--PAGE_BREAK--
1.3. Основные проблемы использования
труда женщин.
Женщины активно участвуют в преобразованиях российской экономики, меняют формы своей трудовой активности. Основное социальное противоречие, сложившееся в сфере занятости россиянок, заключается в том, что, с одной стороны, рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности, независимости в выборе форм занятости. С другой стороны, в условиях перехода к рынку, женщины оказываются менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины. Женщины вынуждены не просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус, но и в большинстве случаев его снижать, становясь безработными, а затем переквалифицироваться, как правило, на формы занятости, не требующие ни образования, ни накопленных профессиональных знаний. Иными словами, женская экономическая инициатива повсеместно вступает в конфликт с социальной дискриминацией женщин, которая проявляется в сферах труда и занятости, политической и духовной жизни общества.
В основе социальной дискриминации женщин лежит их социальное неравенство с мужчинами. Следует признать откровенно: нигде в мире женщины в полной мере не достигли еще полного равенства с мужчинами в сфере занятости.
Однако в нашей стране трудности переходного периода значительно усилили дискриминационные тенденции. Сегодня женщины наиболее беззащитны и наименее конкурентоспособны на рынке труда. Эта ситуация сложилась в результате проводимой политики, которая строилась на всевозможных льготах, запретах и специальном регулировании, подчеркивающих особый, закрепленный законодательно статус женщины-матери, ответственной за рождение, уход и воспитание детей и обслуживание семьи. Экономически этот неблагодарный труд никогда не оценивался нашим государством. Государство же в лице работодателей рассматривает женщин, имеющих детей, в качестве вторичной рабочей силы и, исходя из наличия «личной жизни», предлагает им заниматься менее статусной и низкооплачиваемой работой.
В настоящее время, когда так важно успешное развитие экономики, необходимо, прежде всего, формирование нового типа работника — компетентного, активного, профессионального и мобильного, что в равной степени относится как к мужчинам, так и к женщинам. Этому будет способствовать развитие систем профориентации и психологической поддержки, профобучения и переобучения безработных граждан. Только ориентируясь на такие важнейшие направления активной политики занятости можно повысить конкурентоспособность и мобильность женщин на рынке труда.
Приватизация государственного сектора экономически отрицательно сказалась на положении работающих женщин. Именно государственные предприятия остаются для них основными работодателями. Условия занятости, оплаты женского труда здесь лучше. Разрыв между заработками мужчин и женщин в государственном секторе меньше, чем в частном.
Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации в бюджетной сфере.
По официальным данным, примерно треть руководителей предприятий различных форм собственности признают, что предпочитают при приёме на работу мужчин, а не женщин.
Дискриминация женщин существует повсеместно, независимо от форм собственности. Различия в том, что на госпредприятиях, например, ввиду их большей открытости, многочисленности персонала, обмена информацией между работницами, факты дискриминации становятся быстро и широко известными.
В частном же секторе работница находится в большей зависимости от работодателя – мужчины. Уровень социальной и правовой защищенности женщины от дискриминации в частном секторе значительно ниже, чем на государственных предприятиях. Существует более жестокая зависимость работницы от произвола начальника, безнаказанно нарушается трудовое законодательство.
На лицо факт социальной дискриминации женщин при приеме и увольнении их с работы в условиях расширяющейся безработицы, закрытия предприятий и сокращения штатов.
Расширился перечень категорий женщин, подвергающихся дискриминации по признаку пола. Это, прежде всего женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды.
Существует некоторая дискриминация выпускниц вузов, которых просто не берут на работу. Молодым женщинам-специалистам часто предъявляются требования, связанные не с профессиональными качествами, знаниями и умениями, а с чисто внешними характеристиками, причем об этом открыто пишется в рекламных объявлениях. Им ставятся условия, ограничивающие их права, например, не выходить замуж, не рожать детей в течение определенного времени.
Происходит дальнейшее вытеснение женщин из различных сфер деятельности, ранее традиционно им принадлежавших: банковского дела, страхования. Все это приводит к тому, что женщины часто вынуждены занимать рабочие места, не соответствующие их образованию, довольствоваться более низкой заработной платой без перспектив дальнейшего роста.
В наши дни женщины формально получили равные с мужчинами права. Общество юридически оформило и узаконило это равенство. Однако, структура современного общества до сих пор весьма патриархальна. В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола, которые переносятся на сферу занятости. В этих условиях проблема гендерной структуры рынка труда занимает особое внимание социологов, большое число научных публикаций посвящено данной тематике.
Понятие социального пола (gender) концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами.
