Реферат по предмету "Социология"


Предмет и задачи курса социологии

1. ВСТУПЛЕНИЕ  ………………………………………………………………3
2. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА  …………………………………………….5
     2.1 Что такое социология?
     2.2 Социология и другие науки
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕПАРАДИГМЫ  …………………………………9
4. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТСОЦИОЛОГИИ  ………………………………..11
5. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ……………………………………………...14
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….16
7. ЛИТЕРАТУРА  ……………………………………………………………...18
ВСТУПЛЕНИЕ
Политическиереволюции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 году ипродолжавшиеся в течении всего  ХIХ века, послужили импульсомдля социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками вЕвропе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни.Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новыеосновы для наведения порядка в обществе.
Промышленнаяреволюция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому,что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, нафабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры,необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннегоэтапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики,к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционированиесоциальных и экономических институтов и предложили альтернативные вариантысоциального устройства.
Представим«социологические портреты» некоторых ученых, заложивших основы социологии ивнесших вклад в ее развитие.
Огюст Конт (1798-1857) считаетсяоснователем социологии, он ввел в научный оборот сам термин «социология» отлатинского – socium,societas ( общество ) игреческого – logos ( изучение).В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) онустанавливает единый закон движения истории и человеческого познания,переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии историичеловечества в стадии познания, которые последовательно должен пройтичеловеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная;научная, или позитивная.
На первой, теологической стадиичеловеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постояннымдействием сверхъестественных сил.
На второй стадии, метафизической,антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного родаабстракциями, воплощенными в разных сущностях мира.
Что касается третьей стадии, позитивной, то Контхарактеризует ее так: « человеческий Ум, признав невозможность достигнутьабсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначенииВселенной, равно как от познания внутренних
причин явлений»,чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюденийдействительных законов этих явлений, то есть неизменных отношенийпоследовательности и сходства между ними».
Карл Маркс (1818-1883) – политическийдеятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учений Маркса –идея материалистического понимания истории.
Маркс стремилсявыявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистическогопонимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развитияобществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства(например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческомэтапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс былубежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствамипроизводства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливаетклассовые конфликты (см. гл. 6 и 8).
«… Всякая историческая борьба… в действительности является только болееили менее ясным выражением борьбы общественных классов и вместе с тем и ихстолкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития ихэкономического положения, характером и способом производства определяемого имиобмена»[1].
Маркс утверждал,что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование иправительство составляют надстройку общества.
В России процессстановления социологии был обусловлен ходом социального развития русскогообщества. Период правления Александра IIIв России связан с началом великихреформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Как отмечалН.О. Лосский, «в конце ХIХи начале ХХ века значительная часть русской интеллигенции
Высвободилась изплена… болезненного моноидеизма. Широкая публика стала проявлять интерес крелигии… идее нации и вообще… к духовным ценностям»[2].
В России былипопулярны марксистские идеи. Это объясняется прогрессистскими настроениямиобщественного сознания и верой в науку.Русская социология конца ХIХ – начала ХХ  в. не только находилась на уровне мировойнауки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
   Что такое социология?
Зачем существуетсоциология, когда уже и так есть столько наук об обществе?
В самом деле,общество и человека изучает множество наук – история, политология, экономика,психология, философия… Зачем понадобилось придумывать еще одну?
У каждой изперечисленных наук свой предмет и свои задачи. Цель исторической науки состоитв познании прошлого всего человечества или конкретных обществ. Она также даетописание того, что происходило с отдельными людьми, группами людей и народами вопределенном месте и в определенный период.
География – этонаука, которая изучает человека и его деятельность на земном пространстве. Ведьпространство, в котором мы живем, представляет собой перекресток и местодействия различных социальных факторов: индивида, семьи, группы, предприятия,сообщества и государства. С одной стороны, география входит в областьестественных наук, а с другой – в область гуманитарных.
