Санкт-Петербургскийинститут Управления и ЭкономикиСмоленскийфилиалФакультетэконом ическийКУРСОВАЯ РАБОТАПредмет Статистика Тема Статистикауровня образования населения и развития системы обучения Выполнила Студент Мазурова Ю.АГруппа В-00 Проверила ПреподавательКрупенева А.М. Смоленск2001 г.ПЛАНI. Основная частьВведение1. Источники информации2. Уровень образования населения3.
Система обучения4. Дошкольное воспитание и школьное образование1. Статистика школьного и внешкольногообразования5. Методика изучения социально-профессиональныхориентаций выпускников общеобразовательных школ6. Профессиональное образование7. Статистика современного образования в РоссииЗаключениеСписок литературы и использованных источниковСОДЕРЖАНИЕ I.Основная часть Введение стр. 51. Источники информации . стр.
62. Уровень образования населения . .стр. 63. Система обучения .стр. 94. Дошкольное воспитание и школьное образование стр. 1. Статистика школьного и внешкольного образования стр.125. Методика изучениясоциально-профессиональных ориентацийвыпускников общеобразовательных школ .стр. 146. Профессиональное образование стр. 157. Статистика современного образования вРоссии стр.
17Заключение .стр. 18Список литературы и использованных источников стр. 19II. Практическая часть стр. 20I. ОСНОВНАЯЧАСТЬВВЕДЕНИЕСоциальная статистика представляет собой одно изважнейших приложений статистического метода. Она дает количественнуюхарактеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, ихвзаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основныезакономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Важным направлением социальной статистики является изучениеособенностей поведения отдельных групп на что тратят время и деньгиинтеллектуалы и люди с низким культурным уровнем, каковы политическиеориентации разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д. Социальная статистика не только изучает совокупности людей, но и можетбыть использована для раскрытия закономерностей поведения отдельного индивида.В этом случае в качестве объекта исследования выступает
множество моментов, вкоторых зафиксированы параметры одной и той же личности. В задачах такого родаочевидна близость социальной статистики к прикладной психологии, социологии ит.д для которых необходимы эмпирические исследования, статистические доказательствазначимости или незначимости различий между группами.Статистика включает определение источников данных для решения той илииной проблемы, сбор данных, их обработку, анализ и интерпретацию результатов.
Формулировка целей и задач социального исследования основывается насоциологических теориях, результатах прошлых работ, опыте и интуицииразработчиков. Социальная статистика призвана выявлять социальные индикаторытех или иных процессов, оценивать их устойчивость и изменчивость, ихпринадлежность к определенному времени, определенной стадии развития общества. Социальная статистика основывается на данных государственнойстатистической отчетности и социальных обследований квотных,статифицированных, многоступенчатых выборок.
Социальная статистика использует как количественные, так инеколичественные данные, которые либо можно упорядочивать измененные напорядковой шкале , либо нельзя упорядочивать измеренные на номинальной шкале .Еще одной особенностью социальной информации является то, что часто данныесобираются в форме ответов на вопросы, к которым прилагается набор возможныхвариантов ответов меню . При пилотажных обследованиях, проводимых впервые,могут быть использованы открытые вопросы без подсказов
, но тогда приподготовке данных к обработке их нужно закрыть , т.е. свести к определеннымкатегориям ответов.В настоящее время результаты социальной статистики доступны любомучеловеку. Знакомясь с ее данными, люди могут видеть, например, в какой стране,городе, области жизнь лучше, в какой сфере приложения труда выше заработнаяплата, в чем особенности образа жизни разных социальных групп и какова их рольв обществе.Данные социальной статистики нужны ученым для анализа развитияобщества,
своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усилениекоторых может угрожать жизнедеятельности людей.Сведения социальной статистики необходимы органам государственногоуправления, призванным обеспечивать безопасность и комфортность жизни идеятельности людей развивать и регулировать структуру рабочих мест, оплатутруда и др. разрабатывать социальные программы, направленные на социальнуюзащиту определенных категорий населения.Разработка и реализация социальных программ предполагают наличиесовременной, достоверной,
научно обоснованной информации. Такую информациюспособна предоставить государственная статистика, поскольку она располагаетквалифицированными кадрами, разветвленной службой государственной статистики,методологией сбора, обработки и представления данных.1. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образованиякаждого человека, а также
о типах учебных заведений, в которых он учился илизакончил. Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышениюквалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по даннымединовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным ивысшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональнойподготовке внесены в программы периодических выборочных опросов незанятогонаселения, проводимых службами государственной
статистики с 1992 года.Главным источником информации о государственных учреждениях образованияостается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год.Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движенииобучающихся профессиональной подготовке и продолжительности педагогическойработы данные о материальной обеспеченности и финансовые показателидеятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочныхобследованиях
обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но ипедагогами, медиками, социологами и другими специалистами.С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования,интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, получает развитиеобучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных одеятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен.Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований.
При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организаций в России в 1880,1911 и 1927 гг. переписей учебных заведений школьных переписей .2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯВ понятие образованная личность каждая эпоха вкладывала своесодержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только кактивному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработкенового мышления.
