САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра методологии и психологии управления Реферат По дисциплине Основы эффективного управления На тему: «Структурный и бесструктурный способы управления» Работу выполнил: Студент группы 6171 Проверил: Севериков. А. А. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2008 Оглавление 1. Структурный способ управления 4 2.
Бесструктурный способ управления 3. Отличие структурного от бесструктурного управления 4. Бесструктурное управление в его существе 7 Структурный и бесструктурный способы управления Структурный способ управления В процессе управления замкнутая система и её часть — система управления — образуют структуру, подчинённую вектору целей (обусловленную им) и несущую концепцию управления и составляющие её целевые функции . Качество управления обеспечивается при этом двумя факторами: архитектурой
структуры, т.е. функциональной нагрузкой её элементов (включая каналы информационного обмена) и упорядоченностью (организацией, иерархией) элементов в структуре; характеристиками работоспособности, функциональной пригодностью самих элементов, входящих в структуру, для осуществления возлагаемых на них функций (своего рода «квалификационным» уровнем элементов). Ошибки в построении структуры, вызывающие её общее несоответствие вектору целей и множеству допустимых векторов ошибки, могут свести практически на нет высокую функциональную
пригодность элементов структуры; поэтому при функционально пригодных (хороших в этом смысле) элементах, образующих структуру, вектор ошибки управления тем не менее, будет вне допустимых пределов. Если при этом структура создаётся до начала процесса управления, и её архитектура и элементная база не изменяются в его ходе, то характеристики вектора ошибки управления определяются, прежде всего, соответствием архитектуры структуры вектору целей и множеству допустимых векторов ошибки управления: это даёт основание
к тому, чтобы такой способ управления назвать структурным. При управлении структурным способом происходит адресное распространение функционально ориентированной информации по элементам структуры, неизменной в процессе управления. Примеры структурного управления в технике: управление самолётом при помощи автопилота, представляющего собой структуру разнородных элементов; командный состав любой воинской части, административный состав
любого завода, института и т.п. также представляют собой структуру. Структурный способ управления. Это когда информация передаётся адресно, по вполне определённым элементам структуры, сложившейся ещё до начала процесса управления. Примеры структур: - армия, партия, министерство, завод и т.д. Бесструктурное управление Возможно в суперсистемах, состоящих из множества аналогичных в некотором
смысле друг другу элементов. Элемент суперсистемы, рассматриваемый сам по себе, может оказаться системой или также суперсистемой. Поэтому для краткости для указания на систему, объемлющую множество вложенных в неё элементов систем, избран термин «суперсистема». Каждый из элементов суперсистемы обладает способностью запоминать проходящую через него информацию вероятностным образом и также вероятностным образом передавать информацию другим элементам, входящим
в это множество; то есть во множестве могут протекать процессы прямого и обратного отображения. Поведение же элементов этого множества определяется их внутренним информационно алгоритмическим состоянием. В совокупности это означает, что: 1. Все элементы самоуправляемы на основе информации их памяти. 2. Каждым из них можно управлять извне, поскольку они могут принимать информацию в память (по 1). 3. Они могут управлять другими элементами (по 1, 2), поскольку могут выдавать информацию из памяти
другим элементам множества. Циркулярное распространение информации (т.е. одна и та же информация проходит через множество элементов), подчинённое некоторым статистическим характеристикам и разного рода оценкам возможного течения событий, несёт в себе вероятностную предопределённость изменения информационного состояния памяти элементов множества. Вероятностно предопределённое изменение состояния памяти элементов ведёт к изменению статистических характеристик их самоуправления.
