Почему психолог должензнать математические методы?
А также социолог,социальный работник, специалист по рекламе и многие другие специалисты.
Действительно, почему?Казалось бы, что общего имеет психология, наука о слишком человеческом, ссухими формулами, абстрактным миром знаков? И разве можно вычислитьчеловечность, измерить доброту, составить уравнение индивидуальности?
Разумеется, нет, ответитудивленный этим странным вопросом психолог, ничего общего с психологиейматематика не имеет. И будет неправ. Ведь если присмотреться чуть пристальнее,то окажется, что математика давным-давно вписана в скрижали психологическогознания и исподволь определяет наш, психологический, взгляд на человека.
Уже больше ста летпсихология существует в статусе науки, а это означает, что она должна открыватьи изучать законы человеческой психики. Но что такое закон? – энциклопедияопределяет его как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющеесяотношение между явлениями»*. Таким образом, для того, чтобы возвести в рангзакона какую-либо взаимосвязь между психическими явлениями, необходимоустановить её повторяющийся и постоянный характер. Единичного указания насовместность двух событий явно недостаточно, слишком велика вероятностьошибиться, сказав, что всем людям присуще свойство прыгать от радости, если такделает ваш сосед. Что же остается исследователю? — конечно, регистрироватькаждый случай совместного проявления двух свойств.
А для этого, по меньшеймере, нужно уметь считать, ведь иначе не понять, существует ли регулярностьпоявления того, что вы, психолог, наблюдаете. Вооружившись калькулятором, высчитаете всех, кто прыгает от радости (в каждом случае этот момент предварительнопроверяется, и подпрыгивающие от огорчения вами не учитываются) – свою жену,соседских детей, студентов, вагоновожатых, театральных режиссеров и остальныхлюдей, попавших в ваше поле зрения в момент своего радостного прыжка.
Внимание! То, чем вы занимаетесь,называется методом математической индукции! И хотя достоинства этого метода Ф.Бэкон подчеркивал уже о-очень давно, популярность его и по сей день велика инеоспорима. Потому что таково свойство нашей человеческой психологии – чембольше повторяющихся случаев мы увидим, тем больше будет наша уверенность втом, что замеченная нами связь явлений проявляется в каждом случае, а, значит,представляет собой закон. Между прочим, степень уверенности в том, что какое-тособытие произойдет или, наоборот, не случится, называется вероятностью.
Прогнозирование являетсяважнейшей функцией любой науки. Математическое понятие вероятности даетвозможность психологу предсказывать поведение отдельных людей и целых групп, ивообще любых психологических переменных. А задача эта очень трудная, и дажене-психологу понятна и близка строчка «как мир меняется, и как я сам меняюсь,лишь именем одним я называюсь…»**. Психическая реальность текуча и переменчива.И как можно предсказать её движение? Теория вероятности, ничего не говоря оконкретной индивидуальности и предоставляя лишь скучные усредненные данные, неподходящие никому в отдельности, парадоксальным образом позволяет психологу уверенноговорить о том, что в случае радостной для него вести, Иван Иваныч ни за что неудержится от желания подпрыгнуть на месте. Это возможно потому, что невидимая иабстрактная вероятность даёт проницательному психологу систему ориентиров взаполненном до краев психологией мире, похожем на лабиринт, и указывает на тепути, по которым, скорее всего, устремится в своем развитии интересующеепсихолога явление, например, поведение Ивана Иваныча. Или даже всех ИванИванычей в мире, ведь законы вероятности можно применять не только к единичным,но и к массовым явлениям.
Знание и пониманиеполезных свойств теории вероятности помогает психологу смотреть дальше всех изаглядывать в будущее. Зная наиболее вероятное будущее, психолог сможет спользой применить это знание. Может быть, он разработает программу по коррекцииповедения Ивана Иваныча, если его прыжки лишают его супругу душевногоравновесия, или, наоборот, подскажет ему, как прыгать правильно, развивая приэтом скрытые способности, или построит на основе прыжков Иван Иваныча новуютеорию личности, обеспечит эргономичность труда всех прыгающих от радости,вместе со специалистом по рекламе придумает новый ролик, посвященныйкроссовкам, в которых отлично прыгается и, в конце концов, поднимет рейтингпрезидента, который, оказывается, прыгает выше и дальше всех, когда радуется.
Вычисляя вероятное будущее,психолог лишит людей удовольствия ссор и разводов, революций и техногенныхкатастроф. За это люди скажут психологу спасибо. И психолог будет гордитьсясвоей наукой, помогающей людям справляться с трудностями и жить счастливо. Авсего-то и нужно для этого – внимательно наблюдать вокруг и считать: раз, два,три! – ничего не произошло…или произошло. Очень просто.
