Реферат по предмету "Социология"


Мода и стиль жизни

МОДА ИСТИЛЬ ЖИЗНИ

ВВЕДЕНИЕ
Будучи сложнымимногоаспектными явлениями, мода и стиль жизни издавна служат объектами изучениясамых различных наук о человеке и культуре: истории и теории культуры,социологии, психологии, экономической науки, эстетики, семиотики и др.
Цель данной работы —изучение моды и стиля жизни как элементов культуры, а также как отражениястатусов различных социальных групп.
Задачи:
1. Рассмотреть моду истиль жизни как элементы культуры, выявить признаки, закономерности развития,функции моды.
2. Изучить наиболеераспространенные подходы к типологии стилей жизни.
3. Рассмотреть моду истиль жизни как важнейшие понятия социологии.

МОДА И СТИЛЬ ЖИЗНИ КАКЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
 
Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительноегосподство определённого типа стандартизированного массового поведения, воснове которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего(прежде всего предметного) окружения людей.
Какмассовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Историческимода выросла из обычая. Мода в том виде, в каком её понимают сегодня,появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение и социальноеутверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенноразвивавшийся внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].
Мода присутствует в самыхразличных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего воформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) инепосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а такжев искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении итак далее.
Ещё Адам Смит в «Теориинравственных чувств» (1759) отмечал влияние моды не только на одежду и мебель,но и на нравственность, музыку, архитектуру и т. д., подчёркивая особоезначение элитарных слоёв как объекта подражания для остального населения, чтобыло связано с возрастанием роли буржуазии в современном ему обществе (ранее,при господстве феодально-сословного строя, подражание было невозможно) [2, стр.60].
Исследования моды ииспользование её механизмов имеют важное значение для принятия решений вобласти культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы идругих областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеядавидных социологов, культурологов и философов.
Например, Спенсер наоснове анализа большого этнографического и историко-культурного материалавыделил два вида подражательных действий:
1. Мотивируемыежеланием выразить уважение лицам с более высоким статусом.
2. Стимулируемыестремлением подчеркнуть своё равенство с ними.
Последний мотив, помнению Спенсера, лежит в основе возникновения моды. модастиль жизнь
Зиммель связывалсуществование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека:отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что модасуществует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которойона тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классыстремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрироватьсвоё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокогостатуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представителивысших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокогоположения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.
Французский философ Э.Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации иразмывания отличительных признаков высокого социального статуса вкапиталистических обществах посредством моды.
Американский лингвист икультуролог Э. Сепир акцентировал роль моды как средства идентификацииличности, её самовыражения и укрепления; эту функцию мода осуществляетблагодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новыхсоциокультурных норм.
В работах  известногоамериканского социолога и социального психолога Блумера мода рассматриваетсякак средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним визменяющемся мире. Процесс формирования и распространения моды, по Блумеру,проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложениеразличных соперничающих между собой культурных образцов: на второй фазе всесоциальные группы осуществляют коллективный отбор, в результате которогосоциально одобренный образец становится общепринятой нормой [2, стр. 60].
Перечисление подходов кизучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающеезначение приобрёл подход к изучению моды как  к социокультурному явлению, как кмеханизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному сосновными ценностями и тенденциями развития современного общества.Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальныхмасштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция ивозникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословныхбарьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурныхконтактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовойкоммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однакотрадиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источникамиявляется художественное творчество, научные открытия, технические изобретения,создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].
Изучение моды не должноограничиваться её сведением только к эстетическому феномену, что приводит квыпадению из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования.Природе моды свойственны:
1. Релятивизм — быстрая смена модных форм.
2. Цикличность — периодическая обращённость впрошлое, к традициям. Другими словами, развитие моды носит циклическийхарактер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления,массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности ихприверженцев. «отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно инередко вновь наделяются модными значениями. Таким образом, мода —периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Возможно, поэтомуИ. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни».
3. Иррациональность — обращённость к эмоциям человека,предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.
