· Титульный лист
· ПРЕДИСЛОВИЕ
· Глава 1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
·
· 1.1 Права и свободы человека в Древней Греции
· 1.2 Права и свободы человека в Древнем Риме
·
· Глава 2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
·
· 2.1 Права и свободы человека в западноевропейском средневековье
· 2.2 Права и свободы человека в армянском средневековье
· 2.3 Права и свободы человека в эпоху Возрождения
·
· Глава 3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
·
· 3.1 Права и свободы человека в странах Западной Европы
·
· Голландия
· Англия
· Франция
· Германия
·
· 3.2 Соединенные Штаты Америки
· 3.3 Права человека в армянской политической мысли XVIII века
·
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ
· ЛИТЕРАТУРА
· СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Праваи свободы человека являются важнейшей состав-
ляющейсовременной системы общечеловеческих ценностей,
считаютсязавоеванием современной цивилизации в поли-
тико-правовойсфере, критерием и мерилом общественного и
государственногоразвития на современном этапе. Отношение
кданной проблеме стало определяющим при оценке как
внутриполитическихпроцессов отдельных государств, так и с
точкизрения международных отношений и международного
права.При этом, важное значение приобретает само понима-
ниеи интерпретация прав и свобод человека, что оказывает
определяющеевоздействие не только на оценку, но и на
предпринимаемыемировым сообществом практические шаги
(втом числе и санкции) в различных сферах международного
сотрудничества.
Праваи свободы человека не есть сугубо правовая
проблема.В ней синтетически переплетаются правовые, по-
литические,мировоззренческие, моральные, философские и
другиеаспекты, что придает дополнительную сложность ее
решению,ибо требует многоуровневого и многогранного
исследования.Кроме того, современное состояние проблемы,
какна уровне теоретического осмысления, так и практичес-
койприложимости, весьма трудно адекватно оценить без
выявленияисторической ретроспективы и перспективы. Тем
более,что проблема прав и свобод человека не является
изобретениемсовременной эпохи, достоянием той или иной
отдельнойцивилизации. Можно сказать, что она относится к
числувечных проблем человечества.
Вместес тем понятие прав и свобод человека является
понятиемисторическим, имеет многовековую историю фор-
мированияи развития, пронизывая всю историю как самого
5
——————————————————
права,так и политико-правовых учений. С одной стороны,
уровеньразвития права и политико-правовой теории опре-
деляли сегодня определяет практический уровень развития
правчеловека, с другой Љ юридически зафиксированные пра-
вачеловека определяют уровень развития права и правовой
мысли.
Правачеловека Љ не только необходимый компонент,
составляющаявсякого права, правовой системы, но и форма
выражениясущности, внутренней логики действующего
права.В этой связи В. С. Нерсесянц пишет: fiПраво без прав
человекатак же невозможно, как и права человека вне
праваfl1. При этом, состояние действующего права в обществе
иуровень правовой мысли, в том числе в области прав
человека,не всегда находились в состоянии гармонии. Как
правило,политико-правовая теория, правовые концепции,
теоретическиепостроения опережали правовую практику, в
томчисле в сфере прав и свобод человека (и гражданина).
Вопределенном смысле историю политико-правовой
мыслиможно рассматриватъ как историю формирования и
развитияконцепций по правам и свободам человека, а
историюправа Љ как исторический процесс фиксации, юри-
дическогозакрепления и постепенного расширения сферы
приложенияправ и свобод человека, как процесс движения
отправ и свобод человека к правам и свободам гражданина.
Приэтом, в зависимости от конкретных исторических,
политических,социально-экономических и других факторов
(втом числе и цивилизационных) на первый план выдви-
гаютсяправа человека или права гражданина. От тех же
условийзависит интерпретация соотношения понятий fiправа
человекаflи fiправа нацииfl.
Исследованиеистории прав и свобод человека возмож-
нолишь в общем контексте и на фоне становления и раз-
1 НерсесянцВ. С. Права человека в истории политико-правовой мыс
ли// Права человека. Учебник для вузов. Под ред. Е.А.Лукашева.
М.,2001. С.36.
