Реферат по предмету "Социология"


Методическое пособие по написанию дипломной работы

Филиал
государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московскийгосударственный социальный университет
Министерства здравоохраненияи социального развития Российской Федерации»
в. г. СочиКраснодарского края
Кафедра социальной работы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО НАПИСАНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350500 «СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА»
Автор: д.б.н., профессор Коновалова Г.М.
Сочи, 2005 г.

ВВЕДЕНИЕ
Итоговая государственнаяаттестация выпускников высших учебных заведений включает защиту выпускнойквалификационной работы (ВКР), выполнение которой является заключительнымэтапом обучения. В процессе выполнения ВКР осуществляется дальнейшее углублениетеоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений ипрактических навыков, овладение методикой исследования при решении конкретныхпроблем, развитие навыков самостоятельной работы, повышение обшей ипрофессиональной эрудиции выпускника. ВКР является высшей формой научно-исследовательскойи учебно-методической работы студентов, выпускающихся по специальности «Социальнаяработа».
ВКР-научный труд, выполненный на основе глубокого и всестороннего изучениялитературных источников с применением социологических, педагогических,статистических и других методов, включающий в себя в качестве обязательногокомпонента обобщение результатов собственных данных и наблюдений.
Выполнение и защита ВКР позволитстуденту всесторонне изучить интересующую его проблему и вооружит его навыками научногои творческого подхода к решению многих других проблем.
I.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПУСКНОЙКВАЛИФИКАЦИОННОЙ РВБОТЕ
1.Цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Целью ВКР является углубленноеизучение одной их социальных проблем, а также систематизация, закрепление ирасширение полученных в институте теоретических и практических знаний посоциальной работе для творческого изучения и решения конкретных проблем,стоящих перед социальными службами.
Задачи дипломной работы:
показать высокий уровень общефилософской,общесоциальной и специальной подготовки, способность и учение применятьтеоретические знания при решении конкретных социальных проблем и задач;
закрепить полученные в процессе обученияв вузе навыки самостоятельной работы и способствовать овладению методикойнаучного исследования при решении разрабатываемых в дипломном проектепроблемных вариантов;
отразить реальные условиядеятельности социальных служб и дать практические рекомендации по улучшению ихработы.
В процессе подготовки ВКР студентсамостоятельно овладевает следующими навыками:
•умением выбрать актуальную тему, определитьцель исследования и сформулировать задачи исследования;
•умением подобрать литературу и сделатьее критический анализ;
•умением выбрать и грамотноиспользовать методики исследования и экспериментов;
•умением анализировать результаты исследований,оформлять их в соответствующий материал (таблицы, графики, рисунки, диаграммы итак далее) и грамотно и литературно изложить их. Таким образом, отрабатываютсянавыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования иэкспериментирования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов.
Научнаязначимость и практическая ценность ВКР определяется тем, в какой мересодержащиеся в ней предложения могут способствовать улучшению качества работысоциальных служб.
Такжедипломные работы используются в целях сбора материалов по тематикенаучно-исследовательской работы кафедры, предложившей тему дипломной работы,для разработки конкретных вопросов и проблем по заявкам учреждений иорганизаций.
2.Требования, предъявляемые к выпускной квалификационнойработе
Требования к ВКР определяютсясоциальными целями и задачами, предъявляемыми к ней.
В обобщенном виде ониследующие:
*дипломная работа должна носитьхарактер самостоятельного сочинения, выполненного лично студентом- выпускником;
*представлять научную разработку конкретноговопроса теории или практики социальной работы;
*базироваться на фундаментальных трудахисследователей общих и специальных вопросов социальной работы и смежных с нейотраслей научного знания, официально-документальных материалах.
ВКР должна содержать научные выводы ипредложения по дальнейшему развитию теории и практики социальной работы, аравно учебного процесса высшей школы.
Необходимым инеотъемлемым атрибутом ВКР является библиография, сноски на источники, схемы,графики, таблицы, приложения ит.п. ВКР должнавключать в себя:
•использование философской классики,новейших достижений в области истории, теории и практики социальной работы,материалов и решений правительства РФ по социальным вопросам; материалов,решений международных организаций социальных работников и ООН по защите населения,новейших материалов, касающихся деятельности местных социальных служб.
