Реферат по предмету "Социология"


Основные методы сбора первичной социальной информации

План
1.        Опрос:интервью, анкетирование и их виды
1.1 Познавательные возможности опроса
1.2 Виды опроса: анкетирование,интервьюирование
1.2.1 Анкетирование
1.2.2 Интервьюирование
2.        Социологическоенаблюдение, социологический эксперимент, метод экспертных оценок, анализдокументов, микросоциологические методы, метод фокус-групп
2.1 Социологическое наблюдение
2.1.1 Виды наблюдения
2.1.2 Основные достоинства инедостатки метода наблюдения
2.2 Социологический эксперимент
2.3 Метод экспертных оценок
2.4 Анализ документов
2.5 Микросоциологические методы. Методфокус-групп
3.        Особенностиприменения методов сбора первичной социальной информации

1.Опрос:интервью, анкетирование и их виды
1.1Познавательныевозможности метода опроса
Искусство опросасостоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают нетолько социологи. Первым задумался о научной постановке вопросовдревнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставилпрохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются,кроме социологов, также журналисты, врачи, следователи, учителя.
К методу опросаисследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи емунеобходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивахповедения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях,ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участникиизучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации,который не может быть заменен никаким другим.
Суть метода опросасводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера,анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответногодиалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны,должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой, исходить изтого, что источником информации выступают рядовые участники изучаемыхпроцессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Таким образом, в опросереализуются познавательные взаимодействия двух различных уровней общественногосознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного,практического, носителем которого выступает опрашиваемый, респондент.

1.2Виды опроса: анкетирование, интервьюирование
Выбор вида опросаопределяется целями исследования, его организационно-экономическимивозможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомойинформации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуетсвязь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основныеформы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетированииопрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сами его заполняет.В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника иреспондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования иреализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы,выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии спроцедурой, предусмотренной инструкциями.
1.2.1Анкетирование
Это самыйраспространенный в социологии метод. Анкета – размноженный документ, содержащийв среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов.Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Логика построениявопросов в анкете соответствует целям исследовании и служит получению толькотакой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируютсямаксимально точно и конкретно, нельзя допускать неясностей и двусмысленности.Все вопросы делятся на два типа – открытые и закрытые. В открытых вопросахпосле текста вопроса социолог оставляет место и просит респондентасамостоятельно сформулировать свое мнение. Например:
Каков доход на каждогочеловека в вашей семье?__________________________________
В закрытых вопросахпосле текста социолог предлагает несколько вариантов ответа.
В социологии различаютдва типа анкетного опроса – сплошной и выборочный. По месту проведения выделяютанкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов,выставок и т.п.). По способу распространения анкет выделяют: раздаточная анкета(раздается респондентам самим анкетером), почтовая (рассылается по почте),прессовая (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названныхпризнаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Разновидностьюсплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все населениестраны.
С начала XIXвека переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня онииспользуются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят дорого. Дажебогатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошнойопрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих ккакой-то общности или группе. Население страны – самая крупная из такихобщностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, всеучастники афганской войны, все жители небольшого города. Если опрос проводитсяна таких объектах, он называется сплошным. Эта разновидность используется напрактике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошногоопроса, а перепись выделяют в отдельный вид.
Выборочное обследованиеявляется более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует болееизощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность (выборка) –уменьшенная копия генеральной совокупности.
Генеральнойсовокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намеренизучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социологопрашивает. В сплошном опросе они совпадают, а в выборочном расходятся.Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1.5-2 тыс. человек, а в результатеполучает достоверные сведения обо всем населении, ошибка не превышаетнескольких процентов. Также ведут себя и отечественные социологи.
Социолог не имеет праваопрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступныхреспондентов. Выборка имеет вероятностный механизм отбора, специальныематематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается,что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителейгенеральной совокупности.
Свойство выборкиотражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупностиназываетсярепрезентативностью. Расхождение между выборочной и генеральной совокупностьюназывается ошибкой репрезентативности. Чаще эта ошибка возникает из-за того,что социолог плотно знает структуру генеральной совокупности: распределениелюдей по возрасту, профессии, доходам и т.п., редко он допускает ее намеренно.
Почтовый опрос такжедостаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей1. Слабыестороны его – низкий процент возврата без применения специальных приемов (около5 %), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условияхзаполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснованиярепрезентативности выборки целевой совокупности. Публикация анкеты в газетахили журналах активно используется в журналистской практике, однакопознавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемойвозврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточногоанкетирования следует указать на необходимость использования в этом случаеочень простых по структуре анкет.
Интервью как метод сборасоциологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, ноплатой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеровувеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качестваих работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализациипроцедуры отбора респондентов для опроса. Опытный интервьюер обеспечиваетблагоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формированиеответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты киндивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снятьпсихологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвоватьв опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы.
Влияние интервьюера накачество получаемых данных значительно выше, чем анкетера, поэтому прииспользовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта)интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным взависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества ихработы.
1.2.2Интервью
Различается нескольковидов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуациябеседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установленияконтакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка,возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения2.Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характероможидаемой информации и объемом выборки.
Когда социологпланирует опрос значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч),когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптированак уровню обыденного сознания опрашиваемых, наиболее подходящим методом сбораданных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытымивопросами .
Эта разновидностьинтервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанногостандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера. Онамало отличается от анкетирования и позволяет опросить массу людей. Примеромможет являться телефонное интервью.
Стандартизированноеинтервью с открытыми вопросами представляет респонденту большесамостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера ихмаксимально подробной точной регистрации. Все остальные элементы ситуацииопроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов и ихформулировки. Применяется также сочетание техникиоткрытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей.Направленное(фокусированное) интервью – следующая ступень к уменьшению стандартизацииповедения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматриваеттолько перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во времябеседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться взависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого.Цель интервью – «сфокусировать» внимание респондента на обсуждаемойпроблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятсякнига, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущихреспондентов.
Нестандартизированное(свободное) интервью предполагает предварительную разработку примерных основныхнаправлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательностьскладываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностямиопрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включаяособенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Цельнестандартизированного интервью разведывательная: получение информации онезнакомом явлении, углубление знаний о знакомом объекте, выяснениеподробностей, нее схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, чтотакое интервью – товар штучный, и количество интервьюируемых невелико.

