Введение
Впоследнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема ихзанятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности — получением образованияподростки выполняют различные виды работ за деньги.Увеличение числа работающих подростковпроисходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества детей, которые оставили учебу.
Приисследовании занятости подростковв первую очередь встает вопрос оеё реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как известно, учитывает лишь незначительную частьработающих детей. Поэтому, определяямасштабы занятости подростков ввозрасте 14-17 лет, приходитсяполагаться на социологические обследования,проводя оценочные расчеты.Проведенные исследования даютоснование оценить уровень подростковой занятости приблизительно в 25%от их общей численности, что говорит омасштабности явления для современной России. При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом,уличной торговлей, оказывает услуги построительству, ремонту, уборке, участвуют в сельскохозяйственных работах.
На первое место средимотивов поиска подростками работы выходит«необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи». За последнее времядоля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза идостигла 50%. В то же время существенноснизилась роль таких причинзанятости подростков, как «работадля удовлетворения личных потребностей»(желания «иметь карманныеденьги и покупать дорогие вещи») с55,6% до 38,4%; «стремление самоутвердиться» с 19,5% до11,6%.
Получило распространение впоследние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают.
Странаобрела проблемы, с которыми мировое сообщество ведет борьбу в течение многих лет и победить их непросто, что и говорит об актуальностиданной темы.
Цель курсовой работы — рассмотреть подростков — как объект социальной работы.
В работе решаются следующие задачи:
— раскрыть работусоциального педагога с подростками, их особенности, различные отклонения вповедении;
-рассмотреть методыперевоспитания трудных подростков;
-охарактеризоватьподростковую занятость в России и организацию подростковой занятости.
Предметом исследования является организация социальной помощи подросткам.
Объектом исследования являются подростки, нуждающиеся в оказаниисоциальной помощи.
Гипотеза-Россия, где права детей на протяжении долгих лет были надежно защищены, столкнулась с ранее незнакомой ситуацией, когда труд ребенка из фактора социальной адаптации зачастую превращается в свою противоположность.
Вданной курсовой работе была использованы книги таких авторов как; Вайзман Н.,Захаров И.А., Кондращенко М.А., Хрипкова А.Г и др., в которых рассматриваетсяработа с подростками, социальная помощь семье и детям, педагогические условия ,.проблемы,методика и опыт социальной реабилитации,
Данная работа состоит извведения, двух глав, четырех параграфов, заключения и литературы.
Глава I. Подростки как объект социальной работы.
1.1.Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
Юношейи девушек в 11—12— 15—16 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства кзрелости, к юношеству.Особенности этого периода зависят от особенностей физического развитияподростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.
Физическоеразвитие характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета,повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями,развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; кэтому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению.
В этотже период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убежденияне совпадают с общественным мнением.
Этопериод, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводитего к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками.
Трудныеподростки— это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и необучены. Они отстают от своихсверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
Они нелюбят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически,делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплинуи порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, сродителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют,употребляют наркотики, нарушаютзаконы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса — к подростковой беременности,так как часто очень рано онивступают в половые связи. Именно подростки в результате физического илисексуального насилия прибегают к самоубийству.
Всовременных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения(приватизация, аренда,кооперация) привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив пристарой системе образование,не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания.
Вусловиях демократических свобод (многопартийность, самоуправление, свобода слова) подростки немогут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурногоповедения, если у нихотсутствуют нравственные ориентиры.
Практикаотчисления их из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел,так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.
Количествопреступлений, за которые подростки привлечены к уголовной ответственности, превысило 100 тыс. Из нихна 30% увеличилось число убийств и тяжких телесныхповреждений. Разбой,грабеж, повторение преступлений, изнасилование — число этих преступлений,совершенных подростками в последние годы, растет.
В 90-егг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебныхзаведений, которые раньше считались благополучными(школы, техникумы, вузы).
Отклоненияв поведении подростка — это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат — реакции протеста, неповиновение, грубость, уход издома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы,агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству,сексуальным эксцессам,употреблению алкоголя.
Интереснырезультаты исследования Н.Вайзмана[1]об особенностях поведениятрудных подростов. К первой группеон относит «психически неустойчивыхподростков, которые по, физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы,безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. «В школе такие учащиеся паясничали,демонстративно не подчинялись, прогуливализанятия».
Ко второйгруппеВайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышеннойаффективностью, возбудимостью,агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьейгруппеподростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество,употребление наркотиков».Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Онизлобны, жестоки, агрессивны,раздражительны.
Этохарактеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Носуществуют подростки,нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.
Обратимсяснова к исследованию Н.Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией сниженаработоспособность, неустойчивое внимание. Онираздражительны и эмоционально неустойчивы, знанияих ограничены, дома они занимаются срепетитором. В школе они доходят до 5—7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение.В результате они постоянно меняютместо работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствиисмогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, училисьв техникумах.
Исследованиягрупп подростков-учащихся, охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школыпреобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественныепоступки.
Уучащихся ПТУ — противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежеланиеработать и учиться,спекуляция, бродяжничество.
Увоспитанников детских домов и приютов — агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ[2].
Постараемся обобщить, к чемуприводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасные для жизни,выплескиваются в попытку самоубийства,подростки бросают учебу, не задумываясьо своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши идевушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.
Впоследние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностямиподросткового самоубийства является психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответногочувства, обиды. Подросткамхарактерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своейличности понятие смерти, они покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятияокружающими. Они становятсяобъектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства1.
Средибеглецов зафиксировано больше всего подростков. Основная причина — плохоеобращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными:тяжелым экономическимположением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот преклоннымвозрастом родителей и т.п.Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждаетплохое обращение.
Подростки-беглецычаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступныегруппы, в семью никогда невозвращаются.
Частьподростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости.
Психологамиразработаны типы детей с различными отклонениями, которыетребуют самого разного подхода со стороны социальногопедагога. Так, одному ребенку требуется вмешательство социального педагога, чтобы помочь емуобрести самостоятельность и стойкость; другого нужно занять общественной работой,чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность всебе.
Некоторыеподростки не любят захваливания, некоторых необходимо увлечь творчеством или трудом. У ребятзамкнутых, эмоционально-холодныхнужно развивать культуру общения.
Вработе социального педагога встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонныек депрессии, с преобладаниемплохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.
Все этиособенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.
Наособенности психического развития ребенка, которые следует знать социальному педагогу, обращалвнимание в своих психологическихисследованиях психолог Л.С.Выготский. Л.С.Выготский определил периодынеустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14—17 лет. Всемнадцать лет характервозраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическаяперестройка организма,физические и психологические изменения в организме, которые проявляются в реакции на внешниевоздействия. Реакция на события в этомвозрасте отличается от реакции взрослых. Уподростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.
Впериод кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагогдолжен помнить, чтоперестройка поведения подростка связана с половым созреванием.
1.2.Методы перевоспитания трудных подростков.
Работа струдными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание?Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.
Перевоспитание— это трудный процесс и для воспитанника, идля воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель долженповерить в человека, проанализироватьпрошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.
Социальномупедагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корнеизменить свое поведение, изменитьвсе его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед социальным педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду испорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдныхпоступков? Как подвести подросткак процессу самовоспитания и самообразования?
Всеэти вопросы встают перед социальным педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессупедагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своегоповедения. Это второйэтап перевоспитания. Третий этап — это процесс накопления нравственно положительных качеств,поступков воспитанника. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал ипри небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения.
Цельсоциального педагога в работе с трудными подростками состоит в том, чтобыпомочь им «перешагнуть» через возникший кризис исамостоятельно изменить свою жизнь.
Важно,чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспитанник сам научился оценивать свои поступки,их положительные и отрицательныестороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.
Этоподход к четвертому этапу перевоспитания — процессу самовоспитания, когда воспитанник долженвыйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роликонсультанта.
Следуеттакже учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллективвоспитанников, в которыйпопадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив наперевоспитание своего товарища.Социальный педагог, работающий с подростками в реабилитационном центре, прибегает к одному из методов,поставив перед воспитанником цель, бытьпохожим на кумира, на идеал.Этот нравственный идеал помогает в формировании положительного поведения подростка.
Далее вновой обстановке реабилитационного центра его поступки и решения направляются социальным педагогом.
Здесьважно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, вреальности изменения своей жизни.
Учитывая,что в реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, важно незамедлительное ееизучение. Необходимо знать всенюансы отношений всех воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка. Какие дела больше всего интересуют группу? Как онастроит свои отношения сосредой?
Следуетпомнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда,начиная с малой группы,следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков,
И ещеодин путь перевоспитания трудных подростков — это включение в группу воспитанных подростков,что значительно сложнеедругих методов[3].
Вперевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда,оказавшись в критическойситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникаетпотребность быть лучше. Но воспитанник достигнетуспеха, если сможет изменитьсвои привычки и поступки.
Трудныйподросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первомэтапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и егоокружением, точнее, должен быть установленконтакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и непросто.
Здесьважно социальному педагогу еще до встречи познакомиться с личными делам подростка и в школе,и в комиссии по деламнесовершеннолетних. Важно выяснить причину педагогической запущенности, а вдальнейшем стараться объединить педагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемомнаправления подросткак деятельности самосовершенствования.
Работаяс трудными подростками, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическуюкарту. В этом особенностьработы социального педагога — работа с личностью.
Учитывая,что трудные подростки чаще всего особенно возбудимы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тотвид деятельности, который поможет ему во времяконфликта быть сдержанными терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Длявоспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзяпоручать руководство маленькими.
Работая в реабилитационномцентре с подростками, социальный педагогдолжен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.
Первое— установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка — этовторое, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реакции, планы на будущее. Третье — установитьдобрые отношения, чтопоможет в его реабилитации1.
Подробнаятехнология достичь контакта социального педагога с подростком разработанапсихологом Л.Б.Филоновым. Он выделяет несколько стадий в разговоре социальногопедагога с подростком.Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поискего увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определениеотрицательных качеств еголичности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия[4].
Глава II. Подростковая занятость вРоссии.
2.1. Организация подростковой занятости.
Организация занятостиподростков — сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственныйхарактер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службызанятости, образовательных учреждений и органов управления образованием, органовместного самоуправления, предприятий, общественных организаций.
В настоящее время в Россиидля обеспечения занятости подростков применяются специфические технологии, какправило, базирующиеся на субсидированных формах занятости. Наибольшее распространениеполучила программа «Временная занятость несовершеннолетних граждан».О ее роли в обеспечении занятости подростков говорят следующие цифры: объемы трудоустроенныхрамках данной программы подростков возросли с 814 тысяч в 1995 году до 1475тысяч человек в 2002 году. Целью программы является приобщение подростков ктруду и получение профессиональных навыков. Исследования показали, чтоподростки, занятые на рабочих местах в рамках данной программы, не сталкиваютсяс вышеупомянутыми влияниями. Подобные факты со всей очевидностью свидетельствуюто необходимости развития социально ориентированной системы организации занятостиподростков в рамках органов местного самоуправления, в том числе и при посредственеправительственных организаций (НПО).
При организации занятости врамках данной программы особую роль приобретает реальное социальноепартнерство. Чем лучше отработаны механизмы взаимодействия между органамиместного самоуправления, службой занятости, учебными заведениями, тем вышеэкономическая и социальная значимость программы для подростков, шире сфераприложения труда, более разнообразны предлагаемые им рабочие места. И в этомотношении очень интересны технологии взаимодействия всех заинтересованныхструктур в подмосковных Люберцах. Центром, координирующим всю совместную деятельность,является Люберецкий модельный центр занятости населения, объединяющий деятельностьвсех структур района по организации занятости и социально — трудовой адаптацииподростков. Воедино здесь сведена деятельность администрации Люберецкогорайона, Комитетов по образованию и социальной защите, Комиссии по деламнесовершеннолетних, Кризисного центра, Центра семейного воспитания, приюта,Центра социально-трудовой адаптации подростков, Управления внутренних дел,военного комиссариата, медицинских учреждений, школ, профессиональных училищ,газеты «Люберецкая правда, местного ради», работодателей, общественныхорганизаций. Систематическая работа по Содействию занятости» молодежи сприменением разнообразных форм и методов четкое распределение обязанностей междуразличными структурами, широкое привлечение к решении проблемы общественныхорганизаций позволили отработать механизмы социального партнерства пообеспечению занятости подростков и молодежи и успешно использовать ее в одно изсамых больших районов области Это дало привлечь работодателей к созданиюбольшого количества рабочих мест для подростков.
К основным технологияморганизации занятости подростков, действующих в рамках субсидируемых формзанятости, можно отнести подростковые производства места, специализированноеподростковые производства, создаваемые на базе образовательных учреждений;трудовые молодежи, лагеря отдыха; группы (бригады) трудоустраиваемых непосредственнов образовательных учреждениях; подготовку подростков к предпринимательской деятельности.
