Реферат по предмету "Социология"


Молодежь как социальная группа

Содержание
Введение
1. Социально – демократическийпортрет молодежи
2. Молодежные субкультуры
3. Вредные привычки
3.1 Употребление спиртного
3.2 Курение
3.3 Наркотики
4. Ценностные ориентации современноймолодежи
4.1 Культурные ценности современнойроссийской молодежи
4.2 Молодежь и образование
Заключение
Список литературы

Введение
Одна из актуальных отраслейсовременной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включаетв себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, исоциологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива ицелый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественнойжизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые иреформами-то можно назвать с большой натяжкой захлестнувших Россию неожиданно ибесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув всенравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколениюнорм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к.кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни наесть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти ещесвежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях,сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане,т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная ивообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь небезнравственна, как это принято считать.
Молодёжь, социально-демографическаягруппа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик,особенностей социального положения и обусловленных тем и другимсоциально-психологических свойств.
В своей курсовой работе я хочурассмотреть молодежь нашей страны как социальную группу. Попробую разобраться вценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкиваетсяпри устройстве на работу. Нельзя забывать про самые актуальные вопросы насегодняшний день такие, как преступность среди молодежи, наркомании, культурасовременной молодежи, а также проблему социального неравенства.

1. Социально – демократическийпортрет молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающаяпериод становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию кнему и будущего его обновления.
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежиотносят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.
Нижняя возрастная границаопределяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость иоткрывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возрастдостижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность,профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Находясь на переходной стадии от мирадетства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своейжизни – семейной и внесемейной социализации.
Каждому молодому человеку необходимоусвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки,представления и стереотипы.
Современная молодежь как социальнаягруппа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами.
Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет всреднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 %.Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е.возрастанию доли 25-29 летних.
Уровень репродуктивности молодыхсемей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, какправило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего,наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей,не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится ввозрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половойжизни и рост добрачных беременностей.
По данным ежегодного ДокладаГосударственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, чтоуменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительнымухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации,что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасностистраны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальнойгосударственной политики.
Ухудшение состояния здоровьянаселения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриальноразвитых странах в мирное время.
Значительное снижение уровня икачества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальнойнапряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологическихпроблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числазаболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленныхзаболеваний.
По данным научных исследований, более50 % подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервнойсистемы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы,дыхания).
К факторам, неблагоприятным дляразвития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании итоксикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей.Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовомураспространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегоднястановится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большуюугрозу для нормального функционирования всего общественного организма. Посвидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере естьрезультат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется вкризисе социализации.
Падает количество молодежи средирабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями,происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственнойсфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуетсянежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремленияк профессионально-квалифицированному и должностному росту.
Численность молодежи на селесократилась, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфересельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и ворганизациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. Всвязи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в периодперехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска,криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.
Традиционно к группам риска относятлиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков,наркоманов.
Внедрение рыночных отношений внынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сферетруда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют рядыбезработных.
К числу особо тревожных тенденцийсовременной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образованияот уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падениепрестижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числамолодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования инеориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей,профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижениеинтеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки,отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Экономическая реформа обостриласерьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащихчасто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей ирождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенносложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи исемьи с детьми.
Фактором, во многом определяющимобраз и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализацияих досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личнойбезопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, чтооколо 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со сторонысверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей.
Насилие как стиль жизни все чащеприобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50 % всехпреступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.
Решение многообразных и острыхпроблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательнойгосударственной молодежной политики.