Нередко студенты при написании ВКРупускают из вида меж-, вузовские тематическиесборники научных работ, научные труды вузов и НИИ, учебные пособия и другие материалы, содержащие ценныйнаучно-практическийматериал по предметуданного исследования. Зачастую не используются даже научно-практическиеразработки кафедр вуза. Между тем использование таких источников облегчаетработу дипломника, способствует повышению ее качества и социальной ценности.
Наконец, студенту полезноперед написанием ВКР ознакомится с типовыми учебными программами по теме предмета исследования, с другойнаучной, учебной и методической литературой.
Студенту всегдапригодится его опыт выполнения курсовых и научных работ, рефератов по спецкурсам.Работы, являющиеся продолжением исследования тем курсовых, научных работ ирефератов по спецкурсам, заметно облегчают труд студента над ВКР, отличаютсяповышенным качеством и всемерно поощряются деканатом, кафедрой, научнымруководителем. Но вместе с тем ВКР имеет принципиальные отличия от курсовыхработ (Приложение 1)
Привсех обстоятельствах при выполнении ВКР студент обязан использовать на моментзащиты всю новую литературу по исследуемому предмету, опубликованную в печати.
Компиляцияи плагиат при выполнении ВКР запрещаются.Они исключают допуск к защите дипломной работы при любыхобстоятельствах.
Объемдипломной работы рекомендован в пределах50страниц машинописного текста, исключая список литературы и примечаний.
Графики,схемы и таблицы оформляются в качестве самостоятельного приложения к ВКР.
ВКР печатается в двухэкземплярах и как правило выполняется компьютерным способом. Текст помещаетсяна одной стороне листа формата А4, печатается через 1,5 компьютерного интервалас применением 14-го шрифта. Страница текста должна содержать 29-31 строку.Текст должен быть отформатирован по левому и правому полям страницы.
Каждая страница имеетодинаковые поля: размер левого поля – 30 мм, правого — 10 мм верхнего — 20 мм,нижнего – 25 мм.
Абзацный отступ долженбыть одинаковым и равен 5 знакам.
Расстояние междуназванием глав и последующим текстом должно равняться трем интервалам. Такое жерасстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа.
Каждая глава начинается сновой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частямработы: введению, заключению библиографическому списку и приложениям.
Нумерация страницначинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице (Оглавление) проставляетсяцифра «2». Далее весь последующий объем ВКР, включая библиографический список иприложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Ее порядковый номерпечатается по центру внизу страницы.
Еслиавтор заметил в тексте ошибки или опечатки, то он вправе их исправить, замазавс помощью белил типа «штрих», а затем впечатав нужные буквы и. символы на пишущей машинке, либо вписавчерной ручкой. Допускается заклейка неправильных слов и выражений правильнымисловами, напечатанными на отдельных листочках бумаги.
Таблицы,графики, фотографии, иллюстрации как правило располагаются на отдельных листахс соответствующими пояснениями, которые делаются под ними.
ВКРдолжна иметь обложку, титульный лист, пронумерована, датирована и подписанастудентом. Она должна быть отпечатана и переплетена.
Контрольза выполнением дипломной работы, ее качеством, своевременным представлением кзащите осуществляют научный руководитель и выпускающая кафедра.
3.Тематика выпускных квалификационных работ и выбор студентомтемы.
ТематикаВКР разрабатывается выпускающими кафедрами, утверждается Ученым советомуниверситета и оформляется приказом директора филиала. Общий перечень темдипломных работ ежегодно обновляется. Утвержденная в официальном порядкетематика дипломных работ должна быть доступной для студентов.
По характеру, содержанию, методологии и методике ихвыполнения все ВКР по их тематике могут быть условно разделены на три группы:
*теоретические
*практические;
*смешанные.
Теоретически темывыполняются преимущественно налитературном материале. Вместе с тем разработка и поиск тем требует привлеченияи использования социологического, практического материала.
Практические темывыполняются на основе изучения,обобщения и анализа практики социальной работы.
Смешанные темысовмещают в себе теоретические ипрактические аспекты исследования вопроса (проблемы) и характеризуютсямеждисциплинарным, ком­плексным подходом к решению предмета исследования.
Студенту предоставляется правосамостоятельного выбора темы дипломной работы в рамках разработаннойкафедрой и утвержденной официально тематики дипломных работ. Однако по просьбестудента и его научного руководителя кафедра может закрепить за студентомпредложенную им самим тему свключением ее в общую тематику дипломных работ, подлежащую официальномуутверждению в установленном порядке.