4. Универсальность, так как сфера деятельностисовременной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и ккаждому отдельно.
Мода выступает каквнешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражаяособенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям модыможно отнести её возможность её конструировать, прогнозировать, распространятьи внедрять определённые ценности и образцы поведения, формировать вкусысубъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через ихпреломление современностью и конструирует на этой основе новое окружениечеловека и его самого. Мода выступает как одно из средств социализации (функциясоциализации): мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности всоциальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель).Ещё одной функцией моды является функция социальной маскировки, идентификации,дистанцирования. Современная мода испытывает тенденцию к сближению и размываниюнациональных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. В этомзаключается её «космополитичная» функция. Можно говорить также и обэкономической функции моды, связанной с её динамизмом: мода опережаетфизический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечиваетпромышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта [5, стр.581].
Однако существованиетакого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерныхчерт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:
1. Динамичность. Общество стремится к изменениям,осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.
2. Открытость. Общество стремится к разнообразнымконтактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствамии каналами коммуникации.
3. Избыточность. В обществе существует развитаясистема тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточностьразнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых можетосуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).
4. Социальнаядифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельнона различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий икаст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могутподражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в нихсуществует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы вдругую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная(переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).
Стремясьзафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует,социологи обозначали его по-разному.
К.Маркс часто обозначал его термином «Gemeinwesen» (буквально: «общее существо»),подчеркивая в нем роль кровного родства, общность собственности, языка иобычаев, простоту и однородность социальной структуры. По Марксу, Gemeinwesen вбольшой мере отличает все докапиталистические формации.
Немецкийсоциолог Ф. Теннис (1855—1936) характеризовал подобный тип как «общность», или«общину» («Gemeinschaft»). «Общину», основанную на чувстве, он противопоставлял«обществу» («Gesellschaft»), базирующемуся на рассудке.
Французскийсоциолог Э. Дюркгейм (1858—1917) описывал этот тип как общества «с механическойсолидарностью» (основанные на полном поглощении индивидуального сознанияколлективным) в противовес обществам с «органической солидарностью» (основаннымна разделении общественною труда, взаимозависимости и взаимообмене).
Переченьподобного рода обозначений можно было бы продолжить, но наиболеераспространенным из них в социологии стал, пожалуй, термин «традиционноеобщество». И объясняется это, по-видимому, тем, что, несмотря на всемногообразие обществ, относимых к «традиционному» типу, их объединяет то, чтоони управляются обычаем. Каждый тип общества порождает соответствующие емуформы социальной регуляции, т. е. такие формы, которые способствуют сохранению,укреплению и развитию его базовых черт. Обычай в традиционных обществах —универсальная форма социальной регуляции. В этих статичных и закрытых обществахон играет такую же регулярную роль; какую в обществах динамичных и открытых(называемых условно «современными») играет мода [1, стр. 2].
Современная мода имеетдве существенные особенности: мода XX-XXI вв. представляет собойсистематические, организованные, масштабные трансформации внешнего ивнутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трёхпредметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчасмодный стиль держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмовраспространения моды большинство исследователей высказывается за ведущую рольпсихологических факторов: подражание, стремление к общественному величию,«желание быть значительным», обретение социальной опоры. Наряду с этимифакторами указывают ещё на массовую привычку, на то, что мода выступает какоценивающая и предписывающая сила. Сила тех или иных факторов в каждыйконкретный период определяется соответствующими общественными условиями [5,стр. 581].
Стиль — устоявшаяся форма художественногосамоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либоотдельной личности.
Тесно связанное сэстетическим самовыражением и составляя центральный предмет истории литературыи искусства, понятие это, однако, распространяется и на все иные видычеловеческой деятельности, превращаясь в иные виды человеческой деятельности,превращаясь в одну из важнейших категорий культуры в целом, в динамическименяющуюся итоговую сумму её конкретных исторических проявлений.
