Введение
Революция накладывает глубокий отпечаток не только на человека, нои на функционирование социальных институтов, демографическую ситуацию, действиенорм и обычаев, отношения между классами. Изменения столь значительны, что онинепосредственно влияют на будущее, в чём мы, проанализировав историю, можемубедиться.
Она является одним из сложнейших этапов в истории развитияобщества и требует особого изучения. Во время неё все правила и нормысуществования общества отменяются, социальное переходит в совершенно особоесостояние, трансформация затрагивает каждую составляющую системы.
Революция рождает новое социальное через разрушение старого, нокак ни парадоксально, во многом копируя его. Время революции характеризуетсясоциальной нестабильностью, дисбалансом стратификации и мобильности, появлениемидеологических принципов разделения индивидов на группы, господством иллюзий о«золотом веке», к которому якобы может прийти общество после завершенияреволюции.
О социологии революции
Начало социологии революции как самостоятельному направлению дал П. Сорокинв одноимённой работе в 1925 году. После него было создано множество моделей итеорий революционных изменений, но в виду их противоречивости и непримиримостипредставление о революции оказалось искажённым. Целью этой работы является обоснованиенового, комплексного подхода к изучению революции с учётом предшествующихразработок социологов. Кроме того, представляется целесообразным создатьклассификацию и периодизацию революций.
Полное обследование общества в период его кризиса невозможно, ибонельзя быть готовым к такому социальному потрясению. Социологи довольствуютсястатистическими и теоретическими выкладками, иногда биографическимидокументами, создающими достаточно ясную, но всё же не вполне детальнуюкартину. Однако качественный социологический анализ самого мощногообщественного кризиса позволяет составить представление о жизнедеятельностиреволюционного общества, проанализировать состояние социума как системы,получить информацию об изменениях идеалов, норм и ценностей, объяснить современнуюструктуру общества, процессы мобильности и стратификации.
В современной России и некоторых регионах мира наблюдаются зачаткисерьёзного конфликта, оставляемые без внимания. Анализ социокультурногосостояния общества позволит диагностировать проблемы и искать пути их решения.Представляется реальным, что при тщательной разработке направления будетвозможно прогнозировать социальные изменения и предотвращать их негативноевлияние.
Исходя из специфики работы, целесообразно использовать несколькометодов: системный, поскольку общество будет рассматриваться как система, атакже в единое будут сведены некоторые подходы к изучению революций;исторический – эта работа нуждается в большом числе фактов и сама темаподразумевает под собой их использование; сравнительный, позволяющийсопоставить различные события и выявить определённые закономерности, илинаоборот, опровергнуть какое-либо положение; описательный, при помощи котороговозможно подробно рассмотреть различные события.
В ходе проведённой работы была с относительной точностьювоссоздана картина революционного процесса. Исторический анализ показывает, что«не в истощённой стране, а напротив, в цветущей, полной жизненных сил предстоитразразиться революции» (А. Матье). Но эта цветущая страна отравлена трупнымядом, накопилось очень много нерешённых проблем, подспудно вызревающих вглубине и выплёскивающихся наружу при социальном катаклизме вроде войны, голодаи т.д. Революция развивается подобно цепной реакции и ядерному взрыву. Одной изпричин её возникновения является перерастание системой классов и группсуществующих рамок общества.
Социальная структура не соответствует существующим стагнационнымпринципам функционирования общества, налицо несхожесть её с существующимистратификацией и мобильностью. Общество делится на две части: одна представляетреформационное направление, а другая – консервативное, стагнационное. Отжившие,рудиментарные группы и классы уничтожаются насильственным путём. Вместо нихвозникают новые после процесса специфической социальной мобильности,обрисованной подробно у Сорокина.
В этом заключается позитивная сторона революции, позволяющаяобществу ценой потерь перейти на новую ступень развития. Новые лидеры – и«душитель революции» – закрепляются на вершине пирамиды. Общество переживаетдлительный период выздоровления, прежде чем вновь обрести стабильность. Образцынового общества отливаются по старым лекалам с определёнными структурнымиизменениями.
