РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
Тема «Культуравзаимоотношений у различных народов»
Екатеринбург 2009
Содержание
1 Дуально– родовой брак
2 Патриархат.Моногамия
3 Равенствополов
4 Языческаясемья
5 Древнееврейскаясемья
6 Бракв Древнем мире
7 Европейскийбрак в Средневековье
8 Христианскаясемья
Список использованной литературы
1 Дуально – родовой брак
Механизмыбиологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим тойили иной культуре.
В историичеловечества существовали разные формы общественного регулирования отношениймежду полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов,другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали тому илииному уровню социально – экономического развития общества.
Брачная формарегулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Дляпервобытного общества присуща форма половых отношений, которую можно назватьупорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленныхвпоследствии обычаем. [1]
Фактором,препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, моглослужить создание устойчивых парных связей. При этом самка постепенно терялакачества, привлекающие самцов (набухание половой кожи, возбуждающие запахи ит.д.), ныне сохранились лишь рудименты этих свойств. Все более индивидуальнымистановились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужскогопола. Это были уже зачатки той высокой избирательности полового влечения,которое является признаком, отличающим человека от всех других представителейживого мира.[2]
Впервые такиеобязанности возникли с появлением группового брака, представляющего собой союздвух родов, который обеспечивал половые отношения между ними.
Эпохапредыстории недостаточно исследована, что связано с объективными трудностями.
По теорииДарвина отношения между мужчиной и женщиной регулировались толькобиологическими импульсами, потребностями. В то время в половое общение могливступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители,дети, братья, сестры и т.д. такая форма отношений называется промискуитет (отлат. Promiscuus – смешанный, общий). Это была биогенная добрачная формасожительства между мужчиной и женщиной. Иногда её называют эндогамией – брачные(сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно – брачные эндогамныеотношения – кровнородственные.
Эндогамныеотношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей:острые конфликты, драки на сексуальной почве в период подготовки к охоте и т.д.Это стало тормозить развитие социальных отношений и угрожать самомусуществованию человеческого общества. Важным шагом регулирования половыхотношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи междуродителями и детьми, предками и потомками. Следующим важным шагом сталозапрещение сексуальных контактов между братьями и сестрами (запрет накровосмешение).
С появлениемрода возник и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы(рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадиипервобытно — общинного строя характерным считается дуально – родовой брак.Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещениевсех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения толькос членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализациисексуальных отношений продолжается сотни тысяч лет.
Развитиепервобытного общества все же привело к тому, что групповые браки становилисьневозможными. Они вытеснялись парным браком, при котором мужчина живет с однойженой.[3] От женщины втечении всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшаяверность, и за прелюбодеяние её подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако,легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежаттолько матери. При этом хозяйственной ячейкой оставался род.[4]
Уже давнобыло замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладетсяпроисхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследованияплемянника, т.е. право наследования брату матери, помимо его собственных детей.На основании этого и подобных фактов пришли к тому заключению, что сначаласуществовал так называемый матриархат, который проявлялся, по существу, вмногофункциональности женщины, а не в ее главенстве.
Группы женщини мужчин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Первоначально не существовалобрака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовыесоюзы, в которых господствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина,принадлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы.Такие половые отношения у первобытных народов называют гетеризмом.
В первобытномпериоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:
1. Неделимаясемья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенногомужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы.
2.Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев – общие жены, авсе сестры имеют несколько общих мужей.
3.Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну илинесколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет нескольких мужей(полиандрия).[5]
Наличиеполигамии у примитивных народов связывают с двумя причинами:
1. У них нет«единобожия», — существует пантеон богов: старший и подчиненные;
2. Отсутствиеаскезы.
Полигамиязакрепилась в тех странах, где господствующей религией является ислам, девочектам рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этотперекос становился еще резче. По законам шариата мусульманин может иметь неболее 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсене отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в моногамных браках.
Полиандрия(один мужчина и несколько женщин)[6] возникла,во-первых, вследствие пережитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа(или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у некоторых народов были принятыогромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких братьев«покупать» им одну жену на всех; в-третьих, значительное превышение числаженщин над количеством мужчин в брачном возрасте. [7]
Процессперехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение врелигиозных, мифологических воззрений.
Первойрелигиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическимотражением в сознании людей. Тотемизм довольно точно отражает социальнуюкартину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды,восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до насотражение реальной власти матерей – родоначальниц.