Стильжизни – это способ,которым живет индивид или группа. В его основе — некий ценностный стержень,который направляет индивида на цель, помогает определить параметры и путидостижения успеха с точки зрения их приемлемости или неприемлемости в контекстеего ценностного мира, помогает корректировать и «проверять» жизненно важныерешения [3].
Проблематикастилей жизни изучается в социологии достаточно основательно. В западнойсоциологии проблема изучения стилей жизни имеет традиции и является достаточноразработанной. В отечественной же социологии данная проблема по-прежнемуостаётся открытой.
Вмарксизме тематика стилей жизни связывается с фундаментальным понятием «образжизни», которое К. Маркс положил в основание разделения общества на классы,поэтому долгое время в отечественной социологической литературе стили жизнипреимущественно рассматривались в контексте проблематики образа жизни.
Западные социологи отдавали предпочтение понятию «стильжизни». Помимо интерпретаций М. Вебера и П. Бурдье, где понятие стиля жизнипомогало расширить рамки классового подхода в объяснении характерараспределения властных отношений, развивались и другие идеи. Примероманалитического определения стиля жизни  через выявления его структурных компонентов,могут служить идеи Ханса-Пауля Мюллера. Ученый считает, что стиль жизнихарактеризуется рядом формальных признаков: целостностью, добровольностью,характерностью и стилизацией.
Целостность означает, что жизненный стиль личности или группы,определяет с большей или меньшей полнотой все их жизненные проявления. Он даетцелостный образ личности или группы, который может быть схвачен не только изцелой жизни, но даже из мелких ее деталей.
Добровольность. Человек не выбирает класс, слой, социальную группу, ккоторой принадлежит по рождению, воспитанию, образованию, размеру дохода. Вслучае же жизненного или культурного стиля всегда на лицо выбор, что отличаетего от традиции или канона. Практикующий какой-то стиль индивид свободен впринятии или отвержении того или иного культурного выбора.
Характерность – это момент своеобразия, который дает жизненному стилю свойлегко идентифицируемый и безошибочно узнаваемый облик.
Распределение шансов стилизации. Масштаб возможностей  стилизации,имеющихся в конкретном обществе, зависит от многих факторов. В первую очередьот его ценностей и нормативной системы, а также от уровня жизни и материальногоблагосостояния граждан.
Такимобразом, стиль жизни является внешним выражением, практическим воплощениемосновных ценностей личности, тактическим проявлением его стратегическихпредставлений [3].
В самом общем виде всоциологической литературе под стилем жизни понимается определенный типповедения людей, исторически сложившаяся форма жизнедеятельности социальногосубъекта. Стиль жизни выступает как презентация свободного выбора индивидомсвоего повседневного поведения и формой проявления самореализации личности.
Стильжизни распознается по ряду внешних признаков, среди которых существенны:внешний вид (одежда, прическа, макияж и т. д.), дизайн и функциональностьжилища, вещей, язык повседневного общения, знаки и символы как средствакоммуникации, особенности труда, быта, досуга, круг интересов, отличие «своих»и «чужих» в разных сферах жизнедеятельности.
Болеесложным является понимание внутренних характеристик стиля жизни, и прежде всегоорганизующей его картины мира (культурной картины мира). Влияние на стили жизнимоды, рекламы, СМИ и других сильных средств потребительских ориентаций возможнов той мере, в какой это дозволяется картиной мира, отражающейценностно-нормативную систему, освоенную личностью в ходе социализации [4, стр.11].
ПОДХОДЫК ТИПОЛОГИЗАЦИИ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Внекоторых работах мы можем найти теоретическую интерпретацию признаков, по которымразличаются между собой стили жизни. В литературе они трактуются по-разному исвязываются с разными факторами воздействия. Часто в качестве различительныхпризнаков фигурируют чисто внешние детали: особенности одежды, причесок,предметов, по которым узнаются «свои» (знаковых отличий), речи и т. д. Учитываяважность таких различий, тем не менее, обосновывается целесообразностьтипологизации стилей жизни по основанию ценностных ориентаций. В соответствии сэтим подходом стили жизни можно свести к пяти основным группам.