2.Социологическое наблюдение, социологический эксперимент, метод экспертных оценок,анализ документов, микросоциологические методы, метод фокус-групп
2.1Социологическое наблюдение
Каждый из нас ежедневноиспользует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, залюдьми в очереди, за пациентами в больнице и т.д. Иногда мы обобщаем наблюденияи делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолетные взгляды. Спрофессиональным наблюдением мы сталкиваемся, когда комментатор рассказывает оходе футбольного матча, учитель наблюдает за поведением учеников в классе приизменении условий ведения урока и т.п. Таким образом, во многих сферахсоциальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Внауке метод наблюдения применяется уже много столетий. Наблюдение в социологии– метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления вего естественных условиях.
В зависимости отстепени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основныеразновидности этого метода. Стандартизированная техника наблюдения предполагаетналичие предварительно детально разработанного списка событий, признаков,которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения,инструкции для наблюдателей.
Вторая разновидностьметодики наблюдения – неструктурированное или не стандартизированноенаблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направлениянаблюдения, где результаты фиксируются в свободной форме непосредственно впроцессе наблюдения или позднее по памяти.
Социологические школы,ориентированные на качественные методы изучения общества, используют методнаблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Социальнонеодобряемое, отклоняющееся поведение, религиозное поведение и т.п. требуютактивного привлечения методов наблюдения. Одним из классических примеровявляется изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго Н.Андерсоном. История знает немало и других исследований подобного рода: эторабота Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928), В. Уайта по изучениюбанд Бостона и др.
2.1.1Виды наблюдения
Выделяют две основныеразновидности по степени вовлеченности исследователя в деятельность объектаизучения: включенное и невключенное наблюдение.
Если социолог изучаетповедение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригадырабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий,реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если жеон встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе или устроился работать напредприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), но он проводитвключенное наблюдение.
Наблюдение может бытькак прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенномнаблюдаются не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другимиобъектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенногонаблюдения заключается в том, что о свойствах ненаблюдаемого (самого объекта)судят по наблюдаемым проявлениям (его действиям). А это предполагаетобязательное наличие некоторых предварительных теоретических (или хотя быгипотетических) представлений о механизме связи-причины (ненаблюдаемогообъекта) и следствия (наблюдаемого действия).
Процедуру наблюденияусловно можно представить в виде следующей последовательности:
·         формулировкапроблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;
·         определениеединиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;
·         разработкаязыка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результатынаблюдения;
·         определениевыборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор измножества наблюдений;
·         подготовкатехнических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланкипротоколов, кодировочные бланки и т.д.);
·         записьрезультатов наблюдений;
·         анализи интерпретация данных;
·         подготовкаотчета и выводов по итогам исследования.
2.1.2Основные достоинства и недостатки метода наблюдения
Главное достоинствоэтого метода в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, егомногогранность. Гибкость метода – другое качество, которое имеет немаловажноезначение при изучении социальных явлений. И наконец – дешевизна, обычныйатрибут, присущий этому методу.
Среди недостатков следуетотметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можнополучить в результате наблюдения. Метод редко можно применить к наблюдениюбольших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан свозможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода именьшими, чем в других случаях, возможностями к широкому обобщению результатовисследования.