6
——————————————————
витияполитико-правовых идей, в свою очередь, во многом
обусловленныхуровнем философского мышления, особен-
ностямиисторического, политического, социально-экономи-
ческого,культурного и т. д. развития. Поэтому изучение
историческогодвижения в понимании и интерпретации прав
исвобод человека предполагает освещение также ряда осно-
вополагающихдля политической и правовой науки проблем,
как-то:проблема форм государства и правления, власти,
соотнесенностии соразмерности различных институтов влас-
ти,источника права и закона, субьекта власти, суверенной
власти,соотношения права и закона и т. д.
Данныйочерк охватывает период с эпохи античности до
началаXIX века, когда сформировались и развились, получи-
либолее или менее завершенный вид современные концеп-
циигражданского общества и правового государства, либера-
лизмаи демократии, принципы разделения государственных
властейи разработка правовых механизмов и гарантий по
обеспечениюправ и свобод человека (и гражданина).
Работане претендует на систематическое изложение
богатогоматериала, касающегося истории прав и свобод че-
ловека.Цель настоящего очерка Љ обрисовать общие контуры
инаметить основные вехи процесса становления и развития
указаннойпроблемы, выявить специфику ее проявления в
различныеисторические эпохи, а также некоторые законо-
мерности,что свидетельствует о преемственности в осмыс-
ленииправ и свобод человека.
Рамкиочерка ограничены эпохами греко-римской ан-
тичности,западноевропейского средневековья, Возрождения
и Новоговремени. Данный подход обусловлен не только и не
столькосугубо познавательными задачами, сколько тем об-
стоятельством,что именно достижения и завоевания полити-
ко-правовоймысли указанных эпох являются мощным фун-
даментомсовременной западной цивилизации, диктующей
нормы,критерии, стандарты в сфере прав и свобод человека.
Вместес тем проблема прав и свобод человека впервые
освещенатакже в контексте развития армянской политико-
правовоймысли. Подобный подход позволяет, с одной сто-
7
——————————————————
роны,ознакомить читателя с почти неиследованной страни-
цейистории указанной проблемы, со спецификой ее поста-
новкии решения со стороны армянских политических мыс-
лителейи правоведов, обусловленной особенностями нацио-
нально-политическогобытия народа, с другой Љ провести
сравнительныйанализ с западноевропейской политико-
правовоймыслью.
8
——————————————————
Главапервая
ПРАВАЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
1.1Права и свободы человека в Древней Греции
Истокиполитико-правовой мысли древних греков, в
томчисле и некоторых важнейших принципов в области прав
исвобод человека, восходят к мифам. Существенным момен-
томдревнегреческих мифов является борьба богов за власть
надмиром, в том числе над людьми. Смена верховных
языческихбогов (Хаос, Уран, Крон, Зевс) означала также
сменупринципов их власти, что отражалось как на взаимо-
отношенияхсамих богов, так и на их отношениях к людям,
навсем строе общественной жизни. Утверждение власти
богов-олимпийцевво главе с Зевсом представляется как
утверждениепринципов справедливости, законности и полис-
ной(благоустроенной) жизни. Зевс предстает как верховный
защитниквсеобщей справедливости (fiдикеfl), нарушение ко-
торойрассматривается не только как антиобщественный, но
иантибожественный поступок.
Начинаяс Гомера (VIII в. до н. э.) проводится терми-
нологическоеразличие между внутренне взаимосвязанными
понятиямиfiдикеfl (справедливость) и fiтемисfl (обычай, пра-
во,справедливость). Данное обстоятельство имеет весьма
важноезначение для правильного понимания и оценки
правосознаниятак называемого fiгомеровского обществаfl или
fiгомеровскойГрецииfl (кон. II Љ нач. I тысячелетия до н. э.).
Справедливостьрассматривается как основа и фундамен-
тальныйпринцип права как обычая, обычного права, а
обычноеправо (темис) Љ как конкретизация всеобщей и
вечнойсправедливости в сфере межчеловеческих отношений.
9
——————————————————
Такимобразом, уже в fiгомеровский периодfl древнегре-
ческогообщества происходит разграничение двух уровней
правосознанияЉ уровень вечных принципов всеобщей
справедливостии уровень конкретных норм и установлений,
регулирующихправоотношения в обществе.