Если распространение информации в этом множестве и его последствия обладают устойчивой предсказуемостью в статистическом смысле (то есть порождает предсказуемую статистику явлений), то возможно бесструктурное управление этим множеством, а также и его бесструктурное самоуправление. В таком множестве элементов, обладающих различным информационным состоянием их памяти, подчинённым статистическим закономерностям, существует вероятностная предопределённость и вероятность того, что
циркулярное безадресное прохождение в среде информационного модуля определённого содержания приведет к тому, что элементы множества на основе самоуправления сложатся в одну или более структур, ориентированных на некий, соответствующий указанному информационному модулю вектор целей в течение вполне приемлемого интервала времени, а вектор ошибки в возникшем процессе управления не выйдет за допустимые пределы. Другими словами: при бесструктурном управлении множество более или менее аналогичных один другому элементов
вероятностно предопределённо порождает из себя замкнутые системы, отвечающие заданному вектору целей и множеству допустимых векторов ошибки. Главное отличие бесструктурного управления от структурного : структура формируется не директивно адресном до начала процесса управления, а возникает управляемо и вероятностно предопределённо в ходе процесса управления на основе преимущественно безадресного циркулярного распространения информации. Поэтому множество элементов, в котором протекает процесс бесструктурного
управления, само является замкнутой системой [31] иерархически упорядоченных контуров прямых и обратных связей, архитектура которой меняется в ходе процесса управления. Также это множество элементов является средой, порождающей из себя структуры в процессе её самоуправления. Бесструктурное управление в его существе Управление статистическими характеристиками множественных (массовых) явлений на основе господствующих над множеством элементов вероятностных предопределённостей
хранения, распространения и переработки информации и их оценок на основе чувства меры и статистических моделей. Совместное управление структурным и бесструктурным способом мы рассмотрим далее. Яркий пример бесструктурного управления — автобус без кондуктора с кассами. Цель управления: распространение билетов, взимание платы за проезд, оповещение об остановках. Всё это ложится на плечи пассажиров, поскольку в большинстве случаев трансляция в автобусах не работает,
кроме того, водителю просто не следует отвлекаться от управления машиной: продавать билеты и объявлять остановки — помеха его работе. Концепция управления включает в себя: приём денег, их размен, выдачу сдачи, вручение билетов, контроль за тем, чтобы не было безбилетников «зайцев», и консультации пассажиров о том, где им надо выйти. Она же — обязанности кондуктора; их исполняет вся совокупность пассажиров автобуса, на основе информации их памяти. Этот пример показывает, что одна и та же цель управления может
быть осуществлена структурным (кондуктор, хоть и один, но всё же структура) и бесструктурным способом. Здесь же виден и субъективизм в оценках качества управления, достигаемых при каждом из способов. Если вы хотите, чтобы максимальный процент пассажиров ехал с билетами и никто не ошибся в остановке, то кондуктор лучше. Если вас интересует доход с автохозяйства, то в случае, когда экономия на зарплате сокращенных кондукторов компенсирует убытки, возникшие из за дополнительных «зайцев» и расширения штата
контролеров, — лучше ездить с кассами без кондуктора на принципе самообслуживания пассажиров. Если же вы смотрите на всю систему общественного городского транспорта с точки зрения хозяина [32] государства суперконцерна, то печатать и распространять билеты — вредная растрата какой то части общественного фонда рабочего времени и природных ресурсов, поскольку отпечатанный и тут же выброшенный билет не удовлетворяет ни чьих личных потребностей ни в пище, ни в одежде, ни в жилье, ни в
Знании — ни в чём, чего так не хватает людям, но зато при их производстве и распространении изводится рабочее время, лес, энергия, замусоривается среда обитания. Бесструктурный способ управления. Это безадресное, циркулярное распространение информации в среде, с вполне определёнными целями. Пример. Не редки случаи, когда торговцы, чтобы как-то сбыть некачественный, залежалый товар, нанимают людей, которые начинают распускать слухи о якобы, грядущем крайнем дефиците
или сильном удорожании этих товаров. Вспомним хотя бы, имевшую место в не столь далёком прошлом “соляную лихорадку”, результатом которой, стало значительное повышение цены на соль. К бесструктурному управлению, можно также отнести: - рекламу (пейте правильное пиво), деятельность продажных средств массовой информации по оболваниванию населения и внедрению чуждого нам, западного образа жизни и т.д. Режимы управления можно разделить на два класса:
Балансировочные режимы. При этом режиме, управление происходит в допустимых пределах относительно неизменного во времени вектора целей. Пример. Корабль держит определённый курс, но при этом ему постоянно приходится преодолевать ветер, течение, обходить мели, рифы, учитывать погодные условия и т.д. По сути, он всегда как бы “балансирует” относительно прямой линии, которой является курс корабля, проложенный на карте. Примером устойчивого балансировочного режима, можно назвать режим постоянного снижения цен
на товары массового потребления при И.В.Сталине. Манёвры. Это управление в допустимых пределах, относительно изменяющегося по времени вектора целей и переход из одного балансировочного режима в другой. Примеры: корабль меняет курс; революция; горбачёвская перестройка и т.д. Манёвры могут быть сильными и слабыми. Корабль можно повернуть так, что пассажиры ничего не заметят, но можно и так, что они полетят кувырком по палубе.
Можно, грамотно, аккуратно проводить реформы в щадящем для народа режиме, а можно при помощи шоковой терапии, значительно уменьшить население своей страны. Итак! Всякий процесс управления может быть описан в перечисленных нами девяти категориях. Если же какие-либо категории управления из рассмотрения выпадают, то велика вероятность того, что цели управления достигнуты, не будут. Поэтому, желательно поскорее научиться применять эти девять категорий
одновременно, без выпадения какой-либо из них, чтобы иметь возможность, устойчиво доводить всякий, начатый Вами, процесс управления до конца и с приемлемым качеством. Список литературы 1. www.dotu.ru 2. www.voda.ru 3.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |