Реферат по предмету "Социология"


Опросные методики в социологии

Содержание
Введение
1. Опрос как метод сбора социологической информации
2. Виды опросов
2.1 Анкетирование
2.2 Интервью
2.3 Тест
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Сбор данных является важнымэтапом в процессе научного исследования. На этом этапе собирают сведения, наоснове которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняютих сущность. Поэтому в «социологии уделяется большое внимание способамсбора данных. Развитие и применение многочисленных методов сбора данныхв социологических исследованиях в значительной мере способствовали точностисоциологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова — науки, котораяустанавливает истины подобно естественным наукам. Однако сбор данных в ходеисследования общественных явлений, особенно при исследовании их с позиций социологии,наталкивается, несмотря на наличие многочисленных развитых методов, наопределенные трудности, которые можно в известном смысле назвать объективными. Этитрудности проистекают из специфики самих общественных явлений и общества вцелом как предмета исследования. Одна из таких трудностей связана с тем, чтообщественные явления и общество в целом подвержены непрерывным изменениям. Посколькуобщество и существующие в нем явления непрерывно изменяются, необходимо весьмадолго рассматривать некоторое общественное явление, с тем чтобы связи данногоявления с другими явлениями и их характер стали очевидными и могли бытьвыражены в научном законе. Данная тема актуальна в наше время, тем что людиочень часто сталкиваются с методами социологического опроса.
Цель: раскрыть основные вопросыметодов в социологии.
Обзор используемой литературы:
Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:курс лекций.
Смелзер Н. Социология.
Шуклин И.Н. Экономика исоциология труда
1. Опрос как метод сбора социологической информации
Опросявляется наиболеечасто используемым способом сбора информации в современных социологическихисследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации междуисследователем и испытуемыми.
В ходе опроса исследовательзадает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те даютответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устнымиписьменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устныйопрос может проводиться также в форме свободного собеседованияили наоснове вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, чтовопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы.Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составленыпредварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобныйметод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. [4C258].В зависимости от того, какимобразом формулируются ответы, опростакже может быть свободным— когда опрашиваемые свободно отвечают напоставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, — или же опросомс определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранееопределенным образом (например, „да“ или „нет“). Чаще всегов опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, каканкетирование, интервьюи тест, применение которых в каждомконкретном случае зависит от многих обстоятельств. Анкетой называется списоквопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагаетсяреспонденту в печатной форме. Вопросникомназывается перечень вопросов,составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который используетвопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст,прочитывается респонденту.
2. Виды опросов2.1 Анкетирование
Анкетированием называется опрос,в ходе которого в качестве инструмента используется вопросник (анкета). Посуществу, вопросникпредставляет собой предварительно подготовленноеинтервью, изложенное в письменной форме. В исследовании общественных явлений,особенно в социологических исследованиях, используются многие виды вопросников.Характер вопросника зависит как от явления, которое необходимо исследовать, таки от требуемой глубины его по знания [2C364]
Пути распространенияанкетсреди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могутдоставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателямответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также инепосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипнымиили свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственноопрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнитьее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы всоответствующих рубриках. [2C159]
Для того чтобы в ходеанкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна бытьтщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составлениевопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы былиточно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровнюотвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос можетиметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует такжеучитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет наответ.
2.2 Интервью
Интервьюпредставляетсобой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного илинескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методоминтервью (так же как и при анкетировании) производится отбор лиц, подлежащихопросу. Выборка может быть простой и сложной. Простая выборкапредполагаетинтервьюирование определенного числа случайно выбранных людей (например,каждого десятого или двенадцатого). Сложная выборкаформируется в томслучае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определеннымпризнакам (например, по возрасту, квалификации и т.д.