Вместес тем fiГомеровское обществоfl еще не знает
идеиравенства прав и свобод, идеи права как уравнивающего
принципаи мерила равенства. Более того, право состояло в
притязаниина неравенство, но такое неравенство, которое
соответствуетпринципу справедливости и обычаю, обычному
праву.Таким образом, fiсправедливое– выступало в качестве
основанияи критерия правового. И только то, что соответ-
ствовалотогдашним взглядам на справедливость, восприни-
малоськак право. Лишь благодаря легитимации в контексте
представленийо справедливости (дике) то или иное притяза-
ниестановилось правовым и входило в обычай (темис), в
общепринятыенормы поведения и отношенийfl 1.
Вдревнегреческом обществе разум человека постепенно
освобождалсяот верховенства власти богов, и в повседневной
жизнедеятельностичеловек стал в основном руководство-
ватьсяразумом. Человек стал жить не только fiсогласно
природеfl,но и fiсогласно установленному порядкуfl (согласно
разуму).Важнейшим открытием человеческого разума был
закон(nomos) Љ разумные установления, порядок, принятый
всемигражданами полиса (города-государства) и обязатель-
ныедля всех. Согласно этим представлениям человеческая
жизньдолжна соответствовать существующей в космосе
гармонии.Космическая же гармония отождествлялась со
справедливостью,fiестественным закономfl, космическим (бо-
жественным)законом. Поэтому первоначальные представле-
ниядревних греков о правах человека исходят из убеждения,
чтополис и полисные законы имеют божественное проис-
хождениеи опираются на божественную справедливость.
Источникправа вообще, а также права отдельных граждан
1 НерсесянцВ. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С.
14.
10
——————————————————
полисавосходят к божественному порядку (закону) справед-
ливости.
Такимобразом, процесс теоретического осмысления и
концептуализацииправа, в том числе прав человека в древ-
негреческойцивилизации шел в направлении обнаружения
объективныхестественноправовых оснований полисной орга-
низацииобщества и полисных законов. В качестве объектив-
нойосновы и одновременно правового критерия выступала
божественнаясправедливость. Поэтому только то, что соот-
ветствовалосправедливости, воспринималось древними гре-
камикак право.
Рационализациямифических представлений, пред-
принятаяГомером и Гесиодом, получает развитие в творчест-
веfiСеми мудрецовfl Древней Греции, к которым обычно
причислялисьФалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон,
Клеобули Хилон (VII Љ VI вв. до н. э.). Все они интересова-
лисьполитическими процессами своего времени, а некоторые
изних были законодателями. В их кратких изречениях (гно-
мах)содержится формулировка ряда важнейших идей и поло-
жений,ставших впоследствии не только исходными принци-
пами,но и целевыми установками для многих политико-пра-
-вовыхучений и целых направлений как античной, так и по-
следуюшихэпох. Стержневой же для всех fiмудрецовfl была
идеяо необходимости соблюдения fiмерыfl и fiсерединыfl во
всем.
Знаменитыйафинский политический деятель и законо-
датель,один из Семи мудрецов, Солон (640 Љ 560 гг. до н. э.),
избранныйв 594 г. верховным архонтом, в своей законода-
тельнойдеятельности попытался на практике осуществить
принципмеры и справедливости. С целью установления
социальногомира он ликвидировал долговое рабство, стре-
милсяустановить компромисс между аристократией и демо-
сом,богатыми и бедными, формальное равенство всех граж-
данперед законом. Все граждане были разделены по
имущественномуцензу на четыре группы. При этом права и
обязанностиграждан он распределил таким образом, что
11
——————————————————
богатыеграждане, наделенные большими политическими
правами,были обязаны нести и большую ответственность.
Представителипоследней Љ низшей группы граждан обладали
лишьправом участия в народном собрании и народном суде.
Сцелью обеспечения принципа соразмерности прав и
обязанностейграждан в общественную жизнь внедрялся
принципвсеобщего равенства. Идея всеобщей ответственнос-
тиотражена в его изречении: fiТребуя, чтобы ответственность
неслидругие, неси ее и самfl 2. В противовес аристократичес-
комуареопагу Солон создал Совет четырехсот. Он упразднил
большинствопривилегий родовой аристократии, способство-
вавдальнейшему развитию рабовладельческой демократии.
