Реферат по предмету "Социология"


Конфликтология и практика медиации: перспективы развития

Содержание
Введение
Глава 1 Социальный конфликт: теоретико-методологическийаспекты анализа
1.1 Конфликт как социально-философская категория
1.2 Типы конфликтов, его структура и основные методыразрешения
Глава 2 Философия и практика медиациии ее значение для разрешения конфликтов
2.1 Медиация: социально-исторический аспект
2.2 Условия использования, границы и цели медиации
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последнее время цивилизациясталкивается со всё большим количеством конфликтов различной направленности: социальных,политических, экономических, культурных, этнических, религиозных и других. Содной стороны, в этом нет ничего удивительного, поскольку, по мнению современногоамериканского ученого Льюиса Козера, «в социальной структуре любого типавсегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в нейвспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитныхресурсов…» [1, С.543]. Следует заметить, что и современная глобализация, иинформатизация предполагают постоянную смену старых парадигм и системмировоззрения, что также неизбежно провоцирует кризисные явления, ведет кувеличению количества конфликтов в обществе.
Однако, постоянноувеличивающееся число конфликтов, в орбиту которых попадает столкновение различныхкультур и мировоззрений, рост масштабов кровавых конфликтов (международноготерроризма, религиозного экстремизма) актуализирует вопрос не только о природеконфликтов, но и о путях их разрешения. Особый смысл этот вопрос имеет дляспециалистов-управленцев.
В наши дни управленцы различныхуровней находятся перед непростым выбором того инструментария, который наиболееприменим для успешного выхода из того или иного конфликта, выбора тех методов — насильственных или ненасильственных — которые, разрешая конфликт следует использовать.
Поскольку разрешение некоторогоконфликта всегда является более или менее длительным процессом, постольку основнойпроблемой, стоящей перед многими гуманитарными науками, изучающими конфликт,является проблема поиска оптимальных стратегий выхода из конфликта, егорегулирования. Эта стратегия всегда так или иначе увязана еще с одной проблемой- источников и причин конфликтов. В разное время проблема источников и причинконфликтов понималась по-разному.
Задаваясь вопросом о том, с чемсвязано такое большое количество конфликтов в наши дни, известный немецкийученый Ральф Даррендорф видел их основную причину в борьбе за ограниченные политическиересурсы: власть, престиж, авторитет [2, c.87]. С этим следуетсогласиться, поскольку сегодня во всем мире заметна возросшая политизацияобщества, и в наши дни не редкость, что, например, те или иные религиозные икультурные организации преследуют политические цели, и потому всё большееколичество людей оказываются вовлечёнными в противостояние различных властныхструктур. Согласно другому не менее авторитетному современному ученому ТолкотуПарсонсу, конфликт — «социальная болезнь», т.е. не естественное, аненормальное состояние общественного организма. Аналогичной точки зренияпридерживаются и другие учёные школы социальных отношений. Кто же из современныхученых прав?
Как мне представляется, в современныхдискуссиях о причинах конфликтов более правы те ученые, которые ориентированы нена метафизическое, а на философское диалектическое мировоззрение, согласно которомупротиворечие, как писал еще Гегель, является корнем любого развития.
В наш синергетический век состарым, известным уже Гераклиту диалектическим тезисом о природе конфликтов нужнообязательно считаться, а использование недиалектических механизмов коммуникациии отношения к конфликту вряд ли позволит современному человечеству найти путьот хаоса к порядку.
Целью исследованияявляется анализ природы социальных конфликтов и инструментария их разрешения.
Изучение темы в контекстеновейших отечественных и зарубежных исследований позволяет конкретизироватьданную цель через постановку и решение следующих задач:
проанализировать основныетеоретические взгляды на сущность и природу возникновения конфликта, основныеспособы его разрешения;
раскрыть смысл конфликта каксоциально-философской категории;
изучить наиболее предпочтительныеметоды преодоления конфликта;
осветить природу такого новогометода разрешения конфликта как практика медиация.
В соответствии с этими задачамив первой части работы будет дано определение понятия «социальный конфликт»,освещена его динамика, описаны основные виды конфликтов, а также способы ихпреодоления.
Во второй части работы будетрассмотрена сравнительно новая практика урегулирования различных видовконфликтов — медиация.
Несмотря на то, что с точкизрения диалектической философии практика медиации абсолютно новой не является,достаточно очевидно, что сегодня, привлекая к разрешению некоторой проблемынейтрального посредника, стороны конфликта также осуществляют и анализ выборанаиболее подходящего варианта завершения конфликта. С этой точки зрения, практикамедиации, которая некоторыми современными учеными рассматривается как абсолютноновая социальная технология, в соответствии с которой конфликт — точка ростановых отношений, такое состояние противоречия, которое может быть разрешеночерез формулировку позиции истинных интересов субъектов конфликта, требует специальногосоциально-философского изучения.
Медиация, действительно,является специфическим способом разрешения любых конфликтов в силу целого рядаособенностей, таких как: защита интересов каждого участника; ориентировка нанахождение согласия; учёт динамики человеческих взаимоотношений и др. Ноисчерпывается ли она этим? [3, c.46]
Для правильного пониманиязамысла работы, также следует иметь в виду, что упор в ней сделан намежгрупповые, а не на межличностные конфликты. Межличностные конфликты вомногом есть следствие борьбы различных социальных ролей внутри одного человека,в то время как межгрупповые — конфликты интересов двух или более групп. Именнотакие конфликты представляют интерес для социальной философии и социологии,политологии и юриспруденции.
Работа имеет традиционнуюструктуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав,заключение и библиографический список.