Как отмечают многие социологи, формирование гендерной структуры рынка труда в значительной степени обусловлено влиянием традиционных стереотипов, присущих его основным субъектам: работникам и работодателям. В результате гендерного конструирования, осуществляемого участниками трудовых отношений, рабочие места разделяются преимущественно на мужские и женские, имеющие качественно разные оценочные характеристики.
Горизонтальная профессиональная сегрегация способствует замыканию женщин в низкооплачиваемых профессиях и отраслях. Основными сферами применения женского труда являются сфера услуг, образование, торговля и общественное питание, здравоохранение, наука и транспорт.
При вертикальной профессиональной сегрегации действует стереотип женских профессий: представление о женских карьерах формируется в сравнении или противопоставлении с мужскими карьерами, в сравнении или противопоставлении с личной жизнью и семьей.
Неравные возможности женщин и мужчин на рынке труда и закрепление женщин в низкооплачиваемых профессиях и отраслях являются фактами несоблюдения норм трудового законодательства. С ситуациями не соблюдения трудовых норм женщины сталкиваются довольно часто, однако они не интерпретируют эти не правовые ситуации как нарушение своих законных прав. Не только государство, устанавливая неадекватную политику заработной платы, фактически воспроизводит и закрепляет социальные предрассудки о дешевизне женского труда, но и сами женщины.
В исследованиях вопросов мотивационных факторов трудового поведения женщин и мужчин отмечается закрепление социальных предрассудков о дешевизне женского труда. Условия труда, режим работы (предпочтительно – гибкий график и неполное рабочее время) и доходность рабочего места – основные характеристики, образующие векторы стратегии занятости женщин, тогда как для мужских стратегий главным является размер заработной платы и карьерный рост. Система надбавок за тяжесть и вредность условий труда рассматривается женщинами как наиболее реальная возможность увеличения их заработков. Это ведет к закреплению значительной части женщин на работах с неблагоприятными условиями и ограничивает возможности повышения заработной платы. Однако следует отметить, что группы женщин в условиях острой нехватки средств переходят в более высокооплачиваемые сегменты занятости вопреки сложившейся практики полового разделения труда.
Еще одна сюжетная линия – гендерные особенности проблемы безработицы. Средне статистический безработный – это квалифицированный работник среднего возраста, имеющий профессиональное образование. Гендерный дисбаланс незначителен. В России вероятность попадания в ряды безработных для мужчин и женщин практически одинакова. Большинство безработных составляют женщины, ориентирующиеся на поиск работы через службы занятости с одной стороны и пособия по безработице в качестве специфической формы вспомоществования с другой. Гендерный дисбаланс очевиден при рассмотрении продолжительности безработицы: лидерство женщин по уровню долговременной безработицы. Таким образом, вышесказанное позволяет говорить о гендерной диспропорции рынка труда, воспроизводстве гендерного неравенствав сфере труда.
Несмотря на более быстрый, чем среди мужчин, рост уровня образования, большинство женщин по прежнему испытывают ограничения профессиональных возможностей и заняты на традиционно «женской» работе (учителя, младшие медработники и т.п.), как правило, менее оплачиваемой. Даже имея диплом колледжа, женщина зачастую получает заработок меньший, чем мужчина, окончивший школу.
Отношение заработной платы женщин к заработкам мужчин остается одним из самых дискриминационных не только в России. Однако важным фактором ослабления дискриминации женщин в оплате труда может стать возрастание их образовательного уровня, что повлечет за собой усиление позиций женщин на рынке труда и позволит им все чаще вторгаться в традиционно «мужские», более высокооплачиваемы сферы. В то же время некоторые факторы, способствующие росту трудовой занятости и укреплению позиций женщин в сфере труда, зачастую приводят к усилению их профессиональной сегрегации. Деление на профессии, среди представителей которых преобладают женщины, и профессии, в которых доминируют мужчины, обозначают термином ‘‘профессиональная сегрегация’’.
Так, интенсивное развитие сферы услуг увеличивает использование труда женщин, одновременно ограничивая их деятельность весьма узким кругом профессий. Развитие новых видов деятельности, внедрение новых технологий и нетрадиционных форм организации труда позволяет шире использовать труд женщин, предоставляя им возможность работы на дому, неполный рабочий день, по гибкому графику. Но эти же факторы, ставшие поначалу весьма притягательными для женщин очень быстро обернулись для них лишением социальных льгот, страховых и прочих преимуществ, распространяющиеся на полный рабочий день, а для некоторых — и социальной изоляции.