Величайшийфилософ античности Аристотель полагает, что
именнос реформ Солона fiначалась демократияfl.
Солонважное место отводит осмыслению понятия
fiзаконfl.Он интерпретирует Закон как сочетание права и
силы.Данное определение с одной стороны, проводит разли-
чиемежду правом и законом, с другой Љ характеризует закон
каквсеобщую и обязательную для всех граждан форму,
выражающуютребование правового равенства: все граждане в
равноймере находятся под защитой закона и все они в
равноймере подчиняются его нормам. Силу же закона он
усматриваетв совокупной силе всех граждан полиса. По сло-
вамсамого Солона, в своем законодательстве он стремился
отразитьправа обеих борющихся сторон Љ народа и богатых
Љи fiникому побеждать не далfl, проводил реформы fiзакона
властью,силу с правом сочетавfl, указал fiпрямую правдуfl и
далзаконы fiпростому с знатным наравнеfl.
Значительныйинтерес представляют следующие изре-
ченияfiСеми мудрецовfl. Хилон: fiНе грози свободным: нет на
топраваfl, fiПовинуйся законамfl, fiЕсли тебе причинили
ущербЉ примирись, если оскорбили Љ отомстиfl. Фалес:
fiНаходясьу власти, управляй самим собойfl. Питтак: fiЧто
возмущаеттебя в ближнем, того не делай самfl, flВладей
2Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 92.
12
——————————————————
своимfl.Периандр: fiДемократия лучше тиранииfl (Фрагм., 92-
93).
Понятиясправедливости, равенства, меры получают
философско-космологическоеосмысление в Милетской шко-
ле,в частности у Анаксимандра (ок. 611 Љ 546 гг. до н. э.). На-
чаломи концом всего сущего он считает бесконечное
(fiапейронfl),fiбесконечную природуfl (сущность). Все возник-
шееподвержено старению и разложению, так как апейрон
fiнаказываетflвещи и предметы возникшего мира из-за того,
чтоони удаляются от него, ибо возникнув они приобретают
предел,становятся конечными. Апейрон как бесконечная
сущностьвыражает справедливость. Поэтому удаление от
негоконечных предметов рассматривается как fiнесправедли-
востьfl.Вследствие наказания конечные вещи в конечном
счетеуничтожатся и вновь восстановится единство бесконеч-
ного.Тем самым восстановится действие естественного зако-
на,необходимый порядок вещей, справедливость (дике),
котораярегулирует отношения между вещами.
Следовательно,космический (естественный) закон
Анаксимандрописывает при помощи понятий fiнесправедли-
востьfl,fiнаказаниеfl, т. е. понятиями, имеющими и правовое
содержание.С точки зрения космического закона природа
представляетсобой гармоничное сообщество, члены которого
соблюдаютили вынуждены соблюдать принцип меры. А
гармонияпредполагает наличие равенства, которое в свою
очередьобеспечивает справедливость, т. е. порядок в природе
какпорядок на основе равенства. Таким образом, мифичес-
каябогиня справедливости Дике трансформируется во все-
ленскийзакон.
Помнению некоторых исследователей средства описа-
нияАнаксимандром космического закона почерпнуты из
правовыхнорм, являются результатом распространения на
негоидей и принципов рабовладельческой демократии. Одна-
ко,более правомерным представляется обратное утверждение:
Анаксимандрдает философско-космологическое описание и
осмыслениепринципов рабовладельческой демократии.
13
——————————————————
Знаменитыйфилософ Пифагор (ок. 580 Љ 500 гг. до н.
э.)и его последователи Љ пифагорейцы Љ полагали, что
жизньлюдей должна быть устроена в соответствии с пред-
ставлениямио полисе, принципами справедливости и fiнадле-
жащеймерыfl в человеческих взаимоотношениях. Они сфор-
мулироваливажное положение о том, что справедливое сос-
тоитв воздаянии равным за равное, которое является фило-
софскимосмыслением древнего принципа талиона (fiоко за
око,зуб за зубfl). Под понятиями же fiнадлежащая мераfl и
fiсоразмерностьflони понимали определенную пропорцию
(числовуюпо своей природе), то есть определенное равенст-
во,что явилось важной теоретической предпосылкой для
формированияконцепции правового равенства людей.