2.2Социологический эксперимент
Как писал английскийфилософ и экономист Дж. Милль, наблюдение ставит задачей отыскать пригодный длянаших целей случай, а эксперимент – создать его при помощи искусственногосочетания обстоятельств.
Эксперимент – этоизучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемыхусловиях. Проведение экспериментов в социологии весьма затруднено. И не тольковследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием иуправлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.
Социология изучает закономерностимассового поведения людей. Социологу было бы небезынтересно посмотреть, какповедет себя городское население, если, например, отключить на месяц воду, гази канализацию? Или, скажем, что будет, если по радио объявить о ядерномнападении? Но общество не может позволить социологу искусственно создаватьэкстремальные условия, играть судьбами людей. Однако жизнь богаче всех выдумоксоциологов, она ежедневно и ежечасно ставит свои эксперименты.
Когда натурный(естественный) эксперимент невозможен, можно использовать так называемыйретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшеесобытие интерпретируется как реальная ситуация. Главное при этом – возможностьзафиксировать начальное и конечное состояние объекта и выделить независимый(воздействующий на объект исследования) и зависимые (проверяемые) факторы.
Например, известнуюантиалкогольную кампанию в нашей стране можно рассмотреть в качествеэкспериментальной ситуации: как снижение государственного производства алкоголя(независимый фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровнесмертности, количестве отравлений, уровне самогоноварения и т.д.
По характеруэкспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.
В полевом экспериментевоздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненнойситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, какправило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может бытьнеконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) иконтролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).
В лабораторномэксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а влабораторной обстановке. Это позволяет более точно контролировать воздействиеэкспериментального фактора. Но поскольку участники знают о факте эксперимента,исследователю необходимо замаскировать его истинные цели и задачи.
Для экспериментаважнейшим условием является установление его валидности, т.е. обоснованности иадекватности его результатов и выводов. Внутренняя валидность означаетдоказательство того, что именно экспериментальный фактор вызвал наблюдаемыеизменения объекта. Внешняя валидность – установление того, что выявленнаяэкспериментом закономерность может быть перенесена на естественную,неэкспериментальную ситуацию. Для полевого эксперимента особой проблемойявляется обеспечение внутренней валидности, для лабораторного – внешней.
2.3Метод экспертных оценок
Иногда на практикемогут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно иливообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно,использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуациисвязаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления,процесса. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц –экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Как сформировать группуэкспертов? На самом первом этапе отбора в качестве критериев используются двапризнака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимостиучитываются также уровень, характер образования, возраст и т.п. Но центральныйсреди критериев отбора экспертов – это их компетентность.Опросы компетентныхлиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками.
В наиболее общем видеможно выделить три основные функции метода экспертной оценки: прогноз тенденцийразвития различных явлений и процессов социальной действительности; оценкастепени достоверности данных массовых опросов; аттестация коллектива по уровнямтрудовой активности, нравственной зрелости и т.п.
2.4Анализдокументов
В социологии поддокументом понимают не только письменные документы, но и любые носителиинформации (аудио- и видеозаписи, фотографии и т.д.). Но, конечно, письменныедокументы составляют основной массив. Их источником являются архивы, публикациив прессе, личные документы (письма, дневники). В настоящее время наиболеекрупные опросные центры создали собственные архивы социологических данных.Большой объем этих данных находится в архиве данных Института социологии РАН,Институте социально-политических исследований РАН, а также архивах независимыхисследовательских центров. В анализедокументации можно выделить два основных вида: качественный (неформализованный)и количественный (формализованный), или контент-анализ.Качественныйанализ направлен на выявление необходимой исследователю информации, которая находитсяв документе в скрытом виде, и представление ее в нужной форме. Примеромкачественного анализа является толкование правовой нормы.Достоинствокачественного анализа – возможность глубоко проникнуть в содержание документа,проанализировать все нюансы и выявить скрытые положения. Качественный анализтребует высокой квалификации исследователя. Продолжением достоинств методаявляются его недостатки, основной недостаток качественного анализа –субъективизм. От него трудно избавиться, поскольку точность интерпретации иправильность толкования документа зависят как от профессиональных, так и отиндивидуальных качеств исследователя. Это делает практически невозможным точноевоспроизведение такого же анализ другими.
Указанного недостаткалишен количественный анализ, или контент-анализ. Он направлен на поиск такихпризнаков или характеристик в документе, которые, с одной стороны, отражали быего содержание, с другой – делали бы это содержание измеримым (индексцитирования). Его достоинство – воспроизводимость и возможность обработкибольшого количества документов, а недостаток – неполное раскрытие содержаниядокумента. Смысловой единицей анализа являетсяидея или тема, входящая в содержание документа в качестве элемента. Эта тема вдокументе может быть выражена по-разному. Поэтому предварительно нужно решитьзадачу определения показателей, по которым можно судить о наличии в документеданной темы. Определив показатели, выбираютединицу счета, в чем измерять смысловую единицу анализа. Самый распространенныйспособ измерения содержания – подсчет частоты появления определенныхпоказателей в тексте документа. Другим способом измерения является подсчетваловых характеристик: число строк, колонок, абзацев, посвященных теме, — дляписьменных документов; время, отведенное освещению темы – для радио ителевидения.