Дипломные работы, выполненные внеутвержденной тематики, допуску к защите не подлежат.
Тема дипломной работы закрепляется застудентом по его личному письменному заявлению (смотри приложение) и оформляетсяприказом по филиалу.
В заявлении студент формулирует тему ВКРи указывает научного руководителя данной темы. Решением кафедры темызакрепляется за студентом и утверждается ее научный руководитель.
Выбору темы ВКР предшествуетконсультация с научным руководителем данной темы, где студент уточняет объем исодержание темы, круг вопросов, подлежащих исследованию, инструментарийвыполнения работы, содержание, характер и объем материалов, подлежащихизучению, сроки предоставления разделов работы и ее окончательного вариантанаучному руководителю, на кафедру, в деканат.
Согласие научного руководителя наруководство данной темы и данным студентом оформляется его визой на заявлениистудента, а в случае его отсутствия -заведующим кафедрой.
Согласование содержания темы и объематребований может в необходимых случаях оформляться в письменной форме. В любомслучае требования к дипломной работе и указания и рекомендации научногоруководителя обязательны для студента. Невыполнение их исключает допуск ВКР кзащите.
4.Подбор и первоначальное ознакомление с литературой.
Подбор литературы производитсястудентом самостоятельно сразу же после предварительного выбора темы дипломнойработы. Самостоятельная работа при подборе литературы предполагаетсистематические консультации с руководителем дипломной работы, которыйконтролирует использование студентами новейшей литературы и инструктивныхматериалов, по тем или иным причинам не попавших в предметно-тематическийкаталог. Обязательным является использование изданий последних лет.
Особое место среди методовисследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы.Изучение литературы служит средств изучения истории и причин возникновенияпроблемы, ее современного состояния. Работа с литературой включает несколькометодов.
1.Составлениебиблиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при  написании ВКР.
2. Реферирование – сжатоепереложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.
3. Конспектирование –детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.
4. Аннотирование –краткое, предельное сжатое изложение основного содержания литературныхисточников.
5. Цитирование –дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в текстеВКР фактических и статистических данных, содержащихся в литературныхисточников. Включенную в текст цитату следует оформить обязательным указаниемавтора и источник, из которого производится цитирование. В ВКР можноиспользовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты безссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора,высказанная им идея, то  в тексте такжеделают ссылку на источник.
Оцитировании следует сказать особо, так как часто здесь студенты допускаютошибки и погрешности, влияющие на качество дипломной работы.
Преждевсего, цитатами не следует злоупотреблять, либо приводить позицию каждогоавтора, когда-либо высказавшегося по данному вопросу, либо приводить непервоисточник, а пересказ той или иной точки зрения другим лицом. Необходимо изложитьосновную точку зрения по дискуссионной проблеме с приведением по каждой из нихсоответствующей аргументации. В сносках указать сторонников той или иной точкизрения с указанием авторских работ.
Библиографиядипломной работы должна включать три основных раздела:
1.Законодательство и иной нормативный материал.
2. Специальнаялитература.
3. Дополнительнаялитература.
На этом этапе работы студент должен составитькартотеку соответствующей литературы по теме и смежным вопросам. На карточкеприводятся: Ф.И.О. автора, полное название и год издания, количество страниц вкниге. (Например: Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история,общественная практика.- М.,1996. — 446 с.)
А также делаются следующие пометки: остепени пригодности книги или статьи для дипломной работы; о предполагаемыхпутях ее использования; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки.
При изучении литературы нужносоставить тематические конспекты по ряду источников, которые позволятохарактеризовать состояние исследуемого вопроса, проанализировать различныеточки зрения на изучаемый предмет, определить подход к проблеме в соответствиис поставленными задачами.
Недопустимоиспользование в дипломной работе материалов служебных отчетов, справок и др.без соответствующего анализа и сопоставления с другими данными. В этих случаяхработа не допускается к защите и оценивается неудовлетворительно.
5.Задание на выпускную квалификационную работу.
Календарный график ее выполнения.
Студент, согласно задания научногоруководителя, должен составить календарный график работы над темой с указаниемочередности и сроков выполнения отдельных этапов работы (смотри приложение).
Календарный график долженпредусматривать установленные в задании директивные сроки представления нарецензию отдельных разделов диплома и законченной работы в целом. Задание играфик утверждаются заведующим кафедрой. Согласно графику студенты не режеодного раза в месяц должны отчитываться о проделанной работе перед научнымруководителем.