Как и многие другие общемировые тенденции, рост трудовой активности женщин, концентрация женской занятости в отраслях сферы услуг, формирование системы «привилегий» для работающих женщин и некоторые другие специфические для женского труда черты, приобрели в России гротескный характер. Массовый приток женщин в общественное производство в послевоенные десятилетия привел к рекордно высокому в сравнении с другими странами уровню занятости российских женщин: к началу он составил 84%, а в предыдущие годы — 90%. При этом исключительной характеристикой женской занятости в России является чрезвычайно высокий образовательный уровень, однако это не послужило для женщин лифтом экономической мобильности. Несмотря на законодательно закрепленное право на равную оплату за равный труд, работающие россиянки по оплате труда занимают ущемленное положение.
В одной и той же отрасли занятости, практически повсеместно в силу различий в профессиональном статусе и квалификационном уровне, женщины, как правило, получают меньшую зарплату.
Еще одна отличительная особенность занятости женщин использование их труда в отраслях материального производства, в том числе на работах, связанных с тяжелым и неквалифицированным трудом. Среди работников промышленности, испытывающих в процессе труда физические перегрузки, каждый пятый — женщина. Почти половина работниц в промышленности трудится в тяжелых, вредных и особо тяжелых условиях.
Несмотря на запреты использования женского труда в ряде областей, считающихся особо вредными по медицинским соображениям, женщины продолжают там работать, а так как запрет распространяется не только на занятость, но и на образование и профессиональную подготовку, позволяющую работать по этим специальностям, женщины работают здесь без соответствующей подготовки и квалификации и за меньшую зарплату.
Таким образом, разработанные меры, которые создали для женщин множество «привилегий» и «льгот» в форме отпусков, пособий, а также ограничений занятости на вредных производствах реализовывались весьма избирательно, но само их существование способствовало удлинению естественных периодов прерывания занятости, ограничению трудовой мобильности, профессионального и квалификационного роста работающих женщин, а также снижению возможностей реализации уже полученных ими знаний и приобретению опыта. В условиях становления рынка труда эти льготы стали еще и препятствием для трудоустройства и сохранения места работы. Предприятиям, находящимся в стадии экономических преобразований, стало невыгодно, а зачастую просто не под силу брать на себя такую социальную ответственность. И хотя согласно ст.16 Кодекса законов о труде РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу в зависимости от пола, фактически около трети руководителей предприятий различных форм собственности признают, что отдают предпочтение мужчинам, а на каждом шестом обследованном предприятии выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин.
Оказавшись менее конкурентоспособными на рынке труда, женщины стали гораздо более интенсивно, чем мужчины лишаться рабочих мест.
Таким образом, несмотря на особенно сложное положение, в котором находятся российские женщины, испытывающие специфические трудности в сфере труда, во многом повторяющие общемировые, и одновременно вынужденные адаптироваться к принципиально новым экономическим и социальным отношениям, усиливается ориентация россиянок на общественное производство.
Антидискриминационные и правоутвердительные действия в России дали, безусловно, положительные результаты, способствуя смягчению традиционных форм гендерного неравенства, но укоренившиеся подходы к общественной и экономической роли женщин изменить куда сложнее. Даже некоторые привилегии, разработанные, как думалось, во благо женщин, могут создать на практике опасность для действительного неравенства на рыке труда. Так что дискриминационная практика в отношении женского труда, имеющая столь длительную историю, претерпевая существенные ограничения, приобретает в новых условиях иные, гораздо более замаскированные формы.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что для претворения в жизнь многочисленных статей нашего законодательства, запрещающих дискриминацию по признаку пола в сфере труда, в наибольшей степени нам недостает системы действенного контроля за соблюдением законодательных норм. Формирование такой системы способствовало бы росту конкурентоспособности женщин в период становления рынка труда и равенству их возможностей, как к тому стремится мировое сообщество.
Ущемление женщин в сфере труда и занятости имеет целый ряд отрицательных социальных последствий. Разделение по признаку пола в профессиональных сферах, медленное развитие женского предпринимательства, “вымывание“ женщин из сферы управления и властных институтов, — все это ухудшает положение женщины в обществе, снижает её социальный статус.
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕНСКОГО ТРУДА НА ООО «ИНСТРОЙ ТЕХНОЛОДЖИ».
2.1. Характеристика деятельности
ООО «Инстрой Технолоджи» и его основные технико-экономические показатели.
ООО «Инстрой Технолоджи» было организовано и соответствующим образом зарегистрировано 15 апреля 2002 года. ООО «Инстрой Технолоджи» является юридическим лицом и действует на основании Устава, Учредительного договора и законодательства РФ.
Место нахождения и юридический адрес предприятия: Российская Федерация, Московская область, г.Чехов, ул.Гагарина.
Целью создания общества было осуществление коммерческой, торговой деятельности, оказание сервисных услуг и получение прибыли.