Одна из ведущих задач статистики заключается в измеренииобразовательного потенциала общества в изучении процессов его формирования,дифференциации и использования. Образовательных потенциал общества накопленный поколениями объем и качества знаний и профессионального опыта,которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования,начального общего образования, основного
общего образования, среднего полного общего образования. К профессиональным относятся программы начальногопрофессионального образования, среднего профессионального образования, высшегопрофессионального образования, послевузовского профессионального образования.Образовательные программы осваиваются в нескольких формах очная, заочная,очно-заочная вечерняя , самообразование, эстернат .Измерение уровня образования населения осуществляется при проведениипереписи.
В процессе разработки программы переписи определяются критерииобразованности грамотности . Исходя из программы переписи, создается методикапостроения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельныхсоциально-демографических групп, изучения их динамики.Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествляется сокончанием определенных типов учебных заведений общеобразовательных школ,средних специальных и высших учебных заведений.
Основными чертами этой сетиучебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам во-вторых,последовательная преемственность в обучении в-третьих, выдача выпускникамдокумента государственного образца об окончании образовательного учреждения.При проведении переписи фиксируются следующие уровни образованиявысшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполноесреднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычноне учитывались.
Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г.был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Неучитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры,докторантуры. Необходимо, чтобы часть будущих переписей позволили отразитьвведение многоуровневой системы высшего образования бакалаврита и магистратуры .Практически ни в одной переписи не фиксировались профиль обучения, сочетанияразличных профилей при окончании нескольких учебных заведений.
Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалосьпонятие границы неграмотности . Считать ли грамотным человека, который можетлишь читать, либо того, кто умеет писать и считать? Результаты обсуждения этоговопроса вошли в программу переписи населения 1926 г. В ней умеющими читатьсчитались лица, разбирающие печатные слова хоты бы по слогам умеющие писать те, кто может подписывать свою фамилию. Неграмотный - так записывался лишь неумеющий ни читать, ни писать.
В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрособ уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому средивариантов ответов были предусмотрены следующие не имею никакого образования,но а умею читать и писать б умею только читать в не умею читать и писать.Сегодня необходима разработка критериев компьютерной грамотности . Необходимыболее обоснованные критерии для разграничения понятий начального, основного неполного среднего
и полного среднего образования. До сих пор ониотождествляются с числом оконченных классов.В мировой практике актуальным становится изучение явленияфункциональной неграмотности среди взрослого населения. По определения ЮНЕСКО,функционально неграмотным следует считать лицо, в значительной мере утратившеенавыки чтения и письма и не способное к восприятию короткого несложного текста,имеющего отношение к повседневной жизни. Выделяется понятие пассивнаянеграмотность , когда взрослые и дети не любят читать.
В настоящее времяразрабатываются международные законодательные акты и программы движения запреодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.На основе данных переписи население распределяется по уровнюобразования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общемвиде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровеньобразования. На практике наиболее распространены следующие обобщающиепоказатели уровня образования - процент грамотных
среди населения в возрасте от 9 до 49 лет - число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное исреднее полное и неполное образование, на 1000 человек в возрасте старше 15лет - число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное исреднее полное и неполное образование, на 1000 занятого населения - число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15лет. Таблица 1 Динамика уровня образования населения России
Год, период Численность лиц с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и средним полным и неполным образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше В том числе имеют образование высшее Незаконченное высшее среднее специальное и среднее неполное Неполное среднее 1979 1989 1994 697 806 857 77 113 133 348 483 522 272 210 202 Среднегодовой темп прироста снижения , 1979-1989 1989-1994 1979-1994 1,46 1,24 1,39 3,91 3,31 3,71 3,33 1,56 2,74
- 2,55 - 0,77 - 1,96 Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образованиякак по всему населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно вырослачисленность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения снеполным средним образованием.Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциациюуровней образования городского и сельского населения. Мужчин и женщин, занятогои незанятого населения, занятых
преимущественно физическим и умственным трудоми др.Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населениятребует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики,а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лицв возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающийпоказатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, неимеющей пока еще
высшего образования, замедляет динамику обобщающегопоказателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования пооднородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающихпоказателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования погруппам на стандартную возрастную структуру населения e ej wj, j гдеej среднийуровеньобразованияв j-группе wj доля j-группывструктуренаселения, принятой застандартную.
Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя,характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специальногои среднего полного образования, на примере двух регионов России по материаламмикропереписи 1994 г. Таблица 2 Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России по данным микропереписи 1994 г. Возраст населения, лет
Численность населения России в к итогу Регион 1 Регион 2 Численность населения в к итогу Обобщающий показатель уровня образования Численность населения в к итогу Обобщающий показатель уровня образования W0 W1 E1 W2 E2 15-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и более 17,7 18,5 20,6 13,4 14,8 15,0 20,2 20,6 23,5 15,5 11,4 8,8 613 929 864 723 447 225 15,3 17,0 18,9 12,9 16,5 19,4 647 936 891 657 348 191 Итого 100,0 100,0 701 100,0 606 Из таблицы видно, что средний уровень образования населения в регионе 2ниже,
чем уровень образования населения в регионе 1 в основном за счетразличий уровней образования в старших возрастных группах.При проведении обследований населения могут быть построены показателина основе числа лет обучения. При этом наличие начального образованияприравнивается к 4 годам обучения, высшего к 15 годам. Такое измерениепозволяет построить показатель средний уровень образования в годах обучения .При изучении образовательного статуса семей сравниваются уровниобразования супругов и выделяются семьи
с одинаковым или различным уровнемобразования супругов.3. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯВажнейшим условием формирования образованной личности выступаетразвитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслейэкономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российскихгосударственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс.средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременнообучалось
более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подходотраслевой, основан на учете юридических лиц учебных заведений . Второй подходзаключается в учете всего объема услуг в области образования, которыеоказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второгоподхода возможно через лицензирование деятельности в
этой области не толькоучебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учетареализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в областиобразования, которые оказываются физическими лицами.Таблица 3 Виды услуг в области образования, ступени обучения иразновидности учебных заведений. Виды услуг Ступени обучения Учебные заведения Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием
С высшим образованием Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы Со средним специальным образованием Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников Подготовка кадров рабочих Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров Повышение квалификации специалистов
Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием Общее образование Для взрослых Вечерние сменные общеобразовательные школы Для детей Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития Дошкольное воспитание Детские сады, ясли, ясли-сады комбинаты , детские площадки
Предоставление социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей Детские дома, детские приемники-распределители С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видовэкономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образованияотносятся - подготовка кадров с высшим исредним специальным образованием - подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников - общее образование общеобразовательные школы для взрослых,
детей,дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попеченияродителей .По каждому из видовучебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпускучащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в нихмест, обеспеченность учебной площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и вариация среднемесячнойзаработной платы представлены в таблице 4.Таблица 4 Динамика численности и среднемесячной оплаты трудаработающих в учреждениях образования
в России Виды учебных заведений Среднегодовая численность работников в к итогу Среднемесячная заработная плата, руб. 1985 г. 1990 г. 1993 г. 1985 г. 1990 г. 1993 г. Учебные заведения по подготовке кадров Высшие учебные заведения 9,8 9,0 10,1 183,1 236,0 41834 Средние специальные учебные заведения 5,0 4,5 4,1 169,7 221,8 46254
Учебные заведения по подготовке и повышению квалификации рабочих и других работников 11,9 11,1 7,9 180,0 243,4 45901 Общеобразовательные школы и учреждения по воспитанию детей Дневные общеобразовательные школы 36,0 39,6 43,4 176,0 212,1 44456 Вечерние сменные общеобразовательные школы 1,4 0,4 1,2 223,7 274,8 48416 Детские дома, детские приемники-распределители 1,0 1,0 1,0 166,5 218,4 43181
Дошкольные учреждения 34,9 34,4 32,3 114 170 31218 Образование в целом 100,0 100,0 100,0 154,8 202,9 40141 Коэффициент вариации, 20 13 16 Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных школах,незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, среднихспециальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты трудапрактически нивелированы значения коэффициентов вариации невелики.4.
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕСтатистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующиечисленность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения ДДУ .На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются данные о числедетских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, фордеоплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию детей в этих учреждениях.
На основе собранной информации в органах статистики рассчитываетсяпоказатель обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительнопостоянными детскими дошкольными учреждениями ОДУ ОДУ Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет в постоянных детских учреждениях Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет -включительно Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет
Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянныедетские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие двапоказателя Численность детей в возрасте 1-6 лет, приходящихся на 100 мест в постоянных ДДУ Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих ДДУ Число мест в постоянных ДДУ И Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в постоянных
ДДУ Число мест в постоянных ДДУ Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих постоянные ДДУ В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения на 25 за1990-1993 гг что связано с резким уменьшением численности родившихся.Сокращаются число таких учреждений на 11 и количество мест в них на 22 .Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений дошкольноговоспитания.
Возможны три варианта изменений показателя обеспеченности детейпостоянными ДДУ первый показатель ОДУ не изменится второй показательснизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания для населения уменьшится третий обеспеченность детей постоянными ДДУ возрастет, при этом доступностьучреждений практически не изменится, но сократится их размер.Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развитиясети учреждений дошкольного воспитания.
Таблица 5 Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания Период Темпы прироста в к предшествующему году Количество постоянных ДДУ В них число мест Численность детей в постоянных ДДУ ОДУ Обеспеченность детей местами в постоянных ДДУ 1990-1991 1991-1992 1992-1993 - 0,4 - 6,4 - 4,5 - 6,8 - 14,2 - 3,0 - 6,4 - 14,2 - 6,5 -
3,8 - 11,1 1,1 - 0,5 0 3,8 Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развитиядошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детскихдошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих,замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольнымиучреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденцияопережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с темпами спада числамест в них, что может привести к сокращению доступности сети дошкольноговоспитания
на территории России и укрупнению имеющихся учреждений.Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей,характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для корректировкипроисходящих процессов в целях достижения социальной эффективности.Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то,что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей ввозрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам
и другимэстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в регионахРоссии. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных учреждений клубов, Домов культуры и т.д. .4.1.СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОбщеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей иподростков. На начало 1995 1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательныхшколах
России обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развиваетсянегосударственное образование. На начало 1995 96 учебного года в Россиифункционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которыхобучалось 45,8 тыс. человек.В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающихобразование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основечетырехлетнего начального обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, атакже начальную профессиональную подготовку.
