Реферат по предмету "Социология"


Студенты и наркотики

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра “ социально-политических наук ” Курсовая работа по прикладной социологии на тему: « Студенты и наркотики » Выполнил: студент 2-Т группы коммерческого факультета Веселов Павел Владимирович Научный руководитель: проф.

АНУРИН В.Ф. Н.Новгород 2005 г. 1.Методологический раздел 1.Обоснование актуальности исследуемой темы. Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Официальная пресса США, германии, Франции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребления

наркотическими и психотропными веществами. Наркомания захватила во многих странах даже подростков. Широкое распространение наркомании в развитых странах во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности.

Наряду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние 10 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наркотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД и другие производные лизергиновой кислоты, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке назвали приблизительное количество наркоманов на земном шаре; цифра оказалась ужасной: миллиард наркоманов! При этом нельзя не упомянуть, что в наши дни торговля наркотиками стала одной из самых страшных форм эксплуатации человека человеком, одним из самых страшных преступлений против человечества. Что же такое "наркотик"? Исходя из определения, данного

Всемирной организацией здравоохранения, наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских. Ученые, старающиеся проникнуть в тайну дурмана, потрясены необычайной вирулентностью наркотиков, способных прокрадываться в самую глубину чувств и мыслей своих потребителей. Длительные и углубленные исследования, проводившиеся целыми поколениями ученых, не были бесплодными.

Яд, скрытый в большинстве "райских" средств, был выявлен. Еще в 60-х годах специалисты установили, что чрезмерное употребление глюциногенных веществ вызывает психические расстройства, тяжелые патологические состояния. Физиологические свойства наркотиков, вовлеченных в сложный химический процесс, происходящий в человеческом организме, обладают притягательной силой, и принуждаю жертву обращаться к ним повторно или непрерывно

после того, как привычка или зависимость прочно вступила в свои права. Наркотики в зависимости от их воздействия на организм человека условно можно разделить на две большие группы: 1) возбуждающие; 2) вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему. Есть наркотики, которые успокаивают и обезболивают (их называют депрессивными), и есть другие, оказывающие

стимулирующее воздействие, возбуждающие организм. Галлюциногенные средства вызывают экстаз и буйство, кошмары или чувство мучительного беспокойства. При этом каждое из этих веществ, даже самое опасное с точки зрения злоупотребления, может оказывать целебное, благотворное действие, но только в том случае, если его применяют абсолютно правильно. Индийская конопля, листья коки, семена мака считаются одними из самых древних природных наркотических веществ. Опиум и его производные: морфий, героин - оказывают

болеутоляющее действие и устраняют состояние тревоги и страха, уменьшают, часто до полного исчезновения, ощущение голода и жажды, ослабляют половое влечение, понижают мочеотделение, повергают человека в сонливое состояние или, в случае с героином, в буйство. В подобном же отношении выделяются гашиш, марихуана и другие производные растения Cannabis savita в индийском или американском варианте. Кокаин вызывает обычно самые буйные реакции, сопровождающиеся обычно галлюцинациями или странной эйфорией,

смешанной с параноидальными импульсами. Порой криминогенный характер этого наркотика порождает насилие и стимулирует психическую активность человека. В 60-х годах на горизонте появился ЛСД, диэтиламид лизергиновой кислоты, полусинтетическое вещество, производное лизергиновой кислоты, извлеченное из гриба спорыньи ржи. ЛСД, далеко не самый последний потомок семьи наркотиков, открыл путь еще более сильно действующим веществам. Чтобы понять опасность, которую несет с собой такой взрыв наркотиков,

напомним, что достаточно принять миллионную долю грамма ЛСД на каждый килограмм веса, чтобы он стал галлюциногировать. Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами: 1) непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами; 2) стремление увеличивать дозы; 3) зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействий

наркотика. Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства, независимо от того, происходит ли это случайно или после систематического употребления. Этапы этого процесса, протекающего более медленно или более быстро, в основном следующие: 1) Начальная эйфория, часто весьма кратковременная. Она характерна для определенных наркотических веществ (особенно морфия и опиума), а не для всех средств.