Основную функцию управления выполняет генеральный директор, в подчинении которого исполнительный директор отдела “Окна ПВХ”, исполнительный директор отдела “Кухни Авангард”, исполнительный директор отдела “Супермаркет дверей”, главный бухгалтер, секретарь. Каждому из данных руководителей, в свою очередь, подчинены специалисты и рабочие соответствующего профиля и отдела. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением, на правах отдела подчиняется главному бухгалтеру, необходима для организации учета финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета.
Организационная структура Общества кратко представлена на рисунке можно заметить, что она является линейно-функциональной.
Генеральный директор
Гл. Исп. директор Исп. директор Исп. директор Секретарь Уборщицы
Бухгалтер Окна ПВХ «Авангард- «Супермаркет
мебель» дверей»
бухгалтер- ст. менеджер технолог администратор
кассир
бехгалтер менеджер конструктор бригада
по материалам по монтажам (2)
ст. дизайнер
начальник замерщик
снабжения дизайнер(7)
Начальник водитель
производства
экспедитор
распиловщик(3) кладовщик
лекальщик менеджер(5)
сборщик(8)
кромщик(2)
водитель-
экспедитор(2)
охранник
Анализ основных технико-экономических показателей представлен в таблице 1. проанализируем ее и сделаем выводы.
№ п/п
Показатели
Единицы измерения
Годы
Темпы роста
2006
2007
2008
Абс. 2006 к 2005г
%
Абс. 2007 к 2006г
%
Абс. 2008 к 2007г
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг)
Тыс. руб.
90610,66
101945,21
160888,40
11334,55
12,5
70277,74
77,56
58943,19
57,82
2
Затраты на производство продукции
Тыс. руб.
90622,34
92886,83
101964,38
2264,49
2,5
11342,04
12,52
9077,55
9,77
3
Прибыль (убыток) от продаж
Тыс. руб.
-11,68
9058,38
39919,32
90070,06
-771148
39931
-341875
-50139,1
-55,67
4
Производительность труда
Тыс. руб./чел
1709,635
1745,676
1778,675
36,041
2,1
69,04
4,03
32,999
1,89
5
Среднесписочная численность рабочих
Чел.
58
51
55
5
9,43
-2
-3,77
-7
-12,07
6
ФОТ
Тыс. руб.
2272,000
1841,276
2753,462
-430,724
-18,9579
481,462
21,19
912,186
49,54097
7
Среднегодовая з/п одного работника
Тыс.руб.
42867,93
31746,14
53989,47
-11121,8
-25,94
11121,54
25,95
22243,33
70,07
8
Стоимость основных фондов (среднегодовая)
Тыс. руб.
87805,86
88489,40
86912,41
683,54
0,78
-893,45
-1,02
-1576,99
-1,78
9
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток)
Тыс. руб.
-802,38
-2633,00
710,43
-1830,62
228,15
1512,81
-188,54
3343,43
-126,98
10
Фондоотдача
Руб.
1,03
1,15
1,85
0,12
11,85
0,82
79,72
0,69
60,68
11
Фондовооруженность
Тыс. руб.
255,99
166,65
240,75
-89,34
-34,9
-15,24
-5,95
74,1
44,46
12
Рентабельность
%
0,15
-2,58
0,19
-2,73
-1820
0,04
26,67
2,77
107,36
Из анализа таблицы 1 видно, что за последние два года работы ООО «Инстрой Технолоджи» улучшило технико-экономические показатели своей деятельности. В частности, выручка от реализации продукции выросла на 70277,74 тыс. руб., что составило 77,56%. Рост объема выручки произошел, в частности, в связи с ростом производительности труда: производительность труда выросла на 69,04 тыс.руб./чел., что составило 4,03%. Растет эффективность использования основных фондов предприятия: фондоотдача выросла на 79,72%. Соответственно растет и среднегодовая заработная плата рабочих и фонд оплаты труда. Показатели роста составили 70,07 % и 49,54 % соответственно.
Также выросла и рентабельность оборота – на 26,67 % и объем чистой прибыли – на 3343,43%. Такое увеличение прибыли в 2007 г. можно объяснить тем, что за анализируемый период лишь только 2007 г. стал для предприятия безубыточным. В 2007-2008 предприятие несло убытки от своей деятельности и находилось в кризисном положении.
Негативные последствия кризиса еще не ликвидированы полностью об этом говорит снижение показателя фондовооруженности – на -5,95%, а также постоянное увеличение затрат на производство продукции – по сравнению с 2006 годом затраты выросли на 9,77% или на 9077,55.
Таблица 2
Финансовые показатели деятельности предприятия ООО «Инстрой Технолоджи» за 2006-2008г. Г.
Показатели
Темпы роста
2005
2006
2007
Абс.
2005
к 2004
го
%
Абс.
2006
к 2004
году
%
Абс.
