--PAGE_BREAK--
Глава
II
Государственная политика по профилактике маргинализации пожилых людей
2.1.Нормативно- правовая основа как защита пожилых людей, в том числе находящихся в ситуации маргинализации
В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.
Лица пожилого возраста относятся к социально не защищенной категории населения, которой присуща своеобразная триада проблем: неудовлетворительное состояние здоровья и связанное с ним ограничение жизнедеятельности; материальные трудности; проблема одиночества и дефицита общения. Эти проблемы характеризуются устойчивостью и длительностью действия, в результате чего пожилой человек приобретает маргинальный статус. Отсюда вытекают соответствующие потребности пожилых людей в сохранении и улучшении здоровья (физического и психического), материального положения, общении и налаживании социальных контактов, психологической поддержке и социальном обслуживании.[41]
Государственная социальная политика в отношении граждан пожилого возраста является неотъемлемой частью государственной социальной политики и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решения.
Главным законом страны является Конституция Российской Федерации. В ней содержатся нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, а также нормы особо, касающиеся пожилых людей. К ним относятся ст. 7 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и другие гарантии социальной защиты. Особое значение для положения пожилых людей имеет конституционные нормы о праве на жилище, частной собственности и праве на получение квалифицированной юридической помощи.[42] Однако в Конституции РФ отсутствует норма о приоритетной защите прав пожилых людей.
Законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционные гарантии прав пожилых людей, условно включает следующие нормы: во-первых, нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; во-вторых, нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; в-третьих, нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста). С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов («О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») существенно обогатилось социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит целый ряд норм и положений, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом.[43]
Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста». За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения; на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой. Конституция Российской Федерации признает социально значимыми права на социальные услуги, призванные удовлетворять особые потребности граждан в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту.
Важное значение для социальной поддержки людей старшего возраста имеет пенсионное законодательство. Для многих основным источником существования пожилых людей является пенсия по старости. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется как ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».[44]
Одним из основных направлений государства в области поддержки пожилых людей является социальное обслуживание граждан пожилого возраста. На сегодняшний день сложились группы пожилых людей с особыми потребностями (инвалиды пожилого возраста, длительно болеющие одинокие пожилые люди, долгожители, одинокие пожилые женщины, лица пожилого возраста с ограниченными возможностями передвижения и самообслуживания, пожилые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). В связи с этим растет спрос на социальные услуги в большей степени специализированного характера. По проведенным оценкам, в России около 5 млн. одиноких и одиноко проживающих граждан старших возрастов нуждаются в различной помощи 1, 5 млн. – из их числа – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Около 300 тыс. человек необходимы социально-медицинские услуги на дому. Организация социального обслуживания пожилых людей рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в России комплекса правовых, экономических, социальных мер по социальной защите пожилых.[45]
Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О ветеранах» устанавливают определенный объем гарантий. Большое значение в системе правового регулирования защиты прав и интересов пожилых людей имеет законодательство по социальной защите ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» №5-Ф3 был принят 12 января 1995 года в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне. В нем впервые были систематизированы нормативно-правовые акты о льготах ветеранам и сформулирован правовой статус ветерана. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда. [46]
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в законе; пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности. Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. [47]
С 1 января 2004 года вступил в действие закон Российской Федерации № 122-ФЗ, который внес определенные изменения в социальное законодательство. Внесены изменения в 155 федеральных законов и отменено действие 41 закона. Появилось понятие «социальная поддержка». Согласно Закону Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми»№ 55-РЗ от 12 ноября 2004 года, в рамках социальной поддержки предусматривается осуществление системы мер, включающей оплату жилья и коммунальных услуг; предоставление компенсации стоимости топлива; выплата пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте; предоставление республиканской ежемесячной и (или) ежегодной денежной выплаты; пособие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений; предоставление ежемесячной денежной выплаты лицам, удостоенным почетных званий Республики Коми, а также медицинское и протезно-ортопедическое обслуживание.[48]
