Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Реферат
по дисциплине: «Социология управления»
Тема:
Понятие, виды и функции социального контроля
Москва 2008
Содержание.
Введение………………………………………………………………………..
Понятие социального контроля…………………………………….
Элементы социального контроля………………………………….
Функции социального контроля……………………………………
Виды социального контроля………………………………………….
Методы социального контроля……………………………………..
Самоконтроль…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Введение.
Пытаясь открыть законы общества, дать определение человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, “молекулу “ общества. Существуют так же и представление, будто индивид и общество — это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества
на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность (которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так же во внутренней потребности в творчестве), социальность (которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы), субъективность (выражение своеобразной индивидуальности) и целостность (в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях). Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальность имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны, и общество, более или менее организовано, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.
1.Понятие социального контроля.
Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Социальный контроль — элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения — допускает и даже поощряет
Под социальным контролем понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания комфортного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций). Социальный контроль может быть определен как совокупность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватывают, рассматривают и используют и посредством которых каждое глобальное общество, каждая частная группа, каждый индивид, преодолевают напряжения и конфликты, которые им свойственны, путем временного и нестабильного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилий, направленных на коллективное творчество
Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением
2. Элементы социального контроля.
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.
Социальные нормы — это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.
Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “, а не “ групповыми привычками “. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.
Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность.
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.
Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Позитивные
Негативные
Формальные
Ф +
Ф -
Неформальные
Н +
Н -
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.
Формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.
Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.
3.
Функции социального контроля.
Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:
— регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества(регуляциия- [лат. regulare — приводить в порядок, налаживать] — совокупность процессов, направляющих, ограничивающих и определяющих форму реализации внутреннего потенциала и сформированного опыта активности организма или группы организмов в конкретных условиях жизнедеятельности.);
— охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;
— стабилизирующую — социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.
Социальный контроль существовал в обществах всех типов. Его первичной формой является обычай. Именно обычай в архаических обществах определял, какое поведение индивида является дозволенным, а какое — неприемлемым. С возникновением религии она также стала выполнять функцию социального регулятора. В современном обществе роль регулятора выполняет преимущественно право, представляющее собой наиболее действенный и одновременно наиболее формализованный способ социального контроля.
Современный человек вписан в систему многоярусного и многостороннего социального контроля, осуществляемого со стороны самых разных институтов общества. П. Бергер представляет систему контроля в виде нескольких концентрических кругов, в центре которых находится индивид. Внешний круг образует политико-юридическая система в лице государства, которому индивид обязан подчиняться в том, что касается формально-правовой стороны его жизнедеятельности: ему приходится платить налоги, служить в армии, соблюдать законы и многочисленные предписания. Второй круг — это общественная мораль, обычаи и нравы. Несмотря на то, что нарушение моральных норм, пренебрежение обычаями и традициями, неуважение к общественному мнению не наказывается жесткими санкциями, подобными тюремному заключению или штрафу, контроль, осуществляемый обществом на этом уровне, достаточно ощутим для индивида, поскольку потеря репутации, доброго имени, превращение в социального аутсайдера тяжело переносятся и, как правило, все стараются не доводить до применения к ним подобных санкций.
Ближе к индивиду расположены малые круги, соответствующие давлению, которое оказывают на него работа, — коллеги, начальник, производственные обязанности, неформальная окружающая среда, наконец, самый близкий и наиболее тесно сжимающий его круг, который образует семья и частная жизнь. Будучи включенным в профессиональную среду с ее жесткими требованиями, человек непременно испытывает на себе ее давление, проявляющееся в необходимости считаться с корпоративными профессиональными интересами, подчиняться приказам начальника, не портить отношения с коллегами и т.п. Бергер пишет: "… читатель может для наглядности представить врача, который кладет на лечение невыгодного для клиники больного; предпринимателя, который рекламирует недорогие похороны… государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т.д. В этих случаях экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике… предпринимателя могут исключить из профессиональной организации…
Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения… Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующее образование" ( Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива С 74-75).
Кроме прямого давления, профессиональная среда оказывает на индивида еще и косвенное, поскольку именно профессиональная роль обычно (по крайней мере, у мужчин) является доминирующей и подчиняет себе все другие роли. Так, профессия и должность во многом определяют круг знакомых, положение в обществе, уровень жизни, тип досуга, степень свободы в высказываниях, которую человек может себе позволить, степень респектабельности в частной жизни и т.д.