Сравнение численности лиц,получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено втаблице.Таблица 6 Численность лиц, получающих образование второй ступени внекоторых странах мира на началоучебного года Страна Год Всего учащихся, тыс. человек На 10000 человек населения приходится учащихся, человек Россия Австралия Беларусь Германия Китай США Япония 1993 1995 1993 1993 1993 1993 1993 1991 13732 14907 1282 993,9 7796,3 53837,3 20578 10676,9 927,2 1007,2 724,5 965,0 960,1 450,1 797,3 861,7
Изучается не только динамика общей численности учащихся, но ираспределение учащихся по классам.Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возрасташкольным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихся вшколах, к общему числу детей школьного возраста.Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуютсяпоказателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов выделяютсягруппы по уровню образования, специальности и стажу педагогической
работы.К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов имастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д.Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными одеятельности внешкольных учреждений. Таблица 7 Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ на конец года Виды детских внешкольных учреждений
Число учреждений Численность занимающихся в них, тыс. человек 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1993 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1993 г. Музыкальные школы Художественные школы Школы искусств Самостоятельные детские библиотеки Детско-юношеские спортивные школы ДЮСШ 3732 692 170 4451 3214 3789 696 445 4638 3990 3997 732 853 4807 4744 3519 695 1584 4804 4516 623 76 40 11729 1253 597 77 101 12812 2210 664 92 192 12175 2539 691 102 380 13010 2429
Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях счисленностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует обэлитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. В истории статистических работ существовал и др. переход к сборуисходной информации школьные переписи. Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. Приизучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьномобразовании - начальная
подготовка 1-3 классы , в результате которой учащиесяприобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения - основное образование 5-9 классы , дающее подготовку и освоение разныхтипов мышления по основным направлениям наук Среднее 10-11 классы , позволяющее расширить и углубить знания.Структура потребности в школьном образовании определяется составоммолодежи школьного возраста для удобства сравнения берется молодежь до 20лет .Таблица 8 Особенности возрастной структуры молодежи по некоторымстранам
мира Страна Год Общая численность молодежи в возрасте моложе 20 лет В том числе численность по возрастным группам, Моложе 5 лет 5-9 лет 10-14 лет 15-19 лет Россия Азейбайджан Испания Китай 1979 1989 1995 1994 1993 1990 100 100 100 100 100 100 25 27 19 28 20 27 23 26 28 27 21 23 23 24 28 24 27 22 29 23 25 21 32 28 Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадиишкольного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, припереходе от снижения к постепенному росту численности
родившихся, повышаетсяпотребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего ипрофессионального образования, тогда как в средних классах численность детейбудет небольшой. Таким образом, можно оценивать не только потребность вшкольном образовании в целом, но и в отдельных его стадиях.5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛВ научной литературе встречается большое разнообразие
понятий,используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерениемвыпускника школы понимается предполагаемый выбор учебного заведения или сектораэкономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы.Таблица 10 Оценка учащихся своих намерений по окончании школы Социальные намерения выпускников школ Всего опрошено
Из них Из всего числа опрошенных проживают в юноши девушки Крупных городах Средних городах Мелких городах Все опрошенные из них намерены 100 100 100 100 100 100 Продолжить обучение на дневном отделении учебного заведения 76,4 71,8 79,4 75,5 79,9 80,7 Учиться и работать 11,4 13,0 10,4 11,6 12,3 8,8 Работать 5,3 7,6 3,9 6,0 1,5 3,8 Различают 1 полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемыйуказывает название предполагаемого
места учебы или работы и будущую профессию 2 частичную конкретизацию, при которой указана или будущая профессия или местоработы и учебы 3 неконкретное намерение.Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника, подкоторой понимается отношение спрашиваемого к возможности осуществления каждогоиз возможных вариантов выбора после окончания школы.Изучение установок выпускников школ позволяют полнее учесть весь спектрнамерений.
Пример распределения выпускников школ по результатам опроса Намерение Всего опрошено Из них имеют установку позитивную1 маргинальную2 негативную3 неопределенную Поступить в вуз Балл, присвоенный данному 100 70 1 5 0,5 15 -1 10 0 Наиболее желательный вариант выбора не всегда свидетельствует обопределенности социально-профессиональных ориентаций. Последние могутизмениться в процессе взросления личности.
Поэтому важным моментом являетсявыявление социально-профессиональной направленности молодежи, под которойпонимаются профессия и статус, стремление к достижению которых определяетповедение личности в период молодости.Проведение опроса путем заполнения опросных листов позволяет углубитьанализ социально-профессиональных ориентаций молодежи и перейти к изучениюустановок.Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозироватьсоотношение приема в существующие типы учебных заведений школы,профтехучилища, техникумы
на основе оценки доли выпускников, имеющихбезальтернативную установку, а также с определенной вероятностью, имеющихальтернативную установку одновременно на два типа учебных заведений .Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являютсяобщепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить существующуюинформацию демографической статистики, ведомственной статистики школьногообразования, данные выборочных социологических опросов школьников
в единыймониторинг развития школьного образования.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕСистема профессионального образования включает разветвленную сетьгосударственных высших, средних специальных, профессионально-техническихучебных заведений институты повышения квалификации специалистов с высшимобразованием учебные центры для переобучения безработных отделения и филиалызарубежных учебных заведений негосударственные учебные заведения.
Основной формой подготовки рабочих кадров выступаютпрофессионально-технические училища.Таблица 11 Профессионально-технические учебные заведения Министерстваобразования Российской Федерации Год Число учебных заведений на конец года Численность учащихся, тыс. чел. Принято учащихся, тыс. чел. Подготовлено выпущено квалифицированных рабочих тыс. чел.
1980 1985 1990 1993 4045 4196 4328 4273 1947 1987 1867 1742 1489 1527 1252 1007 1399 1378 1272 922 Государственной статистикой учитываются число профтехучилищ,численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной базовой школы, на базе средней школы и группы молодежи, не получающейсреднего образования. Изучается движение учащихся прием и выпуск. Численностьвыпущенных подготовленных рабочих кадров распределяется по отраслям экономикии профессиям.
Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних ивысших учебных заведениях. Статистический учет и анализ деятельности учебныхзаведений данных видов описываются следующей системой показателей, котораясодержится в государственной статистической отчетности, предоставляемой в концеучебного года показатели численности, состава и движения учащихся численностьпедагогических кадров показатели материально-технического обеспечения учебныхзаведений выборочные опросы студентов по самым разнообразным
проблемамсамообразования.В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц,получающих образование третьей ступени. Такое образование обеспечиваетполучение профессионального образования трех уровней среднего, высшего ипослевузовского. Таблица 12 Численность лиц, получающих образование третьей ступени Страна Год Численность учащихся, тыс. человек Число учащихся, приходящихся на 10000 населения, человек
Россия Австралия Германия Китай Польша США Япония 1990 1993 1995 1993 1993 1993 1993 1993 1991 5100 4587 4641 964,2 1875,1 4505,2 583,1 14473 5248 345 310 314 545 231 38 151 561 424 Система показателей высших учебных заведений, подготовленнаяГосударственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно сИсследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включаетследующие разделы - оценка качества подготовки выпускников, их соответствиеквалификационным требованиям - характеристика содержания образования - качество набора - эффективность системы оценок
качества подготовки выпускников истудентов - состояние кадрового потенциала - состояние структуры вуза - эффективность научно-исследовательских работ - эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов - финансовое, материальное обеспечение вуза - состояние технологии обучения - эффективность оценки и аттестации преподавателей.Каждый из приведенных разделов содержит определенный набор показателей,раскрывающий содержание данного раздела.На основе таких подробных наборов показателей формируются дваобобщающих
показателя качество и подготовка специалистов материальное ифинансовое положение учебного заведения. 7. СТАТИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИМодернизация образования в России ставит задачу осовременитьобразование полностью к 2010 году, научить школьников думать самостоятельно.Это значит, не только запоминать правила и формулировки, но и уметь рассуждатьи анализировать. Уже в этом году в порядке эксперимента был введен единыйгосударственный экзамен
ЕГЭ , который принимали не в родной школе, анезависимая комиссия, состоящая из учителей, методистов и преподавателей вузов.Оценки выставляли по 100 бальной шкале. Впервые эксперимент проводился в 5регионах Ростовской и Самарской областях, а также в республике Марий Эл,Чувашии, республике Саха Якутия . Участников было 36000 человек, из них 55человек, выполнили тест на 100 баллов.
Грамотными по математике оказалисьребята из Якутии 12 . В Ростовской области половина школьников сдали экзаменыпо точным наукам на двойку. Министерство образования считает, что в целом ЕГЭпрошел успешно. На следующий год эксперимент будет продолжен в 15 регионах.Например, в МГУ часто поступают ребята, окончившие зарубежные лицеи, уровень ихподготовки оказывается
ниже уровня знаний наших ребят, поэтому можно считать,что наше образование не такое уж среднее .Сегодня государственные образовательные учреждения финансируются на25-40 от нормы. Большую половину бюджета на образование закрывается из средствстудентов, поэтому есть один выход это софинансирование. Это должно бытьзакреплено принятием федерального закона О мерах по поддержанию отечественногообразования .
По мнению авторов модернизации образования через 15-20 лет,Россия перестанет быть сырьевым придатком и начнет экспортировать наукоемкие технологии, которые будут приноситьРоссии 2-3 млрд. рублей в год и тогда престиж учителя возрастет. Согласноопроса отношение в России к ЕГЭ и 12-летнемуобщему образованию различные ЕГЭ 12-летнее образование Старше 50 лет За 45 Против 15
Затрудняются 40 17 62 21 От 36 до 50 лет За 65 Против 18 Затрудняются 17 24 65 11 От 18 до 35 лет За 70 Против 19 Затрудняются 11 28 64 8 Наиболее благожелательно относятся к ЕГЭ малообеспеченные люди сдоходом до 700 рублей на человека город 68 , жители села 64 , так какмодернизация образования дает их детям больше шансов на получение бесплатноговысшего образования.
Две трети россиян независимо от возраста и местажательства воспринимают отрицательно идею 12-летней школы. Меньше всего12-летку поддерживают люди с образованием ниже среднего.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящей курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализадеятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного,профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Науровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не толькопроведения мониторинга развития
образования, но и изучения соотношений и преемственностиразличных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокойсоциальной эффективности и качества услуг в области обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Газета Московский комсомолец , сентябрь 2001 г.2. Газета Аргументы и факты , сентябрь 2001 г.3. Социальная статистика Учебник под ред. чл кор. РАН
И.И. Елисеевой. 2-е изд доп. М. Финансы и статистика, 1999. 4. Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г. Т. 1. М. Государственное планово-хозяйственное издательство, 1930.5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Обобразовании Российская газета.
1996. 23 января.6. Инструкция районным руководителям и участковым инспекторам о проведении 1-й Всесоюзной школьной переписи 15 декабря 1927 г. М. ЦСУ СССР,1927.7. Образование в Российской Федерации Статистический сборник. М. Госкомстат России, 1994.8. Россия и страны мира Статистический сборник. М. Госкомстат
России, 1996.9. Социальное положение регионов Российской Федерации Статистическийсборник. М. Госкомстат России, 1994.10. Уровень жизнинаселения России Статистический сборник. М. Госкомстат России, 1996.11. Жарова Л Яценко В.Проблемы формирования современной системы показателей статистики образования Вопросы статистики. 1995 12.12.