Взяв за основу классификации революций критерий вовлечённостиклассов, мы сделали вывод о том, что они бывают четырёх видов: масштабныесельские восстания, социалистические («городские») революции, либеральные(буржуазные) революции и социальные революции. К первому виду относятся,например, восстания Спартака и Жакерия, ко второму – все революции 19 века,русская 1905–1907 гг. и Ноябрьская, к третьему – английские иамериканская, к четвёртому – Великая французская и русская 1917–1923 гг.
Каждый вид детерминирован своими причинами, целями классов игрупп, экономическим развитием, состоянием общества и прочими причинами.Параллельно опровергнут миф о двух революциях 1917 года – Февральской иОктябрьской. Революции свойственен ряд фаз протекания: фаза 1-я –предреволюционная или фаза кризиса; фаза 2-я – начала революции или фазаэнтузиазма; фаза 3-я – деструктивная или фаза тирании революции; фаза 4-я– конструктивная или фаза контрреволюции; фаза 5-я – послереволюционная илифаза душителя революции. Каждая фаза имеет свою специфику, периодизацию,подробную характеристику.
Комплексная теория революции представляет собой переосмыслениеидей теоретиков революции. Одна концепция не противоречит другой, а дополняетеё недостатки, таким образом, путём соединения сильных сторон и частичноговключения собственной позиции удалось разработать новую теорию.
Её суть заключается в признании социальных, политических,экономических и психологических процессов исключительно важными ивзаимозависимыми. В конце работы собраны основные теоремы и аксиомы революции,высказанные разными исследователями. Только при признании единства всех теорийвозможно добиться конструктивной концепции и ясной картины происходящих вреволюции процессов.
Сущность экстремизма в России
Политический экстремизм это достаточно многоликое явление. В самомобщем виде под ним понимается совокупность противоправных, насильственных илипризывающих к насилию действий, совершаемых с политическими целями.
Попадающие сюда хулиганские акции, акты вандализма, различногорода насилия, связанного не редко с убийствами, объединяет некая идеологическаясхема, которую нельзя, вероятно, сводить лишь к ксенофобии и религиознойнетерпимости. Как представляется, за многоликостью скрывается такая формаправосознания, которую можно охарактеризовать как «свободу права» (В. Бивихин),близкую к вульгарному «кулачному праву».
И у нее есть свои социальные корни, в силу чего экстремизм чащевсего является современниками в лице молодежи.
Нет оснований исключать студенчество из группы риска зараженияэкстремизмом. Ссылки как правило, на скинхедов, далеких от какой-либообразовательной практики, малоубедительны. Так по некоторым социологическимданным, в ряд сторонников национал-большевистской партии Э. Лимоновавесьма заметна доля студентов. Именно идейность для них выступает на первыйплан. Для экстремистов вообще процесс идеологического обоснования политическойборьбы не менее важен, чем не посредственные политические провокации.
Затянувшийся системный кризис неблагоприятным образом сказываетсяна повседневной жизни молодых людей, внося в нее элементы непредсказуемости ине стабильности, ощущения риска, фрустрации, депривации в процессе социальнойадаптации.
Молодежь живет в обществе, в котором сохраняется атмосферавраждебности и социальной напряженности, усиливаются социальные конфликты наэтнической и религиозной почве. В этих условиях обретение идентичности нередкосопровождается искаженными образами «свой-чужой», и субъективность молодежиреализуется в альтернативных социально одобряемому поведению социальныхпрактик.
Молодежный политический экстремизм как вид идеологии и комплексполитических установок проник в часть социальных страт молодежного общества, вчастности в сферу учащейся, студенческой молодежи, в определенной мерепродолжая традиции революционного российского студенчества XIX–XX вв. илеворадикального движения западного студенчества середины XX в.
Подавляющее большинство преступлений террористическойнаправленности совершается организованными группами, в основном молодыми людьмив возрасте до 30 лет. Число преступлений террористической направленности порасследованным уголовным делам увеличилось на 260%.