В таком состоянии повышенной раздражительности, причудливых и часто эротических видений человек теряет контроль над собой 2) Толерантность носит временный характер. Это явление объясняется реакцией организма на действие одной и той же дозы вещества, принимаемой неоднократно. Постепенно организм реагирует слабее. 3) Зависимость. Большинство исследователей пришли к выводу, что зависимость – явление как физическое, так и психическое.

Выражается оно классическими симптомами абстинеции, или "отнятия", которые наркоман переносит очень тяжело и с риском тяжелых органических или функциональных приступов. 4) Абстинеция (синдром отнятия) происходит обычно через 12-48 часов после прекращения принятия наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, вызывающее у него нервные расстройства, тахикардию, спазмы, рвоту, диарею, слюнотечение, повышенную секрецию желез.

При этом появляется навязчивое желание найти токсическое вещество – наркотик – любой ценой! Резкое "отнятие" наркомана приводит к неистовым и крайне опасным проявлениям, которые могут в некоторых случаях вызвать настоящие коллапсы, как это бывает с морфинистами. Это разновидности страшного delirium tremens – белой горячки, в которую погружается неизлечимый алкоголик Приступ сам по себе выражает состояние острой потребности в отраве, ставшей необходимым фактором внутренних

процессов. Теперь мы перейдем к классификации наркоманий. Приведем классическое деление, разработанное специалистами Всемирного общества здравоохранения. Итак, все наркотики и их действия делятся на следующие группы. 1) Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение,

одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и отнесены к категории Еufоriса. 2) Галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу. Сюда входят мессалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения. Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации

ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях, и поэтому их относят к категории Fantastica. 3) Сюда относятся вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию. К таким средствам причисляются: алкоголь, эфир, хлороформ, бензин. Эта категория Inebrantia. 4) Категория Hypnotica, куда входят яды сна: хлорал, барбитураты, сульфорол,

авакава и др. 5) Ехсitаntiа. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной. Сюда входят растения, содержащие кофеин, табак, бетель и др. В большинстве стран, участвующих в борьбе против наркотиков, контролируется лишь небольшая часть продукции, то есть препараты, вошедшие в список запрещенных наркотических средств, столь разнообразные по своим

свойствам, вызывающим наркоманию. Ступени наркомании ведут все ниже, определяя обострение бедствия, являющегося, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Опасность эта увеличивается по мере того, как фабрики и лаборатории производят все новые и новые типы наркотиков, все более сильных и вредоносных. В своей курсовой работе я хочу найти ответы на следующий исследовательский вопрос:

Кто среди студентов больше употребляет наркотики юноши или девушки? 1.2. Цели и задачи исследования. Цель №1: на основе результатов опроса определить кто чаще, юноши или девушки, попадали в ситуацию, в которой в их присутствии употребляли наркотики. Задачи: 1)Распределить всех студентов употребляющих наркотики в соответствии с их полом. 2)Определить объем студентов употребляющих наркотики в разных группах.

3)Сопоставить данные в каждой образовавшейся группе. Цель №2: на основе результатов опроса выяснить , кто больше, юноши или девушки пробовали вкус наркотиков. Задачи: 1)Распределить всех студентов употребляющих наркотики в соответствии с их полом. 2)Определить объем студентов употребляющих наркотики в разных группах. 3)Сопоставить данные в каждой образовавшейся группе.