Некоторыенароды, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сихпор сохраняют в своих верованиях культ женщины.[8] Например,индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камнясоздала зверей, а затем девушку, от которой пошел род человеческий. Полинезийцыверят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцыострова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышлабогиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, чтобогиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египтадоносит представление о женщине – создательнице Вселенной. Смена материнскогорода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, судивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифыпоказывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины. В образнойформе фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретаютмужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней исоздании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрыйразум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц – из её туловища. Согласноацтекскому мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части,создали небо и землю.[9]
2 Патриархат. Моногамия
В бронзовом ижелезном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когдасупружеская пара самостоятельно могла прокормить своих детей. Постепенно такаяпара отходила от рода. Мужчина и женщина имеют общее хозяйство. Стало болеенадежным установление отцовства.
В условияхразвивающегося земледелия, а затем скотоводства, мужчина постепенно становитсяглавной фигурой в производстве материальных благ, к нему переходитответственность за судьбу детей, за наследство. [10]Частнаясобственность утверждает «право отца» и его силу, способствует развитию парнойсемьи: беря в жены определенную женщину, мужчина хотел быть уверен, чтооставляет наследство своим «кровным» детям. С этого времени половые отношениярегулируются не только социальными, но и экономическими отношениями.
Матриархатныеотношения окончательно сменяются патриархатными: род ведется по отцовскойлинии, мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественнойжизни. Вместе с патриархатом на смену парной семье приходит моногамная, т.е.единобрачная семья. Моногамия исторически возникает как явление социальногопрогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образомжизни. Моногамная семья появилась не потому, что была осознана ее высшая нравственнаяценность, а в силу экономических условий. В классовом обществе она не являетсяравноправным союзом мужчины и женщины – «падение права матери быловсемирно-историческим поражением женщины» (Ф. Энгельс). [11]
Следующимэтапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современномвиде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговлипостепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, иженщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных ибытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и мужзахватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины сводится к рождениюдетей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выноситсясоблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно известно, аотцовство – нет. Единственный «надежный» способ для мужчины получить внаследники своего собственного ребенка – жестко контролировать и ограничиватьженщину.(вспомним варианты русских народных сказок, где женщина (девушка)находилась в высоком тереме,[12] до которогона простом-то коне и не допрыгнешь, — требовался, как правило, волшебный, даеще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило кроме всегопрочего следить и приглядывать за своей подопечной). Патриархат по своейпсихологической сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан снаследственным правом. В этом смысле, моногамный союз следовало бы понимать какодносторонне-парную связь: женщина к моногамии перешла ( перевели), а мужчина –нет.
За несколькотысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закрепленонеравенство супругов – кодекс признает моногамию, но разрешает мужу братьналожниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавалисьв древности и Средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, гдеженщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закрепиласьзаконодательством.
Однако всечаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, чтопостепенно укрепилось как супружество по выбору. Вероятно, большую роль здесьсыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу, посуществу передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца,добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенномоногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. Вмоногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основесимпатии и любви, ценится супружеская верность. [13]
Наряду смоногамными связями в обществе существует полигамия – многобрачие. На практикеполигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния.
Полиандрия –многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщинасостоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.[14]В ХIХ в. полиандрия ещебытовала, в частности, у алеутов (народ в США, коренное население Алеутскихостровов) и некоторых груб эскимосов. Еще позднее она сохранялась у некоторыхэтнографических групп Тибета и Индостана.
Различаются«братская» и «неродственная» формы полиандрии. Когда жена старшего братастановится общей женой всех братьев – это называется фратернальная полиандрия(братская). В таких семьях женщина занимает высокое положение, отношения междучленами семьи мягкие, доброжелательные.
Полигиния –многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах снесколькими женщинами. Такая форма отношений свойственна преимущественно патриархату.В поздних формах полигиния сохранялась в классовом обществе у некоторыхмусульманских народов Востока как привилегия господствующих классов. Иногдавстречается сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужчиной.
Пережиткимногоженства в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран существуютдо сих пор. В наше время миллионы людей на Арабском Востоке, во многихазиатских странах и африканских государствах верны полигамным формам брака,точнее полигинии. Коран всецело допускает эту форму брачных отношений.
Моногамиянасчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет совершенствоваться идальше, пока не признают фактическое равенство пола и равноправие брачныхотношений.[15]
Моногамияотличается от парного брака большей прочностью уз, они уже не могут бытьрасторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имееттолько мужчина.
3 Равенство полов
Впервые вистории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французскаяреволюция 1793г., когда были введены брак по взаимному согласию, системаразводов, отменено различие детей на законных и не законных.
Такимобразом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между поламипостоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды наполо-ролевое поведение мужчин и женщин, трансформируются семейные функции.
Еслиограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, чтосемья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растеттенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формыбрачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных,социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решениясемейных проблем.
Эволюциясемьи изучалась, с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизнинародов и племени, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другойстороны, с помощью анализа древних письменных источников – то русского«Домостроя» до исландских саг.[16]
4 Языческая семья
Примеромсемейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения врусской семье в ХII – XIV вв. отношения мужа и жены в те времена строились не на отношениях«доминирования-подчинения», а на «изначальной конфликтности», — считает В.Н.Дружинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке.Ограничивалась не только власть отца, но и мужа. [17]Женщинаимела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главнуюроль играла «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина,обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большойсемьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальноепространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – в доме и семье.[18]
Аналогичнуюкартину можно увидеть, как считает В.Н.Дружинин, в большинстве других языческихцивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдаетсяпаритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложныи неоднозначны, включая и борьбу.
В целом женормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители(отец и мать) могут находиться в различных отношениях:«доминирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоятдетям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.[19]
Примеромсемейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения врусской семье Х II – XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий типсемьи от христианского, стал XVI в. Модель православной семьи отразилась взнаменитом «Домострое», написанном одним из величайших мыслителей эпохиСильвестром – воспитателем, а затем соучастником реформ молодого Ивана IV.
Российскийкрестьянин и горожанин XVI в. имели сложное комплексное мироощущение, оноотразилось в «двоеверии». Русские до XIV в. были в большей мере язычниками, нежелихристианами.
Отношениямужа и жены строились не на отношениях доминирования – подчинения, а наизначальной конфликтности. В славянском язычестве женщина не являетсясуществом, подчиненным мужчине: она иной человек, обладающий качествами, отличнымиот мужских, носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлосьпричиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть.
Женщинаобладала как добрачной свободой, так и свободой в браке. Если девицу принуждаливыйти замуж без ее согласия и она причиняла себе увечье, с виновникавзыскивался штраф. Ограничивалась власть не только отца, но и мужа. Ритуальнаясвобода закреплялась в особой женской жизни: в обычаях, запретах, женскихобрядах, праздниках. Женщина имела возможность развода – она могла, если её неустраивает муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу.Поскольку чаще всего роды враждовали между собой, то и отношения мужа и женысохраняли оттенок вражды, конфликта. Муж не доверял жене, жена – мужу. Муж ждалот жены козней, лжи, отравлений и т.д. «Жены ценились или мало, или также малоценили своих мужей и женщины. Браки редко совершались по любви, взаимногоуважения ждать было трудно ».[20]
В семьеглавную роль играла «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытнаяженщина. Ею была жена отца или старшего сына.
Если в эпохупобедившего православия женщина могла доминировать в доме лишь в том случае,когда все взрослые отсутствовали, то «большухе» подчинялись все младшие мужчиныбольшой семьи. Такое доминирование женщины было возможно из – за частыхотсутствий мужа в доме и вследствие ее власти над очагом, едой, уменияприготовить пищу, сшить одежду, из – за ее роли в воспитании детей.
В античной ибольшинстве других языческих цивилизаций соблюдается паритет полов: мужские иженские божества равноправны. Более того, во многих отношениях женские обществаобладают особым могуществом, например Афродита, богиня любви. Миром правит Эрос,и даже высшие олимпийские божества бессильны перед его властью.
Страх передженщинами отразился в мифах о женщинах – воинах, которые реально существовали — амазонках. В скандинавской мифологии мертвых героев уносят на Валгалдувалькирии – девы-воительницы. Русские женщины эпохи язычества не отставали:образы богатырш запечатлены в былинах. Спуску мужчинам они не давали: ни своим,ни врагам.[21]
Следуетостановиться на более общем отношении между мужским и женским началами вхристианстве. Как и во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм), вхристианстве мужское начало является главенствующим. Бог – всегда мужчина.Аналогично в буддизме и исламе: Будда и Аллах являются носителями мужскихкачеств. В иерархии потустороннего и посюстороннего мира всех мировых религиймужчины доминируют.
В языческоймифологии среди нечистой силы равно были представлены оба пола, а иногдаженский преобладал. Антропоморфные боги могли иметь и мужской и женский пол, аиногда и оба сразу (гермафродит). Самые древние религии характеризуютсядоминированием женского начала. По мнению большинства культурологов, историковрелигий, искусствоведов, причиной является матриархат. Поэтому вавилонскаяАстарта, аккадская Иштар, индийские богини Хала и Шакти, фригийская Кибелавозглавляли пантеоны богов. Позже матриархальные религии сменились религиями«борьбы полов», где равно были представлены мужские и женские образы, но дажепри номинальной ведущей роли мужского начала божества – женщины противостоялимужской власти и зачастую одерживали победу.
В мировыхрелигиях эпохи патриархата власть в божественном и земном мире принадлежитбожествам – мужчинам. Женщине отводится второстепенная роль. [22]Мусульманствовообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, аследовательно не рожден женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманствеуготована лишь вспомогательная роль – услаждать сексом, пением и игрой намузыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. В этом смысле междухристианством и мусульманством существует колоссальный разрыв: Дева Мария, хотяей и отведена второстепенная роль, все же имеет имя, индивидуальность ипричислена к Святому семейству, а гурии не имеют имени и индивидуальности. Длямусульманского бога и мужчины и женщины – прекрасные сексуальные партнерши наодно лицо, а отношение к ним психобиологическое. Мужчина один, женщин сколькоугодно, а дети не в счет.
В практике мусульманскойцеркви женщине вообще отводилось второстепенное место, ее положение былоунизительным и страшным. Уже в Коране было сказано: «Мужья стоят над женами зато, что Аллах дал одним преимущество над другими». Эти преимущества превратилиженщину практически в собственность. Она должна была всю жизнь проводить вгареме, носить паранджу, беспрекословно подчиняться мужу и не имела право наобщественную жизнь. Практика многоженства и право на развод только для мужчинприобретали иногда анекдотический характер. Так, один багдадский красильщик,умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в бракес 900 женщинами, т.е в среднем каждый месяц имел новую жену.[23]
5 Древнееврейская семья
Исследователидревнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата ( когда главойявляется старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьипатриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей,и он имел абсолютную власть над потомством.[24]
Семья не былазамкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы,приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Если урон, нанесенныйсемье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилосьпрерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде«вендетты» — кровной мести.
«Брачныйсговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Женихуплачивал семье невесты мохар – отчасти, чтобы как-то компенсировать родителямпотерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущемродит, будут членами семьи мужа.
В большинствеслучаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. Насвадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины иженщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом.Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укреплениесемьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс былзапрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовалочеткое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободойи ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожатьдетей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делатьего счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следоватьего приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решенияпринимались мужчинами. Многие женщины, по мнению Дж. Ларю, обладали большейвластью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать своитребования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злойязык – однако идеалом всегда оставалась покорная женщина.[25]
6 Брак в Древнем мире
Возникновениегородской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первымписьменным законам о браке, появившихся в Древнем Вавилоне. Брак в те временаявлялся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ееотца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычнымявлением.
В ДревнемЕгипте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям.Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю илинаследуемые семьей государственные посты.
Перваяисторическая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом,включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
В периодматриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашенияхсобственность жениха часто передавалась во владении невесты. Многие фараоныженились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т.к. это помогалосохранить трон, династию и наследство.
Так,Клеопатра (69 – 30 до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем,после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый такой брак сохранял засупругами право – владеть Египтом.
Первые законыримского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. Всоответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узамибрака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись всеправа мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характерусвоих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. [26]ЗаконыРима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также радитого, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустяримское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнемузаключало за мужьями большие права.
В периодрабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1. матроны –респектабельные, замужние женщины, матери детей;
2. гетеры –образованные и одаренные женщины;
3. рабыни,являвшиеся наложницами плебеев;
4. жрицы –служительницы различных культов, «мистические» женщины.