Предметомизучения политических наук является государство и власть. Политологи исследуютто, каким образом власть влияет на жизнь людей. Власть – это способностьопределять поступки и действия других людей. Важнейшим предметом исследованияполитологии является государство как аппарат реализации власти.
Экономикаизучает то, как организованные в общество люди используют дефицитные ресурсы,необходимые для производства товаров и услуг. Экономисты исследуют рыночныемеханизмы с тем, чтобы иметь возможность прогнозировать денежно-кредитную ибюджетную политику государства.
Антропологиязанимается исследование обществ прошлых веков и культурной деятельностииндивидов в существовавших ранее и современных обществах.
Психологияизучает взаимодействие факторов, влияющих на функционирование человека, с цельюобъяснить человеческое поведение в целом.
Социология – это изучение социальнойреальности как таковой. Предметом ее исследования является общество; она даетобъяснение всех типов человеческого поведения под социальным углом зрения.Социология возникла как результат конфликта дисциплин, которые сформировалисьдо ее появления. Для того, чтобы ей развиваться, ей необходимо было отделитьсяот философии, психологии и истории.
Психология и социология.
Изучениевзаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии,но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами.Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а такжебазовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранеепсихологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредствомпсихологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельныепредметные области.
Создаетсявпечатление, что социологию пытаются отделить от психологии на том основании,что первая занимается изучением групп, институтов и общества, а втораяизучением индивида и его развития.
Действительно,психологов интересует поведение индивида, его проблемы и личностные проблемы(помешательство, тревога, депрессия и т.д.). Однако социологи ищут в этих типахповедения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловленысоциальными нормами, а также структурами и развитием общества.
Поэтому былонеправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, тосоциальным. Психология и социология – это просто два разных подхода к изучениюиндивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности,тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другимииндивидами.
История и социология.
Историки изучаютобщества прошлых веков, восстанавливая с помощью документов события, которыеотмечали основные этапы эволюции этих обществ вплоть до нашего времени.Современная историческая наука уделяет больше внимания истории народов ивеликих изменений, оказавших влияние на общества. В ХIХ веке история и социология находилисьв конфликтных отношениях. Каждая из этих дисциплин претендовала на то, чтоможет создать полную картину прежних и существующих обществ. В целом, историкрассматривает каждое историческое событие как уникальное, в то время каксоциолог основное внимание уделяет изучению обществ и открытию общихисторических законов.
Чтобы лучшепонять эти интеллектуальные споры, необходимо иметь в виду, что социологиязародилась как изучение законов функционирования обществ. При изложении этихзаконов необходимо было отвлечься от отдельных значительных событий,происходящих в обществе.
Затем историяпостепенно перестает заниматься известными личностями и принимает на вооружениеметоды общественных наук для изучения основных экономических, политических икультурных феноменов обществ, которые существовали прежде, и тех,
которыенаходятся на стадии становления. Действительно, многие социологи обращаются кистории, чтобы лучше понять обстановку, в которой происходит взаимодействиемежду акторами. С другой стороны, многие историки пользуются социологическимипонятиями, такими, как социальные классы, культура, социализация, семья иэволюция общества. Несмотря на столкновения, порою довольно жестокие, в историии социологии есть много общих точек соприкосновения.
Философия и социология.
Еслиперечисленные нами выше науки исследуют конкретные факты и выводят из нихзакономерности, то философия, издавна занимающаяся человеком и его жизнью вмире других людей, стремится найти общий закон человеческого бытия. Чтопервично, чем определяется существование человека на земле, откуда он приходити куда идет, на что он может надеяться и во что верить,- на все эти вопросыпытается ответить философия. В частности, социальная философия стремитсявыявить единый закон существования человеческого общества. Ее основные проблемытаковы: как и почему возникло общество, какая сила определяет его жизнь,развивается ли оно или деградирует, какова направленность его развития,свободен ли человек в обществе или обретает свободу лишь вне его, каковы законыразвития общества и являются ли они едиными для всех конкретноисторическихобществ, в чем историческая задача человеческой жизни, как члены обществадолжны относиться друг к другу и т.д.