Курышева С.В КашинаО.Н. Содержание труда и подготовка кадров как объект социальной статистики. Л. ЛФЭИ, 1987.13. Нестеров Л.И Бухвальд Е.М. Теоретические проблемы измерения общественного богатства. Серияэкономическая 5. М. Известия АН СССР, 1979.14. Патрушев В.Д.Использование совокупного времени общества. М. Мысль, 1978.15. Титма М.Х. Выборпрофессии как социальная проблема.
М. Мысль, 1975.16. Филлипов Ф.Р.Всесоюзное среднее образование в СССР социологические проблемы . М. Мысль,1976.17. Черноволенко В.Ф.Оссовский В.А Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемысоциально-профессиональной ориентации молодежи. Киев Наукова думка, 1979.18. Шубкин В.Н.Социологические опыты. Методологические вопросы социальных исследований.
М. Мысль, 1970. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬЗадача1.Имеются следующие отчетные данные 25 заводов одной из отраслейпромышленности. Номер завода Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Валовая продукция в сопоставимых ценах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 6,9 8,9 3,0 5,7 3,7 5,6 4,5 7,1 2,5 10,0 6,5 7,5 7,1 8,3 5,6 4,5 6,1 3,0 6,9 6,5 10,0 12,0 3,5 4,5 3,4 8,8 3,5 9,6 2,6 13,9 6,8 9,9 9,6 10,8 8,9 7,0 8,0 2,5 9,2 6,9 Требуется 1 произвести группировку заводов посреднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав пять группс равными интервалами.2 по каждой группе и по совокупности заводов подсчитать а
число заводов б среднегодовую стоимость ОПФ всего и в среднем на один завод в стоимость валовой продукции всего и в среднем на один завод г размер валовой продукции на один рубль ОПФ фондоотдачу .3 результаты представьте в виде таблицы, укажите вид таблицы.4 составьте краткий вывод по результатам группировки.Решение Произведем группировку исследуемойстатистической совокупности на 5 групп с равными интервалами. Для этого определим величину равногоинтервала по формуле i
Xmax Xmin .n Где i - величина равного интервала Xmax наибольшее значение варьирующего признака всовокупности Xmin наименьшее значение варьирующего признака всовокупности .n число групп, на которые следует разбить исходную совокупность при проведении группировки.Вспомогательная таблица группы Границы группы Номер завода Среднегодовая стоимость ОПФ Валовая продукция в сопоставимых ценах А 1 2 3 1 2,5 4,0 3 3,0 3,5 5 3,7 3,4 9 2,5 2,6 18 3,0 2,5
Итого 4 12,2 12,0 2 4,0 5,5 7 4,5 3,5 16 4,5 7,0 Итого 2 9,0 10,5 3 5,5 7,0 1 6,9 10,0 4 5,7 4,5 6 5,6 8,8 11 6,5 6,8 15 5,6 8,9 17 6,1 8,0 19 6,9 9,2 20 6,5 6,9 Итого 8 49,8 63,1 4 7,0 8,5 8 7,1 9,6 12 7,5 9,9 13 7,1 9,6 14 8,3 10,8 Итого 4 30,0 39,9 5 8,5 10,0 2 8,9 12,0 10 10,0 13,9 Итого 2 18,9 25,9 Всего 20 119,9 151,4 Итоговая таблица группы Границы группы Число заводов Среднегодовая стоимость
ОПФ Стоимость валовой продукции Фондоотдача всего В сред. на 1 з-д всего В сред. на 1 з-д А 1 2 3 4 5 6 2,5 4,0 4 12,2 3,1 12,0 3,0 0,9836 4,0 5,5 2 9,0 4,5 10,5 5,3 1,1667 5,5 7,0 8 49,8 6,2 63,1 7,89 1,2671 7,0 8,5 4 30,0 7,5 39,9 10,0 1,33 8,5 10,0 2 18,9 9,5 25,9 13,0 1,3704 Всего 20 119,9 6,0 151,4 7,6 1,2627 Коэффициент фондоотдачи рассчитывается поформуле Фотд Т Ф 100 , гдеФотд коэффициент фондотдачи,Т объем валовой продукции в сопоставимых ценах,Ф среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Вывод Произведя анализ исходных данных при исследовании зависимости междустоимостью валовой продукции и среднегодовой стоимостью основныхпроизводственных фондов установлено, что стоимость валовой продукции ифондоотдача находятся в прямо пропорциональной зависимости со среднегодовойстоимостью основных производственных фондов и увеличиваются в связи с ростомпоследней. Задача 2.Имеются следующие данные по совхозам Совхозы Валовый сбор тыс. ц. Урожайность в ц га Затраты труда, чел. час
На 1 Га посевной площади На 1 ц. Зерна A X Y 1 K 1 30 21,1 34,2 1,6 2 2,2 11,4 54,4 4,7 3 4,2 23,0 46,7 2,0 4 1,9 13,2 67,8 5,0 В целом по всем совхозам определите среднее значение каждого признака,используя экономически обоснованные формулы расчетов.Укажите формы полученных средних.Решение 1. Средняя величина валового сбора по всемсовхозам тыс.ц. Логическая формула Средняя величина валового сбора
