Реферат по предмету "Социология"


Молодежь и современная армия

Содержание
 
Введение
Глава I. Имидж армии всовременном обществе
Глава II. Отношение молодежи ксовременной армии
Заключение
Список источников и использованной литературы

Введение
Проблемы,связанные с имиджем различных социальных институтов и государственныхорганизаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается безвнимания и образ современной российской армии.
Армия, современ образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждогогосударства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так иво внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, чтона чьей стороне находиться армия, за тем — реальная власть. Армия — этосоциальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве итеснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии являетсянеотъемлемой частью престижа государства.
Желаемое иреальное состояние Российской армии на сегодняшний день сильно различаются.Государство сейчас нуждается в профессиональной, боеспособной армии. Реальноесостояние Российской армии на сегодняшний день: утрата боеспособности;техническая деградация; ухудшение санитарно-бытовых условий; падение боевогомастерства, умения воевать. Проблема отношения молодежи к армии появилась ещё вцарской России. После воцарения Петра I армия Российской империи начинаеткрепнуть. В конце XVIII в., в начале XIX в. русская армия под предводительствомА.В. Суворова, М.И. Кутузова и других по праву считалась одной из сильнейших вЕвропе. В начале XX в. русская армия сильно разобщена и деморализована. Но ксередине XX в. статус Советской армии сильно повышается. Сейчас, к сожалению,статус и престиж Российской армии сильно упал. В обществе негативное отношение,так как армия не выполняет своей главной функции — функции защиты. И средимолодёжи наша проблема наиболее актуальна, потому что именно ей предстоитслужить. Особняком у молодежи в системе ценностных ориентаций и установок стоитотношение к армии. Общепризнанным мнением можно считать тот факт, что престижслужбы в российской армии основательно подорван. Вместе с тем нельзя сказать,что отношение к нынешнему состоянию армии отражает позицию к армии какобщественному институту. Большинство молодёжи в принципе не против несениявоенной службы, но считает, что необходимо улучшить условия содержаниявоеннослужащих./> Целью данной работы является анализотношения молодежи к современной армии и все противоречия и аспекты данногоотношения, условия его формирования. Для достижения этой цели необходимо решитьследующие задачи:
— рассмотретьимидж армии в современном российском обществе
— проанализироватьосновные направления в формировании мнения молодежи о службе в российскойармии;
— выявить особенностиотношения призывников к службе в армии

ГлаваI. Имидж армии в современном обществе
Обсуждениеданных проблем становится бессмысленным, если не определить содержание понятия«армия», которое весьма неоднозначно и употребляется в различных смыслах:во-первых, армия — часть вооруженных сил государств (исключая военно-морскойфлот), в некоторых странах (например, США) — это только сухопутные войска;во-вторых — это оперативное объединение, включающее дивизии, бригады ианалогичные части более низкого уровня; в-третьих – вооруженная организациябольших социальных групп для защиты своих интересов. В последнем варианте под«армией» понимается чаще всего совокупность всех вооруженных формирований(применительно к России это, например, Вооруженные силы РФ, внутренние войскаМВД РФ, пограничные войска ФСБ, войска Гражданской обороны и т.п.), создаваемыхгосударством для осуществления военной политики. В этом смысле армия являетсяосновным элементом военной организации государства, социальным институтом.
Рассматриваемоепонятие в третьем значении имеет ряд сущностных моментов:
1) создает исодержит армию государство; ее строительство и функционирование детерминируетсяполитикой и экономикой государства и регламентируется конституцией, законами,международно-правовыми нормами;
2) это основноеи решающее средство ведения вооруженной борьбы (войны), обладающее определеннойбоевой мощью;
3) еефункционирование представляет особый вид социальной деятельности (военнойдеятельности), понимать это особенно важно при социологическом подходе к анализурассматриваемого феномена.
Армия тесносвязана с основными сферами жизни общества. Функционирование и развитие армииопределяются, прежде всего, уровнем материального производства, состояниемвоенно-промышленного комплекса, от которого зависят обеспечение ее техникой ивооружением, количественный состав. Воздействие на ее состояние оказываютсоциальная, национальная, конфессиональная структуры. Эти факторы влияют наличный состав армии, на характер взаимоотношений между военнослужащими,морально-политическое единство армии и общества. От характера взаимодействиясоциальных и политических факторов зависит эффективность использования, каквоенного потенциала общества, так и боевого потенциала армии. На состояниеармии воздействуют также духовная жизнь общества, его культура и наука.Значительную опасность для политической стабильности государства представляетприменение армии не по функциональному предназначению.