Цель №3: На основании результатов опроса выяснить кто чаще сталкивается с торговцами наркотиков юноши или девушки. Задачи: 1)Распределить всех студентов употребляющих наркотики в соответствии с их полом. 2)Определить объем студентов сталкивающихся с торговцами наркотиков в разных группах. 3)Сопоставить данные в каждой образовавшейся группе 1.3. Объект и предмет исследования. В моей курсовой работе объектом исследования выступают студенты, а предметом

исследования – мнение студентов о наркотиках и их отношение к ним. Глава №4. Логический анализ основных понятий и переменных. НАРКОМАНИЯ - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящая к тяжёлым нарушениям функций организма. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства,

развивается социальная деградация. В данной курсовой работе считаю, что нет необходимости проводить операционализацию, так как аудитория достаточно хорошо осведомлена о наркомании и не нуждается в расшифровке некоторых терминов. Опишем некоторые переменные, которые будут использованы: Пол – независимая переменная; Попробовать вкус наркотиков- зависимая переменная; Сталкновение с торговцами наркотиков- зависимая переменная.

Глава №5. Формулировка рабочих гипотез. На основании исследовательских вопросов выдвинем несколько гипотез: 1) Юноши чаще чем девушки попадали в ситуацию, в которой в их присутствии употребляли наркотики. 2) Юноши чаще чем девушки пробовали вкус наркотиков. 3) Юноши чаще сталкиваются с торговцами наркотиков чем девушки. 2.Процедурно-методический раздел. 2.1. Обоснование обследуемой совокупности и расчет выборки.

Для изучения объекта применяется метод выборочного наблюдения. Суть выбо¬рочного метода заключается в том, что по определен¬ным — довольно строгим — правилам из общей численности, так называемой генеральной совокупности отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеобразной модели воспроизводить структуру объекта. Генеральная совокупность – общая численность изучаемого объекта.

Под генеральной совокупностью мы понимаем ту часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы ис¬следования. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, которая выбирается для исследования. Процесс расчета выборочной совокупности называется выборкой. Сам метод (и процесс) выборки основан на следу¬ющих основных принципах:

1) взаимосвязь и взаимообусловленность различных качественных характеристик социальных объектов; 2) правомерность выводов о целом на основании изу¬чения какой-то его части — при условии, что эта часть по своей структуре может выступать на мо¬мент исследования своеобразной мини-моделью целого. Цель отбора респондентов в состав выборки всегда состоит в получении такой совокупности респондентов, которая по своим качествам репрезентирует ту, которую мы намереваемся изучить.

Под репрезентативностью социологии понимают такие свойства выборки, которые позволяют ей выступать на момент опроса моделью представителем генеральной совокупности. Выделяют две основных группы выборочных методов. Вероятностная выборка — это такая выборка для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает популяцию, из которой

она спроектирована. (Такую выборку иногда называют еще случайной.) Неслучайная (или невероятностная) выборка — это такой способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что, разумеется, дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка. По этой причине предпочтение обычно отдается вероятностной выборке, хотя иногда по условиям исследования

оказывается един¬ственно возможным провести неслучайную выборку. Методы вероятностной выборки: 1) Лотерей¬ный метод (или метода жребия)- выборочная совокупность образуется в результате случайного отбора отдельных единиц из генеральной совокупности. При этом количество отобранных в выборочную совокупность единиц определяется, исходя из принятой доли выборки. 2) Метод случайных чисел (используется при формировании равновероятностной выборки из больших

совокупностей). 3) Метод систематической или механической выборки – генеральная совокупность упорядочивается по определенному (нейтральному) признаку, а затем через определенные интервалы выбираются единицы в выборочную совокупность. Главное условие осуществления вероятностной выборки — наличие полного списка всех элементов генеральной совокупности (отсутствие или недоступ¬ность такого списка чаще всего и препятствует ее реализации) Выделяют два основных вида неслучайно¬го отбора: направленный отбор (другие названия

— целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) и стихийный. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типичных представителей, квотная выборка, гнездовая выборка и метод снежного кома. Квотная выборка представляет собою своеобраз¬ную микромодель генеральной совокупности, которая создается на основе определенных заданных парамет¬ров объекта (чаще всего — социально-демографичес¬ких), которые берутся из статистических справочников.