С января 2005 года в России ушла в прошлое система предоставления натуральных льгот, которую сменили денежные компенсации. Произошло разделение на «федеральные» и «региональные» льготные категории. К федеральной льготной категории относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма, жители блокадного Ленинграда, военные 1941-1945 гг., не участвовавшие в боевых действиях, и лица, работавшие на объектах ПВО и строительстве прифронтовых сооружений, члены семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, инвалиды всех групп. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки данным категориям граждан, производится за счет средств федерального бюджета. На усмотрение региональной власти, кроме оплаты ЖКУ, остались труженики тыла, ветераны труда, пострадавшие от политических репрессий, почетные доноры, одиноко проживающие граждане старше 80 лет и заслуженные работники Республики Коми. Финансирование расходов для данных категорий граждан предусмотрено за счет региональных бюджетов. [49]
Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» является базовым для института социального обслуживания. В соответствии со ст. 1 закона социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых в социальных услугах: уходе, организации питания, содействии в получении медицинской, правовой, социально-правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в трудоустройстве, организации досуга, содействии в организации ритуальных услуг и др. Данные социальные услуги позволяют частично разрешить проблему маргинализации. Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55, мужчины старше 60) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.[50]
В Республике Коми также предпринимаются целенаправленные меры по повышению социальной защищенности граждан старшего поколения. Сложилась система социальной поддержки людей старшего поколения, которая имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на социальную защиту ветеранов, оказание помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечение профилактики социального неблагополучия пожилых людей. С 1 января 2005 года вступил в силу Закон Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» № 56-РЗ от 28 октября 2004 года. Закон определяет в рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи. Малоимущим семьям и малоимущим, одиноко проживающим гражданам могут быть предоставлены следующие виды государственной социальной помощи: денежные выплаты (социальное пособие; пособие на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста — мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, получающим трудовые пенсии по старости, пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством).[51]
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему, одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.
23 декабря 2004 года был принят Закон Республики Коми «О социальном обслуживании населения Республики Коми» № 84-РЗ. 31 декабря 2005 года этот закон вступил в силу. Данный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.[52] Во исполнение статьи 4 закона Республики Коми № 84-РЗ постановлением Правительства Республики Коми № 150 от 24 июня 2005 года утвержден республиканский перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми социальными службами, и перечень дополнительных социальных услуг, предоставляемых на платной основе. 3 октября 2005 года постановлением Правительства РК № 257 «О мерах по реализации закона Республики Коми «О социальном обслуживании населения» утверждены порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми государственными учреждениями социального обслуживания населения, порядок и условия социального обслуживания на дому и социально-медицинского обслуживания на дому.
В настоящее время в республике действует более 20 нормативных актов, направленных на решение вопросов социальной защиты людей старшего поколения, функционирует единая комплексная система социального обслуживания пожилых.
Таким образом, нормативно- правовую базу исследования составили законодательные акты, направленные на разрешение первоочередных проблем пожилых людей. Можно сделать вывод о том, что существует достаточно много законов, в которых провозглашены необходимые для пожилых людей права, виды оказания помощи и поддержки. Но на практике осуществляются лишь некоторые программы, а право на достойный уровень жизни не реализуется многими пожилыми людьми. Если бы государство выполняло все обязательства, указанные в законах, то каждый пожилой гражданин жил достойно, возможно не зная, что такое нужда, а проблема маргинализации была бы не столь острой, какой является в настоящее время.
2.2. Деятельность социальных служб по решению проблем маргинализации
За последние 10-15 лет социальное обслуживание пожилых людей в России сложилось в целостную систему, включающую различные учреждения, службы, предоставляющие социальную помощь нуждающимся гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены основные формы социального обслуживания пожилых людей: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.[53]
В современном мире подходы к решению проблем пожилых людей претерпевают коренные изменения в соответствии с международными нормами. Учет макросоциальных последствий старения населения привел к смещению акцентов в политике старения социальной защиты и поддержки лиц «третьего возраста». Приоритетными направлениями социальной работы с пожилыми людьми являются обеспечение безопасных условий для пожилых людей; соблюдение прав пожилых людей, недопущение дискриминации по признакам пола и возраста; укрепление солидарности поколений; повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг.[54]
В государственной системе социального обслуживания пожилых и инвалидов действует более 3 тыс. самостоятельных учреждений, в которых ежегодно получают социальные услуги 15 млн. пожилых граждан (46,5 % от их общего числа), причем менее 5 % нуждающихся в социальном обслуживании (около 250 тыс. человек) получают услуги в стационарных учреждениях, остальные – на дому.
