Реферат по предмету "Социология"


Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности

Федеральноеагентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРАСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рефератпо предмету «Человек и его потребности»
Тема:
«Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные иобщественные потребности»

Екатеринбург2009г.

ПЛАН
 
1.        Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?
2.        Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей
3.        Индивидуальные и общественные потребности
4.                 Человек и потребности в эпоху Просвещения
5.        Список используемой литературы

1. Представления о человеке в истории науки: что мыможем взять из них сегодня?
Учение о человеке и его потребностях прошло довольнодолгий путь развития. Рассматривая итог этого пути, следует выделить несколько наиболееважных идей, сохраняющих свое значение до настоящего времени.Можно сказать, что на эти идеи опираются современная концепцияпотребностей и применяемые на практике стратегии сервисной деятельности.
1.  Человекявляется микрокосмом — концентрированной копией миниатюрным вместилищем всех сили законов Вселенной. Сущность человека и сущность окружающего мира глубоковзаимосвязаны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственныезаконы, либо анализировать его связь с человеком, давать емуоценку исходя, из человеческих потребностей и интересов. В этомсмысле софисты говорили, что «человек есть мера все вещей», некиймасштаб и эталон, на основании которого оцениваются все явления действительности.
2. Человек — особое, уникальное явление природы,вершина развития; Античные мыслители считали, что человек может быть соперникомбогов и во многом приближается к ним силой своего разума и воли.Христианство считало его любимым, высшим и самым совершеннымтворением бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали вчеловеке прекрасное божественное начало. В науке XIX-XX вв. возникла точка зрения, чтоматериальный мир (или «абсолютная идея»Гегеля) порождает человека в процессе своего развития «с железной необходимостью», «в силу самойсвоей природы (Энгельс). Поэтомумежду человеческими потребностями и окружающим человека миром природыдолжна существовать какая-то глубинная, необходимая связь.
3.В истории цивилизации возникло многовариантов религиозной идеологии ирелигиозных концепций человека. Некоторые современные мыслители утверждают, что для человечества вообще для России в частности нет альтернативырелигиозному мировоззре­нию. Так,существует точка зрения, что после отказа от традицион­ной советской идеологииее место может занять только православ­наярелигия. В действительности это утверждение ошибочно, так как альтернативарелигиозному мировоззрению в современном мире, конечно, существует. Этогуманистическая идеология, считающая глав­ной целью общества всестороннее развитие человеческой личности. Свободное развитие человека (и через него — всегообщественного организма) включает в себя формирование и развитие человеческихспособностей и потребностей в процессе научного исследования и преобразования самого человека и окружающего мира.Гуманистиче­ские идеи началиформироваться достаточно давно — мы обнаружи­ваем их в текстах Ветхого и Нового Заветов, в поучениях Иисуса Христа, а затем, уже в завершенном исистематизированном виде — умыслителей эпохи Возрождения и французских просветителей. Экономическое обоснование гуманизма впервые даетсяв работах Карла Маркса. Современнаяконцепция гуманизма содержится, на­пример, в трудах экзистенциалистов и ЭрихаФромма. Гуманисти­ческая идеологиявсегда ориентируется на всестороннее развитие способностей и потребностей — не только на потребление готовых вещей и услуг, но и на материальное и духовноетворчество, преобра­зование мира дляразвития каждой личности как условия прогрес­сивного развития всего человеческого сообщества.
4. Человек являетсяматериальным социальным существом. Ари­стотель называл его «общественнымживотным». Но в то же вре­мя люди являются живыми организмами и подчинены всемзаконам природы. Потребности человека тоже делятся на первичные — био­логические ивторичные — социальные. Поэтому в истории науки была поставлена проблема: покаким законам взаимодействуют со­циальное и биологическое начала в человеке?
5. Человекудовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства.Труд — это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком.Удовлетворяя другие по­требности, труд сам превратился в важнейшую потребностьобщества.
Еще одна потребность человека, осознанная только в XX в., — этопотребность в освоении космоса. Исчерпание природных ресур­сов планеты,по-видимому, приводит к тому, что на каком-то этапе своей эволюции цивилизациявынуждена начать освоение космиче­ского пространства. Так, земнаяцивилизация, недавно начавшая экс­пансию в космос, в обозримом будущемможет превратиться в фактор космической эволюции. Выход в космос уже приводит кформированию нового класса материальных и духовных потребностей — вплоть до такойэкзотической, как потребность в развитии космического туризма.
7. В настоящее время стало ясно, что потребностичеловека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человекаони формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой. Вразные эпохи складываются различные типыпотребления. Так, согласно Э. Фромму,в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремлениек накоплению материальных ценностей,максимальному увеличению потреблениясозданных другими людьми благ.
 
