Реферат по предмету "Социология"


Коллектив и малые группы

--PAGE_BREAK--В отличие от прошлых исторических эпох, когда жизнедеятельность человека протекала в рамках 2-3 групп, таких как семья, являвшаяся одновременно и производственной единицей, соседская община, круг друзей, современный человек вынужден «дробиться» как личность по многочисленным сферам деятельности, каждая из которых представляет собой определенное объединение людей, группу. Размер группы отнюдь не формальная величина. Он самым существенным образом сказывается на качестве социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе отношения между ними становятся более формальными, т.к. усложняется разделение труда и структура группы. Для каждого человека уменьшается возможность общения с другими членами группы, контакты становятся более поверхностными, а вместе с этим утрачивается интимность и доверительность отношений. Социальная общность— это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами ( во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей непосредственно и исключительно порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный, класс, социально-профессиональная группа); иные вырастают на этнической основе (народности, нации), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и другими факторами; объективной основой третьих видов — социально-демографических — общностей выступают естественные демографические факторы — пол, возраст; имеются еще виды общностей, возникающие на различных, присущих им объективных основаниях. Противоположностью малых групп являются большие группы, такие как социальные слои, классы, организации, предприятия, территориальные поселения (город, деревня), национально-этнические группы, государства, объединения государств. 1.2 Структура и организация группы Группы могут различаться между собой по степени организованности, которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции, и неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации. Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как явствует из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению. Проблема взаимоотношения формальных и неформальных групп была в ходе Хоторнского эксперимента, проводимого на заводах «Вестерн Электрик кампании» (1924--1932 гг.) группой исследователей под руководством Э. Мэйо. В процессе многолетних исследований было обнаружено, что неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе играют большую роль в эффективной организации производства. Поиск оптимальных сочетаний формальных и неформальных групп на производстве и вообще в любом типе формально-целевых организаций стал одной из важнейших задач индустриальной, промышленной социологии и теории менеджмента. 1.3 Культура группы В больших социальных группах (классах, нациях, территориальных общностях) культура (ценности, идеалы, верования, обычаи, традиции) возникает самостоятельно как достаточно автономная часть общенациональной культуры. Для классов и профессиональных групп — это общая идеология, общие политические интересы и ценности, для религиозных групп — общие верования, религиозная мораль и ценности, для национально-этнических групп — язык, традиции, обычаи, особый образ жизни и т.д. Для территориальных общностей — культура, ценности, особый образ жизни в городе и на селе с присущими им нравами, обычаями, традициями. Символика играет важную роль в жизни группы, посредством ее стремятся подчеркнуть особые свойства и качества ее культуры, особые цели и намерения, а в некоторых случаях и свое превосходство над другими группами. Символика способствует формированию у членов группы чувства гордости, достоинства, способствует развитию особой коллективной психологии «мы- группа», отграничивая себя тем самым от представителей других групп. 1.4 Цели деятельности Группы могут различаться по цели деятельности, которая придает содержание и смысл совместной деятельности людей, в значительной мере предопределяя характер взаимоотношений между ними. Целевая направленность в значительной степени присуща многим формальным группам, поэтому их часто называют функционально-целевыми. Неофициальные целевые группы могут значительно варьироваться по числу своих сторонников, поскольку вступление в них — дело добровольное. Целевые группы могут быть и небольшими по размеру. Примерами таких целевых малых групп могут служить научные проблемные группы, временно создаваемые для решения различных научных проблем. В таких группах формальные и неформальные отношения между людьми ввиду их небольшого размера могут сочетаться. Термин «первичная группа», как уже отмечалось, был введен Ч. Кули. Вот что он писал о значении таких групп: «Под первичными группами я понимаю те характеристики ассоциаций и коопераций, которым присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Они являются первичными в нескольких смыслах, но главными в том смысле, что играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов индивида. Результатом интимных отношений, интимной психологии является некоторое сплавление индивидуальностей в общее целое, так что истинное бытие каждого человека неотрывно от общей жизни и целей деятельности группы». Блумер Г. Коллективное поведение // В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. — М.: МГУ, 1994..С. 168     продолжение
