Реферат по предмету "Социология"


Подростковый алкоголизм глазами родителей

Тема:Подростковый алкоголизм глазами родителей
 

Содержание
1.  Актуальностьисследуемой проблемы.
2.  Объекти предмет исследования
3.  Целии предмет исследования
4.  Гипотезаисследования
5.  Значимостьисследования
6.  Операционныепонятия
7.  Анализосновной и вспомогательной литературы
8.  Анкетаисследования
9.  Анализполученных данных
Выводы
Список используемой литературы.

1. Актуальностьисследуемой проблемы
 
Проблема алкоголизма вподростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Тольковрачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчасподростков, употребляющих алкоголь. Очень часто ни педагоги, и родители даже неподозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное, а узнают об этомлишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или милицию
Даже эпизодическоеупотребление алкоголя в подростковом возрасте должно рассматриваться какчрезвычайное событие, потому что это сразу сказывается на психике, поведенииподростка, на учении в школе и взаимоотношения с родителями. Алкоголизм уподростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиямон гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15 летних ребят салкоголизмом второй и даже третьей стадии, которые уже никогда не станутполноценными людьми, так как у них развилось необратимое токсическое поражениеголовного мозга- алкогольная энцефалопатия[1]
По статическим данным, до80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголь именно вподростковом возрасте.
Причин, по которымподростки начинают употреблять спиртные напитки, множество. В целом их можно разделитьна две большие группы.
К первой группе относятсяличностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-закоторого он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычныхощущений в приеме спиртного. В подростковом возрасте могут быть многиепсихические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этомвозрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройкаорганизма, и многие скрытые заболевания могут обостряться. Некоторые врожденныезаболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте ихпроявления могут стать более явными.
Большое значение дляразвития нарушений поведения у ребенка, имеющие аномалии центральной нервнойсистемы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частностинедостатка воспитания.
Если ребенок растет всемье, где его воспитание и коррекцией поведения никто не занимается, где обародителя злоупотребляют алкоголем или когда отец-алкоголик, а мать озабочена толькопьянством мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, если ребенокрастет в атмосфере скандалов или воспитывается в неполной или деформированнойсемье, — то все аномалии характера еще больше усиливаются.[2]
Ко второй группе причин,по которым подростки начинают выпивать, относятся специфические особенностиповедения, свойственные именно этому возрасту из-за чего подростки часто немогут противостоять внешнему отрицательному влиянию.
Употреблению алкоголя вподростковом возрасте, как правило, предшествуют нарушения поведения.
Большинство современныхподростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявленияхмногие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональныереакции напоминают поведение детей. Несмотря на кажущуюся «взрослость», у нихмогут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций,незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию,склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильнооценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувствоответственности и долга.
Подростки-акселераты невсегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Чтобы не отстать отдругих более развитых сверстников, не стать посмешищем, подросток старается«переплюнуть» самых « крутых» и доказать, что он не хуже других.
Несовершеннолетние обычноначинают выпивать в группе сверстников или под влиянием взрослых. Склонность кподражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовалспиртное, то начинает выписать вся подростковая группа.