2. Человек и его место в мире. Мировоззренческиеоснования теории потребностей
Наиболее глубинное мировоззренческое основание теориипотребностей и теории сервисной деятельности — общая философская концепция человекаи его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положениечеловека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основеэтого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и оперспективах развития общества. Поэтому до конкретного анализа человеческихпотребностей нужно кратко изложить философскую концепцию человека.
Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. Визвестной нам части Вселенной последовательно возникли четыре главные, качественноразличные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная.
Развитие материи имело ярко выраженную направленность отнизшего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма материи возниклараньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ковсем остальным. Химическая форма материи — высшая по отношению кфизической и низшая по отно­шению к биологической и социальной.
Социальная форма материи (общество) возникла последней ияв­ляетсявысшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материисуществуют сложные отношения, кото­рые можно выразить в несколькихзакономерностях (они нам пона­добятся для описания взаимосвязи биологического и социального вчеловеке).
В процессе развития материи действовали двезакономерности: высшие формы материи становились все сложнее посодержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве,чем низшие. Главный критерий, позволяющий отли­чить высшее от низшего, состоитв том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и вдополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическоевещество подчи­нено всем законам физики (например, закону сохранения ипревра­щения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает воВселенной намного меньше места, чем физическая фор­ма материи.Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законыразвития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передачанаследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии иобъяснить только на их осно­ве. Наконец, общество, существуя по своим собственнымсоциальным законам,опять же занимает гораздо меньший объем пространст­ва, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространен­ности высших форм материи по сравнению с низшимипозволяет уточнить их соотношение.
Развитие материального мира как бы «идет на конус,сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимаютв пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого суженияраспространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самаямалораспространенная в пространстве форма материи. Что происходит потом?
Развитие физической, химической и биологической форм матрии происходилоза счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось отпростейших молекул, состоящих из нескольких атомов, до сложных органическихмакромолекул, в которые входит несколько сот тысяч атомов. Живая природаразвивалась от бактерий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие междуамебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции теложивотных изменилось почти до неузнаваемости как по сложности строения, так и поразмерам. В обществе же в происходит по-другому: несмотря на огромныеизменения, пережитые человечеством за несколько миллионов лет, строениетела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитиицивилизации почти не отражаются на физической организации человека.В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильноотличается от развития других форм материи?
Вместе с человеком в материальный мир приходитсовершенно новый и уникальный процесс — труд. Главным механизмом развитиячеловека и общества становится не изменение строения организма (как было уживотных), а трудоваядеятельность.
Труд — не какой-то «местный», локальный социальныйпроцесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до обществаформах материи. Если говорить на языке философских по­нятий, каждаяформа материи создает гораздо больше конструктив­ных возможностей, чем онаспособна реализовать. Простейший изго­товленный человеком предмет (каменныйтопор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из веществаприроды, но приро­да никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль иликомпью­тер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества при­роды, но было бы смешно ожидать, чтоони где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность,человек создал единственный в мирематериальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможностиприроды. Если бы она об­ладала разумом и волей, можно было бы выразиться болееобразно: природа миллиарды летожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные воз­можности.С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенноновым механиз­мом развития материи.Общество стало развиваться за счет преобра­зований не человеческого тела, авсех более простых форм материи. Приэтом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предме­тов, которому мыслители Х1Х-ХХ вв. подыскалинесколько назва­ний: «втораяприрода», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера».
Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счетего обращения«назад», т. е. путем перестройки более простых форм ма­терии, — какизвестных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Этонаправление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице,идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базисдля бесконечного развития труда, а вместе с ним — мышления и всегочеловеческого общества в целом.
Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимодействия.Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественнойпотребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и такдалее до бесконечности. Неживая природа неимеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы.Экзистенциалисты правы в том, что природане дает человеку заданий или целей. Ни она,ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашемусуществованию и деятельности. У животных простейшиепотребности уже появляются (но не осознаются), так как организмнуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процесс труда, а поэтому осознаются и находятся впостоянном развитии. Бесконечноеразвитие способности к труду и человеческих потребностей становится возможным благодаря бесконечностиматериального мира, на преобразованиекоторого направлен труд. Однако возможность перестройки природы, созданияноосферы может реализовыватьсяпо-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно — человекраспоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. Внастоящее время ведущие политическиедеятели и ученые ищут способы направлятьудовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить балансинтересов различных стран, народов исоциальных групп. Свой вклад в решение этой про­блемы может внести исервисная деятельность.
 