Глава 1. Социальный конфликт: теоретико-методологическийаспекты анализа1.1 Конфликт как социально-философская категория
Определение сущности понятия«конфликт» предполагает проведение различия между широким и узкимсмыслом этого слова.
В широком смысле, конфликтом принятоназывать столкновение взглядов, идей, мнений и убеждений, которые находятсямежду собой в состоянии противоречия. Рассматривая «конфликт» вшироком смысле слова, всегда важно понять, какие взгляды и убеждениясоответствуют действительности, а какие являются ложными.
Что касается конфликта в узкомсмысле слова, то им обозначаются такие противоречия, возникающие внутриличности, а также между индивидами, социальными группами, нациями и т.п.,которые отражают столкновение их конкретных интересов.
Несмотря на то, что природойконфликтов стали интересоваться еще философы в Древнем мире, наибольший систематизированныйвклад в ее осмысление внесли представители трех основных современныхсоциально-философских концепций конфликта: концепции позитивно-функциональногоконфликта (Л. Козер); конфликтной модели общества (Р. Даррендорф); общая теорииконфликта (Кеннет Боулдинг).
В соответствии с первойконцепцией, в любом обществе имеется социальное расслоение, существуетнеравенство его членов, что, в свою очередь, ведёт к психологическойнеудовлетворённости его членов. Таким образом, основной причиной социальногоконфликта Л. Козер видит напряжённость между индивидами и группами, порождённуюсоциальным неравенством. Во главу угла здесь ставится именно материальнаянеудовлетворённость и необеспеченность, что, безусловно, объясняет причинубольшого количества конфликтов, но, по-видимому, все же не являетсяисчерпывающим.
Свои взгляды на сущность ипричины конфликта Л. Козер изложил в известном труде «Функции социальногоконфликта», который можно отнести к социально-философским, или, по крайнеймерер, междисциплинарным научным исследованиям.
В концепции Козера причинаконфликта усматривается также в разнице в ожиданиях индивидов и социальныхгрупп и наличествующей реальностью, которая не соответствует их представлениямо справедливости. Указанное противоречие побуждает многих индивидов включитьсяв борьбу за справедливость, которая может быть восстановлена через захват имиболее высокого социального статуса, власти, авторитета. В этой концепциисоциальный конфликт будет устраняться насильственными методами, которыевключают в себя как нейтрализацию, так и физическое уничтожение соперника.
Козер делает упор на позитивныефункции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамическогоравновесия социальной системы. Постоянный поиск данного равновесия и побуждаетсистему к непрерывному развитию, за счёт чего и достигается её внутренняястабильность [4, c.166].
Иных взглядов на природу исущность конфликта придерживается концепция конфликтной модели общества,разработанная Ральфом Даррендорфом (прежде всего в работе «Классы иклассовые конфликты в индустриальном обществе»). [5, c.4].
В соответствии с этой концепцией,причиной конфликта является принуждение одних членов социума другими, что ведётк неравенству социальных позиций по отношению к источникам власти. [2, c.32] У Даррендодфа основной причиной конфликта являетсянеравенство в политической, а не в экономической сфере жизни общества [6, c.54]. Вовлечение во власть новых слоёв общества вызываетизменения социальной структуры, а преодоление конфликта ведёт к расширению прави свобод более широких пластов социума [7, c.152].
Что касается общей теорииконфликта Кеннета Боулдинга, то этот современный ученый видит основную причинуне в социально-экономических условиях существования индивидов, но в самой конфликтнойприроде человека. Иными словами, природа человека включает в себя механизмборьбы со своим видом за лидерство и первенство. Таким образом, общественнаяжизнь не может существовать вне конфликта, и основной задачей изученияконфликта Боулдинг считает создание его общей теории.
Её построение возможно преждевсего потому, что все конфликты имеют общие образцы развития, схожую динамику, проходятодни и те же витки развития. Прогнозирование и управление конфликтами являетсяосновной целью их изучения в концепции общей теории конфликта.
В общей теории конфликта КеннетаБоулдинга выделено два аспекта социального конфликта, то есть, егофундаментальной структуры — статический и динамический. Статический аспектконфликта — раскрывается через анализ субъектов, вовлечённых в конфликт (сторонконфликта) и отношений между ними (причин, побудивших развитие противоречий). Данныекатегории не зависят от развития конфликта и в определённой степени являютсяпричиной его возникновения.
Что касается динамическогоаспекта, то сюда следует отнести интересы сторон, поощряющие конфликтноеповедение людей, динамику развития конфликта как ответы сторон на внешниевызовы.
Как видно из анализа приведённыхвыше концептуальных точек зрения на природу и сущность конфликта, функцииконфликта также могут разниться в зависимости от взглядов на него.
По Л. Козеру, функциямиконфликта являются снятие напряжённости между сторонами, получение объективнойинформации об окружающей среде и силах соперника, сплачивание социальной группыперед лицом опасности. Немаловажной функцией здесь также будет являтьсянормотворчество, создание новых социальных законов и институтов в результатеуспешного преодоления конфликта. Иными словами, конфликт несёт ряд позитивныхфункций при успешном своём разрешении. На другие функции конфликта обращаютвнимание Даррендорф и Боулдинг.
Вместе с тем, все эти концепциироднит тот факт, что в основе любого конфликта лежит противоречие. Именно его инужно считать отправной точкой для возникновения и развития конфликта. Тем неменее, не всякое противоречие вызывает конфликт. В малых группах, гдесуществует большая эмоциональная связь между участниками (например, в семье илимузыкальной группе), любые конфликты могут сглаживаться уже на стадии своегопоявления, поскольку для их дальнейшего существования они могут являтьсягубительными. Однако данное исключение скорее подтверждает правило. Однаждыпоявившись, противоречие в культурном уровне, социально-экономическихотношениях и в семье, и в музыкальной группе будет вызывать конфликт раз заразом, пока не будет устранено.