Тип выборки определяетсязадачами исследования и особенностями его объекта. [3C156]
Ответы, полученные в результатеинтервью, могут быть стереотипными или свободными. В случае если речь идет освободных ответах, различают экстенсивноеи интенсивное интервью. В ходеэкстенсивного интервью исследователь задает серию типичных вопросов,заготовленных предварительно. Интенсивное же интервью характеризуется тем, чтобеседа между исследователем и интервьюируемыми протекает свободно, безпредварительно заготовленных вопросов.
Тип интервью зависит от целейисследования. Если на основе полученных в ходе интервью ответов должен бытьсоставлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипнымиответами. Если же необходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводитсяинтенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е.отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются.
Интервью чаще всего используетсядля получения информации о явлениях, которые непосредственно затрагиваютопрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются. Однако всоциологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также сцелью проверки данных, полученных при помощи экстенсивных исследовательскихметодов. В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью,была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должнобыть тщательно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулироватьвопросы.2.3 Тест
Тестявляетсяинструментом получения информации о склонностях, предрасположенностях иреакциях индивидов в связи с некоторой может возникнуть ситуация. С помощьютестирования исследуются интенсивность и специфика склонностей индивида, атакже их значение. Тест чаще всего состоит из систематически выстроенного рядавопросов или утверждений, на которые тестируемое лицо должно отреагировать. Ноточно также же тест может состоять и из серии фотоснимков или кинокадров,способных вызвать у тестируемого ту или иную реакцию. Если тестированиеосуществляется в целях изучения предрасположенностей и тенденций,складывающихся в больших социальных группах, тестируемые лица должны характеризоватьсярепрезентативностью в отношении данных групп. На основе полученных данных врезультате такого тестирования могут быть сделаны выводы о распространенностиопределенных характеристик в той или иной группе, о частоте, с которой онивстречаются у членов группы, а также о количестве индивидов, которым присущиодинаковые склонности. Одновременно путем тестирования можно выявить иразличные склонности, существующие в некоторой социальной группе, так же как иразличную их выраженность, интенсивность, что может быть графически изображенов виде аналитических кривых. [1C357]
Тестирование как методсоциологического исследования зачастую является предметом острой критики,вплоть до полного его отрицания. Основным аргументом в подобной критикеявляется то, что тестирование осуществляется в искусственно созданныхобстоятельствах. Индивиды в ходе тестирования реагируют на обстоятельства,которые лишь могли бы возникнуть в действительности.
Заключение
Итак, наиболее распространеннымметодом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает,во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определеннойсовокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляетизучаемую проблему.
По формам и условиям общениясоциолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью)опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители вкинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение санкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т.д.
Метод опроса используется в рядеслучаев:
Когда изучаемая проблеманедостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когдатакие источники вообще отсутствуют.
Когда предмет исследования илиотдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
Когда предметом изученияявляются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность,интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.
В качестве контрольного (дополнительного)метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик идля перепроверки данных, полученных другими методами.
Метод опроса предусматриваетполучение социологической информации в ситуации социально-психологическогообщения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемыхданных.
Список используемой литературы
1.        Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд.3-е перераб. и доп. /- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2.        Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.2-е издание,переработанное и дополненное. — М.: Центр, 2002.
3.        Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 2003.
4.        Шуклин И.Н. Экономика и социология труда.2-е изд., перераб. и доп. — Учебное пособие. — Киров, ВятГУ, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение принципов построения оперативной памяти
Реферат Как вести себя за столом
Реферат Анализ системы маркетинга ООО БН-Сервис
Реферат «Реактивное движение»
Реферат Исландия. Эволюция административной системы
Реферат Историческая роль Рима и проблемы современности
Реферат Особенности политики народонаселения в странах и регионах мира
Реферат Облік розрахунків з персоналом по оплаті праці
Реферат Все начинается с любви...
Реферат Металлообработка
Реферат "Любовь" и специалисты по психическому здоровью
Реферат Совершенствование системы документооборота в Отделе участковых милиции Ленинского РОВД
Реферат Декоративно-прикладное искуство допетровской России
Реферат «Отношение детей и подростков к наркотикам» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны
Реферат Истоки императорского культа