2.5Микросоциологическиеметоды. Метод фокус-групп
Особым видом опросаявляется социометрический. Он предназначен для изучения структуры межличностныхотношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог Я.Л.Морено называл свою социометрическую концепцию в отличие от «большой»социологии «социальной микроскопией».
В процессе опросареспондентам предлагают выбрать по некоторому социометрическому критерию («скем бы вы пошли в разведку?») одного или нескольких членов группы.Психологической основой этого метода является человеческое стремление бытьрядом с объектом своей привязанности – вместе работать, отдыхать и т.д. Вопросе выявляется потребность членов группы в общении, их взаимные симпатии иантипатии. Взаимные выборы могут быть как положительными, так и отрицательными.
Сумма положительных иотрицательных выборов дает социометричесий статус личности в группе. Статусвыражается числом в интервале от -1 (абсолютный изгой) до +1 (абсолютная «звезда»).
Также могут бытьвычислены социометрические индексы: индекс конфликтности (делением суммывзаимных отрицательных выборов на число всех возможных выборов); индекссплоченности (делением суммы взаимных положительных выборов на число всехвозможных выборов); индекс групповой устойчивости – величина, обратнаяколичеству отрицательных выборов.
Полученная в результатесоциометрического опроса структура группы отображается в виде схемы(социограмма) или таблицы (социоматрица).
Методика фокус-групппредставляет собой нестандартизированное интервью, но проводится не с однимчеловеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых социальныххарактеристик. Данная методика сводится к проведению интервью в формеобсуждения по заранее подготовленному сценарию предлагаемых специальноподготовленным человеком вопросов с небольшой группой людей.
Основным требованием ксоставу группы является ее однородность. Члены группы не должны оказывать надругих какое-либо давление: например, тем, что участник принадлежит к группе созначительно более высокими доходами, обладает более высоким социальным статусомили более компетентен по данной теме. Человека,который ведет работу группы, называют модератором. Модератор задает вопросы,уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников ипритормаживает наиболее говорливых.
Сценарий обсужденияпроблемы обычно включает около 10 основных вопросов и некоторую сериюподвопросов. Если в личном интервью такой вопросник занимает лишь 5-10 минут,то обсуждение этих вопросов в фокус-группе может длиться несколько часов.Обычно фокус-группы длятся 1.5-2.5 часа. Основноепреимущество, связанное с использованием методики фокус-групп, можно свести кследующим моментам:
·         фокус-группапозволяет создать более естественную обстановку, в которой человек принимаетрешения, вырабатывает мнение;
·         вотличие от глубинных интервью с одним респондентом, фокус-группы при тех жевременных затратах охватывают большую совокупность людей;
·         вотличие от стандартизованного интервью, в этом типе модератор может уточнить ипопытаться понять смысл любого из ответа респондентов;
·         результатыфокус-групп, как правило, наглядны и легко понимаемы потребителем информации;
·         Результатыисследования могут быть получены довольно быстро;
·         Стоимостьгрупп относительно низка в сравнении с массовыми опросами населения.