Пифагорейцывпервые заговорили fiо равенстве между
гражданамикак требуемом правдою и справедливостью, ибо
она-тои уравнивает их между собою, воздавая каждому
равноеза равноеfl, они впервые отождествили правду и спра-
ведливостьс равенством. Благодаря этому равенство получает
июридическое значение, хотя и ограниченное 3.
Пифагорейцычтили законопослушание и fiхорошие
законыfl,считая анархию (безвластие) наихудшим злом.
Согласноим, fiпестрая природа человекаfl (многообразие
чувств,настроений, страстей, наличие разума) нуждается в
руководстве,призванном упорядочить и регулировать много-
ликостьчеловеческой природы. По этому поводу Пифагор
утверждал,что правители должны быть не только знающими,
нои гуманными, а управляемые Љ не только послушными, но
иfiначальстволюбивымиfl 4.
Главнойцелью правления (соответственно и воспи-
тания)пифагорейцы считали упорядочение индивидуальных
иобщих дел, человеческих отношений, ибо fiпорядок и
симметрияпрекрасны и полезны, беспорядок же и асси-
метриябезобразны и вредныfl (Досократики, с. 91). Поэтому
3См.: Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права в связи с
историейфилософии вообще. Т. 2. СПб., 1889. С.101.
4 МаковельскийА. Досократики. Ч. 3. Казань, 1919. С. 91.
14
——————————————————
неследует позволять человеку делать все, что ему заблаго-
рассудится,что ему хочется, но необходимо добиваться, что-
быкаждый гражданин повиновался начальству, законной и
благопристойнойвласти.
Пифагорейцыбыли сторонниками аристократической
формыправления Љ в смысле правления немногих fiлучшихfl,
компетентныхв государственных делах людей, ибо этой
способностьюобладают лишь немногие. Поэтому, по их мне-
нию,неразумно полагаться на мнение всякого и тем более на
fiмнениетолпыfl. Критерием же аристократизма они считали
неродовитость, не социальное происхождение, а воспитание
изнание. Из сказанного следует, что пифагорейцы были
приверженцамиправления не родовой аристократии, а
аристократиидуха.
Знаменитыйдревнегреческий философ-диалектик
Гераклитиз Эфеса(ок. 554 Љ 483 гг. до н. э.) рассматривал
устройствополиса и его законы как отражение космического
устройства(порядка). В основе всего происходящего в мире
лежитвсеобщий божественный закон, который он отож-
дествлялс космическим логосом (разумом) и fiвсе происходит
согласноэтому логосуfl. Божественный логос (закон) является
такжеисточником человеческой справедливости и права:
fiИбовсе человеческие законы зависят от одного божествен-
ного:он простирает свою власть так далеко, как только
пожелаетfl(Фрагм., 197). Божественный закон определяет ра-
зумныймасштаб (разумные пределы) и меру всем человечес-
кимделам, общественным отношениям и законам.
Даннаяконцептуальная установка стала исходной для
многихполитико-правовых концепций античности и Нового
времени,которые под естественным правом людей подразу-
меваютнекое высшее разумное начало, направляющее и
определяющеечеловеческие установления и проявляющееся в
позитивномзаконе (праве).
Важнуюроль в социально-политических отношениях,
установлениимеры свободы и прав человека. Гераклит отво-
дитфактору насилия, войны: fiВойна Љ отец всех, царь всех:
15
——————————————————
однихона объявляет богами, других Љ людьми, одних творит
рабами,других Љ свободнымиfl (Фрагм., с. 202). Вместе с тем
великийдиалектик был убежденным сторонником идеи соци-
альногомира и гармонии, общего блага на основе уста-
новленияи упрочения всеобщих законов, ибо разумное сооб-
ществолюдей должно fiкрепко опираться на общее для всех,
какграждане полиса Љ на законfl (Фрагм., с. 197). Поэтому
fiнароддолжен сражаться за попираемый закон, как за стены
[города]fl(Фрагм., с. 247), ибо закон, подобно стенам города,
защищаетлюдей от всякого произвола. При этом Гераклит
имеетв виду новый, писаный закон полиса (номос), а не ста-
роеродовое право. Более того, сформулированная им идея