Впрочем, не все психологитакие ленивые. Есть и такие, которые не могут ждать, пока что-то интересноепроизойдет, и придумывают разные эксперименты и что-то измеряют нарочно. Великатяга человека к новому. Благодаря любознательным психологам, психология изучаетне только закономерности, видимые внешне и выражающиеся в поведении людей, но искрытые от глаз, заключенные в сложной системе жизнеобеспечения организма или вглубинах души. Вне зависимости от любимой парадигмы, все психологи постоянноприбегают к услугам математики, чтобы тайное и странное сделать явным ипонятным.
Для этого психологииспользуют разные измерительные инструменты.
Намеренное измерение,предпринимаемое психологами, бывает объективное и субъективное.
Объективное, то есть независящее от чувств и желаний психолога – экспериментатора и его испытуемого,измерение осуществляется с помощью различных приборов – от простой линейки доэнцефалографа. Как бы ни были различны по своему внешнему виду и назначению этиинструменты, но в основе каждого из них лежит одна и та же математическая идея– идея счета, счета длины ли, скорости ли или частоты разных волн мозговойэлектрической активности. Благодаря этой математической идее психолог можетзамерить высоту прыжка Иван Иваныча, особенности его β – ритма и дажеустановить, что прыгающий Иван Иваныч различает волны видимого света длиной от400 до 700 нанометров. Полученные в результате проведения повторныхэкспериментов и многократно подтвержденные, все эти сведения окажутся полезнымидля различных специалистов, начиная от космонавта и заканчивая часовыммастером. Психологи ведь всегда совершают открытия, полезные сразу для всех.
Но, конечно, настоящегопсихолога куда больше будет интересовать вопрос: а что это за человек – ИванИваныч? И что о его личности нам может сообщить его привычка прыгать отрадости? Является ли эта его особенность нормой или же патологией? Иликультурно-обусловленной формой поведения?
Субъективное измерениепсихолог предпринимает, если он хочет измерить чьи-то умственные способностиили черты личности. Субъективным этот вид измерения называется потому, чтонужное психологу свойство измеряет не бесстрастный прибор, а сам испытуемый –отвечая на предлагаемые ему вопросы и выполняя разные задания. Но и здесь нетпсихологу спасения от математики. Непонятно, как выразить меру какого-точеловеческого качества, которое даже потрогать нельзя. А находчивые психологисоздали для этого особые инструменты – тесты, предложив и невидимые свойстваизмерять специальными линейками – шкалами, подсчитывать верные и неверныеответы. А то и просто измерять представление Иван Иваныча о счастье, как будтосчастье – такой же предмет, как и все окружающее. Только смастерить тест нетак-то просто: хитрый Иван Иваныч может обмануть психолога, да и ответить, чтов жизни ни разу он от радости не прыгал, и что все это про него инопланетяненаплели. А наивный Иван Иваныч может не понять вопроса и поэтому неправильно нанего ответить. Иногда целая лаборатория специалистов создаёт тест, проверяя егона множестве Иван Иванычей и устанавливая тестовые нормы. А ведь норма – это иесть усредненное значение, результат множества наблюдений. Без знания этого числа,которое не характеризует ни одного из всех участвовавших в разработке тестаИван Иванычей, решительно невозможно сказать, выражена ли способность прыгатьот радости у конкретного Иван Иваныча сильнее или слабее, чем у большинствалюдей. Но для этого сначала нужно изучить все большинство или его значительнуючасть, то есть измерить у него эту способность. Зато когда все нужные тестовыекоэффициенты подсчитаны, психолог может узнать об Иван Иваныче нечто совершенноновое. Например, что Иван Иваныч экстраверт и гипертим. А узнав это, в своюочередь, на основе других измерений и этим математическим путем установленныхзакономерностей, предположить, что Иван Иваныч любит шумные компании, оченьвесело рассказывает анекдоты и плохо учился в школе. И сориентировать ИванИваныча в профессиональном плане, посоветовав ему устроиться работать в цирк.Сравните, насколько это больше, чем просто указание на факт радостногоподпрыгивания Иван Иваныча. Настоящая наука всегда находит и рассматривает вмире что-то новое, никогда не останавливаясь на достигнутом.
И так, желая открывать,изучать и предсказывать новые психологические явления, психолог неизбежносталкивается с необходимостью использовать математические знания. В противномслучае он просто не сможет считаться профессионалом, ведь любая психологическаяинформация уже содержит в себе математическое зерно; без пониманияматематических законов, невозможно постичь и всю глубину совершенных с ихпомощью психологических открытий. Подумайте сами – никогда бы вам не узнатьстолько преинтересных и полезных сведений об Иван Иваныче, если бы не умениесчитать. А если не узнавать – то зачем тогда существовать науке?
Ссылки
*Советский энциклопедическийсловарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., «Советская энциклопедия», 1986.
** Заболоцкий Н. Метаморфозы / Стихотворения.– М., «Издательство Советская Россия», 1985.