ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Юридический факультетКафедра социальной работы
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙКурсовая работа
студентки IIIкурса 11группы
дневного отделения
специальности «Социальная работа»
МарышевойАнастасии Сергеевны
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры социальной работы
Л. А. СоболеваПермь 2006
ОГЛАВЛЕНИЕВведение………………………………………………………….……….…….…3
Глава 1.Общая характеристика института усыновления детей-сирот……..…6
1.1.Субъекты усыновления…………………………………………………...….6
1.2. Преимущества усыновления перед другими формамиустройства детей-сирот……………………………………….………………………….….….15
Глава 2.Развитие института усыновления детей-сирот……………………....18
2.1.Проблемы развития института усыновления……………………………...18
2.2.Перспективы развития института усыновления………………….……….26Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографическийсписок……………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕВ соответствии с международным и российским правом, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации (ст. 54), вступившем в силу с 1 марта 1996 года.20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения [2].К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности. Поэтому данная тема является актуальной [11]. Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, а так же приемная семья. Однако преимущественной формой устройства детей-сирот является именно усыновление [16]. Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие — как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В законодательстве и в юридической литературе под усыновлением иногда понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем (его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта усыновления. Некоторым авторами, в том числе Ю. Беспалову, усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту. Наконец термин «усыновление» используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования отношений по усыновлению, и определяет порядок установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения [1]. В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке — как институт семейного права. Институт усыновления является одним из древнейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах. По своему назначению институт усыновления глубоко гуманистичен. Он призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание для детей, не имеющих родителей или лишившихся родительского попечения по другим причинам [10]. Соответственно настоящая работа построена исходя из особенностей выбранной тематики, с учетом действующего законодательства и мнения различных ученых на проблемы усыновления.Предметом исследования данной темы является институт усыновления. Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи:1. изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот;2. рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот;3. проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ1.1 Субъекты усыновления.В отношениях по усыновлению субъектами выступают усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый и его родственники с другой. Следует помнить, что в соответствии с семейным законодательством РФ посредническая деятельность при осуществлении усыновления запрещена [14].По российскому законодательству усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновленным соответственно может быть только несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет. Семейный кодекс РФ продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г., признававшего только усыновление несовершеннолетних. Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления является обеспечение ребенку воспитания в семье [14]. Положения, относительно требований, предъявляемых к усыновленным (удочеренным) детям, содержаться в Семейном Кодексе РФ и в некоторых инструктивно-методических рекомендациях. В отношении требований о состоянии здоровья детей передаваемых на усыновление в законе прямого указания нет. Но, исходя из его смысла, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений — о характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребёнка. Она действует на основании положения об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (приказ Минздрава России и Минобразования России от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»).По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на обязанности по его воспитанию [17].Заботясь о законных интересах усыновляемых, законодатель устанавливает правило, согласно которому: усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (ст. 124 СК РФ) [20]. Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому поводу даны разъяснения в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: «если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)».[24]В отношении усыновителей как субъектов усыновления, предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на территории России, а также родственникам (независимо от гражданства и места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами. Законодатель, исходя из интересов детей — граждан Российской Федерации, устанавливает приоритеты усыновителей, следуя в этом вопросе ст. 21 Конвенции OOH о правах ребенка, в которой возможность передачи детей в другую страну связывается только с отсутствием условий усыновления в стране происхождения [18].Как пишет Г.С.Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».[10]В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст.127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: · лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;· супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;· лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;· лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;· бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.· тех, кто на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Это ограничение права на усыновление вызывает необходимость для суда периодически получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о прожиточном минимуме в регионе их постоянного проживания.· лиц, не имеющие постоянного места жительства, жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, а также имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.[20]Т. о., СК РФ устанавливает возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. В соответствие с этим п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 содержит положение, согласно которому несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности по нормам гражданского законодательства РФ (ст. 21, 27 ГК РФ). Не могут быть усыновителями и лица, которые по состоянию здоровья не в состоянии осуществлять родительские права. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 был утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.