Реферат по предмету "Социология"


Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи

--PAGE_BREAK--Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
Многие страны еще с начала 60-х годов начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения.

В начале 60-х годов западное общество проявило серьезную озабоченность по поводу нарастания проявлений антисоциального поведения молодежи. Причинами этого, по мнению ученых и политиков, стали модернизация современного общества, усложнение его структуры под воздействием научно-технического прогресса, «ломка» таких традиционных социальных институтов, как семья, школа, церковь, игравших важную роль в процессе социализации юношей и девушек.

Изменилось отношение и самого подрастающего поколения к религиозной и семейной морали. Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства и общественных организаций в промышленно развитых странах отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития.

Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей, молодежная политика становится важнейшей частью единой политики государства.

В это же время молодежная политика стала предметом дискуссий и обсуждений для многих международных организаций, для всего международного сообщества. Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН, ФАО, МОТ и ВОЗ с самого начала их деятельности. После принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи стали особым направлением в ее деятельности.

Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 году действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд».

К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.

В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.

В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе, в соответствии с логикой развития белорусского общества.

В задачи молодежной политики входят:

·              выявление потребностей и интересов молодежи;

·              создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;

·              регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;

·              регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества;

·              создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;

·              содействие молодежной занятости;

·              поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;

·              формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;

·              формирование новой концепции воспитания молодежи.

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда главным организационным институтом и инструментом реализации молодежной политики был комсомол. ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи – и его республиканское отделение ЛКСМБ – Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Белоруссии – был очень влиятельным и сильным общественным объединением, которое в условиях политической системы советского общества было интегрировано во все сферы управления и оказывало огромное влияние на все стороны жизни молодого поколения.

Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической партией, органами государственного управления, с профсоюзами.

В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициатива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью общественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.

В его истории было очень много проявлений энтузиазма, отваги и героизма, честного служения Отечеству, но было и много негативных явлений, таких, как приспособленчество, псевдоколлективизм, подавление личности.

В период перестройки очень многие выходцы из аппарата комсомольских организаций стали инициаторами демократизации советского общества и молодежных организаций, демократизации телевидения, других СМИ. Появилось множество молодежных организаций, целью которых было участие в реформировании общественной жизни на новых демократических принципах. В нашей республике очень большую роль сыграли молодежные движения и организации в возрождении национальной культуры, в изменении отношения к белорусскому языку.

После обретения нашей республикой независимости был принят целый ряд документов, подтверждающих, что молодежная политика белорусского государства признается важнейшим направлением его деятельности, важнейшей частью концепции демографического развития республики, важнейшим направлением социальной политики.

Были приняты такие документы, как: Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»(1992), целый ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, ряд постановлений Совета Министров республики. Целый ряд документов был принят различными Министерствами и ведомствами: министерствами образования, спорта и туризма, культуры, Комитетом по делам молодежи, Министерством труда и т.д.

Государственная молодежная политика реализуется целым рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой в процессе формирования и реализации основных направлений молодежной политики. Каждый из этих институтов осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.

Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров республики, Парламент.

Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики постоянно обсуждаются на заседаниях Национального Собрания республики, в его комиссиях и комитетах.

Очень большую роль в формировании и реализации молодежной политики играет Совет Министров, а также местные распорядительные и исполнительные органы республики.

Значительную роль играют такие органы, как: Министерство образования республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры.

Основную роль в формировании и реализации молодежной политики играет Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь.


Рассматривая те организации и институты, которые участвуют в формировании молодежной политики, следует отметить, что на современном этапе практически все органы государственного управления в той или иной степени участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики.

Большую роль играют также негосударственные организации и институты, Белорусский Республиканский Союз молодежи и иные общественные организации молодежи. В настоящее время в республике действует более 130 молодежных и детских общественных организаций.

На современном этапе молодежная политика уже имеет возможность опереться на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана более чем за 10 лет существования в условиях суверенного государства.

За это время были сформулированы и определены основные концептуальные основы государственной молодежной политики. В ее основе лежат принципы и положения, сформулированные в Конституции Республики Беларусь.

Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.

Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.

Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разрешению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, к формированию новой модели развития белорусского общества.

Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие, а также подчеркивает, что государство берет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны.

Во многих статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению гражданам республики права на охрану здоровья, на жилище, на образование (статьи 45, 47, 49, 51). Все эти права распространяются также на молодых граждан Республики Беларусь.

Конституционные основы молодежной политики нашли свое воплощение в других нормативно-правовых актах, которые приняты в нашей стране.

Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной политики в нашей республике, является Закон
«Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь», принятый 24 апреля 1992 года.

В этом законе установлены основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определены отношения государства и молодежи, механизмы реализации молодежной политики, субъекты молодежной политики.

В законе сформулировано понятие государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года.

Государственная молодежная политика реализуется в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах всего общества.

Здесь же в законеустановленыосновные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

·              Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан;

·              Последовательность и комплексность;

·              Научная обоснованность;

·              Учет интересов и потребностей молодых граждан;

·              Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан;

·              Гласность и открытость;

·              Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Закон устанавливает, что высшие органы государственной власти Республики определяют общие организационные, социальные, экономические и правовые начала молодежной политики. Закон определяет основы правового статуса молодых граждан и молодежных объединений, регулирует и устанавливает основы деятельности государственного органа Республики Беларусь по делам молодежи.

В законе закреплены государственные гарантии реализации молодежной политики.

Данный документ отмечает особую роль государства по отношению к молодежи, в нем подчеркивается, что именно государство является тем институтом, который может компенсировать обусловленные возрастом недостатки социального статуса молодых граждан республики.

В законе установлены гарантии государства по обеспечению молодежи права на труд, их права во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями, предусмотрены меры, обеспечивающие экономическую самостоятельность молодых граждан.

Кроме того, в Законе определены финансовые механизмы реализации молодежной политики, установлены принципы формирования социальных служб для молодежи, Фондов содействия государственной молодежной политике.

Особое значение имеют те положения Закона, где установлены основы правового положения молодежных общественных объединений.

В формировании и реализации молодежной политики в нашей стране очень большую роль играет Совет Министров Республики Беларусь. Он регулярно каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси»; Советом Министров в течение последних десяти лет был принят целый ряд важнейших решений, направленных на решение наиболее актуальных проблем молодежи.

Молодежная политика – это сложная, многогранная система отношений, действий, осуществляемых государством по отношению к молодежи.

Стержнем молодежной политики является государственная молодежная политика. Государство в современных условиях является тем институтом, который располагает наибольшими ресурсами для осуществления молодежной политики. Другие субъекты молодежной политики, прежде всего, общественные организации и объединения, действуют в тех условиях, которые установлены государством и закреплены в его законах. Концепция государственной молодежной политики также нацелена на создание эффективных организационных механизмов формирования и реализации молодежной политики. Она определяет способы взаимодействия основных субъектов молодежной политики, механизмы взаимодействия общественных организаций молодежи с органами государственного управления.

Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнение отчета о движении денежных средств с российской системой учета и требованиями МСФО
Реферат Аналітика на сторінках газети
Реферат Торговля в 19 веке
Реферат Судебный приказ понятие и виды
Реферат Технология организации строительства здания
Реферат Регулирование торгово-экономических отношений между странами
Реферат Http://www mon gov ua/index php/ua/5919-u-ministerstvi-vidbulosya-zasidannya-mizhvidomchoji-robochoji-grupi-z-pitan-rozroblennya-ta-vprovadzhennya-natsionalnoji-ramki-kvalifikatsij
Реферат Автоматизация проектирования радиоэлектронной аппаратуры
Реферат Устройство деления 16-ти разрядных чисел с плавающей запятой
Реферат Выявление этнографических реалий и анализ способов их передачи при переводе на основе художественного произведения "Преступление и наказание" в переводе Констанс Гарне "Crime and Punishment"
Реферат Оплата труда работников. Современная практика оплаты труда работников на предприятияхр
Реферат Формування навичок образотворчої діяльності у молодших школярів у процесі використання дидактичних
Реферат Билеты по английскому языку для 9 класса (2002г.)
Реферат Смоленская война (1632-1634 гг.)
Реферат Рисаль, Хосе