РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «АНТРОПОЛОГИЯ»
ТЕМА: НАЦИЯ И РАСА
Минск, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Видовое единство человечества
1. Определение нации
2. Нация и раса
3. Типологическая ипопуляционная концепция рас
4. Классификациярас
5. Факторы расообразования
6. Этапы расообразования
Вывод
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Определениюнации соответствуют самые разные сообщества людей, подчас непохожие на известныенам сейчас нации. Нациями в установленном нами смысле являлись и являютсяархаические племена Австралии, Океании, Африки и Латинской Америки, хотя сейчасбольшинство из них так или иначе включены в состав больших обществ-наций,обычно созданных другими нациями, завоевавшими и колонизовавшими этитерритории. Нациями являлись древнегреческие города-государства — полисы,причем в этом случае нации были существенно меньше, чем греческий этнос илиплеменные общности дорийцев, ионийцев и эолийцев. Иногда бывают случаи, когдаэтнос, нация и государство совпадают почти идеально, как, например, в Японии, вкоторой живут японцы и практически никто больше. Иногда общество-нацияоказывается охватывает множество этнических и расовых общностей, как, например,в США, и тогда возникает немало проблем.
В нашейработе мы рассмотрим вопросы нации и расы.
ВИДОВОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Несмотря на неоднократныепопытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и дажеразные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяетчеловечество как единый вид.
Видовое единствочеловечества может быть обосновано множеством убедительных доказательств.
Сравнительно-анатомическоеизучение человеческих рас позволяет сделать следующие выводы.
1. В отношениипризнаков строения тела, связанных с общественной, трудовой деятельностью, всечеловеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.
2. Это сходство вомногих случаях охватывает мельчайшие детали строения органов.
3. По строениюорганов тела ни одна раса ни в какой степени не приближается в целом ккакой-либо антропоморфной обезьяне; все расы в равной степени обладаютспецифическими для человека чертами строения.
4. Человеческие расывесьма сходны также по многим признакам, не имеющим сколь-нибудь важногожизненного значения, причем наблюдающиеся различия в частоте разных вариантовмежду расами не нарушают их сходства в общем плане строения.
5. Факторысравнительной анатомии свидетельствуют в пользу теории монофилетическогопроисхождения человека и его рас.
Все расы при смешениидают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы,которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или малоплодовитых метисов, оказались ошибочными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИИ
Народ, народность, нация:теория этногенеза доктора исторических наук, выдающегося этнолога ЛьваНиколаевича ГУМИЛЕВА. Суть ее в следующем: человек, расселяясь по планете,занимал различные вмещающие ландшафты с совершенно разным климатом. Жителямгородов это понять достаточно сложно, но в сухих степях Монголии, Сахары итундры, для того, чтобы выжить в предлагаемом ландшафте человек менялся.Менялась его культура, религия, внешность, образ жизни самое главное создавалсяуникальный СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ.
СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ –устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатомнационального осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всехпредставителей данной этнической общности.
Стереотипы национальногоповедения позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности ипринятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выборответных реакций.
Знание стереотиповнационального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакциииндивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе стем, реакция в соответствии со стереотипами национального поведения может статьмалоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведетк деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшегонепонимания в ходе общения между индивидами.
Стереотипы национальногоповедения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами инормами национального этикета. Стереотипы национального поведения вэкстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономитьвремя и усилия, снимать напряженность и переживания.
Стереотипы национальногоповедения проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях.Последний определяет само содержание стереотипов национального поведения.
В зависимости отсостояния межэтнических отношений стереотипы национального поведения могутприобретать позитивный, либо негативный характер. Стереотипы национальногоповедения включены в общую систему межгрупповых механизмов социальноговосприятия [3, 529 с.].
Однако, все сказанноеотносится только и исключительно к появлению такого понятия, как народность(народ) — группа людей проживающих на одной территории, имеющих похожий язык,способ ведения хозяйства, близкую культуру. Яркий пример народности — восточныеславяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы.