В разноевремя и в разных социальных контекстах имидж армии меняется в зависимости отряда факторов, бывая как положительным, так и отрицательным. Различают такжетекущий имидж, складывающийся на основе реальной ситуации (который, впрочем,может и не отражать ее в полной мере, поскольку конструируется на основеупрощенного, стереотипического восприятия), и идеальный (желаемый), содержащийв себе те характеристики и черты, которые считаются предпочтительными,желательными для некой идеальной модели. Идеальный имидж представляет собой то,какой армия должна быть.
Суммируясказанное, можно предложить такое определение понятия «имидж армии». Это — образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект (армию) свойствами(социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеютоснования в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальнойзначимостью для воспринимающего такой образ. «Имидж» ограничивает рациональноепознание армии и в то же время внушающим воздействием создает специфическуюсоциально-психологическую установку действия.
Итак, имиджармии может быть как основным, так и побочным продуктом деятельности, но он невсегда искусственное образование. Есть основания полагать, что в настоящеевремя активные действия со стороны государственных органов по формированиюположительного имиджа российской армии носят, скорее, разрозненный характер,осуществляются по остаточному принципу ввиду дефицита средств на содержаниевоенной организации. Но существует обратная связь, для которой характерновыражение «to live up to one's image» — «жить на уровне своего имиджа». Эточрезвычайно актуально в нашей действительности. Важно не только создать имиджармии, но и жить на уровне этого имиджа, все время его оправдывая и подкрепляя,иначе он окажется разоблаченным. Другими словами, как военнослужащим — основнымпредставителям военной организации, так и самой армии едва ли удастсясоответствовать созданному респектабельному и высоко функциональномуобразу-представлению без обеспечения правовой защиты военнослужащих, решениякомплекса социально-экономических проблем (жилье, денежное довольствие,социальное страхование и т.д.), обеспечения современной техникой и вооружением,повышения качества призываемого контингента и т.д. Условия XXI века предъявляютк важному политическому инструменту государства — армии высокие требования,значительное несоответствие которым не способен завуалировать никакой имидж.
Целенаправленноеконструирование имиджа со стороны государства мало заметно. Но косвенноесоздание можно наблюдать, например, в циклах художественных фильмов и сериалов,посвященных военной службе в современных силовых ведомствах, прежде всего вВооруженных силах России. Примером формирования негативного образа армии, ксожалению, являются фильмы из серии «ДМБ».
Если на рынкевнутренней телевизионной продукции мы сталкиваемся с подобными фактами, то чегождать от зарубежных производителей, главным из которых является Голливуд. Вовсех голливудских фильмах образ российского военнослужащего предвзятый,унизительный, амбициозный или, в лучшем случае, насмешливо пренебрежительный(например, образ российского летчика-космонавта на станции «Мир» в фильме«Армагеддон»). Этими фактами, влияющими на имидж российской армии, можно былобы пренебречь, если бы не широкая экспансия американского кино на нашихэкранах. Целенаправленно или в виде побочного продукта этот образфункционирует, обеспечивая узнавание и программирование ожиданий обывателей поотношению к главному элементу военной организации нашего общества — армии.
Применительнок российской действительности следует упомянуть о следующей особенности восприятияимиджа армии. Напомним, что армия — это все вооруженные формирования государства.Однако в массовом сознании, в ходе ретрансляции средствами массовой информации происшествия,случившиеся, например, во внутренних войсках, вызывают реакции, которые автоматическипереносятся на Вооруженные силы. И они как источник проблемы приводят к критикедеятельности армии, под которой понимаются войсковые части Министерстваобороны.
Подобныетребования оборачиваются призывами если не роспуска Вооруженных сил, то, по крайнеймере, их срочного, кардинального реформирования. Это при всем том, чтовнутренние войска подчинены Министерству внутренних дел и к Вооруженным силамне относятся.