В отличии отфилософии, социология не ставит перед собой задачи открыть единый закон жизниобщества. Это одна из множества конкретных наук об обществе, имеющаяпрактическую базу и строящая свои выводы на основании фактических данных,полученных в результате эмпирических исследований. Однако она сохраняетгенетическую связь с философией. Это проявляется в том, что наиболее общийуровень социологических исследований смыкается с уровнем социальной философии,и тогда возникают концепции и обобщения, очень близкие к философским.
Итак, социологияизучает тот же объект, что и остальные гуманитарные науки – человеческоеобщество. Однако в отличие от всех других наук, ее предмет составляет саматкань эмпирической социальной жизни.
Может лисоциология называться наукой?
Для того, чтобыиметь право называться наукой, социология должна обладать сущностнымипризнаками научного знания: объективностью и нейтральностью.
Социологиязанимается интерпретацией человеческих действий. Это гуманитарная наука.Объект, изучаемый гуманитарными науками, наделен сознанием. С помощью  сознания индивидуум может изменять своеповедение, развивать речь и передавать свои ценности
поколениям,живущим в другую эпоху. Так что социолог, сам обладающий сознанием и являющийсяносителем ценностей, вступает в контакт с «объектом», который может иметьсовсем иные ценности. В интерпретацию собранных сведений могут вкрадыватьсяошибки и искажения. Почему утверждают, что объект изучения в гуманитарныхнауках трудно поддается точному и объективному анализу? Потому, что насоциолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определенныетеоретические установки.
Можно описатьвсе модели человеческого поведения, однако, полнота фактов и статистическихданных не гарантирует объективности. Объяснение, возможно будет выглядеть болеенаучным, однако ученый может при этом ограничиваться цифрами, подтверждающимиЕГО точку зрения. Социолог сам составляет часть общества, которое изучает.
В заключенииможно сказать, что для понимания того, как на нас воздействует общество,необходимо как можно более полно учитывать собственные ценности. Объективностьсостоит не в утверждении, что все точки зрения одинаково равноправны,- ведь изряда фактов социологи все равно отдают предпочтение какому-то одному.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
Понятие«парадигма» имеет множество значений, но применительно к науке означает «общийугол зрения на изучаемые феномены». В социологии выделяют несколько наиболееотчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных сконкретными школами и направлениями.
Парадигмасоциальных фактов, связанная с именем Э.Дюркгейма и школой функционализма. Вэтой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная инезависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальныхфактов – социальных структур и институтов, которые и выступают предметомизучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмыпроизошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамкахэтой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональныйанализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р.Дарендорф). Общая гипотезафункционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномендолжен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.
Парадигмапонимания, или социологии действия, основы которой заложены М.Вебером иВ.Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму пониманияее субъектами социального действия – индивидами. Согласно Веберу, в основевсякого действия лежит понимание, и социолог должен докопаться до него,постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмыпривело к появлению таких направлений, как феноменологическая социологияА.Шюца, этнометодология Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Т.Лукмана иГ.Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальныйфеномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.
Парадигмасоциального поведения, представленная социальным бихевиоризмом Б.Скиннера итеориями социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. Эта парадигма получилараспространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том,что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то естьдетерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответна внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможностиуправлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.
Парадигмасоциально-исторического детерминизма связана с именами К.Маркса и его последователей.Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений,
возникающихмежду людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальныхиндивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развитияобщества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие междусобой согласно внутренней логике естественноисторичечкого процесса. Реальнаяисторическая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могутдействовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.
Парадигмапсихологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии ина основе психоаналитической концепции З.Фрейда, согласно которой внутренняяжизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня егопсихики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продуктнепрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющегоего общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства,поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленностьполитики государств.
Существует идругая классификация социологических парадигм, о которой упоминает российскийсоциолог В.П.Култыгин. Здесь парадигмы выделяются по методологическомукритерию, и их всего три: натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.