Создание центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволяет осуществлять организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг. Центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в стационарных, полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, оказывают населению социально-консультативную и практическую помощь, а также проводят большую культурно-массовую работу.[55]
Пожилому человеку гарантируется определенный набор необходимых социальных услуг, достаточных для удовлетворения его основных жизненных потребностей. Эти услуги включаются в Федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Федеральный перечень является базовым и может пересматриваться только в сторону увеличения. Социальные услуги, входящие в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 473 от 15 апреля 1996 года. В основу дифференцированногооказания услуг и порядка их оплаты положены такие критерии, как размер пенсии самого обслуживаемого по отношению к прожиточному минимуму, размер пенсии родственников обсуживаемого по отношению к прожиточному минимуму, размер среднедушевого дохода по отношению к прожиточному минимуму в семье, где проживает обслуживаемый. Бесплатное обслуживание предоставляется гражданам (супружеским парам) пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход; проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.[56]
Социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты гражданам (супружеским парам), имеющим доход в размере от 100 до 150% прожиточного минимума; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, имеющим доход в размере от 100 до 150% прожиточного минимума; гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума. Социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты гражданам (супружеским парам), не имеющим родственников и находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим доход в размере свыше 150% прожиточного минимума; всем категориям граждан при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг. Тарифы на все виды социальных услуг определяют органы социальной защиты субъектов Федерации.[57]
Указом Главы Республики Коми «О тарифах на гарантированные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» № 72 от 26 марта 1997 года закреплены права ветеранов на получение гарантированных социальных услуг как бесплатно, так и на условиях частичной или полной оплаты. В соответствии с данным указом в городах и районах республики утверждены тарифы на гарантированные социальные услуги.[58]
В соответствии с указом Главы Республики Коми «О порядке и условиях предоставления дополнительных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания Республики Коми» № 147 от 13 апреля 1998 года на местном уровне утверждаются тарифы на дополнительные социальные услуги, которые предоставляются за полную плату. Лица, получающие надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром (Управлением по социальной защите населения) договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них. Договор об оказании надомных услуг и оплата за них заключается как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными содержать его по закону, или с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями или ведомствами, оплачивающими услуги. В городах Сыктывкар, Ухта, Печора, Усинск, Сысольском, Княжпогостском, Усть-Вымском и Эжвинском районах предоставляются следующие дополнительные услуги: косметический ремонт жилья, пошив и ремонт одежды, парикмахерские, медицинские и другие. Средства, полученные за счет взимания платы за социальные услуги, направляются на укрепление материально-технической базы нестационарных учреждений социального обслуживания и стимулирование труда их работников в размере, определяемом органами по социальным вопросам.[59]
Система социального обслуживания охватывает медицинскую гериатрическую помощь как стационарную, так и поликлиническую, содержание и обслуживание в домах-интернатах; помощь на дому, протезную помощь; обеспечение транспортными средствами; трудоустройство и профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д. [60]
Социальные службы для пожилых людей подразделяются на комплексные (общие) и специализированные. Учреждения системы социального обслуживания пожилых людей делятся на стационарные, полустационарные и нестационарные. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Стационарные учреждения осуществляют социально-бытовую, медико-социальную и психологическую реабилитацию граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. В конце 1990-х годов в России функционировало более 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. В системе социального обслуживания Республики Коми функционирует 8 стационарных учреждений.[61]
Все стационарные учреждения взависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на следующие виды: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в том числе специализированные общего и геронтологического профиля; психоневрологические дома-интернаты. Помещение пожилого человека или инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания производится только на основании личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, — на основании письменного заявления их законных представителей.
Развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания идет по нескольким направлениям: создание более комфортных условий проживания; организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации; предоставление услуг социокультурной направленности и укрепление коммуникативных связей. Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. [62]
Дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Прием в дом-интернат осуществляется по путевке органов социальной защиты населения, которая выдается на основании личного заявления, медицинской карты и справки медико-социальной экспертизы. Проживающие в домах-интернатах получают благоустроенное жилье с мебелью и инвентарем, постельные принадлежности, одежду, обувь; им предоставляется питание; осуществляется диспансеризация и лечение; организуется консультативная медицинская помощь специалистов, а также госпитализация в лечебно-профилактические учреждения. Нуждающиеся обеспечиваются слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения.Разрабатываются комплексные программы по медико-социальной реабилитации. Индивидуальные карты позволяют в динамике проследить за ходом медицинской, социально-бытовой и трудовой реабилитации, оценить правильность в применении видов реабилитации, при необходимости провести их коррекцию с индивидуальным подходом к каждому обеспечиваемому, правильность применения медикаментозной терапии, психотерапии, средств реабилитации.[63]
В ряде центров социального обслуживания населения открываются стационарные отделения для пожилых и инвалидов. Так, на базе центра социального обслуживания населения муниципального образования «Город Воркута» 1 марта 1996 года было открыто отделение стационарного обслуживания, куда принимаются на постоянное или временное проживание пожилые люди, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Престарелым и инвалидам, принятым в отделение, предоставляются койка-место или отдельная комната с необходимой мебелью и инвентарем, в случае необходимости выдаются постельные принадлежности. Пенсионерам и инвалидам, нуждающимся в обслуживании, предоставляются гарантированные и дополнительные социальные услуги. Гарантированные услуги предоставляются бесплатно. Плата берется лишь за проживание в отделении. [64]
Помимо стационарных учреждений социального обслуживания существует сеть нестационарных учреждений. К ним относятся отделения социального обслуживания на дому, отделение срочной социальной помощи, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые входят в структуру комплексных центров социального обслуживания населения, центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, центров экстренной психологической помощи населению, социально-реабилитационных центров и др. Социальное обслуживание в нестационарных учреждениях оказывается в соответствии с государственными стандартами, которые определяют требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Деятельность нестационарных социальных служб максимально приближена к нуждам граждан старшего поколения. Пользуясь услугами нестационарных социальных служб, пожилые люди остаются в привычной для себя житейской среде, что в психологическом отношениивесьма значимо для них.[65]
Отделение социального обслуживания на домуосуществляет постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи, вследствие частичной утраты ими способности к самообслуживанию. Деятельность отделения направлена на максимально возможное продление пребывания человека в привычной среде обитания и поддержания его социального, психологического и физическогостатуса. Отделение предоставляет следующие виды услуг: доставку на дом продуктов питания и товаров первой необходимости, помощь в приобретении медикаментов, сопровождение в медицинские учреждения, помощь в оформлении документов, в поддержании условий проживания, оказание социально-бытовых услуг и т.д. Услуги могут предоставляться на платной или бесплатной основе. Лица, принимаемые на надомное обслуживание, заключают договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них. Зачисление на надомное обслуживание производится заведующим отделением на основании личного заявления, акта материально-бытового обследования, справки о размере получаемой пенсии, медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствия медицинских противопоказаний к обслуживанию на дому.[66]
В Республике Коми социальное обслуживание на дому получило наибольшее распространение. Согласно данным государственного доклада «О положении граждан старшего поколения в Российской Федерации» (2000 г.), в республике отмечены наиболее высокие показатели численности обслуживаемых на дому граждан пожилого возраста — 586 человек на 10 тысяч пенсионеров, тогда как в среднем по России — 260 человек соответственно. [67]
Отделение срочной социальной помощипринимает меры по временному поддержанию жизнедеятельности граждан, попавших в чрезвычайную ситуацию. Отделение предоставляет следующие виды услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной доврачебной медицинской или психологической помощи; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи и др. Анализ показывает, что численность обслуживаемых клиентов в отделениях срочной социальной помощи в общем потенциале населения составляет 30 %.[68] В целом, по Республике Коми насчитывается 20 отделений срочного социального обслуживания. В Сыктывдинском районе при отделении срочного социального обслуживания работает «Телефон доверия» для пожилых людей и инвалидов. В Сыктывкаре, Ухте, Вуктыле, Усть-Вымском, Княжпогостском, Ижемском районах функционируют бригады по оказанию экстренной социально-бытовой помощи, что позволяет решать многие проблемы бытового характера — от вспашки огородов до мелкого ремонта жилья и уборки урожая.[69]
Деятельность нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей постоянно развивается. Более разнообразными становятся формы и методы социального обслуживания, появляется взаимодействие между нестационарными формами социального обслуживания и оказанием социальных услуг в полустационарных условиях. Увеличивается число граждан, находящихся на социальном обслуживании, повышается качество предоставляемых услуг.