Круг общения контролирует индивида в том, что касается прилюдной стороны его быта. Он диктует ему, каковы должны быть стиль его одежды, манеры, речь, политические взгляды, отношение к религии, уровень общеобразовательной культуры и необходимой эрудиции. Если индивид не будет соответствовать требованиям этого круга, он может постепенно «утратить респектабельность», и общения с ним будут избегать. Власть общественного мнения, особенно в узкой элитарной среде, очень велика, и чем выше статус самой среды, тем выше требования, которые она предъявляет.
Наконец, семья, родственники и близкие друзья, составляющие самый близкий круг, оказывают на индивида не меньшее, а даже большее давление. Дело в том, что семейные, интимные отношения и связи психологически обладают гораздо большей значимостью для человека, чем его внешние, социальные и профессиональные, связи. Это сфера, в которой человек непосредственно ощущает себя счастливым или несчастным. Неприятности в семье, ухудшение отношений с женой и тем более развод отзываются на внутреннем состоянии человека сильнее, чем какие бы то ни было иные неприятности. А благополучие и взаимопонимание в семье могут сделать его счастливым несмотря на бедность или низкий социальный статус. Именно поэтому давление со стороны семьи максимально ощутимо для индивида. Часто властный начальник, гроза подчиненных, у себя дома оказывается полностью под властью жены и готов на что угодно, чтобы избежать ее гнева.
4.Виды социального контроля.
В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества — государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль — это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения — первичной группы. Исторически неформальный контроль появился гораздо раньше формального. Функцию социального контроля, как уже говорилось выше, выполняли обычаи, традиции в синкретизме с религиозными нормами. Традиции регламентировали общинный быт, семейные и половые отношения, образ жизни, манеру себя вести со старшими, сверстниками, вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице людьми. Поведение, выходящее за рамки предписываемых обществом требований, сразу замечалось и наказывалось санкциями — общественным презрением или бойкотом, изгнанием из общины, превращением в аутсайдера или пар^ю, наконец, казнью, в осуществлении которой мог принять участие любой член общины.
С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуждения и права формальный контроль оттеснил неформальный на задний план. В современном обществе неформальный контроль действует преимущественно на уровне первичных групп. Его инструментами преимущественно являются сплетня, насмешка, бойкот. На уровне больших групп сила общественного мнения слабеет и неформальный контроль становится малоэффективным. Формальный же контроль принимает все более глобальный характер. Для его реализации существуют агенты социального контроля — люди, для которых такая деятельность является профессией. Они, как правило, имеют специальную подготовку и получают от государства зарплату за выполнение своих функций. Это полицейские, судьи, прокуроры, чиновники правоохранительного аппарата, работники тюрем и исправительно-трудовых учреждений, сыщики и т.д.
В традиционных обществах социальная регламентация была неписаной и состояла в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Социальный контроль в современном обществе опирается на существование норм, зафиксированных в письменных текстах: это законы, инструкции, судебные решения, постановления правительства, правила дорожного движения и т.п.
По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. Например, начальника интересует только конечный результат работы, и он не вникает в то, как именно, сам или с чьей-то помощью, каким методом, какими инструментами подчиненный реализует его требование. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе. Если надзор практикуется в масштабе государства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граждан. Оно создает тотальную систему слежки и взаимного доносительства с сетью осведомителей и платных агентов, специальной службой сыска, заполнением личных досье на каждого члена общества, институтом цензуры.
5.Методы социального контроля
Методы контроля классифицируются по типу применяемых санкций и бывают мягкими и жесткими, прямыми и косвенными. Прямой контроль осуществляется посредством направленного давления со стороны института, установившего нормы, а косвенный — со стороны другого института. Например, если ученику за невыученный урок в школе ставят двойку, это прямой контроль, а когда его наказывают за это родители, это контроль косвенный. Когда преступника присуждают к определенному наказанию в соответствии с уголовным кодексом, это прямой контроль, а когда о совершенном им преступлении пишут газеты, это контроль косвенный.
Мягким и жестким контроль бывает в зависимости от мягкости и жесткости применяемых санкций. Если он опирается на жесткие санкции вплоть до физического насилия, то его называют жестким. Например, жестким является контроль в ходе политических репрессий, криминальных разборок, в случае применения физических наказаний в семье, ареста подозреваемого в преступлении и т.д. Если контроль осуществляется с помощью мягких санкций, убеждения, то это мягкий контроль.
6.Самоконтроль.
В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Самосознание — чрезвычайно важная социально — психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
В отличии от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он “ впал в детство “. Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.
Список литературы.
1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива С 74-75.
2. В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Социология права.
3. Интернет.