На конкретномуровне отражения особенно благоприятно воспринимается образ армии, при условии,если явно просматриваются положительные для общества результаты ее функционирования.Речь не обязательно должна идти о военных победах, важным является обеспечениепосредством армии экономических интересов России на мировом рынке, участие в подготовкеисходных позиций соответствующим институтом государства в проведении эффективныхмежправительственных переговоров по различным вопросам. К сожалению, редко можноуслышать из официальных источников о том, что статус России в мире во многом поддерживаетсяпока еще значительной военной мощью. Таким образом, необходимо объединениеусилий государства и общественных институтов для формирования положительногоимиджа армии в современном обществе.
 
Глава II. Отношение молодежи к современной армии
армия военная службамолодежь
Что касаетсяотношения к современной армии, то социологические исследования показывают, чтов сознании общества все более активно присутствуют две практическипротивоположные тенденции. Одна из них — это рост доверия населения к силовымструктурам, и в первую очередь к армии, другая — стремление значительной частимолодых людей (при активной поддержке их родителей) уклониться от воинскойслужбы, низкий престиж воинских профессий в глазах значительной части молодежи.
Ретроспективныйанализ исторических коллизий, переживаемых Россией с конца 80-х годов, даетправо заключить, что непродуманная и стихийная политика того периода во многомспособствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил, причем во всехсферах. Например, конверсия ВПК и увольнение в запас офицеров — этоэкономический аспект проблемы, фактическое противопоставление армиигражданскому населению в известных ситуациях (события в Вильнюсе, Тбилиси,«путч» 1991, массовые расстрелы 1993, и пр.) — политическая проблема,«пересмотр» отечественной истории (в частности — по отношению кОтечественной войне 1941—1945 годов) — разрушение исторического сознания, асоответственно — гражданственности и патриотизма постсоветских поколений и т.п.
При этом ещеболее обострились внутренние проблемы армии, которые стали уже «притчей воязыцех» — это и дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам — срочникамсо стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств, даже наэлементарные нужды — известны случаи заболевания солдат дистрофией отнедостатков питания — и многое другое.
Отдельныйвопрос — это «горячие точки», где молодые люди гибнут тысячами. Вданном случае нам не представляется возможным даже комментировать эту тему.
Названныйкомплекс проблем естественно способствует тому, что значительное число молодыхлюдей стремится избежать службы в армии — просто из чувства самосохранения.Сегодня многие из них просто «косят» различными, в том числе и противозаконнымисредствами. Но социальный запрос на альтернативную гражданскую службубазируется не только на этом. Общество изменилось, экономические и политическиесвободы, свобода совести и убеждений стали его неотъемлемой частью. Поэтомужелание служить или не служить в армии базируется в том числе и на целесообразности,рациональном и осознанном выборе молодежи. «Где я буду больше полезен обществу,что более полезно для меня?» (в смысле творческой и профессиональнойсамореализации, жизненных перспектив и пр.)— так рассуждают многие молодые людисегодня. Этот прагматический подход вполне соответствует современной системеценностей постсоветского поколения и достаточно широко распространен.
Например,вопрос о том, что стране нужна сильная, технически оснащенная иквалифицированная армия, не вызывает сомнений. Но пока мы наблюдаем картинупротивоположную — и техническая вооруженность, и кадровая обеспеченностьпрактически всех родов войск являют собой серьезные проблемы. Не секрет, чтоуровень интеллектуальной подготовки и физического здоровья молодых солдат,мягко говоря, часто невысок. В том числе это связано с уклонением отмобилизации «качественных» призывников. Но это лишь один из факторов, причемпричинно следственную связь в данном случае можно трактовать по-разному.
Что болееочевидно — «армия плохая, потому что лучшие не хотят в нее идти»? Или наоборот— «лучшие не хотят идти служить в плохую армию»? Для отстаиванияузкокорпоративных интересов определенной социально-профессиональной группы (вчастности, представителей Минобороны, части ВПК, армейских чиновников и частигенералитета) напрашивается аргумент. Причем он может выдвигаться как решающий,и лишь потому, что комплекс проблем армии отражает общие проблемы страны,поэтому сложен и трудноразрешим, требует конструктивных решений, поиска,интеллектуального труда и пр., а вот принять меры по ужесточению призыва и«отлова» уклоняющейся молодежи можно простым командно-административнымспособом.