3. Индивидуальные и общественные потребности
Общество состоит из индивидов, имеющих своибиологические осо­бенности — состояние здоровья, особенности физиологическихпро­цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв­ной системы,которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатковформируются способности, которые че­ловек реализует в своей жизни. Наформирование потребностей лич­ности влияют как ее природные индивидуальные черты,так и воз­действиесоциальной среды.
В разные эпохи общество имело потребность в использованииразличныхприродных задатков и способностей людей. Так, в усло­виях кастовогостроя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий,казались ненужными. Например, чело­век, родившийся в касте купцов, имел правозаниматься только тор­говлей, в касте стиральщиков белья — только стиркой и т.п.
Одна из главных тенденций развития отношений между челове­ком и обществом— индивидуализация личности. Развитие, экономи­ки, усложняющиеся процессы производства требовали всеболее квалифицированных, компетентных исамостоятельных работников. Внастоящее время это приводит к постепенному формированию ин­дивидуального стиля производственной деятельностии взаимосвя/>/>/>занного с ним индивидуальногостиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и обществамодифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношениииндивидуальных и общественных потребностей.
В человеческих сообществах всегда существовали различиямеж­ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как ужеотмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаныособые механизмы — это в первую оче­редь мораль и право. Однако теперьнеобходимо уточнить характер этих отношений: каковы конкретные различиямежду индивидуальными и общественными потребностями и что их объе­диняет?
Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб­ностей отражаютследующие закономерности.                    
1.В простейшем случае общественные потребности представляют собой простосумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественнопутем простого сложения. Так, если одной семье тре­буется однаквартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир.Если, например, окажется, что один человек пользуeтся услугамипарикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег­ко подсчитать,сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением.На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющиеоценить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятияхбытового обслуживания и т. п.         
2. В более сложных случаях общественные потребностивыходят за пределы индивидуальных ине сводятся к их сумме. Эту закономерностьпонимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности,существующие у всего на­рода в целом— в управлении обществом, обороне, поддержанииобщественного порядка и т. п. Ряд услуг вообщеносит чисто общест­венный характер ине может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас­совой информации, общественных организаций,системы образова­ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии иорганов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы иобъединения людей приобретаютпотребности особого рода, которые невозможно до кон­ца, без остатка разложить на индивидуальныепотребности. В то же время,удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих вданную социаль­ную общность. Несуществует какого-то «человека вообще», явля­ющегося монопольным носителем общественных потребностей.
Различие между общественными и индивидуальными потребно­стямипроявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группыдольше и сложнее осознают свои потреб­ности, чем отдельные личности. Частообщественная потребность осо­знается сначала небольшой группой людей илигосударственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание ипред­принимаютусилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятсяв состоянии постепенного осознания по­требности в решении экологическихпроблем цивилизации или в ос­воении космоса, в России — ряд острых социальныхпроблем (необ­ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци­онных процессов и т. д.).
Нам представляется, что одни и те же потребности могутиметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельногоиндивида. Так, потребность в деторождении и воспита­нии детей является насущнойдля общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанетсуществовать. В то же время для отдельного человека эта потребность несчитается насущной — даже полный отказ от семейных и сексуальных отношенийвполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо­нахов различныхцерковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегдасуществовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности вней, вероят­но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности дляобщества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивидывыполняют в социальной системе не­одинаковые функции.
3. Наконец, общественные потребности рассматривают какпотреб­ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих вданное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что системаценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ейпотребностей является обще­ственной. Для противодействия людям, препятствующимих удовле­творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ­ки), возниклимеханизмы морального и правового принуждения.
Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще­ственныхпотребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так,антидемократические режимы, низко ценящие челове/>/>/>ческую личность,обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровнездесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В болеедемократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиесяна сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полномуудовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетомгосударственной политики.