2. Молодежныесубкультуры
Система норм и ценностей, отличающихгруппу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется подвлиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия,социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют наформирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальнойкультуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения отнее.
Молодежная субкультура — системаценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослыхи характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультурамолодежи получила заметное развитие в ХХв, в силу ряда причин: продление сроковобучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи,являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играетпротиворечивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С однойстороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой- способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Молодежнаясубкультура носит развлекательно-реактивный и потребительский характер, а непознавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, онаориентируется на западные ценности американский образ жизни в его облегченномварианте, массовую культуру, а не ценности национальной культуры. Культурумолодежи отличает и наличие молодежного (сленга), который тоже играет неоднозначнуюроль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Одним из проявлений молодежнойсубкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная формаобщения жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами,ценностями, симпатиями.
Один из первых вопросов,который возникает перед исследователем, — это вопрос о соотношении западных иотечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — хиппи, панки,рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов.
Что же было источникомконструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? ДляРоссии таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультурыначиная со стиляг конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениямии традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационныхэлементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Многиеотечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а на привнесенноеи заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности вомногих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностямироссийской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественныхмолодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированылибо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Влияние молодежныхсубкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине60-х — начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить оспецифических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур.
Субкультура хиппи — однаиз старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось«волнами»: первая волна относится к концу 60-х — началу 70-х гг., вторая — к80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резкомуменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг.неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.
Внешний вид хиппи«третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы илиджинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее — «ксивник» (небольшаякожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенички», т.е.самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данныйэлемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись средимолодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза.От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок итри-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следуетотнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.
Молодежной субкультурой,относимой к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучаюткультуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точномувоспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты —нечто среднее между клубом любителей американских индейцев ирелигиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутикеиндеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм, экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70-х — начале 80 гг.Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения ииндеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным иэнергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движенияприходится на 1985-1990 гг.
В молодежной культуре80-х — 90-х гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденнаяим толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. Р.Р.Толкин (на сленге толкинистов — Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973 г.Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру fantazy — сказочной фантастики. Толкин — мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинаетотождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших кжизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен — ролевые игры покнигам Толкина. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке.Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскомуусловному средневековью). Мастера — режиссеры игры — распределяют роли, игрокипроходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина ипредыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
Толкинистскоесубкультурное движение стало частью и продолжением российскойромантико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и вхиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х гг. отечественныетолкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали частьпредставителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков).Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций,издается обширная фэн-пресса. есть странички толкинистов в Интернете. Этосущественно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, чтотам преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится ккомпьютерным играм, переписке по Е-mail и узкоакадемическим студиям.
В 1993-1994 гг.субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путемрасширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина,но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационноотделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациямролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание не былоабсолютным.
Можно констатировать, чтосубкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболееактивно и динамично.
С определеннымиоговорками можно отнести к романти-ческоэскапистским субкультурам такжебайкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственноспортивной и интеллектуальной направленности. Вместе с тем гонки на мотоциклах- особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход ввиртуальный мир, — можно рассматривать как своеобразный эскапизм.
Байкеры — мотоциклисты,которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры — это любителирок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила покрайней мере два подъема: один в конце 70-х — начале 80-х гг., другой — уже в90-е гг. Самые крупные в России байк-клубы — московские «Ночные волки» ипитерские «Шоссейные монстры».
Хакеры (компьютерные фанаты)- молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численностьхакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеровзатруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредствомкомпьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоейобщностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, этодело будущего.
Из субкультур, названныхгедонистическо-развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров.Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров — к спортивным субкультурам,однако общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое,беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым попоследней моде, достаточное основание для их сближения при типологизации.
Субкультура рэйва (англ.– бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В Россиираспространяется с 1990-1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемникстилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночныедискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одеждырэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов(винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространениемнаркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширениясознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверскойсубкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числеди-джеи — ключевые фигуры рэйв-субкультуры, — высказывали и высказывают крайненегативное отношение к приему наркотиков.
Роллерами называютлюбителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду яркихрасцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам наколенях. В основном роллеры — школьники старших классов (13-16 лет), но есть истуденты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляютсядевушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность — несколькодесятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценойроликов — от 50 до 150 долларов и выше.
Субкультуры, относимые канархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее времямаргиналы среди молодежных субкультур. Это относится, в частности, к панкам.Влияние панковской субкультуры никогда не было значительным. Многие из нихподдерживали тесные контакты с хиппи, входили в Систему, как именовала себяобщность хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежныхсубкультур российской провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузияохватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл илитрэш-металл). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющиесебя панк-трэш-металлистами.
Деструктивный инигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х гг.от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов»,сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К середине 90-х гг. уже можноговорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Есть основанияпредполагать, что одна или несколько групп сатанистов, имеющие конспиративныйхарактер, существуют в Ростове-на-Дону. Время от времени в прессе появляютсяинтервью с лидерами сатанистов: последние, разумеется, пытаются отрицать илизатушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностейсатанизма.
В рамках субкультуранархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую иправоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов,якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями».Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьютиностранцев.
Наконец, криминальнаямолодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ееприходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение«гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое вменьшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинствамолодежных субкультур: байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой подросток, нетолько принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнутсексуальному насилию, ограблен.
Возникновение такой, а неиной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядомпричин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляютсяследующие.
1. Молодёжь живёт в общем социальноми культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтовне мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры.Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, заисключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия покоррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всехсоциальных институтов российского общества и прежде всего системы образования,учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова имолодёжь.
2. Кризис института семьи и семейноговоспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка,молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всехпредставителей “взрослого” мира не может не привести, с одной стороны, ксоциальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальнойнеадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистскогохарактера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самимивзрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети немогут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушныхбезынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности,независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемыхагентами социализации.
3. Коммерциализация средств массовойинформации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формируетопределённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агентысоциализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередачнаряду с общением — наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Вомногих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионнуюсубкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.
Молодежная субкультура естьискаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать наэффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе неприходится, тем более что и культурный уровень других возрастных исоциально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Такова пестрая картинаразнообразных молодежных движений и субкультур, которые должны стать предметомглубоких социологических исследований.