Значительную роль в системе социальных служб играют полустационарные формы социального обслуживаниялюдей пожилого возраста. На полустационарное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки от учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, социальными гостиницами, социальными столовыми и отделениями медико-социальной реабилитации.[70]
Большой популярностью среди пенсионеров пользуются отделения дневного и временного пребывания.Отделения дневного пребывания предназначены для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Первое отделение в Республике Коми было открыто в 1990 году при территориальном центре социального обслуживания пенсионеров «Тентюковский» г. Сыктывкара на 25 мест. В настоящее время функционирует 4 отделения дневного пребывания – в Сыктывкаре, Эжве, Воркуте и Ухте. Основными задачами отделения являются: создание благоприятных условий проживания, приближенных к домашним, организация ухода за проживающими, организация общения пожилых людей, восстановление их личностного и социального статуса. Граждане зачисляются независимо от их семейного положения на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. Пожилые люди, получившие путевку на 24 дня, имеют возможность интересно провести досуг, заняться трудовой терапией, при необходимости отдохнуть, получить доврачебную медицинскую помощь, питание. Получение бесплатного (льготного) питания является ведущим лейтмотивом посещения отделений дневного пребывания пожилыми гражданами. Это отражает низкий уровень благосостояния граждан пожилого возраста и свидетельствует о сложной социально-экономической ситуации в стране. Ряд центров социального обслуживания населения практикует создание групп дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Так, на базе центра социального обслуживания населения муниципального образования «Город Сосногорск» при отделении реабилитации была создана группа дневного пребывания пенсионеров и инвалидов на 10 человек. Основными направлениями деятельности группы являются обеспечение социально-средовой адаптации для лиц пожилого возраста и инвалидов; определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке; проведение по назначению врача лечебных процедур пожилым гражданам и инвалидам и организация досуга. Группы дневного пребывания формируются по возрасту и интересам. На каждую группу разрабатывается индивидуальный план мероприятий социальной реабилитации в течение их десятидневного пребывания. Создание и деятельность подобных групп способствует снижению социальной напряженности среди пенсионеров, дает возможность поправить свое здоровье рядом с домом, а главное — приобрести друзей.[71]
Отделения (дома) ночного пребыванияпредназначены для лиц без определенного места жительства. Если положение пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам часто оценивается как неудовлетворительное, то положение пожилых людей без определенного места жительства еще более плачевно — они бесправны и беспомощны. В 1995 году в г. Ухте был открыт центр социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, где они проходят реабилитацию и адаптацию к условиям жизни в стационарном учреждении.
Социальные гостиницыпредназначены для граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях и нуждающихся во временном жилье. Социальные гостиницы функционируют в городах Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Вуктыле, Удорском, Сысоль-ском, Усть-Вымском, Троицко-Печорском и Прилузском районах.