Что же необходимо для преодоленияпротиворечий? По мнению Ральфа Даррендорфа, их успешное регулирование ипреодоление возможно при наличии трёх важных составляющих:
1) признание различных точекзрения;
2) высокая организованностьконфликтующих сторон;
3) наличие правил игры.
Иными словами, нельзя преодолетьконфликт, если одна из сторон продумывает сложный шахматный ход, а другаяиспользует доску в качестве оружия. Здесь нужно принимать во внимание тот факт,что именно конструктивное решение конфликта будет являться успешным. Насильственныеспособы разрешения конфликта нельзя считать успешным его урегулированием в силутого, что они не устраняют причин конфликта, а только усиливают социальнуюнапряжённость между субъектами. Об этих и других способах конфликта болееобстоятельно рассказывается в следующей части моей работы.
Оценивая современнуюсоциально-философскую ситуацию с изучением конфликта на Западе, российскийучёный-конфликтолог Д.П. Зеркин в своей работе «Основы конфликтологии»верно отмечает: «В западной политологии сложилась одна из главных парадигм- парадигма конфликта, наряду, между прочим, с парадигмами согласия иплюрализма» [8, c. 20].
Таким образом, в современнойгуманитарной науке конфликт в соответствии с диалектическим мировоззрением чащевсего рассматривается как проявление противоречий, вражды, несогласия и приэтом обычно верно показывается «корыстная» сущность конфликта, когдаон служит необходимым и оправданным для достижения целей и задач определённыхсоциальных групп. Такое понимание конфликта, с одной стороны, является достаточноциничным, но с другой, будучи диалектическим, оно наиболее полно даётисследователю представление, что же такое конфликт на самом деле.
Рассуждая далее о такойсоциально-философской категории, как конфликт, нельзя не подчеркнуть его субъектнуюсоставляющую. На поверхности ведь именно субъект зачастую ассоциируется сконфликтом, хотя объективные противоречия, управляющие его поведением дляпонимания природы конфликта еще более важны. Тем не менее, именно конфликтностьтого или иного человека, социальных групп, их конкуренция и борьба обычновоспринимаются в качестве причины существования конфликта. На наш взгляд,именно в первозданной субъектности конфликта проявляется его природно-естественноепроисхождение.
С другой стороны, исходя из основныхсовременных научных взглядов на сущность и природу конфликта, любая конфликтнаяситуация на ранних этапах своего существования является управляемой. Болеетого, ею можно и необходимо управлять.
Таким образом, социально-философскоеизучение природы конфликта показывает, что под конфликтом можно понимать такойвид явного или скрытого противостояния, при котором стороны стремятся захватитьограниченные ресурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Разныеучёные относят к таким ресурсам и деньги, и власть, престиж, авторитет, духовныеи культурные ценности, взгляды и идеи, однако сущность конфликта как борьбы заресурсы остаётся неизменной. Следовательно, с социально-философской точкизрения конфликт является объективной необходимостью, с которой нужно небороться, но познавать ее природу и использовать в своих интересах.
О том, как разрешать конфликтныеситуации с наибольшей пользой для конфликтующих сторон, рассказывается вследующей части моей работы.1.2 Типы конфликтов, его структура и основныеметоды разрешения
Говоря о типах конфликтов,нельзя не упомянуть определённое идейное затруднение, которое мешает провестичёткое разграничение одних видов конфликтов от других. Понимание конфликтов вшироком смысле делает невозможным сопоставить появление противоречий в живой инеживой среде, внутри личности и между социальными группами и так далее. Тоесть, необходимо разграничивать конфликты именно в узком смысле, понимания подними особое взаимодействие в процессе деятельности (управленческой,производственной и других). Как уже отмечалось, в моей работе рассматриваются восновном межгрупповые конфликты. Что же такое сторона межгруппового конфликта — социальная группа. Это — любая относительно устойчивая совокупность людей,находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. Вкаждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязииндивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного историческогоконтекста.
Межгрупповые конфликты существенноотличаются от межличностных также и тем, что, обычно, попадая в группу,поведение человека меняется. Каждый индивид оказывает влияние на члена группы,и в совокупности их поведение является более сложным, чем просто сумма поведениякаждого члена группы.
Межгрупповой конфликт отличаетсяот других основных видов конфликта ещё и другими своими отличительнымиособенностями.
Он имеет:
объективный характерразвертывания;
способность вовлекать в «силовоеполе конфликта» массы людей независимо от их желания и даже осознания сутии целей конфликта;
институциализацию конфликта;
наличие «структурногонасилия»;
при разрешении таких конфликтовпреобладает направленность на институциональные изменения, а не на изменениеповедения участников;
возможно появлениедополнительных источников конфликта в виде самой принадлежности к той или инойсоциальной группе;
имеется заведомо большиеиздержки существования и разрешения конфликтов;
имеется существенно большаяинерция сохранения конфликтной ситуации, даже если ее основания угасают.
Немаловажным является тот факт,что некоторая социальная группа может быть формальной либо неформальной. Очевидно,что формализованность контактов в группе и между группами также влияет настепень и глубину развития конфликта. Социальная группа может быть малой,средней либо большой, и количество участников, вовлечённых в группу, ихвозраст, уровень образования, наличие культурных ценностей также влияет навозникновение и развитие конфликта.
Принимая конфликты за оконченноедействие внутри определённой социальной группы, конфликты можно разделить наконструктивные и деструктивные.