Перваягруппа связана сориентацией на успешною деловую карьеру. Это позиция характеризуется каксоциальная норма. Она отражает и активность молодой генерации, и возможностидля самореализации, и расчет на материальный достаток, признание в обществе,получение доступа к инструментам власти и т. д.
Втораягруппа ориентированана стремление к наслаждениям от жизни, которые обозначены как гедонистические.Такая ориентация признается в обществе, не противоречит социальной норме, хотяи не является ее последовательным воплощением, поскольку отводит слишкомничтожное место общественному долгу.
Третьягруппа выделяется потакому основанию, которое обозначено термином «экстрим» (слово «extreme» имеетв английском языке несколько значений: противоположность; высокая степеньчего-либо, высшее достижение; непомерный, чрезвычайный, чрезмерный;исключительный, особенный; в разговорном языке словом «экстрим» в большинствеслучаев обозначают какие-либо выдающиеся, экстраординарные действия, какправило, связанные с опасностью для жизни). В известном смысле, экстрим такжесвязан с удовольствием, как гедонизм, однако разница заметна в том, что первоеосновано на риске и чувстве опасности, в то время как второе предполагаеткомфорт. Отсюда и существенные отличия в жизненных стилях, основанных нагедонизме и экстриме.
Четвертаягруппа обозначенакак ориентированная на альтруизм. Здесь на передний план выходят ценностислужения людям, поведение, организация жизни подчиняется нравственному принципубескорыстного служения другим людям, самоотречения, сострадания, милосердия. Кэтой группе отнесена и ориентация на религиозные ценности.
Пятаягруппа обозначаетсячерез высокую мотивацию к освоению мировой и отечественной культуры, ориентациюжизненных планов на развитие личности и ее творческих способностей. Эта позицияпроявляется в среде учащихся на всех уровнях образовательного процесса, но неявляется всеобщей, более того, нередко встречает отпор в среде, гдераспространены другие ценности «хорошей жизни», а носители стремления кпознанию, науке, высокому искусству могут подвергаться различным социальнымпрактикам исключения.
Пятьвыделенных позиций предполагают определенные внешние условия. Такими условиямидля первых трех позиций, в частности, являются преимущественно городская жизнь,где повседневность предполагает наличие спектра возможностей для выбора способасамореализации молодого человека, подготовки к этой самореализации. Имеетзначение и такой фактор, как мирная обстановка (отсутствие войны, чрезвычайногоположения и т. п.). Четвертая позиция получает возможность развиваться вусловиях оживления деятельности церкви, благотворительных организаций. Онаотражает установки некоторой части людей на заботу о ближних, самоотречение,аскетизм. Пятая позиция может быть эффективно реализована в условияхдоступности образования, форм реализации в творческой деятельности (научной,технической, художественной и т. д.).
Речьне идёт о существовании выделенных групп стилей жизни в чистом виде, можноговорить лишь о преобладании тех или иных ценностей [4, стр. 13-14].
Известныйотечественный социолог Людмила Ятина выделяет четыре стиля жизни: «вещизм»,«прагматизм», «активизм» и «гедонизм». Эта классификация основана на«ценностных ориентациях личности, проявляющихся в отношении к другим людям, квещам, использованию социально значимых ресурсов (образования, социальныхсвязей, свободного времени и др.)». По Ятиной, стиль жизни — это устойчивыйспособ (система, форма) использования социально значимых ресурсов.
«Гедонизм»характеризуется ориентацией на себя, практиками на получение удовольствий отухода за собой, своим телом, развлечений, потреблений. С позиций «гедониста»главной функцией социальной практики, будь то сделанная причёска, одежда,машина или участие в культурно-массовых мероприятиях, должна быть не еёполезность, практичность, а то, что она направлена на получение удовольствия.Работа и общение также подчинены этой идее.