При выполнении ВКР следует планироватьэтапы выполнения работы:
1 этап – установочный состоит ввыборе темы и определении методологического аппарата исследования. В результатевыполнения первого этапа автор составляет два документа: план исследования иструктура работы или план изложения, который близок к оглавлению.
2 этап – выполнятся собственнопоисковая часть работы с учетом составленного плана исследования и сиспользованием выбранных методов, методик, технологий: работа ведется натеоретическом и практическим уровнях; результаты систематизируются иобобщаются,
3 этап — систематизация материалов,написание текста и оформление работы и полученных результатов исследования.
Следующие этапы связаны с подготовкойВКР к защите и самой процедурой защиты
4 этап — предоставление работы накафедру.
5 этап – защита дипломной работы назаседании ГАК.
Этапы исследования взаимосвязаны,предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа.
Заведующий кафедрой организуетпроверку хода выполнения ВКР и устанавливает не менее трех контрольных сроковотчетности выпускников о ходе выполнения работы.
В обязанности научного руководителявходит:
*разработка задания выпускнику навыполнение работы;
*оказание помощи выпускнику вразработке календарного графика выполнения работы (Приложение);
*оказание помощи в определении объектаи предмет исследования, в составлении библиографии, формулировки гипотезы,цели и задач работы;
консультирование выпускников приподготовке к защите;
подготовка отзыва о работе.
По завершении работы, не позднее чемза месяц до ГАК, на кафедре заслушиваются ВКР выпускников и научные руководители о степени готовности ВКР ипринимается решение о допуске к защите.
6. Методологический аппарат дипломнойработы как отражение логики исследования.
Наиболее важным, ответственными достаточно трудоемким этапом выполнения дипломной работы является первый, установочныйэтап. Именно он задает общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемыерезультаты.
Этап начинается с выборатемы дипломной работы и заканчивается определением методов, т.е. конкретныхспособов проведения исследования. Тема иметоды исследования — это начальное и конечное звено, на основе которыхосуществляется поиск. Кроме них, определяютсяпроблема, объект и предмет, цель и задачи, а также гипотеза исследования.Перечисленные элементы образуют методологический аппарат исследования, которыйрегулирует как процесс исследования, так и оформление полученных результатов.
Выбор темы определяетсяобъективными (актуальность, новизна, проблемность, перспективность разработки)и субъективными (индивидуальные особенности выпускника, уровень и качествообразованности, взаимоотношения с преподавателем) факторами.
Определение проблемы исследования — достаточносложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение,противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследованиисущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическимосмыслением. В дипломной работе проблема, как правило, также выражает основноепротиворечие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Какправило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от еерешения.
Стратегия выпускной квалификационнойработы  по социальной работе заключаетсяв изуче­нии человека, его целостности, мира, индивидуальности иуниверсальности. Эффективность соци­альной работы зависит от осмыслениясущности жизне­деятельности человека, ее изменений под воздействиемэкономических, социально-психологических факторов.
Объект и предмет— основополагающие категории развития теории социальной работы. Так, всловаре-справочнике по социаль­ной работе отмечено: «Объектом исследования социаль­ной работы является процесс связей,взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп иличностей в обществе. Предметомсоциальной работы как самостоятельной науки являются закономерности,обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов вобществе».
Границы объекта ипредмета теории социальной ра­боты связываются с понятиями «социальноевзаимодей­ствие», «социальные и межличностные отношения», «со­циальныеизменения», «социальная динамика» и «соци­альная структура». Предметнаясущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подхо­дов,характеризуется таким общим понятием, как «соци­альность»,которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействияв обществе как системе целостных социальных субъектов.
Суще­ствует множествоопределений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том,что в современных условиях социальная работа выходит за гра­ницы практическойсоциальной помощи и все более ста­новится фундаментальным теоретическим знаниемо че­ловеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способахулучшения его социального бытия и социаль­ного самочувствия.
Понятие предметисследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются толькоте элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будутизучаться в ВКР. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что иопределяет предмет исследования.
Таким образом, объект ипредмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объектабудет исследоваться автором ВКР. Так же как и проблема, объект и предмет исследованияпервоначально формулируются совместно с руководителем.