Подростковые производства иместа — одна из наиболее технологий занятости могут быть устранены илиминимизированы негативные последствия совмещения учебы с работой, обеспеченареальная защита трудовых прав подростков условия для проведения целенаправленнойпроф. ориентационной работы и профессиональной подготовки. При этом читывать,что необходимость развитии подростковых производств будет усиливаться по мереобострения ситуации на рынке труда, поскольку может начаться вытеснение подростковдаже из занятости, где их доля традиционно высока.
И если в этих условиях неудастся нарастить число рабочих мест на подростковых производствах, товозможности трудоустройства несовершеннолетних значительно сузятся. В качествеуспешного опыта можно привести деятельность Московского Центра труда и занятостимолодежи „Перспектива“, который создает как собственные подростковыепроизводства, так и содействует их созданию другими работодателями. Особовыделим созданную „Перспективой“ совместно с Обществом Красного Крестамолодежная службу милосердия, которая оказывает медико-социальную помощь надому одиноким больным, престарелым и инвалидам. Работники службы оказываютпатронажные услуги 600 одиноким москвичам.
Социально значимой иэффективной технологией организации занятости подростков можно считатьразвитие специализированных подростковых производств Они получили развитие набазе образовательных учреждений начального профессионального образования.Занятость на таких производствах обычно соответствует профилю обучения, чтоявляется, пожалуй, оптимальным вариантом совмещения учебы с работой. При этомнадо учитывать, что производственные возможности учебных заведенийначального профессионального образования весьма велики и рабочие места дляподростков могли бы быть созданы в большинстве из них. В настоящее время в Москвеуже действуют несколько подростковых производств при образовательныхучреждениях, технологии работы которых заслуживают изучения и распространения.Прежде всего надо отметить межшкольное учебно-производственное объединение»Полюс". Оно включает в себя общеобразовательную школу,учебно-производственный комбинат и блок дополнительного образования. Производственнаядеятельность ведется по нескольким направлениям, основные из которых:мебельное производство, швейное производство, роспись по дереву. Рабочими местамиобеспечены 275 учащихся. Представляет интерес механизм взаимодействия«Полюса» с органами местного самоуправления и образования. Речь идето помощи со стороны этих структур в получении материалов и предоставлениизаказов. Потребителями таких видов продукции, как мебель и детская одежда,являются образовательные учреждения. Тем самым в рамках городской системы образованияначинает формироваться своеобразное «натуральное хозяйство»,обеспечивающее и загрузку подросткового производства, и экономию бюджетныхсредств Еще один значимый аспект опыта «Полюса» — установлениевзаимовыгодных отношении подросткового производства с промышленнымипредприятиями, располагающими современным оборудованием и квалифицированнымикадрами.
Вероятно, такая интеграциябудет характерна для большинства подростковых производств в случае если ониначинают осваивать выпуск сложных видов продукции.
1.2. Социально-трудовая адаптация ипрофориентация подростков.
Перспективной технологиейсоциально — трудовой адаптации подростков является подготовка их кпредпринимательской деятельности. Циклы соответствующих деловых игр дляподростков проводятся в Москве. Практика подготовку подростков к предпринимательской деятельности убедительнодоказала эффективность такой работы. Некоторые проекты, такие, как'Организация швейной мастерской" и «Издание малотиражной газеты»были доведены до стадии реализации.
Анализ тенденций занятости исоциально-трудовой адаптации подростков в регионах России показалмногообразие различных технологий оказания им социальных услуг. Общийположительный результат складывается из деятельности многочисленных местных сообществна территории страны. Нельзя не остановиться и на социальных технологиях,используемых для работы с «детьми улиц». Интересные результатыполучены в рамках международной программы «Уличные дети Санкт-Петербурга:от эксплуатации к образованию». В этой программе в масштабах одногомуниципального округа сформированы и применены ряд инновационных технологий,направленных на создание территории, свободной от детского труда. В рамкахроссийско-шведского проекта «Открытые формы социальной работы» созданоСоциальное бюро, аккумулирующее с помощью разнообразных методов информацию обовсех обездоленных детях. Здесь же при участии Русской Православной Церквисоздан неправительственный приют «Дом милосердия», впоследствиитрансформировавшийся в социально-реабилитационный центр. Успешно действуетСоциальный пункт для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, гдепредлагается бесплатное питание и вещевая помощь, оказывается правовая помощь исодействие в получении подходящей работы. Образовательные школы округа такжеактив--: включены в работу. Созданы специфические образовательные технологии — школы социальной •направленности, такие, как «Школа первойпрофессии», «Школа индивидуального обучения», «Школаремесел и искусств», в которых большое внимание уделяется трудовой адаптациидетей. Весьма перспективной социальной технологией является привлечениестудентов Петербургского университета к работе с подростками. В рамках Центранаучно-практической социальной работы и студенческих инициатив); разрабатываютсястуденческие волонтерские проекты социального сопровождения ребенка группыриска «Студент — ребенку». Работает система социальных гостиниц,являющаяся ступенью к самостоятельной жизни.