Обычно инициаторомявляется подросток, уже имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагаетвыпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни – из любопытства,другие- чтобы приобщиться к «взрослой жизни», третьи – чтобы не отставать отдругих членов группы.
Если раньше существовалиограничения в продаже спиртного по возрасту и подросткам обычно не продавали алкогольныхнапитков, то сейчас, хотя эти запреты никто не отменял, большинству продавцов коммерческихларьков абсолютно безразлично, кому они продают свой товар, взрослому илинесовершеннолетнему. В любое время дня и даже ночи подросток может купить любойспиртной напиток[3]
Преобладающим мотивовпотребления алкоголя по социологическим данным были праздники в кругу семьи. Вцелом больше половины подростков из числа употребляющих впервые познакомились салкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Наряду с этимкаждый четвертый подросток употребляет алкогольные напитки по случаю праздникав компании друзей. Просто так «за компанию» пили спиртное 7,8% подростков изчисла употреблявших. Остальные мотивы первого знакомства с алкоголем таковы:«случайно», «хотели казаться взрослыми».
Уровеньраспространенности алкоголизации среди подростков остается высоким. Это говорито необходимости принятия срочных мер по контролю над ситуацией – от принятиясоответствующих законов и мер в высших эшелонах власти до совместных усилийместных администраций и ведомств, органов здравоохранения, внутренних дел, просвещенияи других заинтересованных ведомств. Для организации и проведенияпрофилактической работы среди детей и подростков с учетом местных особенностей,для оперативной корректировки и оценки эффективности необходимо постоянно, на регулярнойоснове отслеживать ситуацию то есть проводить на научной основе мониторинг этихфакторов риска, как на местах, так и на федеральном уровне[4]
2. Объект и предмет исследования
Предметом данногоисследования послужил интерес мнений родителей о такой насущной проблеме, как подростковыйалкоголизм, Было интересно узнать, что думают родители по поводу подростковойалкоголизации, выявить причины. Действительно ли подростковая алкоголизация явиласьпричиной, что в стране слабо проводится бескомпромиссная борьба с пьянством,школа самоустранилась от данной проблемы, или все же дети берут пример с родителей.
Объектом исследованиястали родители, чьи дети учатся в одиннадцатом классе .
3. Цели и задачиисследования
Цель исследования –проблема подростковой алкоголизации глазами родителей.
Задачи исследования:
1.      Провести опросродителей с целью выяснения их мнения о причине подростковой исследования.
2.      Установитьзначимость исследования.
3.      Проанализироватьпричины подростковой алкоголизации
4.      Рассмотреть какимобразом можно решить данную проблему.
5.      Проранжировать полученныеответы.
6.      Подвести итог проделаннойработы.
4. Гипотезаисследования
Итак, не одна, не две, амножество разнообразных причин порождают подростковую алкоголизацию. Трудно несогласиться, что серьезнейшим образом сказывается на развитие пьянства юных согражданпример больше части родителей. Не случайно же дети детсадовского возраста играютв застолье и на полном серьезе чокаются, только без тостов.
У детей, подростков невоспитывается родителями отрицательное отношение к алкоголю. Да и как можно вырабатыватьу молодежи негативное отношение к алкогольным напиткам, когда в семьях пьют, вучреждения, «события» не обходятся без застолья, выпускные вечера в учебныхзаведениях проводятся не на лимонадной основе. Откуда же может появиться умолодежи отрицательное отношение к алкогольным напиткам?
Антиалкогольная работа вучебных заведениях ведется слабо, досуг организован из рук вон плохо. Главноемероприятие – чаще всего дискотека.
Осведомленность учителейоб ориентациях, поступках, поведении учащихся имеет, конечно, важное значение,но а какова реакция родителей? Как родители реагируют на то, что их дети времяот времени потребляют спиртные напитки?
Гипотезой исследованияследует считать, что подростковая алкоголизация ведется прежде всего из семьи.Безнадзорность, отсутствие контроля родителей, «пример» семьи и конфликтная вней обстановка- это главные причины подросткового пьянства.