Субъект и объектсоциальной работы — важнейшие компоненты системы теории ипрактики социальной ра­боты. Объект социальной работы — это прежде всего че­ловекв системе социальных связей и отношений, на ко­торого направлено социальноедействие. Это клиент со­циальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальнойдиагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Объект социальной работы — клиент —человек, нуж­дающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятиеклиента включались люди, имевшие предраспо­ложенность к нарушению общепринятыхстандартов (ни­щие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со време­немменяются не только категории клиентов, но и груп­пы проблем, формирующиеклиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространенана людей, которые под воздействием общества и ненормаль­ных условий жизни,которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. Вэтой трак­товке к клиентам социальной работы относили маргина­лов, безработныхлюдей, имеющих те или иные пробле­мы в семейных отношениях. В настоящее времяклиен­том социальной работы определяется любой человек, группа или община,которые нуждаются в помощи соци­ального работника и с которым достигнутосоглашение о совместной работе.
В таком широком контексте клиентомсоциальной ра­боты может быть любой человек с любой проблемой. В те­ориисоциальной работы существуют различные типоло­гии клиентов современнойсоциальной работы. Например:               
— ПО НАПРАВЛЕННОСТИ И ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (индивид; группа;сообщество; или по специфике запроса: агрессо­ры, вежливые, немые и т. п.)
-ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ;
-СУЖБА И ТРУД В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ;
-ПОЖИЛОЙ, ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ ЛЮДЕЙ;
-ДИВЕАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
-ТРУДНОЕ, НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕРАЗЛИЧНЫХ    КАТЕГОРИЙ СЕМЕЙ;
-ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ;
-БРОДЯЖНИЧЕСТВО, БЕЗДОМНОСТЬ;
-ПРЕДРОДОВОЕ И ПОСЛЕРОДОВОЕ СОСТОЯНИЕ;
-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ;
. Названы далеко не всегруппы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятковмиллионов людей — уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики,сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительноготакта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания,разнообразных умений, величайшей терпеливости и само­отдачи
СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъектысоциальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которыеведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом,осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации,общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это иобщест­венные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциациясоциальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, неорганизации, не объединения, а люди, занимающиеся социаль­ной работой профессиональноили на общественных началах.
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще однообстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организациейсоциальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), аесть те, кто непосредственно оказывает со­циальную помощь. Их условно можноназвать практическими социальными работниками.
Таким образом, субъектом социальнойработы являются:
-ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ;
-ОБЩЕСТВЕННЫЕЕЕЕ,БЛАГОТВРИТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ   ОРГАНИЗАЦИИ ИУЧРЕЖДЕНИЯ;
-ЛЮДИЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИЛИ НАОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ;
-ПРЕПОДАВАТЕЛИ,КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮ  ЗАКРЕПЛЕНИЮ НАВЫКОВИ УМЕНИЙ;
-ИССЛЕДОВАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Следующий элемент,который необходимо сформулировать, — цельисследования. Существенная особенность цели как элемента методологическогоаппарата состоит в том, что она объединяет и концентрированно выражает основнойсмысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи. Иначе говоря, цельвыражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этомдолжны быть получены. Таким образом, цель — это общая формулировка конечногорезультата, который предполагается получить при выполнении ВКР.
В соответствии спредметом и целью определяются задачи исследования. Задачи — этопоследовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели иконкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны, и отражать общий путьдостижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задачисследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для ихопределения: первая задача связана схарактеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы,теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая — имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена нараскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья — имеет рекомендательный,прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретическоймодели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования,практических рекомендаций.
Одновременно с задачамиформулируется гипотеза исследования — совокупность предположений, допущений,которые уточняют путь достижения цели. Гипотеза указывает, как исходный фактследует преобразовать в такое состояние, которое требуется. Истинностьпредположений, которые составляют гипотезу, подлежит проверке, поскольку онимогут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследованиевыстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положениягипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой. По логическойструктуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется однопредположение) или разветвленный (состоит из нескольких предположений)характер.
Первый этап работы надВКР завершается выбором методов исследования как способов решенияисследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.Метод — это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучитьпредмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия. Онявляется своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. междупоставленными задачами и процессом их решения. Успех исследования находится впрямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсеналиспользуемых методов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением,соответствовать ему.
Все многообразие методовможно разделить на две группы: теоретическиеи эмпирические методы. Теоретические методы раскрываютсущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Онииспользуются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования(анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средствомсбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений(наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение репродуктивных итворческих работ учащихся; изучение педагогической документации; педагогическийэксперимент).