В противоположностьвоенным ведомствам «корпорация» родителей уклоняющихся от военной службыпризывников заинтересована в том, чтобы призыв в армию сокращался, чтобывоенная служба перестала быть обязательной для всех молодых граждан, и восновном потому, что она опасна для здоровья и жизни их детей.
Для чегонужна армия? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Но на самом деле армияк концу ХХ века сильно изменилась как социальный институт, изменилось отношениек вооруженным силам, их функциям и задачам. Формула «хочешь мира — готовься квойне» уже не является определяющей во внешней политике мировых держав. Втораямировая война закончилась более полувека назад, но она так много изменила всознании человечества, что все это время можно считать «послевоенным».Необходимость сохранения мира уже никем не оспаривается (во всяком случае,прямо), другое дело, что в «борьбе за мир» могут быть использованы различные,отнюдь не мирные средства. В чем видит современное поколение молодежи основныезадачи российской армии, для чего она, по их мнению, нужна и нужна ли впринципе?
Как относитсяк предстоящей службе в армии нынешняя молодежь? Данные исследований Федеральнойслужбы государственной статистики показали, что хотят и будут служить в армиичуть более половины опрошенных юношей (52%). Больше всего таковых оказалосьсреди учащихся профессиональных училищ – 60%, а меньше всего – среди студентов(40%). 90% опрошенных положительно относятся к службе по контракту. 60%уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили быэто время на работу или учёбу.
Юношей,физически и психологически не готовых к службе в армии, можно подразделить нанесколько групп. Первая – с сознанием необходимости «отслужить» (11%опрошенных). Эта группа собирается идти в армию, но только из-за боязниуголовной ответственности. В разрезе учебных заведений этот показательварьирует незначительно: от 9% среди учащихся профессиональных училищ до 12%среди учащихся школ.
Вторая группас установкой любым путем уклониться от призыва, добиваясь отсрочки (14%).«Уклонистов» среди студентов зафиксировано в 1,5 раза больше, чем среди другихкатегорий учащейся молодежи. По 30% респондентов высказали своё мнение, чтопризывать к службе необходимо с 20 или 25 лет. 20% — считают, что с 18-ти, иещё 20% затруднились ответить. Однако большинство ответивших (60%) считаютнаиболее оптимальным срок службы в течение 1 года.
По отношениююношей к предстоящей службе в армии можно выделить еще одну группу (14%).Объединяет этих респондентов убеждение, что состояние собственного здоровья непозволит им пройти службу в вооруженных силах. Показательно, что чаще всегопридерживались этого мнения опять же студенты (22% против 12% среди учащихсяшкол и 10% среди учащихся профессиональных училищ). 50% респондентов, неслуживших в армии, мнения, что на службе ухудшается психическое и физическоездоровье человека, но 40% так не думает. Таким образом, наша гипотеза о том,что большинство не призывавшихся отвечающих людей считают, что в армииподрывается психическое и физическое здоровье человека, подтвердилась.
Опрошенныеюноши мотивировали свое негативное отношение к службе в армии падением престижавоенной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени.Приведем лишь несколько таких высказываний: «хотел бы служить, если бы былпорядок», «я бы пошел, если бы платили заработную плату, хорошо кормили и небыло неуставных отношений», «не хочу идти в армию из-за дедовщины», «пока вармии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочувернуться калекой», «старики говорят, что раньше в армии делали мужиками, атеперь калеками», «хочу, но жалко терять время», «армия – это потеря годажизни».
Результатыопроса показали, что для большей части респондентов «патриотизм» — это значит«любить свою Родину». Но только 44% юношей помимо любви к Родине в это понятиевкладывают «стремление защищать интересы Родины».
Могут назватьсебя патриотами России всего 51% опрошенных респондентов. А каждый седьмойопрошенный юноша не считает себя патриотом России. Никто из ответивших не далоценку «отлично» современной российской армии: 40% дали оценку«удовлетворительно», по 30% — «хорошо» и «не удовлетворительно». 70%респондентов считают, что современной российской армии не хватаетфинансирования и дисциплины.
Налицо кризиспатриотических чувств, сознания и поведения молодежи. Будет ли служба в армиипочетной обязанностью гражданина России? Конечно, это во многом зависит отреформирования армии. Но и патриотическому воспитанию молодого поколения, судяпо данным опроса, уделяется пока недостаточно внимания.