Появление нации –следующий шаг, связанный, прежде всего, с осознанием своей культурной иисторической общности. Это сознательный процесс, в результате которого трагедиии успехи нация воспринимает в целом не потому, что живет в одном государстве, апотому, что является единой культурной общностью с общей исторической судьбой иэто единство, эту общность осознает. Даже у некоторых западно-европейскихнародов национальное самосознание появилось достаточно поздно. Например,итальянское государство, возникшее усилиями Гарибальди на волне повышениянационального самосознания, появилось только в середине XIX века. Немцы также создали централизованное государствотолько во второй половине XIXвека. Конечно, в значительной степени эта заслуга канцлера Бисмарка, однако безвозникшего единого национального самосознания народ не смог бы на протяжении 70лет провести 3 сложнейшие войны, в двух последних проиграть и при этом непозволить своему государству рассыпаться. С прискорбием констатируем, чторусская нация до сих пор не возникла. Нет осознания исторической и культурнойобщности русского этноса.
Как правило, в рамкаходной народности возникает несколько наций, это дело случая, естественныхгеографических границ между частями народности и зигзагов истории. Однакопринадлежность к одной народности представителями разных наций осознаетсявсегда. Мы можем констатировать, что сейчас в пределах территории РФ проживаетрусская народность, которая пока так и не состоялась в качестве единой НАЦИИ.Это еще одно, почти не преодолимое препятствие на пути создания РусскогоНационального Государства. Таким образом НАЦИЯ –большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющийсобой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории,тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, чертпсихического склада.
Главную роль вформировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первыенации возникли в период распада феодализма и становления капиталистическойгосударственности. Экономической основой возникновения наций явились частнаясобственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности,укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями,объединение местных рынков в общенациональные. Руководящей силой возникавшихтогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов врамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своегособственного развития.
Хотя процесс формированиянаций в Европе и Азии в основном завершен, однако в некоторых частях света онеще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей,чье название они обычно сохраняют. Некоторые нации сформировались на основенескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двухили нескольких новых социально-этнических образований. Однако многие народностине могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности [3, 287 с.]. НАЦИЯ И РАСА
Необходимо строгоразличать два весьма разных понятия – «нация» и «раса».
Людей объединяет в нацииобщность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличиеот нации раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа,происхождение которого связано с определенным ареалом.
У человека любой расы,воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет языкнарода этой страны.
Все эти фактысвидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной зависимости языка от расы, иэтому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой иязыковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь [3,305 с.].
Существовавшее ранее до50-х годов представление, согласно которому каждый индивидуум несет признакиопределенной расы, получило название типологической концепции расы. В основеэтой концепции лежала гипотеза наследования расовых признаков, согласно которойони передаются от поколения к поколению целым комплексом. Это означает, чторасовые свойства наследственно сцеплены, гены расовых признаков локализованы водной или нескольких близких хромосомах и любой расовый признак физиологическинеразрывно связан со всеми остальными.
Отсюда делается вывод, чтоиндивидуум не может быть носителем расовых свойств. Они складываются уиндивидуума случайно. Индивидуальная комбинация признаков, как правило, неповторяет групповую. Следовательно, подсчет процентного соотношенияиндивидуумов с разными расовыми свойствами внутри групп и сравнение групп поэтому процентному соотношению неправомерны.
Концепция пониманиябиологического состава человечества получила наименование популяционнойконцепции рас. Первый основной постулат этой концепции – индивидуум не естьноситель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса представляет собойне сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуютопределенные закономерности изменчивости. Раса, любая расовая общность состоитиз отдельных исторически организованных элементов, но это, однако, неиндивидуумы, а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаикипопуляционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивостичеловеческого вида [2, 308 с.].
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОПУЛЯЦИОННАЯКОНЦЕПЦИЯ РАС
Несмотря на интенсивноеразвитие современной генетики, вопрос о характере наследования большинствасоматологических и остеологических признаков оставался и остается пока еще неочень ясным. В принципе, такое наследование может осуществляться либонезависимо, либо целым комплексом признаков. Подробный анализ этихпротивоположных гипотез уже давно получил в нашей науке детальное освещение.
На основании гипотезынаследования признаков комплексом делается вывод о совпадении морфологическихособенностей индивидуума с расовой категорией, к которой он принадлежит. Такимобразом, расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовойсистематики, а морфологический критерий становится основным, в то время каккритерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологическойконцепции). Игнорируется возможность проявления в популяции возможныхпроявлений индивидуальной изменчивости, что особенно ярко проявляется смалочисленными, как правило, краниологическими выборками. Между тем, раса неявляется простой совокупностью индивидуумов. В результате действия совокупностибиологических и социальных факторов на уровне любой популяции происходятвероятностные генетические процессы, которые находят конкретное выражение ввиде изменчивости признаков во времени и пространстве. В морфологическом типеиндивидуума проявляются физиологически скорелированные связи между признаками,в то время как исторические закономерности проявляются именно на групповом илипопуляционном уровне. Поэтому типологический подход к исследованию расовыхособенностей популяции всегда связан с риском принять проявление индивидуальнойизменчивости за групповую.
