «Об организации отдыха,оздоровления и занятости детей и молодежи в 2007 г.»// Собраниезаконодательства ЧР. – 2007.- №. с. 136.
6.  Постановление кабинета министровЧувашской Республики от 20 июля 2005 г. №185 «О республиканской целевойпрограмме «Молодежь Чувашской Республики: 2006-2010 годы»
7.  Национальный стандарт РоссийскойФедерации. ГОСТ 5249-2005 Социальное обслуживание населения. Термины иопределения. – М.: Стандартинформ, 2006. – 11с.
8.  Национальный стандарт Российскойфедерации. ГОСТ 524998-2005 Социальное обслуживание населения. Классификацияучреждений социального обслуживания. – М.: Стандартинформ, 2006. – 9 с.
9.  Апатенко С.Н. Молодежнаяполитика должна быть сильной и жизненной // Вестник молодежной политики. 2004
10.      Актуальныепроблемы наркотизации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. –М.: УСП, 2004.
11.      БондареваЕ.В. Оздоровление молодежи – проблемы и решение // Социальное развитие Чувашии:тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005. с. 252.
12.      ВасильевЛ. Безработица в спецовке // Российская газета, 2007. – 17 января. – с 11.
13.      ВишневскийЮ.Р., Шанко В.Т. Молодежь и общество на рубеже веков/ Под ред. И.М. Ильинского.- М.: Голос, 1999.
14.      Григорьев С.И.,Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью.- М.: Гардарики,2008. – 204 с.
15.      Евсеева Л.А.Приоритеты и проблемы молодежной политики в Чувашской Республике//Социально-экономические проблемы региона и пути их решения. Вып. 3. – Чеб.,2007, — с.57-77.
16.      ЗубокЮ.А. социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного. – СПб.,1998. –265 с.
17.      ЗубокЮ.А. Риск в социальном развитии молодежи// Социально-гуманитарные знания. 2003.- №1. – с. 147 – 162.
18.      ЗубокЮ.А. Нельзя сказать, что молодежь не слушают. Но ее не слышат// Агентствосоциальной информации, 2006.
www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf
19.      ИвановаД.Е. Исторический опыт социальной деятельности в России и Чувашии: учеб.пособие. – Чеб., 1999. – 199 с.
20.      КовалеваА.И. Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.,1999.
21.      ЛисовскийВ.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья. Социологические исследования. – СПб.:Наука, 2003.
22.      МартоваТ.В. социокультурное развитие и проблемы невостребованности молодыхспециалистов В Современной России // Российская культура основа качестваобразования и социальных сил современного российского общества. – 2007. – с.148.
23.      Молодежныйпортрет // Молодежная политика ЧР. – 2008.
(Официальный сайтМинистерства образования и молдежной политикиЧувашской Республики)http://gov.cap.ru/main.asp?govid=13
24.      Молодежьв демографическом измерении// Отечественные записки. – 2006. — №3 .
www.strana-oz.ru/?ozid=30&oznumber=3.
25.      МинигуловаВ.Ф. Востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда ЧувашскойРеспублики// Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты.Выпуск 4. – Чеб., 2005. с. 110.
26.      МуткоВ.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи//Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессиональногостановления. – М. 2006._ 23 марта. – с.42.
27.      Основысоциальной работы: учебник / отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560с.
28.      ПавленокП.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. – М: Дашков иКо, 2003.
29.      СкворцовЭ.Г. Духовный и нравственный потенциал социальной политики // Социальноеразвитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 4. – Чеб., 2005. с.210.
30.      Социальнаяполитика: парадигмы и приоритеты. Монография./ под общ. Ред. В.И. Жукова. – М.:Союз, 2000.
31.      Социальнаяработа с молодежью: учеб. пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М.:Дашков и Ко, 2008. – 328 с.
32.      ФадеевС.В., Константинова М.Е. анализ ситуации в сфере занятости на рынке трудаЧувашской Республики // Социальные, экономические и правовые проблемысовременной России. Вып. 4. – 2005. – с 156.
33.      ХолостоваЕ.И. Профессионализм в социальной работе: учеб. Пособие/ Е.И. Холостова. – М.:Дашков и Ко, 2006. – 236 с.
34.      ХолостоваЕ.И. Социальная политика и социальная работа: учеб пособие./ Е.И. Холостова .-М.: Дашков и Ко, 2006. – 216 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фильтровой обнаружитель одиночных сигналов
Реферат Аудит бухгалтерского учета и отчетности предприятия
Реферат Современные научные концепции человек и его места в мире
Реферат «Методическое обеспечение оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций» представленной на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08. 00. 05. – «Экономика и управление народным хозяйств
Реферат Gainsborough Essay Research Paper Gainsborough A Story
Реферат Стан, методи і шляхи удосконалення обліку праці та її оплати
Реферат Проектирование производственного участка по формированию среднего блока танкера химовоза
Реферат Упрощенная система налогообложения 2 Сущность специального
Реферат Управление пассажирскими перевозками
Реферат физическая химия
Реферат Разработка крупной станции технического обслуживания для диагностики, ремонта, технического обслуживания легковых автомобилей
Реферат Особливості гіпертрофії лівого шлуночка у хворих артеріальною гіпертензією з метаболічним синдромом
Реферат Технология выращивания огурцов. Сорт «Водолей»
Реферат Организация социальной помощи в регионе
Реферат Тема чайки в комедии АП Чехова