Обществудалеко не безразлична нравственная позиция людей, которым оно доверяет защитуОтечества. Приобретение военной профессии, в отличие от гражданской, какправило, сопряжено с коренным изменением жизненного стиля, привычней средыобщения. Современная технически оснащенная армия нуждается в специалистахвысокого класса, здесь знак качества порой измеряется жизнью: своей или чужой.Специфические, нередко экстремальные обстоятельства армейских буднейпредъявляют жесткие требования к личностным свойствам воинов.
В отличие отслужбы по призыву, с ее предопределенностью и заданностью, контрактная системазначительно расширяет для человека возможности выбора, повышая и собственнуюответственность за его последствия. А к этому очень многие оказались не готовы.К тому же переход на контракт осуществляется не в лучшие для армии времена.Дискредитация ее в общественном мнении, дополняемая глубоким внутреннимкризисом, не могла не отразиться на престиже военных профессий. По своей миссиизащитница, она стала нуждаться в защите. Принятие новой оборонной доктрины,изменившей существовавшие представления о роли, которую играет армия вобществе, не сопровождалось введением механизмов, обеспечивающих полноценныйсоциальный статус военнослужащих. Лишение большой части кадров надежныхсмыслообразующих ориентиров усилило социальную напряженность, что крайненегативно сказывается на молодом пополнении. Нельзя не учитывать и серьезныхперемен в сознании молодежи: инструментализацию поведенческих мотивов,негативное восприятие властных структур, стремление к личной независимости.
Все это вызываетнеобходимость углубленного изучения социального аспекта военной профориентации.Опираясь на результаты сравнительных исследований, рассмотрим в этом контекстеотношение призывников к службе в армии по контракту.
Анализсоциального состава призывных ресурсов позволяет сделать вывод, чтовоспроизводство армейских рядов происходит преимущественно за счет выходцев израбочего пласта. Причем социальное происхождение является по существунейтральным фактором для службы по контракту или по призыву. На 3/4 это детирабочих, 12% — интеллигенции и 10% — сельскохозяйственных работников. Такойсоциальный состав вряд ли назовешь оптимальным. Призывникам присущ довольновысокий образовательный уровень (28% имеют среднее, 59% — среднее специальное,незаконченное высшее и высшее образование). Симптоматично, что наличиегражданской профессии сдерживает готовность к заключению воинского контракта.Больше он привлекает занятых в негосударственном секторе народного хозяйства(работающих в кооперативах, занимающихся коммерческой деятельностью, аренднымподрядом и др.). Видимо, в профессиональную армию стремится достаточнопредприимчивая молодежь.
Материалыисследований фиксируют невысокий авторитет армии в глазах молодежи. Лишь 20%респондентов отмечают, что военная профессия их интересовала еще до призыва.Современные дети почти не играют «в войну», а стройный, подтянутый офицер несоответствует имиджу нынешних молодых людей. Привлекает армейская служба менее1/3 призывников; 46% вообще не хотели бы соединять свою судьбу с армией; 12%предпочитают альтернативную службу.
Интерес кармии возникает значительно раньше включения молодого человека в призывнуюкампанию, проявляясь в детских играх, в увлечении соответствующими книгами,кинофильмами. И далее прочно складывается прежде всего под впечатлениемрассказов друзей, знакомых, которые отслужили, а они есть практически у всех.Особо выделяется тема неуставных отношений. Любопытно заметить, что думающиезаключить контракт наслышаны о них больше, но беспокойства выражают меньше, тогдакак остальные в «дедовщине» усматривают существенный негативный момент,отвращающий от армейской жизни.
Важныйфактор, разумеется, образуют родители и родственники призывников, хотя их влияниенесравненно слабее, чем со стороны группы сверстников. Например, 1/4 решившихзаключить контракт и каждого второго, собирающегося это сделать, в семьеотговаривают, и все-таки призывники своего мнения не меняют. 52% родителейотносятся к будущей службе своих детей с изрядным беспокойством и 36% —спокойно, как к непреложному гражданскому долгу.