Важнейшей задачей являетсясоздание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системысоциально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичнуюзанятость учащихся, которая должна обеспечивать решение широкого спектраследующих задач:
-содействие добровольномутрудоустройству подростков, в том числе желающих работать в свободное отучебы время, на рабочие места, соответствующие их возможностям;
-содействие личностному ипрофессиональному становлению подростков;
-соблюдение трудовых правподростков;
-адаптация подростков ктребованиям современного рынка труда;
-согласование интересовподростков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;
-поддержка работодателей,создающих рабочие места для подростков, соответствующие их возможностям.
Решение этих задач позволитмолодым людям в новых социально-экономических условиях правильно использоватьсвой трудовой потенциал и найти свое место на рынке труда, снизит социальнуюнапряженность среди этой категории населения.
Ограниченность финансовыхсредств, другие объективные и субъективные причины требуют новых форм работы сослабозащищенными категориями населения, к которым относятся и несовершеннолетние.Дефицит государственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальнуюсферу давно уже стали привычным явлением. Поэтому необходима разработка технологий,с помощью которых проблему занятости детей и подростков можно было бы решитьпосредством различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования,с привлечением всех возможностей общества. При этом необходимо учитывать, чтоформированию российского рынка труда присущи территориальные различия в набореи остроте проблем. Это порождает разнообразные подходы к их решению, а также кфинансированию программ. Поэтому необходимо поощрять проекты, которыеучитывают местные потребности, а также мобилизуют и эффективно используют местныересурсы, в том числе поддерживаемые НПО.
Создание соответствующих возможностейзанятости для подростков необходимо рассматривать в контексте программзанятости для всех трудящихся. Этот вывод имеет важное значение, посколькуусилия по улучшению положения с занятостью и социально-трудовой адаптациейподростков, как в количественном, так и в качественном отношении, должны бытьнеотъемлемой частью более широких национальных усилий в области оказаниясоциальных услуг населению.
Приоритетная задачасоциально-трудовой адаптации — формирование условий для участия детей иподростков в общественно полезном труде, повышающем уровень их социальнойзащищенности. Основным условием, определяющим социальную допустимость занятостинесовершеннолетних, является обеспечение сочетания продуктивного и приносящегодоход труда с получением профессиональных навыков, знаний и личностным становлением.
Важнейшая роль в процессе социализацииподростков принадлежит технологиям оказания услуг в сфере профориентации,которые должны обеспечить согласованный, с точки зрения личности и общества,выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природнымисклонностями и одновременно с учетом потребностей рынка труда профессия,когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь молодыхлюдей, способна превратиться в фактор существенного роста эффективности труда,дать молодежи чувство удовлетворенности своей трудовой деятельностью, способствоватьпредотвращению безработицы.
В условиях рыночныхотношений акценты в проф.ориентационной работе должны быть смещены, посколькунеобходим учет не только способностей и склонностей молодых людей, их реальныхвозможностей, но и трудовой конъюнктуры. Необходимо сформировать у молодыхубеждение в том, что обоснованный выбор профессии облегчит трудоустройство, позволитдостичь необходимого «Заработка и общественного престижа, даст возможностьсохранить свое рабочее место. В то же время необоснованно избранная профессияповышает шансы молодых людей попасть в число безработных. Большое количествомолодых людей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств.Основными причинами низкого уровня профориетированости молодежи являютсянеразвитость сети специализированных центров, нехватка нужных специалистов,невнимание многих предприятий и учебных заведений к этому вопросу. Укрепление иразвитие сети Центров социально — трудовой адаптации может реально способствоватьрешению проблемы профессиональной ориентации молодежи в числе особо сложныхи актуальных проблем, стоящих перед Центрами социально-трудовой адаптации, — работа с трудными подростками, состоящими на учете в комиссиях по деламнесовершеннолетних, подростками – наркоманами. В последнее время все острееощущается потребность в научно-методических материалах и рекомендациях поработе с трудными подростками, учитывающими имеющийся российский и зарубежныйопыт.