3. Вредные привычки
Угрожающий характер приобретает употребление подростками имолодежью алкоголя, токсических и наркотических веществ. Это одни из форм девиантногоповедения молодых людей.
По данным различных исследований, подавляющеебольшинство старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольныенапитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблениемнаркотиков. До 20 % российских подростков имеют опыт употребления токсическихсредств, 40% госпитализаций в психиатрическую клинику составляют подростки сделинквентным (преступным) поведением в сочетании с токсикоманией. Отмечаетсярост потребления психоактивных веществ среди девочек, уровень «пробования» иминаркотических и токсических веществ колеблется от 1 до 15 %.
Подростки, потребляющие алкоголь,наркотические средства и токсические средства (даже эпизодически), являютсяконтингентом повышенного риска, микросреда в в таких группах асоциальна, и в ихкриминальном поведении начинают преобладать корыстно- насильственныепреступления, а также изготовление, хранение и сбыт наркотических средств.
3.1 Употребление спиртного
Наиболее широко распространенная форма девиантного поведения.Абсолютное большинство молодёжи «включается» в алкогольное потребление к 16годам. Среди молодых людей старше этого возраста число тех, кто хотя бы одинраз пробовал спиртное, превышает число тех. кто его ни разу не пробовал. Чащевсего впервые пробуют спиртное в 13-14 лет.
Анализ мотивов обращения к спиртномуучеников школ и ПТУ указывает на большую степень социальной депривациипоследних. «Праздники» и «общение» — доминирующие мотивы алкогольногопотребления у школьников — у их сверстников из ПТУ встречаются реже, чем ссылкина отрицательные эмоции и скуку («хочется есть», «отнимают деньги, бьют старшиеребята», «холодно в общежитии», «тошно», «не по себе», «ничего не хочется»).
Таким образом, в то время как дляшкольников спиртное — в первую очередь атрибут веселья, для учеников ПТУ оно —возможность изменить психическое состояние, «уйти» от проблем, которые они немогут решить.
Особую тревогу вызывает тот факт, чтос каждым годом потребление подростками спиртного все чаще влечёт за собойтяжелые социальные последствия. С 1992 г. выросла доля преступлений,совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Большестало и тех, кто был задержан за появление на улице в пьяном виде, и тех, комубыл поставлен диагноз «алкоголизм и алкогольный психоз». Можноконстатировать, что потребление алкоголя среди подростков становится все болееострой проблемой.3.2 Курение
Хотя курение среди старшеклассников(15-17 лет) распространено значительно меньше, чем употребление спиртного, оно,безусловно, ухудшает здоровье подростков и влияет на их поведение.
Совсем не случайно многомиллионнаяармия курящих россиян стремительно молодеет. О том, что курение — одна из нормсоциализации подростков в группе сверстников, свидетельствуют данные о мотивахприобщения к курению.
Совершенно очевидно, что большинствоподростков начинают курить потому, что курят друзья, так сказать, «закомпанию». Сидите вы с друзьями в кафе или просто в скверике на скамейке икак-то неудобно отказать от предложенной сигареты. Не дай Бог подумают, чтовыпендриваешься, хочешь показать, что ты лучше их. Кстати, психологи называютэто социальным давлением.
Существует распространенное мнение,что, в отличие от потребления спиртного и наркотиков, курение не считаетсядостаточно серьезной проблемой здоровья подрастающего поколения и не связано сдевиантным поведением подростков. Это мнение глубоко ошибочно.
3.3 Наркотики
Употребление наркотиков, в отличие отупотребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной дляРоссии, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна длямолодых людей. С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеетмассовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше.Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство»,а наркоманы, находящиеся на излечении, — «желание получить удовольствие».
Отмечается устойчивая тенденция кпереходу от «традиционных», легко доступных психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли) к дорогостоящим, «престижным»и более разрушительным для здоровья – кокаину, героину, «экстази». Самымираспространенными наркотиками и у подростков, и у взрослых являются различныепроизводные конопли (характерно, что среди пациентов наркологической клиникимногие вообще не считают анашу наркотиком) и, в несколько меньшей степени,опийные препараты. Возраст первой пробы у мальчиков и девочек одинаков, нообстоятельства в некоторых моментах существенно различаются.
Подростки обычно приобщаются кпотреблению наркотиков в хорошо им знакомых компаниях сверстников или болеестарших, опытных потребителей наркотиков. Как правило, это знакомые, живущие пососедству. Это чаще всего мужские компании, реже смешанные.
Известно, что социальные последствиянаркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни — трудовой,политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности.Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относяттрудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленнуюзакономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами егоудовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью,связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфическойчертой наркомании общества является формирование групп или сообществнаркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения иупотребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средствна наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживатьсвязь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Длянаркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшееокружение.