Молодежьпассивно и равнодушно воспринимает предлагаемые ей варианты несения службы.Почти половина (42%) выбрала ответы: «Мне все равно, как служить», «Пока незнаю, не решил». Словом, имеющийся незначительный резерв возможных сторонниковконтракта неуклонно сокращается. О причинах, препятствующих его заключению,сами призывники высказывались примерно так: личная свобода дороже (41%), награжданском поприще можно заработать больше (17%), не хочется надолго угодить вглухомань (6%), велика опасность для жизни или для здоровья (6%), неясныперспективы карьеры профессионального военного (6%).
Вместе с темлица, определившиеся в своем решении подписать контракт, поступили вполнеосознанно и достаточно твердо. Те, для кого контрактная система привлекательна,по преимуществу готовы рекомендовать ее и своим друзьям — очевидноесвидетельство устойчивости выбора.
Среди тех,кто намерен служить по контракту, наиболее популярны воздушно-десантные войска(42, 1%), затем — морской флот (19,3%), сухопутные войска (11,4%),военно-воздушные силы (6,1%), ракетные войска (4,4%). Наименее — войска ПВО(2,6%) и строительные (1,8%). Они весьма определенно нацелены на тот или инойрод войск — только 12,3% не выразили своей склонности, в то время, как из отвергающихконтракт — 42%. Отношение к военным специальностям также существеннодифференцируется. Самыми престижными по обеим категориям респондентов оказалисьспециальности водителей, а непрестижными — специальности связистов и низшегозвена личного состава. Этот рейтинг, однако, вряд ли отражает профориентацию.Призывники слабо информированы о военных профессиях, что подтверждается высокимпроцентом затруднившихся ответить на поставленный вопрос.
Серьезнымфактором, определяющим, сколь престижна армия, является семейное положениепотенциальных военнослужащих. Не хотят связывать себя с армией ни при какихусловиях 65,5% состоящих в браке и около 40% холостяков. Но при неотвратимостивыбора 27,8% семейных отдадут предпочтение контрактной службе и 20,8% —обычной. В холостяцкой группе это соотношение составляет соответственно 37,4% и11%. То есть холостяки охотнее жалуют контракт, чем обремененные семьей.
Влияет напрестиж армии и региональный фактор. Самый низкий показатель приверженцевконтрактной системы среди москвичей и петербуржцев — 30,1% (в 1,5 раза ниже,чем в других регионах). В сельской местности также мало молодежи, стремящейсяслужить по контракту, она предпочитает в случае необходимости службу поконтракту.
Значит,распространение информации о контрактной службе в армии на селе следуетактивизировать. Причем методы военной профориентации, система стимулирования недолжны быть одинаковыми, нужно учитывать специфику городского образа жизни,особенности профессиональной квалификации.
Таким образом,характер отношения призывников к предстоящей военной службе отличаетсяпротиворечивостью. С одной стороны, призывники отдают себе отчет вположительных сторонах прохождения ее в воинских формированиях, с другойстороны, они чувствуют себя неуверенно перед предстоящими буднями военнойслужбы. При этом неумение постоять за себя, а скорее способность найти своеместо в армейской жизни в глазах призывников определяют уверенность в армейскихиспытаниях. В этом убеждает процентное соотношение этих факторов в общем объемеполученных ответов — 1,1% и 9,1% опрошенных соответственно. Обратим внимание ина то обстоятельство, что ведущими мотивами в положительном настрое напрохождение военной службы являются не социальные, а именно личные мотивы. Так,довольно весомое значение для положительного настроя получил такой фактор, как«стремление стать людьми самостоятельными и независимыми от родителей» — 10,8%.В качестве отрицательных компонентов самочувствия у них преобладают чувствостраха и опасения из-за непредсказуемости развития ситуаций во времяпрохождения службы, и, что не менее важно, возможность растратить ресурсы ипотенциал личности.
Дляумонастроения сегодняшних призывников нехарактерно безоговорочное отрицаниеценности военной службы. Наиболее крайние мнения о военной службе – «военнаяслужба есть неизбежное зло» (4,9% опрошенных) и «военная служба молодежи сейчасне нужна» (7,2%) не популярны среди призывников. Поддерживая то или иное мнениео военной службе, они склонны оценивать ее реальные стороны, т.е. те, в которыхочевидна ее польза или проявляется ее возможная или сложившаяся благодаряобстоятельствам моральная сила.