5. Значимостьисследования
 
Как правило, родители вшколе – редкие гости. Одни бывают на родительских собраниях, участвуют времонте класса и его подготовке к новому учебному году, другие приходят поповоду в случае ЧП, третьи участвуют в торжественных актах. Есть родители,которые не появляются в школе ни по какому поводу. Устойчивый контакт междусемьей и школой отсутствует. Прочные связи затруднены занятостью и родителей иучителей. Нет инициативы ни с той, ни с другой стороны. Отсутствует пониманиетого, что кооперация всегда дает лучшие результаты, нежели разрозненные усилия.Зачастую нет должного взаимного уважения: родители не очень высокого ценят умениеи желание учителей воспитывать, а те платят им таким же недоверием.
В анкете для родителейзатрагивались вопросы, ориентированные на проблемы потребления подросткамиспиртных напитков. Моими респондентами были 5 отцов и 22 матери.
Среди респондентов былиродители в возрасте 31-40 лет-63%, с 41-50 лет-37%. Их образование: до 9классов (включительно)-8%, среднее и среднее специальное – более 40%, высшеепочти 50%. Среди опрошенных: рабочих более 30%, служащих без высшего образования–25%, служащих с высшим образованием –45%, остальные – домохозяйки.
Особый интерес в данномисследовании представляет мнение родителей о причине употребления подросткамиалкогольной продукции и считают ли они, что подростковый алкоголизм является острейшейсоциальной проблемой.
6. Операционные понятия
Имитация- это стремлениеподражать во всем кому либо. Подростки копируют манеру поведения своихсверстников или взрослых.
Аддикция – это поведение,при котором индивид утрачивает контроль над потребление алкоголя, в результатечего возникают тяжелые последствия.
Алкогольное опьянение –нарушение физической координации: речь становится бессвязной, человек неспособен к адекватным действиям, у него нарушена память.
Простое алкогольноеопьянение – это состояние, возникающее после приема алкоголя.
Патологическое влечение калкоголю – господствующий мотив поведения. При этом потребления спиртного неслужит никаким целям, кроме одной – достигнуть состояния алкогольного опьянения.
Абстиненция. Суть состоитв том, что организм, перестроившись под влиянием длительного и массивногоупотребления алкоголя, уже не может без него нормально функционировать ивозникает физическая потребность в алкоголе.
Клиническая симптоматикаалкоголизма – это патологическое влечение к алкоголю, утрата контроля заколичеством выпитого и ситуацией потребления алкоголя, рост толерантности поотношению к алкоголю и абстинентный симптомокомплекс. [5]
7. Анализ основной и вспомогательнойлитературы
Изучаяпроблему подросткового алкоголизма и его причины в теоретическом плане былаизучена литература, которая помогла мне при написании данной работы.
Так, книга Бородина, с,«Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика» рассматривается вредное влияниеалкоголя на подростковый организм. Особое внимание уделено патологии высшейнервной деятельности, памяти у пьющих подростков, аномалиям физического и психическогоразвития детей.
Достоинством книги ЗаиграеваГ.Г. «Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения» является то, что авторанализирует механизмы возникновения психологической им физиологическойзависимости от алкоголя в подростковом возрасте. Описаны пути фармакологическойкоррекции влечения к нему. Обосновывается необходимость комплексного подхода кборьбе с подростковым алкоголизмом на основе научных данных
В учебном пособие«профилактика наркомании и алкоголизма», авторы Сирота Н.А. и Ялтонский В.М. излагаюттеоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а такжепрофилактики этих заболеваний. Особое внимание при этом уделено практическойработе, представлены специальные программы профилактики, основы психологическойреабилитации лиц зависимых от алкоголя.
В книге Еникеевой Д.Д.«как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков» описано пьянство иалкоголизм у детей и подростков. Определены группы риска, на которые вколлективе необходимо обратить внимание в первую очередь.
В докладе Комитетаэкспертов ВОЗ «Проблемы, связанные с потребление алкоголизма» перечисляютсяпризнаки, дающие основание предположить, что ребенок принимает алкоголь,рассмотрены особенности поведения подростков, склонных к ранней алкоголизации.Даны рекомендации по профилактике распространения этих явлений у детей иподростков.
Кроме вышеперечисленнойлитературы были изучены журнальные статьи об интересующей проблеме, гдеприводится статистические данные при социологических исследованиях поактуальной теме.

