Реферат по предмету "Социология"


Образ семьи в представлении студентов и школьников

--PAGE_BREAK--
Проблема лидерства в семье.

           В отечественной литературе долгое время употреблялся термин «глава семьи».  Эта институциональная характеристика  обозначала лицо, которому подчинялись другие члены семьи. Обычно муж или старший член семьи. В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В современном обществе супруги,  отвечая на социологическую анкету, затрудняются ответить, кто из них глава.

           В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор:  тот супруг,  который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье.    Также на статус в семье влияет образование и профессиональный статус. У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа.   

          Супружеская власть – весьма сложное явление.  Сила  любви одного партнера к другому, как и степень потребности одного в другом могут сыграть решающую роль. Ученые выяснили: тот из супругов, кто в меньшей мере заинтересован  в  другом,  и будет  доминировать в браке.  Если женщина сильнее испытывает потребность в любви, а чаще всего так и происходит,  то она  займет подчиненную позицию. Зависимость жены от мужа  во многом объясняется ее  терпимость  к фактам насилия.

             Роль женщины в принятии решений явно сегодня возрастает. Практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, нежели муж, принимает решения. В молодых семьях решение чаще принимаются на демократической основе.

             Женщины, в силу своей эмоциональной природы, в большей мере самораскрываются в браке, чем мужья.

             Структура власти в семье, сложившая на первом этапе ее жизненного цикла, возможно, позже претерпевает незначительные изменения. Одни привыкают командовать, другие – подчиняться.[1]
1.3. Проблемная семья.

Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья»традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери.

В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей.

Дисфункциональная семья— семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная семья— семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семьяхарактеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья — система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.

В гармоничной семье между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе).

Целесообразно выделить следующие типы проблемных семей:

1.семья с больным ребенком (психически или соматически);

2.семья в разводе;

3.неполная семья;

4.семья алкоголиков.[7]
Семья с больным ребенком.

К проблемным семьям можно отнести семью с психически исоматически больнымребенком.Рождение больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры. Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супружеской подсистемы, когда отец, не выдержав нервно-психической и физической нагрузки, возникающей в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи. Однако болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего семейную систему, поскольку супруги не «позволяют» себе выяснять супружеские отношения и предъявлять друг другу претензии как мужу и жене в присутствии больного ребенка. Семья с больным ребенком превращается в проблемную в том случае, когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание, остаться навсегда больным. Накопившееся, но тщательно скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: скандалы «на пустом месте», депрессия, нахождение утешения одним из родителей в увлечении разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п.

Д.Н. Исаевисследовал семьи, имеющие в своем составе физически или психически неполноценного человека (причем таким мог быть и ребенок, и родитель). Автор подчеркивает, что физическая и психическая неполноценность может оказывать неблагоприятное воздействие как на общее самочувствие членов семьи, так и на всю систему взаимоотношений в целом.[7]

Семья в разводе.

        К еще одному типу проблемных семей можно отнести семью, находящуюся на грани развода, а также семью с разведенными родителями. Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с разрушением стабильности жизни и необходимостью прерывать эмоционально значимые отношения. [7]

Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на восприятие им развода и понимание структуры семьи.[14]

В начале ХХ века расторжение брака было редким явлением, сегодня  оно стало массовым.

Неполная семья.

    Неполная семья — группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин:

-рождения ребенка вне брака,

-смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей;

-соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи.

Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

 Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца.

 Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца.

      Причины увеличения числа семей с одним родителем

  Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

-изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

-распространение добрачных связей, изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

-утрата семьей своей производственной функции; — неподготовленность молодежи к браку;

-завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

-алкоголизм и наркомания.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.[15]

Семья алкоголиков.

К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает.

Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя.[7]Дети страдают физически, эмоционально, духовно, страдания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. [16]

В целом, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.[7]

    В алкогольной семье жизнь неупорядочена, непредсказуема. Вся жизнь семьи зависит от того, будет или нет пьяным кто-то из родителей, или они оба. И из-за этой непредсказуемости, отсутствия постоянного внимания и заботы, а также постоянных и разумных требований дети, как правило, не знают, что нормально, а что нет. Они не знают, какие их чувства приемлемы, а какие нет, и в результате теряют «твердость психологической почвы под ногами». Эта двойственность, которая касается многих сторон жизни семьи, приводит к нечеткости границ личности ребенка.

 Разговоры в семье ведутся только на самом поверхностном уровне. Никто обычно не интересуется, как дела у ребенка в школе, как у него прошел день, с кем он дружит и чем он увлекается. Ребенок чувствует себя одиноким, ничего не значащим и никому не нужным. [16]

 


         Вывод: Семья является одним из самых важных институтов. Данный институт возник в условиях первобытного общества и развивается сегодня. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи, но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. Каждая семья — это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе.

        Семья относится к разряду первичных групп и  в данной группе обеспечивается процесс первичной социализации. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка.

        Для правильного формирования личности, физического и  психологического здоровья ребенка требуется благоприятный психологический климат в семье.  Гармоничная и здоровая семьясоздает такие  условия внутри себя, что члены семьи спокойны, целеустремленны, наполнены счастьем и любовью  друг к другу, чувствуют себя комфортно и целостно, развиваются и наслаждаются жизнью.

   Неблагоприятный психологический климат, в отличие от благоприятного, ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Возникают конфликты.