С этой же точки зренияпредставляется научно некорректными любые вычисления процентных соотношенийпредставителей различных расовых типов в той или иной популяции.
Из этого подхода вытекает,в частности, принцип историзма расы, как явления изменчивого не только впространстве, но и во времени [2, 309 с.].
Велика роль отечественнойантропологии и в теоретической разработке популяционной концепции расы.
Первый и основнойпостулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовыхсвойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляетсобой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуютопределенные закономерности изменчивости. Эти закономерности подробно изученывнутри большого числа популяций и с генетической, и с математической стороны.Здесь можно говорить о расовой изменчивости, начиная лишь с популяционногоуровня, что расовая изменчивость – групповая, а не индивидуальная.
Раса – не суммаиндивидуумов, а совокупность популяций. Это означает, что сходныеморфологически и генетически популяции, образующие ту или иную расовуюобщность, связаны между собой не случайно, а в силу происхождения или каких-тоиных исторических причин. Раса, любая расовая общность состоит из отдельныхисторических организационных элементов, но это, однако не индивидуумы (какдумали раньше), а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается измозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают всебогатство изменчивости человеческого вида.
Такова популяционнаяконцепция расы. Как видно, и в своих исходных посылках, и в основных положенияхона принципиально отличается от типологической. Теоретические разногласияприводят к различным методам изучения расовой изменчивости, локальных расовыхкомплексов, выбора основных их характеристик и сравнения рас между собой и т.д.Каждую популяцию стали изучать не как неповторимое по своей специфике сочетаниегрупповых свойств. Отсюда огромное внимание к групповой изменчивости,разработке методов их анализа и способов суммарной характеристики посовокупностям признаков [2, 311 с.].
КЛАССИФИКАЦИЯ РАС
В советской антропологии былаобщепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально он выделилтри большие расы. В 1979 г. он отнес автралоидов к отдельной большой расе.
Большие расы.
Экваториальная или австрало-негроиднаяраса: темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабовыступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей,большая ротовая щель, толстые губы.
Евразийская, или европеиднаяраса: светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильныйрост бороды и усов, узкий, резко выступающий нос, высокое переносье,сагиттальное расположение ноздрей, небольшая ротовая щель, тонкие губы. Длясеверно-западных вариантов типичны светлые глаза и волосы. Среди евразийскойрасы выделяют 6 малых рас, или рас второго порядка – южноиндийская, индо-средиземноморская,атланто-балтийская, срелнеевропейская, беломорско-балтийская,балкано-кавказская раса.
Азиатско-американская, илимонголоидная раса: смуглый оттенок кожи, прямые, нередко жесткие волосы, слабыйили очень слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, низкое или среднее повысоте переносье, слабо выступающий нос у азиатских рас и сильно выступающий уамериканских, средняя толщина губ, уплощенность лица, наличие добавочнойскладки верхнего века (эпикантуса). Эта раса дифференцировалась на 9 малых рас– североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская, американская,уральская, южносибирская, полинезийская, курильская раса.
Малые расы (расы второгопорядка)
В пределах больших расвыделяются малые, отличия которых сформировались в более позднее время по мерерасширения ареала обитания в пределах первично заселенной области. В пределахэкваториальной расы выделяют семь малых рас.
Австралийская раса: темнаякожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного покрова на лицеи на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, среднийскуловатый диаметр, высокий и средний рост.
Веддоидная раса: более слабоеразвитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос,меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.
Меланезийская раса: курчавыеволосы, по обильному развитию третичного волосяного покрова, менее широкий нос,меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.
Негрская раса: сильновыраженная курчавость волос, более толстые губы, более низкое переносье иплоская спинка носа, представители этой расы в среднем более высокорослы.
Негрильская илицентральноафриканская раса: более обильное развитие третичного волосяногопокрова, очень низкий рост, более тонкие губы и более высокий носовойуказатель.
Бушменская или южноафриканскаяраса: низкий рост, более светлая кожа, более узкий нос, более плоское лицо,изредка встречающимся эпикантусом, стеатопигией (наличие жировых отложенийпреимущественно в ягодичной области у женщин).