Социальные столовые— для малоимущих категорий населения. В большинстве случаев различные отделения входят в структуру центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста являются основным звеном в системе социального обслуживания пожилых людей на муниципальном уровне. В настоящее время в России функционируют 1955 таких центров, и их количество постоянно растет.[72]
Помимо центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в сектор социального обслуживания входит «Кризисный центр для мужчин». Центры создаются с целью социальной реабилитации лиц, попавших в кризисную ситуацию. Основные задачи кризисного центра заключаются в предоставлении лицам без определённого места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам, койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены для ночлега; в оказании первой доврачебной помощи и проведении санитарной обработки; содействии и восстановлении семейных связей; проведении при необходимости медико-социальной экспертизы и установлении группы инвалидности; оформлении в случае необходимости в дома-интернаты; оказании разносторонней помощи, а также юридической и другой консультативной помощи и т.д.
В кризисный центр принимаются лица пожилого возраста и инвалиды, оказавшиеся без определённого места жительства и занятий; освободившиеся из мест лишения свободы и утратившие социально- полезные связи; оказавшиеся в экстремальной ситуации и нуждающиеся в помощи.
На каждого проживающего оформляется карта личных данных, где указываются сведения о наличии документов, доходах, профессии, родственниках и знакомых; лист выполненных мероприятий; карточка учёта, куда записывается информация о днях проживания.
Специалисты центра используют метод поэтапной реабилитации, помогая найти выход из порочного круга проблем.[73]
Таким образом, деятельность социальных служб направлена на обеспечение системного подхода к решению проблем старшего поколения. Созданы основы полноценной системы социального обслуживания пожилых людей, оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, психологические и другие услуги. Расширяется перечень услуг, внедряются инновационные формы и методы работы, способствующие повышению качества социальных услуг.
Заключение
Курсовая работа была посвящена маргинализации пожилых людей в условиях социокультурной трансформации. На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Смена социально- экономического строя, которую Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела к разрушению существовавшей социальной структуры общества, способствовала увеличению доли индивидуумов, попадающих в маргинальную ситуацию. Особенно это наблюдается в среде социально незащищённой категории пожилых людей. Отстранение от участия в производстве становится для пожилых людей некой угрозой, реальной тем, что отбрасывает их на более низкую ступень материального обеспечения и в результате чего пожилые люди становятся маргиналами. С материальными трудностями сталкивается большинство пожилых людей, поскольку пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека, а возможность приобретения благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения. Большие финансовые трудности ускоряют отход от активной жизни, играют главную роль в депривации пожилого человека и способствуют приобретению маргинального статуса. Ограничения, обусловленные депривированным социальным статусом, не позволят пожилым оставаться полноправными участниками преобразований. Кроме того, происходящие трансформационные процессы не всегда понятны пожилым людям. Изменение социального статуса сказывается не только на материальном положении, но и на моральном, снижается способность к адаптации. В итоге пожилой человек постепенно приобретает качества маргинальной личности.
В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста. Среди законодательных актов, направленных на разрешение первоочередных проблем можно выделить Гражданский кодекс РФ, Конституцию РФ, Жилищный кодекс РФ; федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах». Существует достаточно много законов, в которых провозглашены необходимые для пожилых людей права, виды оказания помощи и поддержки. Но на практике осуществляются лишь некоторые программы, а право на достойный уровень жизни не реализуется многими пожилыми людьми. В результате многие пожилые граждане становятся маргиналами.
Одним из основных направлений государства в области поддержки пожилых людей является социальное обслуживание. За последние 10-15 лет социальное обслуживание пожилых людей в России сложилось в целостную систему, включающую различные учреждения, службы, предоставляющие социальную помощь на федеральном, региональном и местном уровнях. Учреждения системы социального обслуживания делятся на стационарные, полустационарные и нестационарные. Во всех типах учреждений гражданам пожилого возраста предоставляются различные социальные услуги. Деятельность служб максимально приближена к нуждам граждан пожилого возраста и направлена на поддержание социального, психологического и физического статуса. Деятельность учреждений социального обслуживания пожилых людей постоянно развивается. Более разнообразными становятся формы и методы социального обслуживания, повышается качество предоставляемых услуг.
Таким образом, проблема маргинализации пожилых людей в условиях социокультурной трансформации является в настоящее время сложной и требует комплексного подхода.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, ст.7. // Доступ СПС «Консультант Плюс». 2009.
2. Об основах социального обслуживания населения: федер. закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. (в ред. от 22.08.2004) // Собрание закон-ва. 2004.
3. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федер. закон № 122-ФЗ от 17.05.1995г. (в ред. от 22.08.2004) // Собрание закон-ва. 2004.
4. О социальной защите инвалидов: федер. закон № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. От 29.12.2004) // Собрание закон-ва.2004.
5. О ветеранах: федер. закон № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (в ред. от 19.12.2005) // Собрание закон-ва. 2006.
6. О социальном обслуживании населения: закон Республики Коми № 84-РЗ от 23.12.2004 г. // Собрание закон-ва. 2004.
7. Об оказании государственной социальной помощи: закон Республики Коми № 56-РЗ от 28.10.2004 г. // Собрание закон-ва. 2004.
8. О социальной поддержке населения: закон Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 г. // Собрание закон-ва. 2004.
9. Указ Главы РК. О тарифах на гарантированные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. 26.03.1997. №72. // Собрание закон-ва. 2004.
10.Указ Главы РК. О порядке и условиях предоставления дополнительных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. От 13.04.1998 г. № 147. // Собрание закон-ва.2004.
11.Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по республике Коми URL: http: // komi. gks. ru/ default. аspх. (дата обращения: 02.04.2009)
12.Алексеева О.М. Когда в России Можно будет прожить на пенсию? // Социальное обеспечение. 2007. № 20. – С.17.
13.Альперович В.А. Социальная геронтология. – Ростов на-Дону, 2007. 169с.
14.Артюхов С.А. Образ жизни пенсионеров по возрасту и состоянии их здоровья. – М., 1992. 138с.
15.Афанасьева А.И. Пожилые люди в России: подходы и технологии // Социс. 2003. №4. – С.146-150.
16.Бондаренко К.Н., Краснова О.В. Инновационные идеи в социальном обслуживании пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2003. №3. – С.87-99.
17.Владимеров Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социс. 2004. №4. – С.2-11.
18.Глебова А.Н. Заботу государства – пожилым. Проблемы, перспективы // Социальное обеспечение. 2004.№2. – С.12-15.
19.Дементьева Н.Ф., Подкорытов А.В. Социальный портрет и самооценка здоровья граждан старших возрастов, посещающих отделения дневного пребывания центров социального обслуживания // Работник социальной службы. 2002. №2. – С.35-41.
20.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – М., 1980. 64с.
21.Доброхлеб В.Р. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социс. 2008. №8. – С.55-61.
22.Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации // Отечественный журнал социальной работы. 2007. №2. – С.38-48.
23.Заславская Т.И. Современный трансформационный процесс в России // Социс. 2001. №8. – С.61-69.
24.Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс. 2004.№8. – С.3-14.
25.Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. – М., 2002. 135с.
26.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения. – М., 1987. 110с.
27.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. – М., 1988. 78с.
28.Зозуля Т.В. Влияние социально-психологических факторов на психическое здоровье пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2004. №1. – С.42-49.
29.Иванова С.С., Рыжова Е.Д, Модели социального обслуживания пожилых людей и различные методы взаимодействия с ними // Психология зрелости и старения. 2000. №11. – С.107-112.
30.Касаткина М.И. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов // Социальное обслуживание. 2006. №4. – С.22-26.
31.Касаткина М.И. Адаптация пожилых людей к жизни в доме- интернате // Социальное обслуживание. 2006. №4. – С.9-21.
32.Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. – С.73-77.
33.Козлова Т.З. Восприятие пенсионерами современной жизни.// Психология зрелости и старения. 2004. №2. – С.54-59.
34.Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности // Психология зрелости и старения. 2003. №3. – С.127-129.
35.Козлова Т.З. Самореализация и самооценка пенсионеров // Психология зрелости и старения. 2006. №2. – С.31-47.
36.Козлова Т.З. О социальном положении пенсионеров // Социс. 2008. №5. – С.130-142.
37.Ковалева Н.Г., Тукумцев Б.Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Психология зрелости и старения. 2004. №2. – С.34-53.
38.Катюхин В.Н., Н. Ф. Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. – СПб., 1996. 87с.