Указанным Постановлением к ним отнесены:— туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;— заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;— злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;— наркомания, токсикомания, алкоголизм;— инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;— психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;— все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. [23]В целях выявления возможного наличия указанных заболеваний кандидатами в усыновители представляется медицинское заключение о состоянии здоровья, которое позволяет сделать вывод об отсутствии у них противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством здравоохранения РФ в специальном Положении «О медицинском освидетельствовании гражданин, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемным родителями». Положение регламентирует деятельность государственных учреждений системы Минздрава России, осуществляющих освидетельствование кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители. Освидетельствование, при необходимости дополнительное обследование производится в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата. Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного, подтверждается подписью руководителя медицинского учреждения и гербовой печатью. Бланк медицинского заключения выдается каждому кандидату на руки в органах опеки и попечительства при обращении гражданина (гражданки) с просьбой об усыновлении ребенка. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение трех месяцев. Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя должно представляться им и в суд вместе с другими документами, необходимыми для усыновления [2].Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 4 июля 1997 г. № 9 указал на то, что «при решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Эти обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками» [24].Т. о., право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если, они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого ребенка. Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей. Здесь, следует иметь в виду, что если в последующем брак между супругами будет расторгнут или признан недействительным, то указанные обстоятельства сами по себе не затрагивают юридическую силу факта усыновления ребенка. Закон разрешает также усыновление ребенка одним из супругов, одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка. Однако Семейным кодексом РФ не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между, собой в браке (п. 2 ст. 127 СК РФ). Такой запрет вытекает из содержания ст. 123 СК РФ, устанавливающей приоритет именно семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения рассмотренных выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка [14].Законодатель устанавливает еще одно условие, касающееся разницы в возрасте между усыновителем и усыновленным согласно которому разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст.128 СК РФ). Данное правило является, новым, так как не предусматривалось прежним законодательством. Его введение обусловлено различными причинами морального, этического, социального и иного характера. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.Перечень подобных причин даже примерный, в Семейном кодексе не приводится. Поэтому как следует из п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 вопрос этот будет решаться судом индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком. В то же время, при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется. При рассмотрении дел об установлении усыновления важное место отводиться роли суда. Деятельность судебных органов строго регламентирована законом. Основные требования, предъявляемые к ним: неукоснительное соблюдение законов (международно-правовых актов; Конституции РФ и внутреннего законодательства РФ; конституции и законодательства союзных республик, если это затрагивает интересы ребенка), а также принципов, установленных для их деятельности [24]. В целях соблюдения законных интересов усыновляемых, законодатель предусмотрел гарантии их обеспечения. Одной из них является запрет на осуществление посреднической деятельности при установлении усыновления. Так в соответствии с п.1 ст.126 СК РФ посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается [20]. То еcть лица и организации, занимающееся посреднической деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть субъектами усыновления с точки зрения законности их правового положения. Они могут быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за незаконные действия законодательства того или иного государства. Это положение является справедливым. Следовательно, на территории Российской Федерации не разрешается создание юридических лиц, а также появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по усыновлению на профессиональной основе и за вознаграждение. Запрещая посредническую деятельность при усыновлении, законодатель стремился исключить некоторые негативные последствия, связанные как с извлечением прибыли от такой деятельности, так и с возможностью купли-продажи детей под видом усыновления. Одновременно с этим законодатель устанавливает перечень органов, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, которая по законодательному определению не является коммерческой. К ним относятся: органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления; органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ; специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей; уполномоченный представитель лиц (лица), желающего усыновить ребенка. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ [14]. Многие вопросы, связанные с постановкой на учет детей, алгоритм действий органов опеки решены в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Данным постановлением предусмотрено, что «централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей ведется Министерством образования РФ» [25]. На практике, основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители, является заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан (гражданина) быть усыновителями с учетом ограничений, установленных семейным законодательством. Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями. При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве: кандидатов в усыновители. Только после этого им выдается информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения). Отрицательное заключение, и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей. Одновременно заявителям возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд [15]. Усыновители имеют право получать подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором, находится ребенок. Они обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт.Правило о необходимости получения полной информации об усыновляемом ребенке существует и в других государствах. Правда, обычно они сформулированы расплывчато. Однако в США, например, в специальной литературе обращается внимание на необходимость информации о привычке ребенка использовать «ненормативную лексику», о жестоком обращении с ним в родительской семье, сексуальном насилии над несовершеннолетним и некоторых других обстоятельствах и фактах из жизни усыновляемого ребенка. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в орган управления образованием любого субъекта РФ или в Министерство общего и профессионального образования РФ. В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом, сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению [5].