2006
к 2005
году
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Коммерческие
расходы
Тыс. руб.
5642
9707
19004,71
4065
72,05
13362,71
136,84
9297,71
95,78
2
Дебиторская
задолженность
Тыс. руб.
320,92
200,64
100,89
-120,28
-37,48
-99,75
-49,72
-220,03
-68,56
3
Кредиторская
задолженность
Тыс. руб.
10000,00
12236,95
28078,21
2236,95
22,3695
15841,26
129,45
18078,21
180,7821
4
Доходы от
участия в других организациях
Тыс. руб.
4,48
346,32
0,00
341,84
7630,357
-346,32
-100
-4,48
-100
5
Прочие операционные
доходы
Тыс. руб.
467,16
927,81
1142,41
460,65
98,61
214,6
23,13
675,25
144,54
6
Прочие операционные расходы
Тыс. руб.
92,76
776,07
1278,27
683,31
736,64
502,2
64,71
1185,51
1278,04
7
Внереализаци
онные доходы
Тыс. руб.
212,81
230,25
377,43
17,44
8,2
147,18
63,92
164,62
77,36
8
Внереализаци
онные расходы
Тыс. руб.
472,98
585,37
661,91
112,39
23,76
76,54
13,08
188,93
39,95
Данные таблицы 2 говорят о непомерном росте коммерческих расходов в 2007 году. Отрицательным в финансовой деятельности предприятия является снижение дебиторской – на -49,72% и рост кредиторской задолженности – на 129,45%.
Положительной тенденцией является то, что рост внереализационных доходов – они выросли на 63,92%, превышает рост внереализационных расходов – они выросли на 13,08%.
По прочим операциям доходность выросла на 23,13 %, а расходы по прочим операциям выросли на 64,71%. Это говорит о том, что прибыль от прочих операций растет медленно, тем более, вопрос о прибыльности таких операций под вопросом, так как в 2008 г. расходы по прочим операциям превысили доходы на 1278,27-1142,41= 135,86 тыс. руб.
Таким образом, в результате анализа технико-экономических показателей и результатов от финансовой деятельности предприятия можно сделать следующий вывод: несмотря на неустойчивое финансовое положение, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Инстрой Технолоджи» улучшаются, намечается тенденция выхода предприятия из финансового кризиса.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Анализ трудового коллектива и
социально-демографические характеристики женщин на ООО «Инстрой Технолоджи».
По состоянию на 31 декабря 2008 года среднесписочная численность сотрудников составляет 55 человек. Для эффективного управления создана организационная структура предприятия. Рабочий день с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед 1 час составляет фактически 8 часов. График работы административных служащих пять дней через два — стандартная пятидневка. График работы торговых залов скользящий четыре через два.
Таблица 3.
Динамика структуры персонала ООО «Инстрой Технолоджи» за
2007-2008 г.г, чел.
Наименование показателя
2007
2008
Абсолютный прирост к предыдущему году, чел.
Темп роста к предыдущему году, %
Среднесписочная численность работников всего,
в том числе:
51
55
4
107,84
руководителей
4
5
1
125
специалистов
19
21
2
101,53
рабочих
26
26
0
-
служащих
2
3
1
150
Среднесписочная численность персонала ООО «Инстрой Технолоджи» в 2007 году составила 51 человек, при этом в 2008 она увеличилась на 4. В 2008 году, в связи с появлением нового подразделения, численность коллектива увеличилась на 4 человека, из них 1 руководитель, 2 специалиста и 1 служащий. В 2008 темп прироста численности работающих составил 7,84%, специалистов 1,53%, служащих 50%, руководителей 25%. В 2008 году количество работников составило 55 человек. При этом количество служащих увеличилось на 1 штатную единицу, специалистов на 3 человека, руководителей на 1 человека а количество рабочих осталось неизменным
Тенденция двух последних лет говорит о возрастании роли творческого потенциала в работе над техническим. Это связано с периодическим обновлением техники, высвобождающей рабочую силу и стремлением руководства предприятия к диверсификации производства – то есть к внедрению новых видов продукции, оригинальных, технически новых, новых по дизайну для увеличения реализации продукции, пользующейся реальным спросом на рынке. Предприятие постепенно уходит от шаблонов и стремится к освоению новой продукции на рынке, которая в дальнейшем может обеспечить предприятию больший процент прибыли.
Также проведем анализ структуры персонала за 2008 год по половозрастному признаку, по уровню образования, по стажу работы и сделаем необходимые выводы.
Таблица 4.
Анализ структуры персонала по половозрастному признаку в 2008г, чел.