Совершенствование технологийзанятости подростков — проблема, требующие одновременного решениядолговременных, перспективных задач, направленных на формирование унесовершеннолетних адекватных мотиваций к труду и позитивных ценностных ориентации,и задач текущих, касающихся трудоустройства ищущих работу подростков и оказанияим социальной помощи. Переплетение и взаимообусловленность этих задач предопределяютвыбор направлений создания системы социально-трудовой адаптации и занятостиподростков, наиболее актуальными из которых нам представляются следующие:
Для расширения сферыприложения труда и развития трудовой занятости детей и подростков необходимо:
1. Уточнить перечень сфердеятельности, являющихся предпочтительными для организации занятостиподростков.
2. Установить порядок выделениякредитов из местных бюджетов, предоставляемых образовательным учреждениям вслучае, если они создают рабочие места, соответствующие профилю обучения ивозможностям учащихся.
3. Расширить практику субсидирования оплаты труда при трудоустройстве учащихся на рабочие места, создаваемые вучебных заведениях, если они соответствуют профилю обучения и возможностямучащихся.
4. Совместно с органами управленияобразованием и органами труда и занятости изучить возможности организацииподростковых производств на базе учреждений профессионального образования иучебно-производственных комбинатов.
5. Провести экспертизу возможностисоздания детско-взрослых производств на базе действующих учрежденийдополнительного образования, досуговых центров (детских клубов).
Заключение
Влияниеработы на развитие подростка(физическое, познавательное, эмоциональное,нравственное) — главный критерий, позволяющийустановить, когда труд из позитивного факторапревращается в свою противоположность. Наши исследования свидетельствуют, чторабота подростков зачастую приводит к недопустимым физическим нагрузкам или социально -психологическому стрессу. Так, 70,3% работающих подростков устает на работе, в том числе 14,6% — очень. Целый рядоценок подтверждает, что подростки иногда работают слишком продолжительное время. В результате им зачастую не хватает времени для учебы и полноценного отдыха (43% опрощенных). 10,8% работающих подростков „постоянно испытывают недостатоквремени для отдыха и учебы“.Кроме того, избыточная трудовая занятость учащихся непосредственно влияет науспеваемость, снижая ее Работающиеподростки ориентированы на быстроевступление в трудовую жизнь. Интенсивнаяработа снижает их потребность вобразовании, меняет структуру досуга.
Наличиедостоверных данных относительноколичества работающих детейтакже является неотъемлемой частьюорганизации целостной системы занятости. Их достоверность имеет решающее значение в определении приоритетных групп, разработке целей, составлении реалистичных программ и измерении результатов. Система данных не должна быть перегружена излишней информацией, требующейбольших затрат на ее сбор и анализ.
Подросткизачастую сталкиваются с неудовлетворительнымиусловиями труда на своихрабочих местах. Трудоваяинспекция выявила ряд нарушенийтрудового законодательства в отношении их на предприятиях.
Необходимость разработки специальныхтехнологий занятости в отношении подростков обуславливается наличием у нихсущественных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества ссоответствующими потребностями и интересами. С одной стороны, у подростковесть те же права, что у взрослых — гражданские, социальные, культурные,политические. С другой — обязанностью общества является защита подростка отвыполнения работы, представляющей опасность для его развития.
Поэтому в основе разработкивсех технологий занятости подростков должна лежать идея о том, ^ что лишь таработа, которая приносит пользу, стимулируя или укрепляя физическое,умственное, духовное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отдыха,является допустимой. В то же время общество обязано в корне 1ресекать такиеформы занятости совершеннолетних, когда:
-работа приводит к недопустимымфизическим нагрузкам или социано- психологическому стрессу;
-подростки работают полныйрабочий день или чересчур продолжительное время;
-работа мешает образованию;
-трудовая деятельностьосуществляется при неудовлетворительных условиях труда;
-характеризуется несоответствующей оплатой труда;
-работа имеет недопустимыеформы унизительного труда или сексуальной эксплуатации;
-работа мешает всестороннемусоциальному и психологическому развитию.
Что касается развитиязаконодательной базы, недопустимые формы труда детей в трудной жизненнойситуации не могут быть искоренены только законодательными действиями. Но и безэтого решение проблемы невозможно. Контроль за соблюдением законодательства,точно определяющего минимальный возраст для вступления в занятость, получениеобязательного (базового) образования, запрещение детского труда на опасныхпроизводствах, в опасных условиях труда, когда это мешает получениюобразования, отнимает здоровье и тормозит развитие детей, долженосуществляться обязательно.