«Вещизм»также характеризуется ориентацией на себя. В отношении к вещам эти два стиляотличает способ бытия. Если «гедонизм» характеризуется деятельностнымотношением к вещам, то «вещизм» — потребительским, главное отношение к вещампроявляется в обладании ими. Принципильно различается и характер потребления.Если для «гедониста» проблема приобретения вещи решается в форме «нравится – ненравится», то для того, чей стиль жизни определяется как «вещизм»,приобретение, владение вещью служит главным удовольствием. Для «гедониста»источником наслаждения может служить вождение автомобиля, для «вещиста» — обладаниеавтомобилем как дорогой вещью.
В«активизме» и «прагматизме» отношение к людям характеризуется направленностьюне только на себя, но и на других людей. Что касается отношения к миру вещей,то для «активистов» оно выражается в действии, стремлении к преобразованиям, адля «прагматиков» любое действие становится ценным в силу своей полезности, онодолжно приводить к обладанию. Например, если для «активиста» главная ценностьработы может содержаться в самом процессе, коммуникации, поддержании социальныхконтактов, то у «прагматика» на первое место выходит выгодность, карьера,которая увеличит возможности обладания атрибутами.
Как ив первом случае, речь не идёт о существовании выделенных стилей жизни в чистомвиде [6].
Средизападных социологов популярностью пользуется классификация «VALS» («Ценности истиль жизни»), начало которой положил Арнольд Митчелл.
Вэтой классификации объединены четыре основные класса стиля жизни, каждый изкоторых  включает ряд подгрупп, а именно:
1. Движимыепотребностью (стремящиеся выжить и сохранить свой статус).
2. Традиционалисты(устойчивые члены своего круга, подражатели и достигшие положения).
3. Новаторы(эгоцентристы, жизнелюбы, сознающие себя членами сообщества).
4. Интегрированные.
При всей спорности подобных классификаций, они представляютдостаточный интерес, поскольку в них увязаны воедино жизненный уровень,образование, достижимые стратегии, характер включения в социум ипсихологические особенности индивидов различных стилевых групп [3].
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОДЫ И СТИЛЯ ЖИЗНИ
Социологическийподход к моде и стилю жизни предполагает рассмотрение их как отражение статусатой или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сферепотребления, формируя образы вещей — символов престижа. Изменение моды связанос «износом» этих символов.
Статус,по М. Веберу, — это не только  позиция индивида в обществе, но и атрибутсоциальных групп и коллективных стилей жизни. Такой подход к определениюстатуса называется структурным. В то время как американская социологическаятрадиция фокусировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая отМ. Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальнымипоследствиями существования статусных групп и статусных общин. Под схожимстилем жизни, характерным для статусных групп или статусных общин, М.Веберпонимал: общую моральную систему, общий язык, культуру и религиозные отличия.Стиль жизни объединяет, солидаризирует сообщества, изолирует и защищает их отдругих, помогает вырабатывать общие механизмы использования социальнокультурных выгод и привилегий их формального статуса.
Помимоструктурного определения статуса, можно признать как минимум еще два: статускак набор политико-правовых прав, закрепленный властной иерархией (гражданскийкомпонент статуса) и статус, как стиль жизни (культурный статус).
Статус – это достигаемая и «обороняемая» социальная позицияза коллективное право на доступ к ограниченным ресурсам. В отличие от классов,которые, по теории К. Маркса, в концентрированном виде выражают оппозиционныеобщественные отношения и выступают реальными агентами социальных изменений, статусныегруппы, по М. Веберу, выделяются на основе общности их образа, моды и стиляжизни. Экономическое богатство, доступ к материальным ресурсам, так называемыйсоциальный старт индивида не являются единственными критериями социальнойвласти и влияния. В определенных исторических обстоятельствах образовательныйстатус (власть  образованных) может обеспечивать больший доступ к ресурсам, чемвласть собственников [3].
Многие известныемыслители в рамках социологического подхода считают моду классовым явлением:мода различных социальных слоёв всегда различна.
К атрибутам внешнего видау средних и высших слоёв относят не только одежду, но и средства передвижения,например, автомобили. Автомобиль для многих людей — это уже не столько средствопередвижения, сколько средство завоевания репутации преуспевающего человека.Чем выше слой, тем выше нормы. В результате парадокс, наблюдаемый во все века:и бедные, и богатые выбиваются из сил, стремясь поддержать «приличный уровень»потребления. Вся мировая литература прошлых веков полна историями о помещиках,чиновниках, буржуа, которые тонули в долгах, но организовывали балы, содержалибольшие экипажи, покупали дорогую одежду, жили в больших домах и держали многонеэффективно используемых слуг. Наше время не является исключением.
Индустриализациястимулирует переселение людей в города (урбанизацию), что делает жизнь людейболее анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом неперестаёт быть одиноким. Его в течение дня окружают тысячи людей, которых он незнает и которые не знают его. В этой ситуации лишь через определённый стильжизни, через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономическийстатус. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного видасущественно больше, чем деревенские жители. Затраты на видимые формыпотребления в городе растут за счёт экономии на скрытых формах. Как говорил Т.Веблен, «для поддержания приличного внешнего вида городскому населению вбольшей степени, чем сельскому, свойственна привычка жить впроголодь».
Однако на уровне новогосреднего класса дорогая деловая одежда, превосходящая по своей стоимостиреальные возможности индивида, порою является средством получения хорошейработы, поскольку создаёт образ преуспевающего человека с хорошим вкусом. Этастратегия требует очень развитого чувства меры, так как легко может датьобратный результат. В условиях, когда реальные доходы уже известны, чрезмерныепо существующим стандартам траты на потребление могут создать дурноевпечатление.
Модные стандартыотносительно легко циркулируют от общества к обществу, от одной социальнойгруппы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации.В различных обществах и группах одна и та же мода зачастую по-разномуинтерпретируется, за ней могут скрываться различные и даже противоположныеценностные ориентации.
Стильжизни представляет собой совокупность устойчиво воспроизводимых образцовповедения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью дляопределенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общностии включенные в них личности как рамки повседневной жизни. Эти рамки задаютмасштаб и направленность самореализации личности в обществе.
Такимобразом, стиль жизни имеет сложную связь с социальной структурой: с однойстороны, по стилям жизни дифференцируются более крупные социально-классовыегруппы, с другой, дифференциация социальных общностей по стилям жизни необязательно совпадет с социально-классовой дифференциацией, и тот или инойстиль жизни может быть выявлен в сообществах, относящихся к разным классам.Большее значение для дифференциации по стилям жизни имеют половые, возрастные,образовательные характеристики [4, стр. 11].
Внимание к тематике стиляжизни в мировой социологии в последние десятилетия стало устойчиво расти. Этообстоятельство важно оценить не само по себе, а в контексте исследований социальнойструктуры. Стиль жизни стал своего рода лазейкой для многих исследователей в ихстремлении преодолеть трудности социально-структурного анализа в условиях быстрыхсоциальных перемен.
Понятие«стиль жизни» уже давно в отечественной социологической литературе стало своегорода дополнением базовой категории марксизма образ жизни, через характеристикикоторого осуществляется разделение людей на социальные классы.
Понятие «образ жизни»традиционно связывается с советской социологией, где оно имело ярко выраженныйидеологический характер. Привычными были такие словосочетания, как:«правильный, советский» и  «чуждый, враждебный, буржуазный» образ жизни. В ихоснове  лежала интерпретация положений К.Маркса о том, что помимо отношения ксредствам производства и наличия (отсутствия) собственности, классы отличаютсядруг от друга и соответствующим  образом жизни. Точные дефиниции этого понятияотсутствовали, оно применялось как к обществу в целом, отдельной личности, так и к некоему идеальному типу, например — «образ жизни советского человека» [3].
В отечественныхисследованиях образа жизни марксова трактовка класса во многом определялааспекты, на которые обращалось преимущественное внимание исследователей. Вновейших характеристиках понятия «стиль жизни» отечественными социологами егосодержание по-прежнему нередко сопоставляется с образом жизни как объективнымоснованием субъективных стилевых различий.