Если конструктивный конфликт, тоесть тот, который был разрешён с использованием нужного инструментария, несётпозитивные последствия, такие как развитие, учёт интересов большего количествасоциальных групп, то деструктивный — обнажает негативные тенденции. Зародившись,конфликт, однако, обычно не является ни ярко выражено конструктивным, нидеструктивным. Можно сказать, что степень его созидательности зависит отметодов разрешения. В качестве примера можно взять конфликт в процессеуправления, когда работники выдвигают нанимателю ряд требований по улучшениюусловий труда. С одной стороны, наниматель может уволить всех несогласныхработников и нанять новых. Такой исход конфликта будет являться деструктивным: во-первых,люди потеряют рабочие места, во-вторых, производство либо выполнение работ (услуг)на какое-то время будет остановлено. Но самое главное негативное последствие состоитв том, что конфликт никуда не исчезнет и может проявиться в аналогичнойситуации с любыми другими работниками.
Для конструктивного исхода,наниматель должен провести глубокую аналитическую работу, понять, какобразовался конфликт, какие есть пути выхода из него, после чего выбратьнаиболее оптимальный из них. Кроме того, подобные конфликты полезны дляорганизации, так как позволяют выявить все её слабые стороны, в том числе и впсихологической сфере между участниками управленческих процессов.
В формальных группах понаправленности конфликты делятся на горизонтальные (между подчинёнными иравнозначными субъектами), вертикальные (между начальством и подчинёнными), атакже смешанные. По характеру причин конфликты можно разделить на объективные исубъективные. Первые порождены внешними условиями, на которые человек не всостоянии повлиять, вторые вытекают из природы и характера взаимоотношений людей,то есть, в таких конфликтах люди являются не только субъектами, но и причинойконфликта.
По сфере разрешения конфликтових можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, чторазрешаются в личностно-эмоциональном поле.
Очень часто в некоторыхсоциальных группах лидеры предпочитают не замечать конфликты в силу различныхпричин, а подчинённые субъекты не спешат выносить свои конфликты на всеобщееобозрение. Либо, напротив, конфликт подавляется в зародыше, что также негативносказывается на социальной группе в целом. Такие подавленные конфликтыназываются латентными и представляют большую угрозу для общества, посколькуименно они являются очагами больших социальных потрясений. На мой взгляд, любойконфликт необходимо переводить в открытую плоскость.
Что касается структурыконфликта, то она включает в себя несколько элементов. Их можно выделить даженесмотря на тот факт, что конфликт — это процесс, а не константа, посколькуименно за счёт структуры обеспечивается целостность элементов конфликта. Вструктуру конфликта входят следующие составляющие:
1) объект конфликта (противоречие,в результате проявления которого возник конфликт);
2) участники конфликта (субъекты- индивиды, социальные группы, государства);
3) социальная среда, условияконфликта;
4) субъективное восприятиеконфликта и его личностные элементы.
Динамика конфликта включает всебя три основные стадии.
Первая стадия — накопление и обострениепротиворечий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация,неудовлетворенность, угрозы. На этой стадии нужно включаться в конфликт,направляя его в нужное русло, устранять противоречия, работать с субъектамиконфликта. Как и болезнь, конфликт тяжело определяется на начальной стадии, нопроще преодолевается.
Вторая стадия — острыеразногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной изсторон своего противника через открытое противоборство. Именно на этой стадии,в результате неразрешённости, могут начаться непоправимые последствия,трудности, неустранимые противоречия, что может привести к физическомуустранению одной из сторон конфликта.
Третья стадия — тенденция кнормализации конфликта и ликвидации его как такового. На ней происходит либосмена существующего статуса и преодоление противоречия, либо всё возвращается кпредконфликтному состоянию.
Отмечу, что знание различныхтипологий конфликтов существенно дополняет знание его причин. Вместе с тем,предлагая свое видение данных проблем, автор отдает себе отчет в дискуссионностиданных вопросов, существовании о них широкой литературы и не стремится к тому,чтобы просто принять участие в данной дискуссии. Его интересует в большейстепени не столько причины, сколько методы устранения конфликтов. Так илииначе, причину конфликта установить бывает тяжелее, нежели решить его [9, c.81].
Возвращаясь к вышесказанному,отмечу, что конфликт может быть разрешён с применением различных действий: насильственных,ненасильственных, протестных (неповиновение, проведение забастовок, митингов) идр.
Первый тип действий предполагаетподавление одной из сторон конфликта. Способом разрешения конфликта здесь можетбыть принуждение сторон к согласию, репрессии (насильственные карательныедействия), увольнение конфликтующих сторон либо их выживание из социума,подавление, запугивание одной из сторон конфликта. Однако это, на мой взгляд,крайности выхода из конфликта, которые не могут и не должны использоваться руководителями.Грамотный управленец понимает, что в его организации всегда должныприсутствовать несогласные люди, субъекты с альтернативной точкой зрения напроисходящее. Это помогает организации развиваться, искать нестандартные выходыиз сложившихся ситуаций, помогает найти решение сложных проблем [9, c.115].
Ненасильственные методы прирешении конфликта несут большее количество позитивных сторон и помогают нетолько разрешить сиюсекундный конфликт, но и предотвратить их появление вдальнейшем. Сюда можно отнести поиск консенсуса (решения, которое удовлетворяетвсе стороны без потерь для сторон), компромисса (такого решения, когда каждаяиз сторон поступается частью претензий в пользу другой стороны).
В качестве примера можно сослатьсяна такие известные конфликты в процессе управления, при которых работникивыдвигают нанимателю следующие требования:
увеличение заработной платы;
дополнительный выходной деньежемесячно;
бесплатный транспорт дляработников.