Как свидетельствуют исследования ВЦИОМ, проведенные в 2000-е гг.,на фоне снижения в России общественного иммунитета к национализму в целомрасширяются уровень поддержки среди молодежи откровенно шовинистических партийи движений, латентное присутствие в молодежной среде откровенно ксенофобских,националистических представлений.
Этнический негативизм в отношении других народов, агрессивность инетерпимость к представителям национальных диаспор, враждебность испытывают вбольшей степени молодые люди и представители старших поколений. Социологимногократно фиксировали рост численности молодежных группировокультранационалистического, профашистского экстремистского политического толка,возврат к «исторической норме» радикализма в России.
Даже несложный анализ генезиса политического экстремизма приводитнас к достаточно простому выводу: в основе возникновения политическимотивированного насилия вообще и экстремизма в частности всегда лежитпротиворечие, столкновение интересов социальной и политической сфере. Масштабытакого противостояния интересов могут быть самыми различными: начиная спатологического противопоставления собственному «я» всему обществу или дажечеловечеству со стороны отдельных индивидуумов и заканчивая жесткимпротивоборством целых государственных систем.
Молодежный экстремизм
Тема молодежного экстремизма является одной из наиболее актуальныхв современной социологии. Эта проблема находится в центре вниманияисследователей и средств массовой информации, в связи с тем, что экстремизм вмолодежной среде стал массовым явлением. Глобальные и локальные экстремистскиеобъединения и террористические группы рекрутируют молодежь. Мы видим ее средибоевиков «Алькаиды» и «Талибана», в рядах скинхедов и левых радикалов.
Почему это происходит? Молодежь наиболее восприимчива к пропагандерадикальных идей, готова к акциям прямого действия, на которые не согласятсязрелые люди. «При определении причин роста молодежного экстремизма авторыконцентрируют внимание на вопросах международной политики; нерешенностисовременных социально-экономических проблем; на возрастных, в первую очередьпсихологических, особенностях молодежи».
К сожалению, молодежный экстремизм не обошел стороной и Россию.Многочисленные радикальные группы рекрутируют молодежь в свои ряды. На правомфланге это скинхеды, ДПНИ (Движение Против Нелегальной Иммиграции), РНЕ(Русское Национальное Единство) и другие неофашисткие группы. На левом флангеэтим же занимаются НБП (Национал-Большевистская Партия), АКМ (Авангард КраснойМолодежи) и другие левацкие группировки. Молодежный экстремизм проникает и встены университетов.
Зарубежные подрывные центры так же не остаются в стороне отпопыток втянуть в сферу своего влияния молодежь России. За этим стоит замыселпо формированию в молодежной среде антироссийских настроений. «По данным разныхисточников, на территории Российской Федерации действует 141 молодежнаягруппировка экстремистской направленности общей численностью около полумиллионачеловек».
Все этопроисходит тогда, когда в государстве практически отсутствует молодежная исемейная политика, есть глубокие провалы в социальной политике, воспитательнойработе с младшими поколениями, сфере образования и досуга молодежи.
Религиозныйэкстремизм как социальное явление
События вмире показывают, что именно на современном этапе это явление представляетнаибольшую угрозу человечеству.
Религиозный экстремизм – это форма мировоззренческого экстремизма,возбуждение вражды и ненависти внутри религии, это крайнее проявлениерелигиозности, религиозный фанатизм, который характеризуется отсутствиемрелигиозной терпимости и стремлением навязать свои конфессиональные убеждениялюбыми средствами.
Это действительно опаснейшая форма экстремизма, так как она,преимущественно, основана на эмоциях людей. Верующему человеку не безразличнокак смотрят на его Бога. Опасность также заключается в том, что религиозныйэкстремизм использует религиозное учение и символы как важный факторпривлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу к представителямразличных конфессий.