Эфиопская иливосточноафриканская раса: цвет кожи от светло-коричневого до темно-шоколадного,волосы чаще курчавые, но менее спирально завитые, чем у негров, слабый илисредний рост бороды, умеренно толстые губы, уплощенная форма носа встречаетсяредко, прогнатизм слабый или отсутствует, лицо очень узкое, лицевой указательвысокий, форма головы долихокефальная, рост выше среднего.
Н.Н. Чебоксаров подчеркивал,что в расовой картине мира нет строгого разграничения, так как отдельные малыерасы являются переходными между большими. Свою классификационную схему он частопредставлял в виде круга, выделяя промежуточные малые расы между большими и темподчеркивая их смешанность.
В более поздних работах Н.Н.Чебоксаров склонялся к мысли о первоначальных двух очагах расообразования ивыделении двух рас: западной (в Северо-Восточной Африке и на юго-западе Азии) иболее поздней – восточной (в Юго-Восточной Азии).
Американскими генетикамипредложено три теории образования рас.
Согласно мультирегиональноймодели расовые признаки эволюционировали в течение очень длительного времени втех регионах, где они встречаются и сегодня, за исключением недавних миграций.Эту модель поддерживают Г. Уолпофф из Мичиганского университета, Дж. Н. Спулериз Лос-Аламоса. По этой теории расовые признаки очень древние.
Модель «исхода из Африки»предполагает, что недифференцированный в расовом отношении ствол современногочеловечества эволюционировал в Африке и распространился по всему миру,приобретая в ходе этого процесса характерные расовые особенности.
Модель генного потока, илигибридизационная, ищет следы современных популяций в переплетении древнихгенеалогических линий, генетический вклад которых варьирует от одного региона кдругому, а скорость смешения постоянно увеличивается [3, 242 с.].
ФАКТОРЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ
Существенными факторамирасообразования у человека стали изоляция и метисация в их взаимодействиях. Это– специфически человеческие факторы расообразования в условиях общественногоразвития.
На ранних стадиях отдельныекровнородственные группы были немногочисленными, мало соприкасались друг сдругом. На этой ступени расовые признаки могли генетически закрепляться визолированных эндогамных родах.
Численное увеличение родовыхгрупп и племен, их расселение на более обширной территории вело к расширениюареолов расовых типов. С развитием общества уменьшилась изоляция между родовымии племенными группами, усиливалось смешение месжду ними. Смешение рас вело кобразованию новых рас, а с другой стороны, к постепенному сглаживанию расовыхотличий. В случае изоляции смешанной расовой группы признаки расового типазакреплялись.
Дальнейшее развитиечеловечества, приведшее к образованию народов, а затем и наций, и всенарастающее общение внутри данных образований и между ними вело к еще большемусмешению уже не между отдельными этническими группами, а в более широкихмасштабах. В этих условиях фактор метисации перестает игратьрасообразовательную роль. Он приводит к нивелировке расовых типов. Образованиенаций и больших многонациональных государств ведет к очень большому расовомусмешению человечества. Будущее человечество будет все менее различаться врасовом отношении, станет более однородным по физическому типу.
Особой проблемой являетсяисследование значения полового отбора в возникновении расовых различий. Ч.Дарвин приводил аргументы в пользу теории доминирующего значения половогоотбора в расогенезе. Расовые признаки не могли быть созданы естественнымотбором в силу их бесполезности. Наиболее энергичные и сильные мужчины племени,по мнению Ч.Дарвина, отбирая наиболее красивых женщин себе в жены, формировалитип племени. Однако, нельзя переносить нейтральность расовых признаков усовременного человека в поздний палеолит, когда они обладали адаптивнымзначением. Половой отбор мог лишь усиливать черты, возникшие ранее. Наконец,групповая форма брака в первобытнообщинном строе могла препятствовать половомуотбору [1, 254 с.].
ЭТАПЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ
Первый этап расообразования:выделение первичных очагов и формирование основных расовых стволов – западного(объединяющего европеидов, негроидов и австралоидов) и восточного(объединяющего азиатских монголоидов и американоидов). Первичные очагивозникали в эпоху нижнего или среднего палеолита. Именно тогда шло формированиечеловека современного вида, завершившееся к концу верхнего палеолита.