Наниматель, разрешая возникающиена такой основе конфликты может применить или насильственные действия — уволитьработников либо пригрозить им расторжением контракта, или использоватьненасильственные, удовлетворив их требования полностью либо частично. Например,выполнив только одно из заявленных требований, пусть даже самое незначительное(бесплатный транспорт для работников), наниматель существенно увеличит в ихглазах свой авторитет.
Как следует из вышесказанного,для разрешения конфликта могут применяться различные стратегии, связанные сприменением насилия либо отказом от применения оного и т.д. На мой взгляд, урегулированиеконфликта должно проистекать в русле отказа от силовых и одностороннихдействий, уважения противоборствующих сторон, принятия ими правил игры. Конфликтможет быть разрешён даже на поздней стадии его развития путём устраненияпротиворечий, вызвавших конфликт [10, c.32-38].1.3 Динамика и функции социального конфликта
Рассуждения о причинахвозникновения, типах конфликта и основных способах его разрешения не могут бытьполными, если обойти стороной динамику и функции данного социально-философскогофеномена.
Логика исторического развитиясвидетельствует: наличие антагонистических социальных классов, социальных стратобщества порождает масштабные социальные конфликты. Можно вспомнить в этойсвязи Великую Октябрьскую революцию, которая при определенных условиях могла быдаже стать глобальной. В наши дни всемирно-исторические конфликты стали как бы менеенапряженными в плане вовлечённости в них антагонистически настроенных субъектов,однако самих конфликтов стало больше. Чем более развито общество, тем больше онопронизано конфликтами [11, c.46]. Одни и те же субъектымогут быть вовлечены в противоречия с различными социальными группами, то естьобщество сегодня обычно не поделено пополам на две части, представленные полярнымивзглядами, а скорее разбито на много малых групп, участники которых в однихвопросах конфликтны, а в других — нет. Современная неантагонистическая модельобщества оказывается залогом его устойчивости и здорового развития, такогоразвития, когда конфликты не подавляются, а разбиваются на много маленькихчастей.
В динамике развертываниямежгруппового конфликта обычно может быть выделено несколько стадий,например, таких:
1) объективные отношения,составляющие основу конфликта (конфликтная ситуация);
2) осознание целей какнесовместимых (возникновение конфликта);
3) выбор путей достижения целейкаждой из сторон;
4) прямое конфликтноевзаимодействие (эскалация и нивелирование конфликта);
5) завершение конфликта [12, c.24].
Как видно из приведённогоописания динамики конфликта, разрешить межгрупповой конфликт в полном смыслеслова можно только пропустив его через все стадии развития. Как уже отмечалось,например, подавление одной из конфликтующих сторон на первых трёх стадиях губительноскажется на развитии общества и не устранит конфликт, который проявится вновь всхожих условиях.
Межгрупповой конфликт отличаетсятакже насыщенностью, напряженностью и разнообразием связей между различнымисубъектами. В нем формируется особая микросоциальная среда, в которой индивидывзаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя со своейгруппой и противопоставляют себя чужой. Этот социальный феномен называется феноменом«мы и они». Сочетание групповой сплоченности, эмоционально-действеннойидентификации и групповой враждебности.
Учитывая сложный характерсоциальных отношений и развития конфликта, динамика развития социальногоконфликта может быть расширена и включать в себя следующие элементы и фазы:
1) Причина конфликта: несовпадениеинтересов (объективное противоречие); [13, c.174].
2) Факторы, влияющие навозможность разрастания, причины конфликта (обострение объективногопротиворечия);
3) Осознание субъектами конфликтапротиворечивости интересов (конфликтная ситуация);
4) Инцидент (повод) дляконфликта;
5) Реакция субъектов на конфликт:
а) Пассивная (конфликт непроисходит);
б) Активная (конфликт происходит):деструктивный уровень — конструктивный уровень;
6) Управление конфликтом;
а) Происходит;
б) Не происходит;
7) Функциональные (позитивные) последствия;
8) Дисфункциональные (негативные)последствия;
9) Регулирование и разрешениеконфликта.
Как видно из приведённой выше динамикиконфликта, в зависимости от выбранных мер устранения противоречий либо причиныпротиворечий, описанных в предыдущей части, конфликт может развиватьсяразличными путями. От непосредственного развития конфликта будут зависеть и егофункции [14, c.29].
Функции межгруппового конфликтаимеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могутбыть выделены следующие функции:
а) интегративная функция (участникиконфликта сплачиваются на основе выявления друг у друга общих черт, качеств,идей, взглядов; успешное разрешение противоречия помогает достигнуть большейсплочённости членов команды);
б) коммуникативная функция (происходитобмен информацией между субъектами конфликта и участниками групп, стороныдолжны обозначить свою позицию, своё видение проблемы и убедить другую сторонув том, что данное видение соответствует действительности);
в) мобилизационная функция (каждаягруппа стремится использовать все свои силы и резервы для успешного преодоленияконфликта, что показывает её истинные возможности либо опровергает мнимыйпотенциал);
г) деструктивная функция (происходитотмирание нежизнеспособных структур, взглядов, идей, организаций и т.д.,которые мешали обществу развиваться);
д) конструктивная функция (наместе исчезнувших феноменов и ценностей появляются новые, более соответствующиеобъективной реальности) [15, c.36 — 37].
Баланс негативного и позитивногоначал в структуре каждого конкретного социального конфликта, конечно, разный, изависит он в первую очередь от выбранного инструментария, от той стратегии,которую займут стороны для успешного разрешения конфликта.