Явление экстремизма потенциально заложено в любой религии, причемни одна конфессия, ни атеизм не только не поддерживают экстремистские идеи, нои выступают против разжигания межрелигиозной розни.
Проблему религиозного экстремизма целесообразно изучать с помощьюметода опроса. Целью исследования является изучение мнения населения о явлениирелигиозного экстремизма. А именно выяснить, в чем с точки зрения населениясущность религиозного экстремизма, что порождает его, как предупредить и недопустить развитие данной проблемы.
Для данного исследования была разработана система показателей,позволяющих выявить степень заинтересованности и осведомленности населения попроблеме религиозного экстремизма.
Для апробирования и проверки данной методики было проведенопилотажное исследование. С помощью стихийной выборки было отобрано и опрошено100 человек с различными социально-демографическими характеристиками.Респондентам было предложено выбрать не более трех наиболее подходящихвариантов из списка предложенных.
Обобщая результаты проведенного опроса можно сделать ряд следующихвыводов:
94% опрошенных понимает и признает проблему существованиярелигиозного экстремизма в нашем государстве. Однако, не понимают сущностиданного явления, приближая его к хулиганству и вандализму. Так, по мнениюреспондентов под религиозным экстремизмом понимается жесткое утверждение своейсистемы религиозных взглядов (63,1%), провокации по отношению к представителяминой веры (52,4%) и осквернение памятников религиозной культуры (40,5%).
На первом месте среди причин религиозного экстремизма находитсянеконтролируемая деятельность лидеров религиозных групп (66,7%). На втором, сдостаточным отрывом следует падение жизненного уровня (53,6%) и, наконец,социально – экономические кризисы отметили 46,4% респондента. Итак, основнымипричинами религиозного экстремизма большинство опрошенных признаетнекомпетентную деятельность государственных органов, социально-экономическиекризисы и низкий уровень жизни населения.
Нами была выдвинута гипотеза (позже подтвердившаяся) о том, что косновным методам борьбы с проявлениями религиозного экстремизма относят:привлечение к ответственности лидеров религиозно-экстремистских движений ипропаганда гуманистических идей и принципов толерантности через общественныеорганизации и СМИ. Так, данную проблему, по мнению горожан, можно решить тремявозможными способами: запрещая пропаганду и агитацию, возбуждающих религиознуюненависть и вражду (86,9%), привлекая к ответственности лидероврелигиозно-экстремистских движений (72,6%), а также пропагандируягуманистические идеи и принципы толерантности через общественные организации иСМИ (70,2%). Итак, можно составить своеобразную пропорцию: респонденты отмечаютдва пункта ужесточения к одному пропагандистскому.
Итак, контролировать проявления религиозного экстремизма возможнолишь через совершенствование законодательной базы, а именно, ужесточениеконтроля за деятельностью СМИ, общественных организаций, различных политическихи религиозных объединений.
Являются ли предложенные меры действительно эффективными? Проблеманетерпимости стоит в нашем государстве не первый год. И на данный моментоткрытое обсуждение этого вопроса и различного рода призывы не дали эффективныхрезультатов. Быть может, стоит подумать о более действенных мерах?
Речь идет о воспитании и образовании. О воспитании детей, озакладывании с раннего возраста идей терпимости и толерантности друг к другу,идей равенства и справедливости, мира и спокойствия. Быть может уже не в нашихсилах поменять общественное настроение, но мы можем изменить себя, наставитьнаших детей. Сколько людей – столько мнений. И призывы к толерантности будутлишь пустыми возгласами, если они не дойдут до сознания каждого, если человек несможет понять какое счастье жить в мире, быть услышанным и уметь слышатьдругих.
Следует отметить, что проблема религиозного экстремизма требует ксебе внимания не только со стороны общественности, но и ученых социологов иполитологов. Потому что в настоящее время общество столкнулось с огромной плохоизученной проблемой. И исследование этого вопроса нуждается во всестороннем иглубоком анализе.