--PAGE_BREAK--2. Социология малых групп 2.1 Понятие социология малых групп— область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Малая группа— малочисленная по составу социальная группа, члены которой объедены общей деятельностью и находятся непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым — непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы является семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических и антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки — сверстники и др. На формирование группы оказывает влияние, во-первых, ее размер, или численность. Минимальная численность — два человека, или диада (например, семья из 2 человек, мать и дочь, сын и отец), дает возможность совместных действий и решений простейших проблем. Максимальную цифру указать сложнее, ибо мы знаем примеры социальных групп в сотни тысячи человек: классы, нации, армии, крупные организации, общество в целом. Самый распространенный тип т.н. малой группы может иметь численность от 2 до 10-- 15 человек. Для многих из них характерны близкие, доверительные, неформальные отношения. К малым группам обычно относят семью, круг друзей, спортивную команду первичный производственный коллектив и др. Семья — это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальным признаком которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Кроме того, малая группа— непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность — общество». 2.2 Социология малых групп по Ч. Кули Современные исследования в области малых групп подтвердили мысль Ч. Кули об их чрезвычайно важной роли, как в жизни отдельного индивида, так и общества в целом. В первичной группе индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях. Это явление психологи называют «репрезентацией сознания», подчеркивая тем самым, что индивид раскрывает в личностном общении свои самые сокровенные мысли и желания. Она дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми. Общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе. Имение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе. Если иметь в виду роль первичных групп в жизни общества в целом, то здесь можно отметить две их важнейшие функции. Во-первых, уникальное значение в социализации индивида и, во-вторых, как важнейшее средство социального контроля. Целиком, разделяя нормы и ценности первичных групп, индивид вместе с тем очень чутко реагирует на мнения, оценки и восприятия людей из своего ближайшего окружения относительно его собственного поведения. Эти люди становятся для него «значимыми другими», по которым он сверяет свою повседневную деятельность и одновременно подпадает под неформальный социальный контроль со стороны первичной группы. Согласно взглядам Ч. Кули, противоположностью первичной группы являются вторичные группы, в которых отсутствуют близкие интимные и доверительные отношения. Во вторичных группах, к числу которых он относил большие социальные группы, организации и институты, преобладают формально-ролевые, официальные отношения. Другой тип малых групп, имеющих важное значение для поведения личности, это т.н. референтные группы. Сам термин был введен американским исследователем Г. Хайменом, который, изучая студенческие группы, обнаружил, что определенная часть студентов не принимают норм и ценностей данной группы, а ведут себя так, как будто они ориентированы на ценности совершенно других групп. Впоследствии в ходе многочисленных экспериментов было доказано, что каждый индивид обязательно имеет для себя одну или несколько референтных групп, идеалы и ценности которых он принимает. Они служат для него своеобразным эталоном, образцом для сравнения и оценки собственного поведения. Однако референтная группа может состоять из вполне конкретных людей, мнением и оценкой которых человек особенно дорожит. Но, как правило, к такой группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг «значимых других». Таким образом, понятие референтной группы позволяет уточнить сложный механизм взаимосвязи личности с социальной группой. Традиционный подход, подчеркивающий определяющую роль социальных норм и ценностей социальной системы для объяснения поведения личности, не всегда оказывается действенным. Учет воздействия на поведение индивида референтной группы позволяет объяснить возможные отклонения в его поведении от требований нормативной системы той группы, в которой он находится. 2.3 Этапы формирования и развития рабочих групп Модель Б. Такмена используют при анализе формирования команд, а именно: 1) формирование, 2)возмущение (или смятение, конфликт), 3)упорядочение (или нормирование), выполнение (или решение задачи) и 5)прекращение деятельности (или расформирование группы). А сам термин «команда» предполагает качественно особый, наивысший уровень функционирования малой группы. Иные модели группообразования. В 1977 году Н. Обберу, удалось сконструировать модель процесса развития малой группы, предполагающую следующие четыре стадии группообразования:     продолжение