Положительноемнение об армии в среде призывников складывается и поддерживается благодаря ихубеждениям в том, что она приучает к ответственности и дисциплине (24,1%опрошенных), развивает физическую силу, меткий глаз и крепкую руку (22,3%),тяготы военной службы дают шанс лучше понять самого себя (16,5%), в армииначинаешь ценить чувство взаимной поддержки, дух коллектива (15,5%). Меньшеучаствует в формировании положительного мнения об армии представление о том,что «в армии получаешь навыки выдержки, решительности, быстроты действия»(13,4% опрошенных).
Отрицательныемнения выражены в среде призывников менее ровно: «в армии осталось мало хорошихкомандиров, снизились дисциплина и порядок» (27,8% опрошенных), «прохождениевоенной службы опасно для жизни и здоровья» (14,3%). Не меньшее воздействие наформирование отрицательного мнения о военной службе оказывает также иотсутствие в обществе социальных и культурных критериев престижности военнойслужбы. Так, представления о том, что «военная служба — зря потраченное намуштру время», свойственны 11,7% опрошенных. С такой же долей в 11,7% формируетумонастроение призывников и убеждение в том, что сейчас «профессиональнаяподготовка в армии низкая, выучка плохая».
Сравнениеположительных и отрицательных мнений о военной службе, распространенных в средепризывников, позволяет говорить, что в их глазах военная служба не утратиласвоей ценности. Вместе с тем в их умонастроении проявляется неуверенность вреальных перспективах военной службы. Кроме того, призывники склонны разделятьмнение о низком уровне профессиональной подготовки и выучки в армии.
Вформировании отношения к военной службе значима допризывная подготовка. Поданным, 42% опрошенных призывников пытались готовиться к военной службе.Обратим внимание на то, что высокое значение получила потребность призывниковеще до начала военной службы познакомиться с теми, с кем придется служить.
Серьезноговнимания заслуживает и то, что умонастроение сегодняшних призывников отражает иих потребность в знакомстве с положениями Устава воинской службы, а также взнании основных прав и обязанностей военнослужащего.
В средепризывников постепенно меняются представления о характере и стиле допризывнойподготовки. Сами призывники высказываются за разнообразие форм допризывнойподготовки к военной службе. По их мнению, это могут быть и курсы военнойподготовки при школах или колледжах (37,4%), и специальные клубы по интересам,- такие как военно-спортивный или военно-исторический клуб (28,9%), и курсы,организованные по месту жительства или при военкоматах (14,4%). Приоритет, каквидим, отдается традиционной форме военной подготовки в школах и колледжах, атакже организации молодежных клубов с ориентацией на подготовку к военнойслужбе.
Такимобразом, полученные результаты исследования позволяют говорить о весьмапротиворечивых представлениях призывников в части освоениясоциально-профессиональных возможностей, предоставляемых им во времяпрохождения военной службы. Их установки не столько ограниченны, сколькоразвиты в сторону намерений использовать время военной службы для развитиячеловеческого и личностного опыта и роста психофизических возможностей организма.В глазах сегодняшних призывников социальный диапазон военной службы остаетсядовольно узким и не отличается высокими значениями.
 

Заключение
 
Изучениеготовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожныхсоциальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодогопоколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисногоразвития российского общества, с другой, — недостаточного внимания государствак проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны.
Готовностьмолодого пополнения к военной службе имеет важное значение для последующейработы командования соединений, частей армии и флота по формированию увоеннослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинскихколлективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейскоймолодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшениемкачества призывного контингента.
В настоящеевремя существует тенденция к уклонению от воинской службы. Это связано с рядомпричин, среди которых страх ухудшения здоровья, вызванного службой, желаниеиспользовать время, необходимое для службы, на учебу, мнение о бесполезностивоенной службы вообще и другие. Особенно высоко желание уклонится от армии илиполучить отсрочку у лиц, состоящих в браке. Также это желание более высоко устуденческой молодежи. Среди причин положительного отношения к службе в армии –возможность испытать свои силы, стать самостоятельным, независимым отродителей. При этом желание служить в армии выражают не только юноши, но идевушки.
Престижвоенной службы падает не только в глазах населения страны, но и в средевоеннослужащих. В формировании военно-патриотической мотивации у призывников ивоеннослужащих по призыву офицеры сталкиваются с противоречивыми процессами,имеющими в своей основе не только объективные причины. С одной стороны, подвоздействием воспитательной работы, всего уклада воинской жизни, за времяслужбы в целом растет понимание необходимости защиты Отечества. Если на моментпризыва лишь около 10% считают воинскую службу своим патриотическим долгом, тов конце службы подобной точки зрения придерживается почти каждый пятыйопрошенный.