4. Ценностные ориентации современноймолодежи4.1 Культурные ценности современнойроссийской молодежи
Общество, сделавшеематериальное благополучие и обогащение смыслом и философией своегосуществования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребностимолодых людей.
Усваивая поведенческиестандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определитьграницы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры,унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативнуюсферу. Подобная высшая идентификация носит конформистский характер и формируетустановку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация невсегда переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию, обретение индивидомосознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.
Культ моды, вещивизма ипотребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер.Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясьчуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной частимолодежи понятия «Россия», «родной дом, город».
Продолжается тенденциядальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, чтовыражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивногообраза человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересемолодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости инатуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр,литература, изобразительное искусство).
В социокультурныхценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. В результате этого«происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельныхимен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы невписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима». Народнаякультура (традиции, обычаи, обряды, и т.п.) воспринимается большей частьюмолодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура являетсяцементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого безэтнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающегопоколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.4.2 Молодежь и образование
На данныймомент существует серьезная опасность, что молодые люди (в особенностиподростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этомодин из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальныхрыночных отношений могут оказаться без образования и без профессии, чтоприведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи бьют тревогу:«Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическаяреклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствийдетей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий.Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что «истинноесчастье» состоит в обладании той иной «сладкой» продукцией, адоблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».
Многие изобследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок, «работу» вокругторговых ларьков более перспективным делом, чем учеба. Образ «бизнесмена», скоторым было принято связывать такие черты, как индивидуализм, накопительство,мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые социалистическому образу жизни»,становятся своеобразным фетишем. Причем и реализуется он в тех же искаженныхформах, которые были надуманно созданы старой моралью.
Исследования,проведенные петербургским социологом С, А. Ежовым в четырех городах России(Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и Нефтекамск) в 1993-1995 гг.,позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся II классов сейчасотдают предпочтение. В первую очередь — это профессии экономического,рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист,адвокат — в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии,связанные с проектированием и вычислительной техникой, программногообеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессиюархитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям:модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчики, традиционно,педагогические работники и врачи.
Значительноснизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиямгуманитарного направления.
Объединяя всесказанное выше можно сделать вывод, что образование на данный момент теряетсвои позиции, как отрасль влияющая на умы и мировоззрение подрастающегопоколения. Подростки делают выбор профессии на основе заработной платы, которуюони будут там получать, а то что может их ждать в выбранной ими сфере, даже неинтересует их.
В последниегоды появились реальные новые возможности самоутверждения личности, где нетребуется высокого уровня образования. Для многих молодых людей эти путикажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут кнастоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии творческого потенциалаличности. С каждым годом усиливается ощущение духовной пустоты,бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, котороезримо охватывает все новые и новые слои россиян.
Тревожнымсимптомом обесценивания знаний является понижение профессионального уровняработающего населения, а также падение культурного уровня, следствием чегоявляются возникновение и усиление таких негативных тенденций, как склонность ккриминогенному поведению, возрастание конфликтности, агрессии, а так же конформизмаи социальной апатии.
Среди этихпроблем можно указать на резко возросшую необходимость для каждого человекаболее адекватного представления о себе и своем месте в обществе в кризиснойситуации. Новая ситуация такова, что она не просто заставляет людейпереучиваться, но часто требует изменения системы ценностей, установок,взглядов и привычек и ставит перед необходимостью фактически стать новойличностью. В последние годы произошел переход от стабильной социальной среды кбыстро изменяющейся нестабильной, несбалансированной среде постперестроечногопериода. Новая нестабильная среда зачастую превышает адаптационные возможностиобычного человека. Перемена ситуации в России внесла много корректив вдеятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделеносегодня несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансированияповело к искажению системы воспроизводства, прежде всего научных кадров, атакже и преподавательских, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом порядкеутратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно необеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни.Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.
Многие вузы,другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровеньподготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса всистеме образования.
Однако наряду суказанными тенденциями отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним можноотнести появление гибкости в системе государственного образования, котораяпрежде всего сказалась в изменении содержания дисциплин, появлении новойпарадигмы в отношениях вуз — преподаватель — студент, возникновении новыхпедагогических технологий, спектра методов и приемов обучения.
Следуетотметить и появление совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов — альтернативных,негосударственных форм образования, уже сегодня охвативших все виды образованияот самых низких (дошкольных) до вузовского и поствузовского обучения. Этоявление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, посути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальныеконкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям(экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носятне только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые чертыв системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от техокостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.
Изменениесистемы образования повлекло за собой, с одной стороны позитивные, а с другойнегативные результаты. К позитивным результатам относится появление новыхметодов в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивойинформации, для тех кто учится. Негативные черты – это недоступность высшегообразования большинству молодых людей, так как образование сейчас стоит большихденег, а бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи сневыплатой заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что,безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися истудентами.
Проблемаобразования особенно важна на данный момент, так как России необходимыквалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.