4. Человек и потребности в эпохуПросвещения
Развернутая концепция потребностей появляется в трудахмыс­лителейэпохи Просвещения (XVIII в.). Так, взгляды французских материалистовэтого времени были обобщены в труде П. Гольбаха (1723-1789) «Система природы».
Гольбах считает, что «Первые потребности», вложенные вчеловека природой, — это пища, одежда, жилище и семья. «По удовлетворе­нии их онвынужден вскоре создать себе совершенно новые потреб­ности, или,вернее, его воображение начинает заниматься утончением первыхпотребностей». Человек — продукт природы, хотя и подчи­няющийся нарядус законами природы еще некоторым «специаль­ным законам». Материалисты XVIII в. еще незнали, что эти «спе/>/>циальные законы» имеют небиологический, а социальный характер. Тем не менее, приблизившись к раскрытиюсоциальной природы человека, они увидели взаимосвязь людей в обществе,существующую и укрепляющуюся именно благодаря человеческим потребностям. «Если бы вселюди были совершенно довольны, то на свете не было бы никакойдеятельности, — пишет Гольбах. Благодаря своим потребностям, желаниям, фантазияммы находимся в зависимости от других людей; благодаря им каждый из нас вынужден —ради своего собственного интереса — быть полезным другим существам, способным доставитьему предметы, которых он сам не имеет. Всякий народ есть просто соединениемножества людей, связанных друг с дру­гом своими потребностями и своимиудовольствиями».
П. Гольбах приходит к, выводу, что возрастаниепотребностей — бесконечный процесс, постоянно развертывающийся вобществе и регулирующий поведение людей: «Рост потребностей отдельных лю­дей, а такжеполитических обществ, является чем-то необходимым; он зависит отприроды человека; когда удовлетворены естественные, потребности, то онинеизбежно заменяются потребностями, которые мы называем мнимыми или условными:последние становятся столь же необходимыми для нашего счастья, как ипервые». Однако бла­горазумный человек не стремится удовлетворить любыежелания и потребности. Он контролирует их, воздерживаясь от удовольствий, которые моглибы принести вред. Гольбах повторяет мысль Эпику­ра о том, что достижениесчастья вовсе не требует безудержного ис­полнения любых желаний, бесконечнойпогони за удовольствиями: «Счастье является таким редким исключением лишьпотому, что лю­ди видят его в лишних, бесполезных для их благополучиявещах или, же в вещах, которые обращаются в настоящее зло для них». Фран­цузский философ,таким образом, ищет критерий разумности потреб­ностей в их значимости длячеловека, для достижения им счастья.
Гольбах и другие материалисты вплоть до Людвига Фейербаха(1804-1872) развивалинатуралистическую концепцию человека, фактическирассматривая его как материальное существо и часть природы. Природными свойствами человеческой натурыобъясня­лись и потребности. Ихизменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. Только философы XIX в. описалипотребности людей как исторически развивающуюся систему, которая усложняется отодной эпохи к другой.

Список используемой литературы
 
1.        Гольбах П.А.«Система природы». М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1040 г.
2.        Орлов В.В.«Человек, мир, мировоззрение». М.: молодая гвардия, 1985 г.
3.        Обуховский К.«Галактика потребностей. Психология влечений человека». СПб.: Речь, 2003 г.
4.        Орлов С.В.,Дмитренко Н. А. «Человек и его потребности. – СПб.: Питер, 2007г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.