Складывался единый комплекспризнаков современного человека. Параллельно оформлялись два расовых сочетанияв западных и восточных районах Старого Света и переселение части человечества вНовый Свет.
Этот этап продолжался,по-видимому, около 200 тысяч лет (какой-то отрезок нижнего палеолита, среднийпалеолит и начало верхнего).
Второй этап расообразования: выделениевторичных очагов и формирование расовых ветвей внутри основных расовых стволов.Он охватывает эпоху верхнего палеолита и частично мезолит и связан созначительным расширением ойкумены, а также освоением доселе не освоенныхрайонов Австралии и обеих Америк. В этот период осваивались новые экологическиениши в пределах Старого Света, но главное – человек проникал в новые области иадаптивные процессы происходили в принципиально новых условиях. Численностьнаселения в Америке и Австралии оставалась длительное время очень низкой.Поэтому на обоих континентах не существовало никаких преград, кромегеографических, для беспрепятственного расселения. Длительность этого этапарасообразования составляет примерно 15-20 тысяч лет.
Третий этап расообразованияохватывает конец мезолита и неолитическую эпоху, возможно, включает и конецнеолитического времени, и переход к эпохе бронзы (энеолит). В абсолютнойхронологи это составляет приблизительно 10-12 тысяч лет. Именно не протяжениитретьего и последующих этапов значительную роль в процессах расообразованияприобрело смешение между уже дифференцированными расовыми вариантами. На этомэтапе началось постоянное расселение вследствие демографического давления. Егона значительный масштаб приводил к соприкосновению далеко расселенных одна отдругой человеческих групп – носителей расовых комплексов. Это и определялорасообразующую роль межрасового смешения.
Четвертый этап расообразования:формирование четвертичных очагов и возникновение групп популяций – носителей стабильныхрасовых сочетаний внутри локальных рас. Происходит дальнейшая дифференциациярас. Постепенно почти полностью оформляется картина расового составачеловечества. Это эпоха бронзы и частично раннего железа, хотя огромные группыпопуляций формировались и в более позднее время. Продолжительность его –примерно от рубежа 4-3 тыс.до н.э. и до начала н.э., то есть 3 – 3,5 тыс лет.Усиливается смешение и возникают смешанные по происхождению расы,образовавшиеся при контактах локальных рас [2, 426 с.].
ВЫВОД
1. Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединеннаяобщностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формойчерепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначальногорасселения.
Нация – историческисложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формированияобщности их территории, экономических связей, особенностей культуры и духовногооблика.
2. Расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики,а морфологический критерий становится основным, в то время как критериюгеографическому отводится второстепенное значение (суть типологическойконцепции). Первый и основной постулат популяционной концепции расы –индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса(как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупностьиндивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерностиизменчивости.
3. Известный антрополог Н.Н. Чебоксаров в 1951 г. дал классификацию расовых типов, в которую вошли три большие расы: экваториальная, илиавстрало-негроидная, евразийская, или европеоидная, азиатско-американская.
4. Существуют природные факторы расообразования, а так же изоляция иметисация в их взаимодействии.
5. Расообразовательный процесс может быть дискретен не только в географическомотношении, но и во временном аспекте. Мысль о дроблении единогорасообразовательного процесса на этапы высказана и аргументирована В.В.Бунаком. Он попытался соотнести историю расообразования с основными периодамивсемирно-исторического процесса и увидеть специфику каждогорасообразовательного этапа. Так выделяется четыре этапа расообразования. Первыйдлился около 200 тысяч лет (какой-то отрезок нижнего палеолита, среднийпалеолит и начало верхнего); второй длился примерно 15 – 20 тысяч лет; третий этапрасообразования охватывает конец мезолита и неолитическую эпоху и переходит кэпохе бронзы (энеолит) это приблизительно 10 – 12 тыс. лет; четвертый этапрасообразования продолжается примерно от рубежа 4 – 3 тыс. до н.э. и до началан.э., т.е. 3 – 3,5 тысяч лет, это эпоха бронзы и частично раннего железа.
СПИСОК ИСПРОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Антропология: Учебник для студентов высш.уч.заведений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
2. Антрополдогия: Хрестоматия. Уч.пос-е/Л.Б. Рыбалов, Т.Е. Россолимо, И.А.Москвина-Тарханова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института:Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 448 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест,2004. – 688 с.
4. Тегако Л. Антропология: Уч.пос-е / Л.Тегако, Е.Кметинский. – М.: Новоезнание, 2004. — 400 с.