Размышляя о функциях конфликта,хотелось бы затронуть особенности конструктивных и деструктивных разрешений конфликтов.Разрешить конфликт конструктивно значит устранить недостатки, причины конфликта.Это неизбежно совершенствует действующую социальную модель (производство,управление, распределение обязанностей). Постоянный поиск и разрешениепротиворечий на ранней стадии их возникновения — показатель большого мастерстваи мудрости социальной группы. Однако сделать это удаётся не всегда в силуразличных обстоятельств, прежде всего субъективного характера. И тогда конфликтпревращается в деструктивный. Причиной этому могут быть неправильные действиясубъектов конфликта, неспособность принять чужие взгляды, идеи, нежелание пойтина компромисс либо найти консенсус и т.п.
Таким образом, межгрупповойконфликт имеет сложную динамику и выполняет ряд важных функций, среди которых — не только мобилизация имеющихся у группы сил, средств, но и интеграция еёчленов на основе общей цели и т.д., и т.п. Например, в зависимости от выбранныхсредств и поставленной цели, конфликт может нести как конструктивную, так идеструктивную функцию.
В реальной жизни не всегда исходконфликта отвечает соображениям справедливости и законности, и даже неверновыбранная методика его преодоления может разрушить высокоразвитую организацию,которая могла бы иметь большой потенциал для дальнейшего развития. В истории человечествачасто бывало так, что более развитую цивилизацию уничтожали дикие племена. Сэтой точки зрения, в наши дни без серьезной социально-философской подготовки ииспользования конфликтологических знаний невозможно рассчитывать на успешноепреодоление все вновь и вновь возникающих глобальных и локальных противоречий.
Глава 2 Философия и практика медиации и ее значениедля разрешения конфликтов2.1 Медиация: социально-исторический аспект
В соответствии со взглядамисовременного российского учёного Савчука Валерия Владимировича, которыйзанимается проблемами медиафилософии, медиа — это нечто, находящееся посередине, то есть некое промежуточное состояние, занимаемое между двумя илинесколькими субъектами. В современном мире «медиа» внедрено в большоеколичество понятий и категорий: медиареальность, медиакультура, медиаобщение. Инымисловами, понятие и категория посредничества вышло за рамки своегопервоначального значения и стало самостоятельным социально-философскимфеноменом.
В своей работе я делаю упор намедиацию в разрешении конфликтов и преодолению конфликтных ситуаций. Такимобразом, категория «медиация» используется как активная практика,сущность которой нуждается в определении и осмыслении. По словам В.В. Савчука,медиапространство из посредника становится средой, которая переводитсимволическую и знаковую информацию на язык, понятный другой стороне. Какследует из первой части моей работы, именно коммуникация, нахождение общегоязыка является необходимым шагом на пути к разрешению конфликта.
Понятие «медиация» происходитот латинского «mediare» — «посредничать». Данный термин напротяжении столетий широко использовался применительно к дипломатам, а такжесторонам, которые действуют в интересах другого человека или социальной группы.Однако с ходом времени значение данного термина существенно изменилось. В СШАпонятие «медиация» активно употребляется с 70-х годов, примерно стого же времени оно активно используется в Западной Европе (Франции, Германии,Италии).
Медиация — это участие вконфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всехконфликтующих участников. Если описать деятельность медиаторов в двух словах,то они ведут процесс выяснения всех обстоятельств конфликта, проблемы.
При этом медиатор делает всевозможное — из этого и состоит технология медиации — чтобы позиция и за нейстоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были озвученыи учтены, затем были услышаны и поняты всеми, аргументы отработаны, и, наконец,выработано общее решение — выход из конфликтной ситуации, который устроит всестороны. В этом заключается, например, отличие медиации от судебного решенияконфликта. Если однозначное решение спорного вопроса в чью-то пользупредполагает наличие обиженной стороны, то медиация помогает удовлетворитьинтересы всех сторон.
Стоит отметить, что подобнойдеятельностью в развитых странах занимаются только на профессиональной основе, акруг решаемых при этом вопросов достаточно широк, начиная от политическихпроблем, касающихся всего общества, заканчивая конфликтами по поводу выплаткомпенсации при сокращении работников на производстве, то есть частными деламии др.
Медиация является специфическимспособом разрешения любых конфликтов в силу целого ряда особенностей, таких какзащита интересов каждого участника, ориентировка на нахождения согласия, учётдинамики человеческих взаимоотношений.
Как утверждает российскийспециалист в области медиации, Г. Похмелкина, «медиация даетцивилизованные и гуманные средства восстановления нарушенной способностиграждан к мирному сосуществованию» [16, c.4-6]. Можносогласиться с тем, что когда в конфликт вмешивается третье, незаинтересованноелицо (уже после того, как непосредственные субъекты конфликта исчерпали всесвои ресурсы), это помогает сохранить большинство накопленного положительногоопыта предконфликтной коммуникации.
В наши дни во многих странахЕвропы и в Соединённых Штатах Америки уже действуют центры медиации, а самапрофессия медиатора является достаточно престижной и популярной. В рамках этойновой профессии специалистами обсуждается вопрос: что можно отнести к медиации,помимо сложившейся к этому времени ее классической формы. Анализ показывает,что некоторые виды посредничества при разрешении конфликтов причислять кмедиации было бы неправильно, потому что при этом не соблюдаются правиламедиации. Кристоф Бесемер в книге «Практика медиации. Опыт США» следующимобразом характеризует развитие медиации в США за последние 20-30 лет, называяосновные сферы применения медиации:
Судопроизводство (применительнок искам по незначительным денежным суммам, бракоразводным процессам и ввопросах раздела имущества);
социальная работа волонтёрскихцентров (часто с неоплачиваемой работой ее сотрудников), занимающихсякоммунальными конфликтами и конфликтными ситуациями между гражданами данногосообщества в сотрудничестве с региональными судебными органами, полицейскимиучастками и церковью;
частная практика и семейныеконсультации, центры по делам молодежи и т.п., которые занимаются разрешениемсемейных конфликтов;
урегулирование трудовых иэкономических конфликтов (отношения, которые решать в судебном порядке сторонамконфликта невыгодно);
различные уровни политики (приразрешении деликатных конфликтов между различными этническими, национальными,культурными общностями, при разрешении конфликтов между трудовыми коллективами,корпорациями и т.д.).