1.2Преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот
Усыновление —оптимальная и наиболее предпочтительная форма устройства детей, оставшихся безпопечения родителей. Согласно п.1 ст. 124 Семейного Кодекса, усыновлениеявляется приоритетной формой устройства детей-сирот. Основанием возникновенияотношений усыновления выступает юридический состав, порождающий и одновременнопрекращающий семейные правоотношения [11].
Под формой устройствадетей, оставшихся без попечения родителей понимается нормативно установленный порядок передачи детей, лишившихсяпопечения родителей, в семью или детское учреждение и условия их воспитания,обучения, содержания и защиты их прав и интересов. Усыновление по сравнению сиными формами наиболее полно отвечает интересам ребенка и поэтому являетсяприоритетной формой. Особенности и преимущества усыновления заключаются вследующем:
1) При усыновленииребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детямусыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и новую полноценнуюсемью. Усыновители, в отличие от участников иных форм устройства детей в семью,стремятся не только помочь ребенку обрести полноценную семью, но иудовлетворяют присущие людям родительские чувства. Вместе с тем усыновление непреследует каких-либо имущественных целей, которые могут иметь место в приемнойсемье, так как на содержание усыновленного ребенка государство не выплачиваетспециального пособия;
2) Усыновителинаделяются максимальным объемом прав и обязанностей по воспитанию, содержанию,образованию ребенка, а также по защите его прав и интересов, что позволяет вполной мере восполнить ребенку утрату родительского попечения. Опекуны(попечители) и приемные родители наделяются меньшим объемом прав иобязанностей, которые они к тому же осуществляют под контролем органов опеки ипопечительства. При усыновлении ребенок в большей степени защищен материально,так как имеет право на получение содержания от усыновителей и не утрачиваетправо на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей (ст.138 СК РФ) и т.д.;
3) Усыновлениеосуществляется в судебном порядке, которому предшествует соблюдениепредписанной процедуры. Судебный порядок возникновения и прекращенияусыновления предполагает наличие юридических средств правовой стабилизацииотношений усыновителей и усыновленных;
4) Усыновление, пообщему правилу, носит бессрочный характер, а его отмена возможна только всудебном порядке. Бессрочность отношений между усыновителями и усыновляемымивносит в семью стабильность, основательность, что также способствует соблюдениюинтересов ребенка [2].
Следовательно, правоваясущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетнуююридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, вцелях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретенияусыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителямии ребенком возникают подобные правоотношения как между родителями и детьми [5].
Усыновление — совершенно особая форма человеческих отношений. Не случайно у усыновителей нети никаких льгот, предоставляемых государством, потому что подразумевается, чторебенок становится родным. Ряд авторов (Т. Евдокименкои Н. Исаева) выделяет определенные плюсы и особенности усыновления:
Плюсы:
· Позволяетребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
· Сохраняются все отношения и права наследования, в томчисле по выходу из несовершеннолетнего возраста.
· Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя,поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
Особенности:
· Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуетсяутверждение гражданским судом.
· Государство не оказывает никакой помощи послеусыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связис рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
· Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители,их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
· Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения,может быть усыновлен [11].
Т. о. усыновление(удочерение) — принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающимиотсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства детей иимеет свои отличительные особенности. Для родителей — это высшая степеньответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ2.1. Проблемы развития института усыновленияПо мнению Ириса Сафуата, не возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества [9]. В соответствии с международным и российским законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права.Во всем мире в соответствии с Конвенцией ООН (статья 21) о правах ребенка приоритетным считается национальное усыновление, а не международное. У нас режим наибольшего благоприятствования именно для российских усыновителей еще и закреплен 124-й статьей Семейного Кодекса РФ. В настоящее время, отношения к международному усыновлению делятся на 2 лагеря: одни считают, что необходимо запретить или ограничить такое усыновление, другие – наоборот.
Выяснилось, чтомеждународное усыновление из года в год растет (за три года увеличилось на 72%), а внутреннее снижается. Например, в Санкт-Петербурге усыновлениеиностранцами детей составляет 85 % от общего количества усыновленных [4]. В 2004 г. общее количество детей,усыновленных иностранными гражданами, составило 9,4 тыс. человек (59%),что превышает число усыновлений посторонними российскими гражданами, которыеусыновили 7 тыс. детей (41%) [11].В конце 90-х годов число усыновителей резко уменьш