8. Анкета исследования
 
1.      Были ли случаи,когда ваш ребенок приходил домой в нетрезвом состоянии. А) да; Б) нет;
2.      Если вы узнали,что Ваш ребенок употребляет спиртные напитки, Ваши действия.
А) объясню, сколь вредноэто;
Б) Буду следить, чтобыэто впредь не повторялось;
В) буду воздействовать личнымпримером трезвости;
Г) посоветуюсь в школе,как мне поступить;
Д) затрудняюсь ответить;
3.      Является литрезвость родителей обязательным условием трезвости Ваших детей: а) да,является; б) нет, не является.
4.      Считаете ли Вы,что потребление алкоголя и потребление наркотиков имеет нечто общее? а) да; б)нет;
5.      Как часто в Вашейсемье употребляют спиртные напитки? а) раз в неделю; б) только по праздникам;в) ежедневно
6.      Какие причины, повашему мнению, побуждают подростков употреблять спиртные напитки? а)любопытство; б) не знают чем заняться в свободное время;
в) было неудобноотказаться ;
г) хотят отвлечься отповседневных забот;
д) просто так, без всякойпричины;
е) не развиты здоровыеинтересы, нет цели в жизни;
7.      Что необходимопредпринять, чтобы алкоголизация не получили дальнейшего распространения средиподростков:
а) профилактические меры;
б)больше внимания уделятьдетям в семье;
в) усилить контроль учителейи повысить роль школы в воспитательной работе;
г) объединитьскоординировать усилия семьи и школы;
8.      Достаточно ли хорошопроводится антиалкогольная пропаганда в школе? а) да, достаточно; б) нет, недостаточно;
9.      Считаете ли Вы,что учитель должен быть трезвенником?
а)да, обязательно; б)нет, необязательно;
10.    Надо ли уделять внимание в средствахмассовой информации проблеме подростковой алкоголизации?
а)да; б) нет; б)затрудняюсь ответить;
9. Анализ полученных ответов
На первыйвопрос анкеты утвердительно ответило 53,6% опрашиваемых родителей.
Представляют интереснамерения родителей в том случае если они узнают, что их дети потребляютспиртные напитки (2 вопрос).
Большинство понимают, чтодаже категорический запрет еще не сулит успеха, а главное не запретить илизапугать, а объяснить, сколь вредно это(69,1%). Возьмут под контроль даннуюситуацию 24,1%, воздействуют личным примером трезвости 3,7%, посоветуются вшколе, как поступить 0,5% и затруднились дать ответ на поставленный вопрос2,6%.
На вопрос о том, являетсяли трезвость родителей обязательным условием трезвости их детей (вопрос3) 73.6%опрошенных показали своими ответами, что хорошо осознают эту зависимость, ееотрицают лишь 26,4% отцов и матерей. Трезвость старших, по мнению родителейможет дать наибольший эффект. Это прежде всего трезвый образ жизни самихродителей.
Отвечая на четвертыйвопрос анкеты, родители, а их оказалось 85,2% ответили, что потреблениеалкоголя и наркотиков ничего общего между собой не и имеют. Это говорит о том,что родители считают, что потребление алкоголя не так страшно, как потреблениенаркотиков.
Пятый вопрос показал, что32% в семье принимают спиртные напитки раз в неделю, 17% — ежедневно.
Большую тревогувысказывают родители в связи с усилением в стране алкоголизации подростков.Наиболее важный вопрос этой проблемы – почему, какие обстоятельства, причины,быть может, случайности побуждают подростков увлекаться спиртными напитками(вопрос6)
Обращает на себявнимание, что по всем названным показателям большая часть отцов и матерей(49,3%) ответили « не знают чем заняться в свободное время; 25,6% считают, чтоу современных подростков не развиты здоровые интересы, нет цели в жизни; 1,7% — хотят отвлечься от повседневных забот, 10,5% — было не удобно отказаться,остальная часть опрошенных респондентов, считают из-за любопытства.
Ответы на вопрос 7распределились очень интересными показателями – по 20% был оценен каждыйвариант ответов.
Это говорит о том, чтородители заинтересованы в профилактических и воспитательных мерах. Им небезразлична та ситуация, которая складывается в современном обществе в связи сраспространение подростковой алкоголизацией.
Восьмой вопрос показалчто родители считают наше общество, которое не ведет в стране, бескомпромисснойборьбе с пьянством подростков. Антиалкогольная работа по мнению опрошенных(80,4%), проводится слабо. Считаю, что против этой оценки нельзя возразить, таккак наблюдается плохая организация досуга школьников со стороны школы.
Важный вопрос потребляетли учитель алкогольные напитки (9 вопрос). Родители, и их большинство 79,4%считают трезвость учителя важным фактором воспитания, так как, по их наблюдениям,информация, дошедшая до учащихся, что их учитель употребляет спиртные напитки,влияет на них очень плохо, сводит на ней все учительские увещевания, призывы изапреты. Только 20,6% родителей полагают, что это никак не сказывается на учащихся.
Интересное мнениеродителей о том, надо ли уделять внимание в средствах массовой информациипроблеме подростковой алкоголизации (вопрос 10). Убеждены, что приращениезнаний и информации об алкоголизме приведет к формированию убеждения о вредеалкоголизма и сокращению числа их потребителей, почти 70%, родителипридерживаются противоположного мнения – «это может способствовать возникновениюлюбопытства и увеличению числа потребителей спиртного» –10%, остальные затруднилисьчто- либо сказать по данному вопросу.