3.Особенности применения методов сбора первичной социальной информации
Любыеразновидности использования того или иного метода социологического опросаопираются на единые, общие правила и служат достижению общей цели – получениюинформации. Общие характеристики взаимодействияс респондентами по-разному воплощаются в различных видах сбора данных взависимости от того, письменное или устное, непосредственное или опосредованноеэто общение, в последнем случае – чем именно опосредовано, насколько оперативнаобратная связь. С учетом особенностей того или иного взаимодействиявыстраивается поведение интервьюера или анкетера, конструируются полевыеработы.Такиеформы сбора первичной социологической информации, как анкетирование,интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, предназначены преждевсего для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что онинаправлены на выявление информации, которая отражает знания, мнения, ценностныеориентации и установки респондентов, их отношение к событиям, явлениямдействительности. И то, что данная информация основывается на индивидуальноминтересе опрашиваемых и может быть весьма субъективной, отнюдь не противоречитнаучному характеру ее получения. Наоборот, цель массового опроса заключается втом, чтобы при помощи соответствующего инструментария получить достоверныесведения о предмете и объекте исследования. Например, выявить группы читателейпо степени их интереса к различным рубрикам газеты либо дифференцироватьслушателей по уровню их активности на занятиях. Таким образом, в ходе массовогоопроса источником социологической информации, дающей оценку тем или инымсторонам объекта исследования, выступают представители этого же объекта, вотличие от метода экспертных оценок, где оценку событиям дает компетентный вданной области специалист.

Списокиспользованной литературы
1.        Г.В.Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский. Социология. Учебник. Москва, 1995 г.,374 с.
2.        С.И.Курганов, А.И. Кравченко. Социология для юристов. Учебное пособие. Москва, 2000г., 255 с.
3.        В.А.Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва, «Наука»1987 г., 246 с.
4.        Какпровести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. Москва,1990 г., 288 с.
5.        И.А.Бутенко. Организация прикладного социологического исследования. Москва, 1998г., 228 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гулябзой, Саид Мухаммед
Реферат Экологические катастрофы XX века
Реферат Психолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью в разные возрастные периоды
Реферат Роль рефлексивного самоконтроля в интеллектуальной творческой деятельности младших школьников
Реферат Кризис индивидуальной и коллективной идентичности
Реферат Написание экспертной системы на языке Turbo-Prolo
Реферат Daughters Of The Dust Essay Research Paper
Реферат Судебник 1497г
Реферат «Кому многое дано с того многое спросится» частенько поговаривают учителя
Реферат Имя, "отмеченное рукой истории"
Реферат Расчет и проект пункта послеуборочной обработки и хранения зерна на примере хозяйства "Красный маяк"
Реферат Covenants Throughout Religions Essay Research Paper Jeff
Реферат Технология производства швейных изделий
Реферат Етнографічнопобутове начало в реалізмі повісті І. НечуяЛевицького Кайдашева сімя
Реферат How Hot Dogs Are Made Essay Research