В странах США и Западной Европыпрактика медиации на протяжении уже нескольких десятилетий используетсядостаточно широко. Она стала особой профессией, для работы в которой нужноиметь не только юридическое, но и психологическое образование.
Открытым, однако, остаётсявопрос, почему именно данная методика разрешения конфликтов получила такуюпопулярность. Как мне представляется, наиболее вероятно, что основная причинапопулярности медиации заключается, как в её эффективности и соответствиидиалектической европейской ментальности. В самом деле, при медиации уважаютсяправа каждой стороны, что соответствует идеям гуманного и демократического развитияобщества [17, c.44-46].
Практика медиации являетсяперспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различногоуровня и должна иметь широкое распространение в социуме, поскольку она — атрибутгражданского общества. Её содержание заключается в том, что практически любойконфликт может решить третья сторона, заинтересованная в самом факте такогоисхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых впротиворечие. Иными словами, она получает вознаграждение за результат, а не засам факт своих действий.2.2 Условия использования, границы и цели медиации
Несмотря на кажущуюся простотуиспользования, проведение медиации требует наличия определённого количестваусловий. Во-первых, конфликт должен достигнуть той стадии, когда его уженевозможно разрешить без привлечения постороннего лица, то есть медиатора. Инымисловами, все инструменты дипломатического исхода должны уже быть исчерпаны. Во-вторых,все стороны конфликта должны иметь мотивацию, то есть желание привлекатьмедиатора. Учитывая, что в хозяйственных и имущественных спорах в западныхстранах данная услуга платная, не каждая сторона согласится привлекать третьюсторону, предпочитая традиционное обращение в суд.
Таким образом, можно вывеститретье необходимое условие для применения практики медиации — высокое социокультурноеразвитие сторон конфликта. Они должны обладать определённым нравственным икультурным потенциалом, чтобы понимать: худой мир лучше доброй войны. Инымисловами, прибегать к насильственным способам разрешения конфликта неприемлемо [18,c.47].
В зарубежной литературе также указываютсяи другие необходимые условия для успешного использования медиации. Среди них — ответственностьза самого себя у каждого участника; принципиальная готовность к соглашению; готовностьпринять несогласие другой стороны и др. Медиация, однако, не всесильна. Здесьследует отметить, что существуют мнимые конфликты, когда одна или несколькосторон не заинтересованы в его преодолении. Такие конфликты не могут бытьразрешены в силу отсутствия противоречия между сторонами и выполняют совершеннодругие функции [19, c.32].
Обобщая вышесказанное, отмечу,что для применения медиации отношения между сторонами должны быть сохранены, атакже необходимо существование стремление к разрешению конфликта. На мойвзгляд, остальные условия использования практики медиации можно отнести ковторостепенным, а с помощью медиатора всегда предпринимается попытка установитьистинные причины конфликта и предложить все возможные варианты его разрешения.
Использование практики медиации,помимо определённых условий, предполагает ряд ограничений, то есть своего роданеобходимых действий для применения. К ним можно отнести добровольность; наличиепозиций у сторон конфликта (то есть, ни одна сторона не самоустраняется отпоиска выхода из конфликта); запрет на применение насильственных иодносторонних действий. В то же время, медиация предполагает свободный выход издиалога на любой стадии своего использования, отказ от других инструментовурегулирования конфликта (судебное производства) до выхода из диалога.
Удивительно, но факт — несмотряна кажущуюся утопичность такой практики, её применение достаточно широко. Развитиеи использование медиации возможно только при соблюдении всех необходимыхусловий и формальностей, в рамках границ, заявленных медиаторами. При этом должнопреобладать не стремление победить противоположную сторону любой ценой иунизить её, но именно найти выход из сложившегося положения.
Раскрытие условий для применениямедиации было бы неполным, если не упомянуть цели, ради которых данная практикаприменяется. Первой и самой важной целью использования медиации можно считатьналаживание опосредованного диалога между сторонами конфликта. Медиаторсглаживает и устраняет языковые и иные коммуникационные барьеры, переводяразличную информацию в ту плоскость, которая понятна другой стороне и неявляется для неё унизительной.
Ещё одной важной цельюиспользования медиации является ее результат. Результат — это конкретноесоглашение, которое устраивает все стороны конфликта. Субъекты конфликтаоставляют за собой право не принять данное решение и отказаться от егоисполнения, если оно им не подходит.
Однако, если конфликт достаточносложный (к примеру, межэтнический либо религиозный), то не только само егоразрешение будет являться целью использования медиации. Немаловажным будетявляться положительная динамика улучшения отношений между сторонами конфликта. Каждыйучастник должен быть услышан, и все остальные стороны должны относиться к немус уважением. Это помогает остановить дальнейшее распространение конфликта, тоесть препятствует его эскалации.
Немаловажной целью использованиямедиации будет являться дальнейший поиск решения конфликтной ситуации дажепосле достижения соглашения. Соглашение всегда может быть пересмотрено,поскольку является добровольным, в отличие от судебного решения.
Подводя итоги, хочу отметить,что для успешного использования медиации необходимо наличие определённыхусловий (добровольность, отказ от односторонних и насильственных действий),целей и границ использования. Медиация возможна только тогда, когда естьрешение, удовлетворяющее все стороны конфликта.