Данные таблицы 4 говорят о том, что женщины в структуре персонала занимают значительную долю — 40%, что требует от руководства предприятия особого отношения к условиям работы коллектива. В основном, это женщины до 25 лет, т.е. выпускницы учебных заведений, и, скорее всего, далеко не все имеющие семью или детей. Это говорит о том, что руководство компании не смущает отсутствие опыта работы, а так же обращает внимание только на трудовые качества женщин. Самую большую долю коллектива занимают мужчины в возрасте от 30 до 35 лет их 8 человек. Заметим, что 3 девушки работающие по специальности были устроены почти без опыта работы, что располагает к принятию мер по повышению их квалификации.
Также 3 из сотрудниц находятся в предпенсионном возрасте, а 1 женщина уже вышла на пенсию и продолжает трудиться. Можно сделать вывод о том, что руководство дорожит ценными кадрами и не стремится с ними расставаться.
Таблица 5.
Анализ численности персонала по уровню образования на 2008 г, чел
Образование
Мужчин
(чел)
Уд. вес,%
мужчин
Женщин
(чел)
Уд. вес,%
женщин
Всего
Уд. вес,%
общий
Среднее
2
100
-
-
2
4
Средне-специальное
18
78
5
22
23
42
Высшее неоконченное
1
25
3
75
4
7
Высшее
12
46
14
54
26
47
Итого
33
-
22
-
55
100
Наибольшая половина работников окончили (47%) или обучаются в вузах (7%) в настоящее время, что говорит о достаточно высоком интеллектуальном потенциале коллектива предприятия. Доля работников предприятия имеющих среднее специальное образование = 42%. Преобладает количество мужчин со средне-специальным образованием 18 человек, когда женщин всего 5 человек. Имеют только среднее образование – 2 работника -это мужчины, что составляет 4%, в числе женщин таких нет. 54% женщин и 46 % мужчин фирмы имеют высшее образование. Женщин, имеющих высшее образование на 4 человека больше, в том числе неоконченное. Неоконченное высшее имеет один мужчина и 3 женщины.
В целом, по данным таблицы 5 можно сделать вывод о том, что уровень образования женщин в ООО «Инстрой Технолоджи» выше.
Таблица 6.
Анализ женского коллектива по возрасту и семейному положению
в 2008 г, чел.
Возраст,
лет
Семейное положение женщин, чел.
Всего,
чел.
не замужем
Не замужем, с ребенком
Замужем
Замужем,
с ребенком
Вдова с ребенком
до 25
5
-
4
1
-
10
25-30
-
-
-
2
-
2
30-35
-
1
-
1
-
2
35-40
1
-
-
1
-
2
40-45
-
-
-
-
1
1
45-50
-
-
-
1
-
1
50-55
-
1
-
2
-
3
свыше 55
-
-
-
1
-
1
Всего, чел
6
2
4
9
1
22
Всего, %
27
9
18
41
5
100
Из таблицы 6 можно увидеть, что основная часть женского коллектива 41% в возрасте от 20 до 56 лет замужем и имеют 1 и более детей. 18% составляют замужние девушки без детей до 25 лет. Не замужем 27% женщин, что составляет 5 человек до 25 лет и 1 в возрасте от 35 до 40 лет. Особое место занимают женщины с детьми и, находящиеся по какой- либо причине, не замужем, их в сумме 14%, то есть 3 человека. Причем, одна из них вдова с двумя детьми. Так же стоит отметить, что двоих детей имеет одна из бухгалтеров в возрасте от 50 до 55 без мужа. Остальные женщины имеют по одному ребенку. Следует отметить, что 3 женщины не так давно вышли из декретного отпуска.
Отметим, что трое сотрудниц недавно вышли из декретного отпуска и порядком утратили наработанный опыт, стоит обратить на это внимание и провести обучающие семинары или тренинги.
Таблица 7.
Анализ соотношения категории работников и возраста за 2008 г, чел.
Возраст
Мужчины
Женщины
рук.
спец.
раб.
служ.
рук.
спец.
раб.
служ.
до 25
-
-
1
-
-
10
-
-
от 25 до 30
-
3
3
-
-
2
-
-
от 30 до 35
-
-
8
-
-
2
-
-
от 35 до 40
-
-
5
1
1
1
-
-
от 40 до 45
-
-
2
-
1
-
-
-
от 45 до 50
1
1
3
-
-
1
-
-
от 50 до 55
1
-
2
-
1
1
-
1
свыше 55
-
-
2
-
-
-
-
1
Итого:
2
4
26
1
3
17
-
2
По данным таблицы 7 видно, что 17 женщин из 22 специалисты, 3 руководителя и 2 являются служащими, т.е работниками преимущественно умственного труда и работают в офисе. Мужчин, работающих в офисе всего лишь 7 человек, из них 1 служащий, 4 специалиста и 2 руководителя. Остальные 26 рабочие находятся непосредственно на базе. Среди женщин рабочих нет. Большая часть рабочих мужчин находится в возрасте от 30 до 40 лет. Основная физическая нагрузка лежит на мужчинах наиболее трудоспособного возраста до 40 лет. Большая часть женщин-специалистов в возрасте до 25 лет, что говорит о том, что руководство поддерживает и приветствует молодых специалистов.