Понятие политического терроризма
Среди целого ряда глобальных проблем впервые в истории в началеXXI века на передний план выходят задачи совместной борьбы различных государствпротив терроризма, против нового витка насилия, мотивированного политическимицелями. Начиная с 60-х гг. прошлого века, терроризм, являясь важным факторомдестабилизации во всем мире, резко усилил свое отрицательное воздействие наразвитие международных отношений и внутригосударственную жизнь. Трагическиесобытия последних лет показали, насколько уязвимым оказывается население тойили иной страны перед лицом терроризма.
Разработка понятия терроризма является одной из сложных проблеммировой науки и практики борьбы с преступностью. В настоящее время существуетоколо 200 понятий терроризма, однако ни одно из них не стало общепринятым из-засложности исследований в данном направлении, а также в связи с возникающимидополнительными трудностями.
Если проанализировать многочисленные определения и типологиитерроризма, которые давались как отдельными авторами, так и различнымигосударственными учреждениями некоторых стран, а также содержались в международныхконвенциях, касающихся террористической деятельности, то можно выделить рядэлементов, встречающихся в этих определениях наиболее часто.
Среди них первостепенную роль играет следующая черта: терроризм – этоиспользование силы в политических целях, т.е. это специфическая формаполитического насилия. Многие из форм вооруженного насилия, характерных длятерроризма, не являются его монопольным достоянием, равно как само по себе ихпользование не есть свидетельство того, что речь идет именно о террористическойпрактике. Здесь главное в том, с какой целью осуществляются данныенасильственные акции.
То есть именно политическая направленность делает акт вооруженногонасилия террористическим, а не просто разрушительным, смертоносным, действием,так же как не всякое вооруженное насилие, осуществляемое с политической целью,есть терроризм.
Заключение
Несмотря намногочисленные труды по социологии молодежи и проблематике экстремизма вмолодежной среде, эта тема не может считаться не актуальной, с точки зрениясовременной социологической науки. Этой темы касается большое количествопубликаций в научной литературе, но комплексные исследования отсутствуют.Идеология и практики молодежного экстремизма постоянно трансформируются.Экстремизм стал глобальной проблемой. «Понимание сущности экстремизма можетстать ключом к контролю над ним». Именно поэтому усилия социологов,специализирующихся на этой проблематике, сегодня востребованы.
Подводя итог, можно сказать, что терроризм определяется взависимости от характера акции, а не от личности исполнителя или сути дела, закоторое он борется. Все террористические акции сопряжены с применением насилияили угрозой насилия, часто это сопровождается выдвижением конкретныхсоциально-политических требований. Насилие направлено в основном противгражданских объектов. И, наконец, мотивы имеют политический характер,следовательно, само понятие «терроризм», несмотря на многоаспектность данногофеномена, несет в себе в первую очередь политическое содержание.
Списоклитературы
1. Аминов Д.И.,Оганян Р.Э. (2008) Молодежный экстремизм / Под ред. Адельханяна Р.А.М.:Триада, Лтд
2. Красиков В.И.(2008) Экстрим: Междисциплинарное философское исследование причин, форм ипаттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publishers
3. Смакотина Н.Л.,Кухтевич Т.Н., Васенина И.В, Подвойская Н.В. (2007) Сборникстатей // Экстремизм в молодежной среде: теоретические и практическиеаспекты / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Макс Пресс
4. Бивихин В.В. Введениев философию права. – М., 2009.
5. ГрачевА. Политический экстремизм. – М., 1986.
6. Петров А.А. Социальныепрактики молодежи: механизмы структурирования идентичности // ВестникМосковского государственного университета. Сер. 18. – 2006. – №3.
7. Социологиямолодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2008.
8. Добреньков В.И.,Кравченко А.И. «Социология». Москва, «Инфра – М», 2008.
9. Ортега-и-Гассет Х.«Восстание масс». Москва, издательство «АСТ», 2007.
10. Ересько М.Н. Введениев диалоговое религиоведение. – Тюмень, 2008
11. Илларионов С.И. (2007)Террор и антитеррор в современном мироустройстве. М.