Натуралистическаяпарадигма объединяет социологические направления, основанные на методахисследования, приближающихся к методу естественных наук. Типичнымипредставителями такой парадигмы являются, например О.Конт, Г. Спенсер. В рамкахэтой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математическиеи эмпирические методы.
Интерпретирующаяпарадигма основывается на признании принципиального различия между предметом иметодами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость длясоциологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, аориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов ипобуждений. Такова «понимающая социология» М.Вебера и унаследовавшие те жеметоды этнометодология и феноменологическая социология.
Оценивающаяпарадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельностисоциолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. Врамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический ипреобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности.Представителями оценивающей социологии являются К.Маркс, К.Поппер, А.Этциони,Ч.Райт Миллз.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Любая научнаядисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимаетсяфеномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, темболее общий характер она имеет. Так биология исследует все, что относится кпроцессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию частоопределяют как «совокупность наук о живой природе».
На объектизучения социологии прямо указывает название, составленное из слов двух разныхязыков: латинского socium(общество) и греческого logos(изучение). Таким образом, объектом социологии являетсяобщество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами,например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себякакой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который иназывается предметом данной науки.
На самом делевопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, скоторым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти этосвязано с молодостью самой науки, отчасти – с существенной эволюцией еепредмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучениеобщества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни напротяжении последних 150 лет. Происходившие изменения форм общественногоустройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностейсущественно повлияли на направления исследований, что вызывает необходимостьпериодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту тему продолжаются досих пор.
В значительнойстепени ситуация осложняется тем, что среди самих социологов нет единогомнения, является ли социология отдельной, самостоятельной дисциплиной.
Если для О.Контаи Э.Дюркгейма в этом не было никакого сомнения, О.Конт даже считал ее высшей извсех наук, то в последствии появились другие мнения.
В частности:
                        -социология – неотдельная наука, а дисциплина, интегрирующая данные других наук, таких какэкономика, психология, статистика и прочее, поскольку «социальное не являетсяавтономным понятием, а образуется на пересечении характеристик экономических,географических, психологических и др.;
      
                
                         -социология представляет собой не отдельнуюнауку, а лишь специфический подход («социологический подход», «социологическоевоображение»), рассматривающий отдельные факты или явления в максимальношироком социальном
контексте(принцип «общее в частном»), которым пользуются и представители других наук.
Оригинальноемнение приводится в английском словаре по социологии, изданном в 1988 году:поскольку социология не имеет определенного объекта анализа, собственнойметодологии и научной системы анализа, она должна рассматриваться не какотдельная наука, а скорее как идеология, соответствующая конкретной стадииразвития капитализма.
Конечно,отсутствие единой социологической теории и методологии, равно пригодной дляизучения на всех уровнях социологического анализа, от личностей до цивилизациив целом, осложняет ситуацию. Отношение социологии с идеологией и политикойтакже весьма непросты, особенно это заметно в социологических исследованияхобщественного мнения. Хотя, как упоминалось выше, вопрос о предмете социологииостается не до конца
решенным, можноговорить о его несомненном наличии автономности социологии как научнойдисциплины.
Так, дляродоначальника социологии О.Конта предметом социологии являлись универсальныезаконы развития и функционирования общества, поскольку перед французским и вцелом – европейским обществом в то время остро стояла проблема выбора формобщественного устройства. В другие времена и в других условиях болееактуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающего определения предметасоциологии не закончен.
Например, в 1999году на 34 Конгрессе Международного Института Социологии (МИС) – старейшеймеждународной социологической организации, возникшей на базе Сорбонны в 1893году[3], былопредложено считать им «социальный порядок».
В одном изпоследних отечественных вузовских учебников (2003 года) предметом наукиназываются «взаимодействия между входящими в состав общества людьми», чтооставляет за пределами рассмотрения взаимодействия между обществами,цивилизованный уровень социологического анализа и пр.
