Министерствообразования РФСеверо-Кавказский государственныйтехнический университет
Кафедра социологии исоциальной работы
Реферат
По дисциплине:«Социальные инновации»
На тему: «Нововведения в социальнойработе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне».
Выполнила:
студентка3 курса
группы СР-031
Прасолова Н. В.
Проверила: кандидат
технических наук,
доцент
Косинцева Ю.Ф. Ставрополь 2005
Содержание.Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. Дети-инвалиды как объект социальной работы…………………………..4
§ 2. Различныеинновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами вРоссии и за рубежом………………………………8
§ 3. Дельфинотерапия, какодин из инновационных методов анимотерапии, при реабилитациидетей-инвалидов…………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………………….21
Введение
Возможностьпривлечения животных при реабилитации детей-инвалидов вызывает большой интерессреди различных специалистов. Дельфины издавна славятся своим изначальнодоброжелательным отношением к человеку. А общение с ними в их собственной средеположительно влияет на детей, больных синдромом Дауна и ДЦП, на невротиков и страдающих психосоматическими болезнями, ина детей больных различными другими заболеваниями.
Актуальностьисследования заключается в том, что на данный момент дельфинотерапия являетсямодным нетрадиционным методом лечения детей-инвалидов.
Целью работы – доказать, чтодельфинотерапия является социальной инновацией в сфере помощи детям-инвалидам.
Объектомисследования является жизненная ситуация детей-инвалидов.
Предметисследования – это дельфинотерапия, как социальная инновация.
Исходяиз поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
— исследовать детей-инвалидов как объект социальной работы;
— исследовать различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими потребностями в России и зарубежом;
— проанализировать метод дельфинотерапии, как один из инновационных методованимотерапии при реабилитации детей-инвалидов;
— выявить отрицательные и положительные стороны дельфинотерапии как социальнойинновации.
Методы исследования: анализ научнойлитературы; анализ периодической печати.
§ 1. Дети-инвалиды как объект социальной работы.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей(особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических,психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) «инвалид» — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [16,с.211] .
К категории«ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению,ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [2, с.6].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации,обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями,резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [17, с.282].
В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило,не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение,ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) [3, с.1].
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1.Нервно-психические заболевания.
Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.
2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.
В эту группу заболеваний входят различные заболевания,патологические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения,желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.) [16, с.151].
3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях.
4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.
[5, с.82].
5. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи.
[8, с.100].
6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.
7. Эндокринные заболевания.
Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни,несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка –инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[10] .
И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинства и полезности обществу.
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной,затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
§2. Различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами вРоссии и за рубежом.
В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты,формы и методы работы с детьми-инвалидами. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально — экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы.
В настоящее время создаются, разрабатываются различныеинновационные программы, учитывающие тенденции по оказанию комплексной помощи,индивидуального подхода к детям со специфическими нуждами. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как “стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации,уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам” [9,с.113]. Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоивнекоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.
В США действует программа “Инклюжен” (интеграция вобучении). Модель “ Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.
Широкое распространение во всем мире получила “Клоунотерапия”.Так же активно используется “Арттерапия” в оказании помощи, как детям, так и взрослым с ограниченными способностями. Но особенно важно это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности.Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, т.к. здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее.
В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”.Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет). Игротерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары,консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы “Дети России” на основе русских народных сказок (“Репка”, ”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и апробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические аттракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “Особенностью разработанных аттракционов является активное использование игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек,наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны”. [15, с.59].
Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков движения через обучения” (РОНДО).Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни, как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом. Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн (Англия). Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [17, с.55] .
В России была разработана комплексная инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями”.Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующегозаконодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели — обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы,семинары, творческие кружки, исследования,проведение различных мероприятий, создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. [14] .
Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер,который предполагает не только разностороннее образование,но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием.
§ 3.Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, приреабилитации детей-инвалидов.
Возможностьпривлечения животных вызывает большой интерес среди специалистов: психологов,врачей, педагогов; и людей, ищущих квалифицированную помощь, и считаетсяцелесообразным. Подобное привлечение осуществляется в рамках анимотерапии, какпсихотерапевтической практики. Практические наблюдения привели к выводу, чтообщение человека с животным может носить терапевтический характер и на основеэтого можно строить психотерапевтические стратегии.
Анимотерапияимеет длительную предысторию использования животных в различныхреабилитационных программах. Например, в некоторых американских клиникахпациентам позволяли в палатах держать собак или кошек, такие пациенты быстреепоправлялись и прибывали в более комфортном эмоциональном состоянии.
Вкачестве отдельных направлений, относительно самостоятельных, выделяют: методспециально организованной верховой езды — иппотерапия, стоящий на гранипсихотерапии и лечебной физкультуры и дельфинотерапия, методпсихотерапевтического общения с дельфинами и белыми китами (белухами). Канимотерапии привлекаются и другие представители животного мира.
Самтермин анимотерапия связан с именем американского психиатра Б. Левинсона.Основанием анимотерапии является психологическая значимость, ценность общениячеловека с животным.
Можновыделить рад специфических терапевтических механизмов анимотерапии и связь их споказателями терапевтической эффективности:
· взаимодействиес животным, способствующее облегчению социального контакта;
· позитивнаярегрессия, обращение к невербальным способам общения стимулирует коррекциюнавыков общения;
· идентификацияс животным и приобретение нового опыта взаимодействия с животным облегчаетпонимание собственной личности, позволяет ощутить свою компетентность,стимулировать интеграцию личности, повысить самооценку[21].
Особое внимание хотелось бы уделитьдельфинотерапии.
Согласно легенде дельфин — существо, живущее вдвух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным инебесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение,провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин — это аллегория спасения,вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Онсимволизирует морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство,любовь, удовольствие. Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяютдвойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфинавместе — золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин сякорем означает рассудительность.
Мировойопыт привлечения дельфинов к реабилитации детей-инвалидов насчитывает около 35лет. Основателем этого направления считается Девид Натансон, английский морскойбиолог.
Дельфинотерапияявляется альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центрепсихотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Этоспециально организованный процесс, протекающий под наблюдением рядаспециалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога), врача,тренера, ветеринара. В терапии участвуют специально обученные животные,обладающие «хорошим характером».
Вдельфинотерапии существует два направления:
· Свободное взаимодействие с животным сминимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) самвыстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия врамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечениембезопасности клиентов и животных.
· Специальноорганизованное общение, где общение со специалистом для клиента несетпсихотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда.Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этомнаправлении она может решать разные задачи: психотерапевтические,психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические- это зависит от клиента и специалиста, которые будут замыкатьпсихотерапевтическую цепь. Она может быть групповой, индивидуальной, семейной.
Общение с дельфином позволяетдостичь следующего:
· прийти к принципиальному переконструированиюотношения к себе, окружающим людям, природе, миру в целом; помочь человеку выйти из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений; активизировать работу мозговых структур и всего организма в целом через сенсорную стимуляцию; стимулировать вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом; может восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающих одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность; пережить совместный, богатый, эмоциональный опыт ребенку и его родителям; стимулировать выработку гормона радости.
Наиболее перспективными для методадиагнозами, по мнению разработчиков, в настоящее время являются:синдром Дауна; аутизм; энурез и логоневроз; ДЦП; сильные психологические и комбинированные травмы; состояние после комы; задержки психического и речевого развития у детей.
Дельфинотерапияприводит к значительному повышению функциональных возможностей