 Причины и мотивы семейных конфликтов: ревность, сексуальная неудовлетворенность, конфликты ценностей, несоответствие идеалу, домашнее насилие, алкогольная зависимость,  наркотическая зависимость, материальные проблемы, вмешательство родителей в дела супругов, отсутствие нормальных жилищных условий, несходство характеров, супружеская неверность  – все это может привести  к распаду семьи, что негативно отражается на детях.

 Также  в связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

 Экономические, психологические, физические проблемы, девиантное поведение приводят к распаду семей; психологическим нарушениям у детей; нежеланию молодых людей вступать в брак и заводить детей, что негативно отражается на обществе, культуре, экономике и  демографии.  

 Поэтому, чтобы избежать кризиса института семьи, требуется готовить подрастающее поколение к семейной жизни дома и в школе. К детям из проблемных семей и самим семьям требуется привлекать социальных педагогов,  социальных работников, психологов, чтобы социальный институт семьи развивался правильно и положительно отражался на обществе.

                  


       ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

        Воспитание будущего семьянина –   задача,  которая  в  последнее  время стала очень актуальной. От того, какое внимание  уделяется  этой  задаче,  зависит будущее института  семьи.  Всестороннее  гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых  многогранных  явлений  общественной  жизни,  сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней. Систему  семейных  ценностей  определят  как  совокупность  позитивных  установок  на  семью  и  брак, базовыми  из  которых  являются  любовь,  рождение  и  воспитание  детей, доверительное общение в семье. Формирование  семейных  ценностей  –  целенаправленный  процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи. Молодая семья стала объектом внимания  ученых  в  связи  с  ростом  числа разводов, две трети которых приходится на молодые браки. Подготовка молодежи  к  семейной жизни – это  такая же важная проблема,  как  подготовка  к  профессиональной,  политической,  духовной,  производственной  и  коммерческой  деятельности.  Ценности  семьи  необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных  учреждениях,  в молодежных  организациях.  Далеко  не  все  родители  осознают свою  ответственность  за  подготовку детей  к  браку  и  семье.  Все  связанное  с  этим  представляется  им  малозначительным,  тем  более  что  брак и  семья  –  дело  далекого  будущего.[8]

       Вопрос  формирования  установок  на семью  и  семейный  образ  жизни  ученые начали  исследовать  недавно. Прежде  всего, это связано  с изменением самого типа семьи,  а  также  системным  кризисом  института  семьи  в  современных  российских условиях.  Отечественные  исследователи  связывают  нынешний  кризис  семьи,  деформацию многих  семейных ценностей  среди различных  категорий населения  не  только с  изменением  ценностных  ориентаций  современной  молодежи,  но  и  с  общемировыми  тенденциями. 

        В  современной  российской  семье  главной функцией  становиться  не  ведение  совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. В  современных  условиях,  где  отношения  между  супругами  являются  решающим фактором стабильности молодой семьи,  необходимо  формировать  и  толерантное  отношение  к  различным  типам  и видам  семьи  среди  старшего  поколения  и среди самой молодежи.

        В  последнее  время  уделяют  особое внимание  кризисным  явлениям  в  сфере семейных отношений: падение жизненного уровня  большинства  российских  семей  с детьми,  снижение  воспитательной  функции  семьи,  увеличение  числа  разводов, социальное  сиротство.  Это  негативные явления возникают в том числе из-за того, что  специальная  поддержка  семьи  не  находит должного внимания ни у государства, ни у общества в целом.

2.1. Формирование нравственных ценностей в семье.

       Ребенок не рождается на свет нравственным и безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Идеалами воспитания является гармоничное развитие детей, которое осуществляется главным образом в семье. Первые годы жизни проходят под воздействием близких людей, родственников, семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них нормам поведения. Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная педагогика и психология считают ценностные ориентации.

       Высшая общечеловеческая ценность – личность человека, его неповторимая, индивидуальность. Система нравственных ценностей должна ориентироваться на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, совесть, истину, на семью, труд. Вопросами формирования нравственных ценностей в семье занимались многие педагоги и психологи. Джон Локк полагал, что первейшая цель воспитания ребенка в семье – добродетель, воспитание нравственного человека. К.Д. Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задачи воспитания в семье – научить ребенка любить красоту нравственных поступков.

       Семья является могучим воспитательным средством. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, по отношению к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование проходит на бессознательном уровне. Родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы, игр. [17] А на основе нравственных ценностей ребенок лучше усвоит семейные ценности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пиктография первая письменность
Реферат Iv всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Актуальные проблемы юридической науки в условиях развития современной России»
Реферат King Arthur Essay Research Paper A Connecticut
Реферат Как узнать грозит ли вам гипотиреоз
Реферат Буровая каретка в бурение скважин
Реферат Маркетинговое исследование деятельности розничного торгового предприятия
Реферат Организационно-экономическое обоснование выращивания картофеля в ГНУ "Приморский НИИСХ Россельхозакадемии" Приморского края
Реферат Мораль и этика священнослужителя церкви
Реферат Разработка рекламной компании на примере организации ООО "Молодёжная инициатива"
Реферат Автор В. И. Летуновский Алатырь; гуп «Алатырский издательский дом», 2007 г
Реферат Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма
Реферат Сравнительная характеристика потребительских свойств сотовых телефонов
Реферат Система образования по Смелзеру (Write)
Реферат A Complete History Of Beethoven Essay Research
Реферат Використання компютера при літературознавчій пропедевтиці в початковій школі