Руководители-женщины находятся в возрасте от 35 лет и более, это свидетельствует о том, что руководящие должности занимают женщины с наибольшим опытом работы. Отметим, чти одна женщина с высшим техническим образованием, сравнительно недавно, находится в должности исполнительного директора и требует повышения квалификации. Все женщины и 7 мужчин, из них 3 возраста после 45 лет, 3 до 30 лет и один 35-40 лет, трудятся в офисе и не подвергаются чрезмерным физическим нагрузкам.
Таблица 8.
Анализ численности персонала по сроку работы на 2008 г, чел.
Стаж, лет.
мужчины
У.в. в общей числ-ти мужчин, %
женщины
У.в. в общей числ-ти женщин, %
У.в. в общей численности, %
до 1 года
1
3
4
18
9
от 1 до 3
22
67
9
41
56
от 3 до 6
10
30
9
41
35
Итого:
33
100
22
100
100
По стажу работы коллектив относительно стабилен. Большая часть работников – это 56%, работают на предприятии от 1 до 3 лет. С момента основания работает 35% это 10 мужчин и 9 женщин. Основная часть мужчин 67 % работают около 3 лет. Число женщин, проработавших более 3 лет, и женщин, проработавших от 1 до 3 лет равно и составляет 41 %. Наименьшую долю, 5 человек, составляют работники, проработавшие на предприятии около 1 года – 9 % .
Таким образом, проведя анализ структуры персонала можно сделать следующие выводы:
1. Структура персонала предприятия растет в сторону увеличения не численности персонала, а в сторону улучшения его качества, его трудового и интеллектуального потенциала.
2. На предприятии сложился весьма устойчивый коллектив, работников работают на предприятии практически со дня основания (35%), что говорит не только об уверенности работников в стабильном положении предприятия, не только о сформировавшейся корпоративной культуре на предприятии, но и о создании приемлемых условий работы сотрудников.
3. Женщины составляют, чуть ли не половину всего коллектива (40%), что налагает на руководство предприятия заботу о созданий приемлемых условий для работы коллектива.
2.3. Анализ организации условий женского труда на
ООО «Инстрой Технолоджи».
Санитарные правила и нормы определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях ораны их здоровья и распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин.
Целью документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенических безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса.
Для практически здоровых женщин на всех предприятиях должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда, которые характеризуются такими факторами среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.
Особая охрана труда женщин — это предоставление им трудовых льгот. Необходимо защищать физиологические особенности женского организма, его материнской детородной функции от производственного вреда, для получения здорового потомства. Согласно Трудовому Кодексу РФ нельзя допускать женщин к следующим видам работы, даже если женщина настаивает на выполнении этих работ:
- работы с тяжелыми условиями труда;
- работы с вредными условиями труда.
Проведем анализ условий работы женщин на предприятии ООО «Инстрой Технолоджи».
Женский коллектив предприятия работает в офисе организации.
Офис организации ООО «Инстрой Технолоджи» находится в подвальном помещении, что уже само по себе требует дополнительных работ по созданию нормальных условий труда, так как в помещениях подобного типа зачастую присутствует повышенная влажность воздуха, отсутствие достаточного притока свежего воздуха, практически отсутствует естественное освещение.
Офис разбит на несколько блоков помещений, в данной работе будут рассмотрены дирекция, бухгалтерия и отдел дизайна и конструкции. Дирекция располагается в глубине помещения офиса, она рассчитана на достаточно большое количество человек, поскольку именно в ней происходят встречи с поставщиками, оптовыми покупателями и прочими партнерами. Также дирекция имеет небольшой зал для совещаний.
Бухгалтерия, отдел дизайна и конструкции и компьютерный отделы расположены ближе к входу в кабинетах вдоль коридора. У самого входа располагается отдел дизайна и конструкции, затем компьютерный отдел и бухгалтерия.
Травмоопасную ситуацию в офисе представить довольно трудно. Однако есть несколько весьма неприятных моментов, которые могут повредить здоровью работника офиса.
