Реферат по предмету "Социология"


Общество как система 2

РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Общество как система»
1. Признаки системности общества
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку, характеризуется рядом признаков. Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность, т. е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы. Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения, которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей. Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы., Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений, состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей.
2. Функции и институты общества
Как способ существования людей, общество должно функционировать, т. е. выполнять определенный набор функций:
производство материальных благ и услуг;
воспроизводство и социализация человека;
духовное производство и регулирование активности людей;
распределение продуктов труда (деятельности);
регламентация и управление деятельностью и поведением.
Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры — организации (институты) и отношения.
Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют большую роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию — удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и общественные, выступают одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его необходимо произвести. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.
В воспроизводстве человека следует различать два аспекта:
биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей;
производство социальное, т. е. включение индивида как социального субъекта в функционирование общественного механизма.
В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных вещественных формах, которые в совокупности со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, что составляет содержание духовной культуры.
Распределение продуктов труда (деятельности), как элемент функциональной структуры общества, осуществляется в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями на рынке. Поэтому рынок — это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни.
Регламентация и управление деятельностью и поведением людей представляют собой установление правил и норм, и принуждение к их исполнению. Процесс регламентации осуществляется в политических и правовых отношениях, поэтому играет объединяющую роль для всех функциональных структур общества.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
Институциональная структура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые Деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество особых устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты.
В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов (на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.
Внутри социального института родства, наряду с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя наречения и др.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
Общество — это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера — это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера — это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера — это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера — это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.
Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения — политическая сфера и т. п.
4. Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы
Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности более разнообразными становятся ее виды, постепенно совершенствуются навыки и способности людей. Помимо этих повседневных, относительно медленных изменений, в обществе происходят и более крупные изменения, источники которых находят либо в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, А. Чижевский, Л. Гумилев), либо в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), либо в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин). Каждый из этих источников — природный, экономический, культурный — оказывал определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их роль не всегда была равноценной.
Природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины. Изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс науки, техники, как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все сферы общественной жизни, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.
Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XX в. достижений науки из США и Западной Европы содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический период Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания социальных структур и институтов.--PAGE_BREAK--
Движущей силой действий каждого человека или общества в целом как социальной системы является интерес. Содержание интереса определяется условиями жизни людей и их общностей, местом в системе общественных отношений. Интерес является реальной причиной социальных действий, событий, которые стоят за непосредственными мотивами, идеями индивидов. На основе общности интересов происходит объединение людей в социальные группы. Интересы людей чрезвычайно противоречивы, они выступают в виде материальных, социально-политических, моральных, духовных и других интересов и требований.
В жизни общества постоянно происходит нормативное оформление интересов, придание им социальной формы, определение способов их реализации. Система интересов как бы «встраивается» в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущие силы общественного развития — это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.
Существуют различные подходы к анализу мировой истории, в процессе которой идет развитие общества. Один из них — линейно-стадиальный или унитарно-стадиальный. Его суть заключается во взгляде, на всемирную историю как единый процесс поступательного развития человечества.
Своего наивысшего развития линейно-стадиальное понимание истории достигло в его марксистском, формационном варианте. Сам термин «формация» позаимствован Марксом из геологии. Этот термин охватывает сразу два среза человеческого общества — общество как процесс и как состояние, структуру системы отношений между людьми, подобно тому как мы, рассматривая формации земли, характеризуем не только ее определенное состояние, пласт, но и ее формирование. В советской общественной мысли формационный подход связывался с называвшейся марксистской концепцией общественно-экономических формаций. Всего выделяли пять формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее первой фазой — социализмом. Но исторические взгляды самого Маркса были намного глубже и сложнее. Он находился в творческом поиске и, рассматривая формацию под разными углами зрения, употреблял различные определения: «историческая формация», «экономическая формация», «формации общественного производства». В соответствии с интерпретацией Марксом развития общества, в нем можно выделить три стадии:
Первичная формация, или доклассовое общество.
Вторичная формация, или классово-антагонистическое общество. Эта формация подразделяется на две крупные формы:
первая — азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный способы производства. Азиатский способ. производства существовал в странах древнего Востока и характеризовался отсутствием частной собственности на землю, сильной централизацией государственной власти, выполнявшей хозяйственные функции и выступавшей в форме восточной деспотии;
вторая капиталистический способ производства.
За точку отсчета, критерий в этом формационном делении общества признается человеческая производственная деятельность, прежде всего характер труда и способы включения в процесс производства. Для первых двух формаций основным механизмом включения человека в производственную деятельность является внешнее принуждение. В первобытном обществе побудительным мотивом, заставляющим человека производить, осуществлять свою деятельность, выступает природная необходимость в удовлетворении элементарных потребностей. В первой крупной форме вторичной формации — это внеэкономическое принуждение к труду, во второй — экономическое принуждение: каждый человек лично свободен, но отсутствие у него средств к существованию заставляет его трудиться, продавая капиталистам свою, рабочую силу.
В коммунистическом обществе, по Марксу, будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором станет возможно обеспечение полноценного «и подлинного развития личности.