Помере того, как социальная структура индустриально развитых обществ усложнялась,внимание к стилям жизни росло как к известной альтернативе деления общества поклассовому признаку. В социологической литературе Запада проблематика стиляжизни во многом оказалась отделенной от проблематики социально-классовойструктуры, и связывается с проблематикой социальных идентификаций. Рядисследователей выдвигают на первое место типичность и нормативность стиля жизникак регулятора человеческого поведения (П. Бурдье, А. Митчел, П. Глуховски).
Интересномнение отечественного социолога Михаила Черныша, который несколько утрированноговорит о том, что «в современной социологии стиль жизни выступает как антиподстатуса, ломающий его рамки и противопоставляющий материальным различиямразличия культурного, досугового плана». Начало этому процессу, он видит в том,что считавшиеся до определенного времени статусными, большинство товаров иуслуг «эксклюзивного» потребительского рынка перестали быть таковыми в силусвоей доступности для многих. Потеря социально значимых маркеров высокого илинизкого социального статуса затрудняет процессы социальной идентификации. Вэтой ситуации возрастает значимость стиля жизни, который по-новомумаркируетиндивидов и помогает манипулировать их потребительскимипривычками. Безусловно, характер потребления и стиль жизни самым теснымобразом взаимосвязаны, однако, во-первых, невероятно трудно понять, чтоявляется здесь определяющим, а во-вторых, неправомерно сводить стиль жизниисключительно к специфике потребительского поведения [3].
Интереснорассмотреть роль моды и стиля жизни в молодёжной среде. Молодёжь — это особаясоциально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфическойролью в культурной, экономической, социальной и политической жизни общества,переживающая период социальной зрелости, получения знаний, трудового инравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений ипополнить их собственным творчеством.
Модаслужит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту:отсюда её особое значение для молодёжи. По мнению социологов, постижениесущности моды проходит несколько этапов. На первых порах наблюдается слепоеподражание — собственные вкусы и стиль жизни не принимаются в расчёт.Следующему этапу, этапу освоения, характерно уже более критическое отношение кновомодным эталонам, развивающийся вкус позволяет отказаться от простогокопирования. Высший этап — это когда выбору костюма свойственны осознанноеотношение к моде, учёт индивидуального стиля, социального статуса. Здесьформируется необходимая критичность, а моду изучают творчески. Для современноймолодёжной моды характерны стилевая выразительность и смелость решений. В нейодновременно существуют несколько стилей.
Трактовкастиля жизни как совокупности устойчиво воспроизводимых образцов поведения,социальных и культурных практик, соотнесенная с особенностями такой социальной группыкак молодежь, порождает особые характеристики стиля жизни, которые не всегда могутприменяться к другим возрастным группам или, по крайней мере, нуждаются вкомментариях, уточнениях. Возможность культурной автономии молодежи всовременном обществе, а также ее самореализации в формах культурнойдеятельности делают стили жизни молодежи достаточно заметным общественным икультурным явлением. Стили жизни выступают как существенная характеристикамолодежи, социально-структурные свойства которой находятся в стадии становления[4, стр. 11].
Сегодняпреимущественное распространение получают образцы стилей жизни,характеризующиеся гедонизмом и экстримом. Однако значительно представлена иориентация определенной части молодежи на стили жизни, характеризуемые альтруизмом,стремлением к образованности и творчеству.
Характерныедля молодежи стили жизни по большей части рассматриваются сквозь призмупроблематики молодежных субкультур, что оставляет за рамками исследований поэтой тематике основную массу молодежи [4, стр. 12].