Сумма валового сбора всех совхозов Количество всех совхозов Введем обозначения Х - средняя величина валового сбора по всемсовхозам, тыс. ц. Xi валовый сборзерна каждого совхоза, тыс. ц. .n число всех совхозов.Так как известны всепеременные значения логической формулы, то средняя величина валового сбора повсем совхозам тыс. ц. определяется по формуле средней арифметической простой
X Xi .n X 30,0 2,2 4,2 1,9 38,3 9,6 тыс.ц. 4 4 2. Средняя величина урожайности по всем совхозам ц га .Логическая формула Средняя урожайность Сумма валового сбора зерна на всех посевных площадях Сумма всех посевных площадей Введем обозначения Х средняяурожайность по всем совхозам, ц га Wi валовый сбор зерна каждого совхоза, ц Xi урожайность каждого совхоза, ц га fi Wi - посевная площадь каждого совхоза, га Xi Так как неизвестензнаменатель логической формулы, то средняя
величина урожайности ц га по всемсовхозам определяется по формуле средней гармонической взвешанной X Wi Wi fi Wi Xi X 30000 2200 4200 1900 38300 17,2 ц га 30000 21,1 2200 11,4 4200 23,0 1900 13,2 1941,3 3. Средняя величина затрат труда на 1 Га посевнойплощади по всем совхозам чел.час .Логическая формула Средние затраты труда на 1 Га Сумма всех затрат труда Сумма всех затрат труда Сумма всех посевных площадей
Сумма валового сбора с посевных площадей урожайность 1 Га Введем обозначения Х средние затратытруда на 1 Га посевной площади по всем совхозам, чел.час .Xi затраты труда на 1 га посевных площадей каждого совхоза, чел.час fi Wi - посевная площадь каждого совхоза, Га yi Wi валовый сбор зерна каждого совхоза, ц yi урожайность зерна каждого совхоза, ц Га.Так как неизвестенчислитель логической формулы, то средние затраты труда
на 1 Га посевной площадипо всем совхозам ц Га определяется по формуле средней арифметическойвзвешанной X Xi fi Xi Wi Yi fi Wi Xi Х 34,2 30000 21,1 54,4 2200 11,4 46,7 4200 23,0 67,8 1900 13,2 69551,7 35,8 ц Га 30000 21,1 2200 11,4 4200 23,0 1900 13,2 1941,3 4. Средняя величина затрат труда на 1 ц зерна повсем совхозам чел.час .Логическая формула Средние затраты труда на 1ц Сумма всех затрат труда
Сумма валового сбора всех посевных площадей Введем обозначения Х средние затратытруда на 1 ц зерна по всем совхозам чел.час Xi затраты труда на 1 ц зерна каждого совхоза, чел.час fi валовый сбор зерна каждого совхоза, ц.Так как неизвестны всепеременные значения логической формулы, то средняя величина валового сбора повсем совхозам тыс.ц. определяется по формуле средней арифметическойвзвешанной
X Xi fi fi Х 1,6 30000 4,7 2200 2,0 4200 5,0 1900 76240 2,0 30000 2200 4200 1900 38300 Задача3.Группировка продовольственных магазинов области по размерамтоварооборота за 1 кв. следующая Группы магазинов по величине товарооборота, млн. руб. До 20 20-40 40-60 60-80 80-100 100-120 120 Число магазинов 20 60 90 160 80 50 50 Определите 1 среднюю величину товарооборота 2 моду и медиану 3 дисперсию, среднее квадратическое отклонениеи
коэффициент вариации. Решение Вспомогательнаятаблица Группы магазинов по величине товарооборота, млн. руб. Xi До 20 20-40 40-60 60-80 80-100 100-120 Свыше 20 Число магазинов fi 20 60 90 160 80 50 50 Середина интервала Xi 10 30 50 70 90 110 130 Сумма накопленных частот 20 80 170 330 410 460 510
Для определениясредней величины товарооборота необходимо от интервального ряда распределенияперейти к дискретному ряду распределения путем замены интервальных значений Xi их средними значениями по формуле Xmax Xmin , где2Xmax верхнее значение интервала Xmin нижнее значение интервала. Наименование показателя Формула расчета Расчет Средняя величина товарооборота
X Xi fi fi Где Х среднее значение варьирующего признака Xi - значение варьирующего признака fi частота повторения варьирующего признака. Мода Где XMo нижняя граница модального интервала IMo величина модального интервала fMo частота, соответствующая модальному интервалу fMo-1 частота, соответствующая предшествующему модальному интервалу fMo 1 частота в интервале, следующем за модальным интервалом. Медиана
Где XMe нижняя граница медианного интервала IMe величина медианного интервала fMe частота, соответствующая медианному интервалу SMe-1 сумма наблюдений, накопленных до начала медианного интервала 1 2 fi половина общего числа наблюдений. Дисперсия Среднее квадратическое отклонение Коэффициент вариации Задача4.Приводятся данные онаселении региона Годы Численность населения региона на начало года млн.чел.