При гнездовой выборке (которую иногда называ¬ют также кластерной) определяются группы или «гнезда» элементов и составляются их списки. Затем из этого списка единиц выборки проектируется выбор¬ка. Потом только для этих единиц идентифицируются и отбираются элементы. Разновидностью целенаправленной выборки явля¬ется метод снежного кома. Он обычно применяется для - отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов (т.н. «редких

элементов») — например по¬требителей, обладающих очень высокими доходами или представителей элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определенным соче¬танием свойств в таких условиях, когда трудно очер¬тить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совер¬шается по указанию респондентов, включенных в вы¬борку на предыдущем шаге.

Каждый респондент ука¬зывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (и даже сам связывается с ними и рекомен¬дует интервьюера), и выборка с каждым шагом разра¬стается, подобно снежному кому. Стихийные выборки формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя. Одна из особенностей стихийной выборки состоит в том, что мы чаще всего не можем заранее предсказать ее размеров. Дадим характеристику обследуемой совокупности и выборке, изучаемых в данной курсовой работе:

Генеральной совокупностью являются студенты. Выборочной совокупностью является часть студентов ВУЗов Нижнего Новгорода. Для отбора единиц в выборочную совокупность применяется метод невероятноятной выборки, а конкретно метод гнездовой выборки. 2.2. Обоснование метода сбора информации. Существует три основных класса методов сбора социологической информации: 1) Прямое наблюдение 2) Анализ документов 3) Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью

б) анкетный опрос Рассмотрим каждый из методов. 1) Наблюдение. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Основным недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным. 2) Анализ документов. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами

официальные материалы. Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. Недостатками этого метода являются:1) Достоверность (документы не всегда могут быть достоверными); 2)Трудность в получении некоторых документов. 3) Опрос. Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах

деятельности, мнениях. Опрос - почти универсальный метод, при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом,

причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Опрос по анкете - этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Для своей курсовой работы, в качестве метода сбора информации я использовал анкетирование (опрос по

анкете). Преимущества этого метода заключается в следующем: 1) Он экономичен; 2) Позволяет охватить самые разнообразные проблемы. Недостатки других методов опроса приведены выше, поэтому единственно приемлемый метод – метод опроса. 2.3. Логическая схема инструментария. Инструментом нашего исследования выступает анкета. Анкета прилагается (см. приложение №1). В данной анкете представлен круг вопросов целью которых получение

информации о: 1. Степени серьезности проблемы (наркомании); 2. Употреблении наркотиков; 3. Необходимости получения информации о наркомании; 4. Степени известности некоторых видов наркотиков; 5. Отношении студентов к наркотикам; 6. Студентах различных ВУЗов. 2.4. Блок – схема обработки и анализа данных

Обработка результатов проводится с помощью прикладного компьютерного пакета SPSS8.0 Команды SPSS8.0 Содержание операции Дадим общую характеристику обследуемой совокупности Рассчитать линейное распределение по всем переменным Statistics → Summarize → Frequency Исключение всех единиц анализа, в которых переменные равны 0 (если это не сделать, средняя переменная

будет неоправданно снижена). File → New → Syntax (missing values var00001 to var00002 (0).) → run Проверить данные гипотезы Провести кросстабуляцию по каждой гипотезе Statistics → Summarize → Crosstabs Рассчитать среднее значение Среднее значение переменных

Statistics → Summarize → Descriptives 3.Аналитический раздел. 3.1.Общая характеристика обследованной совокупности. Проанализируем сведения о студентах, а именно: пол, место проживания, форму обучения, уровень благосостояния. Полученные данные занесем в таблицы. Таблица№1. Пол студентов. Нет ответа Кол-во студентов (чел.) Кол-во студентов (%) 36 1,2

Мужской 1350 46,5 Женский 1515 52,2 Всего 2901 100,0 Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что в нашем опросе учувствовало больше девушек, чем юношей. Таблица№2 Место проживания. Нет ответа Кол-во студентов (чел.) Кол-во студентов (%) 40 1,4 Дома, с родителями 1600 55,2 В общежитии 658 22,7 На частной квартире 419 14,4

У родственников 184 6,3 Всего 2901 100,0 Из данной таблицы видно, что большинство опрошенных студентов живет дома с родителями. Таблица№.3 Форма обучения. Нет ответа Кол-во студентов (чел.) Кол-во студентов (%) 75 2,6 На бюджете 1458 50,3 На коммерческой основе 1368 47,2 Всего 2901 100,0 Исходя из полученных данных видно, что большинство опрошенных студентов учится на бюджете.

Таблица№4. Уровень благосостояния семьи. Нет ответа Кол-во студентов (чел.) Кол-во студентов (%) 29 1,0 Живем от зарплаты до зарплаты, денег едва хватает на питание 111 3,8 На ежедневные расходы хватает, но серьезные покупки представляют трудности, приходится одалживать 378 13,0 Денег, в принципе, хватает, но на покупку дорогих вещей длительного пользования сбережений уже не хватает 1195 41,2

Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает особых трудностей 938 32,3 Можем практически ни в чем себе не отказывать 250 8,6 Всего 2901 100,0 В основном опрошенные студенты оценивают уровень благосостояния своей семьи как - денег, в принципе, хватает, но на покупку дорогих вещей длительного пользования сбережений уже не хватает. 3.2. Проверка гипотезы №1. Напомним, что гипотеза №1 звучит следующим образом:

Юноши чаще чем девушки попадали в ситуацию, в которой в их присутствии употребляли наркотики. Таблица 3. Распределение попадающих в ситуацию, в которой употребляют наркотики по полу: попадали Не попадали юноши 627 (чел.) 57,8 (%) 592 (чел.) 38,5 (%) девушки 447 (чел.) 42,1 (%) 930 (чел.) 61,4 (%) Гипотеза подтвердилась, так как число юношей попадающих ситуацию когда в их присутствии употребляли наркотики больше, чем число девушек. 3.3. Проверка гипотезы №2.

Напомним, что гипотеза №2 сформулирована нами следующим образом: юноши пробовали вкус наркотиков чаще чем девушки. Таблица 2. Распределение пробовавших вкус наркотиков по полу: Юноши да нет 431 (чел.) 63,0 (%) 778 (чел.) 40,6 (%) Девушки 248 (чел.) 36,2 (%) 1116 (чел.) 59,3 (%) Гипотеза подтвердилась, так как число юношей пробовавших вкус наркотиков больше чем число девушек. 3.4. Проверка гипотезы №3.

Напомним, что гипотеза №3 сформулирована следующим образом : Юноши чаще сталкиваются с торговцами наркотиков чем девушки. Таблица 2. Распределение сталкивающихся с торговцами наркотиков по полу. регулярно иногда Один раз никогда юноши 119(чел) 69,1(%) 403(чел) 61,7(%) 212(чел) 54,9(%) 594(чел) 36,1(%) девушки 52(чел) 30,9(%) 245(чел) 38,3(%) 170(чел) 45,1(%) 1030(чел) 63,9(%) Гипотеза подтвердилась, так как действительно большинство юношей сталкивались с торговцами наркотиков.

Заключение. В своей курсовой работе я выдвинул три гипотезы, в результате проделанной работы только они подтвердились. Поэтому можно утверждать: 1) юноши чаще чем девушки попадали в ситуации, в которых в их присутствии пробовали вкус наркотиков. 2) среди студентов, пробовавших вкус наркотиков больше юношей, чем девушек. 3) Юноши чаще сталкиваются с торговцами наркотиков чем девушки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Девятко И.Ф. “Методы социологического исследования”.

Екатеринбург. Урал Ун-Та. 1998. 2.Исмуков Н.Н. Без наркотиков. Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. Издательство “Фаир-Пресс”. М.: 2001. 3.Шереги В.Ф Торшкова М.К. “Основы прикладной социологии”. Интертранс. М.:1996. 4.Ураков И.Г.: «Наркомания: мифы и действительность».

М. Медицина, 1990 г.; 5. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 1987 год.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.