Выводы
Итак, одной из наиболееактуальных медико-социальных проблем среди подросткового поколения нашей страныявляется выяснение причин, вызвавших массовое употребление алкоголя средиподростков.
Это вредная привычка, какфактор риска, оказывает неблагоприятное влияние на показатели здоровья: ееследствием стало увеличение заболеваемости, травматизма, инвалидности,обострение криминальной ситуации.
Всему этому способствуетсложившаяся кризисная ситуация в нашей стране, когда дети буквально осталисьзабытыми, государство фактически отвернулось от нужд подрастающего поколения.
Молодым стал лозунг –думать о сегодняшнем дне, о своем благополучии, а не о будущем страны и тех,кому в этом будущем предстоит жить.
Подтверждение томуявляется широчайшая пропаганда алкогольных напитков, осуществляемая в средствахмассовой информации через рекламу; повсеместная доступность, дешевизнаалкогольной продукции, продажа ее без возрастных организаций; отсутствиесистемы мер в борьбе с подростковым алкоголизмом.
Главный тормоз в борьбе спьянством можно назвать отсутствие долговременной научно обоснованной проблемыпреодоления пьянства и подросткового алкоголизма, недостаточнуюпоследовательность и «аритмию» в осуществлении правительственных решений попреодолению пьянства, пассивность и формализм в антиалкогольной работе государственныхорганов, некомпетентность в борьбе за трезвость и пассивность общественности.
«Анкетные данные»опрошенных родителей дают определенную пищу для родителей. Поэтому поводусчитаю нужным сказать следующее.
Во-первых, изсуществования зависимости, о которой идет речь, не следует делать ложный вывод,будто правильно поступают те родители, которые спешат сами угостить своих детейвином. Формальное участие родителей подростков из неблагополучных континентов,разумеется, ни в коей мере не является причиной неблагополучия их детей –наоборот, неблагополучное развитие детей ( в чем в свою очередь, во многомвиноваты родители) приводит к тому, что дети берутся за рюмку сами ( в одиночкуили в своей компании) и просто опережают родителей. Понятно, что если родителиначнут думать о том, как бы не упустить тут первенство, а не о том, как лучшевоспитывать детей то станет только хуже.
Попутно отмечу и другое.Решающее значение имеет общее воспитательное искусство родителей, их авторитети умение влиять на детей. Известны случаи, когда «трудные родители» строжайше запрещаютсвоим детям пить, курить, дерзить старшим и т.д. – ни запреты, ни стоящие заними побои сами по себе, однако, не помогают, личный пример, даже если ондурной, всегда воспитывает сильнее слов.
Во-вторых, анализбюджетов времени наглядно показывает, что у современных родителей на воспитаниедетей остаются в будни считанные минуты, не многим больше в выходные дни. Восновном дети предоставлены сами себе и улице. Вот поэтому-то, не снимаяответственности за воспитание с родителей, приходится говорить об увеличениироли и ответственности школы.
В-третьих, растет рольшколы и в связи с усиление негативных явлений в молодежной среде. Без активногои умелого участия школы в профилактике социальных болезней трудно рассчитыватьна успех в воспитании здорового, в физическом и нравственном отношении,молодого поколения.
Учителя самокритичнопризнают, что антиалкогольная работа в учебных учреждениях ведется слабо и единодушноотвечают, что все старшеклассники уже знают вкус спиртного и с разнойпериодичностью его потребляют.
Страшно беспечны тенемногие родители, которые считают, что обращение их детей к спиртному «впорядке вещей». И все же большинство родителей, по данным опроса, запрещаютдетям потреблять спиртные напитки, не одобряют этого, стараются убедить детейне прикасаться к алкоголю.
Необходимо воспитывать вребенке трудолюбие, ответственность, умение вести себя – эти качества уберегутот пьянства. Воспитывать названные качества должны не только родители, но иучителя.

Список используемойлитературы
1.  Бородкин Ю.С., Алкоголизм: причины, следствия,профилактика., Л., 1987
2. БратусьБ.С., Психологический анализ изменений личности при алкоголизме., М., 1974
3. ЕникееваД.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков., М., 1999
4. ЗаиграеваГ.Г., Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения., М., 1986
5. ЗаиграеваГ.Г. Государтсвенная политика как фактор алкоголизации населения// Социс, 1997№4
6. ЛевинБ.М., Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен //Социс., 1997 №4
7. ЛисицынЮ.П., Копыт Н.Л., Алкоголизм., М., 1983
8. Медицинскаяэнциклопедия., М., 2002
9. МендельсонГ.А., Ткачевский Ю.М., Алкоголизм и преступность ., М., 1969
10.      Нарушениясвязанные с потребление алкоголя /Под ред. Дж.Эдварса., М., 1978
11.      Проблемысвязанные с потребление алкоголя: Докл. Комитета экспертов ВОЗ., Женева, 1982
12.       СиротаН.А., Ялтонский В.М., Профилактика наркомании и алкоголизма., М., 2003
13.      СиротаН.А., Ялтонский В.М., Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. Оттеории к практике., М., 2001
14.      СкворцоваЕ.С., О распространенности алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников// Социс., 1992 №4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.