Численность родившихся за год млн.чел. 1979 29,2 0,53 1980 29,4 0,54 1981 29,6 0,55 1982 29,9 0,57 1983 30,1 0,60 1984 30,4 0,61 1985 30,7 0,59 1986 31,0 0,62 1987 31,3 0,64 1988 31,5 0,65 1989 31,9 0,67 1990 32,9 0,69 Определите 1. Вид каждого динамического ряда.2. По одному из рядов цепные показателиабсолютного прироста, темпа роста. Темпа прироста и абсолютного значения 1 прироста.3. По каждому ряду за 1-й 1979-1983 иза 2-й 1984-1989 периоды.Рассчитайте среднегодовой уровень ряда,средний абсолютный прирост и среднегодовой темп роста.
Сделайте краткие выводыпо результатам прироста.Решение 1. Ряд динамики,представляющий численность населения региона на начало года млн.чел. ,является моментным рядом распределения, а ряд динамики, представляющийчисленность родившихся за год млн.чел является интервальным рядомраспределения.2. Таблица 1 Годы Численность населения региона на начало года млн.чел. Численность родившихся за год млн.чел. Абсолютный прирост численности населения региона млн.чел.
Темп роста численности населения региона, Темп прироста численности населения региона, Абсолютное значение 1 прироста численности населения региона млн.чел. A Yi Xi DYi Yi-Yi-1 Tp Yi Yi-1 100 Tnp Tp-100 A Yi-1 100 1979 29,2 0,53 1980 29,4 0,54 0,2 100,7 0,7 0,292 1981 29,6 0,55 0,2 100,7 0,7 0,294 1982 29,9 0,57 0,3 101,0 1,0 0,296 1983 30,1 0,60 0,2 100,7 0,7 0,299 1984 30,4 0,61 0,3 101,0 1,0 0,301 1985 30,7 0,59 0,3 101,0 1,0 0,304 1986 31,0 0,62 0,3 101,0 1,0 0,307 1987 31,3 0,64 0,3 101,0 1,0 0,310 1988 31,5 0,65 0,2 100,6 0,6 0,313 1989 31,9 0,67 0,4 101,3 1,3 0,315 1990 32,9 0,69 1,0 103,1 3,1 0,319 3. Таблица 3 Годы Численность населения региона на начало года млн.чел. Численность родившихся за год млн.чел. Среднегодовой уровень ряда млн.чел.
Среднегодовой темп роста, Средний абсолютный прирост численности млн.чел. Момент. РД Интерв. РД Момент. РД Интерв. РД Момент. РД Интерв. РД A Yi Xi Где Yi текущий уровень .n число уровней Где Xi текущий уровень .n число уровней Где Yn конечный уровень, Y0 начальный уровень, .n число уровней. Где Yn конечный уровень,
Y0 начальный уровень, .n число уровней. Dбаз абсолютный прирост за период .n число уровней Dбаз абсолютный прирост за период .n число уровней 1979 29,2 0,53 Y1 29,6 X1 0,56 Tp 1,08 Tp 1,36 1980 29,4 0,54 1981 29,6 0,55 1982 29,9 0,57 1983 30,1 0,60 1984 30,4 0,61 Y2 31,1 X2 0,63 Tp 1,19 Tp 1,33 1985 30,7 0,59 1986 31,0 0,62 1987 31,3 0,64 1988 31,5 0,65 1989 31,9 0,67 Y1 29,2 2 29,4 29,6 29,9 30,1 2 5-1 29,6 Y2 30,4 2 30,7 31,0 31,3 31,5 31,9 2 6-1 31,1
X1 0,53 0,54 0,55 0,57 0,60 5 0,56X2 0,61 0,59 0,62 0,64 0,65 0,67 6 0,63.Вывод Средний абсолютныйприрост численности населения региона в 1984-1989 гг. по сравнению с 1979-1983гг. составил на 0,075 млн. чел что произошло вследствие снижения смертностинаселения данного региона, так как средний абсолютный прирост численностиродившихся в сопоставляемых периодах снизился на 0,0035 млн. чел. Задача5.Рассчитайте по нижеследующим данным 1. индекс физического объематоварооборота 2. индекс
цен 3. индекс товарооборота. Дайте анализ полученных результатов. Наименование товара Товарооборот, руб. Индивидуальные индексы физического объема Июнь Июль Молоко 10000 15000 1,6 Яйца 42000 35000 0,9 Сметана 48000 60000 1,3 Решение 1. Индекс физическогообъема товарооборота определяем по формуле Ig g1p0 100 igg0p0 100 g0p0 g0p0 ig g1 g1 igg0 g0 Ig 1,6 10000 0,9 42000 1,3 48000 100 116,2 10000 42000 48000 2.Индекс
цен определяем по формуле Ip g1p1 100 g1p1 100 g1p1 100 g1p1 100 g1p1 100 g0p0 g1p1 g1p1 p0 p1 g1p0 ipg0p0 ip p1 p0 Ip g1 g1 igg0 g0 Ip 15000 35000 60000 100 94,7 1,6 10000 0,9 42000 1,3 48000 3.Индекс товарооборота определяем по формуле Ipg g1p1 100 p0g0 Ipg 15000 35000 60000 100 110,0 10000 42000 48000 Вывод Объем товарооборота увеличился на 10 в июле посравнению с июнем за счет роста физического объема товарооборота
на 16,2 и сниженияцены продукции на 5,3 . Федеральныйзакон РФ Об образовании , ст. 9-10 Так как высшееобразование может быть получено обычно в возрасте 22-25 лет, для болеекорректного построения этого обобщающего показателя численность лиц с высшимобразованием следует относить к численности населения старше 25 лет.1 наиболеежелательный вариант выбора2 запаснойвариант выбора3 нежелательныйвариант выбора
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |