Реферат по предмету "Социология"


Культура, как предмет социологического исследования

Министерство РФ по связи и информатизации

СибирскийГосударственный Университет Телекоммуникаций и Информатики





Кафедра







Домашняяписьменная работа по теме:



Культура, как предмет социологического исследования






Выполнил:ст. гр. С-08 ХХХ
Принял:не помню









Новосибирск2003.

Содержание:
1.
Введение
3 стр.
2.
«Социология в России»
4 стр.
3.
«Проблемы теории культура»
5 стр.
4.
«Социология», Фролов С. С.
6 стр.
5.
«Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В.
7 стр.
6.
«Российская социологическая энциклопедия»
8 стр.
7.
План
9 стр.


Введение:
В данной работе я хотел бы рассказать о том,что такое «культура» в социологии. Для освещения этого вопроса я использовалтруды под разных социологов, таких как, Ядов В. А., Файнбург, Фролов С. С.,Волков Ю. Г., а так же «Российскую социологическую энциклопедию» под редакциейОсипова Г. В.

1.                                           «Социология в России», под редакциейЯдова В. А., Издательство Института Социологии РАН, 1998 год.
В главе,посвященной понятию «культура» в социологии, Ядов В. А. большое внимание уделилвозникновению направления теории культуры в социологии. Он считает, что «какособое направление теоретизирования социология культуры в мировойсоциологической мысли концептуально оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-хгодов; а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистойсоциологической теории, так и от сопредельных отраслей социологическогоискусства, культурной антропологии, культурологической компаративистики, а шире– от культуры окончательно и полноценно реализовалась, как научный проект лишьпараллельно с развитием постмодернистской социальной парадигмы.»
Далее Ядов рассказывает о развитии направления вотечественной науке: «Культурология эпохи «брежневского» социализма сыграладвойственную роль в становлении отечественной социологической культуры. С однойстороны, она претендовала на неоксиологическое понимание культуры, и,безусловно, усилиями многих выдающихся исследователей того времени было сделаночрезвычайно много для концептуализации того, что аккумулируется культурнымитрадициями, как культура формирует социальное поведение человека, и томуподобных проблем холастически замкнутой культурологии. С другой – она подчаснеосознанно способствовала формированию сциентически верифицированныхкультурных символов эпохи, «кодируя» образцы общественных типов личности, скоторыми и до сих пор социологу нелегко разобраться (достаточно вспомнить о«всесторонне развитой личности», «советском человеке» и прочихкультурологических фантомах).» Но в свою очередь автор считает, что в своёвремя эти фантомы казались все таки обоснованными, гармонизировав типысоциального поведения и ценностную систему.
«Интерпретация культуры, выполненная в духе еёмарксистского противопоставления природному, шла преимущественно по линииобъяснения культурного феномена как проявления социально активной, историческипреобразующей позиции человека в обществе».
2.                                           
Файнбург в своих трудах классифицировал исистематизировал понятие культура. По Файнбургу в культуре наличествуют 2стороны: динамическая (творческая деятельность) и консервативная (цели, навыки,нормы и т. п.). «Возможность фиксации в нормах, правилах, ролях, институтахнового, то есть закрепление этого нового в масштабах общества (в том числе впервую очередь классового, группового) и есть подвижный предел; лишь постепеннои в определённом темпе изменяет расширяющиеся границы преобразования культуры вцелом». Продолжая, автор выводит историческое отставание темпов культурногоразвития от производства: производственные знания и практика изменяются кудабыстрее культурных стереотипов. «Отсюда, в конечном счете, и вытекаетвозможность разнокачественности, разновременности (с точки зрения историческойпринадлежности) слоёв культуры у одного и того же человека, внутренняяпротиворечивость элементов культуры у так называемой маргинальной личности».

3.                                           
Фролов даёт описание содержания понятия «культура».«Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором онсуществует, создано им самим. Действительный жизненный опыт людей даётоснования предположить, что они создают вокруг себя не только материальный мир,в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но имир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социальногоповедения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей».
В дальнейшем автор накладывает данное описание наотдельную личность, индивида. Поясняя, что «В силу индивидуального восприятияокружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения,создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев итрадиций. Индивид и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие имспецифические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людейсоставляют сферу человеческой культуры».
«Очевидно, что в привычном, обыденном пониманиисуществует несколько различных значений слова «культура», обозначающих, какэлементы поведения, так и стороны деятельности человека». Фактически,определённый пласт культуры закрепляется за человеком с рождения. В этот пластвходят составляющие, как индивидуальной культуры, так и культуры общества, вкотором живёт человек. «Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру,как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками».При этом, в «обществе существует специфическая, отличная от других системавзаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинствомчленов общества, которая отличается от других систем подобного рода».
Далее автор говорит о взаимосвязи материальной инематериальной культуры: «Всё социальное наследие можно рассматривать, каксинтез материальной и нематериальной культуры». В свою очередь «материальнаякультура должна рассматриваться, как результат нематериальной».
4.                                           
В начале авторы пытаются обозначить сегодняшнеесостояние и местоположение культуры с точки зрения социологии.
«Социологи рассматривают культуру, как систему духовныхкодов, некую информационную программу, которая заставляет людей восприниматьпроисходящее в определённом свете, поступать так, и не иначе, оценивать событияи действия предвзято». «Информационный век уже наступил, но люди продолжаютпользоваться представлениями индустриального общества: оценивают новые услугимерками массового товарного производства, закрепляют границы информационногообмена, отстаивают прежние социальные стандарты». В тоже время можно отметить ипротивоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированыкак новый духовный принцип общежития почти 2000 лет назад, но до сих пор невозникло общество, построенное так и следующее этим принципам».
«Изучая малые и большие, традиционные и современныеобщества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некиеэлементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре. Ктаким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементыобщества:
o  
o  
o  
o  
o  
С позиции фрейдизма, в каждой культуре различных обществсуществует 2 элемента (или 2 правила): брачных отношений и спортивных состязаний.
5.                                           
Я так же хотел бы процитировать определение, котороедаёт специальная социологическая энциклопедия.
«Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание,образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развитиячеловеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального идуховного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях,в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии«культура» фиксируется, как общее отличие человеческой жизнедеятельности отбиологических форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественногоразвития в рамках определённых эпох, общественно-экономической формации,этнической и национальной общностей. Культура характеризует также особенностьповедения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественнойжизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельногоиндивида, социальной группы или всего общества в целом».

План:
1.
Определение слова культура.
2.
История предмета культуры в социологии.
1.
История возникновения.
2.
История развития.
3.
Классификация культуры.
1.
Материальная и материальная.
2.
Динамическая и консервативная.
3.
Общественная и индивидуальная.
4.
Универсальные компоненты.
5.
Фрейдизм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат V выставка-фестиваль «фитнес–москва» / «спорт и стиль 2009» / 11 13 сентября 2009 г. / Москва, манежная пл., Д. 1, Цвз "манеж"
Реферат Cardiovascular Activities Essay Research Paper Cardiovascular ActivitiesThe
Реферат The Mississippi River Essay Research Paper The
Реферат Монументальная живопись Древнего Египта
Реферат Стиль управленческой деятельности
Реферат Сучасна політика оплати праці. Доплати і надбавки до заробітної палати та організація преміювання працівників
Реферат Definition Of A Good Education Essay Research
Реферат Holidays in the United Kingdom
Реферат Разработка благотворительных мероприятий ООО Триада-Альянс для муниципальных медицинских учреждений
Реферат Социальная норма и социальный контроль в детском коллективе
Реферат Ритмичность художественной речи и стихосложение
Реферат Педагогічний експеримент як метод дослідження
Реферат Любіювання в структурі паблік рилейшнз
Реферат Новая ос
Реферат Сельское хозяйство проблемы и перспективы развития