Заключение
В условиях социально-экономических иполитических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходитсямолодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношескийнигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическоеотношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе идругим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Молодежная проблематика включает всебя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфическойобщественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, вовзаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов,ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональнойподготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе;изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений,движений.
В силу этого, внимание к молодежи, еесоциальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм иметодов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знанияэкономических, возрастных, психологических и социальных особенностей даннойгруппы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развитиямолодежной субкультуры в современных условиях.Основными целями социальной работы смолодежью являются:-    создание системы социального обслуживания молодежикак государственно-общественной целостной системы социально-психологическогосопровождения человека;
-    выявлениефакторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних имолодежи;
-    оказаниеэкстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненнойситуации;
-    увеличениестепени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь иболее эффективно разрешать возникающие проблемы;
-    достижение такогорезультата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника(конечная цель).

Список литературы
 
1.  Воронов В. Чтонужно знать о молодежной субкультуре.
2.  Гурьянова М.Поколение надежд или потеряное поколение.
3.  Здравомыслова О.Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы.
4.  Штрихи к портретупоколения «игрек».
5.  Щепанская Т.Б.Символикамолодежной субкультуры: опыт исследования системы.
6.  Зубок Ю.А.Исключение в исследовании проблем молодежи.
7.  Сергеев С.А. Квопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России.
8.  Российская молодежь:десять главных проблем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Глобальная сеть Интернет 2
Реферат Анализ деятельности фирмы 2
Реферат Женская аудитория как объект рекламного воздействия
Реферат Імені Тараса Шевченка поетико-функціональні особливості варшавського циклу „міста, де минали дні
Реферат The creation and activities of local organizations of the Bund Belarus
Реферат Комплексные методы адаптивной физической культуры, применяемые в коррекции нарушений осанки и пл
Реферат Учение Адама Смита
Реферат Советская концепция кооперации
Реферат Language In The Aristocrat Essay Research Paper
Реферат Problems Of The World Essay Research Paper
Реферат The Adventures Of Huckleberry Finn Country Or
Реферат Економічна оцінка результатів господарської діяльності промислових підприємств на прикладі ВАТ q
Реферат Advantage Of Distance Educatio Essay Research Paper
Реферат История Узбекистана
Реферат Место официально-делового стиля в системе стилей современного русского литературного языка