Более широкоесодержание имеет выдвижение в этом качестве «совокупности социальныхотношений», однако здесь необходимы уточнения. «Отношения» в данном контекстепонимаются в широком смысле, как включающие в себя:
— отношения каксоотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые группы или группы людей,находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, тем не менеемогут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит,находятся в каком-то отношении друг к другу;
— отношение каксвязь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно- илидвусторонний обмен, хотя бы информацией;
— отношение каквзаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координациядействий или даже односторонний учет действий другой стороны с коррекциейсобственных.
В такомпонимании контовские «законы» можно рассматривать тоже как отношения,складывающиеся в обществе, и поэтому определение О.Конта не противоречитпоследнему.
Еще сложнееситуация со словом «социальное». В русском языке оно используется в различныхзначениях. Первоначально «социальное» означало «общественное», но впоследствииприобрело дополнительные смыслы, в частности, каритативный – «социальноеобеспечение», «социальная поддержка».  Впоследнее время в Российском политическом лексиконе широко используетсясловосочетание «затраты на социальную сферу» для определения той части расходовобщества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения вздравоохранении, образовании и прочее.
В советскойсоциологической литературе под «социальными» («общественными») отношениями вшироком смысле понимались все отношения людей в обществе. В узком – отношениямежду группами людей, занимающими различное положение в обществе.
Согласноконцепции М.Вебера, не всякое действие социально – оно становится социальным,только поскольку содержит ориентацию ожидания других людей. Следовательно,можно определить, что «социальными», в узком смысле слова, отношения становятсятакже лишь при их ориентации на других. А эта ориентация в явном илиопосредованном виде закладывается обществом в виде норм, ценностей,обязанностей социализированных индивидов. При этом социальные отношения могутсуществовать и без непосредственного взаимодействия людей, черезинституционализированные учреждения более широких общностей.
Такимобразом, можно говорить о том, что социальные отношения – это отношения междулюдьми, нормированные обществом. Именно такие отношения и являются предметомсоциологии.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Функции каждойнауки выражают многообразие ее взаимодействия с общественной практикой. Встепени развитости функций отражаются потребности общества в данной науке.
В последние годыделение современной науки на фундаментальную и прикладную части признанонекорректным: каждая из них вносит определенный вклад в решение и научных, ипрактических задач.  Точно так жевыглядит устаревшим и деление функций на фундаментальные и прикладные.
К основным функциям социологии принятоотносить:
— познавательную;
— прогностическую;
— социального проектирования;
— организационно-технологическую;
— управленческую;
— инструментальную.
Познавательная функция присуща любойнауке. Для социологии это – познание социального.  В самом широком смысле социальное можноопределить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество,отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический иэмпирический анализ социальных фактов является познавательной функциейсоциологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностическойформах.
Еще однимнаправлением реализации познавательной функции является разработка методологии,методики и техники социологических исследований. От того, насколько теория,способы и приемы изучения будут адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям,зависит достоверность научного знания.
Следующаяфункция – прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией,дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.
Прогностическая функция социологииотражает потребность общества или социальных институтов в выработке иосуществлении научно обоснованных решений общественного развития.
Принято выделятьдва типа социальных прогнозов:
— поисковый;
— нормативный.
В поисковомпрогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющихвоздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути исредства его достижения, необходимые управляющие воздействия.
Социальное проектирование – это научнообоснованное конструирование системы параметров будущего объекта иликачественно нового состояния объекта существующего. Такая система должнаобеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальнойинтеграции и условий социального развития.
Организационно-техническая функция тесносвязана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия,необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являютсясоциальные технологии.
Под управленческой функцией социологииследует понимать использование социологических знаний, методик и способованализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации являетсяпроведение исследований специалистами-социологами с представлением результатови рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым – использование социологическихзнаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.