В офисе пока еще используют мониторы компьютера с электронно-лучевой трубкой. Жидкокристаллических мониторов только два: в кабинете каждого из исполнительных директоров. В остальных отделах таких мониторов нет. Ни один компьютер не защищен экраном, который из-за постоянно включенного верхнего «дневного» света чудовищно бликует. В отделе дизайна и конструкции освещение поставлено удачнее, но защитных экранов тоже нет, но уже по технической необходимости: профессиональная работа с изображениями требует четкого виденья красок, а защитные экраны существенно искажают цвета.
Естественное освещение заменяют верхние лампы «дневного света».
Микроклимат во всех помещениях офиса благоприятный для работы. Все комнаты оснащены кондиционерами, большой объем комнат нейтрализует излучение компьютеров. Воздух в помещениях чистый, не смотря на большое количество документов, на которые легко оседает пыль. Отопление паровое, так что и в серьезные морозы в офисе тепло.
Помещения офиса достаточно хорошо изолированы от шумов. Панели, штукатурка, шкафы с документами не дают проникать шуму автомобилей. Офис располагается в подвальном помещении здания, которое находится от дороги метрах в пятидесяти. Внутренние шумы глушатся ковровыми покрытиями, так что и передвижения людей не мешают работе. Все электро- и коммуникационные провода изолированы и по возможности вообще защищены от физического воздействия. Пробки убраны в специальные ящики. Электробезопасность офиса находится на весьма высоком уровне.
Пожарная безопасность офиса как в обычной организации. Средств автоматического пожаротушения не имеется, огнетушители есть в обоих крупных комнатах (отдел дизайна и конструкции и в дирекции), кроме того, в коридоре есть пожарный кран. Пожарного выхода в офисе нет, поэтому в случае пожара можно осуществить эвакуацию персонала только через главный коридор и главный выход. Степень опасности гибели людей от удушья или невозможности эвакуации очень высокая.
Из-за высокого уровня организации электробезопасности, вероятность короткого замыкания крайне мала. Пожарная подготовка работников минимальна, поэтому их адекватные действия в критической ситуации маловероятны. Электроприборы эксплуатируются очень активно, количество розеток велико, поэтому за их правильным использованием и соблюдением техники пожарной безопасности надо внимательно следить.
Рабочие места организованы на допустимом уровне. Каждый работник имеет свой стол, на котором может наводить порядок в соответствии со своими представлениями о порядке и эффективности работы. Забликованность экранов и ненастроенность рабочей палитры утомляет глаза. В комнатах мало зелени, которая оживила бы помещения, а заодно могла поглощать ионизирующее излучение мониторов. Глаза устают от голых светлых стен — вьющиеся растения или хотя бы плакаты или картины решили бы эту проблему. Мебель удобная, но офисная, в офисе нет ни одного мягкого дивана — это, безусловно, подчеркивает требовательность руководства к своим подчиненным, но лишает людей отдыха, возможности несколько минут посидеть, расслабив спину. Далее составим таблицу соответствия параметров микроклимата помещения офиса, его запыленности, зашумленности и освещенности для оценки выполнения требований санитарных норм и оценки степени комфортности условий труда женщин.
Таблица 9.
Оценка степени соответствия параметров СанПин за 2008 г.
Контролируемый параметр
Значение параметра в офисе
Норма по СанПин
Нормативный документ, подтверждающий соответствие
Освещенность
417лк
400лк
Соответствует СНиП 23-05-95
Влажность
65
65
Соответствует СНиП 2.04.05-91.
Температура
22
22
Шум
62дБа
80дБа
Соответствует
СН 2.2.4/2.1.8.562-96
Уровень ЭМП
Соответствует
СанПин 2.2./2.4.134-0-03
Напряженность электрического поля
2,3 В/м
2,5 В/м
Плотность магнитного потока
24 нТл
25 нТл
Данные таблицы 9 говорят о том, что в помещении офиса соблюдаются все санитарные нормы и правила. Это говорит о том, что руководство со всей ответственностью подходит к обеспечению нормальных условий трудовой деятельности.
Итак, подведем итоги. Травмоопасность в офисе низка из-за отсутствия каких-либо серьезных физический действий. Микроклимат благоприятный благодаря кондиционерам. Электробезопасность высока, шум работников не беспокоит, правда, большей частью по естественным причинам, чем стараниями организаторов. Пожарная защита заключается в двух-трех огнетушителях и пожарном кране, электропроводка пожарной опасности не представляет, и лишь активное использование электроприборов может создать пожароопасную ситуацию. Цветосветовой климат чрезвычайно угнетает глаза, при работе с монитором без антибликового покрытия просто вредно для здоровья. Эргономическая организация мест рациональна, но сугубо практична — работать удобно, восстановиться или передохнуть практически невозможно.
На предприятии соблюдаются санитарные нормы и правила по обеспечению нормальных условий для трудовой деятельности работников.
продолжение
--PAGE_BREAK--