Критикуя марксистскую теорию формаций, ряд исследователей тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. Во 2-й половине XX в. усилиями прежде всего американских социологов Д. Белла и Q. Тоффлера был разработан стадиально-циви- лизационный вариант линейно-стадиального подхода к развитию общества. Руководствуясь критерием уровня технологии, ученые разделили историю человечества на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную, выделив тем самым определенные исторические типы общества. Каждая из стадий имела своим началом социо-технологическую революцию: неолитическая революция, положившая начало цивилизационному этапу развития человечества, знаменовала собой переход от первобытного общества к аграрному, индустриальная революция XVIII— XIX вв. привела к машинному производству и индустриальному обществу, информационная революция конца XX в. ведет к становлению постиндустриального общества.
5. Исторические типы общества
Аграрное общество характеризуется господством натурального сельскохозяйственного производства, которое носило ограниченный, замкнутый, локальный характер. Устойчивой структуре потребностей, сформировавшейся в данный период, способствовала и традиционность производственных отношений. Технические инновации распространялись крайне медленно. Личная зависимость охватывала не только отношения в производстве, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного богатства, источники пополнения доходов и т. д.). Вся совокупность отношений, сложившихся в данный период, закреплялась традициями, нормами морали, отражалась в социальной психологии, освящалась религией.
Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным стало развитие системы орудий труда, машинной техники, технологии. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование, широко распространяются научные знания. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Решающую роль в социальной жизни индустриального общества играют промышленники, а центрами социальной организации становятся промышленные корпорации.
Становление постиндустриального общества обусловлено превращением науки в производительную силу общества. Всеобщие производительные силы становятся главным элементом производительных сил общества! Качественно изменило человеческую жизнь изобретение компьютера, когда важнейшим фактором производства становится информация. Поэтому для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни.
Понятие цивилизационного подхода к развитию общества весьма сложно и неоднозначно вследствие неопределенности самого понятия цивилизации. Содержание этого понятия менялось на протяжении его истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, прежде всего немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали в качестве цивилизаций большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считали уникальными. Отсюда следовал вывод, что нет единой мировой цивилизации, а есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим собственным внутренним правилам. По теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существуют пять цивилизаций: западнохристианская, восточнохри- стианская, исламская, индуистская, дальневосточная буддистско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, которая не слишком благоприятна для развития, но и не слишком враждебна. Она развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, и общество посредством своего творческого меньшинства, элиты успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии техники, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины надлома цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении подражания ей со стороны большинства народа, и в итоге общество утрачивает свое социальное единство.
Различные подходы к развитию общества имеют свои достоинства и недостатки. Например, линейно-стадиальные подходы недооценивают роль культуры, духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает все возрастающих связей между различными цивилизациями. Но прежде всего надо помнить, что история науки об обществе предостерегает от чрезмерного увлечения какой-либо идеей или теорией, но требует внимательного и уважительного отношения ко всему ценному, что создано мыслителями разных исторических эпох и разных народов, с тем, чтобы продвигаться дальше. Для углубления нашего понимания процессов развития общества необходимо дальнейшее серьезное сравнительное изучение, всевозможных аспектов бытия разных цивилизаций.
6. Эволюция и революция как формы социального изменения
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (например, постоянные изменения в содержании и организации образования), на уровне малых и больших социальных групп (например, возрождение в 90-е гг. XX в. в России социальной группы предпринимателей), на глобальном уровне (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и застой и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и др.).
По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы — эволюционные и революционные социальные изменения — эволюция и революция. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.
Эволюционные изменения могут организовываться сознательно. В таких случаях они приобретают форму социальных реформ (например, реформы 60—70-х гг. XIX в. в России, аграрная реформа П. А. Столыпина, НЭП в Советской России). Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом. Например, на протяжении длительного времени идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира и общего уменьшения числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.
Революционные изменения отличаются от эволюционных существенным образом. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже всеобщие, в-третьих, как правило, опираются на насилие. Революция — предмет ожесточенных споров и дискуссий представителей различных общественных наук. Революционные изменения зачастую организуются сознательно. Впервые о возможностях революционного преобразования общества заговорили идеологи эпохи Просвещения. Идею закономерности революций защищал марксизм. К. Маркс назвал революции «локомотивами истории». Весь XIX в. прошел в Европе под влиянием Великой французской революции конца XVIII в., революционные идеи овладевали миллионами умов. XX в. дал миру новую волну революций. Революционные потрясения захлестнули Россию, ими оказались охвачены и далекие от Европы страны. Таким образом, последние несколько столетий социальные изменения во многих уголках земного шара происходили в результате революций, подчас очень длительных и кровавых. Возник вопрос о том, не слишком ли дорогой ценой за прогресс является революция. Революционная идея часто была связана с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к благу, оно порождает только насилие. В то же время революционные изменения нередко действительно способствовали решению назревших социальных проблем, активизировали значительные массы населения, благодаря чему ускорялись преобразования в обществе.