Добровольность использованияявляется залогом возможного прекращения поиска выхода из конфликта по решениюодной из сторон, уважительное отношение к сторонам конфликта помогает избежатьконфликтных ситуаций в будущем.
Поскольку в нашей стране идетнепрекращающаяся работа по формированию гражданского общества, постольку утеории и практики медиации в нем имеются большие перспективы, изучение которыхможет быть предметом самостоятельного исследования.
Заключение
Построение сильной ипроцветающей Беларуси — магистральная линия развития нашего общества. Движениев этом направлении возможно лишь на путях укрепления эффективностиобщественного производства, совершенствования гражданского общества, освоенияновых форм разрешения социальных конфликтов. Последнее, в свою очередь,невозможно без обращения к социально-философским, а также конфликтологическим,политологическим, правовым и др. научным представлениям о природе конфликта,его типах, структуре, элементах, функциях, динамике и особенностях разрешения.
Проведенный мною анализ показал,что под конфликтом можно понимать такой вид явного или скрытого противостояниясоциальных субъектов, при котором стороны стремятся захватить ограниченныересурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Среди ресурсов, закоторые в ходе конфликта идет борьба находятся деньги и власть, престиж,авторитет, духовные и культурные ценности, взгляды и идеи и пр. Социальный конфликтв этом отношении является такой объективной необходимостью, с которой нужно небороться, но считаться, а также использовать в своих интересах.
Исследование показало, чтофизическое уничтожение либо нейтрализация одной из сторон конфликта неустраняет самой сути противоречий, которые приводят к возникновению конфликтнойситуации.
Вот почему на современном этаперазвития человечества должны преобладать ненасильственные способы разрешенияконфликтов, к которым можно отнести, например, поиск компромисса, консенсуса,согласия между враждующими сторонами [20,c.111].
Одной из новых и, к сожалению, досих пор остающейся в тени не только в нашей жизни, но и в науке формпреодоления конфликта является практика медиации.
Данная практика являетсяперспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различногоуровня. Данная практика — социальная технология и атрибут гражданскогообщества, саморегулирующейся системы взаимодействия, которая может и должнаполучить у нас широкое распространение. Вместе с тем, простое и механическоеперенесение практики медиации на нашу почву невозможно, и предполагаетпредварительное налаживание и сознательное проведение в сфере образования иуправления белорусским обществом сложной и кропотливой работы по формированию ивоспитанию команды медиаторов — такой стороны разрешения некоторого конфликта, котораябыла бы заинтересована в самом факте такого исхода конфликта, которыйудовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в него.
Еще одним социально-философскимусловием утверждения практики медиации в Беларуси является утверждениедиалектического отношения к конфликтам и конфликтным ситуациям, в соответствиис которым конфликт — позитивное явление, ведущее к развитию общества иосвобождению его от нежизнеспособных структур. Основанные на диалектике контрольи диагностика конфликтных ситуаций с помощью передовых социальных технологийдолжны стать залогом дальнейшего развития белорусского государства игражданского общества.
Список использованных источников
1.        Козер, Л. Функции социального конфликта // Американская социологическаямысль / Л. Козер. — Москва, 1996. — 732 с.
2.        Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф. — Москва,1988, 288 с.
3.        Каменков, В.С. Экономика и правосудие: Вопросы теории и практики / В.С. Каменков.- Минск: Харвест, 2006. — 688 с.
4.        Козер, Л. Функции социального конфликта. / Л. Козер. — Москва: Идеяпресс, 2000. — 205 с.
5.        Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология / Л.Н. Тимофеева. — 468 c.
6.        Кармин, А.С. Конфликтология. / Под ред.А.С. Кармина // Конфликтология. — Москва: 2003. — 320 с.
7.        Аттило, А.Г. Введение в теорию конфликтов. / А.Г. Аттило. Политология: вчераи сегодня Вып.3, М., 1991. С.152 — 372 с.
8.        Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Серия «Учебники иучебные пособия» / Д.П. Зеркин. — Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. — 480с.
9.        Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. / С.М. Емельянов. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. — 400 с.
10.     Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М.Бабосов. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 464 с.
11.     Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. — Минск: Амалфея, 2009. — 364 с.
12.     Крисберг,Л. Конфликты в современной России (проблемы анализаи регулирования) / Л. Крисберг — Москва: Эдиториал УРСС, 1999 — 186 с.
13.     Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Москва: Политиздат, 1990. — 431 с.
14.     Калашников, Д.В., Эфиров, С.А. Книжное обозрение // Социологическиеисследования. Апрель 2001. № 4. — 186 с.
15.     Семенова, Н.В. Классификация функций конфликтов в отечественной изарубежной общей и юридической конфликтологии / Н.В. Семенова. // Актуальныепроблемы теории правовой системы общества. Выпуск 3. — Ярославль, 2003. — 160 с.
16.     Мета Г., Похмелкина Г. Знакомство с теорией, методом и профессиональнымитехнологиями / Составители Г. Мета, Г. Похмелкина. — Москва: изд-во “VERTE”, 2004. — 320 с.
17.     Романенко М.А. Медиация как форма альтернативного разрешения правовыхконфликтов // Тенденции и противоречия развития российского права на современномэтапе: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза,2006. — 150 с.
18.     Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов,А.И. Шипилов. — Москва: ЮНИТИ, 1999. — 551 с.
19.     Турэн А. Социальные движения, революция, демократия / А. Турэн // Свободнаямысль. — 1991. — № 14. — 158 с.
20.     Маценов, Д.Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР //МЭиМО. — 1991. — № 8. — 263 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.