Известныйотечественный специалист В.В. Щербина вообще считает деятельность любогосовременного руководителя «социологической практикой», а самого управленца –«социологом-практиком». Теоретически это абсолютно верно, однако вотечественной действительности это далеко не так. Большинство нашихруководителей имеют отдаленное представление о социологии. Предпосылкойуспешной реализации этого практического направления является улучшение социологическойподготовки менеджеров разного уровня.
Самостоятельнойфункцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция –выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразованиясоциальной реальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Социология –это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные изреального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» (Н.Смелзер).
Мир нашейповседневной жизни интересен и загадочен. Несмотря на то, что мы привыкли кнему и давно научились в нем ориентироваться, в действительности втеоретическом плане он трудно объясним и недостаточно изучен. Общество всущности мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит черезсоциологию.
Именно этимобстоятельством определяется научный статус социологии и ее значение всовременном мире.
Возникнув вовторой половине ХIХ века, социологическая наука задумывалась как альтернативный по отношению ксоциальной метафизике способ познания общества. Ее основоположник О.Контстремился заложить основы социальной науки позитивного – неметафизического –характера; науки, выводы которой основывались бы на эмпирических фактах, а неявлялись бы результатом умозрения. Подобное позитивное знание об обществедолжно было, по замыслу Конта, способствовать росту определенности впредставлениях о социальном и, следовательно, гарантировать совершенствованиеформ социальной жизни на основе ее рационального познания и преобразования.Социология как конкретная наука об обществе мыслилась как фундаментисчерпывающего познание общественных законов и закономерностей.
Современнаясоциология не предполагает готовых рецептов всеобщего благоденствия. Она все вбольшей степени осознает, что человек и общество представляют собой областьнеопределенности, трудно поддающаяся прогнозированию.
Увлекательная,многоликая, неоднозначная, современная социологическая наука сама представляетсобой целый мир[4].
В современномобщественном сознании утверждается мысль о том, что человечество находится накрутом переломе. Об этом свидетельствуют катаклизмы ХХ века и глобальный кризисобщества[5],отношения между людьми изменились. Общество сейчас уже не такое каким оно былолет двадцать назад. Люди стали более агрессивны. Отсюда увеличилось числоконфликтов.
По мнениюнекоторых исследователей, исключительность современной ситуации состоит в том,что надвигается процесс интеллектуального передела.
Социология какнаука служит прогрессу человечества. В будущем она должна обеспечить познание,которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства.
Социология какнаука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой всоставленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснятьзакономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику нанаучную основу для содействия прогрессу человека и общества.
ЛИТЕРАТУРАВ.Ю.Забродин «Социология: вопросы и ответы» Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов «Социология»: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова.-Москва, 2006 Ю.Г. Волков «Социология»/ Под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова.- Ростов-на-Дону, 2005 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения

[1] МарксК., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.
[2]Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С.197.
[3] Вразное время президентами МИС становились наши соотечественники:П.Лилиендфельд, М.Ковалевский, Н.Кареев и П.Сорокин.
[4]Член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев/Предисловие к учебнику Ю.Г. Волкова«Социология», Москва 2005
[5]Учебник «Социология» под ред. проф. Ю.Г. Волкова, Москва 2006, стр.470


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Irony In Rape Fantasies Essay Research Paper
Реферат Литературный анализ стихотворения Ф. Тютчева Я помню время золотое
Реферат «этот загадочный звездный мир» Цель
Реферат Наука про поводження
Реферат Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
Реферат 10 клас
Реферат Горные штаты
Реферат Причины удачного завоевания Эрнаном Кортесом ацтекской империи
Реферат Сравнительный анализ мотивационной деятельности персонала в России.
Реферат Значение и смысл русских паремий в свете когнитивной прагматики
Реферат Рынок и конкуренция
Реферат Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Реферат Insanity Mad Vs Bad Essay Research Paper
Реферат О композиционно-тематическом развертывании церковной проповеди
Реферат Системный анализ правового характера категории "административное правонарушение"