Некоторые исследователи полагают, что насилие не является непременным атрибутом революции. Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни. Нынешнее общество чрезвычайно сложно, различные его части соединены между собой таким огромным количеством связей, что одновременная переделка всего общественного организма, а тем более с применением насилия может иметь для него разрушительные последствия.    продолжение
--PAGE_BREAK--
7. Общественный прогресс и его критерии
Развитие в истории часто отождествляется с прогрессом. Сам термин «прогресс» заимствован у древнеримского философа и поэта Тита Лукреция Кара, который в работе «О природе вещей» употребил выражение «прогресум сум» — поступательное движение вперед. Идея общественного прогресса стала систематически разрабатываться в XVIII в., в эпоху Просвещения, прежде всего французскими мыслителями, а до этого преобладала идея циклического развития общества, идея «вечного возвращения». Идея прогресса глубоко укоренилась в массовом сознании людей европейской культуры и приобрела характер веры в неизбежное лучшее будущее.
Что касается просветителей XVIII в., то Вольтер видел в прогрессе прогресс человеческого ума, существенная роль в котором принадлежит прогрессу искусств и науки. В знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Даламбера утверждалось, что прогресс науки приведет к уничтожению общественных несправедливостей и повышению уровня просвещения, морали и свободы людей. В конце XVIII в. появился труд Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», в котором изображена картина десяти последовательных ступеней общественной жизни, людей, по которым человечество во всех областях жизни — в экономике, политике, праве, морали и пр. — неуклонно движется все дальше на пути к истине и счастью.
В XIX в. развитие естествознания усилило стремление рассматривать прогресс беспристрастно, описывать его как объективное явление. В основу этого стремления легла эволюционная теория, базирующаяся на представлении о мире (природном и социальном) как о некоей цепочке причинно-следственных связей, предопределенных первопричиной, в которой и скрыт весь смысл эволюции, всей общественной истории. Прогресс стал пониматься как нечто неизбежное, идущее от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. При этом прогресс становится оправданием тех или иных действий — праведных или неправедных, ведущих к созиданию или разрушению. Поэтому философское осмысление прогресса и его антипода — регресса продолжало оставаться актуальным и в XX в.
Если в качестве одного из основных критериев прогресса принимать усложнение форм жизни, приспособляемость и конкурентоспособность, то на сегодняшний день мы имели бы самых приспособленных представителей как животного, так и общественного мира. Однако еще Ч. Дарвин заметил, что многие современные виды примитивнее вымерших. Прогресс часто приравнивался к специализации усложнению. Между тем многие ученые считают специализацию эволюционным тупиком. Простейшие микроорганизмы в эволюционном плане гораздо долговечнее, чем появившиеся позднее более сложные организмы.
Если определять прогресс с точки зрения жизни как таковой, то его следует рассматривать как все большее противостояние смерти, или энтропии (энтропия — нарастающее ослабление связей между элементами системы). В ходе прогрессивного развития организмов уменьшается вероятность их гибели от непредвиденных обстоятельств.
При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Критериями экономического прогресса являются уровень развития производительных сил общества, рост производительности труда. Социальный прогресс представляется как изменение социальных отношений, которое ведет к росту социальной свободы и социальной справедливости, создает более, благоприятные условия для развития человека. Прогресс невозможен без нравственного, духовного самосовершенствования человека.
В XX в. с его мировыми войнами, жестокими тоталитарными режимами, техногенными катастрофами число безоговорочных сторонников прогресса сократилось, но сама идея прогресса выжила. Стала очевидной многомерность, противоречивость прогресса. Оказалось, что у великих достижений могут быть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. Например, прогресс в познании физического мира и освоении атома дал, с одной стороны, электричество, принес тепло и свет в наши дома, а с другой — привел к созданию ядерного оружия, способного уничтожить все человечество. В поиске универсальных критериев прогресса важно исходить из того, что прогресс — не цель, а только средство всестороннего развития человека, его счастья. Все прогрессы хороши, если они для человека, а не человек для них.
Подводя итог, можно сказать, что проблема прогресса сложна и многоаспектна. Приведенные точки зрения позволяют выделить в качестве универсальных его критериев следующие:
способность человечества противостоять энтропии, саморазрушению;
увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновациям;
степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дослідження питань обліку розрахунків з постачальниками і підрядниками
Реферат Модульное задание
Реферат Сочинение "Ревизор"
Реферат Лекции - фтизиатрия (организация противотуберкулезной работы)
Реферат Охрана труда. законодательство об охране труда
Реферат Toy Soldiers Essay Research Paper Ever since
Реферат Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы
Реферат 4 специализация финансовое и банковское право
Реферат Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по
Реферат Эйхен, Фёдор Яковлевич
Реферат «добрые соседи»
Реферат Основные этические принципы эпохи Возрождения Отношение к античности
Реферат Психологічні особливості конфліктів у молодшому шкільному віці
Реферат «Актуальные вопросы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, государственных гражданских и муниципальных служащих в 2011 году»
Реферат Динамика численности лисицы обыкновенной в ГПЗ Благовещенский ГПЗ Березовский ГПЗ Муравьёвский