Нравы вДревней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать вполовую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил.Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннегомужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик).Объяснимо это с точки зрения единственной цели брак спартанцев, котораязаключалась в рождении детей
7 Европейский брак вСредневековье
На протяженииIV и V столетий Европапостоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносилисвои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии страдициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, какмужа, так и жены, строго карались моралью и законом. Французские племена,напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти увсех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, радисексуального и экономического удобства.[27]
С переходомот племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти,феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе –право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние векаовеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующимобразом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, бракбыл социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» своюдевственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательствасодержать и обеспечивать ее и своих будущих детей. Представления о серенадахтребуют уточнения в том плане, что их распевали под окном чужих жен. Но в товремя, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственнойжены мог находиться другой мужчина. Представления о трубадурах Средневековьянеплохо совмещается с образом «рогоносца».
К эпохеВозрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольномсоюзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения набрак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
8 Христианская семья
Победахристианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношениймежду отцом, матерью и ребенком.
В периодраннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например,под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий братаумершего жениться на его вдове.
Во временапервых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. [28]Мужчинаоставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролейОтца и Вождя, Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей,характерной чертой патриархальной культуры.
Вообще, какточно подмечено В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит стольважное место семье в системе вероучения, как христианство. Жена находится вподчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагаетвключение жены в сферу психологической близости.
Интересно,что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии,акцентируется ее психологическая близость не только к Сыну, но и к Отцу(непорочная жена Бога-Отца).
Напротив,протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семьяпротестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина кнаследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер выступалпротив традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождениедетей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине(жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященныхрелигией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, вкальвинистских семьях (до 12 – 13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10 –12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландиии Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовноеединство мужа и жены.
Некоторыеограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, былиперенесены в Новый свет первыми поселенцами. [29]Например,догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умахамериканцев, особенно пуритан, в течение многих лет.[30]
Женщины впатриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном положении. Отношениек женщине в христианстве обусловлено тем, что она, согласно Ветхому Завету –причина грехопадения мужчины. Это ветхозаветное отношение к женщине как кисточнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов.
Западногонаблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы врусской и западной иконографии: для католических стран начала века – это вечнонесовершеннолетняя Мария, для России – это взрослая женщина, женщина – мать.Трудно представить, что такая мощная символика не отражала в определеннойстепени социальную реальность. Вместе с тем Богородица – при всем ее значении вхристианском культе — не может сама повлиять на ход земных и небесных дел:право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача –воспитание сына, который имеет божественную миссию. Однако великая нравственнаясила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться всамостоятельном деянии. Все дела божественные вершит мужская власть.
Следствиемэтого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместес тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферупсихологической близости с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании.
Жена, из«зоны вражды», где её помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где еепомещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространстваотношений, характеризующего семью.[31]
Эта связьотношений любви с отношением доминирования – подчинения в христианской семье,просматривается весьма явно.
Двоеверие –так можно обозначить систему религиозного мировоззрения россиян. Язычествопереплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру,семье.
Женщинувзаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которуюони сохранили до ХХ в. Но права были суровыми: жены обманывали мужей, мужьябили жен, бывало, и пропивали их. Источники свидетельствуют, что счастливоезамужество было исключительной редкостью. Как правило, жена старалась «извести»мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь,не встречаясь друг с другом. Родители опекали своих дочерей и заключалиписьменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену.
Вместе с теммужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источникомтаинственной мистической силы, как правило, злотворной. Уважение не к женщине,а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохиязычества. Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном бытусвязывают с победой православия в конце ХVI в.[32]
Моногамияоказалась устойчивой формой семьи. Под влиянием урбанизации, индустриализации,интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизациявнутрисемейных отношений. В течении ХХ в.произошел всемирно – историческийпереход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Жесткая,авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой идетьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями идетьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана спроцессом эмансипации женщин и детей.
Во всемцивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья,состоящая из одной брачной пары.[33]
Всецивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективныйпроцесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характеревнутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули напервый план проблему развода. Новым явлением стало распространение неполныхсемей.
Развитиемоногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушениепатриархальных устоев, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшеефункционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в областисемейных отношений.[34]
Список использованнойлитературы
1. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер,2008.-176.ил.
2. Шнейдер Л.Б Семейная психология: Учебноепособие для Вузов.2-е изд.- М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловаякнига,2006.-768 с
3. Зритнева Е.И, Клушина Н.ПСемьеведенье: Уч.пособие.-М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2006.-246с.-(социальная работа)
4. Е.М Черняк Социология семьи: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК»,2005. — 238 с.
5.Куприянчик Л.Л. Психология любви. Донецк. 1998
6. Кравченко А.И Социология: учеб. – М.:Проспект, 2009. – 544 с.