--PAGE_BREAK--1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей — это период «апатично-иерархического» состояния группы; 2) возмущение — разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий; 3) формирование инструментальных норм — ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров по группе; 4) выполнение — этап образования функциональных ролей, установления гибкой взаимозависимости отношений. В качестве одного из примеров можно привести предложенную Е. Маори модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа. Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в «поле» решения задачи: 1) латентную— этап ознакомления с задачей; 2) адаптационную-соотнесение возможностей членов группы с требованиями задачи и их функциональное соподчинение в зависимости от этого; 3) интегративную — этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действии; 4) фазу достижения требуемого решения. 3. Сфера коллективного поведения 3.1 Коллективное поведение по Блумеру Особый интерес для Блумера представляет исследование коллективного поведения. Общество основывается на постоянной активности социальных субъектов и их совместных действиях, проявляющихся в разных формах коллективного поведения, таких как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, панические, настроения, мании, стихийные массовые движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, увлечения, социальные движения, революции, реформы. Однако в своей основе коллективное поведение детерминируется значимыми символами, характерными для конкретной культуры и особенно символами, возникающими в конкретной социальной ситуации. Оно имеет внутреннюю динамику, обусловленную усвоением пределенных социальных значений, их производством и воспроизводством тушение значимых символов как фактор спонтанного коллективного поведения По Блумеру, основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, формируемые значимыми символами, которые разделяются группой индивидов: «подавляющее большинство случаев коллективного поведения людей объясняется их общими экспектациями и пониманием» — замечает социолог. Когда же происходит разрушение значимых символов, возникают спонтанные интеракции — митинговые страсти, паника по поводу обмена денежных знаков, страсти толпы болельщиков и т.д. Спонтанное коллективное поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных значимых символов, регулирующих устоявшиеся постоянно текущие социальные активности. Тогда возникает определенная форма социального взаимодействия, которая получила название круговая реакция. Возбуждение одного индивида передается к другому, приобретая круговую форму, при этом они имеют тенденцию интенсифицироваться и таким образом возникает социальное беспокойство. Оно встречается в трудовых конфликтах, политических протестах; может быть ограничено небольшой людей, но может и охватывать огромные регионы: 1) люди чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют ясных целей, что ведет к беспорядочному поведению; 2) возникают страхи, повышенная агрессивность, распространяются слухи и преувеличения; 3) наблюдается раздражительность и повышенная внушаемость поведение лишается обычной последовательности и устойчивости, что способствует откликам на различные новые символы и значения, стимулы и идеи. Социальное беспокойство, с одной стороны, свидетельствует о распаде устоявшихся значений, крушении привычного жизненного устройства, а с другой — о потенции к восприятию новых символов и значений. Если посмотреть на историю России, которая изобилует социальными беспокойствами, то можно заметить, что каждое крупное социальное беспокойство приводило к новым значимым символам — культам, идейному обновлению, новым образцам поведения людей. 3.2 Коллективистский характер отношений с товарищами по работе Хорошие отношения с товарищами по работе можно уверенно отнести к числу наиболее устойчивых традиционных норм трудовых отношений, имевших высокое значение, как в советское, так и постсоветское время. Общеизвестно, что «хорошие товарищи по работе» являются традиционной и общепризнанной трудовой ценностью в России. В иерархии трудовых ценностей она занимала второе место после «хороший заработок». Стабильно высокая удовлетворенность взаимоотношениями между товарищами по работе отмечалась в многочисленных исследованиях, проведенных под руководством В.Д. Патрушева, на предприятиях с разными формами собственности. Устойчивость высокого уровня удовлетворенности взаимоотношениями наблюдалась во все годы исследований. Доля удовлетворенных («полностью» и «скорее») после незначительного снижения в 1990-е годы стабилизировалась в 1999 г. на уровне 90%, а доля неудовлетворенных никогда не превышала 5%. По сравнению со всеми остальными сторонами труда взаимоотношения с коллегами являются наиболее высоко оцениваемым элементом производственной ситуации. Особую актуальность приобретает анализ динамики отношений с коллегами по работе на новых частных предприятиях, поскольку здесь в практике менеджмента не наблюдается культивирования коллективистских отношений в труде. Напротив, такие формы управления персоналом как индивидуальные контракты, развитие у рабочих конкуренции за получение выгодного задания, индивидуально-сдельная оплата за его выполнение, противодействие организации профсоюзов, ориентированы на развитие индивидуальной ответственности рабочего за свой труд. 1. Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе у рабочих обследованных предприятий (в % к числу ответивших) Журнал №12 2008 год «Социология и отношение»


Варианты ответов

1990

1993

1996

1999

2002

2007

2008



Совершенно не удовлетворяет

3

1

2

3

2

2

3



Скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет

2

4

1

1

1

1

0



Частично удовлетворяет, частично нет

13

18

13

7

6

10

11



Скорее удовлетворяет, чем нет

18

35

31

29

34

37

43



Полностью удовлетворяет

64

42

52

61

56

50

46



Среднее значение (в баллах)

4,4

4,1

4,3

4,4

4,5

4.3

4,3



Среднеквадратическое отклонение

0,97

0,93

0,92

0,89

0,78

0,83

0,85



Количество ответивших (чел.)

404

170

207

459

268

357

137




















    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.