Для каждого этапаисследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полноеи правильное решение поставленных задач.
7.Структура выпускной квалификационной работы.
Структура ВКР определяется темой изаданием, согласованным с научным руководителем. Она должна соответствоватьтребованиям современного Государственного стандарта (ГОСТ).
Согласно требованиям ГОСТВКР должна содержать следующие структурные элементы:
1.Титульный лист (смотри приложение)
2.Оглавление
3.Введение
4.Содержание работы, соответствующееплану, согласованному с научным руководителем, и разделенное на главы спараграфами или разделы.
5.Заключение
6.Библиография (список литературы, использованнойв ВКР, оформленный согласно последним требованиям ГОСТ).
7.Оглавление, которое содержитпостраничное указание разделов или глав и параграфов и их объем, соответствующийплану ВКР (смотри приложение)
8.Приложение, если оно небольшое пообъему, может быть помещено в самой ВКР. В остальных случаях разработочные ииные материалы (анкеты, схемы, таблицы, графики, диаграммы, библио- ибиографические справки и тому подобные) оформляются в качестве самостоятельногоприложения к ВКР, оформленного согласно существующим требованиям.
 
8.Составление плана и примерное содержание частей дипломнойработы.
ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Работа над текстом, т.е.литературное изложение полученных результатов, -это важная, самостоятельная частьисследования. Ее главное назначение состоит в том, чтобы полно, точно,доступно, правильно, взаимосвязано и логично изложить основные идеи, мысли,выводы, полученные в результате проведенного поиска. Безусловно, логикаизложения связана с логикой исследования, но не копирует и не воспроизводит ее.
Текст диплома долженотвечать требованиям доступности, выразительности. Изложение его может бытькратким, лаконичным или развернутым. По характеру изложения тексты бываютописательными, объяснительными, критико-аналитическими, полемическими и т.д.
Содержание дипломнойработы должно иметь четкую структуру, которую отражает оглавление (Приложение). Кроме титульного листа (Приложение ) иоглавления, дипломная работа включает введение, две или три главы, которые делятсяна разделы (параграфы), заключение, библиографический список, а такжеприложения, которые оформляется по желанию. Кратко рассмотрим их особенности.
Введение — это достаточно краткий, вступительный раздел ВКР, в которомобосновывается актуальность и своевременность изучения выбранной темы.Исследование считается актуальным, если оно направлено на решение важныхпроблем, которые имеют место в практике научных исследований или в практикесоциального работника. Считается, что если проблема будет решена, а полученныев исследовании результаты будут внедрены в практику, то эффективность практикивозрастет. В самом общем виде актуальность показывает степень расхождения междуспросом на научные идеи и практические рекомендации, с одной стороны, ипредложениями, которые в настоящее время может дать наука и практика — сдругой.
Наиболее убедительноактуальность темы показывает проблема исследования. Обычно для выделения иобоснования проблемы проводится краткий анализ истории ее возникновения инаправлений исследования проблемы в науке. Во введении нужно показать, чторешение проблемы научными средствами представляет существенный теоретический ипрактический интерес. Следует раскрыть, какое значение будет иметь решение этойпроблемы. Затем указываются все остальные элементы методологического аппарата.Заканчивается введение указанием методов, на основе которых и будет проводитсяисследование.
В заключительной частивведения по желанию автора можно кратко пояснить структуру работы: общий объемработы, количество глав, количество таблиц, схем, рисунков, приложений.
Оформление глав


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уголовное право буржуазных государств новейшего времени
Реферат М И Кутузов
Реферат Реклама її маркетингова сутність
Реферат Тыловое обеспечение дивизиона
Реферат Розвиток міжособистісних стосунків у дітей старшого дошкільного віку у процесі ігрової діяльност
Реферат Правовое регулирование открытия валютных счетов юридическим лицам
Реферат Шпоры по ОВД
Реферат Социальная теория К. Маркса и русский марксизм: легальный марксизм, марксизм Г.В. Плеханова и марксизм В.И. Ленина как различные версии в интерпретации марксистского идейного наследия
Реферат Анкор
Реферат Требование безопасности при проектировании машин и механизмов.
Реферат Суб’єкти трудового права України
Реферат Эксплуатация военных автомобильных дорог
Реферат Ядерные боеприпасы
Реферат АПК и машиностроение
Реферат Російська імперія на початку XX ст.