39.Краснова О.В.Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2006.№2. – С.49-59.
40. Краснова О.В. Бабушки в семье // Социс. 2000. №11. – С.108-116.
41.Краснова О.В. Пожилые люди в России и отношение к ним // Психология зрелости и старения. 2003. №3. – С.5-15.
42.Краснова О.В. Условия и качество жизни в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 2001. №4. – С.70-76.
43.Климина Н.А. Социальная защита пожилых. Проблемы, перспективы // Социальное обеспечение.2004. №2. – С.12-15.
44.Криничанский К.В. Российский город в условиях социально-экономических трансформаций // Социс. 2008. №9. – С.12 -20.
45.Куликова С.В. Обеспечение активной старости как этический принцип профессиональной деятельности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2004. №2. – С.47-55.
46.Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. – Барнаул. 1999, 84с.
47.Манукян Н.А. Некоторые вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2003. №2. – С.50-55.
48.Мерман М.М. Полноценная жизнь в старости. – М. 1991,76с.
49.Миннигалеева Г.А. Социальная политика в отношении пожилых людей в России и за рубежом // Психология зрелости и старения. 2004. №1. – С.111-123.
50.Миннигалиева М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. 2004. №3. – С.9-16.
51.Морозова С.В. Особенности оказания психологической помощи людям пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2007. №1. – С.42-50.
52.Немцова О.Ф. Пожилой человек семье: проблемы и пути их решения // Социальное обслуживание. 2008. №2. – С.26-33.
53.Палунин В.С. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилого возраста. – М., 1991. 156с.
54.Панов А.М. Повышение доступности и качества услуг социального обслуживания: современная ситуация и перспективы решения актуальных проблем // Отечественный журнал социальной работы. 2006. №4. – С.4-12.
55.Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социс. 2002. №6. – С.103-107.
56.Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // Социс. 2004. №4. – С.51-56.
57.Пучков П.В. Вы чье, старичье? // Социс. 2005. №10. – С.41-49.
58.Розенбаум М.Д., Ратманская Л.Б., Розенбаум А.В. Психологическая оценка качества жизни пожилых людей (сравнительный анализ) // Социс. 2005. №4. – С.121-124.
59.Римашевская Н.М. Социально- экономические и демографические проблемы России // Социальное обеспечение.2008. №18. – С.20-27.
60.Святова И.Н. Социальная адаптация пожилых людей как теоретическая проблема // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №2. – С.31-37.
61.Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социс. 2008. №8. – С.25-32.
62.Социальное положение пожилого человека: аналитическая записка. – Сыктывкар, 2005. 37с.
63.Ускова М.П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Отечественный журнал социалной работы. 2006. №6. – 57-63.
64.Фёдоров Д.В. Качество жизни населения: теория и пути повышения. // Отечественный журнал социальной работы. 2008. №4. – С. 18-27.
65.Филатова Е.В. Исследование качества обслуживания в домах-интернатах // Психология зрелости и старения. 2003. №2. – С.101-112.
66.Филатова С.А., Безденежная Л.П., Андреева Л.С. Геронтология. – Ростов н/Д.,2004. 512с.
67.Филизоп А.А. Некоторые особенности процесса социализации пожилого человека // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №2. – С.41-47.
68.Филизоп А.А. Психолого-педагогическая поддержка лиц пожилого возраста // Психология зрелости и старения. 2004. №4. – С.52-59.
69.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М.,2003. 387с.
70.Чирикова А.Е. Социальные реформы в современной России в оценках региональных лидеров. // Социс. 2006. №11. С. 17-24.
71.Шапиро В.Д. Человек на пенсии – М.,1980, 87с.
72.Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей – М., 2004. 112с.
73.Щукина Н.П. Роль институтов взаимопомощи социальной поддержки пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №3. – С.26-32.
74.Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема // Отечественный журнал социальной работы. 2005. №1. – С.29-35.
75.Юферева Г.В. Роль методической работы центров социального обслуживания населения в совершенствовании предоставления услуг пожилым людям и инвалидам // Социальное обслуживание. 2006. №3. – С. 23-27.
--PAGE_BREAK--