Развернутыйанализ социальных конструкций, определяющих стиль жизни, излагается в работеМайкла Брейка «Молодежная культура. Социология молодежной культуры исубкультуры в Америке, Британии и Канаде». Автор выделяет такие компонентыстиля, как  имидж, манеры и арго. Важным моментом стиля он также считалчеткое отделение работы от досуга. Имидж, как внешнее доказательствоприверженности к определенному статусу – одежда, аксессуары, телесные украшения(пирсинг, татуировки, драгоценности, и др.) важны для презентации себя,идентификации со значимой (референтной) группой. Манеры – телесныепроявления себя, то есть — походка, осанка, жестикуляция  – это то, как индивидреализует свой имидж в общении. Манеры помогают окружающим оценить искренностьи правдивость стиля. Арго — это не просто сленг, характерный для тойгруппы, к которой индивид себя реально или символически относит, это еще исловарь, способ коммуникации с помощью понятного данной группе языка. Очевидно,что во всех этих значимых элементах стиля проявляется нечто внутреннее, стильтрудно просто изобразить, сыграть. Эти черты стиля жизни невероятно важны дляхарактеристики молодежи. Хотя и не следует понимать это таким образом, будтостиль жизни является атрибутом только этой возрастной группы. Так, например,«молодежные» стили жизни, отличающиеся активностью, мобильностью, оптимизмом,склонностью к риску, эксклюзивности, самопрезентациям, вовсе не являютсяисключительно молодежными. Так же, как и другие стилевые образы, образ«молодежный» подчеркивает доминирующую ценность, ассоциирующуюся с самоймолодостью. Сам же стиль могут практиковать  далеко не все молодые люди, адовольно часто – зрелые и даже пожилые, что активно эксплуатируется, например,в рекламе  омолаживающей косметики или модных автомобилей [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство социологов внаше время считают, что для современного общества характерен полистилизм, икаждый индивидуальный стиль существует параллельно с другими стилями ивзаимосвязан с ними. Следовательно, изменяется и понимание моды. Мода — этопрежде всего совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённойобщественной среде в определённое, обычно недолгое время. Сегодня продолжаетсяразговоры о моде, но, по большому счёту, мода как явление элитарное и массовое перестаётсуществовать. Каждый стиль, нашедший своих представителей в обществе, являетсядля них модным. Сколько стилей, столько и мод. Другими словами, модно то, чтопользуется спросом. Что сегодня модно каждый выбирает сам для себя всоответствии со своими ценностями и потребностями, представлениями о красоте,идеалами, личностными ценностями.
Еслив середине XX века существовало одновременнодва-три выраженных направления моды, то сегодня их бессчётное количество. Втакой ситуации главное — найти свой стиль, подчёркивающий характеристики своейличности.
Иметьсвой стиль — значит быть самим собой. Порой для этого требуется иметь смелостьи даже мужество. Но именно верность себе, своему стилю создаёт неповторимый,выразительный и запоминающийся образ.
В заключение хотелось быотметить, что по результатам социологических опросов, проведённых в 2008 году,на вопрос «по Вашему, мода — это…» 48,51% (или 98 из 202) респондентовответили: «часть философии и стиль жизни», а на вопрос «насколько Вы следуетемоде» 52% (или 101 из 198) опрошенных ответили: «Стараюсь следовать по мересил, но к фанатам моды себя не отношу» (данные электронного ресурса – www.rin.ru).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Гофман, Л.Б., ЛеаковичВ.П. Обычай какформа социальной регуляции / Л.Б. Гофман, В.П. Леакович // Советскаяэтнография. — 1973. — № 1. — С. 14.
2. Культурология. XX век: энциклопедия. – т. 2. – СПб.:Университетская книга. – 1998. – 447с
3. Омельченко, Е.Такие похожие, такие разные / Е. Омельченко – [электронный ресурс]. – www.sociocult1.ksu.ru.
4. Сафарян, А.В.Стили жизни молодёжи как целевой аудитории телевидения: автореферат диссертациина соискание учёной степени кандидата социологических наук / А.В. Сафарян. –Москва: Московский гуманитарный университет, 2008. – 26 с.
5. Социология:энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М, Евелькин и др. – Минск:Книжный Дом, 2003. – 1312с.
6. Ятина, Л.Полистилизм: новый этап в развитии моды / Л. Ятина. – [электронный ресурс]. – www.socnet.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.