Но с другойстороны, более половины призываемых из сельской местности и малых городов во времяслужбы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу каксвой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, чтобольшинство из них со временем, понимают, что многие их одногодки сумелиуклониться от военной службы и переложить ее обязанности на других. Ко всемупрочему, военнослужащие видят, что уклоняющиеся от военной службы, самовольнооставившие часть зачастую получают общественную поддержку и оправдание своихдействий.
Снижениепрестижа военной службы в обществе, рост неудовлетворенности ею среди всехкатегорий военнослужащих, бедственное материальное положение армии, принижениезначимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служенияОтечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихсяпривлечения людских и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженныхсил России и перевода их на профессиональную основу.
Одним изсвидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов иориентиров у молодежи является скептическое и порой циничное отношение кгероическим поступкам, слабое знание военнослужащими отечественной истории,литературы, отсутствие интереса к военной тематике. В библиотеках книги на этутему практически не пользуются популярностью. Причины подобного отношениякроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывноймолодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утратыинтереса к патриотической и шефской работе большинства общественных организацийи предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению кВооруженным силам со стороны некоторых средств массовой информации. Все этонастраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии ивоенной истории России.
Обращает насебя внимание тот факт, что каждый четвертый опрошенный военнослужащий хотел быбыть похожим на воинов-афганцев. Этот аспект имеет значение в контекстеперспектив воспитательной работы по популяризации героических подвиговроссийских воинов, совершенных в Чечне, защите интересов России в других«горячих точках». В этом же контексте, в целом, не забывая о подвигах дедов ипрадедов, должны формироваться представления о том, каким должен быть настоящийроссийский солдат.
В настоящеевремя необходимо выходить на решение этих задач в общенациональном масштабе,привлекая государственные институты, ведомства, заинтересованные в этой работеобщественные организации и средства массовой информации.
Например, ужесейчас следует рассматривать в качестве одной из приоритетных проблемнациональной безопасности формирование моральной и психологической готовностимолодежи к защите Отечества, привитие качеств гражданина и патриота. Это лишь нескольконаправлений по которым следовало бы двигаться, чтобы постараться уже в ближайшеевремя радикально исправить положение дел с отношением молодежи к военнойслужбе. Ведь более большинство военнослужащих в Вооруженных силах — молодыелюди в возрасте до 30-ти лет и общество должно сделать все, чтобы оружиенаходилось в руках у воина-патриота, воина-гражданина. Для повышение престижаармии в современном обществе необходимо объединение усилий органовгосударственного управления и общественных институтов.

Список источников и использованнойлитературы
 
1. Федеральныйзакон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (вред. от 4 мая 2006 г.).
2. УказПрезидента РФ от 31 декабря 2005 г. « 1573 «О призыве офицеров запаса на военнуюслужбу в 2006 — 2010 годах».
3. Проектфедерального закона № 285634-4 «О внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военнойслужбы по призыву».
4. Государственнаяпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на2006-2010 годы», постановление Правительства Российской федерации от 11июля 2005 г. № 422. Москва
5. ВоробьевЭ. Военная реформа: Отсрочка защиты отечества. // wwwiet.iet.ru/publication.php?folderid=44&categoryid=121&publicationid=6746&PHPSESSID=fa1b30e0a0de32a7b845df00fcf1e49
6. ЗацепинВ., Сигуткин А. «Время Гостей». Военная реформа. //http://wwwiet.iet.ru/publication.php?folderid=44&categoryid=121&publication-id=6307&PHPSESSID=fa1b30e0a0de32a7b845df00fcf1e649
7. КабановД.И., Симон М.Е. Молодежь как носитель социальной проблемы — отношение к армии// Сборник МГУ, 2008 5.
8. КлементьеваР.П., Николаева В.А. Призыв на военную службу// Социол. исслед. 2007. №
9. НовикВ.К., Передняя Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи//Социол. исслед. 2006. № 2.
10. ШевцовВ.В. Отношение школьников и студентов к военной службе// Социол. исслед. 2006.№ 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.